К. В. ДЕМЕНТЬЕВА
СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ
Ключевые слова: манипулирование общественным мнением, региональная пресса, принципы подготовки и подачи информации, сенсация, неординарность информации, приоритетность темы, источник информации
Key words: public opinion manipulation, regional press, principles of preparation and presentation of information, sensation, personal touch in information, priority ranking of the theme, information source
Современное российское общество представляет собой обширный спектр возможностей не только для социального управления, но и манипулирования общественным мнением через средства массовой информации. Задача манипулятора — в чем-то убедить людей, а для этого важно привлечь внимание общественности к сообщению, в чем бы оно ни выражалось.
Проблема привлечения общественного внимания массовой аудитории решается через определенные принципы подготовки и подачи информации. Для ее контент-анализа нами было проведено исследование трех печатных изданий: ежедневной общественно-политической газеты «Известия Мордовии» (выпускается тиражом до 22 тыс. экз.), общественно-политического еженедельника Мордовии «Столица С» (тираж составляет около 33 тыс. экз.) и газеты Ардатов-ского района Республики Мордовия «Маяк» (она является одним из лучших районных изданий республики). Выборка состояла из 4 809 публикаций свыше 100 строк за период с 2008 по 2010 г.
В результате проведенного контент-анализа нами были выделены принципы подготовки и подачи информации в выбранных периодических изданиях.
ДЕМЕНТЬЕВА Ксения Владимировна, преподаватель кафедры современной журналистики и общественного мнения Мордовского государственного университета.
Действительная или мнимая приоритетность, а также привлекательность темы для аудитории. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения прессы касаются проблем терроризма, природных и техногенных катастроф и т. д.
В ходе исследования выявлено, что этот принцип используется в материалах всех проанализированных изданий. В газете «Столица С» за 2008 г. мы выявили 3 % публикаций (682 материала), за 2009 г. — 3 % (642), за 2010 г. — 5 % (669). В «Известиях Мордовии» за 2008 г. таких материалов обнаружено 2 % (754), за 2009 г. — 3 % (819), за 2010 г. — 4 % (807). Газета «Маяк» в 2008 г. представила 3 % публикаций (146 материалов), в 2009 г. — 4 % (138), в 2010 г. — 7 % (152). Причем в 2010 г. количество публикаций, в которых используется этот принцип привлечения общественного внимания, увеличилось во всех рассмотренных изданиях. На первом месте находятся темы, посвященные природным катастрофам и катаклизмам, например, аномально жаркому лету 2010 г.
Откликнулись республиканские газеты и на трагедию в Московском метрополитене в марте 2010 г. Например, в «Известиях Мордовии» был опубликован материал с версией одного из очевидцев и пострадавших во время трагедии: «...Тут в нашем вагоне раздался взрыв. Я даже не помню, насколько сильным он был. Мы находились в замкнутом пространстве, и, конечно, всех оглушило. Зазвенело в ушах, а вокруг — искры, дымовая завеса. Почувствовал боль в ноге.»1. В конце статьи дана просьба сотрудников органов внутренних дел, адресованная жителям республики, обращать внимание на оставленные без присмотра подозрительные вещи. Также перечислены телефоны, необходимые в подобных ситуациях.
Неординарность фактов находит свое отражение в сценах насилия, повествовании о жестоких преступлениях, войнах. СМИ склонны к «снабжению» населения негативной информацией, мотивируя это агрессивной природой человека.
Наибольшее количество публикаций, содержащих негативную информацию, было выявлено в газете «Столица С»: в 2008 г. — 22 % от общего количества материалов, в 2009 г. — 26 %, в 2010 г. — 24 %. Значительное количество публикаций (17—18 %) посвящено происшествиям и пре-
ступлениям, совершенным в регионе и за его пределами жителями Мордовии. Журналисты регулярно бывают на заседаниях судебных разбирательств, газетные страницы пестрят фотографиями из зала суда, часто заголовками служат слова подсудимых («У меня женщины долго не было», «Тебе не жить!» и др.) В еженедельнике есть отдельные рубрики, освещающие темы криминального характера: «Приговор недели», «Приговор месяца», «Громкое дело», «ЧП недели», «Происшествия», «Шок номера» и др. Кроме того, публикации, содержащие негативную информацию, могут располагаться на любой странице и в других рубриках. Корреспонденты газеты, очевидно, в стремлении уйти от сухого, официально-книжного, обезличенного и унифицированного газетного языка нередко злоупотребляют использованием разговорных, просторечных жаргонных слов. Встречаются и фотографии с мест происшествий, изображающие кровавые последствия аварий и преступлений, например, фото к материалу «Гонки без выживания»2.
