Научная статья на тему 'Стимулирование развития экономики региона в рамках инвестиционных процессов (на примере Кабардино-Балкарской республики)'

Стимулирование развития экономики региона в рамках инвестиционных процессов (на примере Кабардино-Балкарской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагирбаев Б. Ю.

Прямая взаимосвязь между уровнем инвестиционной активности и темпами экономического развития региона, актуализирует необходимость интенсификации региональной экономики и ускорения регионального развития путем совершенствования инвестиционной политики, а также формирования новых подходов активизации инвестиционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование развития экономики региона в рамках инвестиционных процессов (на примере Кабардино-Балкарской республики)»

5. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996.

6. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992.

7. Конституция РФ. М., 1999.

8. Национальная доктрина образования. М., 2000.

9. Ситуация в России // http://www.situation.ru.

10. Трудовой кодекс РФ. М., 2002.

11. Федеральная программа развития образования. М., 2000.

12. Чистякова Л.А., Эскиндаров М.А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России. М., 1997.

ШАГИРБАЕВ Б.Ю.

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В РАМКАХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Прямая взаимосвязь между уровнем инвестиционной активности и темпами экономического ^ развития региона, актуализирует необходимость интенсификации региональной экономики и ускорения регионального развития путем совершенствования инвестиционной политики, а также формирования новых подходов активизации инвестиционных процессов.

В условиях конкретного региона, характеризующегося наиболее слабой реакцией на прово-

димые экономические преобразования, необходима специализация региона по нескольким приори- ^ тетным направлениям деятельности, и последующий выбор и реализация такого механизма и спо- □ соба активизации инвестиционных процессов, который наиболее полно использует имеющийся в ^ регионе потенциал, а следовательно, в наибольшей степени способствует стимулированию развития экономики, а также его социально-экономическому развитию. с Уровень инвестиционной активности является ключевым показателем, определяющим темпы ® развития региона и перспективы решения социально-экономических проблем территорий. б Кабардино-Балкарская республика относится к группе регионов, характеризующейся наибо- ® лее слабой реакцией на проводимые экономические преобразования, значительным ухудшением 1 социально-экономического положения по многим важнейшим параметрам и как следствие низкой 0

I_

инвестиционной привлекательностью.

Уровень жизни населения КБР характеризуется очень низкими значениями. К концу 2005 года денежные доходы на душу населения в КБР составляли 4010,5 рублей. КБР отстает от среднерос- £

сийского значения данного показателя в 2 раза и занимает 79 место. о

<

Средняя зарплата по КБР составляет всего лишь 54% от средней по РФ. По уровню оплаты труда республика находится на одном из последних мест как в ЮФО, так и в целом по РФ. На низком уровне оплаты труда сказывается как недостаточное развитие экономического потенциала, высокий £2 удельный вес аграрного сектора экономики, так и наличие большого количества убыточных пред- ^ приятий и малоэффективных рабочих мест. Сохраняется ощутимый разрыв в уровне заработной о платы и доходов городского и сельского населения. о Продолжавшийся ряд лет экономический кризис привел к резкому сокращению промышлен- ^ ного производства. Несмотря на провозглашенную цель стабилизации общего объема производства, 1 его падение составило 70% от дореформенного уровня. Особенно тяжелое положение сложилось в ®

т

наукоемких отраслях индустрии, выступающих основой современного экономического роста. Спад

здесь еще более значителен, чем по промышленности в целом, остановились структуроформирую- |

щие промышленность производства. По существу эти тенденции носят необратимый характер, рав- ®

но как и разрушение накапливавшего в течение десятилетий трудового потенциала, явившееся ре- Л

зультатом прошедшей миграционной волны и дисквалификации большей части, незадействованных ^

сегодня трудовых ресурсов. ^

С 2002 года основные меры государственной поддержки из федерального бюджета в решении проблем социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики осуществляются в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой.

Несмотря на то, что объемы средств, выделяемых по Федеральной адресной инвестиционной программе ежегодно возрастают, инвестиции имеют в основном социальную направленность и очень низкую доходность, осуществляется незначительная поддержка отраслей экономики практически не имеющая экономического эффекта, следствием чего является экономическая отсталость региона.

