Научная статья на тему 'Столыпинская земельная реформа и современные проблемы развития АПК'

Столыпинская земельная реформа и современные проблемы развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / РЫНОК / SOCIO-ECONOMIC POLICY / SOCIAL AND ECONOMIC RELATIONS / FEDERAL LAW / STATE REGULATION OF THE ECONOMY / THE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федько Т.И.

В статье анализируются важнейшие вопросы современного аграрно-промышленного комплекса, где основное внимание уделено законодательному регулированию социально-экономических отношений и акцентируется внимание на том, что основными источниками такого регулирования является Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the most important issues of modern agro-industrial complex, where the focus is on the legal regulation of social and economic relationsand focuses on the fact that the main sources of such regulation is the Constitution of the Russian Federation and the Federal law "On development of agriculture" of December 29, 2006.

Текст научной работы на тему «Столыпинская земельная реформа и современные проблемы развития АПК»

Территория науки. 2015. № 1

Федько Т.И.

СТОЛЫПИНСКАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АПК

Воронежский экономико-правовой институт, г.Орел, Россия

Ключевые слова: социально-экономическая политика, социальноэкономические отношения, Федеральный закон, государственное регулирование экономики, рынок.

Keywords: socio-economic policy, social and economic relations, Federal law, state regulation of the economy, the market

Аннотация: В статье анализируются важнейшие вопросы

современного аграрно-промышленного комплекса, где основное внимание уделено законодательному регулированию социальноэкономических отношений и акцентируется внимание на том, что основными источниками такого регулирования является Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г.

Abstract: The article analyzes the most important issues of modern agroindustrial complex, where the focus is on the legal regulation of social and economic relationsand focuses on the fact that the main sources of such regulation is the Constitution of the Russian Federation and the Federal law "On development of agriculture" of December 29, 2006.

О П.А.Столыпине, как русском государственном деятеле, и его проекте земельной реформы продолжали спорить и пятьдесят, и восемьдесят лет спустя после его смерти. Спорят и до сих пор. Немногие государственные деятели заслужили столь пристальное внимание потомков.

Столыпин происходил из знатного дворянского рода, дед его был другом М.Ю. Лермонтова и оставил об их встречах интересные воспоминания. В роду Столыпиных строго хранились традиции дворянской чести. Когда старший брат Петра погиб на дуэли, юноша стрелялся с его убийцей и был ранен в правую руку, которая с тех пор так и осталась почти парализованной.

Несмотря на это, он окончил естественный факультет Петербургского университета в числе первых, но не стал заниматься наукой, а посвятил свою жизнь государственной службе.

Карьера Столыпина была стремительной. В 39 лет он стал самым молодым в России губернатором. Сначала в Гродно, а затем в Саратове. Во время революции 1905 г. Столыпин проявил себя, как жесткий, но достаточно осмотрительный руководитель. Несмотря на

86

Территория науки. 2015. № 1

то, что он часто применял войска для подавления беспорядков, он пользовался таким уважением крестьян, что при одном его появлении в деревне, охваченной волнениями, все сразу успокаивалось. Однако революционеры ненавидели Столыпина и приговорили его к смерти.

26 апреля 1906 г. Столыпина вызвали в Петербург, где царь Николай II назначил его министром внутренних дел. В то время это была ключевая должность в российском правительстве, а в июле того же года он стал председателем Совета министров. Как сказал сам Столыпин, он «должен был установить порядок в стране окровавленной, потрясенной».

Новый министр сразу же сумел найти общий язык с депутатами Думы. Он гораздо чаще других выступал там с речами о проектах новых законов. Своей главной задачей Столыпин считал проведение земельной реформы. Она должна была создать новый класс - класс мелких собственников. По его мнению, это смогло бы дать необходимую внутреннюю стабильность и уберечь Россию от будущей революции. Свою речь 10 мая 1907 г., обращенную к радикальным силам, Столыпин завершил словами: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия».

