Научная статья на тему 'О возможных периодических залётах черноголового щегла подвида carduelis carduelis carduelis в окрестности Новосибирска'

О возможных периодических залётах черноголового щегла подвида carduelis carduelis carduelis в окрестности Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможных периодических залётах черноголового щегла подвида carduelis carduelis carduelis в окрестности Новосибирска»

Литератур а

Богуславский А.В. 2015. Случай раннего размножения рябинника Turdus pilaris в

Санкт-Петербурге // Рус. орнитол. журн. 24 (1141): 1644-1646. Головань В.И., Пчелинцев В.Г. 2005. Материалы по распределению, численности и гнездованию дрозда-рябинника Turdus pilaris на юге Ленинградской области // Рус. орнитол. журн. 14 (289): 494-500. Птицы Омска и Омской области (сайт). URL: http://birds-omsk.ru (дата обращения: 1.07.2016).

Рябицев В.К. 2008. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург: 1-634. Рябицев В.К. 2014. Птицы Сибири. Справочник-определитель в двух томах. М.; Екатеринбург, 1: 1-438.

Смирнов О.П., Тюрин В.М. 2007. Сроки и успешность размножения рябинника Turdus pilaris в Ленинградской области // Рус. орнитол. журн. 16 (344): 178-185.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1394: 210-213

О возможных периодических залётах черноголового щегла подвида Carduelis carduelis carduelis в окрестности Новосибирска

Т.К.Джусупов

Талгат Каисарович Джусупов. Улица Арбузова, дом 16, кв. 89, Новосибирск, 630117, Россия. E-mail: str777nik@yandex.ru

Поступила в редакцию 3 января 2017

Известно, что черноголовый щегол Carduelis carduelis образует 10 подвидов, один из которых, наиболее крупный и светлый — C. c. major Taczanowski 1879 обитает круглогодично в Новосибирске и его окрестностях (Степанян 1990). Далее, по данным этого же автора, сообщается, что у западных пределов своего распространения, в области 70-го меридиана, этот подвид интерградирует с номинативной расой — C. c. carduelis (Linnaeus 1758), который имеет здесь восточную границу распространения. Учитывая номадность черноголового щегла и тот факт, что за последние десятилетия идёт заметное расширение его ареала к востоку, не исключена возможность эпизодических встреч C. c. cardue-lis и в районе Новосибирска.

Начиная с 1981 года и по настоящее время мы ежегодно, с поздней осени и до середины марта, занимаемся любительской ловлей птиц, в частности, черноголового щегла, используя два типа ловушек — небольшой тайник и западня. За 35-летний период отловлено 1000 щеглов, основная доля отловов которых приходится на ноябрь — 797 птиц,

среди которых преобладают молодые - как самцы, так и самки. 203 черноголовых щегла пойманы в январе и марте, причём на последний месяц приходится большая часть поимок этих птиц.

Необходимо отметить, что основной целью таких отловов была поимка «вишняка», о котором следует сказать чуть подробнее. «Вишняк» — определённый тип (морфа) взрослых самцов у черноголового щегла, в данном случае у C. c. major. По нескольким нашим наблюдениям у таких самцов красивая и богатая коленами песенка, в которой полностью отсутствует характерный щеглиный «треск». Раз в 3-4 года, чаще всего по весне, нам удавалось поймать такую птицу. Внешний вид такого самца можно описать только птицеловной лексикой — небольшой представитель C. c. major, прогонистый телом и контрастно-нарядный, обладатель изящного клюва светло-соломенного цвета, а сама «маска» на голове — широкая и истинно-вишнёвого цвета. Несколько таких самцов черноголового щегла жили у меня в разные годы, оставив о себе только приятные воспоминания. У них действительно красивая, кристально-чистая песенка, словно перезвон маленьких серебряных колокольчиков. Как правило (и к сожалению), такие «вишняки» почему-то живут в неволе недолго — максимум 3-4 года. Причина столь короткого срока их жизни остаётся загадкой.

Во время отлова щеглов, особенно в первые 15 лет, мы совершенно не обращали внимания на их разнообразие, а возможно, и систематические различия. Просто были уверены, что все ловленные нами птицы — это C. c. major. Наши глаза постоянно выискивали среди пойманных птичек только «вишняков», остальных же мы просто выпускали. Исключение могли составить лишь седоголовые щеглы Carduelis cani-ceps Vigors 1831, которые очень редко встречаются зимой в окрестностях Новосибирска, залетая к нам из южных районов (Алтай, Казахстан). За 35 лет только два раза мы наблюдали седоголового щегла в окрестностях Новосибирска. Эти встречи пришлись на середину зимы 1989 года. В обоих случаях по 3 и 4 птиц соответственно отмечены нами в составе небольших (до 15-17 особей) стаек черноголового щегла, кормящихся семенами репейника Arctium lappa.

