Научная статья на тему 'О привлечении и использовании внебюджетных средств в вузе (рекомендации)'

О привлечении и использовании внебюджетных средств в вузе (рекомендации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О привлечении и использовании внебюджетных средств в вузе (рекомендации)»

О привлечении и использовании внебюджетных средств в вузе (рекомендации) *

1. Введение

В настоящее время вузы осуществляют разнообразные виды деятельности, которые обеспечивают поступление дополнительных финансовых средств. В значительной степени это обусловлено недостатком бюджетного финансирования, которое не создает условий нормального функционирования высших учебных заведений. Анализ внебюджетной деятельности вузов показывает большое разнообразие не только ее видов, но и способов, подходов, методик, нормативного оформления, применяемых в этой сфере. Сложность и противоречивость действующего законодательства в сочетании с этим многообразием приводит в отдельных случаях к возникновению существенных финансовых и материальных потерь, в том числе потерям времени и квалифицированного труда, нарушениям законодательства, снижению деловой активности.

Настоящий документ представляет собой сборник рекомендаций и методических материалов по основным направлениям организации внебюджетной деятельности в вузах и имеет целью оказать практическую помощь в работе руководителям, главным бухгалтерам, специалистам финансовых и экономических служб.

• Документ содержит:

• определения основных понятий, применяемых в тексте;

• анализ факторов, влияющих на выбор направлений внебюджетной деятельности вуза и позволяющих оценить целесообразность их развития;

• классификацию основных источников доходов от внебюджетной деятельности;

• рекомендации по решению проблем ценообразования по различным видам работ и услуг;

• перечень расходов, рассматриваемых как реинвестирование в образовательный процесс;

• рекомендации по порядку учета, распределения и использования внебюджетных средств;

• перечень рекомендуемых нормативных документов, которые необходимы для организации в вузе внебюджетной деятельности.

Деятельность вуза по привлечению и использованию внебюджетных средств регулируется Законом "Об образовании", Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ГК РФ, иными нормативными актами, регламентирующими данную деятельность, и локальными нормативными актами, разработанными вузом в соответствии с действующим законодательством и утвержденными в порядке, определенном Уставом вуза.

3. Основные факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности вуза

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности вуза являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности - учебной, научной, обеспечивающей и иной.

К таким факторам относятся:

Научный потенциал влияет на привлечение договоров на выполнение НИОКР, грантов, заказов на экспортные поставки научной продукции, привлечение аспирантов и докторантов на платной основе, участие в программах развития регионов;

2. Внутренняя нормативная база

Наличие полной и отработанной нормативной базы вуза обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, "прозрачность" отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней;

3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности

Для успешного осуществления внебюджетной деятельности в вузе должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как, например:

• заинтересованность каждого подразделения максимизации объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании;

• стабильность принятого порядка финансовых отношений между подразделениями и "центром";

• единство политики по отношению ко всем подразделениям и видам деятельности.

4. Наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификации и т. д.

Наличие лицензий (аккредитации, сертификатов и др.) является необходимым условием для осуществления большинства видов внебюджетной деятельности и, кроме того, определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений для нее:

• предельный контингент студентов и, соответственно, потенциальные размеры платного приема,

• набор специальностей, по которым осуществляется образовательная деятельность и др.

5. Регион расположения

Регион расположения вуза определяет внешние условия его функционирования - демографическая ситуация, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих вузов.

6. Оборудование

Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечения заказов на исследования, предоставления широкого спектра различных (в том числе - уникальных) услуг, товаров, работ и пр., сдачи оборудования в аренду.

7. Производственные мощности

Обладание производственными мощностями обеспечивает выполнение работ, связанных с производством товаров, выполнением заказов (в т.ч. на серийное производство), поддержкой наукоемкого бизнеса, инноваций на собственных мощностях, обеспечением научноисследовательских и опытно-конструкторских работ.

8. Информационные ресурсы

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в т.ч. дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, в т.ч. коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

9. Библиотечный фонд

Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ.

