Научная статья на тему 'Стоять на глыбе слова «медиевализм»'

Стоять на глыбе слова «медиевализм» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Vox medii aevi
Область наук
Ключевые слова
ангажированность / любитель / медиевализм / призвание / Р. Утц / amateur / engagement / medievalism / R. Utz / vocation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яцык Светлана Александровна

Настоящее введение к переводу нескольких статей Ричарда Утца преследует три цели: во-первых, оно призвано обосновать отбор этих статей. Во-вторых — в сжатой форме изложить постулаты «Манифеста медиевализма». В-третьих — поместить исследования профессора Утца в историографический контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To Stand on the Rock of the Word “Medievalism”

Present introduction to the translation of several articles by Richard Utz has three purposes: first, it is intended to justify the selection of these articles. Secondly, it is to present the six medievalist’s manifestos in concise form. Third, it is to place dr. Utz’s research in a historiographical context.

Текст научной работы на тему «Стоять на глыбе слова «медиевализм»»



ЯЦЫК СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА Кандидат исторических наук, главный редактор «Vox medii aevi», научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований, НИУ «Высшая школа экономики» [email protected]; [email protected] https://www.hse.ru/stajf/s.vatsvk https://hse-ru. academia. edu/YatsvkSvetlana Стоять на глыбе слова «медиевализм» Настоящее введение к переводу нескольких статей Ричарда Утца преследует три цели: во-первых, оно призвано обосновать отбор этих статей. Во-вторых - в сжатой форме изложить постулаты «Манифеста медиевализма». В-третьих - поместить исследования профессора Утца в историографический контекст. Ключевые слова: ангажированность; любитель; медиевализм; призвание; Р. Утц. SVETLANA YATSYK Candidate of Sciences (History), Editor in Chief (Vox medii aevi), Research FeLLow of Centre for Medieval Studies, National Research University "Higher School of Economics" (Moscow) [email protected]; [email protected] https://www.hse.ru/stajj/s.vatsvk https://hse-ru. academia. edu/YatsvkSvetlana To Stand on the Rock of the Word "Medievalism" Present introduction to the translation of several articles by Richard Utz has three purposes: first, it is intended to justify the selection of these articles. Secondly, it is to present the six medievalist's manifestos in concise form. Third, it is to place dr. Utz's research in a historiographicaL context. Key words: amateur; engagement; medievaLism; R. Utz; vocation. ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ Яцык С. А. Стоять на глыбе слова «медиевализм» [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). С. 43-47. URL: http:// voxmediiaevi.com/2019-2-vatsvk FOR CITATION Яцык С. А. Стоять на глыбе слова «медиевализм» [Digital Resource] [Yatsyk S. To Stand on the Rock of the Word "Medievalism"] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). P. 43-47. URL: http://voxmediiaevi.com/2019-2-vatsvk

В 2017 г. в издательстве «Arc Humanities Press» вышла монография Ричарда Утца «Манифест медиевализма», положив начало серии «Past Imperfect». Эта книга вписала медиевализм1, понимаемый как «широкий и непрерывный культурный феномен, заключающийся в воссоздании, восстановлении и воспроизведении Средних веков, а также в воспоминании о них»2, в контекст гендерных и колониальных исследований, а также reception studies (исследований рецепции античного наследия).

Помимо историографической контекстуализации, при помощи этого манифеста Утц планировал реформировать то, как медиевисты взаимодействуют со средневековой культурой и как они осмысляют это взаимодействие3. Кроме того, он заявил, что надеется расширить институциональные рамки медиевализма: отметив, что за последние полтора столетия медиевистика превратилась в рафинированную и элитист-скую дисциплину, закрытую для профанов, Утц призвал ученых покинуть башню из слоновой кости, впустив в разговор о Средних веках «любителей». На фоне бесконечной борьбы за рост наукометрических показателей, бюрократизации экс-пертности и традиционных сомнений в «научности» гуманитарного знания этот призыв к convivality4 выглядит наивно, но скандально — в первую очередь, потому что дестигматизиру-ет обращение ученых к широкой публике.

