Язык СМИ
ПРОЦЕСС СОХРАНЕНИЯ И ПОВТОРЫ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕССЫ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
К. В. Дементьева
Память человека носит избирательный характер, выражающийся в лучшем запоминании той информации, что интересует индивида. В результате анализа газетных текстов мы выяснили, что лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, чем эмоционально нейтральный, но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что в данном конкретном случае более значимо. Та информация, которая появляется на страницах прессы неоднократно, особенно активно влияет на формирование общественного мнения.
Ключевые слова: газетный текст, процесс запоминания, формирование общественного мнения.
Воспринятая информация, через которую человек познает окружающую действительность, не исчезает бесследно, она закрепляется, сохраняется и воспроизводится в дальнейшем в форме узнавания, воспоминания. Отражение и воспроизведение прошлого опыта в памяти не пассивно, оно включает в себя отношение личности к воспроизводимому, которое, в свою очередь, может быть более или менее осознанным. Само сохранение материала не является пассивным процессом. «Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций» [5. С. 258]. Рассмотрим, каким образом процесс сохранения используется в материалах региональной прессы.
Память человека носит избирательный характер, выражающийся в лучшем запоминании значимой информации, той, что интересует индивида. Т.е. можно утверждать, что роль установки в процессе запоминания играет значительную роль, соответственно установка влияет и на такую функцию памяти как забывание. Установка может
97
Lingua mobilis №2 (28), 2011
влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность. Различные установки как бы включают запоминаемый материал в различные контексты, закрепляют его в разных системах, взаимопроникающие друг в друга.
На характер запоминания также влияет эмоциональная составляющая информационного материала. Так, эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, при прочих равных условиях, чем эмоционально безразличный.
В психологической литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, что лучше запоминается - приятное или неприятное. По данным одних исследователей, запоминается по преимуществу приятное (3. Фрейд), по данным других - неприятное (П. П. Блонский). Разноречивость полученных результатов может свидетельствовать о том, что постановка проблемы в данном случае не допускает однозначного толкования. Что касается региональных изданий, то эмоционально окрашенные материалы чаще всего можно встретить в газетах «Маяк» и «Столица С».
Газета «Маяк» Ардатовского района редко публикует сухие информационные заметки. На всех материалах еженедельника лежит отпечаток стиля районной прессы. Журналисты газеты часто пишут о лучших людях Ардатова, «открывая» их на страницах газеты, будь то самородок, начинающий поэт, тракторист, фермер или солист местного ДК. Практически ни один номер не обходится без одного-двух материалов, рассказывающих о конкретном жителе района, конкретной семье, коллективе. Для публикации может быть интересен каждый человек уже просто потому, что он живет в Ардатовском районе. В этом смысле издание полностью соответствует характеристике данной Я. Засурским: «Местные газеты более человечны. В принципе человек хочет иметь свою семью, жить своим домом. Можно, конечно, пропагандировать холостяцкую жизнь. Но нормальному человеку нужны дети, семья. Малая газета создает ощущение семьи. И это крайне важно в наше жестокое коммерциализированное время» [1. С. 276]. Таким образом, в этом проявляется отличие районной прессы от городской. Материалы газеты создают хорошее настроение, позитивное отношение к жизни, надежду на то, что все проблемы удастся преодолеть - и все это на примере конкретных, близких, знакомых людей. «Маяк» оказывается пропагандистом, но пропагандирует вечные ценности, оптимизм. На страницах издания появляется много материалов, призывающих следовать
98
Язык СМИ
здоровому образу жизни. Кроме того, на страницах «районки» очень мало криминала - а это уже формирует положительное отношение к жизни.
Еженедельник «Столица С» также старается эмоционально окрасить каждое свое сообщение. Используются яркие экспансивные заголовки, часто прямые цитаты героев интервью без цензурной правки. Только в отличие от предыдущей газеты, здесь чаще печатается все-таки неприятная информация. В издании публикуется много сообщений криминального характера, либо рассказывается о происшествиях, также редко содержащих приятные известия. Корреспонденты не скупятся на эмоциональные подробные описания преступлений, аварий, острых ситуаций в судебных залах, использование комментариев самих преступников или пострадавших и т. д. Такая информация привлекает внимание, заставляет прочитать публикацию или даже купить газету из-за яркого экспансивного заголовка. И, несомненно, способствует лучшему запоминанию материала.
