В.ВЛАДИМИРОВ, кандидат экономических наук
Ю.КУВАЛДИН, кандидат технических наук
Вятский государственный университет
I
Рыночные отношения стали реальностью российского высшего образования. Количество негосударственных вузов приблизилось к числу государственных, и конкуренция между вузами обостряется. Заказчиками образовательных услуг выступают не только государство, но и работодатели и домохозяйства; объемы внебюджетного финансирования государственных вузов стали сопоставимы с бюджетным содержанием, и вузам становится уже тесно в рамках их традиционной организационно-правовой формы - государственного учреждения. Модернизация российского образования с экономической точки зрения означает для вузов создание механизма свободной конкуренции вузов и их софинансиро-вания гражданами. Государственные и негосударственные вузы уравниваются в праве доступа к бюджетному финансированию, поскольку с введением ГИФО деньги «пойдут» вслед за абитуриентом, поступившим учиться в тот или иной вуз. Определяющим фактором конкурентоспособности вузов становится высокое качество образования, которое находится в прямой зависимости от мотивации преподавателей, и в первую очередь от уровня оплаты их труда. Отношения конкуренции и партнерства складываются не только между заказчиками образовательных услуг и вузами, но и внутри самих учеб-
Стоимость обучения и оплата труда преподавателей
ных заведений: преподаватели уже не довольствуются номинальной оплатой своего высококвалифицированного труда, а добиваются увеличения заработков за счет внебюджетных средств, источником которых является обучение студентов за плату сверх контрольного числа приема.
Таким образом, рыночные отношения существуют как между заказчиками образовательных услуг и вузом, так и между вузом и преподавателями. От того, насколько оптимально складываются экономические отношения между этими субъектами, зависит качество образования и динамика развития вуза. Очевидна актуальность проблем ценообразования образовательных услуг и оплаты труда преподавателей, а также необходимость сделать эти процессы прозрачными и цивилизованными. Законным является право заказчика услуг знать, как формируется стоимость обучения студента и структура затрат вуза, а преподавателя - знать, какая доля доходов вуза и каким образом направляется на оплату его труда.
II
Проблема ценообразования - это сложная и многофакторная задача. Цена обучения студента является функцией ряда переменных, в том числе себестоимости, качества и особых свойств образовательной программы, платежеспособного спроса, поведения
конкурентов. Важную роль в ценовой политике играет стратегия развития вуза, проводимая ректоратом. Традиционно большинство вузов определяют себестоимость обучения одного студента путем деления прошлых затрат вуза на приведенное число студентов, не анализируя глубоко структуру себестоимости и зависимость ее от характера образовательных программ. Министерство образования России не имеет дифференцированных по группам специальностей нормативов финансирования вузов, нет такой дифференциации и в финансовом наполнении ГИФО, установленном на 2002 год.
Так чем же различается себестоимость обучения студента по той или иной образовательной программе? Что является главным нормообразующим фактором себестоимости? Анализ структуры затрат по полярным группам специальностей, какими являются социально-экономические и технические специальности, показывает, что при обучении по техническим специальностям значительно возрастают затраты на капитальные вложения в основные фонды и оплату труда. В свою очередь, рост трудозатрат на обучение по техническим специальностям связан с дополнительными затратами живого труда на обслуживание сложного учебного оборудования, проведение бьльшего объема лабораторных и практических работ в подгруппах, курсовых и расчетно-графических работ и т.п. Очевидна прямая связь между капитальными затратами и затратами на оплату труда. Если нормировать структуру затрат, то есть установить пропорции между основными статьями затрат на обучение по каждой из групп специальностей, то, рассчитав определенным образом затраты на оплату труда профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала (УВП), несложно опреде-
лить и полную себестоимость обучения студента. Таким образом, задача сводится к нормированию трудозатрат на обучение и планированию уровня оплаты труда ППС и УВП.
Заметим, что себестоимость обучения по вузу в целом складывается из переменных и постоянных затрат. Если последние прямо не зависят от деловой активности вуза, то переменные затраты, к которым относится оплата труда ППС и УВП, прямо пропорциональны числу обучаемых студентов. Управленческий анализ в вузе должен быть направлен прежде всего на планирование и учет переменных затрат, поскольку ими определяется нижний уровень даже кратковременного снижения стоимости обучения.