«Манифест медиевализма» составляют шесть глав: две «теоретические», три «интервенции» и одна глава-манифест, резюмирующая тезисы Утца и намечающая пути для будущих исследователей медиевализма. Значительная часть казусов,

1. Понятие «medievalism» прочно укоренилось в английском языке, причем как в профанном (в пользу этого свидетельствует выдача Google, предлагающая более 576 000 результатов при поиске по этому слову), так и в академическом (в базе RI OPAC можно обнаружить 320 публикаций, в названиях которых фигурирует термин «medievalism» (URL: http://opac.regesta-imperii.de/ lang_en/suche.php?qs=medievalism (дата обращения: 17.02.2020)).

На русском академическом поле это понятие пока не прижилось: портал Киберленинка предлагает всего 24 публикации, в которых упоминается (не только в названии) этот термин (URL: https://cyberleninka. ru/search?q=»медиевализм»&page=1) (дата обращения: 17.02.2020).

2. «The ongoing and broad cultural phenomenon of reinventing, remembering, recreating, and reenacting the Middle Ages». Цит. по: Utz R. Medievalism: A Manifesto. Kalamazoo, Bradford, 2017. P. 81.

3. Ibid. P. XI.

4. Ключевой термин в философии радикального педагога Ивана Иллича, не имеющий прямого перевода на русский язык. Теодор Шанин определил его как «искусство дружбы ... во всей полноте его смыслов, т. е. дружба, взаимность, доверие и радость творческого взаимодействия» Цит. по: Шанин Т. Иван Иллич- человек на все времена // Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность

и современный мир. М., 2006. С. 6.

© С. Яцык, 2019

ЮУ

к которым автор апеллирует в этом томе, уже фигурировала в его более ранних работах и выступлениях—в первую очередь, в пленарном докладе «The Notion of the Middle Ages: Our Middle Ages, Ourselves», прочитанном в 2015 г. на 47-м конгрессе медиевистов в Каламазу. Впрочем, Утц и не заявлял «Манифест» как новаторское исследование; он позиционирует его как программное высказывание в рамках исследований Средних веков и медиевализма. В первых двух главах автор призывает ученых обратить внимание на эмоциональный окрас их отношения к средневековой культуре и войти в диалог с «любителями». Первая глава сосредоточена скорее на самоощущении исследователя, вторая — на практиках взаимодействия с «другими»: с энтузиастами, профанами и дилетантами вне академии. «Главы-интервенции» представляют собой своеобразные практические упражнения, демонстрирующие, как именно ученые и любители могут обращаться со средневековым прошлым и его влиянием на современность. Первая «интервенция» сводится к тезису, что медиевализм связан с современностью через элементы прошлого, которые сохраняются в массовой культуре. Во второй «интервенции» Утц анализирует сочетание фантазий о средневековом и довоенном прошлом в архитектуре американского Юга. В третьей исследует роль религиозного чувства в сохранении связи между прошлым и настоящим.

Закрывает сборник сам «Манифест медиевализма». Перечислим его ключевые постулаты:

• Между профессиональными медиевистами и «любителями» Средних веков нет принципиальных различий;

• Изучая средневековый феномен, необходимо задумываться и о том, как он осмыслялся в последующие эпохи, после Средних веков;

• Историкам следует писать не только для коллег-профессионалов, но и для широкой публики;

• При найме и продвижении научных сотрудников по карьерной лестнице должна учитываться их просветительская и общественная деятельность;

• Увлечение «любителей» Средними веками — это не проклятие, а дар. Ученым следует это принять, научиться использовать и начать изучать;

Традиционные академические практики должны сохраниться, но миру нужны и новые медиевисты, те, кто не побоится участвовать в публичных дебатах, публиковаться в медиа и вступить в диалог со всеми заинтересованными.

Глава-манифест, безусловно, любопытна как слепок эпохи, но сложно не заметить, что сам автор следует не всем заявленным принципам. Имея высокий академический статус5, он рассказывает о проблеме замкнутости академического сообщества членам этого же сообщества на страницах монографии, не пренебрегая ссылочным аппаратом. Впрочем, книга стоит $16,95, то есть примерно в десять раз меньше, чем большинство исторических исследований, выпускаемых американскими университетами.

