Д.М.Зинченко
СТОЛКНОВЕНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ США И КНР В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ
CLASH OF GEOPOLITICAL INTERESTS OF THE UNITED STATES OF AMERICA AND CHINA IN THE CASPIAN REGION
В статье характеризуется каспийский вектор внешнеполитических стратегий США и КНР. Выявляются и характеризуются основные зоны столкновения геополитических интересов двух мировых держав. Дается прогноз относительно дальнейшего развития ситуации.
Ключевые слова: Каспийский регион, США, КНР, геополитические интересы, энергоресурсы.
The article deals with the Caspian vector of the United States and China's foreign policy strategies. The main collision zones of geopolitical interests of the two world powers are identified and characterized, and also the prognosis of the further development of the situation is given.
Key words: Caspian region, the USA, China, geopolitical interests, energy resources.
Введение
Каспийский регион располагается на пересечении стратегически важных и перспективных транспортных артерий, обладает огромными залежами углеводородного сырья, является геостратегически выгодной позицией для целого ряда стран, и, следовательно, находится в фокусе интересов крупных акторов международных отношений. Помимо всего прочего, Каспий связывает Центральную Азию с Европой и находится на пересечении сфер господствующего влияния мировых религий.
Впрочем, повышенное внимание к Каспийскому морю и его шельфу возникло задолго до того, как были обнаружены залежи нефти и газа. Именно здесь еще в эпоху средневековья пересекались транзитные торговые пути нашей страны, Китая, Османской империй, а также Индии, что делало регион уже в то время значимым для них и особенно привлекательным для включения в свою сферу внешнеполитических интересов [1].
Если же говорить о сегодняшнем времени, то, пожалуй, главной предпосылкой появления новых заинтересованных игроков является нерешенный вопрос о правовом статусе Каспийского моря, а также откладывание разработки единой стратегии прикаспийскими государствами [2]. Неоднократно
проходили саммиты, на которых главы пяти прикаспийский государств - России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана - пытались решить этот вопрос. Дискуссии не утихают с 2002 г., но особых успехов добиться так и не удалось [3]. Соответственно, именно этот нерешенный момент делает Каспий как бы открытым не только для инвестиционных проектов, но и для соперничества мировых держав, в том числе США и КНР.
Интересы Соединенных Штатов Америки
В результате распада Советского Союза и, следовательно, появления новых игроков вокруг Каспия сложившиеся социально-экономическая, транспортная и энергетическая структуры претерпели существенные изменения. Возникновение нового источника международного спора обусловило появление новых связей сотрудничества и конкуренции.
Помимо запасов углеводородных ресурсов и прочих природных богатств, территория Каспийского региона отличается выгодным геополитическим расположением, а значит, вдвойне интересует страны, желающие укрепить свои позиции на Ближнем Востоке.
Изначально США планировали укрепить положение американского нефтяного капитала в энергетической сфере каспийских государств, расширить западное направление транспортировки нефти и газа, а также диверсифицировать поставки сырья для нужд своей экономики. Вашингтон еще в конце XX столетия в своей «Стратегии национальной безопасности» открыто заявлял о том, что Каспийский регион входит в его зону энергетической безопасности.
Однако вскоре на смену экономическим интересам пришел вектор военно-политического взаимодействия, и Каспий стал рассматриваться по большему счету как стратегически выгодная позиция, позволяющая существенно расширить зону американского влияния и тем самым уменьшить продвижение интересов прикаспийских государств - России и Ирана, а также КНР, которая в последнее время проявляет все больший интерес к региону. Таким образом, политика Белого дома переквалифицировалась в концепцию укрепления присутствия в регионе и расширение влияния [4].
Другими словами, американцы заинтересованы не столько в самой добыче ископаемых, а скорее в установлении протектората над ресурсами и маршрутами транспортировки сырья. Посредством развития военно-технического сотрудничества, в частности, в рамках программы «Каспийский страж» (The Caspian Guard Initiative), а также проектов по разработке месторождений на шельфе Каспийского моря в 2018-2022 гг., США планируют реа-
лизовать обширную программу по окончательному закреплению влияния на евразийское пространство, а также государства Персидского залива [5].
Можно предположить, что в скором времени Вашингтон усилит инвестиционные потоки или же разработает ряд проектов, предложив взять коммерческую сторону реализации на себя. В связи с последними тенденциями, опутавшими мир плотной паутиной террористических атак, возросшей активностью организации ДАИШ и вместе с тем гражданской войной в Сирии, которой долгое время негласно способствовали Соединенные Штаты, Вашингтон, по всей вероятности, должен занять удобную позицию для противостояния распространению деятельности запрещенных группировок и контроля происходящих событий. Близость Каспийского региона к непосредственному очагу противостояния делает территорию более уязвимой и одновременно с этим привлекательной. Очевидно, что данный регион может играть одну из ключевых ролей на «великой шахматной доске» геополитики XXI столетия.