10. Помещения

Создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду, организации иной приносящей доходы деятельности (например, предоставление гостиничных услуг, поселение иногородних студентов платной формы обучения, создание инфраструктуры проживания -прачечных, предприятий бытового обслуживания и др.);

11. Кадры

Наличие достаточного количества профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения приема студентов на платное обучение, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектра специальностей и направлений подготовки;

12. Земля

Наличие участков для жилищного и иного строительства позволяет привлекать инвестиционные ресурсы; наличие участков для сдачи в аренду является необходимым условием получения соответствующих доходов, земли сельскохозяйственного назначения позволяют осуществлять производство продукции и т.д.

13. Методическая база

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения;

14. Имидж и сотрудничество с выпускниками вуза

Уровень общественного признания вуза, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.

Степень влияния основных факторов на направления внебюджетной деятельности определяется на основе экспертной оценки. Примерные оценки представлены в таблице.

Основные факторы Направления внебюджетной деятельности

Образовательная Научная Обеспечивающая Прочая

Научный потенциал 2 3 1 121

Внутренняя нормативная база 3 2 322 122

Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности 3 3 3 3

Наличие лицензии и ее параметры 3 2 211 1

Регион расположения 232 2 211 1

Оборудование 2 332 322 211

Производственные мощности 211 2 3 1

Информационные ресурсы 3 3 1 122

Библиотечный фонд 3 2 1 1

Помещения 2 2 322 3

Кадры 3 3 2 2

Земля 1 1 2 3

Методическая база 3 1 1 1

Имидж и выпускники вуза 3 2 1 221

Для оценки потенциала вуза следует оценить все факторы с точки зрения их наличия для организации этой деятельности.

1. Максимальная количественная оценка каждого фактора одинакова и принимается равной 100 баллам

2. Оценка каждого фактора определяется вузом самостоятельно в диапазоне от 0 до 100. При этом оценка "0" соответствует отсутствию ресурса по этому фактору

3. Оценка осуществляется для целей решения конкретной задачи - организации того или иного вида деятельности в условиях данного вуза

4. Наличие нулевой оценки любого фактора свидетельствует о нецелесообразности организации данного вида деятельности

5. Суммарная оценка реализации данного вида деятельности определяется как сумма оценок каждого фактора, умноженных на коэффициент влияния каждого фактора на данный вид деятельности

6. Рекомендуется считать рациональным организацию данного вида деятельности, если суммарная оценка составляет более 50 процентов от максимально возможной.

Пример расчета по предложенной методике

Исходная информация для оценки:

Имеется свободное помещение в 100 кв. метров.

Необходимо оценить возможности использования данного помещения для образовательной деятельности.

Основные факторы Оценка ресурса Влияние Итоговая оценка Оценка ресурса Влияние Итоговая оценка

Научный потенциал 75 2 150 75 0 0

Внутренняя нормативная база 100 3 300 100 3 300

Основные факторы Оценка ресурса Влияние Итоговая оценка Оценка ресурса Влияние Итоговая оценка

Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности 100 3 300 100 3 300

Наличие лицензии и ее параметры 75 3 225 75 3 225

Регион расположения 50 2 100 50 2 100

Оборудование 75 0 0 75 1 75

Производственные мощности 100 0 0 100 0 100

Информационные ресурсы 75 2 150 75 2 150

Библиотечный фонд 75 2 150 75 0 0

Помещения 100 3 300 100 3 300

Кадры 50 3 150 50 1 50

Земля 100 0 0 100 0 100

Методическая база 50 2 100 50 0 0

Имидж и выпускники вуза 50 0 150 50 1 50

25 2075 19 1750

83,0 92,11

4. Классификация внебюджетных доходов

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

• направлений внебюджетной активности высших учебных заведений;

• организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности;

• налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходы деятельности.

Базовыми элементами в предлагаемой классификации избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия.

Этими группами выступают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Основная деятельность:

о реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников); о проведение научно-исследовательских работ;

о деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научноисследовательского процесса.

2. Прочая деятельность, включая иные поступления:

о иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

1. Доходы от основной деятельности

• Обучение российских и иностранных студентов;

• Подготовка аспирантов и докторантов;

• Обучение по второй (и последующим) специальностям;

• Обучение на подготовительных курсах;

• Тестирование школьников и абитуриентов;

• Консультирование по учебным дисциплинам;

• Репетиторство;

• Обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

• Переподготовка и повышение квалификации;

• Углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

• Дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, и др.;

• Обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

• Прочие образовательные услуги.

