Научная статья на тему 'Медиевализм: откуда и куда?'

Медиевализм: откуда и куда? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
938
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Vox medii aevi
Область наук
Ключевые слова
дилетант / другой / любитель / медиевализм / amateur / dilettante / medievalism / other

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Утц Ричард

Вступительное слово доктора Ричарда Утца, президента Международного общества изучения медиевализма. В этой небольшой и в чем-то интимной заметке исследователь рассуждает о факторах, влияющих на оптику ученого, о «я» познающего субъекта и о «публичных» медиевистах и медиевалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medievalism: Whence and Whither?

An introduction to this volume provided by Dr. Richard Utz, President of the International Society for the Study of Medievalism. This personal and short foreword covers the topics of affect, the public, and the «I» of the investigating subject.

Текст научной работы на тему «Медиевализм: откуда и куда?»



УТЦ РИЧАРД PhD, профессор Школы литературы, медиа и коммуникаций, Технологический институт Джорджии (США) [email protected] https://www.medievalitas.com Медиевализм: откуда и куда? Вступительное слово доктора Ричарда Утца, президента Международного общества изучения медиевализма. В этой небольшой и в чем-то интимной заметке исследователь рассуждает о факторах, влияющих на оптику ученого, о «я» познающего субъекта и о «публичных» медиевистах и медиевалистах. Ключевые слова: дилетант; другой; любитель; медиевализм. RICHARD UTZ PhD, Professor in the School of Literature, Media, and Communication, Georgia Institute of Technology (USA) [email protected] https://www.medievalitas.com Medievalism: Whence and Whither? An introduction to this volume provided by Dr. Richard Utz, President of the International Society for the Study of Medievalism. This personal and short foreword covers the topics of affect, the public, and the «I» of the investigating subject. Key words: amateur; dilettante; medievalism; other. ПЕРЕВОДЧИЦА Ермолаева Анастасия Вячеславовна, стажер-исследователь Лаборатории медиевистических исследований, НИУ «Высшая школа экономики» [email protected] ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ Утц Р. Медиевализм: откуда и куда? [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). С. 52-55. URL: http://voxmediiaevi.com/2019-2-utz-2 TRANSLATOR Ermolaeva Anastasiia, Graduate Research Trainee, Centre for Medieval Studies, National Research University "Higher School of Economics" (Moscow) [email protected] FOR CITATION Утц Р. Медиевализм: откуда и куда? [Digital Resource] [Utz R. Medievalism: Whence and Whither?] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). P. 52-55. URL: http:// voxmediiaevi.com/2019-2-utz-2

В самом начале научной карьеры, пытаясь написать докторскую диссертацию о взаимосвязи между философией и теологией оккамизма и позднесредневековой поэзией Джеффри Чосера, я впервые столкнулся с проблемой рецепции и с тем, как многочисленные уровни восприятия в разных культурных и исторических контекстах создают сложный палимпсест, в котором можно различить как мысли людей Средневековья, так и артефакты 1980-х годов. Чуть позже, перебравшись из Германии в США и начав преподавать средневековую литературу и культуру в стране, где нет материальных следов «настоящего» Средневековья, я вынужденно обратился к изучению бесчисленных путей, на которых мои студенты встречают образы Средневековья. Как правило, они видят Средневековье воссозданное (в архитектуре, литературе, кино и играх), восстановленное (Общество творческого анахронизма (Society for Creative Anachronism)) и академическое (благодаря исторической лингвистике и другим областям, смежным с медиевистикой). Регулярное общение и сотрудничество с Л. Дж. Уоркманом и Кэтлин Вердуин (основателями medievalism studies в англоязычном мире), с Томом Шиппи, Гвендолин Морган, Уильямом Калином и многими другими коллегами, проводившими похожие интеллектуальные изыскания в рамках Международного общества по изучению медиевализма (the International Society for the Study of Medievalism), помогло сформулировать теоретические основы для более глубокого понимания медиевализма как культурного феномена. Я согласен с Полем Зюмтором, верно отметившим, что «восприятие пространства всегда отталкивается

© Р. Утц, 2019 - 53 -

та

от представления о том, что здесь ; восприятие другого — от представления о себе самом. При этом старое заблуждение, призывающее нас рассуждать о прошлом, игнорируя собственное "сейчас", способно сделать устаревшим и бесполезным любое толкование этого прошлого»1. Я уверен, что изучение восприятия прошлого защищает его от ограниченных, снобистских и идеологизированных прочтений.

В английском языке medievalism — это поливалентный термин, обозначающий непрерывную рецепцию средневековой культуры в постсредневековый период, с первой половины XIX века; тогда он чаще всего использовался как синоним «Средневековья» и как консервативный культурный ответ на континентальные «измы» и революционные движения, такие как «демократизм», «республиканизм», «социализм» и «коммунизм», которые, казалось, заполонили Британские острова2. Как лингвистический акт, отвечающий на некоторое давление внутри и за пределами академического сообщества, медиевализм может быть непосредственным результатом того, что Райнхарт Козеллек назвал процессом «темпорализации» (Verzeitlichung), знаменующим переход от мышления раннего Нового времени к современности и современному университету. Английский термин «медиевализм», отвергнутый учеными конца XIX—начала XX веков, стремившимися отделить свою деятельность от работ их ревностных предшественников-дилетантов от чего-то абсолютно «другого», далекого от академический исследований Средневековья, все же выжил, вероятно, благодаря уникальной преемственности, присущей британскому народу, который не переставал чувствовать связь со своим средневековым прошлым все время: от раннего Нового времени до современности.

