Научная статья на тему 'Стимулы государственного заказа на подготовку кадров'

Стимулы государственного заказа на подготовку кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧИЕ КАДРЫ / МАРКЕТИНГ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ / ДИСБАЛАНС СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАДРОВ / THE PERSONNEL / MARKETING / TECHNIQUE OF ESTIMATION OF NEED FOR A MANPOWER / UNBALANS OF THE SUPPLY AND OFFERS OF THE STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Игорь Павлович, Бодров Александр Николаевич

СовременныйрыноктрудаРоссиихарактеризуетсязначительнымиустойчивымдефицитомрабочихкадров. Восполнениетрудовыхресурсоввусловияхтруднойдемографическойситуациитребуетпоискановыхметодоворганизациипрофессиональногообразования, строгойориентациинапотребностиэкономики. Однимизпутейдостиженияэтойцелиявляетсяпереходсистемыобразованиякподготовкекадровнаосновегосударственного (регионального) заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivations of personnel training government contractual work

The modern labour market of Russia is characterized by high and сonstantle deficiency of the worker personnel. Completion of a manpower in conditions of a difficult demographic situation demands search of new methods of the organization of vocational training, strict orientation to needs of economy. One of ways of achievement of this purpose is transition to a professional training on the basis of the state (regional) order.

Текст научной работы на тему «Стимулы государственного заказа на подготовку кадров»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

И. П. Смирнов,

А. Н.Бодров

СТИМУЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ

Современный рынок труда России характеризуется значительным и устойчивым дефицитом рабочих кадров. Восполнение трудовых ресурсов в условиях трудной демографической ситуации требует поиска новых методов организации профессионального образования, строгой ориентации на потребности экономики. Одним из путей достижения этой цели является переход системы образования к подготовке кадров на основе государственного (регионального) заказа.

Ключевые слова: рабочие кадры, маркетинг, методика оценки потребности в трудовых ресурсах, дисбаланс спроса и предложения кадров.

The modern labour market of Russia is characterized by high and œnstantle deficiency of the worker personnel. Completion of a manpower in conditions of a difficult demographic situation demands search of new methods of the organization of vocational training, strict orientation to needs of economy. One of ways of achievement of this purpose is transition to a professional training on the basis of the state (regional) order.

Key words: the personnel, marketing, technique of estimation of need for a manpower, unbalans of the supply and offers of the staff.

В последние годы на рынке труда наблюдается рост дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, что является основным потенциалом безработицы. Если в 90-х гг. работников с предприятий увольняли в связи со спадом производства, то сейчас ряды безработных пополняют прежде всего люди высвобождаемые в результате структурных изменений экономики, и невостребованные выпускники учреждений профессионального образования. При этом дефицит кадров испытывает большинство работодателей, из них 90% указывают на острую нужду в квалифицированных рабочих кадрах.

При посещении 1 сентября 2006 г. Красногорского техникума В. В. Путин отметил: «Эта проблема выпала из поля зрения государства в предыдущие десять лет. Но сейчас Правительство возвращается к ее решению, причем делает это совместно с предпринимательским сообществом»1.

Несмотря на высокую актуальность систематического изучения рынка труда, таких исследований в России не ведется. Федеральная служба по труду и занятости ограничивается фиксацией числа вакансий, что дает представление лишь о текущей потребности в кадрах, причем далеко не полное. Данные показатели отличаются от результатов региональных мониторинговых исследований в 2-3 раза. Заявление Российского союза промышленников и предпринимателей о готовности изучать состояние рынка труда до сих пор остается только декларацией.

К сожалению, приходится констатировать: на сегодняшний день отсутствуют достаточное научное обоснование и эффективные методики измерения динамики развития рынка труда, его сбалансированности с рынком образовательных услуг. Система профессионального образования продолжает функционировать в изолированном от экономики режиме самодостаточности, а проблема дефицита кадров в стране обостряется.

Также научно не обоснованным и методически не обеспеченным остается и процесс выявления перспективных потребностей в кадрах. Цикл подготовки квалифицированных рабочих составляет 3-5 лет, поэтому именно прогнозная компонента, а не сиюминутная ситуация должна определять алгоритм формирования структуры и объема подготовки кадров.

Методика измерения и оценки потребностей рынка труда на современном этапе должна предусматривать участие государственных органов как гарантию статистической достоверности полученных данных. В Москве, например, решением Правительства города созданы государственнообщественные координационные советы по подготовке рабочих кадров [4, с. 18-27]. Одной из основных функций советов является ежегодный мониторинг рынка труда, позволивший впервые выйти на реальные цифры потребности предприятий и организаций города в рабочей силе, определить перечень необходимых профессий и тем самым создать предпосылки для последовательного устранения дисбаланса спроса и предложения.