Но ему не удалось довести до конца земельную реформу. Он натолкнулся на невольное противодействие крупных землевладельцев и части царского окружения. Его обвиняли и в развале традиционного уклада и в том, что он заискивал перед врагами России.

Взгляд на традиционный уклад, как на природу формирования русского национального характера, явился основой целых направлений русской литературной и общественно-политической мысли первой половины и середины 19 века, вплоть до отмены крепостного права. Это, прежде всего, связано с общественнополитическими взглядами славянофилов и почвенников, которые в противоположность западничеству видели особые самобытные неевропейские тенденции в развитии России, ее истории и культуры.

Так, в литературно-энциклопедическом словаре (издательство Советская энциклопедия, 1987 г.) мы читаем, что славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения, освобождения человека от пут бюрократической государственной власти, от сервилизма и угодничества. Однако будучи консервативными мыслителями, они решительно расходились с западниками в отношении к монархии и европейским политическим формам.

Славянофилы сознавали, что развитие интеллектуальной и технической культуры на западе сопровождалось угасанием духовной

87

Территория науки. 2015. № 1

жизни и, прежде всего, нравственности. Они проницательно охарактеризовали реальные недостатки западной европейской буржуазной цивилизации: омещанивание, обездушивание,

«обезбоживание» человека, превращение общества в сумму эгоистических и меркантильных индивидов. При этом «западными» объявлялись также социалистические учения, революционные движения, резко враждебное отношение к которому славянофилы никогда не скрывали.

Спасение Родины от участи запада славянофилы искали в сохранении и развитии православия и патриархально-общинных основ, уходящих корнями в быт и нравы допетровской Руси. Они создавали утопическую модель общинного строя, где господствовало единство всего народа, где бесконфликтно сочетались интересы всех и каждого, где первоосновой человеческого бытия были христианская вера и религиозная этика: начало любви, добра, братства,

«соборности».

Эти идеи развивало и другое публицистическое и общекультурное направление в России - почвенничество, - зародившееся в 50-х г.г. 19 в. Оно явилось отражением поисков самобытного пути развития Руси после Крымской войны; отвергало и крепостничество (кошмарное прошлое); и западную буржуазную демократию (чуму буржуазную); стремилось преодолеть односторонность, как славянофильства, так и западничества.

Теоретиком почвенничества, как известно, являлся великий русский писатель Ф.М. Достоевский, который в своем учении отводил русскому народу особую роль в совершенствовании человечества.

Поэтому можно вполне определенно утверждать, что идеи Столыпина наткнулись, прежде всего, на такое грандиозное и всеохватывающее явление как «русский дух», и именно этим был предопределен их провал.

Г лавными внутренними врагами Столыпин считал

революционеров, которые, по его мнению, вели страну к катастрофе. (1906 г. - первое покушение).

Несмотря на то, что покушение не удалось, Столыпин понял, что противники не оставят его в покое, он торопился осуществить все задуманное, потому что видел, как постепенно начинает терять поддержку и расположение царя.

Развязка наступила в Киеве, куда в августе 1911 г. Столыпин прибыл вместе с Николаем II. После торжественной встречи на вокзале царь демонстративно не пригласил премьера в автомобиль своей свиты. Спас положение городской голова, предоставивший ему

88

Территория науки. 2015. № 1

свой экипаж. А на другой день, во время представления оперы Н. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане», Столыпин был ранен террористом Д.Багровым, оказавшимся секретным агентом охранного отделения. Через 4 дня Столыпин умер.

Расправа над этим политическим деятелем была не случайной. Он выступал с идеями, которые намного опережали его время. Только после февральской революции 1917 г. о предложениях Столыпина вспомнили, и обоснованная им земельная реформа частично была осуществлена. Однако остановить народные массы уже не удалось. И октябрьская революция стала неизбежной. Именно тогда крестьяне и получили землю, о чем искренне ратовал Столыпин, мечтавший о промышленной революции в деревне.

