Научная статья на тему 'Сторонники трудового воспитания продолжают дело своего великого учителя iх международный конкурс трудовых школ имени А. С. Макаренко'

Сторонники трудового воспитания продолжают дело своего великого учителя iх международный конкурс трудовых школ имени А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА-ХОЗЯЙСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРУД / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БРИГАДА / ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ / SCHOOL-FARM / PRODUCTION LABOR / SOCIAL PARTNERS / TRAINING AND PRODUCTION TEAM / EDUCATION THROUG THE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никольская Нина Ивановна

Участники и победители Конкурса им. А.С. Макаренко (2011 г.) в лицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сторонники трудового воспитания продолжают дело своего великого учителя iх международный конкурс трудовых школ имени А. С. Макаренко»

Народный

ТРОЕКТ

СТОРОННИКИ ТРУДОВОГО воспитания продолжают дело своего великого учителя

IX Международный конкурс трудовых школ имени А.С. Макаренко

«Я сторонник не только трудового, но и производственного воспитания... Производственная школа у нас со временем будет; я теперь буду бороться за то, чтобы в нашей... школе было производство».

А.С. Макаренко

• школа-хозяйство • производственный труд • социальные партнёры

• учебно-производственная бригада • воспитание трудом

С1 по 5 апреля в Москве собрались руководители школ, которые сделали основой своей работы профессиональное завещание великого социального реформатора, основоположника научной, природосообразной педагогики А.С. Макаренко: «Нужна организация школы как хозяйства».

Девятый раз прошёл международный конкурс им. А.С. Макаренко, а параллельно ему — научно-практическая конференция, Макаренковские чтения по теме «Социальное предпринимательство и педагогическая

инноватика для инновационного развития страны». По большому счёту — для её модернизации, о чём сегодня так много говорится на всех уровнях. Правда, подобные разговоры заканчиваются пока, в основном, декларацией, благими пожеланиями...

Школы, работавшие в течение конкурсных дней на базе Федерального детского эколого-биологического центра, создают своей практикой реальную основу для такой модернизации, организуя

продуктивную хозяйственную деятельность подростков по Макаренко, возвращая в образовательные приоритеты воспитание в процессе производственного труда.

Они очень разные, эти педагогические коллективы, работающие в различных видах образовательных учреждений — в сельской школе деревни Кинерь Кировской области, в Центре социально-трудовой адаптации и профориентации посёлка Круглово Калининградской области, на станции юных натуралистов г. Свободного Амурской области, в лицее имени Героя России Веры Волошиной подмосковного Наро-Фоминского района, в Жабыльской школе Мегино-Кангалас-ского улуса Республики Саха (Якутия), в 259-й московской школе, в Светлянской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида Воткинского района Удмуртской Республики и в других территориях.

У них разные производства, разный масштаб хозяйственной деятельности, но все они, по совету Макаренко, придают первостепенное значение интеллектуальному и социальному содержанию» производственного труда, побуждая школьников к труду, мотивируя их.

Сегодня, когда из школы «вытравлен» труд, когда он заменён трудом виртуальным (строительством домов и ремонтом машин на компьютере, «сваркой» в тетрадях на уроках технологии), особенно важно, чтобы в школе ребята занимались продуктивной хозяйственно-производственной деятельностью. Это важно и для всего современного общества, в котором извечная ценность труда подменена сегодня ценностью денег, а число потребителей, ставшее главным ориентиром рыночной экономики, а с некоторых пор и образовательной отрасли, многократно превышает число созидателей, производителей...

Прямым доказательством продвижения от Макаренко «мемориального» к Макаренко-практику стала деятельность Калининградского Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «МОСТ». Его директор

Валентина Яковлевна Панасенко на презентации своего опыта уверенно сказала: «Производство в нашем учреждении организовано не ради прибыли, а в первую очередь с воспитательной целью». Это прямое развитие идеи социально-педагогического проекта А.С. Макаренко, который говорил: «Мы делаем не фотоаппараты, .мы делаем людей».

Реалистично мыслящие педагоги понимают, что без подлинного труда в макарен-ковском смысле — образцового, рентабельного и технологичного воспитание — это пустая болтовня. А применительно к детям с проблемами в развитии производственный труд выполняет ещё и важнейшую социально-педагогическую функцию — реабилитационную. И не только социально реабилитирующую, но и медицински корректирующую проблемы здоровья. За четырнадцать лет работы Центра многие дети с девиантным поведением и с проблемами в здоровье выросли полноценными гражданами страны: труд стал для них потребностью, неотъемлемой частью жизни, источником удовлетворения и даже удовольствия. И что важно — помог избавиться от недуга.