Проведенный в Москве мониторинг выявил новые тенденции в развитии рынка труда. Так, по сравнению с предшествующим периодом, когда наибольший дефицит кадров испытывала сфера обслуживания, сейчас 62% заявок связаны со строительством (36%) и промышленностью (26%). В связи с этим в конце 2007 г. была утверждена «Городская целе-

1 Российская газета, 2006. 2 сен.

вая программа развития начального и среднего профессионального образования города Москвы «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы» [1].

Благодаря мониторингу была обнаружена и концентрация спроса по довольно узкой группе профессий. Свыше 60% всех заявок сделано по десяти наиболее массовым специальностям: мастер общестроительных работ (23 тыс. чел.), продавец-контролер (15 тыс. чел.), повар-кондитер (10 тыс. чел.), сварщик (4,8 тыс. чел.) и т. д. Создаваемые в настоящее время ресурсные центры рекомендовано организовывать, учитывая необходимость подготовки в первую очередь представителей этих профессий [2, с. 8].

Апробация методики исследования потребностей рынка труда Москвы и сравнительный анализ данных потребностей с тем, что предлагает рынок образовательных услуг, позволили разработать научно-методическую основу оценки сбалансированности спроса и предложения. Для этого была использована специальная система коэффициентов:

• общее соотношение объемов предложения и спроса рабочих кадров предлагается определять посредством коэффициента их несоответствия - Ко. Он имеет незначительные колебания по отдельным регионам России - в целом по стране Ко можно оценить в пределах 65%. Столь низкий показатель является следствием сокращения за последние годы вдвое объемов подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования;

• соотношение объемов подготовки кадров и спроса по востребованным рынком труда профессиям измеряется с помощью коэффициента востребованности - Кв, который, как правило, в 2-4 раза ниже Ко. Это свидетельствует о высокой степени неудовлетворенности современной экономики в рабочих кадрах нужных профессий;

• соотношение перечня профессий, подготавливаемых учреждениями профессионального образования и фактически востребованных экономикой, отражает коэффициент несоответствия структуры профессий -Кп. В Москве, например, он составляет 20-30%, что указывает на необходимость прекращения либо значительного сокращения объемов подготовки за счет бюджета рабочих кадров по невостребованным экономикой учебным профессиям;

• динамику ежегодного обновления профилей подготовки рабочих кадров выражает коэффициент введения новых профессий - Кн. Так, во всех колледжах Москвы в прошлом году введены всего три новые специальности СПО, что обнаруживает отставание процессов обновления профессионального образования от темпов технической и технологической модернизации производства.

Дисбаланс рынков труда и образовательных услуг обусловлен несовершенством существующего механизма формирования структуры учеб-

ных профессий. Он ориентирован на унаследованный от прошлого принцип утверждения «контрольных заданий» набора абитуриентов через заявки самих же образовательных учреждений. Это обусловливает инерционное функционирование учебных заведений, а выпускников обрекает на нелегкий самостоятельный, часто безрезультатный поиск рабочего места по мало востребованным или невостребованным профессиям.

Важным результатом произведенного анализа стало следующее утверждение: основной причиной дефицита рабочих кадров на российском рынке труда является структурный дисбаланс спроса и предложения. Разумеется, имеются и другие причины кадрового дефицита в России, но их влияние на рынок труда значительно слабее.

Существенным фактором остается, например, низкий демографический потенциал трудовых ресурсов страны. «Молодежная» группа рабочих в структуре занятого населения (до 30 лет) составляет 23%, в то время как «пенсионная» (от 50 лет) - 33%. Ежегодно «по возрасту» из производственной сферы должно выбывать около 2 млн рабочих, а выпуск новых рабочих из учреждений НПО и СПО составляет менее миллиона человек. Таким образом, пополнение рабочих кадров отстает от темпов естественной убыли в два раза. Возможность полностью изменить столь масштабное соотношение путем расширения подготовки рабочих кадров реально отсутствует.

Определенный резерв роста объемов рабочей силы создает приток мигрантов. Однако причины социального, в том числе языкового характера, сложности овладения профессиями на уровне российских государственных стандартов объективно затрудняют формирование из них работников высокой квалификации. Адаптацию мигрантов на рынке труда целесообразно осуществлять через ускоренную подготовку и систему дополнительного профессионального образования.

