УДК 658.589:658.286
Л.Н. СКИРНЕВСКАЯ, аспирант, ведущий экономист отдела моделирования экономических исследований, e-mail: luda.skirnevskaya@gmail .com
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
СТИМУЛЯЦИОННО-МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ
НА ТРАНСПОРТЕ
В статье на основе сформированного стимуляционно-модернизационного подхода предложена комплексная методика оценивания эффективности инновационной деятельности предприятий транспортной отрасли, включающая в себя перечень критериев эффективности инноваций, группы аналитических показателей, методические подходы к оцениванию инновационной деятельности транспортных предприятий.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, эффективность, стимуляционно-модернизационный подход, трудовое участие, транспортное предприятие.
Skirnevskaya L.N. Stimulation and modernisation approach to valuation of the effectiveness of innovations in transportation.
The article offers a complex method of evaluating the effectiveness of innovation activity of transport enterprises based on the formed stimulation and modernisation approach, that includes a list of criteria of innovation effectiveness, groups of analytical indicators, methodical approaches to evaluating the innovation activity of transport enterprises.
Keywords: innovation, innovation activity, effectiveness, stimulus and modernisation approach, labour participation, transport enterprise.
Условием обеспечения рентабельной работы предприятий транспортного комплекса ДНР выступает результативная инновационная деятельность в сфере оказания транспортных услуг и выполнения функции коммуникативной составляющей процесса воспроизводства. Недостаточное внимание со стороны руководства транспортных предприятий к инновациям привело к тому, что предприятия транспортного комплекса вообще не осуществляют инновационную деятельность.
Высокий уровень физического и морального износа транспортных средств, отсутствие инвестиционных возможностей у транспортных предприятий являются факторами неэффективной деятельности предприятий и обуславливают необходимость увеличения транспортных тарифов без соответствующего роста качества транспортных услуг. Устранить эти факторы можно путем разработки и реализации мероприятий по активизации инновационной деятельности на транспорте. Как известно, инновация
© Л.Н. Скирневская, 2019
(нововведение) является следствием инновационной деятельности, что подтверждают три ее свойства: научно-техническая новизна; производственная применимость; коммерческая реализуемость.
Впервые термины «нововведения» и «инновация» были предложены Й. Шум-петером, который с их помощью обосновал возможности для ускоренного преодоления экономических спадов через активизацию радикальных технологических новшеств. По мнению ученого, инновация обеспечивает повышение отдачи на вложенные ресурсы.
Й. Шумпетер выделяет пять характерных случаев новых комбинаций.
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства.
2. Внедрение продукции с новыми свойствами или продукции нового качества.
3. Овладение новым источником сырья.
4. Создание новых организаций, вызывающих изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
Таким образом, по мнению Й. Шум-
петера, отличительной особенностью инновации выступает технический, организационный и экономический характер этого процесса. Предметом инновации могут быть продукт, производственный процесс, организация.
Инновация - это новый или усовершенствованный продукт или технология, созданные в результате использования новшества и реализуемые на рынке или внедренные в производство, управление или иную деятельность.
В. Ландыком обоснована необходимость разграничения понятий «новшество» и «инновация». Под «новшеством» понимается оформленный результат фунда-
ментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Инновация рассматривается как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического и другого вида эффектов.
Инновационная деятельность (ИД) в законодательном толковании - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обусловливающая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Применительно к транспортным предприятиям главной задачей инновационной деятельности выступает предоставление качественных транспортных услуг как новых, так и усовершенствованных для обеспечения выполнения транспортом производственной, коммуникационной и социальной функций и эффективности работы предприятий. Следовательно, эффективность функционирования предприятий транспортного комплекса в условиях инновационной экономики зависит от эффективности их инновационной деятельности.
