Стимулирование спроса на российские редкоземельные металлы:
позиции науки, государства и бизнеса1
Н.Ю. САМСОНОВ, кандидат экономических наук,
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН,
Новосибирск. E-mail: [email protected]
Я.В. КРЮКОВ, кандидат экономических наук,
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]
В.А. ЯЦЕНКО, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]
В статье проанализированы проблемы формирования на внутреннем и внешнем рынках спроса на новые высокотехнологичные материалы - редкоземельные металлы (РЗМ), производство которых в результате реализации инвестиционных проектов по освоению минерально-сырьевой базы на территории России будет прибыльным. Рассматривается трансформация роли государства и позиций частного бизнеса в формировании спроса на РЗМ.
Ключевые слова: редкоземельные металлы, стимулирование спроса, научно-технологическое развитие, государственные меры
Ведущие страны мира выходят на новую траекторию роста, обусловленную не столько его темпами, сколько качественными изменениями - появлением новых секторов производства и географии их размещения, созданием новых технологических цепочек и материалов. Россия при всех существующих проблемах с регулированием макроэкономики должна встраиваться в эти процессы, шире используя свои возможности и конкурентные преимущества.
Восстановительная модель экономического роста России 2000-х годов, базирующаяся на включении в производство не-задействованных мощностей, требующих реновации, растущем
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 17-06-00231 «Исследование и определение роли государства при стимулировании и формировании спроса на редкоземельные металлы для высокотехнологичных отраслей отечественной
промышленности в условиях неопределенности».
ЭКО. - 2017. - № 11 САМСОНОВ Н.Ю., КРЮКОВ Я.В., ЯЦЕНКО В.А.
внешнем спросе на сырьевые товары, а также на использовании низкооплачиваемой рабочей силы, практически себя исчерпала. Ранее сырьевые отрасли, не относящиеся к топливно-энергетическому комплексу, занимали второстепенные позиции. Сейчас доля доходов бюджета, не связанных с нефтью и газом, составляет почти 60%, и это уже совсем другая экономическая модель, достаточно стабильная и без рентных сверхдоходов. Дальнейшее развитие нересурсных секторов экономики должно привести к тому, что темпы ВВП в России будут выше среднемировых (3,5-4% в год) и перестанут в значительной мере зависеть от динамики сырьевого сектора.
Чтобы преодолеть риск нарастания технологического отставания - один из наиболее серьезных вызовов, стоящих перед отечественной экономикой, целесообразно использовать естественные конкурентные преимущества минеральной базы ликвидного высокотехнологичного сырья (в частности, редкоземельных металлов), интегрируя в этих целях возможности и ресурсы финансовых институтов развития (например, Внешэкономбанка) и науки (академической и отраслевой).
Начиная с 2010-2012 гг. в научном сообществе, в том числе российском, наблюдается бурный рост интереса к проблемам использования редкоземельного сырья, связанный с обновлением и расширением знаний о его запасах, ресурсах и качестве. Идут дискуссии о возможности использования редкоземельных металлов для ускорения технологического и инновационного развития, о формировании на этой основе локальных и глобальных технологических цепочек и целого пласта высокотехнологичной экономики, в том числе экспортоориентированных и импортозамещающих производств [1]. РЗМ рассматриваются, прежде всего, как ресурс для ускоренного развития высокотехнологичной промышленности, способствующий позитивным изменениям структуры российской экономики и продвижению к современному технологическому укладу [2].
Новые возможности редкоземельных металлов как высокотехнологичного стратегического сырья для промышленности будут раскрываться по мере развития научно-технологического прогресса, внедрения инноваций и НИОКР, вовлечения части экономики в новую технологическую волну, реализации «умных» моделей импортозамещения, формирования цепочек
производств с высокой добавленной стоимостью, в которых РЗМ будут заменять и вытеснять традиционные полезные ископаемые, например, легирующие металлы.
Таким образом, бурное развитие в мире высокотехнологичного производственного сектора (гибридная автомобильная техника, электронные, сенсорные и компьютерные компоненты, атомная, ветряная и солнечная энергетика, композитные и наноматериалы, ЬЕБ-светотехника, современные оптика и металлургия, военные технологии, новые технологии бурения и обработки материалов и пр.) вызывает рост потребления редкоземельного сырья. При этом попытки заменить его пока оказались безуспешными [3].
Для широкого использования российской сырьевой базы РЗМ очень важно оценить ее готовность к эксплуатации с точки зрения глобальной экономической эффективности. Речь идет не столько о стандартных геолого-экономических оценках, сколько о возможности рентабельной добычи редкоземельных металлов, востребованных рынком и используемых в технологических цепочках. Следует дать объективную оценку геолого-промышленных характеристик и потенциала существующей и новой сырьевой базы (в частности, в Арктической зоне Дальнего Востока). Другими словами, предстоит сравнить, что более эффективно - переходить на новую минерально-сырьевую базу при новых технологических уровнях добычи и обогащения сырья с получением синергетических эффектов в науке, технологиях и экономике, или же эксплуатировать старую.