1.2. Научная (научно-техническая) деятельность

• Создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт;

• Оказание услуг научного характера - консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;

• Выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты

1.3. Деятельность по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса

• Учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебнопроизводственными:

мастерскими, предприятиями, агростанциями, хозяйствами, магазинами, типографиями, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию бытовых услуг и др.

• Работы по обслуживанию и ремонту, в том числе приборов, оборудования, вычислительной техники, помещений, мебели, коммуникаций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;

• Деятельность по обеспечению студентов и учащихся (воспитанников) питанием, проживанием, медицинским и культурным обслуживанием;

• Деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;

• Предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

• Предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

• Другие услуги.

2. Доходы от прочей деятельности и иные поступления

2.1. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного

учреждения (территории, помещений, оборудования и др.):

• Создание автомобильных стоянок и гаражей;

• Изготовление товаров народного потребления;

• Ремонт бытовой и иной техники;

• Оказание бытовых услуг;

• Оказание посреднических услуг;

• Проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и организация выставок

2.2. Внереализационные доходы

• Долевое участие в деятельности других учреждений и организаций

• Приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая

выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.)

• Вложение денежных средств на депозитные счета

• Предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений,

оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду (субаренду)

• Получение финансовых санкций - штрафов, пени, неустоек, возмещение ущерба по судебным решениям и др.

2.3. Иные поступления

• Взносы юридических и физических лиц (в том числе - иностранных), в том числе -пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др.

• Реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драгоценных металлов

5. Рекомендации по ценообразованию во внебюджетной

деятельности вуза

Общие положения

Данные рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи вузам при определении цен на оказываемые платные услуги по основной и прочим видам деятельности.

Цены на услуги вуза могут разрабатываться с использованием настоящих рекомендаций и специфики конкретного образовательного учреждения с учетом особенностей структуры затрат и конъюнктуры.

При определении цен на предоставляемые услуги (работы) необходимо:

1. Разработать внутривузовские методики расчета цен на услуги, предоставляемые вузом, включающие в себя:

о определение базы для расчета цен (по плановым или фактическим расходам);

о порядок определения размеров прямых и накладных расходов; о механизм учета уровня инфляции в зависимости от срока предоставляемой услуги;

о особенности формирования цены на различные виды услуг с учетом действующего налогообложения; о механизм учета рыночной конъюнктуры

о существующие законодательные ограничения на установление цен на различные товары и услуги; о механизм установления льгот, дифференциации и изменения цены.

2. Выяснить конъюнктуру цен на аналогичные или заменяющие услуги в данном регионе.

3. Учесть уровень инфляции при формировании цены, в особенности, при оказании долгосрочных услуг;

4. Иметь разработанный порядок формирования и утверждения цен на услуги, предоставляемые вузом:

5. Иметь расчет цен.

2. Структура цены

Цена на платные услуги вуза представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее оказания материальных, трудовых и других затрат.

Цена на услуги включает:

1. Затраты по оказанию услуг, которые в зависимости от способов включения в стоимость для целей ценообразования подразделяются на прямые и накладные (косвенные) расходы.

Под прямыми понимаются затраты, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ): затраты на материалы, оборудование; на оплату труда ППС и других работников; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями, и другие виды затрат.

К накладным (косвенным) относятся общевузовские затраты, связанные с управлением и организацией услуг и работ (расходами на содержание аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных служб и др.), а также другие расходы, которые прямо отнести на конкретный договор (заказ) не представляется возможным

2. Налоги (на конкретный вид деятельности);

3. Плановые накопления (прибыль).

К реальным прямым затратам вуза на реализацию данного вида работы (услуги) должны быть отнесены:

1. оплата труда (с начислениями) непосредственных исполнителей, реализующих данный вид работы (услуги);

2. материальные затраты, необходимые для реализации данного вида работы (услуги).

К накладным (косвенным) расходам, необходимым для реализации данного вида работы (услуги), относятся:

1. оплата труда (с начислениями) административно-управленческого и обслуживающего персонала;

2. затраты на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала;

3. коммунальные платежи и услуги связи;

4. текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений;

5. оборудование;

6. транспортные расходы;

7. командировки административно-управленческого и обслуживающего персонала;

8. повышение квалификации;

9. представительские расходы;

10. расходы на рекламу;

11. другие общехозяйственные расходы.