Газета «Известия Мордовии» печатает значительно меньшее количество материалов, содержащих негативную информацию. По результатам исследования, они составили в 2008 г. 8 % от общего количества, в 2009—2010 гг. — по 9 %. Обычно такие темы публикуются в номере «толстушки» (среда) под рубриками «Происшествия» и «Судебный очерк», занимающими одну или две газетные полосы. Материалы, которые меньше по объему, более тактичны и этичны по языку и стилю в отличие от подобных в «Столице С». Некоторые криминальные очерки напоминают сказку: «.Один, Леонид Давыдов (имя изменено) — представитель светлого мира. Высокий, под два метра, стройный, светловолосый, с ясными глазами и одухотворенным лицом. Словно светлый образ благородного принца, сильного богатыря или Ивана-царевича из добрых советских киношных сказок. А теперь представим читателям представителей иных, темных сил — антиподов Давыдову. Два тезки, Николая, по их мнению, бойко и красиво прожигали жизнь. Каждый куролесил по-своему.»3.
В районной прессе происшествия — редкость. Поэтому и материалов, привлекающих общественное мнение через принцип неординарности фактов, почти нет. В газете «Маяк» в 2008 г. мы зафиксировали 3 % публикаций, в 2009 г. — 4 %, в 2010 г. — 3 %.
Стимулирование внимания общественности
219
Новизна. Здесь имеется в виду информация, которая еще не получила достаточного распространения и может быть сенсацией. Особенно часто такие материалы имеют место на страницах еженедельника «Столица С», который каждую неделю радует читателей новыми эксклюзивными публикациями. Нередко вполне стандартные темы умело интерпретируются и преподносятся в качестве сенсационных. Кричащие заголовки, яркие рубрики, специальные пометки на полях — все это привлекает внимание читателей, позволяет оживить общественное мнение. Общее количество таких материалов в издании составляло в 2008 г. 25 %, в 2009—2010 гг. — по 27 %. Другие газеты значительно реже стремятся привлекать читателей эксклюзивной информацией («Известия Мордовии» — 9, 10, 10 %, «Маяк» — 5, 4, 6 % за выбранный период времени).
Высокий статус источника информации. Этот принцип реализует себя в привлечении лиц, занимающих высокие посты и имеющих высокий социальный статус, а также людей, признанных компетентными или представляемых таковыми. Газеты активно обращаются к различным экспертам. Для полновесности любого материала прилагается комментарий специалиста. Например, газета «Известия Мордовии» часто подтверждает публикации на политическую тематику высказываниями Главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина. Еженедельник «Столица С» намеренно привлекает общественное мнение к источнику информации с помощью ярких активизирующих внимание к личности интервьюируемого заголовков («Если серьезно заняться Лужковым, то придется поковыряться и в Кремле», «Мы, мужики, козлы. Честно» и др.).
Согласно анализу газетных текстов, ориентация на эти принципы активизирует потребности людей в социально значимой информации и позволяет стать активными участниками информационно-коммуникативных процессов. С другой стороны, эти принципы позволяют массмедиа осуществлять трансформацию информации для оказания воздействия на психику людей и их поведение для манипулирования в собственных интересах.
Овладев вниманием аудитории, газеты получают доступ в сознание масс при помощи поддержания и сосредоточения внимания на определенных аспектах рассматриваемых
проблем. Такой эффект достигается определенной формой подачи информации. Во-первых, индивид не может наблюдать истинные реакции человека, передающего информацию. Во-вторых, он не может вступить в диалог с коммуникатором и тем самым выяснить какую-то другую информацию. Индивид вынужден воспринимать информацию пассивно, т. е. он активно участвует в процессе восприятия и познания, но лишь той информации, которую ему предоставляют. Кроме того, у читателя нет возможности выбора в информационном пространстве региона. Мы считаем, именно по этой причине позиция человека, воспринимающего информацию от СМИ, — пассивна. Тем самым можно утверждать, что современная печать активно участвует в манипулировании информацией по определенным и значимым для нее вопросам, для того чтобы подаваемый материал рассматривался массовой аудиторией под определенным углом зрения.
Таким образом, используя рассмотренные принципы подготовки и подачи информации, пресса привлекает внимание к той или иной социально значимой или незначимой проблеме и тем самым помогает внедрению ее в сознание аудитории. Широкое освещение какой-либо информации в массмедиа способствует сосредоточению внимания именно на ней, что может существенно повлиять на восприятие, понимание и усвоение материала, а также, как следствие, оказать более сильное воздействие на общественное мнение.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цит. по: Шувалова О. Во взорванном метро пострадали и наши земляки // Изв. Мордовии. 2010. № 46. С. 3.
2 См.: Феоктистов Д. Гонки без выживания // Столица С. 2008. № 29. С. 6.
3 Сауткина А. Жестокая смерть светлого принца // Изв. Мордовии. 2009. № 4. С. 19.
Поступила 23.12.10.