III
Система оплаты труда ППС и УВП кафедр в государственном вузе не была объектом внимания экономистов до тех пор, пока не появились студенты, обучающиеся с полным возмещением затрат физическими или юридическими лицами. Назовем их «платными» студентами в отличие от «бесплатных», обучающихся за счет средств федерального бюджета. При обучении платных студентов в одном потоке с бесплатными студентами (как в отдельных, так и в смешанных группах) традиционная штатно-окладная система оплаты труда неэффективна. Даже в сочетании с почасовой оплатой она не учитывает очевидной интенсификации труда в смешанных учебных группах, увеличенных по численности за счет платных студентов. Система не мотивирует дополнительный труд преподавателей и лаборантов, не заинтересовывает их в увеличении числа платных студентов, а значит, не позволяет заведующему кафедрой оптимально организовывать обучение возрастающего
числа студентов при неизменном кадровом составе кафедры. Нами предлагается следующая система оплаты труда на кафедрах, занятых обучением платных студентов, свободная от указанных недостатков и создающая нормативную базу для расчета стоимости обучения.
Внебюджетный фонд оплаты труда кафедр формируется пропорционально числу платных студентов и нормативным трудозатратам по их обучению вне зависимости от того, обучаются ли платные студенты в отдельных или же смешанных группах вместе с бесплатными студентами.
Расчет внебюджетного фонда производится перед началом каждого учебного года на основании следующих нормативов и исходных данных:
а) нормативы, которые утверждаются приказом ректора вуза или являются предметом коллективного договора:
■ средняя часовая ставка оплаты труда ППС вне зависимости от занимаемой должности и наличия ученой степени и звания;
■ часовая ставка оплаты труда УВП, непосредственно участвующего в проведении учебных занятий;
■ норма численности студентов в лекционном потоке, учебной группе и подгруппе;
■ трудозатраты ППС (в часах) при индивидуальной работе со студентами (проведение экзамена или зачета, руководство курсовым и дипломным проектированием, проверка контрольных работ и т.п.);
б) исходные данные:
■ количество платных студентов в разрезе факультетов, специальностей, курсов, групп и подгрупп;
■ учебные планы по специальностям, графики учебного процесса, расписание занятий;
■ перечень изучаемых на кафедре дисциплин и видов занятий (лекция,
практическое занятие, лабораторная работа и т.п.) и форм контроля успеваемости (зачет, экзамен и т.п.);
■ объем аудиторных занятий (в часах) по каждой дисциплине с указанием обязательного участия УВП по отдельным видам занятий.
Последовательность расчета внебюджетного фонда оплаты труда в общем случае такова:
1. Нормативные трудозатраты ППС (в часах) на обучение одного студента по каждой из дисциплин кафедры определяются как сумма частных от деления объемов аудиторных занятий в виде лекций, практических занятий и лабораторных работ на норму численности студентов в лекционном потоке, учебной группе и подгруппе соответственно, к которой добавляются нормативы трудозатрат ППС для индивидуальной работы со студентом по этой дисциплине.
2. Нормативные трудозатраты УВП (в часах) на одного студента при проведении лабораторных работ определяются как частное от деления объема лабораторных занятий с обязательным участием УВП на норму численности студентов в подгруппе.
3. Общие трудозатраты ППС кафедры по работе с платными студентами определяются как сумма произведений нормативных трудозатрат ППС по каждой дисциплине на количество платных студентов, ее изучающих.
4. Общие трудозатраты УВП кафедры по работе с платными студентами определяются как сумма произведений нормативных трудозатрат УВП по каждой дисциплине на количество платных студентов, ее изучающих.
5. Внебюджетный фонд оплаты труда кафедры определяется как сумма произведения средней часовой ставки оплаты труда ППС на общие трудозатраты ППС и произведения часовой ставки оплаты труда УВП на общие трудозатраты УВП.
Рассчитанный таким образом на учебный год внебюджетный фонд оплаты труда кафедры корректируется по итогам первого семестра в зависимости от изменений в контингенте платных студентов (отчисление, перевод, восстановление и т.п.).
Внебюджетный фонд оплаты труда расходуется на выплаты работникам кафедры в следующей последовательности:
■ оплата труда штатных преподавателей (в том числе совместителей), принятых сверх основного бюджетного штата кафедры;
■ почасовая оплата дополнительного труда ППС и УВП при проведении учебных занятий в отдельных группах платных студентов;
■ ежемесячные надбавки за интенсивный характер труда в учебных потоках, группах и подгруппах с увеличенной сверх нормы численностью студентов;
■ доплаты по итогам каждого семестра в зависимости от качества обучения платных студентов.
Оплата дополнительного труда ППС сверх утвержденной учебной нагрузки по бюджетной должности организуется с согласия преподавателя путем его штатного совместительства или в форме почасовой оплаты труда. Должностные оклады и размеры часовых ставок оплаты труда ППС в этом случае принимаются равными бюджетным с дифференциацией в зависимости от занимаемой должности, а также наличия ученой степени и звания. Оплата дополнительного труда УВП при проведении лабораторных работ в отдельных группах платных студентов производится по утвержденным часовым ставкам.