Между тем, по совокупности природно-климатических и географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами, Кабардино-Балкарская республика, по оценке отечественных и зарубежных экспертов является инвестиционно — привлекательным регионом. Но при этом уровень инвестиционной активности в республике не адекватен уровню ее потенциальной инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная активность в республике в последние пять лет крайне неудовлетворительна в сравнении с другими более развитыми регионами Российской Федерации. Прослеживая динамику инвестиций в основной капитал по Кабардино-Балкарской Республике следует отметить снижение темпа роста с 2001 года по 2005 год на 42,9%.

В общем объеме инвестиций в основной капитал преобладают привлеченные средства, хотя ь объемы инвестиций достаточно малы, это является фактом неразвитости кредитно-финансовой сиси темы Кабардино-Балкарской Республики. К сожалению, доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал также незначительна. Причиной такого положения является высокая доля предприятий с нерентабельным производством.

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Кабардино-Балкарской Республике достаточно незначителен в сравнении с тем же показателем в Российской Федерации. За период о 2001-2004 гг. в Российской Федерации наблюдается динамический рост объема инвестиций в основной капитал, чего нельзя сказать о Кабардино-Балкарской Республике, где наблюдается лишь ^ незначительный рост. По данным на 2005 год инвестиции в основной капитал на душу населения в □ КБР в 3,5 раза меньше этого же показателя по РФ.

гу г

Снижение инвестиций является одной из причин промышленного спада, это препятствует об-^ щему оздоровлению экономики республики, обостряет проблему отсталости региональной, техни-0 ческой и технологической базы, ведет к росту степени изношенности основных фондов в промыш-® ленности. В настоящее время инвестиционная сфера относится к числу наиболее подорванных за о последние годы сфер экономики.

® В период реформирования экономики механизмы привлечения инвестиций претерпели изме-

нения, возникла необходимость формирования новых для отечественной экономики, форм финансирования, недостаточно апробированных на практике. Эффективность развития предприятий в переходном периоде в значительной степени предопределяется совершенствованием механизмов, способствующих привлечению инвестиций и управлению финансовыми потоками в регионе.

о Изучение состояния экономики и развития промышленности КБР, показало, что наиболее оп-

о.

о тимальный путь привлечения инвестиций и активизации инвестиционных процессов в экономике ^ региона — это целенаправленная разработка и формирование комплексного механизма привле-£2 чения инвестиций, включающего в себя четкую, слаженную, взаимодействующую совокупность 2 методов и форм, инструментов и рычагов активизации инвестиционных процессов. о Для эффективного функционирования механизма привлечения инвестиций в экономику реги-о она, продвижения инвестиционных проектов, более широкого использования возможностей международных финансовых организаций для привлечения частных инвесторов на основе уже освоенных технологий и контактов требуется координация, согласование, и объединение деятельности х различных министерств, банков, фондов, агентств, через специально созданную региональную ин-ф вестиционную структуру — экспертный совет по инвестициям.

ш

Инвестиционный механизм представляет собой целенаправленно созданную, взаимодейству-| ющую совокупность методов и форм, источников инвестиций, инструментов и рычагов воздействия ^ на воспроизводственный процесс на макро и микро уровнях в интересах расширения действующего производства или авансирования вновь создаваемого производства.

Важной составляющей механизма является формирование в регионе инвестиционной инфраструктуры. Естественно, элементы этой структуры будут специфическими для каждого региона, но

П .п

х

>

0

1_

о

х х

Ф

О

о о.

о

х

О

в то же время существуют некоторые базовые механизмы, которые имеют сходные формы и принципы функционирования.

Рисунок 1. Механизм привлечения инвестиций в экономику региона.

Базовый состав элементов региональной инвестиционной инфраструктуры включает:

- региональные венчурные фонды;

- региональный рынок развития;

- региональные фонды прямых инвестиций;

- региональное инвестиционное агентство;

- региональный банк развития;

- региональное агентство передачи технологий;

- региональные инновационные инкубаторы.