Комплексное развитие представлений об инновациях и инновационных процессах на транспорте отображено в научных работах Г.В. Астаповой [1], Е.В. Бойко [2, 3], Е.Н. Сыча [2, 1о], В.П. Ильчука [2, 8], И.В. Дидовец [з], Н.В. Гончарова [4], О.А. Бурбело [4], А.И. Вавина [4], А.Г. Зельднера [5], И.И. Смотрицкой [5], В.Н. Диканя [6], Ю.Н. Уткина [6], В.М. Загорулько [7], Р.М. Нижегородцевой [9], С.М. Ники-тенко [9], Е.В. Госсен [9] и других исследователей. Вопросы анализа эффективности инноваций в условиях транспортных предприятий раскрыты как результаты фундаментальных исследований
Е.Н. Сыча и В.П. Ильчука. Авторами сформированы механизмы и обоснована методология оценивания инновационно-инвестиционного потенциала предприятий транспортной отрасли, представлены методические подходы и обобщенные инструменты оценивания эффективности транспортных инноваций как результатов экономической деятельности.
Вместе с тем остаются не сформированными системы конкретных показателей, отображающих эффективность инновационной деятельности транспортных предприятий во взаимосвязи с операционным процессом оказания транспортных услуг, а также методические подходы в рамках технократической теории к оцениванию эффективности инноваций на транспорте.
Целью исследования выступает обоснование системы конкретных показателей, отображающих эффективность инновационной деятельности транспортных предприятий во взаимосвязи с операционным процессом оказания транспортных услуг и методических подходов в рамках технократической теории к оцениванию эффективности инноваций на транспорте.
С учетом того, что инновации характеризуют конечный результат научно-операционного цикла, который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в экономическую деятельность для коммерческой реализации и получения на этой основе прибыли, целью данного исследования выступает формирование комплексной методики оценивания эффективности инновационной деятельности транспортных предприятий на основе сти-муляционно-модернизационного подхода и положений технократической теории.
Эффективность инноваций на транспорте - результативность инновационной
деятельности (инновационных мероприятий) в сфере оказания транспортных услуг, выраженная в увеличении доходов, прибыли, рентабельности и минимизации затрат. Направления ИД транспортных предприятий представлены на рис. 1.
В основу формирования системы показателей состояния и эффективности ИД положен стимуляционно-модерниза-ционный подход, сущность которого заключается в соединении процессов модернизации предоставления транспортных услуг через качественное обновление технико-технологических средств обеспечения ресурсосбережения, энергоэффективности и стимулирования деятельности по инновационно-технологическому развитию работников транспортных предприятий. Особенности сформированного стимуляционно-модернизационного подхода касаются возможностей его использования при определении приоритетных направлений активизации ИД в условиях транспортных предприятий.
Источниками развития ИД транспортных предприятий являются основные фонды, трудовые и финансовые ресурсы и внешние факторы. Финансовыми источниками ИД выступают собственные средства предприятия, кредитные ресурсы, бюджетные ассигнования осуществления инновационных мероприятий.
При формировании системы показателей оценки эффективности (ИД) в транспортных предприятиях используются следующие критерии:
обеспечение связи между обобщенными показателями и всей системой конкретных показателей эффективности транспортного предприятия;
отображение эффективности использования всех видов ресурсов транспортного предприятия;
возможность использования определенных показателей эффективности на всех уровнях управления;
1 тип инноваций (расширение направлений деятельности за счет новых для транспортных предприятий транспортных услуг, но уже известных)
2 тип инноваций
(внедрение принципиально новых транспортных услуг)
3 тип инноваций (внедрение новых технологий предоставления транспортных услуг)
4 тип инноваций (внедрение новых методов расчета стоимости транспортных услуг)
Рис. 1. Типы инноваций на транспорте
отображение показателями прибыльной специфики ИД транспортного предприятия.
Особенности методических подходов к оценке эффективности инноваций на транспортных предприятиях сведены к следующему:
при анализе и оценке используются ограничения количества экономических и финансовых показателей;
в сравнительном анализе используется система стоимостных и натуральных показателей;
интегральный показатель рассчитывается с помощью разных систем ранговой корреляции и кластерного анализа;
степень влияния главных показателей на конечные результаты функционирования транспортного предприятия проверяется с помощью регрессионных моделей;
определение закономерностей изменения главных показателей эффективности функционирования транспортного
предприятия и обоснования их прогнозных величин.
Эффективность ИД транспортного предприятия является комплексным отображением конечных результатов использования материально-технических средств и рабочей силы за определенный период времени.