Однако в газете также можно встретить и эмоционально окрашенные статьи, содержащие положительную информацию. Это в основном материалы о культуре, спорте и, конечно, публикации на социальную тематику. В статье «Мужа ревновала только к работе» газета цитирует такие строки от супругов, отпраздновавших золотую свадьбу: «Нас часто спрашивают: счастливы ли мы? А что такое счастье? Для нас - это каждый день, проведенный вместе, - говорят Зина и Эвир. - Единственное, о чем мы мечтаем и хотим, чтобы счастливы были наши дети, внуки, правнуки. Чтобы род Боксимеров долго жил на ЗЕМЛЕ» [4]. В другом материале о самом высоком человеке в Мордовии также приводятся слова героя публикации: «Дядей Степой в Кадошкине меня давно не дразнят - привыкли уже, - улыбается Александр Дергунов. - ... Нет, никаких комплексов по поводу своих размеров не испытываю. Какая разница, высокий ты или низкий, главное, чтобы человек был хороший» [2].
По данным С. Л. Рубинштейна, лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, чем эмоционально нейтральный, но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что в данном конкретном случае более значимо и актуально в силу своего отношения к личности человека. «Во всех случаях существенную роль при запоминании играют установки... Эти установки могут быть неосознанными или
99
Lingua mobilis №2 (28), 2011
сознательными... в первом случае имеется непроизвольное запоминание, во втором - активное запоминание...» [5. С. 325]. Тем не менее, в независимости от личного отношения к материалу, лучше всего запоминается то, что было предъявлено несколько раз. Поэтому, та информация, которая появляется на страницах прессы неоднократно, особенно активно влияет на формирование общественного мнения. Региональные газеты пользуются этим в тех случаях, когда нужно заострить внимание на определенной проблеме или сформировать устоявшееся мнение по какому-либо вопросу. В данном случае можно привести в пример периодически появляющиеся на страницах республиканских изданий материалы, явно или неявно агитирующие население вступить в ТСЖ («В Саранске ТСЖ поддержат за счет средств бюджета», «Страшилки про ТСЖ не имеют под собой оснований!», «Власти Саранска будут стимулировать жителей к созданию ТСЖ»). Как правило, в таких публикациях говорится о плюсах товариществ, но не затрагиваются отрицательные стороны: «Товарищество создано в бывшем общежитии, в котором года полтора назад царила полная разруха. Разбитые двери в подъезде, отвалившаяся штукатурка на стенах - в общем, набор коммунальных «красот», вполне привычный для общаги. Зато сегодня этот дом просто не узнать - подъезд отремонтирован, установлены новые железные двери, детская площадка немецкого производства, домофон и даже светодиодные светильники, которые есть сегодня далеко не в каждой новостройке» [3].
Таким образом, эксплуатируя особенности человеческого восприятия, региональные массмедиа помогают своей аудитории в восприятии актуальной социально-политической информации, той информации, которая впоследствии формирует информационную картину окружающей действительности широкой общественности.
Список литературы
1. Богданов, В. Аз, буки, веди...
: энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т . Т. 2 / В. Богданов, Я. Засурский. М. : Издание Союза журналистов России, 2007. 379 с.
2. Куприкова, Е. 2.30 / Столица С. 28.09.2009.
List of literature
1. Bogdanov, V. Az, buki, vedi... : jenciklopedija zhizni sovremennoj rossijskoj zhurnalistiki. V 2 t . T. 2 / V. Bogdanov, Ja. Zasurskij. M. : Izdanie Sojuza zhurnalistov Rossii, 2007. 379 s.
2. Kuprikova, E. 2.30 / Stolica S.
28.09.2009.
100
Язык СМИ
3. Мазина, И. «Управдом - друг человека» / Известия Мордовии.
20.12.2010.
4. Нестерова, А. «Мужа ревновала только к работе» / Столица С.
26.04.2010.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб: «Питер», 2009. 713 с.
3. Mazina, I. «Upravdom - drug cheloveka» / Izvestija Mordovii.
20.12.2010.
4. Nesterova, A. «Muzha revnov-ala tol'ko k rabote» / Stolica S.
26.04.2010.
5. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obwej psihologii / S. L. Rubinshtejn. SPb: «Piter», 2009. 713 s.
101