Научная статья на тему 'Стоимость бизнеса как экономическая категория и основной критерий оценки стратегии развития'

Стоимость бизнеса как экономическая категория и основной критерий оценки стратегии развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА / BUSINESS VALUE / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / КРИТЕРИИ / CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзокаева З.М., Вазагов В.М.

Статья посвящена вопросам раскрытия экономической сущности, цели оценки и выбора стратегии развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of disclosure of the economic essence, the purpose of evaluation and selection of the business development strategy.

Текст научной работы на тему «Стоимость бизнеса как экономическая категория и основной критерий оценки стратегии развития»

Дзокаева З.М.,

к.э.н., доцент кафедры экономики и предпринимательства Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова»,

г. Владикавказ, Россия E-mail: dzokaeva81@mail.ru Вазагов В.М.,

д.э.н., профессор кафедры экономики и предпринимательства Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова»,

г. Владикавказ, Россия E-mail: vazagov@gmail.com

СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена вопросам раскрытия экономической сущности, цели оценки и выбора стратегии развития бизнеса.

Ключевые слова: стратегия, стоимость бизнеса, методология, критерии.

Dzokaeva Z.M., Vazagov V.M.

THE COST OF BUSINESS AS AN ECONOMIC CATEGORY AND THE MAIN CRITERION FOR ASSESSING THE DEVELOPMENT STRATEGY

The article is devoted to the issues of disclosure of the economic essence, the purpose of evaluation and selection of the business development strategy.

Keywords: strategy, business value, methodology, criteria.

Главной целью владельца бизнеса является увеличение долгосрочной финансовой выгоды. Главным критерием, дающим полное описание эффективности управления бизнесом, является стоимость бизнеса.

Из года в год оценка стоимости бизнеса становится все более актуальной, ведь в условиях рынка без оценки бизнеса невозможно эффективно руководить компанией. Именно оценка бизнеса выступает

как показатель эффективности всех управленческих стратегий. Реальная оценка необходима при большинстве рыночных действий (переоценка основных фондов, покупка-продажа имущества, оценка интеллектуальной собственности и др.)

Рассмотрению подлежит концепция управления бизнесом, которая основана на стоимостном подходе (Value Based Management). Каждая организация в своем распоряжении должна иметь эффективные методы оценки бизнеса для возможности управления, ориентированного на стоимость.

К наиболее информативным видам стоимости относятся:

1. Капитализация бизнеса.

2. Рыночная стоимость чистых активов.

3. Стоимость бизнеса как непрерывно функционирующего предприятия, приносящего доход (DCF).

Бизнес - это решения, которые основаны на данной системе оценки, они будут размещены в рамки классической теории стоимостного управления, учитывая российскую специфику.

Также есть возможность использовать методы, обладающие яркой наглядностью: суммирование ожидаемой прибыли за прогнозируемый период или же определение добавленной стоимости, основываясь на показателе экономической прибыли. Проблемой данных оценок является то, что они направлены на получение единого цифрового значения стоимости бизнеса, характеризующего ценность данного предприятия на рынке, предстоящую заинтересованность перед инвесторами и эффективность управления [1, с. 4].

Методы оценки стоимости бизнеса.

Для принятия управленческих решений методы оценки стоимости бизнеса, которые предлагают западные экономисты: Модильяни, Дамодаран, Коуплен, в России своего применения не находят, так как отсутствует достаточно развитый рынок акций.

Выделяют три главных подхода к проведению оценки бизнеса:

• Доходный - учитывает предстоящие денежные потоки, дисконтированные для отражения риска.

• Рыночный - стоимость бывает установленной на основе цены, которая уплачена за похожие инвестиции.

• По активам - стоимость бывает основанной на вероятной продаже основных активов компании.

1. Рыночная стоимость чистых активов.

Данный показатель необходим, чтобы определить стоимость, продажи бизнеса как имущественного комплекса. Если оценка получена иными методами и оказалась ниже, чем стоимость чистых активов, то стоит подумать о продаже или о реорганизации бизнеса.

Вследствие этого величину чистых активов можно рассчитать по данной формуле:

ЧА = ОС+НМА+ПА + КЗ (1),

ЧА - рыночная стоимость чистые активы;

ОС - рыночная стоимость основных средств;

НМА - рыночная стоимость нематериальных активов;

ПА - рыночная стоимость прочих активов;

КЗ - кредиторская задолженность;

1. Капитализация бизнеса.

