Научная статья на тему 'Стимулирование труда как условие формирования позитивного самоотношения личности учителя'

Стимулирование труда как условие формирования позитивного самоотношения личности учителя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность учителя / позитивное самоотношение / стимулирование труда / труд учителя / современный учитель

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жемухова Л. З.

В данной статье описывается позитивное самоотношение личности учителя как структурно сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого, и как механизм стабильности, конструктивности личности современного учителя. Как один из факторов, формирующих позитивное самоотношение личности учителя, рассматривается стимулирование труда. Дается анализ результатов состояния и действенности системы стимулирования труда учителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях СОШ ¹ 5, 27, 31 г. Нальчика КБР и соотнесения показателей по резерву стимулирования с результатами труда и формированием позитивного самоотношения личности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes positive self-relation of a teacher"s personality as a structurally complex formation, which consists of the cognitive, evaluative and behavioral components and as a mechanism of stability and constructivity of a modern teacher"s personality. One of the factors, forming positive self-relation of a teacher"s personality, is work inspiration. The author analyses the results of the teacher"s work inspiration system in schools N 5. 27, 37 of the city of Nalchik and correlation of indices in the inspiration reserve with work results and formation of positive self-relation of a teacher"s personality.

Текст научной работы на тему «Стимулирование труда как условие формирования позитивного самоотношения личности учителя»

Л. 3. Жемухова

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Кабардино-Балкарского университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Г. Емузова

В данной статье описывается позитивное самоотношенне личности учителя как структурно сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческою, и как механизм стабильности, конструктивности личности современного учителя.

Как один из факторов, формирующих позитивное самоотношение личности учителя, рассматривается стимулирование труда. Дается анализ результатов состояния и действенности системы стимулирования труда учителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях СОШ № 5, 27, 31 г. Нальчика КБР и соотнесения показателей по резерву стимулирования с результатами труда и формированием позитивного самоотношения личности учителя.

The article describes positive self-relation of a teacher's personality as a structurally complex formation, which consists of the cognitive, evaluative and behavioral components and as a mechanism of

397

stability and constructivity of a modern teacher's personality. One of the factors, forming positive self-relation of a teacher's personality, is work inspiration. The author analyses the results of the teacher's work inspiration system in schools N 5. 27, 37 of the city of Nalchik and correlation of indices in the inspiration reserve with work results and formation of positive self-relation of a teacher's personality.

В условиях современности процессы модернизации, протекающие в системе образования, позволяют признать приоритетную роль учителя в реформировании и развитии системы образования как в РФ , так и в КБР.

В связи с возросшими задачами, выходящими на учителя, по реализации программы развития образования РФ на 20062010 гг. и национальным проектом «Образование» возникает необходимость более тщательного и глубокого изучения проблем, связанных с деятельностью и личностью учителя. Внедренный в начале 2006 г. национальный проект «Образование» становится существенной поддержкой тем, кто стремится вывести систему образования на более качественный уровень. В основу национального проекта «Образование» положена идея стимулирования образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, лучших учителе й-профессионалов, классных руководителей и талантливой молодежи, а также выработка новых подходов для реализации институциональных изменений и их реализации на практике. Данное позитивное изменение в области образования вызывает педагогическую инициативу, что. в свою очередь, позволяет осуществить переход к подлинному управлению процессом образования в его непосредственных и опосредованных формах.

Таким образом, в условиях современности возникла, общественная и образовательная потребность в учителе высокого уровня мастерства, стремящегося к личностно-профессиональному росту, успешной самореализации в профессиональной деятельности. Механизмом стабильности, конструктивности личности современного учителя, обеспечивающим постоянное саморазвитие и самосовершенствование, является позитивное самоотношение личности учителя.

Самоотношение - личностное интегра-тивное образование, более позднее по об-

разованию, чем отношение к другим, к труду и т. д., но более значимое и диктующее весь спектр отношений личности - к другим, к труду, к окружающему миру и др.

