Научная статья на тему 'Стоимостной анализ как основа новой системы экономических измерений'

Стоимостной анализ как основа новой системы экономических измерений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА / ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА / INVESTMENT & FINANCIAL VALUATION / THE COST ANALYSIS / PROFESSIONAL VALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нейман Е. И.

В статье речь идет о проблемах, связанных с существующей системой экономических измерений. Кризис выявил принципиальные отличия между профессиональной стоимостной оценкой и инвестиционно-финансовой оценкой на рынке ценных бумаг. В качестве альтернативы может быть использована методология стоимостного анализа, которая позволяет прогнозировать стоимость, и может применяться в качестве методологии ациклического ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cost analysis as a basis of new system of economic measurements

In article, it is a question of problems, connected with existing system of economic measurements. Crisis has revealed basic differences between a professional valuation and an investment & financial valuation used on the stock market. As an alternative, one can use the methodology of the cost analysis, allowing the prognosis of value that can become the base for methodology of acyclic price determination.

Текст научной работы на тему «Стоимостной анализ как основа новой системы экономических измерений»

А V V

Стоимостном анализ как основа новой системы экономических измерений

Е.И. Нейман

вице-президент Российского общества оценщиков, член национального совета по оценочной деятельности, президент Международной академии оценки и консалтинга (г. Москва)

Без преувеличения можно сказать, что разразившийся экономический кризис обнажил многие фундаментальные проблемы развития рыночных экономик. Этот кризис из-за своей масштабности и скорости распространения в определенной степени является уникальным. Предположения о том, что через полгода - год кризис закончится и экономический процесс в мире будет продолжаться в рамках сложившихся за последние 20-30 лет фундаментальных представлений, выработанных систем экономических измерений, видимо, вряд ли реализуются. Как показывают последние события, выходить из этого кризиса разные экономки будут самостоятельно, и опираться в этом случае придется на собственные ресурсы, в том числе и интеллектуальные. В первых двух статьях на эту тему [1, 2] была сделана попытка провести анализ причин кризиса. В настоящей статье будут рассмотрены возможные пути развития системы экономических измерений в новых условиях.

В этих новых условиях и Россия будет участвовать в соревновании разных экономик, однако мы будем бороться не столько за развитие, сколько за сохранение и выживание. Во многом именно успешность или неуспешность тех или иных шагов как власти, так и общества будут определять дальнейший вектор развития - либо подъем и развитие, либо спад, деградация и развал. И это относится не только к экономике России, но и ко всем развитым и развивающимся экономикам.

По сути, все экономики стоят на грани первой в истории «инновационной войны», в которой выиграют те страны и регионы, которые смогут предложить лучшие условия

для развития бизнеса, привлечения инвестиций и интеллектуального капитала и провести благодаря этому модернизацию, адекватную новым экономическим реалиям. Будем надеяться, что эта «инновационная война» не перерастет в традиционные войны, хотя такие риски нельзя исключать.

Проводимые в настоящее время Правительством Российской Федерации оперативные действия в принципе адекватны складывающейся ситуации. Благодаря золотовалютным резервам, которые удалось получить за последние 7-8 лет и не растратить на очередные «стройки века», образовался определенный временной лаг, который в настоящее время позволяет фактически перейти на государственное финансирование через систему уполномоченных крупных банков без привлечения иностранных финансовых ресурсов. Выделение финансирования предприятиям осуществляется как антикризисная акция. Вместе с тем и в перспективе роль государства в организации инвестиционного процесса реального сектора экономки будет повышаться. Этот процесс идет повсеместно, на что указывают действия правительств практически всех стран Э 20, но организация такого процесса должна сопровождаться и соответствующей системой экономических измерений эффективности вложений в реальные секторы экономики. Необходимо учитывать, что речь идет именно об организации инвестиционного процесса, а не о прямом бюджетном финансировании. То, что происходит сейчас, относится к разряду антикризисных мер. Видимо, только срочностью и глубиной кризиса можно объяснить то, как в США принимаются решения о судьбе автостроительной отрасли, когда эмоции и

текущая политическая ситуация начинают определять вектор экономического развития. В условиях Российской Федерации не нужно забывать и о коррупционной составляющей при принятии тех или иных управленческих решений.