Эффективность ИД может иметь абсолютное выражение через расчет экономического эффекта, который отображают разными стоимостными показателями, которые являются характеристиками промежуточных и конечных результатов деятельности предприятий. К таким показателям в условиях транспортного предприятия относятся: объем чистого дохода; объем прибыли; величина экономии расходов.
В случае ИД система показателей конкретизируется и содержит объемы доходов, прибыли от ИД и величину экономии расходов, связанных с ИД.
Экономическая эффективность транспортного предприятия характеризуется системой показателей, которые различаются по уровню обобщения (обобщающие и частные) и уровню управления (показатели транспортного сектора в целом, подсистемы - железнодорожного или автомобильного транспорта, отдельного транспортного предприятия).
Важным показателем, который также характеризует деятельность транспортного предприятия, выступает социальный эффект. Этот эффект выражается в: сокращении рабочего времени; увеличении числа рабочих мест; улучшении условий труда и тому подобное. Социальная эффективность деятельности транспортного предприятия сведена к трем характеристикам. Во-первых, она определяется за степенью предоставления качественных транспортных услуг потребителям. Соответствующие показатели
различаются по уровню управления. Во-вторых, социальная эффективность транспортного предприятия определяется расходами времени потребителей на пользование услугами. В-третьих, она характеризует безопасность предоставления и потребление услуг.
Показателем экономического эффекта инновационной деятельности на транспорте выступает прирост чистой прибыли транспортного предприятия по результатам реализации инновационных мероприятий.
Экономический анализ ИД - это часть общего экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий. Виды анализа ИД - текущий, оперативный и перспективный, направления анализа: анализ экономического потенциала ИД предприятия, анализ ИД, анализ инновационных проектов (рис. 2).
Виды экономического аналаза эффективности
инновации на транспорте
О
Анализ объемов, динамики и структуры ИД
Анализ инновационных проектов
анализ эффективности операционной деятельности на
основе инновационных технологий;
анализ сосотояния и использования основных
анализ целевого использования
средств, направленных
для организации
ИД;
анализ уровня экономической безопасности;
анализ эффективности
процесса управленияИД
Перспективный
Методиы экономического анализа ИД транспортных предприятий
Традиционные методы аналитического исследования (сравнения, абсолютных и относительных величин, нормативный, индексный и др.)
Математические
методы аналитического исследования (экономико-математическое моделирование, сетевые графики, теория графов и др.)
Методы проектного анализа
Инструменты экономмчкского анализа ИД транспортных предприятий
Инновационно-адаптационные модели ресурсного равновесия, модели энергетического баланса, инновационные факторные модели ресурсообеспечения, матрицы экономической устойчивости, модели роста экономической активности
Показатели экономической
потребности транспортного предприятия в осуществлении ИД, нормативные значения и суммы налогов и ресурсных платежей, показатели экономической устойчивости, активности, экономической безопасности
Рис. 2. Виды, методы и инструменты экономического анализа ИД транспортных предприятий
Методико-инструментарное обеспечение анализа результатов инновационной деятельности основывается на принципах системности и комплексности и включает методы сравнительного и структурно динамического анализа. Инструментами такого анализа выступают
показатели статистического прироста, структурной доли, структурной и общей динамики. С учетом специфики и видов ИД транспортных предприятий определены направления экономического анализа ее результатов (табл. 1).
Таблица 1
Методико-инструментарное обеспечение анализа результатов ИД транспортных предприятий
Направление экономического анализа Направление экономического анализа Направление экономического анализа
Анализ экономического потенциала ИД транспортных предприятий Сравнения, абсолютных и относительных величин, структурной динамики Показатели фондоотдачи, фондовооруженности, рентабельности ИД, производительности труда
2. Анализ инновационной активности работников Индексный, сравнения, абсолютных и относительных величин, структурной динамики, элиминирование Индекс инновационной активности, показатели производительности труда, эффективности труда, трудового участия
3. Анализ состояния и использование основных фондов инновационного назначения Сравнения, абсолютных и относительных величин, балансовый Показатели износа, обновления, движения основных фондов инновационного назначения
4. Анализ целевого использования средств, которые направлены на организацию инновационных мероприятий Сравнение, нормативный Показатели соответствия нормативам использования средств по назначению, показатели экономической отдачи от реализации инновационных проектов
5. Анализ ИД транспортного предприятия Сравнения, абсолютных и относительных величин, структурной динамики Показатели абсолютной экономии расходов за счет ИД, абсолютного эффекта от ИД, коэффициенты уровня и доли доходов от ИД
Показатели эффективности инновационной деятельности на транспорте предлагается объединить в четыре группы: общие показатели инновационной деятельности, показатели
эффективности ИД по энерго- и ресурсосбережению, общие показатели эффективности инноваций на транспорте, показатели эффективности инноваций на различных видах транспорта (рис. 3).