Что касается земельной реформы конца прошлого века и наших дней, то основная ее проблема приобрела еще и дополнительный импульс, связанный с еще не побежденными криминогенными рыночными силами и их союзом с современной бюрократией.

Так, например, «Орловский Вестник» от 13 декабря 2006 г. по этому вопросу пишет, что события последних месяцев в селе Протасово Краснозоренского района могли бы стать достойным сюжетом голливудского боевика. Здесь есть все: крестьянские волнения, прокурорские проверки, ночные погони... Нет одного -результата.

Причиной этих событий послужил очередной обман сотен крестьян, которые не только не получили за свой тяжелый труд ни копейки, но и лишились последней техники, скота и даже документов на земельные доли. Проще говоря, крестьян обобрали до нитки и бросили.

И.о. главы района В.Брежнев прокомментировал эту ситуацию одним словом: «афера!» Если учесть, что делалось это заявление для прессы, то, видимо, В.Брежнев знал, что говорил.

И, если это афера, то, судя по рассказам возмущенных людей, провернули ее аферисты, и не за один день и даже не за один год. Крестьян безнаказанно и последовательно обирали на протяжении нескольких лет.

Колхоз им. Свердлова некогда был одним из лучших в районе. Даже в начале девяностых, когда реформаторы начали умышленно душить колхозы, он стоял на ногах довольно крепко. Но в конце все тех же девяностых в районе началось объединение сельхозпредприятий. Понятно, что с самыми благими намерениями: объединенный капитал работает эффективней в рынке.

89

Территория науки. 2015. № 1

В связи с объединением бывший колхоз им. Свердлова вошел в состав нового сельхозпредприятия АПК агрофирмы «Красная заря». Крестьяне утверждают, что не хотели ни с кем объединяться, но их собрали, поговорили, пригрозили, пришлось войти. И вся колхозная недвижимость и «движимость», которая наживалась несколькими поколениями, (а это сотни голов скота, техника, тысячи гектаров пашни...) вдруг стало собственностью агрофирмы, т.е. юридически неграмотные крестьяне собственноручно отдали принадлежавшую только им многомиллионную собственность в общий котел агрофирмы и, следовательно, потеряли право распоряжаться ею самостоятельно. С этого все и началось.

В состав нового АПК вошли еще три крупных хозяйства, а также местный молокозавод, хлебоприемный пункт и довольно крупный свинокомплекс. В 2002 г. агропромышленный комплекс банкротится и на его базе создается ОАО «Красная заря». Возглавил агрофирму с 2002 г. С. Верховцев. Со слов крестьян бывшего колхоза им. Свердлова, он же и отобрал у крестьян свидетельства на их земельные доли, якобы только для того, чтобы заключить с ними договор на аренду земли.

Кульминация наступила. Совместная деятельность нового сельхозпредприятия не заладилась сразу. Начались задержки по выплате заработной платы, из хозяйства в хозяйство перегонялась техника, бесконтрольно вырезался скот и т.д., положение продолжает усугубляться и в настоящее время, и это не случайно.

Дело в том, что меры, которые принимались государством по развитию сельского хозяйства, были еще не достаточны. Другими словами, эффективных форм разрешения сложившихся здесь противоречий оно не находило. А, как известно, развитие общества предопределяется движением естественно-исторического процесса, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. противоречий.

Таких противоречий в развитии общества обнаруживается много. Тем не менее, все они, в конечном итоге, сводятся к противоречию между частным и общественным интересом. Частный интерес является двигателем рыночной экономики. С другой стороны, общественный интерес является двигателем социально направленного государства, которое у нас в достаточной мере еще не сложилось.

Таким образом, можно сказать, что важнейшим противоречием современного общества является противоречие между рынком и еще окончательно не сформировавшимся социально направленным

90

Территория науки. 2015. № 1

государством, где основную роль играет гражданское общество и его институты.