Вот почему создание принципиально новой системы экономических измерений для принятия решений при участии государства может стать той инновацией, которая позволит выиграть будущее соревнование экономик. В перспективе должна быть создана принципиально новая система измерений, которая могла бы обеспечить возвратность и доходность вложенных средств. Методологической базой для создания такой системы может явиться система показателей, хорошо себя зарекомендовавшая в корпоративном управлении и получившая название «система управления стоимостью компании». Описанию этой системы посвящено огромное количество работ. Основная идея этой системы заключается в том, что именно рыночная или аналогичная рыночной стоимость компании и является тем интегральным показателем, который и позволяет в конечном счете определить полезность бизнеса как для собственника, так и для общества и государства. По сути, это означает использование методологии профессиональной оценки стоимости имущества для целей принятия управленческих решений в части организации финансирования инвестиционной и инновационной деятельности компаний реального сектора экономики.

Глобальный кризис, затронувший и Россию, выявил принципиальное различие между профессиональной оценкой стоимости (ПСО) реального имущества (включая нематериальные активы) и так называемой инвестиционно-финансовой оценкой (ИФО), применяемой для измерения ценности «бумажных» («фиктивных») активов, называемых обычно ценными бумагами (securities). Оценочным сообществом на теоретическом уровне эта проблема фактически решена, а как применить новую систему на практике в условиях текущего кризиса, широко обсуждается.

Прежде чем приступить к изложению основных предложений по формированию

новой системы, остановимся на вопросе о роли и месте рейтинговых агентств в существующей в настоящее время системе экономических измерений. Сложившаяся архитектура мировой финансовой системы, крах которой мы все сейчас наблюдаем, во многом зиждилась на данных мировых рейтинговых агентств. Начать работу с банком или инвестиционной компанией, получить кредитную линию или синдицированный заем, не имея рейтинга хотя бы одного из международных рейтинговых агентств, было практически невозможно. Вместе с тем, как показал только набирающий силу кризис, доверие к этим рейтингам сильно подорвано. Во многом отсутствие этого доверия и объясняет ту панику, которая в настоящее время наблюдается на мировых финансовых рынках. Требуется серьезная ревизия всей системы экономических измерений, в том числе и системы организации рейтингов. Если вспомнить историю, то система рейтингов начала формироваться в середине XIX века как отраслевая система на базе информации железнодорожного издания А^, издателем которого был Генри Варнум Пур. Поскольку к тому времени Казначейство США финансировало строительство и эксплуатацию частными компаниями железных дорог, а данных о надежности потенциальных заемщиков не было и серия афер достигла критического уровня, то Казначейство попросило провести анализ деятельности потенциальных заемщиков, так как существовавшие к тому времени бюро кредитных отчетов, несмотря на свое монопольное положение, не имели информации о железнодорожном бизнесе и не представляли структуры капитала, а также возможные схемы махинаций с акционерным капиталом в этих компаниях [3].

Аналогия с текущим состоянием дел, как нам кажется, просматривается полная. Существовавшие в то время универсальные кредитные бюро, не обладавшие информацией и не знавшие особенностей той или иной отрасли, к сожалению, были не в состоянии проанализировать риски инвестирования в специализированные компании и не могли составить о них общее представление. Думается, что предложения по фор-

мированию новой архитектуры системы анализа и управления рисками, в первую очередь в отраслевом разрезе, являются той альтернативой, которая позволит построить новую систему экономических измерений.

Необходимо учитывать, что принятие решения о создании в Москве Международного финансового центра, помимо организационных мероприятий, должно также сопровождаться и подготовкой предложений по созданию принципиально новой системы экономических измерений, которая учитывала бы все те ошибки и неверные представления, приведшие к столь масштабному кризису.

