Научная статья на тему 'Стимулирование труда осужденных в пенитенциарных системах европейских стран'

Стимулирование труда осужденных в пенитенциарных системах европейских стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников С.Н.

В статье приводится сравнительно-правовой анализ использования в европейских странах системы льготного зачета рабочих дней в срок отбывания наказания в виде лишения свободы, а также дается ретроспективный анализ советского законодательства в части, касающейся правовой регламентации применения зачета рабочих дней в срок отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование труда осужденных в пенитенциарных системах европейских стран»

Стимулирование труда осужденных в пенитенциарных системах

европейских стран

■ С.Н. ОВЧИННИКОВ - заместитель начальника НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат социологических наук

В статье приводится сравнительно-правовой анализ использования в европейских странах системы льготного зачета рабочих дней в срок отбывания наказания в виде лишения свободы, а также дается ретроспективный анализ советского законодательства в части, касающейся правовой регламентации применения зачета рабочих дней в срок отбывания наказания.

Ключевые слова: пенитенциарная система; труд осужденных; уголовно-исполнительное законодательство.

Labor stimulation of convicts in penal systems of European countries

■ S.N. OVCHINNIKOV - Deputy Chief SIC-3 Research Institute of the FPS of Russia, PhD in Sociology

The article gives a comparative legal analysis of use in Europe of the preferential offset working days system in term of sentence of imprisonment. Due to the fact that this legal institution is known to the national penitentiary practice, it is reasonable to conduct a retrospective analysis of Soviet legislation referring to the legal regulation of the preferential offset working days in term of the sentence.

Key words: penal system; labor of convicts; penal legislation.

Создание эффективной системы стимулирования производительного труда граждан является неотъемлемым условием стабильного развития экономики любого государства. Конституционное признание права человека и гражданина на труд, свободное распоряжение своими способностями к труду стоит в одном ряду с иными фундаментальными правами и свободами, обязанность гарантировать и защищать которые делегируется государству.

Обеспечение условий для трудовой деятельности населения не исчерпывается экономическими интересами государства и

общества. В процессе формирования у личности трудовых навыков приоритет в большей степени отдается социальной функции труда, посредством которого индивид не только приобретает профессиональные навыки, но и адаптируется к социально одобряемой модели поведения. Этим объясняется специфический характер труда осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы.

В международных документах, касающихся регламентации труда осужденных, четко прослеживается дуалистический подход к организации трудовой деятельности

в местах лишения свободы. С одной стороны, за осужденными признается право на получение справедливого вознаграждения за свой труд, с другой - выполняемая ими работа должна быть связана с созданием условий для их профессиональной подготовки и формированием трудовых навыков. Так, согласно правилу 26 Европейских пенитенциарных правил, утвержденных Комитетом министров Совета Европы 11.01.2006 г., деятельность предприятий в исправительных учреждениях не должна быть подчинена извлечению финансовой прибыли. Вместе с этим осужденным гарантируется право на справедливое вознаграждение за свой труд, часть которого они могут расходовать на приобретение продуктов питания и предметов личного потребления, не запрещенных для получения, хранения и пользования в исправительных учреждениях.

Несмотря на кажущуюся излишнюю гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства европейских стран, труд в системе исполнения уголовных наказаний занимает значительное место. В большинстве стран Европы труд осужденных является обязательным (исключением является Франция)1 и входит в перечень оценочных критериев выполнения индивидуальной программы исправления.

Так, в ст. 41 Закона ФРГ об исполнении наказаний в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, принятого 16.03.1976 г. (далее - Закон ФРГ об исполнении наказаний), устанавливается обязанность осужденных выполнять предоставленную им работу:

«1) Осужденные обязаны выполнять работу, предоставленную им, с учетом их специальности, трудоспособности и состояния здоровья. Осужденные со своего согласия или без такового могут привлекаться к выполнению хозяйственных работ на территории учреждения. Продолжительность таких работ не должна превышать трех месяцев в год.

2) Правила, установленные в пункте 1 настоящей статьи, не распространяются на осужденных старше 65 лет, а также беременных и кормящих женщин.