Несмотря на то, что сам манифест медиевализма изложен в последней главе, для перевода мы выбрали первую, «При чем здесь любовь?». Она посвящена не только историографическим тенденциям, но и семейной истории автора, а также его пути к медиевистике. Выводя автобиографические детали на академическое поле, Утц показывает, что за выбором темы исследования может скрываться страсть ученого, а каждый медиевист является культурным продуктом эпохи, поэтому не способен полностью избавиться от образов Средних веков, присущих его культуре.

Удивительно, что этот тезис кажется революционным: в сущности, Утц всего лишь приложил к медиевистике ряд идей Макса Вебера, изложенных, например, в знаменитой лекции «Наука как призвание и профессия»6 и в статье «Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке»7. Вебер вслед за Риккертом8 полагал, что «научный интерес» любого ученого складывается в результате «отнесения реальности к ценностям», а направление всякого исследования диктуют культурные интересы эпохи9. Вебер утверждал, что при постановке исследовательского вопроса невозможно освободиться от практических оценок, однако в ходе научной работы следует ограничиться логическими суждениями. При этом Ве-бер ратовал за то, что исследователи и, тем более, преподаватели должны «признаваться» аудитории в том, какие этические

5. Утц- глава кафедры в колледже имени Ивана Аллена Технологического института Джорджии и президент Международного общества изучения медиевализма.

6. Вебер М. Наука как призвание

и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 707-735.

7. Там же. С. 547-601.

8. Риккерт Г. Науки о природе

и науки о культуре. М., 1995. С. 93-94.

9. Вебер М. Наука как призвание и профессия... С. 569.

и политические убеждения, культурные идеалы и прочие элементы мировоззрения повлияли на их научную работу. Ученые и преподаватели, заявляющие о беспристрастности своих публикаций и лекций, лишают слушателей и читателей возможности защититься от их ценностной позиции, маскируя ее.

Утц подхватывает эту идею: поскольку на оптику каждого историка влияет множество факторов (гендерная, национальная и религиозная идентичность, принадлежность к определенной школе или политическому течению, круг чтения и многое другое), единственное, что ему или ей остается, — осознать экзистенциальную ангажированность своих исследований и публично заявить о том, какие предпочтения сказались на выборе темы исследования. Последовательно воплощая эту позицию в жизнь, Утц неизменно сопровождает свои публикации «академическими селфи» и делится историями о том, как впервые услышал среднеанглийский язык или как его родители участвовали в костюмированных псевдосредневековых парадах.

Призывы к «ангажированному знанию» не раз звучали в других гуманитарных дисциплинах (в первую очередь, пожалуй, в социологии10). Проповедники ангажированности выдвигают разные аргументы в ее пользу и предъявляют к ней разные требования. Так, одни авторы предостерегают политически ангажированных социологов от подчинения их исследований утилитарным интересам государства и капитала11, а другие призывают к action research, активистским исследованиям, одновременно приумножающим академическое знание и решающим политические задачи12. При этом в среде историков значительно более распространено умолчание, предполагающее, что историческая наука нейтральна по отношению к потенциальным способам ее использования. Но риторика «чистой науки» опасна и сама по себе обладает политическими последствиями. Поэтому редакция «Vox medii aevi», пытаясь различить «запах человечины» не только в исторических источниках, но и в историографии, публикует перевод главы об ангажированной медиевистике и приглашает коллег к ее обсуждению.

10. См., например: Бурдье П. За ангажированное знание // Неприкосновенный запас. 2002. №5. С. 61-63; Може Ж. Социологическая ангажированность // Поэтика

и политика. М.; СПб., 1999. С. 292-324.

11. Mills C. W. The sociological imagination. New York, 2000. P. 192.

12. Davison R, Martinsons M,

Kock N. PrincipLes of canonicaL action research // Information Systems JournaL. 2004. №14(1). P. 65-86.

>!< >!<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.