В этой связи следует быть открытыми: сибирская экономическая, геологическая и технологическая наука выступает за приоритетное изучение и освоение уникальных РЗМ-ресур-сов Сибирской Арктики, располагая не только всей исходной информационной базой (геологической, технологической, экономической), но и опираясь на значительно более высокие параметры их перспективной промышленной разработки [4; 5]. Тем более, с учетом той роли, которая придается ресурсам (запасам) редкоземельных металлов этого региона в Государственной программе развития промышленности редкоземельных металлов.
Отказу от стереотипов и предвзятого отношения к арктическим ресурсам редкоземельных металлов на Дальнем Востоке
будут способствовать сравнение объективных данных о качестве редкоземельных и редкометалльных руд, а также представленные в Сибирском отделении РАН, в частности в ИЭОПП СО РАН, новые геолого-экономические предложения по разработке высококачественных участков редкоземельных металлов месторождения Томтор, таких как выемка уникально обогащенных блоков среднетяжелых (medium rare earth elements - MREE) и тяжелых (heavy rare earth elements - HREE) редкоземельных металлов.
Уникальный рудный массив месторождения Томтор в Республике Саха (Якутия) (участки Буранный, Северный и Южный) обладает следующими характеристиками [4]:
а) на баланс поставлены запасы редкоземельных металлов (а также ниобия, скандия и иттрия) на участке Буранный, а теперь и новые запасы на уч. Северный и Южный (в ближайшее время будут утверждаться в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых);
б) уникальные соотношения LREE (light rare earth elements), MREE и HREE позволяют балансировать технологические процессы выемки и переработки руды для получения наиболее востребованных металлов при текущей конъюнктуре рынка. Необходимо в этой связи разработать экономико-математический модельный аппарат для регулирования цикла переработки, складирования и селективного получения высокочистой редкоземельной продукции в зависимости от динамики конъюнктуры рынка («опциональная балансирующая модель переработки руды и получения РЗМ-компонентов»);
в) доказан потенциал благороднометалльного оруденения массива Томтор, позволяющего попутно с РЗМ добывать золото и платину;
г) возможно формирование современной системы логистики от места добычи руды до переработки исходного сырья и передачи (реализации) полупродуктов в сферу конечного потребления.
Нельзя не отметить, что в России сложились неблагоприятные стартовые условия для развития промышленности редкоземельных металлов:
- отсутствуют действующие производства глубокой переработки РЗМ-сырья с высокой добавленной стоимостью (индивидуальные оксиды, чистые и сверхчистые металлы и сплавы);
- существует серьезное технологическое отставание от КНР, США, Японии и других производителей, а научный потенциал в области добычи, переработки и использования РЗМ недостаточен;
- не налажены научный обмен и сотрудничество с технологическими лидерами отрасли путем создания совместных предприятий, локализации производства, слияний и поглощений компаний для закупки и трансферта технологий. Государство (Минпромторг) вкладывает в НИОКР средства, но эффективность получаемых результатов пока еще неочевидна (ограниченное количество прорывов, веерного распространения технологий и пр.);
- существуют трудности в привлечении финансирования в проекты на разных стадиях (от переработки РЗМ-сырья до конечных высокотехнологичных продуктов).
К сожалению, темпы развития российской РЗМ-промышлен-ности, предложенные в стратегических документах, представляются слишком оптимистичными, а количественные параметры выполняются с отставанием (табл. 1).
Таблица 1. Показатели развития промышленности редкоземельных металлов в РФ по трем сценариям
Показатель Инерционный Базовый Оптимистический
Объем потребления РЗМ в 2020 г., тыс. т 2-3 5-7 12-15
Требуемый объем производства РЗМ для полного удовлетворения потребностей России и для экспортных поставок, тыс. т 6 19,8 27
Доля импорта в потреблении российскими производителями критических РЗМ,% 65 Не более 5 Не более 5
Объем экспорта РЗМ за рубеж, тыс. т 4 (1_а и Се) 13 (1_а, Се, 1«Е) 15 (1_а, Се,
Доля мирового рынка в 2020 г. 3 11 15
Социальный эффект
Создание высокотехнологичных рабочих мест в РФ, тыс. 6 16,5 18
Подготовка квалифицированных кадров в РФ, тыс. чел. 3 9 9,5
Источник: Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Причины такого положения следующие: во-первых, начальная база для прогнозирования и планирования принималась
в условиях активного роста мирового рынка РЗМ, в результате чего риски волатильности цен и поступления профицитного объема РЗМ в оборот были оценены недостаточно точно. Во-вторых, оказались завышенными возможности увеличения вну-трироссийского потребления (те самые 2-3 тыс. т в инерционном сценарии (см. табл. 1)) как за счет действующих и традиционных производств (металлургия, стекольная и керамическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс), так и создания новых высокотехнологичных предприятий, выпускающих новые виды металлургической продукции, оптических изделий, специальных магнитов с применением РЗМ. Ожидания роста высокотехнологичного сектора практически не оправдались, поэтому возник временной лаг между параметрами реализации программы и объемами производства и потребления редкоземельных металлов в России.