Ежемесячные надбавки за интенсивный характер труда ППС и УВП (в связи с превышением норм численности студентов в лекционных потоках, груп-
пах и подгруппах из-за наличия в них платных студентов помимо бесплатных) назначаются на семестр или учебный год приказом ректора по представлению заведующего кафедрой. Заведующему кафедрой такая надбавка назначается по представлению декана факультета.
Средства внебюджетного фонда оплаты труда, не использованные в течение семестра или учебного года, направляются на единовременные доплаты работникам кафедры по итогам каждого семестра в зависимости от качества обучения платных студентов.
Предложенный нами нормативный метод оплаты труда создает материальную заинтересованность работников кафедры в сохранении контингента платных студентов и стимулирует качество их обучения. Такой нормативный подход к оплате труда и расчету стоимости обучения студентов применим как в государственном, так и в негосударственном вузе; как сегодня, когда бюджетные и внебюджетные доходы государственного вуза учитываются и расходуются раздельно, так и в перспективе - при создании консолидированного бюджета вуза.
IV
Описанный метод оплаты труда и расчета стоимости обучения студентов по образовательным программам высшего профессионального образования различных групп специальностей апробирован в Вятском государственном университете в 2001-2002 учебном году. Метод реализован в электронных таблицах EXCEL.
Расчеты были выполнены для трех специальностей: двух технических -120100 «Технология машиностроения» (ТМ) и 180100 «Электромеханика» (ЭМ) и одной экономической - 060800 «Экономика и управление на предпри-
ятиях машиностроения» (ЭКУ). Контрольные цифры приема на эти специальности в 1997-2001 гг. составляли: ТМ - 70 чел., ЭМ - 39...45 чел., ЭКУ -20...40 чел. Расчет выполнялся отдельно для каждого курса указанных специальностей в соответствии с учебными планами специальностей (ЭМ, ЭКУ) или специализаций (ТМ).
При расчете внебюджетного фонда оплаты труда на первом этапе определялись нормативные трудозатраты по семестрам и по каждой из дисциплин учебного плана, дифференцированные по видам учебных занятий:
■ лекционно-практические (аудиторные часы занятий, проводимых ППС с группой студентов или потоком в целом);
■ лабораторные (аудиторные часы, которые проводятся ППС с участием УВП);
■ прочие (нагрузка, связанная с индивидуальной работой преподавателя со студентами).
На втором этапе определялись нормативные трудозатраты, необходимые для обучения потока студентов и одного студента данной специальности. На третьем этапе выполнялся непосредственный расчет внебюджетного фонда оплаты труда на основании нормативных трудозатрат на обучение одного студента и численности платных студентов.
Поскольку расчетный внебюджетный фонд оплаты труда напрямую связан с нормативными трудозатратами по обучению одного студента (удельными трудозатратами), то были выполнены различные варианты расчета, позволяющие оценить влияние отдельных параметров на получаемый результат.
Отметим, что удельные трудозатраты по семестрам существенно варьируются: для специальности ТМ в пределах 33,9.43,5 часа, для специальности ЭМ - 24,4.45,0 часа, для специальнос-
ти ЭКУ - 21,3.46,1 часа. Однако их значение зависит не только от особенностей учебного плана и связанной с ним интенсивности различных видов аудиторных и индивидуальных занятий, но и от наполненности лекционных потоков, учебных групп и подгрупп, то есть от контингента студентов, принимаемого к расчету. Были выполнены три варианта расчета удельных трудозатрат:
1. для расчетного контингента студентов специальности, определяемого контрольными цифрами приема;
2. для расчетного контингента студентов специальности, ежегодно утверждаемого планово-финансовым подразделением вуза к расчету штатов ППС;
3. для фактического контингента студентов специальности (принятого по состоянию на 1.01.2002 г.).
При первом варианте оцениваются плановые трудовые затраты. Однако в условиях значительного движения контингента студентов вследствие отчисления, особенно характерного для технических специальностей, такой расчет дает заниженные показатели удельных затрат. Так, фактическое уменьшение численности студентов пятого курса технической специальности ЭМ с 45 (по плану приема) до 36 человек приводит к росту удельных трудозатрат в 9-м семестре на 10% относительно плановых. Расчеты при втором и третьем вариантах в большей мере учитывают фактические затраты вуза по обучению студентов.
Устанавливая нормативы расходов по основным статьям затрат на обучение, можно при известных удельных трудозатратах определить себестоимость обучения (прямая задача), а при директивно-фиксированной цене обучения определить среднюю часовую ставку ППС (обратная задача).