3) Привлечение к мероприятиям, указанным в пункте 3 статьи 37 настоящего закона, осуществляется с согласия осужденного»2.

Аналогичным образом решается вопрос привлечения осужденных к труду в законодательстве Австрийской Республики. В ст. 44 Закона об исполнении наказаний в виде лишения свободы и иных мер, свя-

занных с лишением свободы, принятого 26.03.1969 г., говорится о том, что:

«1) Каждый трудоспособный осужденный обязан работать.

2) Осужденные, обязанные трудиться, должны выполнять предоставленную им работу. Запрещается использовать труд осужденных на работах, связанных с опасностью для их жизни или причинения иного вреда».

Признавая за лицами, отбывающими лишение свободы, обязанность трудиться, государство принимает на себя корреспондирующие обязательства по созданию рабочих мест и соответствующих условий, направленных на обеспечение безопасности труда и его производительности. Несмотря на то что, как уже было отмечено, извлечение финансовой выгоды не должно являться целью трудовой занятости осужденных, заинтересованность индивида в результатах своей деятельности выступает имманентным свойством рационального поведения. В этой связи стремление к достижению цели является управляемым процессом посредством применения системы как материальных, так и нематериальных стимулов.

В пенитенциарной практике зарубежных государств нашла применение система нематериальных форм воздействия на поведение осужденных. Одной из них является система good-time, которая впервые была апробирована в пенитенциарных учреждениях США и заключалась в том, что возможность досрочного освобождения осужденного из мест лишения свободы ставилась в зависимость от результатов его труда и отношения к нему в период отбывания наказания3.

Закон ФРГ об исполнении наказаний в ст. 43 регламентирует правовые основания зачета отработанных дней в срок отбывания наказания. В соответствии с п. 1 данной статьи труд и отношение к нему учитываются при освобождении осужденного. Так, например, если осужденному предоставлены за отработанное время выходные дни с правом выезда за пределы пенитенциарного учреждения, которые не были им использованы, то они вычитаются из общего срока лишения свободы.

Выезд за пределы пенитенциарного учреждения предоставляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 13 Закона ФРГ об исполнении наказаний:

«1) Осужденному может быть предоставлен отпуск с выездом из учреждения продолжительностью до 21 календарного дня в год.

2) Если отпуск предоставляется впервые, то осужденный должен отбыть наказание в учреждении не менее 6 месяцев на момент предоставления отпуска.

3) Осужденному к пожизненному лишению свободы может предоставляться отпуск по отбытии не менее десяти лет в учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или при переведении в учреждение открытого типа.

4) Осужденный, который соответствует требованиям для отбывания наказания в учреждении открытого типа, но содержащийся в учреждении закрытого типа, может пользоваться правом на отпуск на основаниях, предусмотренных для лиц, отбывающих наказание в учреждениях открытого типа.

5) Время отпуска включается в срок наказания».

При определении зачета рабочих дней в срок отбывания наказания законодатель устанавливает максимальный предел равный шести дням в год за отработанное время, которые не были использованы осужденным. Вместе с этим правовые ограничения установлены в отношении отдельных категорий осужденных, к которым общее правило сокращения срока наказания в порядке зачета рабочих дней не применяется. В соответствии с п. 10 ст. 43 Закона ФРГ об исполнении наказаний к этим лицам отнесены, в частности, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также лица, отбывающие превентивное заключение (Sicherungsverwahrung).

В ряде других европейских стран уголовным и уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены иные системы учета отработанных дней при определении срока досрочного освобождения от отбывания лишения свободы. Так, законодательство Греции допускает возможность засчитывать один день работы за срок от 1,5 до 2,5 дней отбывания лишения свободы. В Испании осужденные, работающие в период отбывания наказания, получают право на досрочное освобождение по истечении не 3/4, а 2/3 назначенного срока наказания. Законодательство Франции допускает засчитывать время, отработанное осужденным, в срок отбывания наказания из расчета семь дней в месяц, но не более трех месяцев в год4.