Тем не менее, кое-какие наблюдения мы смогли сделать по экологии и морфологической изменчивости C. c. major в окрестностях нашего города. Так, мы установили, что первые кочующие стайки этих птиц появляются уже в середине июля. Скорее всего, это объединившиеся 23 выводка, птенцы которых вылупились именно в районе наших исследований. Косвенно об этом свидетельствуют постоянные встречи в одних и тех же биотопах одних и тех же стаек с одинаковым количеством птиц. Вероятно, взрослые самцы при перелётах такой стайки с одного кормного места на другое летят «в тылу». По нескольким наблюдениям за такими объединившимися местными выводками щеглят

и их родителей мы неоднократно отмечали, что позади летевшие птицы (1 или 2) иногда начинали петь ещё в полёте, словно токуя ранней весной. Это, несомненно, были взрослые самцы, замыкающие перелетающую стайку молодых птиц в сопровождении самок.

Интересно остановиться на таком наблюдение. В течение всей зимы 2013 года (с ноября по март) мы на одном и том же маршруте (березняк близ дачного посёлка) отмечали одиночного взрослого самца черноголового щегла, к которому в феврале присоединилась самка, скорее всего, молодая (первогодка). От нарядного самца она отличалась более скромной окраской и была заметно меньше по размерам. Примерно с середины февраля они постоянно держались вместе, улетая кормиться репейником, что в изобилии разросся на территории дачного посёлка. В марте самец уже пел вовсю, особенно в последних его числах, избрав для этого сухую высокую берёзу близ крайних домиков садоводов. К нашему сожалению, данная парочка в конце марта неожиданно исчезла. Улетели ли птицы, либо попались в силки птицелова — осталось неизвестным. Но даже из этого незначительного наблюдения можно с некой уверенностью сказать, что часть птиц образуют пары уже зимой, тем более, что при ранневесенних отловах (начало марта) к нашей западне почти всегда на призывки манной птицы подлетали щеглы попарно. Как правило, сначала отлавливался самец, а вслед за ним и самка. По визуальному осмотру этих птиц удалось выяснить ряд моментов. Во-первых, весенние самцы всегда отличимы от самок. Они заметно крупнее и наряднее. У многих отловленных таким образом пар самки были однозначно моложе своих партнёров. Складывается впечатление, что это «местные» самцы, встретившие зимой в районе своих условных территорий «издалека кочующих» самок. И ещё один момент — часть самок были весьма «непохожими» на представителей подвида C. c. major. Отличались они не только мелкими размерами, но и более тёмным окрасом оперения. «Цыганочки» — так их именуют у нас птицеловы. Попадаются они нечасто и как правило в конце зимы — начале весны. Даже визуально видны различия между самками явно C. c. major и «цыганочками». Если длина крыла у первых варьирует в пределах 87-91 мм, то у вторых — 83-88 мм. Перекрытие незначительное, как видим. Весьма характерно и то, что среди таких «цыганочек» (или «чумазиков») практически нет самцов. Если же они и встречаются, то только в поздне-осенних отловах (ноябрь — начало декабря) на точке с применением небольшого тайника, когда на прикорме кроется почти вся стайка подлетевших птиц. Вполне возможно, что среди таких вот щеглов могут быть и гибриды C. c. major х C. c. carduelis, и даже, может быть, гибриды C. carduelis major х C. caniceps subulata, так как изредка в отловах встречаются «мелкие и светлоголовые» щеглы. По Л.С.Степаняну (1990), зона их гибридизации расположена в

области Западного Алтая, а также между Алтаем и Енисеем. В свою очередь, C. caniceps subulata (Gloger 1833) на Западном Алтае встречается с C. caniceps paropanisi Kollibay 1910, где не исключена их гибридизация.

Таким образом, в районе Новосибирска возможна встреча номинативного подвида черноголового щегла и его гибридов с C. c. major — аборигеном этих мест. Наши дальнейшие наблюдения должны в скором времени подтвердить вышесказанное.

Литература

Степанян Л.С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-728.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1394: 213-214

О большом подорлике Aquila clanga в Оренбургской области

С.В.Корнев, Л.В.Коршиков

Второе издание. Первая публикация в 2008*

Большой подорлик Aquila clanga для Оренбургской области, как и всего Уральского региона, считается редким гнездящимся и пролётным видом (Давыгора 1998, 2000; Рябицев 2001). Последние данные о гнездовании вида на территории Оренбуржья относятся к 1980-м годам. В это время гнездование большого подорлика отмечено в пойме реки Урал у села Донское Беляевского района, в Бузулукском бору и Бугу-русланском районе области.

9 октября 2001 мы наблюдали одиночного большого подорлика над северной частью озера Шалкар-Ега-Кара в Светлинском районе.

10 августа 2003 большой подорлик с добычей зарегистрирован в пойменном лесу реки Урал в окрестностях деревни Мухраново Илек-ского района. Он залетел в густой массив леса и, появившись через некоторое время уже без добычи, набирая кругами высоту, улетел в сторону пойменных лугов.

4 августа 2005 нами обследован данный участок леса и обнаружено гнездо. Оно располагалось на дубе, в развилке основного ствола, на высоте около 9 м и примерно в 300 м от берега реки. В бинокль наблюдали в гнезде 2 крупных, уже оперённых птенцов. Одна из взрослых

* Корнев С.В., Коршиков Л.В. 2008. К экологии большого подорлика в Оренбургской области II Изучение и охрана большого и малого подорликов в Северной Евразии. Иваново: 185-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.