Научная статья на тему 'Квалифицированное молчание в конституционном правотворчестве'

Квалифицированное молчание в конституционном правотворчестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЕЛ В ПРАВЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ МОЛЧАНИЕ ЗАКОНА / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / GAP IN LAW / QUALIFIED SILENCE OF THE LAW / LAW-MAKING / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куракина Светлана Ивановна, Левченко Андрей Васильевич

С учетом того, что право является государственным инструментом регулирования общественных отношений, авторы полагают, что пробелы в современном российском законодательстве не всегда можно объяснить только слабостью юридической техники. В статье предпринята попытка связать общественно-исторические условия, в которых создавалась современная политическая система России и ее правовое ядро Конституция Российской Федерации с наличием пробелов в конституционном праве. Авторы обосновывают тот факт, что пробелы в конституционном правотворчестве являются, по своей сути, квалифицированным молчанием сознательным допущением законодателя пробелов в законе по причине отсутствия политической необходимости их восполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIFIED SILENCE IN CONSTITUTIONAL LAWMAKING

Taking into account the fact that law is a state instrument for regulating public relations, the authors believe that the gaps in modern Russian legislation can not always be explained only by the weakness of legal technology. The article attempts to link the socio-historical conditions in which the modern political system of Russia and its legal core the Constitution of the Russian Federation was created with the presence of gaps in constitutional law. The authors substantiate the fact that the gaps in constitutional law-making are, in essence, qualified silence-a conscious assumption by the legislator of gaps in the law due to the lack of political necessity to fill them.

Текст научной работы на тему «Квалифицированное молчание в конституционном правотворчестве»

УДК 340.1

Куракина Светлана Ивановна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории и истории государства и права, Пермский государственный национальный исследовательский университет [email protected]

Левченко Андрей Васильевич

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и права,

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет

[email protected]

Svetlana I. Kurakina

сandidate of Law,

Associate Professor of the Theory and History of State and Law,

Department of Perm State National Research University

[email protected]

Andrei V. Levchenko

candidate of philosophical sciences,

Associate professor of philosophy and law.

Perm national research polytechnic university

Е-mail: lev4enko. [email protected]

КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ МОЛЧАНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ

QUALIFIED SILENCE IN CONSTITUTIONAL LAWMAKING

Аннотация. С учетом того, что право является государственным инструментом регулирования общественных отношений, авторы полагают, что пробелы в современном российском законодательстве не всегда можно объяснить только слабостью юридической техники. В статье предпринята попытка связать общественно-исторические условия, в которых создавалась современная политическая система России и ее правовое ядро -Конституция Российской Федерации с наличием пробелов в конституционном праве. Авторы обосновывают тот факт, что пробелы в конституционном правотворчестве являются, по своей сути, квалифицированным молчанием - сознательным допущением законодателя пробелов в законе по причине отсутствия политической необходимости их восполнения.

Ключевые слова: пробел в праве, квалифицированное молчание закона, правотворчество, Конституция, Конституционный Суд

Annotation. Taking into account the fact that law is a state instrument for regulating public relations, the authors believe that the gaps in modern Russian legislation can not always be explained only by the weakness of legal technology. The article attempts to link the socio-historical conditions in which the modern political system of Russia and its legal core - the Constitution of the Russian Federation - was created with the presence of gaps in constitutional law. The authors substantiate the fact that the gaps in constitutional law-making are, in essence, qualified silence-a conscious assumption by the legislator of gaps in the law due to the lack ofpolitical necessity to fill them.

Keywords: gap in law, qualified silence of the law, law-making, Constitution, constitutional Court

Учитывая, что право выполняет роль универсального инструмента посредством которого государство регулирует общественные отношения, формальная определенность правовых норм имеет особое значение в законодательстве. В истории эволюции права существуют примеры того как те или иные общественные отношения не были урегулированы законодателем по причинам как объективного, так и субъективного характера. Такую экстраординарную ситуацию в теории права принято называть пробелом в праве. Так, согласно Григорьеву Ф.Л. и Черкасову А.Д., «под пробелом в праве понимают отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования» [7, с. 463]. По мнению Авакьяна С.А., «пробелом можно назвать отсутствие соответствующих конституционных норм, что выглядит как не включение в законодательство отдельных предписаний, взаимосвязанных их групп в существующие нормативные правовые акты и как непринятие целых актов, предназначенных для регулирования соответствующих общественных отношений» [6, с. 3].

Среди всех отраслей права конституционное право занимает особое место в системе права. Это объясняется предметом данной ведущей отрасли публичного права, нормы которой регулируют отношения, связанные с осуществлением политической власти в стране и участием общества в этом процессе. Отсутствие соответствующих конституционных норм влияет на различные сферы правового регулирования.

В действующей конституции существуют пробелы, которые могут породить проблемы политического характера. Одним из них является отсутствие регламентации созыва Конституционного Собрания, которое в соответствии со ст. 135 Конституции РФ [1] имеет право либо подтвердить неизменность действующей Конституции либо разработать проект новой конституции. Сама процедура созыва Конституционного Собрания должна быть предусмотрена федеральным конституционным законом, о чем прямо говориться в ч. 2 ст. 135 Конституции РФ. Однако до настоящего времени данный закон не принят, ни один из разработанных проектов так и не стал действующим федеральным конституционным законом.