При компаративном анализе зарубежного и отечественного законодательства и практики в сфере стимулирования труда осужденных обращает на себя внимание опыт советской исправительно-трудовой

системы по применению льготного зачета рабочих дней в срок отбывания наказания.

В отечественной пенитенциарной практике, на наш взгляд, можно выделить три периода, в течение которых функционировал институт льготного зачета рабочих дней в срок отбывания наказания.

Временные рамки первого периода можно ограничить периодом 1924-1939 гг. С принятием ИТК РСФСР 1924 г. получила нормативную регламентацию система льготного зачета рабочих дней в срок отбывания наказания. В соответствии с ч. 2 ст. 52 данного кодекса «проявление заключенными из среды трудящихся особо продуктивного труда и приобретение ими профессиональных знаний и трудовых навыков, свидетельствующих о происшедшем приспособлении к условиям трудового общежития, поощряются по постановлениям распределительной комиссии зачетом двух дней работ за три дня срока лишения свободы или принудительных работ без содержания под стражей».

В августе 1931 г. Приказом Главного управления лагерями ОГПУ СССР № 42 утверждается Временное положение о зачете рабочих дней заключенным, содержащимся в исправительно-трудовых лагерях. В соответствии со ст. 1 данного приказа зачет по первой категории труда устанавливался из расчета четыре дня срока за три дня работы, по второй - пять дней срока за четыре дня работы. Система зачетов носила четко выраженный социально-классовый характер.

Применение зачетов рабочих дней в порядке поощрения в соответствии со ст. 78 ИТК РСФСР 1933 г. привело к увеличению численности освобождаемых из мест заключения, что обусловило отмену системы зачетов рабочих дней Приказом НКВД СССР от 15.06.1939 г. «О прекращении практики зачетов рабочих дней и условно-досрочного освобождения».

Возобновление практики зачета рабочих дней в срок отбывания наказания приходится на послевоенное время, что было продиктовано потребностью наиболее эффективного использования труда осужденных при восстановлении разрушенной войной инфраструктуры страны и экономики в целом.

С 1947 г. начинается второй период применения рассматриваемого правового института, который продолжался до 1959 г.

Первоначально зачеты рабочих дней носили локальный характер и применялись в целях стимулирования труда осужденных

на отдельных объектах. С августа 1953 г. в уголовной и уголовно-исполнительной политике отмечается либерализация правовых основ исполнения уголовных наказаний, которая выразилась в восстановлении практики применения условно-досрочного освобождения при одновременном применении всеобщей практики льготного зачета рабочих дней в срок наказания. Приказом МВД СССР от 10.08.1954 г. «О введении во всех исправительно-трудовых лагерях и колониях зачетов рабочих дней для заключенных» предусматривалось применение зачетов рабочих дней к осужденным, систематически выполняющим производственные нормы выработки и соблюдающим установленный режим содержания.

В Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 08.12.1958 г., также предусматривалось применение зачетов рабочих дней к осужденным в качестве стимула к быстрейшему возвращению к честной трудовой жизни. Однако после 1958 г. администрация ИТУ к начислению зачетов в ряде случаев стала подходить формально. Иногда начисление зачетов производилось заочно, осужденных об этом не информировали.

Все это привело к тому, что ни в Примерном положении об исправительно-трудовой колонии и тюрьмах, утвержденном Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 03.04.1961 г., ни в последующих директивных и законодательных актах применение зачетов рабочих дней к осужденным не предусматривалось.

Спустя более четверти века, в 1987 г., уголовно-исполнительная система вновь обращается к опыту прежних лет. Третий период, который можно назвать экспериментальным, продолжался в течение полутора лет, когда в ряде исправительных учреждений СССР проходил эксперимент по введению системы льготного зачета рабочих дней в срок наказания.