Налоги (на конкретный вид деятельности) определяются видом оказываемых услуг и выполняемых работ.

Плановые накопления (прибыль) формируются для осуществления организацией затрат, которые не могут быть произведены за счет других источников.

3. Ценообразование на некоторые виды услуг

1.Платные образовательные услуги

Затраты рекомендуется группировать в соответствии с их экономическим содержанием по следующим укрупненным элементам, используя коды экономической классификации:

• текущие:

о затраты на оплату труда с начислениями; о материальные и приравненные к ним затраты;

• капитальные:

о приобретение оборудования и других основных средств; о капитальный ремонт; о износ основных средств (амортизация).

В калькуляцию по образовательным услугам (основным и дополнительным) могут включаться все затраты (текущие и капитальные) либо текущие и часть элементов капитальных затрат либо только текущие, относящиеся к учебному процессу, обслуживанию учебного процесса, административно-хозяйственные и эксплуатационные расходы. Выбор того или иного способа калькулирования затрат будет определяться следующими факторами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• длительностью оказываемой услуги. Расчеты стоимости услуг, выполняемых длительный период, как правило, включают все виды затрат.

• степенью использования материальной базы вуза в процессе оказания услуги.

• конъюнктурой рынка. Услуги не пользующиеся активным спросом могут не включать в себя элементы капитальных затрат.

• другими факторами, существенными для конкретного образовательного учреждения при формировании цены.

Детальный перечень элементов затрат должен базироваться на экономической классификации (по статьям кодов) и может включать следующие элементы:

• заработная плата профессорско-преподавательского состава, учебновспомогательного, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала;

• начисления на заработную плату;

• приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

• оплата коммунальных услуг;

• оплата транспортных услуг;

• оплата услуг связи и телекоммуникационных услуг;

• командировки и служебные разъезды;

• учебные и научные расходы, в том числе:

• учебная, производственная практика и экспедиции;

• приобретение книг для библиотеки, подписка на периодические издания;

• приобретение программных продуктов, расходных материалов;

• текущий ремонт инвентаря и оборудования;

• текущий ремонт зданий и сооружений;

*

• стипендия студентов ;

• питание студентов ;

• культурно-массовая работа со студентами и оздоровительные мероприятия;

• содержание общежитий;

*

• оплата услуг проживания ;

• приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

• капитальный ремонт учебных корпусов;

• прочие расходы.

• включается в цену услуги в зависимости от условий договора.

При ценообразовании на платные образовательные услуги в том случае, если речь не идет об индивидуальных занятиях, расчет цены производится на группу обучаемых (курс, поток). Цена обучения одного обучаемого является расчетной.

Методика расчета прямых расходов

Заработная плата рассчитывается в зависимости от вида оказываемых услуг, учебного плана и количества групп.

Заработная плата ППС

В основу расчета заработной платы профессорско-преподавательского состава берется заработная плата в расчете на 1 час преподавания в соответствии с положением об оплате труда, принятом Ученым советом вуза или другим внутренним нормативным актом.

Примеры расчета:

Ставка почасовой оплаты труда преподавателей, установленная приказом ректора в соответствии с действующим законодательством (постановление Минтруда РФ от 21.01.93 N 7), либо рассчитанная исходя из условия установления оплаты труда преподавателей на уровне двукратной от средней в промышленности данного региона;

Заработная плата УВП

• Фонд заработной платы учебно-вспомогательного персонала может определяться:

• в процентном объеме от фонда заработной платы профессорско-преподавательского состава (например, 20 процентов).

• от необходимой численности УВП с оплатой на уровне средних вузовских показателей оплаты труда для данной категории работающих.

Состав прямых материальных затрат определяется характером конкретных видов деятельности.

Накладные (косвенные) расходы

Расчет накладных расходов рекомендуется производить исходя из общевузовских затрат по содержанию и эксплуатации 1 кв. метра полезной или общей площади (в зависимости от вида деятельности), в том числе в расчете на 1 кв. метр:

1. заработная плата обслуживающего персонала;

2. коммунальные платежи;

3. текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений;

4. текущие расходы на закупки товаров и услуг по содержанию зданий;

5. транспортные расходы;

6. прочие текущие расходы.

