Научная статья на тему 'Стимулирования инновационной активности на региональном уровне'

Стимулирования инновационной активности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / REGIONAL ECONOMY / TECHNOLOGICAL WAY / INNOVATIONS / THE INNOVATIVE COMPANIES / INNOVATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавричев И. В.

Статья раскрывает проблемы повышения инновационной активности на уровне региональной экономики, проблемы стимулирования инновационных компаний, раскрыты проблемы государственного регулирования в инновационной сфере, препятствующие развитию региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATIONS OF INNOVATIVE ACTIVITY AT REGIONAL LEVEL

Article opens problems of increase of innovative activity at level of regional economy, a problem of stimulation of the innovative companies, state regulation problems in the innovative sphere, interfering development of regional economy are opened.

Текст научной работы на тему «Стимулирования инновационной активности на региональном уровне»

СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Гавричев И.В.

Статья раскрывает проблемы повышения инновационной активности на уровне региональной экономики, проблемы стимулирования инновационных компаний, раскрыты проблемы государственного регулирования в инновационной сфере, препятствующие развитию региональной экономики.

Ключевые слова: региональная экономика, технологический уклад, инновации, инновационные компании, инновационный процесс

STIMULATIONS OF INNOVATIVE ACTIVITY AT REGIONAL LEVEL

Gavrichev I.

Article opens problems of increase of innovative activity at level of regional economy, a problem of stimulation of the innovative companies, state regulation problems in the innovative sphere, interfering development of regional economy are opened.

Keywords: regional economy, technological way, innovations, the innovative companies, innovative process

Одной из особенностей государственной политики в части стимулирования развития малых инновационных компаний в регионах является диагностика состояния региональной экономики. Принципиальное значение для диагностики состояния региональной экономики имеет выделение двух групп факторов. В одну группу необходимо включить факторы, обусловившие текущее положение экономики страны. Другую группу составляют факторы, препятствующие разрешению комплекса сложившихся противоречий.

Установление иерархии целей и задач кадровой, инновационной, инвестиционной политики, выявление их взаимоотношений позволит снять вопросы, связанные с несоответствием системы различных видов государственной экономической политики существующей потребности в смене господствующего технологического уклада. В этой связи необходимо отметить, что невысокая инновационная восприимчивость региональной экономики является следствием низкого спроса на принципиально новые продукты и технологии (что обусловлено гипертрофированным развитием старых технологических укладов, отсутствием как внешних, так и внутренних стимулов для проведения кардинальной технологической реструктуризации), недостаточного развития рынка новой продукции, новых технологий1, слабой кооперации науки и промышленности, отсутствия стратегии развития и реализации инновационного потенциала отдельных отраслей, регионов и страны в целом, медленного становления инфраструктуры, обслуживающей инновационный процесс, неразвитости малого инновационного бизнеса. Устранение перечисленных причин, несомненно, будет не только способствовать активизации инновационной деятельности, но и содействовать решению проблем, обусловленных структурным кризисом.

Необходимыми направлениями институциональных преобразований на современном этапе являются: организация рынка результатов инновационной деятельности; формирование инфраструктуры, обслуживающей инновационный процесс; создание правовой базы развития отношений интеллектуальной собственности, инновационной деятельности; развитие организационно-хозяйственных форм, отвечающих потребностям становления и дальнейшей диффузии нового технологического уклада. Первоочередной задачей институциональной реструктуризации является создание механизма, содействующего повышению инновационной восприимчивости экономики, обеспечивающего престижность инновационной деятельности, формирующего информационное поле, способствующее активизации инновационных процессов.

Накопленный в ходе эволюционного этапа научно-технического прогресса инновационный потенциал может быть использован для выхода из структурного кризиса лишь при условии проведения соответствующей трансформации экономической структуры, при обмене идеями между регионами, в том числе на федеральном уровне. Качественные технологические преобразования составляют материальную основу новой длинной волны, но для ее начала необходимы еще и социально-экономические условия, которые фор-

мируются в ходе реализации институциональной составляющей трансформации экономической структуры экономики отдельных регионов.

Таким образом, стимулирование инновационной деятельности не является экономическими отношениями исключительно между органами власти и субъектами инновационной деятельности. Оно предполагает возможность участия в этом процессе всех субъектов инновационной системы. В данной ситуации возникает несколько важных научных задач, требующих решения и обоснования приоритетов. Наиболее важными из них являются:

• выявление и обоснование основных направлений налогового стимулирования инновационной деятельности в национальной экономике;

• разработка основных элементов механизма налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях кризиса;

• выделение форм налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях экономического кризиса;

• разработка методики оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности;

• разработка системы показателей для выбора и обоснования формы налогового стимулирования инновационной деятельности.

На основе проведенного анализа можно заключить, что в России идет непрерывное развитие инновационного процесса. Также представляется целесообразным рассмотреть структуру источников финансирования инноваций (рисунок 1).

И Инностранные источники

□ Внебюджетные фонды

□ Собственные средства

Ш Федеральный и местные бюджеты

Рис. 1. Источники финансирования инноваций

Анализируя имеющиеся за последние пять лет данные, можно заключить, что доли федерального и местного бюджетов в общем финансировании сокращается и использование зарубежного капитала увеличивается. Основным участником на рынке инноваций в России сегодня выступают крупные и средние инновационные компании, представленные предприятиями иностранной и совместной форм собственности. Количество малых инновационных предприятий в России в настоящий момент сокращается. Однако, рост объема инновационного продукта не означает рост применения инновационных технологий в России. Достаточно большое количество

1 Гвишиани Д. М., Громека В. И. Теоретические аспекты исследований инновационного потенциала и формирования инновационной политики. // ВНИИСИ, 1993. - № 3. - с. 10.