В условиях перехода исправительных учреждений во второй половине 80-х гг. ХХ в. на хозрасчет и самофинансирование возрождается интерес к практике стимулирования труда осужденных путем льготного зачета рабочих дней. Президиумом Верхов-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 Hammerschick W. Arbeit im Strafvollzug - Rechtslage und Realität im europäischen Vergleich // Hammerschick W., Pil-

ного Совета СССР 01.10.1987 г. издается Указ № 7802-Х1 «О введении в порядке эксперимента зачетов рабочих дней осужденным, отбывающим наказание в исправительно-трудовых колониях» и принимается Постановление № 7803-Х1 «О применении Указа Президиума Верховного Совета СССР "О введении в порядке эксперимента зачетов рабочих дней осужденным, отбывающим наказание в исправительно-трудовых колониях"». В эксперименте принимали участие 52 ИТУ, располагавшиеся на территории Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Коми АССР, Мордовской АССР, Красноярского края, Нижегородской и Ульяновской областей5.

Проведенный эксперимент не нашел широкого применения в практике исполнения наказаний из-за отсутствия законодательной и иной нормативно-правовой основы для его проведения, а также противоречивости полученных результатов.

Сравнивая системы льготного зачета рабочих дней в срок отбывания наказания, существующие в странах Европы, с опытом их применения в советской пенитенциарной практике, можно выделить некоторые общие черты. Во-первых, выполнение предоставленной работы признается обязанностью осужденного, исполнение которой является одним из критериев степени его исправления. Во-вторых, обращает на себя внимание прямая взаимосвязь между трудовой деятельностью осужденного и возможностью его досрочного освобождения. В-третьих, применение зачетов связано с оценкой степени социальной опасности совершенного преступления. Так, например, они не распространяются на лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы или совершивших особо тяжкие преступления, прежде всего против жизни и здоровья, а также против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Наряду с этим советская система льготного зачета рабочих дней в срок отбывания наказания отличается некоторыми принципиальными положениями, которые отражают производственно-хозяйственную и социально-классовую направленность уголовной и уголовно-исполнительной политики Советского государства.

1 Hammerschick W. Arbeit im Strafvollzug - Rechtslage und Realität im europäischen Vergleich // Hammerschick W., Pil-

gram A. (Hrsg.) Arbeitsmarkt, Strafvollzug und Gefangenenarbeit. Jahrbuch für Rechts- und Kriminalsoziologie. Baden-Baden, 1997. S. 71-85.

2 Перевод текстов зарубежных нормативно-правовых актов, используемых в статье, представлен в редакции автора.

3 Hillebrand J. Organisation und Ausgestaltung der Gefangenenarbeit in Deutschland. Mönchengladbach, 2009. S. 122-123.

4 Dünkel F. International vergleichende Strafvollzugsforschung // Schneider H.-J. (Hrsg.): Internationales Handbuch der Kriminologie. Band 2: Besondere Probleme der Kriminologie. Berlin, 2009. S. 7.

5 Борисова О.Б., Минаков Ю.А., Соловьев Ю.Д. Эксперимент по введению зачетов рабочих дней осужденным к лишению свободы: содержание и анализ итогов // Проблемы дифференциации исполнения наказания: Сб. науч. тр. М., 1991. № 132. С. 56-57.

gram A. (Hrsg.) Arbeitsmarkt, Strafvollzug und Gefangenenarbeit. Jahrbuch für Rechts- und Kriminalsoziologie. Baden-Baden, 1997. S. 71-85.

2 Perevod tekstov zarubezhnyh normativno-pravovyh aktov, ispol'zuemyh v stat'e, predstavlen v redakcii avtora.

3 Hillebrand J. Organisation und Ausgestaltung der Gefangenenarbeit in Deutschland. Mönchengladbach, 2009. S. 122-123.

4 Dünkel F. International vergleichende Strafvollzugsforschung // Schneider H.-J. (Hrsg.): Internationales Handbuch der Kriminologie. Band 2: Besondere Probleme der Kriminologie. Berlin, 2009. S. 7.

5 Borisova O.B., Minakov Ju.A., Solov'ev Ju.D. Jeksperiment po vvedeniju zachetov rabochih dnej osuzhdennym k lisheniju svobody: soderzhanie i analiz itogov // Problemy differenciacii ispolnenija nakazanija: Sb. nauch. tr. M., 1991. № 132. S. 56-57. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.