Теория самоотношения имела активное развитие в трудах отечественных и зарубежных психологов, в настоящее время активно развивается проблема формирования позитивного самоотношения в педагогическом ракурсе. Проведенные исследования в течение ряда лет позволяют предполагать, что позитивное самоотношение играет значительную роль в становлении профессионализма личности учителя. Позитивное самоотношение личности учителя мы представляем как структурное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивный, характеризующийся самопознанием своих личных и профессионально важных качеств, возможностей; эмоционально-оценочный, характеризующийся самоуважением, самоуверенностью, профессиональной самооценкой и аутосимпа-тией, измеряющийся шкалами самопринятия и самоинтереса; поведенческий, измеряющийся уровнем саморуководства, наличием потребности и способностей профессиональной самореализации. Исследования, проведенные в рамках проблемы выявления условий, влияющих на формирование позитивного самоотношения личности учителя, позволили назвать одним из факторов систему стимулирования труда учителя. В связи с этим мы изучили состояние и действенность системы стимулирования труда учителя. Исследование проводили на базе муниципальных общеобразовательных школ № 27, 5, 31 г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики. Общее количество учителей, принявших участие в исследовании, - 162 человека. Для данного исследования мы использовали анкеты, позволяющие выявить факторы, стимулирующие труд учителя, наличие стимулов в данной школе и резерва стимулирования.

Стимулирование труда как условие формирования позитивного самоотношення.. .

Полученный результат по резерву стимулирования соотнесли с результатами труда и позитивного самоотношения личности учителя. Содержание анкеты, позволяющей выявить значимость стимулирующих факторов для качественной работы учителя, предусматривало выявление зависимости качества работы учителя от других значимых условий, в том числе условия труда, достойное вознаграждение, микроклимат в коллективе, новизна деятельности, отношения со стороны коллектива и администрации, интерес к выполняемой работе. В результате исследования нами выявлены значимость стимулирующих факторов для качественного труда учителя: по фактору условия труда - значим для 50%, не значим для 26%, и да и нет для 24%; по фактору достойное вознаграждение - значим для 65%, не значим для 22%, и да и нет для 13%, по фактору 3, определяющему микроклимат в коллективе, значим для 48%, не значим для 32%, и да и нет для 20%, по фактору новизна деятельности - значим для 60%, не значим для 25%, и да и нет для 15%, по фактору отношения со стороны

коллектива и администрации - значим для 55%, не значим для 28%, и да и нет для 17%, по фактору интерес к выполняемой работе -значим для 68%, не значим для 22%, и да и нет для 10%.

Коэффициент значимости каждого фактора, рассчитанный по формуле КЗ = =(«+) - (п-)Ш, позволил выявить следующее: коэффициент значимости по фактору условия труда +0,15; по фактору достойное вознаграждение +0,26; по фактору микроклимат в коллективе +0,098; по фактору новизна деятельности +0,22; по фактору отношения со стороны коллектива и администрации +0,17; по фактору интерес к выполняемой работе +0,28.

Таким образом, из проведенного исследования видно, что КЗ по всем факторам со знаком +, что говорит о том, что все факторы влияют на результативность труда учителя, но в самой большей мере - интерес к выполняемой работе, вознаграждение за труд и наличие условий свободного экспериментирования.

Полученные результаты отражены на рис. 1.

" ла

ида.и нет

=1

о

Я

80 70 60 50 40 30 20 10 0

а с

X

к .

Кг — -

а со

11

О Ц

0 £

и С

1 I

0 3 6 р.

<в «

а х и т а ш

Ё

Рис. 1. Значимость стимулирующих факторов для качественного труда учителя

Также нами ставилась задача выявления степени удовлетворенности учителей наличием стимулирующих факторов в их школе. Нами была разработана анкета, в которой были сформулированы следующие утверждения.

1. Меня удовлетворяют созданные в данной школе условия труда.

2. Меня устраивает система оплаты моего труда, распределения различных льгот и забота о решении моих социальных проблем.