Рис. 3. Показатели эффективности инноваций на транспорте
Моделирование эффективности ИД транспортных предприятий выступает элементом перспективного оценивания эффективности инноваций на транспорте. Поэтому данный процесс представляет собой последовательность математических и логических действий по определению перспективных значений эффекта и эффективности ИД.
Прибыль от ИД, как часть конечного финансового результата предприятия, формируется постепенно в течение финансово хозяйственного года от всех видов ИД и является следствием полученных доходов от нее (чистого, другого операционного и тому подобное). Управление формированием доходов от ИД предприятия - это интегрированная взаимосвязь функций и методов их образования и оптимизации.
Сумма доходов от ИД предприятия является разновидностью экономической выгоды и ее увеличение связано с определением направлений минимизации расходов. Расходы от ИД - это совокупность всех видов ресурсов, которые связаны с ее осуществлением. Управление расходами от ИД - это функциональная совокупность действий, связанных с обеспечением абсолютной и относительной экономии валовых расходов предприятия за счет внедрения новых технологий производства, рационального ресурсоиспользо-вания и ресурсосбережения.
Прибыль от реализации транспортных услуг образуется в процессе распределения выручки предприятия и рассчитывается путем вычитания от выручки сумм непрямых налогов и расходов.
Полученная чистая прибыль (дальше ЧП) предприятия используется в соответствии с решением владельцев или владельца, и, как правило, идет на потребление и капитализацию путем формирования специальных целевых фондов. Порядок образования и размеры процентных отчислений из ЧП во все спецфонды, за
исключением резервного фонда, является исключительной компетенцией владельцев или сформированного ими самого высшего органа корпоративного управления, или самого высшего органа хозяйственного управления.
Образование фонда инновационного развития предприятия (ФИРП) осуществляется из потребительской и капитализированной частей. Порядок образования потребительского и капитализированного ФИРП утверждается владельцами транспортного предприятия.
Потребительский ФИРП создается для организации премирования отдельных работников, которые заняты ИД по результатам образования доходов от нее и формируется как часть фонда материального поощрения (ФМП). При этом материальную заинтересованность работников в осуществлении ИД предложено оценивать с помощью показателей материального стимулирования, представленными в табл. 2.
Сумма потребительского ФИРП предлагается рассчитывать одним из двух следующих методов: 1) метода прямого счета - как разницу между суммой доходов и расходов от ИД с последующим уменьшением на величину налога на прибыль; 2) метода относительных величин -как часть ФМП, которая определяется владельцами предприятия в процессе утверждения плана распределения чистой прибыли.
Распределение средств ФИРП целесообразно осуществлять по формуле:
пт = (СФИРП / иксвг) * Шея, (1)
где:
ПШг - индивидуальная сумма премии за ИД;
СФИРП - общая величина потребительского ФИРП;
Шсвг - сводный коэффициент трудового участия в ИД отдельного работника предприятия;
Таблица 2
Показатели материального стимулирования ИД работников транспортных предприятий по обеспечению эффективности использования материальных и энергетических ресурсов
Показатели Формула расчета Условное обозначение Примечания
Показатель наличия практики материального стимулирования ИД по обеспечению энерго- и ресурсосбережения, МС1 4g(eK) Ч Чg(ек) - количество работников, получающих премию за экономию ТЭР; Ч - общее количество работников
Показатель целесообразности использования практики материального стимулирования ИД по обеспечению энерго- и ресурсосбережения, МС2 Qg Qg max ^ - отношение премии к сумме экономии ТЭР; ^ тах - наибольшее отношение премии к сумме экономии ТЭР и величиной этой экономии, достигнутой в транспортной отрасли АЕКПЕР ^ =------------ ДЕКПЕР - сумма экономии ТЭР за год; Дg - прирост величины премиальных выплат за экономию ТЭР
Е1Ксв1 - сумма сводных коэффициентов трудового участия работников в ИД предприятия.