Пока слабо используется в России трудовой потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья: лишь около 15% из их числа вовлечены в реальный сектор экономики. Но профессиональный спектр использования работников с ограниченными возможностями расширяется в связи с внедрением на производстве информационных и компьютерных технологий. В настоящее время профессиональное обучение различных категорий инвалидов возможно более чем по 40 профессиям. В связи с этим необходимо законодательно решить вопросы квотирования рабочих мест для данной части выпускников образовательных учреждений.

Заслуживает внимания проводимый в рамках Национального проекта «Образование» эксперимент по профессиональной подготовке солдат, проходящих срочную службу, хотя первые результаты выявили значительные трудности его организации.

В принятой Правительством Москвы «Городской целевой программе “Рабочие кадры” на 2008-2010 годы» как существенное препятствие отмечено «отсутствие возможности реализации единой стратегии развития системы профессионального образования в условиях функционирования в Москве двух, по сути, самостоятельных систем профессиональных учебных заведений - федеральной и московской». В Программе содержится также поручение о подготовке предложений «по изменению закона РФ «О высшем и послевузовском образовании» в части установления порядка согласования с субъектами РФ объемов и структуры подготовки кадров, подготавливаемых в государственных образовательных учреждениях профессионального образования федерального подчинения, расположенных на территории субъекта РФ» [1, с. 16].

Перед учреждениями профессионального образования федерального подчинения стоит задача кадрового обеспечения отраслей и предприятий стратегического характера, в том числе военно-промышленного комплекса России. Однако из 50 специальностей, подготовка по которым ведется в 24 расположенных на территории Москвы учреждениях среднего профессионального образования федерального подчинения, только 13 (25%) можно отнести к специальностям стратегического значения. По объемам подготовки кадров ситуация еще более критическая: из общего числа (около 20 тыс. студентов) по таким специальностям обучаются только 8% студентов. Наиболее распространенными специальностями являются «Экономика и бухгалтерский учет», «Право и организация социального обеспечения», «Правоведение», «Дизайн», «Маркетинг», которые не могут быть отнесены к кадровому обеспечению стратегических отраслей. Пять учреждений федерального подчинения совершенно не связаны с подготовкой кадров по стратегическим специальностям (профессионально-педагогический колледж, художественно-педагогический колледж технологии и дизайна, художественное училище прикладных искусств и др.).

В учреждениях федерального подчинения не ведется обучение ни по одной из пятнадцати профессий и специальностей из числа наиболее востребованных на рынке труда Москвы: сварщик, мастер отделочных работ, продавец, контролер-кассир, повар, кондитер, мастер общестроительных работ и др. Поэтому уровень трудоустройства выпускников этих колледжей и техникумов ниже, чем в подобных учреждениях городского подчинения.

Некоторые учреждения федерального подчинения обращались с просьбами о передаче их в подчинение Департаменту образования г. Москвы, мотивируя это среди прочего объемами нормативного финансирования. В столице утвержденный норматив финансирования учрежде-

ний среднего профессионального образования в три раза превышает аналогичный федеральный норматив 2008 г. (соответственно 86 и 28 тыс. р.). Это дает возможность передаваемым учреждениям более успешно решать задачи материально-технического характера, качественной подготовки выпускников, обеспечения педагогов и мастеров производственного обучения достойной зарплатой.

В целях координации деятельности образовательных систем различных уровней 11 ноября 2006 г. было принято постановление Правительства РФ № 670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социального муниципального образования». На наш взгляд, необходимо принять решение о статистической подотчетности учреждений профессионального образования федерального подчинения органам управления образованием субъектов Федерации. Возможно, следует подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» в части установления порядка согласования с субъектами РФ объемов и структуры подготовки кадров в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального подчинения, расположенных на территории данного субъекта РФ, а также подготовки в них кадров по востребованным профессиям на основе регионального заказа.

Положение с рабочими кадрами в Москве требует скорейшей реализации такого подхода. Это связано, прежде всего, с особенностями демографической ситуации в мегаполисе. Обозначилась достаточно устойчивая тенденция к сокращению масштабов естественной убыли населения (за счет роста рождаемости и снижения смертности). Однако имевший место в 90-х гг. резкий спад рождаемости привел к тому, что уже сейчас среди экономически активного населения доля лиц от 15 до 20 лет в столице в 5,5 раз меньше, чем в среднем по стране. Через 5-10 лет именно «уроженцы» 90-х гг. достигнут наиболее активного репродуктивного возраста. Таким образом, в 2010-2017 гг. Москву ожидает существенный дефицит новых трудовых ресурсов коренного происхождения (равно как и потенциальных учащихся учреждений профессионального образования).