Фундаментальной причиной кризиса являются господствующие до последнего времени представления рыночных фундаменталистов, которые уже достаточно давно и на Западе подвергались критике со стороны части научных элит. В основе этих представлений лежит гипотеза «идеального рынка», что в конечном итоге и нашло свое отражение во всей системе экономических измерений, включая бухгалтерский учет и аудит, системы оценки стоимости имущества, системы построения рейтингов. Таким образом, если речь идет о создании новой архитектуры системы экономических измерений, включая и систему формирования рейтингов, эта система должна базироваться на принципиально новых теоретических основах. В противном случае замена существующей «большой тройки» -Standard&Poor's, Fitch и Moody's на «местные аналоги» вряд ли решит проблему. Шквал критики, который в последнее время обрушился на США, в том числе и на монополию американских рейтинговых агентств, справедлив в первую очередь потому, что в своих оценках эта «монопольная тройка» руководствовалась констатацией роста капитализации компаний на фондовой бирже и не учитывала реальное положение дел в компаниях и отраслях.

При формировании новой системы необходимо учитывать, что существующие в настоящее время в России рейтинговые агентства - «Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство», «Рус-Рейтинг» и

ряд других в принципе повторяют методологию проведения рейтингов «большой тройки» с ориентацией на внутренний рынок.

По своей сути методология проведения рейтингов близка к методологии оценки стоимости имущества. Основным фундаментальным отличием является приоритет рыночных цен на организованных рынках в качестве базы для построения расчетных моделей в отличие от рыночной стоимости - расчетной величины, определяемой независимым оценщиком. Но в отличие от независимой оценки, в базе которой присутствуют Международные стандарты оценки, деятельность рейтинговых агентств практически нечем не регламентируется. Вот почему разработка системы международных стандартов вместо внутренних методик и ноу-хау агентств является одной из важнейших первостепенных задач.

Как уже отмечалось, глубинные причины разразившегося кризиса заключаются в господствующих представлениях об «идеальном рынке». Следствием этих представлений является «фетишизация» цен, в том числе и цен акций на фондовой бирже. Еще классики рыночного фундаментализма отмечали, что понятие «идеальный рынок» условно и, в частности, на биржах цена на акции зависит от состояния финансового рынка, а не от реального экономического процесса, однако рыночная цена акций как основной измеритель полезности бизнеса всегда бралась за основу. Соответственно, кредитование бизнеса банками обеспечивалось залогом пакетов акций, которые в случае невозврата кредита могли быть проданы на фондовой бирже. Как показали последние события, в определенных условиях биржевые цены из источника созидания могут превращаться в источник разрушения. Объяснения причин такой трансформации цен выходят за рамки настоящей статьи, но вместе с тем «поставленный диагноз» позволяет предложить и метод «лечения». Необходимо учитывать, что во многом существующая до настоящего времени система рейтингов, ориентированная на повышение капитализации, в определенной степени и спровоцировала кризис. Как в свое время требование «плана любой ценой» в конеч-

ном счете привело к развалу экономики СССР, так и требование к компаниям «повышать капитализацию любой ценой» привело к мировому экономическому кризису.

Альтернативой может стать использование методологии и подходов оценки стоимости имущества, а точнее, методологии управления стоимостью компаний. Использование наряду с ценами, в первую очередь с ценами на рынке ценных бумаг, рыночной стоимости бизнеса компаний, мониторинг не только цен, но и рыночной стоимости позволят избежать, как нам кажется, той кризисной ситуации, которая сложилась в настоящее время.

Необходимо учитывать, что эти предложения входят в противоречие со сложившимися представлениями, господствующими в мировой экономической системе, требуют всестороннего обсуждения. Стоит отметить, что эти предложения базируются на фундаменте серьезных академических исследований российских и зарубежных экономистов и отражают эволюцию взглядов и представлений, которые в настоящее время получили свое «экспериментальное» подтверждение в виде разразившегося кризиса. Таким образом, создание принципиально новой национальной системы проведения рейтингов с последующим распространением этой системы и на международные институты может рассматриваться как ответ на те вызовы, которые мы все получили в последнее время. Эти предложения также находятся в русле тех решений, которые обсуждались на встрече Э 20.