Сводный коэффициент трудового участия работников в осуществлении ИД определяется по формуле:
Жсвi = Куо+Кст+Кс+Кпр+иа+Ксит, (2)
где:
Куо - коэффициент трудового участия в зависимости от уровня ответственности в процессе осуществления ИД. Основой определения данного коэффициента являются должностные оклады работников предприятия, занятых ИД. Самый низкий из них принимается за «1». Индивидуальные коэффициенты рассчитываются путем отношения остальных окладов к самому низкому;
Кст - коэффициент трудового участия в зависимости от стажа работы в направлении осуществления ИД. Самый малый стаж работы на предприятии принимается за «1» и, следовательно, расчет данного коэффициента аналогичен предыдущему;
Кс - коэффициент трудового участия в зависимости от сложности условий работы по осуществлению ИД с
точки зрения безопасности жизнедеятельности. Значение данного коэффициента определяется по таким же критериям, как и надбавка к зарплате «за вредность». Все условия труда по степени отсутствия гарантий безопасности делятся на три группы: гарантия полностью отсутствует из объективных или субъективных причин; есть частичная гарантия; есть полная гарантия. Значения коэффициента отвечают: 2; 1 и 0 баллам;
Кпр - коэффициент трудового участия в зависимости от возможности получения профессионально и производственно обусловленных заболеваний. Значение данного коэффициента устанавливается аналогично определению размера регрессионных выплат. Наивысшая выплата связана с получением группы из инвалидности. Баллы назначаются согласно группы: 1 - 6 б., 2 - 5 б., 3 - 4 б. Хронические заболевания с частыми обострениями, которые требуют регулярной госпитализации, оцениваются в 3 б., не нуждающиеся в регулярной госпитализации -2 б. Не тяжелые и разовые заболевания, возникшие вследствие работы в опасных условиях, оценены в 1 б.
Киа - коэффициент трудового участия в зависимости от проявления инновационной активности работников.
Для определения данного коэффициента используются такие критерии инновационной активности:
Употребление (или попытки употребления) новых подходов и методов в процессе осуществления работы, наличие результативных инновационных предложений по совершенствованию выполняемой работы. Максимально оценивается в 11 баллов за каждым предложением.
Наличие позитивных отзывов о выполнении работником направлений ИД от незаинтересованных в этом лиц (профессиональных экспертов). Максимально оценивается в 11 баллов за каждым предложением.
Ксит - коэффициент трудового участия по степени ориентации работника в разных рабочих ситуациях, которые возникают в процессе ИД. Коэффициент определяется на основе классификации ситуаций [1].
Общее количество ситуаций классифицируется в зависимости от:
Результата выхода из сложившейся ситуации на ситуации с позитивным и негативным результатом.
Самостоятельности решения проблемы, которая продиктована ситуацией, на ситуации с самостоятельным разрешением проблемы и ситуации, выход из которых был достигнут с помощью начальства и сотрудников.
Степени сложности ситуаций - на сложные, средней сложности и простые.
Степень сложности устанавливается в зависимости от специфики деятельности на самих предприятиях. Следовательно, показатель трудового участия рассчитывается как сумма полученных коэффициентов, исходя из признаков классификации ситуаций.
Коэффициент результативности ситуаций:
К1 = (Количество ситуаций
с положительным результатом / Общее количество ситуаций) (3)
Коэффициент самостоятельного решения ситуационной проблемы:
К2 = К2.1 + К2.2 (4)
К2.1 = (Количество ситуаций, выход из которых был найден самостоятельно / Общее количество ситуаций) (5)
К2.2 = (Количество ситуаций, выход из которых был найден самостоятельно / Количество ситуаций с положительным результатом) (6)
Коэффициент сложности ситуаций: КЗ = К3.1 + К3.2 + К3.3 (7)
К3.1= (Количество сложных ситуаций / Общее количество ситуаций) (8)
К3.2= (Количество сложных ситуаций / Количество ситуаций с положительным результатом) (9)
К3.3 = (Количество сложных ситуаций / Количество ситуаций, выход из которых был найден
самостоятельно) (10)
Критерии определения коэффициента инновационной активности и показатели дополнений коэффициента степени ориентации в разных ситуациях определяются не по фактическим данным (за исключением критерия - наличие позитивных отзывов о выполняемой работе в случае сохранения письменных свидетельств), а на основе субъективного мнения администрации (руководства) и независимых наблюдателей или экспертов в виде аттестации работников.