Организация российской РЗМ-промышленности с учетом необходимости импортозамещения на внутреннем рынке имеет свою специфику и должна проводиться системно, с учетом мировых тенденций, возможностей и перспектив создания сбалансированных и эффективных производств редкоземельных металлов полного технологического цикла.
Таким образом, необходима выработка мер поддержки и стимулирования отечественной РЗМ-промышленности на всех этапах технологической цепочки - от добычи сырья до выпуска конечной высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью (табл. 2). Эти меры не могут ограничиваться только стадией добычи и низкими переделами, они должны включить следующие укрупненные этапы:
• добыча сырья;
• первичная и глубокая переработка (получение концентратов, оксидов, чистых металлов и сплавов);
• производство полупродуктов и материалов, содержащих редкоземельные металлы и сплавы;
• применение РЗМ-материалов в высокотехнологичных продуктах и компонентах.
Для более эффективного позиционирования российских редкоземельных металлов на мировом рынке необходимы маркетинговые меры, отвечающие современным глобальным бизнес-условиям деятельности на этом рынке:
Таблица 2. Набор возможных мер поддержки редкоземельной промышленности со стороны государственных и частных финансовых институтов
Стадия Меры поддержки
Добыча Страхование ценовых рисков, инструменты кредитной политики, портфельный подход при управлении проектами
Переработка Вовлечение имеющихся в РФ мощностей по переработке на базе «Росатома», давальческие схемы
Производство материалов Участие в создании новых производств, обновлении технологической базы, поставках высокотехнологичного оборудования для создания РЗМ-содержащих материалов и изделий. Стимулирование инвестиций коммерческого сектора в исследования и разработки в сфере применения РЗМ, усиление стратегических исследовательских и инновационно-технологических программ российских компаний и вузов в отношении применения РЗМ (как металлов будущего)
Производство изделий Стимулирование развития новых производств, политика низких процентных ставок
• обеспечение для покупателей возможности приобретения РЗМ любой стадии передела (концентрат, оксиды, металл, сверхчистый металл) в короткие сроки, упрощение организации контрактов (контракт - оплата - отгрузка) и таможенного оформления экспорта;
• принятие на себя затрат по коносаменту, ценовая гибкость и связанность с биржевыми котировками Китая, благодаря handicap за счет низкой себестоимости добычи и доминирующей структуры MREE и HREE, имеющих более высокую стоимость;
• доставка в любую точку мира любым видом транспорта;
• складирование в эффективных местах отгрузки;
• современная упаковка, продажа как стандартных, так и индивидуальных по весу партий продукции;
• международные стандарты качества;
• высокие стандарты обслуживания, продвижение бренда russian rare earth и т. д.
В настоящее время в России на государственном уровне сформировалось понимание того, что полная зависимость отечественной высокотехнологичной промышленности от импортных (прежде всего, китайских) редкоземельных металлов не позволяет гарантировать бесперебойное снабжение этим высокотехнологичным и стратегически важным сырьем в будущем. Чтобы государство стало ресурсонезависимым, а также обеспечить экономическую и национальную безопасность, российская РЗМ-промышленность должна быть вертикально
интегрированной с полной технологической цепочкой производства. Кроме того, в контексте чрезвычайно актуальной сегодня программы импортозамещения важна задача доведения сырья до высокотехнологичной продукции, в которую интегрированы редкоземельные металлы.
Литература
1.Толстов А.В., Похиленко Н. П., Самсонов Н. Ю. Новые возможности получения редкоземельных элементов из единого арктического сырьевого источника// Журнал Сибирского федерального университета. Химия.- 2017.- № 10 (1).- С. 125-138.
2. Крюков В. А., Толстов А. В., Афанасьев В. П., Самсонов Н. Ю., Крюков Я. В. Обеспечение российской промышленности высокотехнологичной сырьевой продукцией на основе гигантских месторождений Арктики - Томторского ниобий-редкоземельного и Попигайского сверхтвердого абразивного материала//Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения, Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Апатиты, 1416 апреля 2016 г.) / под общ. ред. Е. П. Башмаковой, Е. Е. Торопуши-ной; Кольский науч. центр РАН, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН, Прав-во Мурманской обл., Кольский филиал ФГБОУ ВПО «Петрозаводский гос. ун-т».- Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 2016.- С. 204-206.
3. Самсонов Н. Ю., Крюков Я. В., Яценко В.А. Проблемы формирования спроса на продукцию Томторского скандий-ниобий-редкоземельного месторождения (Республика Саха (Якутия)) // Вестник Северо-Восточного фед. ун-та им. М. К. Аммосова. Серия «Экономика. Социология. Культурология» [Эл. ресурс].- 2016.- № 4.- С. 5-11.
4. Толстов А. В., Похиленко Н. П., Лапин А. В., Крюков В. А., Самсонов Н. Ю. Инвестиционная привлекательность Томторского месторождения и перспективы ее повышения // Разведка и охрана недр.-2014.- № 9.- С. 25-30.
5. Быховский Л. З. Реальные, потенциальные и перспективные источники редкоземельного сырья в России // Минеральные ресурсы: экономика и управление.- 2014.- № 4.- С. 2-8.