В накладных расходах учитываются расходы по содержанию административно-управленческого персонала, в том числе:

Заработная плата (с начислениями) административно-управленческого персонала, определяемая по нормативу в процентах в конкретном образовательном учреждении (в зависимости от вида деятельности) от суммы заработной платы ППС, УВП и обслуживающего персонала, относимой к данному виду деятельности (например в размере 10 процентов).

Расходы по содержанию административно-управленческого персонала могут определяться в процентном отношении к фонду заработной платы АУП (например - в размере 50 процентов). Данные расходы включают в себя:

• коммунальные платежи;

• услуги связи;

• расходные материалы и предметы снабжения;

• командировки и служебные разъезды;

• оплату транспортных услуг;

• оплату коммунальных услуг по площадям, занимаемым АУП;

• прочие расходы.

Наряду с основной общей калькуляцией (расчетом), отдельные вузы могут составлять еще и калькуляцию (расчет) дифференцируемой стоимости обучения по наиболее престижным специальностям с учетом повышающих коэффициентов и (или) суммы плановых накоплений.

Особенности расчета цены на платные образовательные услуги.

Учет инфляции

В качестве механизма учета инфляционных процессов могут быть использованы условные единицы, социально-экономические показатели (например, МРОТ, потребительская корзина), показатели инфляции. Наиболее точную оценку инфляционных процессов обеспечивают показатели инфляции. Использование показателей инфляции должно строиться с учетом того факта, что инфляционные процессы имеют разную динамику применимо к различным элементам затрат. Таким образом, показатели инфляции должны быть объединены в интегральную оценку инфляции.

Ограничения на установление цены

Не допускается взимание платы за неоказанные услуги или невыполненные работы, а также за услуги, оплаченные за счет средств бюджета.

Стоимость образовательных услуг не может быть ниже стоимости оплаты аналогичных услуг, финансируемых учредителем из средств бюджета.

Размер взимаемой платы должен обеспечивать покрытие издержек по обучению.

Если установлена цена не покрывающая издержек, то образовательному учреждению следует определить источник покрытия возникающего дефицита остальной части издержек.

Если образовательное учреждение оказывает образовательные услуги путем заключения публичного договора (ст. 426 ГК РФ), то не допускается установление различного уровня цен по одному виду услуг. Данное ограничение не применяется, если законодательством предусмотрено предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Установление льгот, дифференциация и изменение цены

В условиях рынка допустимо по конкретным образовательным услугам (работам) использование пониженной или повышенной цены, а также применение (предоставление) льгот к ценам по конкретному перечню или контингенту учащихся (воспитанников). Указанная дифференциация может быть отражена во внутривузовских нормативных актах (включая положения, приказы и т.п.).

Применение пониженной цены допустимо, если предполагается, что выигрыш (экономический эффект) достигается за счет привлечения большего числа учащихся, проведения занятий в группе или на территории заказчика, дотирование менее престижных подразделений, труднокомплектуемых специальностей за счет применения понижающих коэффициентов к усредненной цене с одновременным перераспределением разницы в ценах за счет повышения цены на услуги (работы), пользующиеся повышенным спросом.

Прибыль

Размер плановых накоплений (прибыли) может определяться по нормативам, устанавливаемым соответствующим органом управления вуза (например, Ученым советом вуза) для каждого конкретного вида деятельности в процентах от совокупных затрат по указанным выше составляющим.

Налоги

Размер налоговых платежей, учитываемых в расчетах цены, определяется действующим налоговым законодательством (федеральным, региональным и местным) в зависимости от вида деятельности.

7. Перечень расходов, которые считаются производственными непосредственно в вузе и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса

• Оплата труда в соответствии с Положением об оплате труда вуза.

• Начисления на оплату труда.

• Стипендии учащимся, установленные Законами "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Постановлениями Правительства Российской Федерации..

• Социальные выплаты студентам, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации.

• Дополнительные гарантии детям-сиротам и иным категориям лиц в соответствие с действующим законодательством.

• Компенсация на приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам, аспирантам и докторантам в размерах, предусмотренных действующим законодательством.

• Приобретение расходных материалов, в т.ч. медикаментов и перевязочных средств, комплектующих изделий, хозяйственного и мягкого инвентаря, обмундирования, ГСМ, учебных пособий и материалов, бланковой продукции (дипломы, приложения к дипломам, студенческие билеты, зачетные книжки и др.), приобретение учебной и научной литературы, периодических изданий для обеспечения учебного процесса, научной деятельности, управления и содержания вуза.