Коэффициент трудового участия по степени ориентации в разных ситуациях в ходе выполнения работы:
Ксит = К1 + К2 + К3. (11)
Бальная оценка критерия употребления новых методов и средств совершенствования работы определяется на основе анализа результатов деятельности работника по совершенствованию выполняемой работы или выявления ценности инновационных предложений работника по этому вопросу, которые были вынесены на рассмотрение.
Аттестационная комиссия может использовать двухбальную систему. Обнаружена ценность каждого действия или представленного инновационного предложения принимается за 1. Отсутствие фактов действий в целях совершенствования работы, а также обоснованных предложений оценивается в 0 баллов. Это более простой способ определения ценности результатов ИД работников.
Данные для расчета коэффициента степени ориентации в разных ситуациях разрабатываются аттестационной комиссией предприятия в форме ситуационных вопросов в соответствии с должностными инструкциями с выделением группы сложных вопросов. Степень результативности и самостоятельного решения ситуаций определяются при ответах.
Важным вопросом является тщательное определение ценности результатов ИД работников в направлении расчета показателей Киа и Ксит.
В качестве метода получения шкалы субординации показателей ценности результатов ИД предлагается использование математического метода расстояний, согласно которому каждому результату ИД работника установлено соответствие определенным эффектам, которые имеют эталонное значение принятое за 1. Указанными эффектами выступают:
1. Экономический эффект в виде прироста прибыли (или операционного дохода).
2. Экологический эффект в виде экономии суммы оплаченного экологического налога.
3. Эффект диверсификации в виде прироста производственного потенциала.
4. Технико-технологический эффект в виде прироста производственных мощностей.
5. Финансовый эффект в виде прироста объема финансовых ресурсов за счет кредитов или инвестиций.
6. Маркетинговый эффект в виде роста сбытового потенциала за счет образования имиджа экологически чистого предприятия.
7. Корпоративный эффект в виде роста совокупной корпоративной доли активных участников.
8. Социальный эффект в виде уменьшения потерь предприятия за счет сокращения случаев профессиональных заболеваний.
9. Инновационный эффект в виде абсолютной экономии материальных и других расходов за счет ИД.
10. Коммуникационный эффект в виде роста хозяйственной активности предприятия за счет увеличения объема информации о его ИД в профессиональных кругах.
11. Эффект инновационно-технологического развития в виде относительной экономии расходов.
Значение каждого из эффектов находится в пределах с 0 до 1 балла за каждым отдельным результатом ИД.
1 балл означает абсолютное достижение эффекта.
0,8-0,9 баллов - создание комплекса условий, за которыми эффект будет обязательно достигнут.
0,6-0,7 баллов - создание комплекса условий, за которыми достижение эффекта является достоверным.
0,4-0,5 баллов - создание комплекса условий, за которыми достижение эффекта является сомнительным без осуществления отдельных дополнительных мероприятий.
0,2-0,3 баллов - создание комплекса условий, за которыми достижение эффекта является невозможным без осуществления значительного перечня дополнительных мероприятий.
0,1 баллов - достижение эффекта является невозможным в любом случае, но в наличии попытка получить результат от
ИД.
0 баллов - достижение эффекта невозможно, поскольку ИД не осуществлялась.
В результате проведения экспериментальных расчетов сумм премиальных выплат на основе использования коэффициентного метода расчета величин индивидуальных премий получается, что наибольший размер выплаты приходится на того работника, который проявил большую инновационную активность. Предложенную систему коэффициентов можно изменить, дополнить или сократить в зависимости от особенностей хозяйственной деятельности, финансово-хозяйственных возможностей предприятия и состояния системы безопасности ИД.