Интересы Китайской Народной Республики
Китай занимает первое место в мире по использованию энергоресурсов и второе по величине импортируемой нефти [6]. Экономический бум, недостаточность энергетических ресурсов, высокая плотность населения, а также некие, пусть и не оглашаемые официально, претензии на мировое лидерство приводят к тому, что Пекин не может оставить без внимания Каспий, столь богатый сырьем. Каспийское море и прибрежные территории находятся на перекрестке межконтинентальных и межнациональных транспортных коммуникаций «Восток-Запад» и «Север-Юг» и входят в зону жизненно важных интересов Пекина. Вместе с тем, все возрастающий интерес США и укрепление их позиций напрямую затрагивает национальную безопасность КНР.
Китай, обладая ограниченными запасами нефти и газа, не торопится интенсифицировать их добычу на своей территории и предпочитает искать новые источники поставок. В настоящий момент заинтересованность в доступе к энергоресурсам Каспия, в первую очередь обусловливается необходимостью снизить зависимость от поставок энергоресурсов из стран Персидского залива и найти надежный источник сырья, который будет «работать» на китайскую экономику [7].
В отличие от США и их вполне открытой стратегической линии по усилению влияния в Каспийском регионе, Китай занимает очень аккуратную позицию и укрепляет присутствие в своем обычном, неторопливом, но основательном режиме. Подготавливая базу с помощью инвестиций в добывающие отрасли стран региона, заключения контрактов на строительство нефте- и га-
зопроводов, а также непосредственно договоров о поставках сырья Китай постепенно занимает свою нишу в регионе.
Также Китай нацелен на решение проблемы охраны границ и обеспечение безопасности в своих пограничных с Центральной Азией районах, увеличение количества торговых связей со странами региона с целью создания собственных «опорных баз» и, вместе с тем, освоение центральноазиатского рынка, который может быть интенсивно задействован в улучшении экономики Поднебесной [8].
Невмешательство во внутреннюю политику стран и дипломатичная позиция Китая по основным вопросам региональной политики позволяют ему налаживать диалоги с государствами Ближнего Востока, Центральной Азии и Южного Кавказа. Как говорилось ранее, ключевым моментом в настоящий момент является удовлетворение потребностей китайской экономики в ресурсах, однако нельзя исключать вероятности того, что активизация деятельности китайских компаний в промышленных и энергетических проектах приведет к увеличению политического влияния КНР в регионе. Можно сделать вывод, что Китай, как и всегда, подходит к решению вопроса очень основательно и использует комплексный подход - через экономический фактор усиливает свою политическую значимость. Открыто объявить Каспий зоной своих интересов Пекин не желает, вероятно, по причине партнерских отношений с Россией, сотрудничество с которой необходимо для решения важных стратегических задач на глобальном уровне.
Еще одним важным моментом в связке Китайской Народной Республики и Каспийского региона является проект «Экономический пояс Шелкового пути», реализация которого уже началась. Программа нацелена на транспортировку грузов из Азии в Европу. В связи с этим можно сделать вывод, что у Пекина есть еще один повод для укрепления позиций в регионе [9].
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Каспийском регионе сталкиваются интересы многих акторов международных отношений, в том числе таких влиятельных, как США и КНР. Здесь происходит некая скрытая борьба за статус нового лидера на мировой арене. Немаловажную роль в окончательном результате сыграет то, какая из стран приобретет большее количество союзников. Можно предположить, что с каждым годом Каспийский регион будет играть все более значимую роль в определении мирового лидера и привлекать все большие потоки инвестиций, которые позволяют не только получить доступ к ресурсам региона, но и занять выгодную в геостратегическом отношении позицию.
Список использованных источников и литературы
1. Мудрова И. Русские предприниматели. Двигатели прогресса. -М.: Центрполиграф, 2015. - С. 11.
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 1998.
3. Каспийский саммит в Астрахани: статус моря не определен // BBC. Русская служба. - URL: http://www.bbc.com/russian/international/2014/09/140929_caspian_summit_timelin e
4. Жулинский М.Г. Геополитика Каспийского региона // Издательский дом «Первое сентября». - URL: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200600306
5. Интересы России, США, Китая и ЕС в Каспийском регионе // Webeconomy.ru. - URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1594&type=news
6. Развитие нефтегазовой отрасли Китайской Народной Республики // Бурение & нефть: специализированный журнал. - 2015. - № 1. - URL: http ://b u rneft. ru/arch ive/issu es/2015-01 /5
7. Сыроежкин К. Интересы Китая в геополитическом регионе Центральной Азии и Каспия // Центральная Азия и Кавказ. - 2007. - № 3 (51). - С. 47-61.
8. Тастенов А. Геополитика Каспия: ключевые моменты // Kazenergy. - 2012. - № 5 (55). - URL: http://www.kazenergy.com/ru/5-55-2012/7465-2013-01 -03-11 -58-30.html
Коротко об авторе
Зинченко Дарья Михайловна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Zinchenko Daria Mikhailovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]