Важнейшим элементом разрешения этого противоречия, можно сказать, формой его проявления для развития АПК является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.

Необходимость появления такого закона возникла задолго до его вступления в силу, однако, принятие его затянулось в силу следующих причин. Дело в том, что агропромышленный комплекс, и особенно сельское хозяйство, как важнейшая его часть - один из самых регулируемых в экономике большинства развитых стран. С ним могут сравниться только отдельные секторы добывающей промышленности, например, угольная. Тем не менее, споры о необходимости и целесообразности государственного регулирования

агропромышленного комплекса, и, прежде всего, его сельскохозяйственного сектора, не прекращаются. Этот вопрос до сих пор один из самых горячих дискуссионных вопросов в политике и экономической теории.

Радикальная точка зрения, которую можно назвать позицией аграрных фундаменталистов состоит в необходимости всеобъемлющей поддержки агропромышленного комплекса, особенно сельского хозяйства.

Другая, крайняя, позиция заключается в том, что сельское хозяйство не имеет особых отличий от других отраслей, более того, эта отрасль в наибольшей степени соответствует принципам рыночной экономики.

На самом деле, как с точки зрения экономической теории и с точки зрения политики - обе позиции страдают односторонностью. Проблема значительно сложнее. В вопросе государственного регулирования не может быть единственного решения раз и навсегда. Применение мер регулирования возможно и необходимо, в том числе, и в производственной сфере, однако обоснованность его зависит не только от чисто экономических и политических факторов, но и от фактора времени, применения различных механизмов, готовности институциональной системы и др.

С точки зрения экономической теории, необходимость применения государственного регулирования базируется на неспособности рыночного механизма обеспечивать постоянное равновесие в экономике, существовании так называемых «провалов рынка». Существует несколько типов данного явления. Во-первых, провал конкуренции, возникающей в аграрной сфере из-за высокой степени

91

Территория науки. 2015. № 1

монополизации сопряженных с сельским хозяйством отраслей. Провал конкуренции здесь - фактор, выражающийся в разрыве индексов цен на продукцию сельского хозяйства и отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства. Это сказывается на уменьшении доли сельского хозяйства в конечных ценах продовольственных товаров. То есть проявляется дискриминация со стороны перерабатывающих и закупочных монополий. Поддержки требуют, так называемые «детские отрасли», т.е. отрасли, находящиеся в начале своего развития, во время, так называемого «инкубаторного периода».

Во-вторых, рынок не в состоянии учесть особенности ценовых циклов в аграрном секторе, которые подталкивают сельскохозяйственных товаропроизводителей к соответствующим ежегодным колебанием в применении основных факторов производства. В урожайные годы при увеличении объемов производства, цена на сельскохозяйственные товары падает. Производители начинают сокращение основных факторов

производства (уменьшаются посевные площади, применение

удобрений и т.д.). При низкой цене на продукцию затраты не дают должной отдачи. На следующий год происходит сокращение производства и цена возрастает.

Сокращение сельскохозяйственного производства в результате действия кратковременных рыночных сил приводит к утрате специфических сельскохозяйственных знаний и опыта, восстановление которых требует несоизмеримо больших социальных и экономических затрат.

В-третьих, провал действия рыночных сил в отношении сельскохозяйственного производства проявляется в том, что рынок не учитывает необходимость создания аграрным сектором общественных благ, таких как общее сельскохозяйственное развитие, в том числе социально-экономическая жизнеспособность сельской местности, уровень занятости, состояние окружающей среды, культурный досуг, продовольственная безопасность как элемент национальной безопасности, социальная инфраструктура на селе, которая включает здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, сферу отдыха и прочее.

Наконец, рыночные силы не учитывают внешние эффекты, т.е. затраты и выгоды при производстве тех или иных товаров, так называемые, экстерналии. Они бывают и положительные и отрицательные.