Выявленная методом капитализации прибыль - оценка стоимости бизнеса -позволила дать экспресс-оценку стоимости компании и показала минимальную цену, по которой можно продать бизнес как действующее предприятие за кратчайшие сроки. Этот показатель представил собой объем прибыли, которую получили в настоящих условиях за грядущий этап окупаемости инвестиций.

кп =

чп

(2),

КП - капитализация прибыли; г - ставка дисконтирования; ЧП - чистая прибыль после уплаты налогов за прошедший период.

Для определения ставки дисконтирования используют несколько способов. Выбор способа зависит от ряда условий: достоверности информации о доходности

на различных рынках, понимания структуры капитала и т.д. Небольшое количество российских компаний определяют ставку дисконтирования, используя экспертный метод, отталкиваясь от ожиданий владельцев по отношению их бизнеса. [2, с.1]. Данная ставка дисконтирования фиксируется на конкретном промежутке времени и действует абсолютно для всех задач и проектов внутри компании. Исходя из практики, видим, что величина необходимой доходности, которую устанавливают российские промышленные предприятия, работающие в традиционных отраслях экономики, чаще всего колеблется в промежутке от 15 до 30%.

2. Стоимость бизнеса, как постоянно работающей организации, приносящей доход (БСБ).

Стоимость бизнеса, как постоянно работающей организации, приносящей доход, демонстрирует величину денежного потока, аккумулирующегося бизнесом за конкретный период, учитывающий альтернативные возможности. Используя показатель, есть возможность дать оценку потенциалу бизнеса, его преимуществам перед конкурентами и наибольшую стоимость продажи бизнеса или его части [4, с. 68].

Рассчитывая дисконтированный денежный поток, необходимо учитывать сложность долгосрочного планирования в российских условиях. В России, как правило, деятельность планируется на один год, а на предстоящие задается темп роста главных показателей.

ВСР = СРъ + £

СР

ОЙО

(3)

СБ0 = Денежный поток от собственного капитала за прошедший период.

СБ1= Денежный поток от собственного капитала на следующий год.

1 - горизонт планирования (лет); к - планируемый ежегодный темп роста бизнеса (если отсутствуют долгосрочные планы);

г - ставка требуемой доходности (ставка дисконтирования).

В зависимости от условий владельцев к сроку окупаемости бизнеса или основываясь на технологический цикл, выбирается горизонт планирования. В России для промышленных предприятий используется горизонт планирования от трех до пяти лет.

Руководство фирмой через управление ее ценой состоит в изменении факторов, которые определяют стоимость. Выбирая стратегию развития бизнеса, максимальное внимание следует уделить факторам, влияющим на размер стоимости предприятия.

Факторы, которые влияют на стоимость бизнеса, делятся на внешние и внутренние. Внешние факторы следует прогнозировать и осуществлять меры по уменьшению возможных отрицательных последствий.

К главным внутренним факторам приращения стоимости бизнеса относятся:

- увеличение эффективности операционной деятельности;

- инвестиционная деятельность;

- рациональное применение заемного капитала;

- увеличение прозрачности и открытости компании.

Основными факторами стоимости предприятия может являться экономическая прибыль (EVA) и инвестиции в развитие. Рассчитанная методом дисконтированного денежного потока (DCF) стоимость считается доходной чертой бизнеса. Но для управленческих целей данный метод не отображает источников формирования стоимости. Смотря на формулу (3), видим, что стоимость бизнеса находится в зависимости и от прошлой деятельности организации (CF0) , и от грядущего увеличения (CFi). Разработанная стоимость бизнеса определяется показателем экономической выгоды. Формирование стоимости в

грядущем зависит от объема инвестиций в развитие. В ходе реализации инвестиций в развитие создаются новые рынки, производство, улучшаются технологии [5, с. 128]. Ориентированные на замену устаревшего оборудования и поддерживающие стоимость инвестиции в замещение предварительно ее не создают.