При реализации стимуляционно-мо-дернизационного подхода использование коэффициентного метода расчета величин индивидуальных премий над методом пропорционального вычисления имеет следующие преимущества. Во-первых, ликвидируется сравнительный подход относительно определения размеров выплат, что в свою очередь способствует росту материальной заинтересованности работников транспортных предприятий в активизации направлений ИД. Во-вторых, учет активности участия работников предприятий в продвижении инноваций обеспечивает реализацию принципа социальной справедливости путем установления зависимости сумм выплат работникам от результатов их индивидуальной инновационной деятельности.
Выводы
По результатам проведенного исследования обоснован дифференцированный подход к обоснованию величин выплат работникам предприятий на основе установления индивидуальных коэффициентов трудового участия в осуществлении инновационной деятельности. Сущность данного подхода заключается в установлении зависимости суммы индивидуальных выплат работникам транспортных предприятий от результативности их инновационной деятельности. Таким образом, существенно улучшена практика материального стимулирования работников, которые заняты инновационной деятельностью в условиях предприятий транспорта.
Инновационная деятельность транспортного предприятия является результативной, поскольку способна формировать доходы, и эффективной, потому что способствует образованию прибыли. Прибыль от инновационной деятельности предприятия по направлениям ее формирования распределена на потребляемую и капитализированную. Потребляемая прибыль улучшает процесс материального стимулирования работников, которые осуществляют инновационную деятельность, а капитализированная создает источник пополнения основного и оборотного капитала для финансирования производственного, научно-технического и инновационного развития предприятий транспортного комплекса.
Список использованной литературы
1. Астапова, Г.В. Методическое обеспечение формирования права собственности работников в корпоративном управлении авиатранспортными предприятиями / Г.В. Астапова // Экономика и предпринимательство. - М. - 2013. -№ 9. - С. 478-480.
2. Бойко, О.В. Ефектившсть функцюнування шновацшно-швестицш-них формувань транспортно! галузi / О.В. Бойко, СМ. Сич, В.П. 1льчук // Вiсник Чернiгiвського державного технологичного унiверситету: зб. наук. пр. -Черншв: ЧДТУ, 2006. - № 29. - С. 5-15.
3. Бойко, О.В. 1нновацшно-шве-стицшний розвиток транспортного ринку в тдвищенш конкурентоспроможносп кра'н / О.В. Бойко, 1.В. Дiдовець // ДЕ-ТУТ: зб. наук. пр. - К.: ДЕТУТ, 2012. -Вип. 20. - С. 47-56. (Сер.: Економша i управлшня).
4. Гончаров, В.Н. Эффективность производственной инфраструктуры предприятия: науч. -метод. разработки / Н.В. Гончаров, О.А. Бурбело, А.И. Ва-вин. - Луганск, 1994. - 165 с.
5. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики: монография / под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотрицкой. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 212 с.
6. Дикань, В.М. Эффективность работы технопарков: инновационной деятельности предприятий / В.М. Дикань,
Ю.Н. Уткин // Вюник економши транспорту i промисловосп. - 2004. - № 5-6. -С.200-206.
7. Загорулько, В.М. Маркетингове забезпечення шновацшних процеав на тдприемствах Укра'ни / В.М. Загорулько // Проблеми системного тдходу в економщк зб. наук. пр. - К.: НАУ, 2011. -Вип. 36. - С. 3-7.
8. 1льчук, В.П. 1нновацшно-шве-стицшш системи залiзничного транспорту: становлення та розвиток: моно-графiя / В.П. 1льчук; за ред. С.М. Сича. -К.: Логос, 2004. - 381 с.
9. Нижегородцева, Р.М. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России / Р.М. Нижегородцева, С.М. Никитенко, Е.В. Госсен. - Кемерово: Сибирская издат. группа, 2012. -482 с.
10. Сич, С.М. 1нновацшно-шве-стицшш комплекси транспортно'1 галузг методология формування та розвитку: мо-нографiя / С.М. Сич, В.П. 1льчук. - К.: Логос, 2006. - 264 с.
Статья поступила в редакцию 27.04.19