3. Мое положение в этом коллективе стабильно, так как отношение коллег и руководства ко мне доброжелательное и уважительное.

4. В этой школе я имею достаточные для меня возможности для личного роста и развития, экспериментирования и освоения нового.

5. В этой школе мне достаточно доверяют, считаясь с моим мнением, и я имею возможности влиять на принятие значимых решений.

6. Работа, которой я занимаюсь в этой школе, интересна мне, стимулирует к дальнейшему поиску и совершенствованию.

В результате данного анкетирования мы получили следующие результаты: по фактору условия труда удовлетворены 35%; по фактору достойное вознаграждение удовлетворены всего 5%; по фактору микроклимате коллективе удовлетворены 49%; по фактору новизна деятельности удовлетворены 28%; по фактору позитивное отношение со стороны коллектива и администрации удовлетворены 28%; по фактору интерес к выполняемой работе удовлетворены 52%. По фактору условия труда полностью не удовлетворены 48%, а 17% - и да и нет; по фактору достойное вознаграждение не удовлетворены 66%, а 31% отвечают и да и нет; по фактору микроклимат в коллективе не удовлетворены 35%, а 16% - и да и нет; по фактору новизна деятельности не удовлетворены 50%, а 22% - и да и нет; по фактору позитивное отношение со стороны коллектива и администрации не удовлетворены 46%, а 27%-

и да и нет; по фактору интерес к выполняемой работе не удовлетворены 25%, а 23% -и да и нет.

Также подсчитали коэффициент удовлетворенности наличием данного фактора в их школе: по формуле КУ = (я+) / («-), что дает следующие результаты: по фактору условия труда КУ - 0,83, т. е. КУ < 1, что значит - на одного удовлетворенного учителя не приходится один удовлетворенный наличием данного стимула в данной школе; по фактору достойное вознаграждение КУ — 0,08, что значит - 92% учителей не удовлетворены наличием данного фактора в данной школе; по фактору микроклимат в коллективе КУ - 1,4, что значит -на одного удовлетворенного учителя по данному фактору приходится один неудовлетворенный; по фактору новизна деятельности КУ-—0,56, на одного удовлетворенного учителя не приходится даже один удовлетворенный; по фактору позитивное отношение со стороны коллектива и администрации КУ - 0,6, на одного удовлетворенного учителя наличием данного стимула в данной школе не приходится даже один удовлетворенный; по фактору интерес к выполняемой работе КУ = 2,26, на одного неудовлетворенного учителя приходятся два учителя, удовлетворенных наличием данного стимула в данной школе.

Из данного анализа исследования видно, что самый большой коэффициент удовлетворенности по фактору интерес к работе и по фактору позитивное отношение со стороны коллектива и администрации; самый маленький коэффициент - по фактору достойное вознаграждение.

Полученные результаты по удовлетворенности учителей наличием стимулирующих факторов в их школе отражены на рис. 2.

Таким образом, мы получили очень значимые факторы, стимулирующие профессиональный труд учителя. Самый большой коэффициент значимости по факторам: интерес к выполняемой работе; возможность получать достойное вознаграждение

Стимулирование труда как условие формирования позитивного самоотношения.

-" • " 1

да_— нет " • -и да.и нет I

Рис. 2. Удовлетворенность учителей наличием стимулирующих факторов в их школе

за труд, решать социальные проблемы и иметь дополнительные льготы; условия для свободы в экспериментировании, для овладения новым опытом и личного развития (новизны деятельности, получение возможности для обучения). По удовлетворенности наличием стимулирующих факторов мы получили большой КУ по фактору - работа, которой я занимаюсь в этой школе, интересна мне, стимулирует к дальнейшему поиску и совершенствованию и мое отношение в коллективе стабильно, так как отношение коллег и руководства ко мне доброжелательное и уважительное. Самый маленький КУ по фактору удовлетворения системы оплаты труда, распределения различных льгот и заботы о решении социальных проблем, где мы получили, что 92% опрошенных учителей не удовлетворены по данному фактору. Условия труда не удовлетворяют каждого второго опрошенного учителя. Каждому третьему учителю работа интересна и стимулирует к дальнейшему поиску и совершенствованию.