Важнейшей социально-демографической характеристикой Москвы является фактор трудовой миграции. В последние годы рост населения города (при сохраняющейся естественной убыли коренных жителей) и, соответственно, экономически активной его части обеспечивался исключительно за счет непрерывного притока мигрантов в количестве примерно 50 тыс. человек в год. Данная тенденция, по имеющимся прогнозам, в ближайшие годы не только сохранится, но и в значительной степени усилится.

Еще один аспект рассматриваемой проблемы - количественный рост московской системы высшего профессионального образования. Более 400 вузов различного типа и ведомственной принадлежности являются наиболее привлекательным для выпускников общеобразовательных школ вариантом продолжения образования. Наблюдающееся в настоящее время сокращение числа высших учебных заведений, связанное с особенностями демографической ситуации, и одновременное увеличение мест, предлагаемых государственными и негосударственными вузами, приводят к серьезному дисбалансу в структуре профессиональной подготовки. Сегодня на каждого выпускника общеобразовательной школы приходится два вакантных места в высших учебных заведениях столицы. Как следствие, еще более сложной становится задача обеспечения городской инфраструктуры и рынка труда рабочими и специалистами среднего звена.

Демографический кризис обусловлен также высоким удельным весом людей старшего и пенсионного возраста в структуре занятого населения столицы: они составляют наиболее квалифицированную часть рабочих и специалистов. «Молодежная группа» (до 30 лет) рабочих и специалистов в Москве составляет 19,9%, в то время как «пенсионная» (от 50 лет) - 23,6%.

В период сложной демографической ситуации трудовые ресурсы города предстоит наращивать, используя дополнительные ресурсы из семи основных источников: выпускники общеобразовательных школ, дети мигрантов, иногородняя молодежь России, молодежь из стран СНГ, лица с ограниченными возможностями здоровья и незанятое взрослое население. Требуется также, как уже говорилось выше, поставить под контроль объем и структуру подготовки кадров в учреждениях профессионального образования федерального подчинения, расположенных на территории города.

Можно прогнозировать, что в предстоящие годы тенденция увеличения числа прибывающих в город Москву мигрантов сохранится. Среди них доля молодежи до 20 лет составляет около 30%. Уровень образования данной категории мигрантов невысок: 61% имеет неполное общее среднее образование, 23% - полное среднее, 9% - начальное и 7% - среднее профессиональное. Очевидна необходимость организации профессионального образования большинства (84%) детей прибывающих в мегаполис мигрантов. Преимущественными сферами деятельности мигрантов являются строительство (40%) и работа на транспорте (20%), в том числе автомеханиками. Это позволяет определить основные профессиональные поля их обучения.

Число детей мигрантов в колледжах в настоящее время составляет примерно 5% от общего контингента (в общеобразовательных школах еще больше), и к 2010 г. можно прогнозировать их ежегодный прирост.

Не стоит отвергать и накопленный опыт привлечения в учреждения профессионального образования Москвы молодежи из других регионов России, а также стран СНГ, прежде всего наших соотечественников. Однако 77% обучающейся в колледжах такой молодежи испытывают жилищные трудности. Программой предусмотрено строительство к 2010 г. четырех гостиниц временного проживания учащихся из стран СНГ, иных городов страны и части детей различных категорий мигрантов. Подобные затраты представляются оправданными, ввиду того что 86% этой части выпускников планируют трудоустроиться в Москве на работу по полученной профессии.

Как и на всей территории России, в столице недостаточно используется трудовой потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья: повторим, что только 15% из них вовлечены в реальный сектор экономики. (По данным ВОЗ, в Швейцарии 42% инвалидов в возрасте от 15 до 64 лет имеют работу, в Швеции - 44%, Дании - 34%.)

Из 200 тыс. проживающих в Москве лиц с ограниченными возможностями здоровья в трудоспособном возрасте находятся более 28 тыс. Около 5 тыс. из их числа обучается сейчас в 45 колледжах, и прием инвалидов в средние специальные учебные учреждения ежегодно увеличивается. Вместе с тем в половине колледжей данный контингент обучающихся пока отсутствует, что связано с отсутствием соответствующих условий (специальное учебное оборудование, адаптированные учебные программы, подготовленный персонал и т. п.). В настоящее время в колледжах Москвы ведется профессиональное обучение различных категорий лиц с ограниченными возможностями более чем по 40 профессиям. Начата профессиональная подготовка инвалидов на основе дистанционного обучения, что требует оснащения колледжей компьютерной техникой и другим оборудованием, разработки особых программных средств.