В процессе девятилетней работы конкурса сложилась такая традиция: руководители школ-хозяйств, завоевавших призовые места, становятся членами жюри последующих конкурсов. Семь лет назад одно из призовых мест было присуждено Новоле-ушковской школе-интернату VIII вида Краснодарского края. Директор школы Т.И Курасова рассказала тогда, как труд не только помогает учителям воспитывать детей с проблемами в развитии и в здоровье, но и корректирует суровый врачебный диагноз. Семь производственных участков в школе помогли многим её воспитанникам обрести прочное ремесло, преодолеть остроту заболевания, войти в жизнь общества. Конкурс и победа на нём побудили коллектив школы расширить сферу деятельности ребят, и сегодня эта сельская школа — мощное многопрофильное хозяйство с животноводством,

полеводством, пчеловодством, виноградарством и прикладным художественным творчеством.

А директор успешно защитила кандидатскую диссертацию. Так что у Макаренковского конкурса есть уже своя история, свои любопытные коллизии и свои герои.

Один из них — Ахтам Хабибзянович Чуга-лаев, победивший на конкурсе имени А.С. Макаренко в 2006 году. С тех пор он стал бессменным участником работы жюри, настолько увлекли его идеи конкурса. Такая содержательная подпитка в немалой степени способствовала тому, что в 2010 году Ахтам Хабибзянович стал победителем первого Всероссийского конкурса «Директор школы».

Яркие личности были представлены и на IX конкурсе. С огромным вниманием слушала аудитория эмоциональный рассказ директора основной школы деревни Кинерь Малмыж-ского района Кировской области Аркадия Петровича Манакова. Двадцать лет назад зародилось в этом малочисленном сельском коллективе учебно-опытное хозяйство со скромным названием «Школьник». С тех пор оно стало многопрофильным школьным производством: ребята выращивают овощи и зерновые на 30 гектарах, построили свинарник для свинофермы, зерносклад, завели пасеку (кормят мёдом бесплатно всю школу), оказывают населению транспортные услуги, помогают односельчанам обрабатывать приусадебные участки. Школьное хозяйство обзавелось техникой — комбайном «Нива», трактором, автомобилем ГАЗ, погрузчиком-копновозом, культиватором, крупорушкой (для обработки гречихи). И всё это на заработанные «Школьником» деньги. Аркадий Петрович признался коллегам, что восемнадцать лет не был в отпуске. Да и как же ему уезжать из Кинери, если всё летнее каникулярное время занято управлением школьным производством, а ещё и реализацией авторской учебной программы и элективных курсов по основам фермерского хозяйства и предпринимательской деятельности. Прав, прав классик: «удивительные по колоритности типы рождает земля русская». Колорит этот чувствуют в области и районе: школа многократно занимала призовые места на местных конкурсах, получила грант правительства Кировской области и диплом областного Департамента образования. И при всём

этом местные финансисты не стесняются брать налоги с доходов, которые получают сельские дети. Таковы мерзкие «перекосы» нынешней нашей жизни.

На конкурсе выявилась очень прогрессивная тенденция в деятельности школ-хозяйств — их тесное сотрудничество с социумом, партнёрские отношения с производственными предприятиями и негосударственными структурами. Многие годы школу обвиняли в отраслевой замкнутости, в закрытости. Производственная деятельность побуждает педагогические коллективы к открытости, что обогащает и саму школу, и её окружение. Об этом в своём отчёте-презентации написала директор Жабыльской средней школы имени

Н.В. Петрова Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия) Любовь Васильевна Кычкина, отличник образования республики.

.Сурова природа Якутии, короткое лето, длинная зима. В этих условиях многократно увеличиваются трудности работы на земле и в животноводстве.

И тем не менее учителя Жабыльской школы активно приобщают ребят к сельскохозяйственному труду. Здесь создано сельхозпроизводство, школа вошла в Ассоциацию агропрофилирован-ных школ Республики Саха (Якутия), о чём рассказывала в своё время Феодосия Габышева, в недавнем прошлом министр образования, а ныне — заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия). Это движение школ — мощный ресурс подготовки сельскохозяйственных кадров для северных территорий России.

Нелегко школьникам выращивать картофель, морковь, разводить плодовоягодный сад. Но учителям помогают социальные партнёры школы — Тюн-гулюнский профессиональный лицей № 4, кооперативы — животноводческий «Арыылаах», сельскохозяйственный «Дьябыыл», коневодческий «Дьоруо»

и другие предприятия. Благодаря этому сотрудничеству агрошкола успешно готовит учеников к труду в сельхозпроизводстве, даёт им профессию и знания в области основ бизнеса, экономики, хозяйствования в сельской усадьбе, механизации сельхозтруда, автодела. В экономику улуса влилось за эти годы около 150 квалифицированных рабочих нового поколения, подготовленных школой.

