Научная статья на тему '. Stories on the front grandeur of the departed centuries'

. Stories on the front grandeur of the departed centuries Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гришина Е.В.

Artists, writers and philosophers at the end of XIX c. — in the beginning of the XX century were trying to make sense of the world history of art, it’s different periods and patterns were becoming (became) the object of the artistic interest and retrospective predilection. Retrospective style, invented by the artists of «The World of Art», found its implementation in the series of «Versailles» sketches of A. Benua, depicting the Palace, the Park, promenades of the King and his court, bathing marquises. These works give an opportunity to get acquainted with the history and the architecture of the past centuries, to see the world of the Past through the eyes of the contemporary of the Silver Age and to touch the history through the image created by the artist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «. Stories on the front grandeur of the departed centuries»

Е. В. Гришина

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

«...ПОВЕСТИ О ПАРАДНОЙ ПЫШНОСТИ МИНУВШИХ СТОЛЕТИЙ»

Существенный импульс в развитии русской художественной культуры конца XIX — начала XX века, Серебряного века дало эстетическое направление членов объединения «Мир искусства». Деятельность «мирискусников» органично входила в русло общественного движения, направленного на преобразование общества исключительно средствами культуры и искусства, т.е. путем духовного совершенствования. Художники, литераторы, философы стремились осмыслить мировую историю искусства, великие эпохи и уникальные памятники, которые становились объектом художественных пристрастий и ретроспективных увлечений.

Можно вспомнить организованные С. Дягилевым, одним из создателей художественного объединения «Мир искусства», ис-торико-художественную выставку русских портретов, состоявшуюся весной 1905 года в Таврическом дворце Петербурга, парижскую ретроспективную выставку русского искусства, от древнерусских икон и до произведений современных мастеров, проходившую в октябре 1906 года. Эти события не могли не повлиять на современный художественный процесс — в творчестве молодых художников появлялись реминисценции старой живописи, в обществе укреплялась мода на старину.

Увлечение историческим прошлым, особая погруженность в эпоху — эти качества отличали большинство произведений участников общества «Мир искусства».

Эпоха Короля-Солнца, с ярким памятником того времени — Версалем, ставшим символом поистине королевского образа жизни, была тем периодом, в котором для Александра Бенуа, художника, сценографа, историка искусства, художественного

критика и историографа «Мира искусства», многообразие творческих индивидуальностей мастеров связывалось воедино целостностью общих эстетических критериев.

Дворцово-парковый комплекс Версаль по праву считается самым значительным и великолепным дворцово-парковым ансамблем Европы. Грандиозный проект, задуманный и осуществленный волею Людовика XIV, трудами знаменитых зодчих и ландшафтных архитекторов, скульпторов, художников, а также талантливых мастеров по изготовлению мебели, тканей, ювелирных изделий стал творением высокого искусства, образцом для создания ансамблей Сан-Суси в Потсдаме, Шенбрунн в Вене, Петергофа и многих других. Версаль вошел в историю культуры не только художественно-архитектурными шедеврами, но и искусством развлечений. Балы, балеты, ужины, фейерверки, концерты, театральные представления превращали дворцовый быт в праздник, поэтому на протяжении всей последующей истории к Версальскому ансамблю обращались и как к памятнику искусства ХУН—ХУШ веков, и как к источнику разнообразных сведений о придворной жизни той эпохи.

Одно из первых серьезных обращений А. Бенуа к французскому искусству произошло во время поездки художника вместе с Л. Бакстом и К. Сомовым, друзьями, коллегами по «Миру искусства», в конце 1896 года в Париж.