• Оплата спецпитания работающих во вредных условиях труда.

• Текущий ремонт помещений и оборудования, находящихся на балансе вуза.

• Оплата коммунальных услуг, в т.ч.: теплоэнергии, электроэнергии, водоснабжения и водоотведения, содержания зданий, сооружений, земельных участков и аренды помещений для учебных и научных целей.

• Оплата услуг связи.

• Оплата транспортных услуг.

• Оплата услуг по проведению экспертиз и лицензированию основных видов деятельности и их обеспечения.

• Затраты на оформление прав на интеллектуальную собственность, издание учебной и научной литературы.

• Оплата рекламы основных видов деятельности.

• Приобретение программных продуктов.

• Оплата отдыха и спортивно-оздоровительных мероприятий учащихся.

• Оплата медицинского обслуживания учащихся и сотрудников.

• Ежегодные организационные взносы в УМО.

• Затраты на проведение олимпиад, конференций, производственных и учебных практик и экспедиций.

• Оплата повышения квалификации всех категорий сотрудников в пределах установленных норм.

• Затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с совершенствованием учебного процесс.

• Оплата расходов на командировки и служебные разъезды в пределах установленных норм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Оплата представительских расходов в пределах установленных норм.

• Приобретение оборудования, машин, механизмов, транспортных средств.

• Приобретение библиотечных фондов.

• Оплата проектно-изыскательских работ для совершенствования и развития материально-технической базы вуза.

• Приобретение прав на интеллектуальную собственность.

• Проведение капитального ремонта зданий, сооружений и оборудования, находящихся на балансе вуза.

• Расходы на капитальное строительство и приобретение учебных зданий, спортивно-оздоровительных сооружений, общежитий.

8. Перечень локальных актов и иных документов, рекомендуемых для использования в вузе

Внутривузовские нормативные акты (положения, инструкции и т.д.) разрабатываются вузом самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и утверждаются в установленном порядке с целью регламентации деятельности вуза по конкретным направлениям.

1. Устав высшего учебного заведения;

2. Лицензия (лицензии) на право ведения определенного вида деятельности;

3. Документ об аккредитации;

4. Приказ об учетной политике;

5. Положение об оплате труда

о Общие положения; о Премирование; о Установление надбавок и доплат; о Оплата труда из внебюджетных источников;

6. Положение о порядке выплаты материальной помощи;

7. Положение о порядке формирования и использования стипендиального фонда;

8. Положение о социальной защите обучающихся;

9. Положения о порядке формирования и использования фондов материального

поощрения, фонда производственного развития, централизованного фонда

развития вуза;

10. Положение о порядке учета, контроля, распределения и использования внебюджетных средств;

11. Положение о порядке сдачи в аренду объектов недвижимости, оборудования и земельных участков;

12. Положение о порядке заключения договоров, включая формы договоров;

13. Правила приема на обучение;

14. Положение о порядке перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

15. Положение о порядке оказания платных услуг;

16. Методика определения накладных расходов по различным видам деятельности;

17. Методика (методики) расчета цены (цен) по всем видам услуг, работ, продукции;

18. Документы, устанавливающие цены на все виды реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг;

19. Утвержденные сметы:

о Бюджетная по всем источникам бюджетного финансирования; о Внебюджетная по всем источникам; о Накладных расходов вуза;

о Подразделений, осуществляющих внебюджетную деятельность;

20. Положение о научной деятельности;

21. Положение о взаимоотношениях между структурными подразделениями вуза (о внутреннем хозрасчете);

22. Положения о структурных подразделениях вуза, в том числе с правомочиями юридического лица (по доверенности);

23. Штатные расписания;

24. Положение о порядке командирования сотрудников вуза и возмещения командировочных расходов;

25. Положение о порядке получения, учета, использования и сдачи драгоценных металлов и изделий, их содержащих;

26. Положение о Попечительском совете;

27. Положение о порядке учета, использования и охраны объектов интеллектуальной собственности;

28. Положения по отдельным направлениям внебюджетной деятельности;

29. Другие положения.

О привлечении и использовании внебюджетных средств в вузе (рекомендации) // Университетское управление: практика и анализ. - 1999. - № 2(9). С. 41-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.