Прямая задача, связанная с расче-
том стоимости обучения, была решена на примере двух специальностей: технической (ТМ) и экономической (ЭКУ). Предполагалось, что по каждой специальности появляется дополнительная платная группа студентов в количестве 25 человек. Был зафиксирован норматив начислений на зарплату (31,8%) и средняя часовая ставка ППС (50 руб.). Норматив расходов на зарплату для специальности ЭКУ был принят 30%. По специальности ТМ расчет выполнен для норматива расходов на зарплату 30% и 20%. Последний случай отражает специфику технической специальности, связанную с необходимостью дополнительных затрат на приобретение и эксплуатацию оборудования и приборов. Результаты расчета приведены в табл. 1.
Эти данные показывают, что даже при одинаковом нормативе расходов на зарплату при прочих равных условиях стоимость обучения одного студента по технической специальности ТМ примерно на 11% выше, чем по экономической специальности ЭКУ.
Снижение норматива расходов на зарплату с 30% до 20%, характерное для технических специальностей, приводит к превышению стоимости обучения по технической специальности над экономической в 67%. Рассчитанная таким образом стоимость обучения сходится с ценами обучения, рекомендованными Министерством образования России.
При решении обратной задачи (табл. 2) выявлено, что директивная фиксированная цена обучения платного студента по специальности ТМ обеспечивает среднюю часовую ставку ППС значительно более низкую (38,6 руб.), чем ставка, установленная для работы с бесплатными студентами (50 руб.).
Применение предложенной методики открывает возможности решения задач оптимизации учебного процесса посред-
ством регулирования количества и наполненности групп (подгрупп), объединения потоков; обеспечивает необходимый уровень оплаты труда ППС; необходимый уровень цены обучения; определяет нижнюю границу цены при заданных исходных параметрах.
Таблица 1
Расчет стоимости обучения одного студента________________________
Специа ЛЬНОСТЬ Учебный ГОД Норматив расходов на зарплату, % Удельные трудозатраты, час Стоимость обучения одного студента, руб. Средняя стоимость за 5 лет, руб.
ЭКУ 2001-02 30 59,7 13114 15056
2002-03 50,4 11071
2003-04 72,0 15816
2004-05 75,1 16497
2005-06 85,5 18782
ТМ 2001-02 30 76,7 16843 16734
2002-03 79,7 17500
2003-04 69,3 15231
2004-05 76,2 16742
2005-06 79,0 17357
ТМ 2001-02 20 76,7 25264 25102
2002-03 79,7 26250
2003-04 69,3 22846
2004-05 76,2 25112
2005-06 79,0 26036
Таблица 2
Расчет средней часовой ставки ППС__________________________________
Специальность Директивная цена обучения, руб. Количество платных студентов Удельные трудозатраты, час Средняя часовая ставка ППС, руб.
ТМ 13000 34 76,7 38,59
ЭКУ 15000 39 59,7 57,19
А. БЕЛОГУРОВ, кандидат педагогических наук
Северо-Осетинский госуниверси-тет им. К.Л. Хетагурова
Среди множества социальных проблем одной из важнейших сегодня выступает необходимость сохранения единой российской общности. Можно по-разному оценивать центробежные тенденции, однако очевидно, что процесс суверенизации регионов повлек за собой разрушение целостного культурно-образовательного пространства. Впрочем, при рассмотрении данного социально-политического явления в русле закономерностей мировой истории хорошо видно, что партикуляризация есть объективно обусловленный процесс, противостоящий нарастающей глобализации во всех сферах общественного устройства. Именно в контексте диалектики регионализации и глобализации и следует рассматривать современные проблемы развития российского образования. С одной стороны, образование, формирующееся в условиях глобалистичес-ких проектов, становится полипарадиг-мальным и полифункциональным по своей сути, с другой - под влиянием процессов регионализации строится с ориентацией на сохранение этнокуль-
Этногенез и «национальнорегиональный компонент»
турных приоритетов развития и социально-политической независимости регионов России.
Проявившиеся «анизотропность» и вариативность в развитии российской образовательной системы сопровождали процессы демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, которые, являясь социально обусловленными, в принципе не присущи советской организации образовательного пространства, строившегося на принципах унификации и инвариантности. Система образования выступала здесь механизмом формирования и воспитания так называемого «советского человека» независимо от его национальной или этнокультурной принадлежности.
Усиление этнорегиональных тенденций развития российского образования обозначило замену «надэтничес-кого» воспитания гражданина России этнокультурными воспитательными моделями, основополагающими идеями которых выступают формирование национального самосознания личности обучаемого, возрождение национальных традиций в воспитании. С раз-