Еще в 1894 году, окончив университет, он выезжал за границу и путешествовал по Германии и Италии. Но именно Франция и Версаль как бы завершили формирование излюбленного круга образов художника, наряду со знакомыми с детства Петергофом, Павловском, Царским Селом. Спустя два десятилетия А. Бенуа признавался: «И, как художника, меня вначале не удовлетворяло простое изучение видимости в Версале. Меня все тянуло к известному украшению и обогащению того, что мне давала непосредственно действительность. Мне хотелось восстановить в своих изображениях его более роскошное прошлое и населить его ожившими тенями.. .»Л

Так, ретроспективный стиль, созданный художниками «Мира искусства», нашел воплощение у Бенуа в серии версальских зарисовок, изображающих дворец, парк, прогулки короля и придворных, купающихся маркиз.

Художник с увлечением читает книги, повествующие о быте и нравах резиденции Короля-Солнца, изучает французское искусство того времени; итогом этого стала серия акварелей под названием «Последние прогулки Людовика XIV», созданная в 1897—1898 годах. Картины с изображением сцен из эпохи Людовика XIV занимают центральное место во всей Версальской серии.

Работы А. Бенуа «Версаль. У Курция» (1896, ГРМ), «Прогулка короля» (1897, ГРМ), «Кормление рыб» (1897, ГРМ), «Бассейн Цереры» (1897, ГРМ), «Король прогуливается в любую погоду» (1898, Собрание И. Зильберштейна) и другие листы из этой серии объединены единым персонажем — Людовиком XIV, однако связующим звеном здесь является образ рукотворной природы Версаля.

А. Бенуа неоднократно писал натурные пейзажи Версальского парка. Это и «Вид на лестницу и террасу в Версале» (1896, ГРМ), «Фонтан и боскеты в Версале» (между 1896 и 1897, ГРМ), «Версальский парк» (между 1896 и 1898, ГРМ), а также этюды, выполненные позднее, в 1905—1906 годах: «"Зеркальце" в Трианоне», «Уголок парка», «Вид на дворец», «Водный партер», «Фонтан в Версале» (все хранятся в ГРМ) и многие другие. Согласимся с Сергеем Маковским, который писал, что Александр Бенуа «очаровывает мастерством штриха и проникновенностью фантазии, особенно в таких картинах и рисунках, где оживает душа старых архитектур, где дворцы, статуи и фонтаны нашептывают повести о парадной пышности минувших столетий»2.

В версальских этюдах ощущается тема «старинного парка», в котором оживает прошлое. Иногда в парковые пейзажи Бенуа вписывал персонажей: короля, придворных, слуг. Но и в этом случае, повторим, Версальский парк не переставал быть главным действующим лицом.

К 1905—1907 годам принадлежат наиболее значительные работы, связанные с Версалем, в них проявилась любовь А. Бенуа к этому памятнику искусства — прекраснейшему уголку земли, творению рук человеческих.

Почти во всех пейзажах преобладают спокойные горизонтали водных поверхностей или подстриженных крон деревьев, окаймляющих широкие аллеи. Более всего Бенуа любит изображать Версаль в пасмурные дни, полные благородной строгости

серебристо-серой гаммы. Фигуры людей терялись на фоне перспектив и играли не большую роль, чем парковые статуи и вазы. Маленькие фигурки иронически дополняли, оживляли пейзаж.

«Прогулка короля» (1906, ГТГ) — самая композиционно совершенная картина. По краю круглого водоема Версальского парка, изображение которого занимает большую часть холста, чинно шествует на прогулку король со своими приближенными. Светлая гладь воды написана более холодной по цвету, чем небо, на котором видны едва заметные точки — улетающие птицы. Мотив водоема как своего рода большого зеркала был распространен в искусстве рубежа веков. Для символистского мышления «мирискусников» отражение, как и зеркало, призвано раздвинуть границы действительного мира и не просто повторить тот или иной его фрагмент, но и обозначить собою присутствие новой реальности.

Подстриженные деревья даны обобщенно, при этом ветки ближних деревьев тщательно прописаны. Природа превращена в театральную декорацию, изящные зеленые кулисы открывают небольшую сценическую площадку. Легкостью и четкостью силуэтов фигуры напоминают игрушки, вписанные в живописный ландшафт. Парк впускает театральный спектакль в свои пространства, как в один из залов дворца. Пятна красного, синего, черного цвета в фигуре короля и придворных вносят в работу декоративность.

