Седоголовые щеглы сразу же переключаются на питание семенами бодяка обыкновенного по мере их созревания и во второй половине лета их чаще всего можно видеть на пустырях и обочинах дорог кормящимися на этих растениях. Расклёвывая и вскрывая округлые корзинки, они извлекают из них семена с пушистыми перистыми волосками, часть из которых рассыпается и разлетается при порывах ветра. Обычно над бодяком, на котором кормятся щеглы, бывают заметны лёгкие серебрящиеся облачка осыпающихся семян (рис. 4, 5).
Бодяк обыкновенный — очень колючее растение, листья и стебли которого, украшенные шипами и иголками, не используются в качестве корма домашними и дикими травоядными млекопитающими. Поэтому он, наряду с репейником, образует обширные заросли на окраинах полей и огородов, пустырях, вдоль каналов, арыков и придорожных лесопосадок, создавая хорошую кормовую базу для седоголовых щеглов в осеннее время. Охотно семенами этого бодяка кормятся также прилетающие на зимовку в Семиречье черноголовые щеглы Carduelis carduelis.
Литератур а
Березовиков Н.Н., Казенас В.Л. 2019. Космея Cosmos bipinnatus — новое кормовое растение седоголового щегла Carduelis caniceps в культурном ландшафте Казахстана // Рус. орнитол. журн. 28 (1728): 545-548. Березовиков Н.Н., Казенас В.Л. 2021. Семена садовой формы василька синего Centaurea cyanus в летнем питании седоголового щегла Carduelis caniceps в Семиречье // Рус. орнитол. журн. 30 (2087): 3044-3046.
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2124: 4799-4802
Столкновение грача Corvus frugilegus с самолётом на высоте 1800 метров
А.В.Забашта
Алексей Владимирович Забашта. Ростовский аэропорт, Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 6 октября 2021
Первые описанные случаи столкновений птиц с воздушными судами в России отмечались ещё в самом начале ХХ века — на заре авиации. Во всех случаях птицы определены только до определённой группы. Краткий, но динамичный рассказ И.Попова (1911) об охоте с аэроплана на летящих гусей, намеренный таран птиц в воздухе, выход из строя рулевого управления при столкновении, потеря высоты и зависание
аэроплана вместе с экипажем в городе на телеграфных проводах вызывает некоторое сомнение в подлинности всех описываемых событий. Об одном случае сообщил Ж.Ютербок (1923), совершавший перелёт на юге Азербайджана, где гусь влетел в крутящийся винт самолёта, но всё обошлось благополучно. В самолёт, пилотируемый С.Павловым и набиравшем высоту при подлёте к горному хребту, ударилась мелкая птичка, обнаруженная после посадки и названная им «воробьём». По свидетельству автора, во время полётов столкновения с «воробьями и ласточками» происходили достаточно часто (Павлов 1927). Поэтому можно с уверенностью утверждать, что уже в 1920-х годах развитие авиации и расширение области её использования сопровождалось регулярными столкновениями с птицами, видовая принадлежность которых в те годы оставалась неизвестной.
По-видимому, первым точно определённым видом птиц, столкнувшихся с летящим самолётом в нашей стране, был грач Сопив Столкновение произошло в 1940 году на высоте 200 м во время испытательного полёта и чуть не закончилось авиакатастрофой, о чём в деталях сообщил в книге своих воспоминаний лётчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай (1965). Наблюдаемые визуально перемещения грачей проходят преимущественно на небольших высотах, но уже в середине ХХ века была получена информация, что во время перелётов они могут подниматься очень высоко — до 3300 м (Лаврик и др. 1970).
Рис. 1. Место удара грача Corvusfrugilegus в кабину самолёта Boeing 737-500 в районе аэропорта Ростов-на-Дону (Платов) на высоте 1800 м. 5 сентября 2021. Фото предоставлено авиакомпанией «ЮТэйр».