В педагогической печати в последнее время идёт активная дискуссия: закрывать ли детские дома, которые, по мнению некоторых участников дискуссии, помещают детей в некую резервацию, воспитывая иждивенчество? В Макаренковском конкурсе ежегодно участвуют детские дома, в которых созданы производства, дети овладевают различными профессиями и успешно интегрируются в современную жизнь. Опыт именно такого учреждения — Сухоложско-го детского дома — представила его директор Ольга Александровна Колегова. В детдоме действует спортивно-производственный центр, в рамках которого созданы производственные участки, тепличный комплекс, фермерское хозяйство. Воспитанники выращивают овощи, занимаются пчеловодством, животноводством, конным спортом. Детско-взрослое производство позволяет воспитанникам детского дома овладевать сельскохозяйственными профессиями и самостоятельно строить свою взрослую жизнь. И тем не менее Ольга Александровна призналась, что участие в конкурсе заставило её по-новому осмыслить свой опыт. Появилось желание многое сделать, приехать снова на конкурс и победить.

Учебно-производственная бригада (село Крымский Альшеевского района Башкортостана), подсобное хозяйство (Центр социально-трудовой адаптации «Мост»), трудовые проекты (школа № 5 г. Вятские Поляны Кировской области), учебно-производственные мастерские (профлицей № 111 г. Златоуста Челябинской области) и другие формы производственной деятельности школьников, представленные на конкурсе, убедительно до-

казали, что идеи Антона Семёновича Макаренко живы, что есть школы, понимающие воспитательную ценность производственного труда для судеб самих школьников и ближайшего будущего нашей страны, для её реального поворота к лучшей доле, к зримому улучшению экономики, а не её мифической модернизации. Школы-конкурсанты не похожи друг на друга, у каждой из них — свой путь практического воплощения идей великого педагога — организации жизни детско-взрослого производственного коллектива.

Нельзя не отметить и роль региональных руководителей в успехах производственного воспитания. Некоторые регионы начали собственные программы по трудовому воспитанию. Из года в год направляют на конкурс своих представителей Амурская, Челябинская области, республик Саха (Якутия) и Башкортостан. Руководители органов образования этих регионов ведут целенаправленную деятельность по поддержке школ-хозяйств, расширению их возможностей. Калининградская область также проявила немало заботы о трудовом воспитании, и как итог — победа центра социально-трудовой адаптации «МОСТ» на конкурсе.

Этой позиции педагогов, чётко заявленной в процессе работы IX Международного конкурса им. А.С. Макаренко, можно искренне аплодировать. Но. аплодисменты гаснут от тревожного осознания того, что из 47 тысяч школ России только около 200 приняли участие в конкурсе за эти годы. Почему?

Журнал «Народное образование» не раз поднимал эту тему, стремясь понять причину такого отношения к труду. Почему педагогическое сообщество не осознало до сих пор универсальное воспитательное значение труда? Причин тому много, и главная из них — государственная политика в области воспитания. В президентской инициативе «Наша новая школа» о необходимости воспитания трудом, реальным делом — ни слова. Главный

руководитель образовательной отрасли считает, что её основная задача — «воспитывать грамотного потребителя», и умалчивает о том, кто же будет грамотно производить потребляемое грамотным потребителем?

«Цепная реакция» пренебрежения к подготовке людей, умеющих и желающих трудиться, создавать что-то для общественного блага (а не только брать от жизни всё, ничего не давая взамен), идёт дальше: руководители школ не хотят себя обременять лишней заботой, «головной болью». Им и без того её достаточно от одних только бумаг — отчётов, справок, обрушившихся сегодня на школу, как цунами на провинцию Фукусиму. А вслед за школой и родители, семья утратили веру в первостепенное значение труда в жизни человека. Это очень странно, но факт: по исследованию сотрудников Института социальной педагогики РАО, 37% сельских родителей не хотят, чтобы их дети занимались сельскохозяйственным трудом. Альтернатива этому — воспитание люмпенов.

На этом социально-педагогическом фоне школы хозяйства, участвующие в конкурсе имени А.С, Макаренко и продолжающие развивать идеи великого реформатора — это истинные новаторы, творцы самой необходимой сегодня стране инновационной образовательной технологии — воспитания молодого поколения трудом. Об этом шла речь и на традиционной научно-практической конференции, Макарен-ковских чтениях, сопутствующих конкурсу.