92

Территория науки. 2015. № 1

Все это обусловило победу. Наконец, верх одержали сельскохозяйственные фундаменталисты, которых безоговорочно поддерживают важнейшие институты гражданского общества и вся прогрессивная общественность. Результат - появление закона, в котором специальная ст. 5 называется «Государственная аграрная политика», этот факт достаточно убедительно свидетельствует о том, что в стране зреют и развиваются здоровые и обнадеживающие силы как важнейшее условие становления и развития современного гражданского общества, о чем постоянно говорит в своих посланиях к Федеральному собранию и народу и др. выступлениях Президент России В.В.Путин.

«Г осударственная аграрная политика» включает следующие цели:

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

- обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

-формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка.

Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:

- доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;

- единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;

- последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;

- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Основные направления государственной аграрной политики:

- поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;

93

Территория науки. 2015. № 1

-государственная поддержка сельскохозяйственных

товаропроизводителей;

- защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

- развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

- устойчивое развитие сельских территорий;

- совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

Меры по реализации государственной аграрной политики (ст. 6):

-предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-информационное обеспечение сельскохозяйственных

товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

- участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (ст. 7):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- предоставление консультационной помощи

сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

- информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Г осударственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.

Г осударственная программа утверждается Правительством Российской Федерации на пятилетний период не позднее 15 июля

94

Территория науки. 2015. № 1

года, предшествующего первому году ее действия, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства. Государственная программа разрабатывается по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Основные показатели проекта государственной программы на 2013 - 2020 годы рассматриваются комиссией, в состав которой входят представители Правительства Российской Федерации и по четыре представителя от каждой палаты Федерального Собрания Российской Федерации, и направляются в Правительство Российской Федерации для их рассмотрения и утверждения до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная программа содержит основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства, цели, задачи, показатели результативности и расходные обязательства, в том числе распределение финансовых средств на цели и задачи на предстоящий период по годам.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, ежегодно, до 15 мая, готовит и опубликовывает национальный доклад о ходе и результатах реализации государственной программы в предыдущем году.

Утвержденный Правительством Российской Федерации национальный доклад направляется в Федеральное Собрание Российской Федерации и подлежит опубликованию в средствах массовой информации. На заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заслушивается информация представителей Правительства Российской Федерации о национальном докладе.

Таким образом, есть основания утверждать, что необходимый нормативно-правовой документ появился, и что успех в развитии сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса зависит от его реализации. Но здесь рассчитывать на легкую победу нельзя, здесь будут серьезные проблемы, т.к. при осуществлении законов вступает в силу действие многих составляющих социально-экономической жизни, и, прежде всего, такая составляющая как бюрократия, а

95

Территория науки. 2015. № 1

бюрократия, по словам классиков, о чем подчеркнуто, например, в «К критике гегелевской философии права» «...окрепнув и встав на ноги, рано или поздно превращается в тормоз действительного прогресса. Бюрократия считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия делает свои «формальные» цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями. Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство. Открытый дух государства, а также и государственное мышление представляется поэтому бюрократии предательством по отношению к ее тайне».

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Сборник кодексов Российской Федерации. Официальные тексты в 2-х томах.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. // Консультант Плюс. - 2015г.

2. О развитии сельского хозяйства Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264 -ФЗ // Консультант Плюс. - 2015г.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717// Консультант Плюс. - 2015г.

4. Федько Т.И. Гражданское общество и развитие его правовых институтов в условиях модернизации: По материалам научно-практической конференции 3 декабря 2010 г. «Актуальные проблемы совершенствования законотворческой деятельности в условиях модернизации экономики, проведения активной социальной политики и реформирования политической системы общества»/ Науч. ред. д.п.н., проф. А.А. Лабейкин. - Орел: Изд-во редакции журнала «Образование и общество», 2010. - С. 417-423.

5. Федько Т.И. Третейский суд как институт гражданского общества в системе социально-экономического регулирования. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2005. - 147 с.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.