EVA = N OPIAT - WACC * Ж (5),

NOPLAT - чистая операционная прибыль до выплаты процентов с учетом налогов;

WACC - средневзвешенная ставка капитала;

ИК - величина инвестированного капитала (чистые активы, рыночные долгосрочные и краткосрочные займы);

По рыночной оценке оценивается весь капитал, который инвестируется, так же как и чистые активы.

Чтобы обеспечить учет стоимостного подхода к управлению бизнесом необходимо заполнить аналитическую таблицу (см. табл. 1), из которой прослеживаются возможные варианты стоимости и оцениваются сформировавшие ее факторы.

Согласование итогов оценки стоимости бизнеса

Увеличение стоимости компании явилось одной из основных целей стратегического управления. Оценка стоимости организации, в границах концепции управления стоимостью (VBM) обязана стать основанием для решения таких задач:

1. Разработка стратегий и планов развития организации.

2. Оценка результативности менеджмента.

3. Оценка результативности работы организации.

4. Выявление действительной цены одной акции.

Таблица 1 - Форма аналитической таблицы

Стоимость бизнеса (DCF) Факторы стоимости (DCF) Альтернативная стоимость

EVA (прошлое) Инвестиции в расширение (будущее) Капитализация прибыли (минимальная стоимость) Рыночная стоимость чистых активов (стоимость имущества)

На сегодняшний день разумно использовать показатель стоимости бизнеса не только при сделке купли-продажи, но и в большей степени для выбора стратегии развития бизнеса, целей стратегического управления.

Методики, которые предлагают одну обдуманную оценку стоимости организации, могут использоваться для ее продажи в том или ином виде. Если же стоимость бизнеса необходима для принятия управленческих решений и создания стратегии, которые направлены на осуществление стоимостного подхода к управлению, рациональным является использование нескольких методов оценок [8, с. 284]. Подбор способа оценки стоимости бизнеса зависит непосредственно от проводимых целей. Для целей управления ценой компании могут быть использованы несколько показателей стоимости и несколько методов оценки. Данные показатели не подходят для интегрирования, они разбираются отдельно, сопоставляются между собой и предназначены для принятия разнообразных управленческих заключений [9, с. 460].

Поэтому поднимается вопрос итогов оценки, которые были получены с использованием разнообразных методов в границах трех общепризнанных подходов.

Исключить субъективизм при согласовании результатов просто невозможно. Есть возможность, только лишь используя различные методы, приемы, процедуры, при согласовании результатов попытаться сократить уровень субъективизма.

Можно дать заключение, что согласование результатов оценок под собой представляет трудоемкий, сложный и методологически неоднозначно определенный процесс.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать такие выводы:

1. Проанализировав методологические и теоретические подходы к понятиям «стратегическое управление» и «стратегия», можно предложить следующие определения вышеуказанных понятий для целей этого исследования:

• Стратегия представляет собой комплекс действий и принципов, которые

предпринимает организация для осуществления контроля над состоянием внутренней и внешней среды, позволяющая достичь поставленных целей, стратегия - способность формирования планируемого будущего предприятия.

• Стратегическое управление представляет собой процесс создания, контроля и реализации соответствия результатов задуманным целям, процесс создания своего собственного будущего.

Опираясь на изученную экономическую литературу, можно дать заключение, что основным этапом в процессе стратегического управления бизнесом является выбор стратегии из уже разработанных альтернатив стратегий развития. Данный этап требует на практике неоправданно высоких материальных и временных затрат.

2. В ходе исследования главных методов оценки альтернативных стратегий развития бизнеса выявлено: этот вопрос методологически неоднозначен.

3. Изучая методологические и теоретические подходы к управлению стоимости бизнеса и методы оценки стоимости бизнеса, можно сделать вывод, что, имея практическую необходимость в оценке стоимости бизнеса, для реализации максимального количества рыночных действий применение существующих сегодня методов оценки дает весомое расхождение результатов.

Анализируя литературные источники, можно подвести итоги и дать заключение о том, что согласование результатов оценок является сложным, трудоемким и методологически неоднозначно определенным процессом. Помимо этого, существующие сегодня методы оценки бизнеса являются дорогостоящими и трудоемкими.

На сегодняшний день согласование результатов оценки стоимости бизнеса методологически не было решено.