Механизм привлечения инвестиций в экономику региона не будет эффективно функционировать без реформирования самих предприятий. На сегодняшний день, ни один инвестор не будет вкладывать сколько-нибудь значительные средства в промышленные предприятия находящиеся в упадке.

На наш взгляд, с целью реформирования, предприятиям необходимо:

1. Проведение корпоратизации.

2. Проведение реструктуризации.

3. Внедрение в производственный процесс диверсификации и частичного перепрофилирования, так как это позволит в условиях недостатка сырья, оборотных средств, рынков реализации получать дополнительный доход.

4. Разрабатывать маркетинговые программы продвижения продукции на региональный, федеральный и внешний рынки.

5. Создание системы управления затратами. В условиях реформирования затраты на производство являются одним из главных факторов, оказывающих влияние на конечный финансовый результат.

6. Внедрение современной системы финансового менеджмента.

7. Широкое использование инструментов страхования. В условиях острого дефицита денежных средств предприятия уклоняются от страхования имущества. Однако это является недально-

о

I—

ф

I—

X

о а ф

ш

X

X

^

0

1_

О х

X

ф

ш

I—

О

а

а <

о о

видным решением, так как страхование имущества существенно повышает инвестиционную привлекательность предприятия. 8. Вести организационную работу по привлечению инвестиционных ресурсов из нетрадиционных для отечественной экономики внебюджетных источников, среди которых можно выделить: региональные лизинговые компании; паевые инвестиционные фонды; средства работников предприятий; ипотеку (залог). Другой немаловажной составляющей предложенного механизма является, инвестиционная политика, активное и последовательное проведение которой приобретает исключительную роль в развитии республики.

Для успешной реализации инвестиционной политики необходима ее поддержка со стороны населения и хозяйствующих субъектов. Здесь особое значение приобретает такой фактор, как повышение прозрачности экономической политики проводимой правительством КБР. Население и предприниматели должны быть четко информированы о выбранных приоритетах, понимать их значение и обоснованность, а также регулярно получать информацию о мерах, предпринимаемых для поддержки приоритетных направлений политики. Способствуя привлечению капитала в приоритет-3ные отрасли или их сегменты, увеличивая спрос на их продукцию, вводя налоговые льготы и дей-^ ствуя иным подобным образом, республиканские власти улучшают ожидаемый уровень доходнос-ь ти. Это является мощным стимулом для притока капиталов в экономику республики. Целевая поли-и тика свидетельствует также об уверенности властей в перспективах развития конкретных предприятий, что нередко привлекает частный капитал из банков и других источников.

Существенным фактором для улучшения социального уровня, а следовательно повышения инвестиционной привлекательности КБР является формирование стратегии развития образования, направленной на увеличение научно-технического и инновационного потенциала республики. о Политика в области образования должна быть направлена на поддержку и развитие негосу-

дарственных вузов, выпускающих специалистов, востребованных на рынке труда.

На республиканском уровне необходима реализация системы образовательных проектов, на-0правленных на подготовку кадрового потенциала, ответственного как за эффективное проведение ^ реформ на региональном и местном уровне, в том числе в сфере инвестиционной деятельности, так ^ и на кадровое обеспечение экономического роста (инвестиционных проектов). Необходимо прове-0 дение обучающих семинаров по инвестиционному менеджменту и маркетингу для специалистов ® подразделений органов исполнительной власти, а также муниципалитетов КБР, отвечающих за со-

0 действие инвестиционной деятельности, организация стажировок для руководителей предприятий ® с целью обмена опытом по организации аналогичного производства в других регионах страны или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 в развитых странах.

о Приоритеты инвестиционной политики региона вытекают из общеэкономических приоритетов.

о Республиканская инвестиционная политика должна быть ориентирована на максимальное исполь-ф зование местных сырьевых ресурсов и возможностей, а также природных и исторических условий.

ш

о Кроме того, это и использование ранее накопленного промышленного потенциала, и сложившейся

а

о специализации предприятий.