Я никогда не считал, что нужно проводить границу между «медиевистикой» и «медиевализмом», между так называемым «любителем» или «дилетантом», с одной стороны, и профессиональным ученым — с другой. В конце концов, в академической работе я всегда находился на разных этапах между новичком и специалистом, перемещался среди знакомых и новых для меня областей знаний и сотрудничал с коллегами, которые либо опережали меня, либо отставали на исследовательском

1. Zumthor P. Speaking of the Middle Ages / trans. by S. White. Lincoln, 1986. P. 33.

2. Об этом процессе см.: Utz R. Coming to Terms with Medievalism // European Journal of English Studies. 2011. Vol. 15. №2. P. 101-113.

> 3. Verduin K. Shared Interests of SIM and MFN // Medieval Feminist Newsletter. 1997. Vol. 23. №1. P. 33.

> 4. О недавней дискуссии по этому вопросу см.: Matthews D. Putting on the Armour: A Response to Richard Utz // Praticas da Historia, Journal on Theory, Historiography and Uses of the Past. 2017. Vol. 4. P. 237-243; Utz R. Recensao a Medievalism: A Critical History, de David Matthews // Praticas da Historia, Journal on Theory, Historiography and Uses of the Past. 2016. Vol. 3. P. 155-161. О наглядных примерах публичного медиевализма, которому я надеюсь способствовать, см.: Utz R. 1) Of Monks and Medievalists // Medievalists.net. 24.05.2019. URL: http://www.medievalists. net/2019/05/of-monks-and-medievalists; 2) Should Medievalists be Teaching Game of Thrones // Medievalists.net. 07.04.2019. URL: http://www.medieval -ists.net/2019/04/should-medievalists-be-teaching-game-of-thrones; 3) We Want Wall. We Want Knight. Not.- Medievalism and the Atlanta Super Bowl // Medievally Speaking. 03.02.2019. URL: https://medievallyspeaking.blogspot. com/2019/02/we-want-wall-we-want-knight-not.html; 4) Were Women Ever Sacred? Some Medieval and Modern Men Would Like Us to Think So // Me-dievalists.net. 14.10.2018. URL: http:// www.medievalists.net/2018/10/were-women-ever-sacred; [4] >

пути. Резкий рост доступности информации о Средневековье и обо всех других возможных и невозможных темах в XXI веке только укрепил мое убеждение, что, в конце концов, все ученые-медиевисты на самом деле только вносят вклад в различные теории и реконструкции, являющиеся частью феномена медиевализма. Поэтому, как и Кэтлин Вердуин, я считаю, что «если "медиевализм" <...> включает в себя весь диапазон взаимодействия со Средними веками в постсредневековый период, тогда и сама медиевистика должна рассматриваться как часть медиевализма, а не наоборот»3. Как следствие, я больше не делаю строгого эпистемологического различия между собой и многочисленными любителями средневековой культуры вне академии. Единственное различие, которое я вижу между этими двумя типами «любителей», проявляется в той степени, в которой профессиональные медиевисты деперсонализируют свою страсть к прошлому, сублимируют ее в научные и наукообразные практики и делятся своими исследованиями с прискорбно малым числом академических коллег. Таким образом, для меня медиевализм стал возможностью отказаться от общения и чтения лекций с позиции эксперта. Вместо этого теперь я стремлюсь говорить и учиться вместе с другими, независимо от их формальной академической подготовки. Чтобы сделать это, мне пришлось отказаться от ношения моей профессиональной брони, опустить мост и стать публичным медиевистом4.

«Манифест» появился в моей карьере в тот момент, когда я был готов поделиться опытом с коллегами. В этой небольшой книге я хотел показать, как, работая со средневековыми текстами, предметами и людьми, говорить с позиции «сейчас». Как говорить с позиции «Я», потому что наше стремление приобщиться к Средневековью всегда имеет какую-то личную и эмоциональную основу. Как говорить с позиции широкой «аудитории», для которой и с которой мы должны работать5. Я надеюсь, что это вдохновит многих читателей задуматься о том, чтобы

< 3, 4

< [4] 5) Whose (Medieval) Congress Is It Anyway? // Inside Higher Ed. 02.08.2018. URL: https://www. insidehighered.com/views/2018/08/02/ critique-debate-over-medieval-studies-opinion: 6) Deggendorf, and the Long History of its Destructive Myth // The Public Medievalist. 31.08.2017. URL: https://www.publicmedievalist.com/ deggendorf: 7) Game of Thrones among the Medievalists // Inside Higher

Ed. 17.07.2017. URL: https://www. insidehighered.com/views/2017/07/14/ why-game-thrones-shouldnt-be-used-effort-recruit-future-medievalists-essay: 8) Cupid at the Castle: Romance, Medievalism, and Race at Atlanta's Rhodes Hall // The Public Medievalist. 04.04.2017. URL: https://www. publicmedievalist.com/rhodes-hall (дата обращения для всех URL: 28.04.2020).

5. Больше этих основополагающих идей я в общих чертах описал в этой небольшой статье: Utz R. Don't Be Snobs, Medievalists // The Chronicle of Higher Education. 24.08.2015. URL: https://www.chronicle.com/article/Dont-Be-Snobs-Medievalists/232539 (дата обращения: 28.04.2020).

6. Я представил краткий обзор реакции на «Манифест» в период с 2017 по январь 2019 года для блога «ARC Humanities Press». См.: Utz R. The Manifesto Received // ARC Humanities Press blog. 20.03.2019. URL: https://arc-humanities.org/blog/2019/03/20/the-manifesto-received (дата обращения: 28.04.2020). Берит Кйэрулф недавно опубликовала обзорную статью «Медиевализм и пост-средневековое Средневековье», также содержащую значительный отклик на «Манифест»: Kjœrulff B. Medievalism and the post-medieval Middle Ages // Orbis Litter-arum. 2018. Vol. 73. P. 458-470.

пойти по тому же пути6.

>!< >!<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.