Проведенные исследования показали, что при практическом использовании целесообразно иметь доступную методику выбора стратегии развития бизнеса, которая учитывала бы стоимостной подход к управлению. Этот вывод гласит о целесообразности применения методики выбора

стратегии бизнеса, на базе двухступенчатой критериальной оценки, которая учитывает стоимостной подход к управлению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айларова З.А. Институциональные предпосылки исследования когнитивных конкурентных преимуществ фирм // Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций: сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 3- 6.

2. Биганова М.А., Ересько А.В. Институциональная специфика структурных параметров развития сложных организационных структур в российской экономике // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2015. № 3 (35). С. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Божко Л.М. Комбинированные научные подходы к управлению изменениями // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 77-83.

4. Галазова С.С. Методика оценки эффективности управления проектами промышленных предприятий // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 12 (299). С. 67-72.

5. Дзодзикова Ф.В., Золоева К.С. Понятие, формы и противоречия институцио-нализации интересов экономических субъектов // Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций. Сборник статей международной научно-практической конференции. под редакцией Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В В. Сорокожердьева. 2015. С. 127-134.

6. Ершов Д.М., Кобылко А.А. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений // Экономика и математические методы. -2015. - № 1. - С. 97 - 108.

7. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация // Стратегическое управление. 2014, №4. С. 304-314.

8. Ракута Н.В., Дарчиева Л.Т. Обзор опыта использования системы оценки стоимости бизнеса // Стратегические направления современных социально-экономических преобразований: теория и практика. Владикавказ, 2015. С. 284-291.

9. Ситохова Т.Е. Ценовые стратегии как фактор укрепления конкурентных позиций хозяйствующих субъектов // Стратегические направления современных социально-экономических преобразований: теория и практика. Владикавказ, 2015. С. 459-469.

10. Тарханова З.Э. Особенности системы управления инновационным процессом и его основные элементы // Глобальные вызовы современности и проблемы устойчивого развития юга России. Материалы международной научно-практической конференции. Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН, Институт экономики Уральского отделения РАН. 2015. С. 117-120.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Aylarova Z.A. Institutional prerequisites of research of cognitive competitive advantages of firms // National economies in the conditions of global and local transformations: collection of articles of the international scientific-practical conference. 2017. C. 3-6.

2. Biganova M. A., Yeresko V. A. Institutional specificity of the structural parameters of the development of complex organizational structures in the Russian economy // Bulletin of Institute of friendship of peoples of the Caucasus Theory of Economics and national economy management. 2015. No. 3 (35). C. 1.

3. Bozhko L. M. Combined scientific approaches to change management // the Bulletin of Omsk University. Series "Economy". 2015. No. 2. P. 77-83.

4. Halasova S. S. Methods of evaluating the effectiveness of project management at industrial enterprises // Economic and the Humanities. 2016. No. 12 (299). C. 67-72.

5. Zajicova F. V., zoloeva K. S. Concept, forms and contradictions of institutionalization of interests of economic subjects of National economy in conditions of global and local transfor-matsiy. Collection of articles of the international scientific-practical conference. edited by G. B. Kleiner, E. V. Sobolev, V. V. Sorokoletova. 2015. C. 127-134.

6. Yershov D. M., Kobilka A. the Choice of a comprehensive enterprise strategy, taking into account the compatibility of strategic decisions // Economics and mathematical methods. - 2015. - № 1. - P. 97-108.

7. Zhemchugov, A. M., Zhemchugov M. K. Strong enterprise strategy. Development and implementation // Strategic management. 2014, № 4. C. 304-314.

8. Rakuta N.V., Darchieva L.T. review of the experience of using the business valuation system // Strategic directions of modern socio-economic transformations: theory and practice. Vladikavkaz, 2015. C. 284-291.

9. Sitokhova I.E. Pricing strategies as a factor strengthening the competitive position of economic entities // Strategic direction of modern socio-economic transformation: theory and practice. Vladikavkaz, 2015. C. 459-469.

10. Tarkhanova Z.E. features of the innovation process management system and its main elements // Global challenges of our time and problems of sustainable development in the South of Russia. Materials of the international scientific and practical conference. Institute of Informatics and problems of regional management of Kabardino-Balkarian scientific center of RAS, Institute of Economics of the Ural branch of RAS. 2015. P. 117-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.