Безусловно, создание национальной рейтинговой системы, базирующейся на использовании как данных о рыночных ценах, так и о рыночных стоимостях объектов оценки, потребует проведения широкого комплекса и методологических проработок, и организационных мероприятий. Поскольку в задачи новой системы будет входить не только мониторинг рыночной капитализации (анализ рыночных цен), но и мониторинг рыночной стоимости, то, видимо, эта национальная система должна состоять из специализированных отраслевых рейтинговых агентств, владеющих всей полнотой информации в отраслевом

разрезе и способных адекватно анализировать состояние как предприятий, так и отрасли в целом. Соответственно, такое отраслевое агентство (или агентства) должны входить в общую национальную систему и работать на основе общих стандартов. Основной целью деятельности таких структур является выработка предложений по минимизации рисков при кредитовании финансовыми институтами реального сектора, в том числе и с привлечением иностранного капитала. В связи с этим при реализации проекта ключевой задачей, безусловно, будет являться согласование методологии проведения рейтингов с отечественными и иностранными финансовыми институтами. Учитывая, что заключения таких агентств могут напрямую оказывать влияние на поведение инвесторов, для повышения их ответственности перед потребителями может быть задействован механизм имущественной ответственности, предусмотренный уже принятыми законодательными актами по развитию саморегулирования в Российской Федерации.

В задачи этих рейтинговых агентств наряду с традиционными могут входить и задачи по проведению оценки регулирующего воздействия законодательных актов и иных нормативных документов, а также проведение оценки производственно-сервисного потенциала отрасли - анализ сроков службы основных фондов, оптимизации операционных расходов, надежности и иных натуральных показателей, характеризующих деятельность реальных секторов экономики. Отсутствие таких нестоимостных оценок, как показал предшествующий опыт развития экономики Российской Федерации, существенно снижает эффективность принимаемых решений и не позволяет оперативно проводить изменения в уже принятых законах и иных нормативных актах. Кроме того, эта информация является одной из ключевых при проведении оценки и мониторинге рыночной стоимости компаний.

Разразившийся кризис не должен стать причиной изменения наметившегося курса на инновационное развитие экономики Российской Федерации. В задачи таких специ-

ализированных агентств может входить проведение специального рейтинга инновационной активности компаний, что может использоваться в первую очередь при организации финансирования венчурных инновационных проектов. Реализовать такой проект можно только при условии консолидации общества и реализации механизмов частногосударственного партнерства.

Таким образом, создание национальной системы экономических измерений, состоящей из сети отраслевых рейтинговых агентств (бюро, центров), является, по нашему мнению, адекватным ответом на те вызовы, которые сегодня бросает кризис мировой экономике.

В текущих условиях мирового финансового кризиса стал очевиден тот факт, что данные, полученные на основе фондового рынка, не адекватны. Показатели фондового рынка более подвержены воздействию слухов, обоснованных или необоснованных ожиданий и подобных субъективных факторов. Вследствие этого фондовые индексы стремительно меняются как в большую, так и в меньшую сторону. Очевидно, что стоимость собственного капитала торгуемых компаний не может меняться с такой же скоростью и в таких масштабах. Вот почему использование данных фондового рынка в текущих условиях приведет к искажению рыночной стоимости активов, зачастую в меньшую сторону. При этом также необходимо отметить тот факт, что фондовый рынок Российской Федерации много меньше фондового рынка США, Европы или Японии.

В принципе коррекция рынка рано или поздно происходит. Согласно теории рефлективности Дж. Сороса рынки всегда ошибаются (imperfect thinking).

К сожалению, цена этой коррекции для экономик становится все более высокой, и возможность делать эти корректировки без глобальных потрясений для экономики, видимо, является единственным приемлемым способом не допускать в будущем таких кризисов. «Пострадают» от устранения такого рода ошибок лишь профессиональные спекулянты, которые могут сколачивать огромные состояния во времена аномаль-

но высокой доходности отдельных секторов экономики, закрытых для входа новым участникам.

Основной задачей деятельности рейтингового агентства станет анализ данных фондового рынка наряду с анализом данных об основных компаниях отрасли и мониторингом этих данных, сопоставление информации, создание собственного интегрированного рейтинга компаний, отражающего реальную ситуацию в отрасли, и выдача сводных показателей, подлежащих использованию как оценщиками (консультантами, аудиторами) для своей работы, так и банками (инвесторами) для проведения оценки кредитоспособности компании.