Рис. 2. Первостепенные маховые перья грача Corvus frugilegus, зацепившиеся за вал привода щётки стеклоочистителя после столкновения. 5 сентября 2021. Фото предоставлено авиакомпанией «ЮТэйр».
Несмотря на то, что к настоящему времени количество фиксируемых столкновений воздушных судов с птицами многократно возросло, факты встреч птиц на высотах, недоступных прямому наблюдению, и точное определение при этом вида и высоты всегда вызывают интерес. Один такой случай произошёл около 11 ч 30 мин 5 сентября 2021, когда на этапе набора высоты самолёт Boeing 737-500, выполнявший рейс по маршруту Ростов-на-Дону — Сургут, на высоте 1800 м столкнулся с грачом. Птица ударилась в кабину самолёта и за вал привода щётки стеклоочистителя зацепились три первостепенных маховых пера, которые удерживались в этом месте на протяжении всего маршрута полёта до посадки в Сургуте (рис. 1, 2). По этим перьям был определён вид птицы. По сообщению экипажа, была встречена стая, а столкновение произошло с одной особью из этой стаи.
На юге Ростовской области увеличение численности грачей, связанное с их осенней миграцией, визуально отмечаются не раньше октября. А в сентябре здесь присутствуют только местные птицы, совершающие локальные перелёты на небольшой высоте. Описанный случай свидетельствует, что уже в начале сентября стаи грачей совершают перелёты на высоте более 1500 м, что может быть связано с началом осенних миграций этих птиц в регионе.
Автор выражает благодарность авиакомпании «ЮТэйр» за предоставленные фотографии.
Литератур а
Галлай М.Л. 1963. Испытано в небе: Продолжение записок лётчика-испытателя «Через
невидимые барьеры». М.: 1-270. Лаврик В.С., Рубцов И.Ф., Шершер Э.А. 1970. Лётчик, внимание - птицы! М.: 1-104. Павлов С. 1927. На стальной птице // Охотничья газета 12/13: 2-3. Попов И. 1911. Охота на аэроплане // Всемирный спорт и здоровье 1: 14-15. Ютербок Ж. 1923. Полёт в Персию и служба в Муганской степи // Самолёт 2: 39-41.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2124: 4802-4807
Новые встречи и статус сапсана Falco peregrinus в Ленинградской области
С.Г.Лобанов, В.М.Храбрый
Сергей Георгиевич Лобанов. Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected] Владимир Михайлович Храбрый. Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
Второе издание. Первая публикация в 2020*
Работа обобщает сведения о новых встречах с сапсаном Falco peregrinus в Ленинградской области, полученные от орнитологов, любителей птиц, фотографов дикой природы, а также личные наблюдения авторов и осмотры коллекционных материалов. Даётся оценка современного состояния вида в регионе.
Известно, что в европейской части России сапсан редок, Ленинградская область не является исключением. Здесь этот вид включён в Красную книгу Ленинградской области (Пчелинцев 2018) и Красную книгу Санкт-Петербурга (Носков 2018). Вместе с тем, имеющиеся в специальной литературе материалы дают общее представление о характере его обитания в регионе. Новые данные, содержащиеся в настоящей работе, дополняют эти сведения.
Кр аткий обзор матер иалов, опубликованных р ане е
Первые встречи с сапсаном в Санкт-Петербургской губернии, отражённые в научной литературе, имели место в начале 1970-х годов. О наблюдении сапсана 19 марта 1872 пишет препаратор Валериан Руссов (Russow 1880). Joh. v. Fischer (1872) сообщает о случае поимки сокола в Петербурге. J.F. v. Brandt (1880) указывает на добычу сапсана Графом
* Лобанов С.Г., Храбрый В.М. 2020. О новых встречах, находках и статусе сапсана в Ленинградской области II Соколы Палеарктики: распространение, состояние популяций, экология и охрана. Воронеж: 106-112.