Решению перечисленных проблем будет способствовать строительство специализированного городского ресурсного центра профессионального образования для молодежи с ограниченными возможностями здоровья, который, как предполагается, станет научно-методическим центром организации и координации профессиональной подготовки данной категории жителей, полигоном апробации и внедрения современных технологий обучения и воспитания (включая дистанционные), социально-трудовой адаптации, психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, поддержки трудоустройства и сопровождения карьеры выпускников.

Государственные учреждения среднего профессионального образования еще слабо ориентированы на профессиональную подготовку взрослого населения, в том числе из числа уволенных в запас из Вооруженных сил. К примеру, в заявленных потребностях работодателями указывается профес-

сия водителя автобусов (1,5 тыс. чел.), которую разрешено осваивать только по достижении 20-летнего возраста. Предлагается организовать обучение этой профессии взрослого населения в колледжах, ежегодно готовящих более 2,5 тыс. чел. по родственной профессии «водитель автомобиля».

Анализ современного состояния рынка труда демонстрирует исчерпание административного подхода и необходимость перехода к экономическим методам его регулирования на основе государственного заказа на подготовку кадров. Такое требование уже оформляется законодательно, оно сформулировано, например, в Законе «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» [3, с. 3-14]. В 2009 г. городской заказ на подготовку рабочих кадров впервые заявлен Комплексом городского хозяйства Правительства г. Москвы. Решения исполнительных органов по организации государственного заказа приняты в Санкт-Петербурге, Вологодской, Кемеровской, Кировской, Ленинградской, Самарской областях. Его можно было бы распространить на негосударственные учреждения профессионального образования при условии их финансирования в рамках заказа из государственного бюджета.

Формирование государственного заказа предполагает выбор иных, чем прежде, принципов организации профессионального образования. В качестве ведущих могут быть предложены следующие принципы:

• отбор учебных профессий с ориентацией на потребности рынка труда;

• поэтапный переход к комплектованию контингента на основе государственного заказа;

• введение экономических стимулов за эффективное выполнение государственного заказа;

• подготовка рабочих повышенного уровня квалификации на основе интеграции программ НПО и СПО;

• переход к договорным формам трудоустройства, создание в регионах «Биржи труда выпускников»;

• определение ежегодного рейтинга учреждений профессионального образования с учетом исполнения государственного заказа.

Предлагаемая нами методика оценки соответствия рынков труда и образовательных услуг через систему коэффициентов могла бы быть использована при определении победителей Национального проекта «Образование», учитывая включение в него с 2007 г. учреждений начального и среднего профессионального образования.

Главный вывод, который следует из описанного выше анализа рынка труда, состоит в том, что современная система профессионального образования даже в состоянии демографического кризиса, при правильной

Экологизация естественнонаучнъх дисциплин как условие формирования экологической компетенции будущего фармацевта

организации и ориентации на потребности экономики, имеет возможности радикально улучшить кадровую ситуацию в экономике России.

Литература

1. Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы. М.: Изд-во АПО, 2008. 60 с.

2. Научное обеспечение городской целевой программы «Рабочие кадры». М.: Изд-во АПО, 2008.

3. «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве». Закон города Москвы № 32 от 29 июня 2005 года. Рынок труда и рабочие кадры. М.: Изд-во АПО, 2006.

4. Постановление Правительства Москвы № 552-ПП от 26 июля 2005 г. «О создании государственно-общественных координационных советов в городе Москве по подготовке квалифицированных рабочих кадров». Рынок труда и рабочие кадры. М.: Изд-во АПО, 2006.

УДК 504.75:37

Б. Н. Гузанов,

Т. В. Бурцева

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ФАРМАЦЕВТА

В статье на примере подготовки фармацевта определены условия, оказывающие предметное влияние на формирование экологической компетенции в системе ключевых компетенций. Показано, что экологическое воспитание является неотъемлемой частью социализации обучаемого и должно осуществляться начиная с младших курсов, в частности в процессе экологизации дисциплин естественнонаучного блока.

Ключевые слова: экология, интеграция, социализация, компетентность, естественнонаучная подготовка, профессиональная деятельность.

In the given article the conditions of environmental competence formation in the key competences system have been defined by the example of the pharmaceutists’ training. It has been shown, that environmental up-bringing is an integral part of the socialization process and must be fulfilled among younger students through introduction of environmental science into the natural sciences syllabus.

Key words: environmental science, integration, socialization, competence, natural sciences syllabus, professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.