По сути, речь идет о создании и постоянном мониторинге отраслевых показателей эффективности ведения бизнеса в компаниях, в соответствии с которыми они ранжируются и в зависимости от занимаемого места могут претендовать на получение кредитов или иных финансовых заимствований по более льготным ставкам. Кроме того, на бирже мониторинг цен на акции конкретной компании и сравнение этих цен со значением рыночной стоимости позволят избежать спекулятивных бросков и, например, в случае если цены акций отклонятся на 30-40 процентов от рыночной стоимости, а для этого нет серьезных оснований (ввод новых мощностей, внедрение признаваемых рынком инноваций, авария, банкротство и т. д.), то торговля этими акциями будет приостановлена.

Помимо сбора и анализа экономической информации, в задачи такого агентства будет входить и анализ технологических особенностей компании, включая проведение мероприятий по повышению энергоэффективности, снижению операционных расходов и т. д.

Агентство может выступать в качестве методолога по разработке моделей оценки рыночной стоимости конкретных компаний, а также совместно с саморегулируемыми организациями оценщиков и Национальным советом по оценочной деятельности проводить экспертизу отчетов об оценке рыночной стоимости, выполненными независимыми оценщиками для целей инвести-

рования. Этот принцип организации работ по оценке был уже апробирован в процессе реструктуризации РАО «ЕЭС России» и показал свою эффективность.

В задачи агентства может входить и проведение иных работ, а именно:

• оценка регулирующего воздействия законодательных и иных нормативных актов, готовящихся к принятию в отношении отрасли;

• независимый мониторинг состояния дел в компании и отрасли для органов государственного управления;

• оценка производственно-сервисного потенциала компаний и отрасли, включая вопросы надежности;

• оценка уровня энергоэффективности компаний;

• рейтинг инновационный активности в компаниях и отрасли в целом.

Включение в цепочку инвестор - потребитель инвестиций и консультанта как равноправного, а не вспомогательного участника инвестиционного процесса при условии, что и консультант несет имущественную ответственность за результаты своей работы, может стать действенным механизмом снижения коррупционности, учитывая изменения в системе финансирования экономики, и повышения роли органов власти в организации инвестиционного процесса.

Безусловно, потребуется и определенная модификация методологии управления стоимостью, которая развивалась в первую очередь как система внутрикорпоративного контроля и управления.

Необходимо учитывать, что успешность проекта может быть обеспечена только при условии координации усилий по созданию национальной системы экономических измерений. Для этого также необходимо, чтобы проект корреспондировался с проектом создания Московского международного финансового центра и рассматривался как пилотный проект по созданию такой системы в Российской Федерации.

Литература и информационные

источники

1. Микерин Г. И., Нейман Е. И. Как независимая оценка стоимости имущества может помочь предприятиям в кризисной ситуации. : LABATE.RU (дата обращения :

4.12.2008).

2. Микерин Г. И., Нейман Е. И. Миссия независимой оценки стоимости имущества в новой архитектуре экономических измерений. URL : LABATE.RU (дата обращения :

9.12.2008).

3. Зарипов И. А. О роли рейтинговых агентств в современной экономике // Международные банковские операции. 2007. № 1.

технология ЦЕЛЕВОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СУБСИДИИ

В ФОРМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВАУЧЕРОВ: РУКОВОДСТВО ПО ВНЕДРЕНИЮ

ДЛЯ МЕСТНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Предлагаем Вашему вниманию издание Фонда «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА» - книгу К. Г. Чагина «Технология целевой потребительской субсидии в форме социальных ваучеров: руководство по внедрению для местных и региональных администраций»

В брошюре рассматривается один из рыночных механизмов управления в сфере социальной политики, способствующий повышению эффективности ее проведения,-технология целевой потребительской субсидии в форме социальных ваучеров. В России практика применения этой технологии пока крайне ограничена, однако она представляется весьма перспективной. Уже имеющийся опыт использования этой технологии в нашей стране может служить основанием не только для аналитических выводов, но и для создания руководства по ее применению. Книга К.Г. Чагина и является таким руководством.

Стоимость издания - 150 рублей без учета почтовых расходов (при покупке 5 и более экземпляров - 130 рублей).

ю можно в библиотеке Фонда «Институт экономики города» , д. 20/1, на сайте Института www.urbaneconomics.ru в режиме books@urbaneconomics.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.