Изображенная сцена является для Бенуа воплощением мечты художника об идеальном прошлом, с которым он всегда ощущал неразрывную связь: «Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в "плане современности"»3.

Стремление Бенуа работать в области сценографии вызвало его интерес к французским гравюрам XVIII века на протяжении второго Версальского цикла. В свою очередь обращение к этим оригиналам повлияло на сложение особенного «театрального» языка станковых графических работ Бенуа, выполненных в технике акварели и гуаши. Бенуа вносит новую, утонченную кра-

соту, острую выразительность игры плоскости и силуэта, изысканную орнаментику в духе модерна.

Нужно отметить, что на серию Бенуа оказали влияние исторические работы А. Менцеля. В цикле, посвященном Фридриху Великому, фигуры были неотделимы от архитектуры и пейзажа; Менцель приближает зрителей к придворным и батальным сценам. Образ «старого короля» Фридриха напоминает Людовика Бенуа4. Художник подражает Менцелю: так же, как и немецкого художника, его увлекает и изображение ситуации, и атмосфера, и бытовые детали. А. Бенуа восхищенно писал об этом мастере, о том, что он «с изумительной точность передавал все оттенки, всю загадочную курьезность, всю странную фантастичность XVIII века»5.

Варьируется несколько сюжетно-образных мотивов: пышные парковые боскеты, вазы и статуи; Бенуа укрупняет массу зелени и просторы неба. Среди такой же массивной архитектуры люди воспринимаются застывшими марионетками.

Пустынность, величие, тайна — главные черты образа Версаля в интерпретации у Бенуа. Интересно отметить, что он предпочитает не пышное цветение природы, а осень и зиму, любуется пустынными парками, создающимся безлюдным пространством. Так художник создает атмосферу намеков и эмоциональных ассоциаций, и символические черты выходят на первый план.

Пейзажные зарисовки и этюды Версаля становятся для А. Бенуа основой, в которую, по выражению Б. Асафьева6, воображение художника «инкрустирует» острые нервные силуэты людей — героев XVIII века: короля, придворных, слуг. Так возникают «исторические фантазии» Версальской серии. Художник стремится максимально высказаться, разворачивая рассказ о Версале в серию композиций, связывая их с самим объектом изображения единством настроения, трактовкой.

Метафора «мир — театр» стирала во времена Людовика все границы театра и действительности. Поэтому Бенуа в своих этюдах-новеллах предстает перед зрителем как режиссер, ставящий очередной спектакль, где старинный парк — сцена, на которой разыгрывается эта человеческая комедия. Реальность и театр, как иллюзия и репрезентация, действительность и фантастика, сплетаются в причудливом ироническом сочетании. Так, по мнению

Б. Асафьева, внутри Версальской серии живопись Бенуа движется навстречу театру7.

На рубеже XIX—XX веков игра и театральность определяли не только сам стиль художественной культуры, но и стиль жизни, поведение его создателей. Это являлось средством преодоления разрыва между реальностью как областью обыденного и искусством как сферой идеала. Для Бенуа театральность — способ преобразить реальность, поменять местами истинность и игру.

Гротескная галантность, напоминающая произведения К. Сомова, отличает картины А. Бенуа «Купальня маркизы» (1906, ГТГ), «Китайский павильон» (1906, ГТГ), созданные одновременно с Версальской серией. На одной из них изображен спрятавшийся среди густой зелени уединенный уголок Версальского парка, лучи солнца освещают беседку, гладь воды и изящную головку купающейся маркизы. В отличие от Сомова мастер помещает костюмированных персонажей в рукотворную историческую среду, а не сталкивает естественность окружения и искусственность образов. Если Сомов позволял себе фантазию в подробностях и импровизацию, то Бенуа безошибочно находит подлинные детали, стремится к достоверности целого. Ирония в его произведениях соединялась с любованием эпохой, культурой, настроением.