и Необходимо дальнейшее реформирование регионального законодательства в экономической сфере, улучшение нормативно-правовых документов, регулирующих инвестиционную деятельность.

2 Работа по совершенствованию и улучшению законодательной и правовой базы должна осуществ-^ ляться непрерывно.

о Чрезвычайно актуальны мероприятия, связанные с инвестиционным маркетингом и продвиже-

0 нием региона на рынках капитала. Инвестиции из других регионов и особенно иностранные инве-^ стиции являются активным источником трансфера инноваций как технологических, так и управление ческих.

ф Инвестиционная маркетинговая политика КБР должна предполагать ряд мероприятий, которые необходимо осуществить для успешной реализации стратегии привлечения инвестиций, в том чис-

1 ле:

® 1) формирование базы данных целевых стран и потенциальных инвесторов в КБР;

2 2) выбор целевых инвесторов для приоритетных отраслей;

§ 3) формирование уникальных инвестиционных предложений для целевых инвесторов в раз-

(Г) резе приоритетных направлений развития экономики КБР;

4) определение основных направлений и инструментов ведения маркетинговой кампании;

5) разработка необходимых информационных материалов для обеспечения маркетинговых усилий;

6) проведение цикла мероприятий по взаимодействию с инвесторами;

7) постпроектное обслуживание инвесторов.

В целях обеспечения всестороннего обслуживания инвестиционной деятельности на территории КБР внимание Правительства КБР должно быть сконцентрировано, на развитии страхового и фондового рынков. Должна быть использована страховая инфраструктура республики в виде страхового пула, как инструмента осуществления страховой защиты инвестиционных программ и проектов на территории республики.

Развитие регионального фондового рынка, как инструмента мобилизации и эффективного распределения инвестиционных ресурсов, должно осуществляться, прежде всего, в направлении интеграции республики в единую общероссийскую инфраструктуру фондового рынка.

Существенное количество проблем в значительной степени могла бы решить экономическая интеграция в различных формах:

- путем создания холдингов, союзов и консорциумов; ^

- путем создания финансово-промышленных групп, ассоциаций и др. видов объединений; ^

- путем формирования длительных взаимосвязей производителей сырья, переработчиков, ¡^ структур по продвижению продукции на рынок, транспортными структурами;

- путем дополнительной эмиссии акций под стоимость земельных участков, занимаемых промышленными предприятиями и размещения их среди поставщиков сырья.

Наиболее важным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность КБР, является развитие промышленности. Перспективными направлениями для промышленности КБР должны стать следующие: о

- цветная металлургия, особенно производство вольфрама и молибдена;

- кабельная продукция; □

- нефтепромысловое и буровое оборудование; О

- медицинские приборы;

- искусственные алмазы, алмазный инструмент и абразивные изделия; ^

- искусственные кожи и пленочные материалы; о

- пищевая промышленность (крахмал, коньяк, водка и ликероводочные изделия, плодоовощ- £ ные консервы); о

- легкая промышленность (чулочно-носочные изделия); ^

- аграрный комплекс (растениеводство, животноводство, садоводство, виноградарство, шелко- х водство, коневодство и пушное звероводство). о

В заключение, следует отметить, что реализация предложенных мероприятий, будет способ

Ш

о

ствовать эффективному функционированию механизма привлечения инвестиций, что в свою оче- ф редь активизирует инвестиционные процессы в регионе и как следствие приведет к росту экономи- о

ки КБР. о

<

ЛИТЕРАТУРА.

1. Инвестиционные процессы на региональном уровне. Экономическая стабилизация и развитие 2 региональной экономики. Монография / Под ред. Золотарева B.C., Наливайского В.Ю. Ростов н/ о Д: РГЭА, 1999. о

2. Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2003. о

о.

3. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ, 2006. ^

4. Тумусов Ф. Инвестиционный потенциал региона. М., 1999. i

5. Хараев Ф.А. Ахиллесова пята экономической реформы. Нальчик: Эль-Фа, 2001. ф

6. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики России. М., 2006. g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.