Еще одним пробелом действующей Конституции является отсутствие регламентации досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности главы государства и гаранта Конституции РФ исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, что предусмотрено ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Не определен орган или должностное лицо правомочное оценить состояние здоровья Президента России, отсутствуют как юридические, так и медицинские критерии такой оценки, сам механизм прекращения полномочий главы государства в такой ситуации не разработан.

Однако российское законодательство содержит нормы, согласно которым состояние здоровья высших должностных лиц Российской Федерации не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Данная норма содержится в ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» [3]. Исходя из нормы вышеупомянутого закона, органы власти и должностные лица имеют право запрашивать и получать информацию о состоянии здоровья Президента РФ. Однако как уже было отмечено, сама процедура оценки состояния здоровья главы государства не определена.

В связи с запросом Государственной Думы о толковании положений ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, Конституционного Суда РФ в Постановлении от 11.07.2000 № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» отметил лишь, что досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой и объективной процедуры [2]. Конституционный Суд РФ, признав, что такая процедура должна быть особой и носить объективный характер, не определил саму процедуру, полагая, что установление такой процедуры не входит в его компетенцию.

Считаем возможным упомянуть, что в отношении некоторых государственных должностей действующее законодательство регулирует подобные вопросы. Например, согласно ст. 14 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», председатель Банка России может быть освобожден от должности, в том числе, и в случае невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии [4].

Отметим, что в предыдущей Конституции РФ в ст. 165.1, включенной 21 апреля 1992 г. в ее текст, Конституционный Суд РФ имел право давать заключение о наличии у соответствующего федерального должностного лица стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должностью полномочия - по представлению государственной медицинской комиссии [5]. Таким образом, был определен орган власти, который мог установить стойкую неспособность главы государства по состоянию

здоровья осуществлять свои конституционные полномочия и достаточно четко регламентирован порядок исполнения полномочий президента в этом случае. Так в ст. 121.11 предыдущей Конституции в случае невозможности дальнейшего осуществления Президентом своих полномочий, его полномочия исполняет вице - Президент РФ, а в случае невозможности исполнения полномочий главы государства вице - президентом РФ, они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации. В действующей Конституции же, в ч. 3 ст. 92, во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Таким образом, вышеупомянутые пробелы современного российского конституционного права, являются, по нашему мнению, результатом эволюции политической системы России девяностых годов прошлого столетия, во многом как результат противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, представленной Верховным Советом РФ и Президентом соответственно. Победа в этом противостоянии Президента РФ привела к тому, что принятая вскоре действующая Конституция РФ юридически закрепила ведущую роль президента в политической системе России.

На наш взгляд, некоторые неурегулированные вопросы Конституции РФ действующая власть сознательно оставляет открытыми для сохранения стабильности и мира в нашей стране. В юридической литературе подобная ситуация получила название «квалифицированное молчание закона», т.е., когда существование пробела в действующем законодательстве является не результатом слабой юридической техники, а следствием сознательного допущения существования пробела. На сегодняшний день отсутствует особая необходимость восполнить существующие пробелы в конституционном праве, однако, в дальнейшем, если возникнет необходимость восполнить пробелы действующей Конституции РФ, следует исходить не из политической конъюнктуры, а руководствуясь заблаговременно и тщательно разработанной юридической процедуры с учетом объективной потребности развивающегося российского общества.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - URL: http://www/consultant/ru (дата обращения 29.02.2020).

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию

здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» [Электронный ресурс]. - URL: http://www/consultant/ru (дата обращения 29.02.2020).

3. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» [Электронный ресурс]. - URL: http://www/consultant/ru (дата обращения 29.02.2020).

4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) [Электронный ресурс]. - URL: http://www/consultant/ru (дата обращения 29.02.2020).

5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) [Электронный ресурс]. - URL: http://www/consultant/ru (дата обращения 29.02.2020).

6. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 8. - С. 3-1.

7. Теория государства и права: учеб. / под ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.-776 с.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL) [Electronic resource]. - URL: http://www/consultant/ru (accessed 29.02.2020).

2. Resolution of the constitutional Court of the Russian Federation of 11.07.2000 No. 12-P "On the case of interpretation of the provisions of articles 91 and 92 (part 2) of the Constitution of the Russian Federation on early termination of the powers of the President of the Russian Federation in case of persistent inability for health reasons to exercise his powers" [Electronic resource]. - URL: http://www/consultant/ru (accessed 29.02.2020).

3. The law of the Russian Federation of21.07.1993 № 5485-1 (ed 08.03.2015) "On state secrets" [Electronic resource]. - URL: http://www/consultant/ru (accessed 29.02.2020).

4. Federal law No. 86-FZ of 10.07.2002 (ed. of 18.07.2017) "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" (with ed. and extra, Intro. effective from 30.09.2017) [Electronic resource]. - URL: http://www/consultant/ru (accessed 29.02.2020).

5. The Constitution (Basic Law) of the Russian Federation - Russia (adopted by the armed forces of the RSFSR on 12.04.1978) (ed. from 10.12.1992) [Electronic resource]. - URL: http://www/consultant/ru (accessed29.02.2020).

6. Avakyan S. A. Gaps and defects in constitutional law and ways to eliminate them// Constitutional and municipal law. - 2007. - No. 8. - Pp. 3-1.

7. Theory of state and law: studies. / edited by Matuzov N. I. and Malko A.V.-2nd ed., pererab. and additional M.: jurist, 2001.- 776c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.