Художник варьирует художественные возможности: передний план написан обобщенно, а дальний проработан детально; тщательно прописана листва деревьев, изящный рисунок боскетов создан мельчайшими точками и красочными мазками. Цвет освещенной солнечным светом листвы передан различными оттенками зеленого. Художник любуется свежей зеленью, которая и дает монохромный колорит. А яркие детали — брошенные возле воды на скамейку одежды: платье с синим рисунком, желтый шарф, шляпка с голубыми цветами; белая ротонда со статуей амура вдали — придают композиции декоративность, вносят оживление в общую гамму.

Совершенно очевидно, что в создаваемом художником идеализированном образе прекрасного мира доминирует пейзажный мотив.

В картине «Китайский павильон. Ревнивец» (1906, ГТГ) композиционный центр — светящийся Китайский павильон, в котором мы видим силуэты целующейся пары и подсматривающего

за происходящим маркиза; темные силуэты зданий и гондол. Но сюжетная сторона не является главной. Художник акцентирует внимание на изображении пейзажа: наполнено таинственностью ночное небо, загадочна темно-синяя вода. Особое значение имеет освещение, усиливающее впечатление театральности происходящего. Отблески звездного неба в сочетании с искусственным светом павильона рождают сильные контрасты, а фигурки превращаются в компактные силуэты.

На картине «Оранжерея» (1906, ГТГ) Версальский парк показан сверху, и персонажи совершенно теряются в этом удивительном пейзаже. Бенуа с любовью изображает дорожки парка, многочисленные деревья, ажурные стены оранжереи, бассейн, в котором отражается небо. Фигурки в костюмах лишь оживляют общую композицию — так художник акцентирует внимание на пейзажном образе.

В «Фантазии на Версальскую тему» (1906, ГТГ) изображен холодный серый день. Огромные серо-белые статуи доминируют над пейзажем и маленькими фигурками людей. Гармоничный образ величественной природы создают контраст масштабов и ритмический строй, основанный на четких вертикалях и горизонталях.

Известно, что в Версальском ансамбле скульптуре принадлежала особая роль. Архитектурно-скульптурные формы фонтанов, отдельные статуи и скульптурные группы, установленные в открытых партерах и на фоне зеленой стены леса, являлись своеобразными элементами взаимосвязи, организующими в единую композицию сложное пространство парка. Многочисленные статуи, наряду с вазами, повторяли четкие линии перспектив, оттеняли белизной мрамора зелень шпалер. Скульпторы, рассчитывая на пространственные перспективы, делали выразительными внешние контуры и силуэты своих творений, видимые на дальнем расстоянии или при круговом обходе в перекрестках аллей. Акцентируя внимание на ясных четких абрисах скульптур Версальского парка, Бенуа достигает выразительности мотива в целом.

Характер творчества всех «коренных» «мирискусников», и Бенуа в том числе, после 1910 года изменился. Художник перестал писать на темы прошлого, его внимание переключилось на театр, на занятия книжной графикой, историей искусства.

В первые послереволюционные годы А. Бенуа — музейный работник. Он был избран заведующим картинной галереей Эрмитажа; именно под его руководством осуществляется полная перевеска картин, открываются экспозиции новых поступлений. Активно ведется научно-исследовательская деятельность.

При таких обстоятельствах в 1922 году в издательстве «Аквилон» вышел альбом «Александр Бенуа. Версаль», в котором художник изобразил дворец, парк и парковую скульптуру Версаля, используя свои многочисленные рисунки, исполненные в предшествующие годы. Тем самым А. Бенуа вновь продемонстрировал глубину и последовательность своей творческой задачи, воплощенной в образе Версаля. Он по-прежнему размышляет о красоте Версаля и его величии, стремится высказаться на давно волнующую его тему.