разработок уходит на апробацию и дальнейшее внедрение за рубеж.

Важнейшей задачей государственного регулирования в инновационной сфере является обеспечение финансовой поддержки реализации инновационных проектов, причем не столько посредством прямого финансирования из госбюджета, сколько созданием условий для осуществления инноваций частным капиталом, то есть формирование многоканальной системы финансирования инновационной деятельности. В настоящее время в России сложилась и действует подобная система, включающая в себя:

• прямое финансирование инновационных проектов из бюджетов различных уровней;

• льготное кредитование и субсидирование;

• предоставление государственных гарантий частным инвесторам;

• финансирование из целевых внебюджетных фондов.

Важным элементом государственной научно-технической и

инновационной политики является формирование и совершенствование внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Сейчас развивается система конкурсного отбора и финансирования проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе, для проектов фундаментального характера - через Российский фонд фундаментальных исследований.

Однако сегодня еще нельзя сказать, что в Российской Федерации сформировалась эффективно функционирующая национальная инновационная система, хотя имеются в наличии ее отдельные элементы - федеральные научно-технические программы, научные центры, инновационные фирмы, технопарки, фонды и т.д. Несмотря на оптимистичные уверения правительства, между этими эле-

ментами нет эффективных взаимосвязей, обеспечивающих оптимальное функционирование системы. Все они испытывают на себе сильное влияние общего системного кризиса российской экономики, чрезмерно зависят от политической и международной конъюнктуры, внутренней экономической нестабильности. Деятельность тех же внебюджетных фондов, к примеру, фактически весьма тесно связана с госбюджетом - либо непосредственно, либо через государственные предприятия, ведомства, вследствие чего общий кризис государственного финансирования препятствует результативной и скоординированной работе фондов. Механизмы их функционирования до сих пор не отлажены: слаб контроль за поступлением и отчислением средств, порядок распределения средств и отчетности и контроля их расходования разработаны недостаточно. В итоге за счет средств внебюджетных фондов в настоящее время финансируется не более 5-8% всех НИОКР и инновационных проектов, то есть они явно не выполняют предназначенную им роль2.

С учетом того, что государство не в состоянии принять на себя бюджетное финансирование инновационной деятельности в необходимом объеме (ежегодно урезая даже минимально необходимые для этого суммы, предусмотренные бюджетом), а банки либо не желают давать кредиты на эти цели из-за высокого риска невозврата средств, либо устанавливают чрезмерно высокий процент, основная тяжесть финансового обеспечения инноваций ложится на предприятия, которые в условиях дефицита собственных денежных средств вынуждены значительную часть ресурсов использовать на поддержку действующего производства и в достаточно редких случаях - на освоение новых технологий и конкурентоспособной наукоемкой продукции. По некоторым данным, из общего числа российских промышленных предприятий инновационно активных лишь около 5%. Таким образом, можно сделать вывод о крайне низкой финансовой обеспеченности инновационной сферы в Российской Федерации.

2 Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. - М. Экзамен, 2001.

КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗОВАТЬ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ

Амалиев Б.А., аспирант Московской государственной академии Тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова

В статье рассмотрен мотивационный механизм активизации экономического поведения персонала, на основании которого предложены направления реализации кадрового потенциала вертикально интегрированной нефтяной компании.

Ключевые слова: мотивация, мотивационный механизм, персонал, кадровый потенциал, вертикально интегрированная нефтяная компания.

COMPONENTS OF STRATEGY OF MOTIVATION OF THE PERSONNEL, ALLOWING TO REALIZE PERSONNEL POTENTIAL OF VERTICALLY INTEGRATED OIL COMPANY

Amaliev B., The post-graduate student, Moscow State Academy of Fine Chemical Technology named after Lomonosov M.

In article the motivational mechanism of activization of personnel economic behavior on which basis directions of realization of personnel potential of vertically integrated oil company are offered is considered.

Keywords: motivation, the motivational mechanism, the personnel, the personnel potential, vertically integrated oil company.

При разработке стратегии мотивации и определении основных направлений стимулирования труда работников следует иметь в виду, что мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Если работа интересует человека, позволяет реализовать природные способности и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности, добросовестному и продуктивному труду. Внешняя мотивация может выступать в двух формах: административной и экономической.

Определение мотивов деятельности каждого сотрудника, согласование этих мотивов с целями предприятия является одной из основных задач управления персоналом. В общем случае деятельность людей направлена на достижение следующих основных целей:

• материальные блага;

• власть и слава;

• знания и творчество;

• духовное совершенствование;

Эти цели индивидуальны и могут изменяться с возрастом и под влиянием внешних факторов. В детстве и юности основными, как правило, являются материальные интересы. В зрелые годы у многих людей преобладают интересы к творчеству, на заключительном этапе жизни - стремление к духовному совершенству. В практике современного менеджмента применяется множество различных моделей и концепций мотивации трудовой деятельности человека.

Теоретической основой при разработке стратегии мотивации персонала организации может служить концепция мотивационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.