Для оценки оптимальности системы стимулирования соотнесли показатели исследования с результатами труда и форми-

рованием позитивного самоотношения личности учителя.

Полученные результаты позволили выявить резервы стимулирования и соотнести их с результатами труда учителя. Результаты труда были разделены на три уровня - высокие, средние, низкие. У группы с высокой результативностью труда резерв стимулирования по всем показателям меньше или близок к «О», т. е. отсутствует у 82 учителей из (п = 162). Из них 68 учителей со стажем работы от 16 до 35 лет (возраст от 39 до 58 лет.) Эти учителя полностью удовлетворены своими результатами и положением в коллективе, сохраняют их, но не стремятся к улучшению и обновлению своей деятельности, что подтверждают полученные результаты по шкалам: самоинтерес, самоуверенность, самоуважение, аутосимпатия, положительное отношение других у учителей более зрелого возраста, где по шкале самоинтереса у них наблюдается спад интереса к своей личности, а это объясняется тем, что учителя с возрастом не объективно оценивают все свои качества, способности и возможности, внутренние установки и ориентации. По шкале самоуверенности низ-

кие показатели говорят о том, что у них менее выражено мнение о себе как о волевом, энергичном, целеустремленном человеке, чем у молодых учителей. По шкале аутосимпатии идет рост накопленных частот у более зрелого возраста, а значит, они склонны принять себя такими, каковы есть. По шкале ожидания положительного отношения себе низкие показатели говорят об ожидании отрицательного отношения к себе.

У группы со средней результативностью деятельности имеется большой резерв стимулирования, у 58 учителей по первым трем факторам (условия труда, вознаграждение, льготы, безопасность.). Эти учителя не удовлетворены наличием даже самого необходимого для хорошей работы, этим они могут оправдывать имеющиеся результаты своего труда и бездействие. Сильное влияние этих факторов препятствует развитию профессионального мастерства, ответственности, улучшению результатов труда и может стать причиной их ухудшения. Здесь подтверждаются результаты, полученные по шкалам самоуважения, самоинтереса, отношения к себе других у молодых учителей, где по шкале самоуважения у них уважительное чрезмерное отношение к себе; по шкале самоинтереса - интересность собственного Я; по шкале отношения других они нуждаются во внешнем одобрении своей деятельности.

У группы с низкой результативностью труда имеется большой резерв стимулирования по мотивам (личное развитие, чувство причастности, интерес к работе) у 22 учителей, стаж работы которых от 1 до 5 лет.

Эти учителя удовлетворены результатами своего труда, его оплатой и стабильностью положения в коллективе и испытывают недостаточность условий для удовлетворения потребностей в личном развитии, участия в делах коллектива, получения более интересной работы. Наличие всех этих факторов окажет прямое влияние на улучшение результатов их деятельности. Здесь подтверждаются результаты по шкале самопонимания, где у них выражена установка на самоизменение.

Таким образом, резерв стимулирования показал, что учителя с высоким уровнем профессионализма удовлетворены своими результатами и положением в коллективе, сохраняют их, но не стремятся к улучшению и обновлению своей деятельности, что подтверждает снижение самоинтереса, самоуверенности, положительного отношения со стороны других, т. е. у них спад интереса к собственному Я. Учителя со средней продуктивностью деятельности неудовлетворенность объясняют отсутствием условий для хорошей работы и тем самым считают, что данное состояние работы препятствует развитию профессионального мастерства. Учителя, у которых низкие показатели труда, удовлетворены результатами своего труда, его оплатой и стабильностью положения в коллективе и испытывают недостаточность условий для удовлетворения потребностей в личном развитии, участии в делах коллектива, получения более интересной работы. Наличие всех этих факторов окажет прямое влияние на улучшение результатов их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.