Именно этот альбом предваряла статья «Версаль», написанная им самим и процитированная нами в начале работы. Художник признавался: «Я выучился отдаваться всецело и непосредственно чарам Версаля, и тогда еще сильнее стал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске водоемов, в далеких трубных звуках и в барабанном бое учащегося воинства (это к лицу Версалю, что он остался сосредоточием Марсовых слуг) — смутные и сладко-щемящие воспоминания»8.

С. Маковский, оценивая творчество художника, заметил, что «версальская мечта обнаружила как бы странную душу Бенуа, — тяготение вкуса и ума к стране отцов (предки Бенуа — выходцы из Франции), к пышности Короля-Солнца, к величавой изысканности барокко и к прелести улыбчивого XVIII века. Это как будто сладкий недуг воспоминаний о всем пережитом когда-то на бывшей родине, вновь обретенной творческим наитием. Русский духовным обликом своим, страстной привязанностью к России, всем проникновением в русские традиции и русскую красоту, Бенуа одновременно не то чтобы далек от исконной, древней, народной России, — напротив, он доказал, что умеет ценить и своеобразие ее художественного склада, и разных национальных порывов, — не то чтобы, как обрусевший чужак, отравлен своим европейским первородством, но все же смотрит на Россию "оттуда", из прекрасного далека, и любит в ней "странной любовью" прежде всего отражения чужеземные.»9.

Великолепный парк — главный герой произведений художника на Версальскую тему. Для Бенуа, на наш взгляд, основной остается идея о существовании возможного на земле гармоничного мира, хотя и в историческом прошлом. Эти работы дают возможность познакомиться с историей и архитектурой прошедших столетий, увидеть мир прошлого глазами современника Серебряного века и прикоснуться к истории через образ, созданный художником.

В монографии М. Эткинда о творчестве Александра Бенуа есть небольшой эпизод, в котором к 90-летнему художнику, сидящему на аллее Версальского парка, подошла группа советских туристов: «"Смотрите, совсем как наш Бенуа", — говорит один из них, глядя на этюд.»10.

До конца жизни мастер возвращается к полюбившемуся мотиву, смотрит на природу сквозь исторические воспоминания, передает свои чувства, переживания и настроения.

1 Бенуа А. Версаль. Пг., 1922. С. 12.

2 Маковский С. К. Выставка «Мира искусства»// Аполлон. 1911. №2. С. 18—19.

3 Бенуа А. Жизнь художника: В 2 т. Нью-Йорк, 1955. Т. I. С. 261.

4 См.: Завьялова А. Е. Творчество А. Бенуа и К. Сомова и западноевропейское художественное наследие XVIII века: К вопросу формирования стиля «модерн» в России. Автореф. дисс. .канд. искусств. М., 2000. С. 11.

5 Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. СПб., 1902. С. 216.

6 См.: Русская живопись: Мысли и думы. Л.; М., 1957. С. 79—81.

7 См. там же.

8 Бенуа А. Версаль. С. 12.

9 Маковский С. К. Портреты современников. Нью-Йорк, 1955. С. 403.

10 ЭткиндМ. А. Бенуа. Л.; М., 1965. С.164.

«.STORIES ON THE FRONT GRANDEUR OF THE DEPARTED CENTURIES»

E. Grichina

Artists, writers and philosophers at the end of XIX c. — in the beginning of the XX century were trying to make sense of the world history of art, it's different periods and patterns were becoming (became) the object of the artistic interest and retrospective predilection. Retrospective style, invented by

the artists of «The World of Art», found its implementation in the series of «Versailles» sketches of A. Benua, depicting the Palace, the Park, promenades of the King and his court, bathing marquises... These works give an opportunity to get acquainted with the history and the architecture of the past centuries, to see the world of the Past through the eyes of the contemporary of the Silver Age and to touch the history through the image created by the artist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.