В чтениях приняли участие Олег Николаевич Смолин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию, Владимир Васильевич Морозов, директор Центра воспитания и дополнительного образования им. А.С. Макаренко Западного окружного Управления образования Департамента образования г. Москвы, член правления Международной Макаренковской ассоциации; Валентина Ивановна Максакова, профессор Московского педагогического государственного университета, член правления Российской Ма-каренковской ассоциации, Людмила Ивановна Маленкова, профессор Московского педагогического государственного университета, Александр Юрьевич Федосов, профессор факультета информационных технологий Российского государственного социального университета,

Эмилиано Меттини, магистр философии, вице-президент Международной Макаренковской ассоциации и другие.

Все они раскрывали значение уникального социального проекта А.С, Макаренко для современной педагогики, для вывода страны из кризисного состояния в ближайшие годы. Не услышим советов великого педагога, не переведём их на язык современной педагогической практики, так и останемся на долгие годы «Верхней Вольтой со стратегическими ракетами».

Несколько лет назад покойный ныне академик РАО Виталий Александрович Сластёнин, выступая на Макаренков-ских чтениях, говорил: «Научная педагогика Макаренко противостоит идеям «свободного воспитания» — процессу неуправляемому, стихийному, разрушительному, получившему широкое распространение». Добавим к этому: и приведшему к событиям на Манежной площади в Москве, в станице Ку-щевской Краснодарского края, на Саяно-Шушенской ГЭС и ещё к череде преступных, безответственных действий, порождённых отсутствием макаренков-ских «необратимых закреплений жизни», свойственных человеку труда, а не его имитаторам.

* * *

По итогам IX Международного конкурса имени А.С. Макаренко жюри приняло следующее решение.

Первое место присуждено Центру социально-трудовой адаптации и профориентации посёлка Круглово Зеленоградского района Калининградской области (директор Валентина Яковлевна Пана-сенко).

Второе место разделили два образовательных учреждения: лицей имени Героя России Веры Волошиной Наро-Фоминского района Московской области

(директор Татьяна Борисовна Енякина) и Светлянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Во-ткинского района Удмуртской Республики (директор Татьяна Николаевна Вершинина).

Третье место присуждено профессиональному лицею № 111 города Златоуста Челябинской области (Вячеслав Анатольевич Тасинцев).

Жюри особо отметило многолетнюю производственную деятельность и успехи в производственном воспитании педагогических коллективов школ, которые стали лауреатами конкурса:

1. Общеобразовательную школу деревни Кинерь Малмыжского района Кировской области (директор Аркадий Петрович Ма-наков).

2. Жабыльскую среднюю общеобразовательную школу имени Н.В. Петрова Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (директор Любовь Васильевна Кычкина).

3. Среднюю общеобразовательную школу села Крымский Альшеевского района Республики Башкортостан (директор Альфия Файзиевна Гимранова).

Директора образовательных учреждений — победители и лауреаты конкурса награждены медалью А.С. Макаренко «За педагогическую доблесть».

Все конкурсанты получили именные дипломы участников IX Конкурса имени А.С. Макаренко и подарки для школ от спонсоров конкурса.

Организаторы конкурса — автономная некоммерческая организация издательский дом «Народное образование» и Международная Макаренковская ассоциация искрен-

не поздравляют победителей и участников конкурса и желают им дальнейших успехов в трудовой подготовке молодёжи к жизни!

Организаторы IX Международного конкурса им. А.С. Макаренко выражают глубокую признательность благотворителям конкурса:

Яковлеву Юрию Борисовичу, руководителю открытого некоммерческого образовательного проекта «Новая инновационная школа», компания Softline;

Фомченкову Александру Владимировичу, коммерческому директору компании «Кирилл и Мефодий»;

Ястребцевой Елене Николаевне, генеральному директору, Стромову Николаю Сергеевичу, коммерческому директору ООО «КМ-Образование» (дистрибьютор компании «Кирилл и Мефодий»);

Косинскому Игорю Леонидовичу, директору по внедрению технологий корпорации «Грин-ПИК»;

Будниченко Василию Ивановичу, генеральному директору ООО «Биоторг» («ЭМ — КООПЕРАЦИЯ»);

Борисовой Ирине Петровне, президенту Некоммерческого фонда поддержки образования и обеспечивающей его промышленности «Единство»;

Самборскому Евгению Владимировичу,

генеральному директору компании «Учпрогресс».

Информационную поддержку конкурсу оказывали: портал www.ucheba.ru, журналы «Народное образование», «Социальная педагогика».

Репортаж подготовила Нина Никольская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.