УДК 558.063:47:622.411.332:533.17:622.831.325.3 © Е.С. Мелехин, Е.С. Кузина, 2019
Стимулирование процессов отработки высокогазоносных угольных пластов
Р01: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019--46-50 -
МЕЛЕХИН Евгений Сергеевич
Доктор экон. наук, канд. техн. наук, профессор, академик Академии горных наук, профессор кафедры «Экономика нефтяной и газовой промышленности» Российского государственного университета (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, 119991, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
КУЗИНА Елизавета Сергеевна
Канд. экон. наук,
главный специалист научно-технического центра «Освоение нетрадиционных ресурсов углеводородов» АО «Газпром промгаз», 142702, г. Видное, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено состояние безопасности в угольной промышленности, связанное с принудительным извлечением метана из источников его выделения. Обосновано, что техническое перевооружение отрасли, предусмотренное Долгосрочной программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года, должно быть органически увязано с процессом заблаговременной дегазации высокогазоносных угольных пластов. Предложен организационно-экономический механизм добычи метана для осуществления заблаговременной дегазации угольных месторождений. Рассмотрены вопросы совершенствования нормативных правовых условий для целенаправленной дегазационной подготовки высокогазоносных угольных пластов. Решение проблемы заблаговременной дегазации вы-сокогазоносныхугольных пластов позволит на 80-84% повысить проектную мощность шахты, значительно повысить рентабельность работы и на 30-40%увеличить рост чистой прибыли. Кроме того, за счет повышения уровня безопасности труда шахта может ежегодно получать порядка 100 млн руб. дополнительной экономии от снижения страховых взносов. Для реализации предложенного организационно-экономического механизма необходимо взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней. Ключевые слова: метан угольных пластов, добыча метана, высокогазоносные угольные пласты, заблаговременная дегазация, газовый фактор, добыча угля, техническое перевооружение, уровень безопасности в угольной промышленности.
ВВЕДЕНИЕ
Практика горных работ по добыче угля подземным способом показала, что для рентабельной работы шахт в различных горнотехнических условиях необходимо стремиться к рубежу суточной добычи не менее 3 тыс. т угля на тонких и 10-15 тыс. т на мощных пластах. В то же время обильное ме-тановыделение из отрабатываемых высокогазоносных пластов угля сдерживает возможности угледобывающей техники по газовому фактору, что существенно влияет на рентабельность работы угольных шахт [1, 2, 3, 4, 5]. В настоящее время в основных угольных бассейнах страны - Кузнецком и Печорском - метаноопасные шахты III категории, сверхка-тегорные и выбросоопасные, составляют около 70%.
Газовый фактор оказывает определяющее влияние на безопасность производства горных работ. В России аварии, связанные с внезапными выбросами метана, наиболее часто происходили на шахтах Кузнецкого угольного бассейна. Так, в период с 2000 по 2018 г. при взрывах метана погибли 389 человек (в том числе в Кузбассе - 362 чел.), серьезные травмы получили 211 человек.
Общие средние потери от снижения объемов добычи, связанные с необходимостью проведения восстановительных работ на шахтах как последствий взрывов метана, в ценах 2018 г. составляют порядка 970 млн руб. (рис. 1), в том числе самих шахт - 580 млн руб.; государства (от недополучения налогов) - 390 млн руб. Прямой ущерб государству, наносимый авариями, связанными с внезапными выбросами метана, включая компенсации пострадавшим, со-
восстановл ей ие добычи
10-12% Потери от снижений
Рис. 1. Диаграмма распределения средних ущербов от аварий, вязанных с выбросом метана
Рис. 2. Задачи,
определенные
Государственной
программой
«Воспроизводство
и использование
природных ресурсов»
ставляет порядка 720 млн руб. Косвенные потери государства, связанные с человеческими жертвами, невосполнимы. Поэтому государство должно принять все возможные меры по минимизации рисков аварий на шахтах, в первую очередь, связанных с внезапными выбросами метана [6].
Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года [7] предусматривает техническое перевооружение, ориентированное на высокопроизводительную технику, увеличение нагрузок на подземные очистные забои и проектирование выемочных участков мощностью не менее 2-3 млн т угля в год. Однако без принудительного извлечения метана из источников его выделения путем использования способов дегазации разрабатываемых и сближенных угольных пластов нельзя эффективно использовать современную очистную технику [8].
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) № 570-ст от 22.11.2011 метан угольных пластов включен в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) как самостоятельный вид полезного ископаемого, что дает все основания для промышленной добычи метана угольных пластов.
В государственной программе Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» [9] в целях расширения минерально-сырьевой базы углеводородного сырья и поддержания уровня добычи углеводородов в будущем за счет нетрадиционных источников предусматривается проведение работ по оценке ресурсов и запасов сланцевого газа, газовых гидратов и метана угольных пластов, прежде всего в регионах с недостаточной обеспеченностью нефтью и газом (рис. 2).
В рамках основного мероприятия программы «Организация добычи метана угольных пластов» за счет средств недропользователей должны быть созданы технологические комплексы добычи метана угольных пластов и организована его промышленная добыча. В области изучения и освоения метана угольных пластов основными исполнителями программы определены ПАО «Газпром», АО «СУЭК». В насто-
ящее время ПАО «Газпром» проводит в Кузбассе отработку технологий по добыче метана угольных пластов на Талдин-ском месторождении и Нарыкско-Осташкинской площади.
Однако, при значительных затратах в развитие инновационного для России направления в существующей институциональной среде компании не заинтересованы вкладывать средства как в поисково-оценочные и разведочные работы, так и в добычу метана угольных пластов. В этой связи необходимо на государственном уровне в кратчайшие сроки решить ряд проблемных вопросов и, в первую очередь, обеспечить организационно-правовое взаимодействие газодобывающих организаций (ГДО) и компаний по добыче угля (КДУ).
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
В условиях отработки метаноносных пластов угля полная реализация технических ресурсов современной угледобывающей техники возможна только при условии осуществления заблаговременной дегазации угольных пластов путем промышленной добычи метана и в последующем в комплексе с эффективными методами управления газовыделением в горные выработки средствами дегазации и вентиляции. Заблаговременная дегазация Инструкцией по дегазации угольных шахт определяется как: «дегазация, осуществляемая скважинами с земной поверхности с предварительным гидрорасчленением пластов и извлечением газа из углепородного массива до начала очистных или подготовительных работ». Долгосрочной программой развития угольной промышленности России в качестве основных задач определены:
- промышленное извлечение и использование метана угольных пластов;
- полное обновление производственных мощностей по добыче угля к 2030 г.;
- снижение удельного травматизма со смертельным исходом в 4,5 раза.
Намеченные качественное обновление и техническое перевооружение угольной промышленности, напрямую
связаны с заблаговременной дегазационной подготовкой высокогазоносных угольных пластов.
Принятие государством мер, направленных на повышение уровня безопасности в угольной промышленности [10, 11, 12, 13] значительно снизило остроту «газовой» проблемы для действующих шахт, но оставило ее для процесса перспективного развития угольной промышленности.
В настоящее время правовые условия для целенаправленной заблаговременной дегазации угольных месторождений (пластов) не созданы. Так, Федеральное агентство по недропользованию не имеет долгосрочной программы лицензирования для развития угольной промышленности, не проработан вопрос совместной деятельности двух недропользователей (газодобывающие организации и компании по добыче угля) по заблаговременной дегазации шахтного поля в период строительства шахты, не созданы условия для экономически эффективной деятельности газодобывающей организации по осуществлению заблаговременной дегазации угольных пластов. Добыча метана угольных пластов как самостоятельного источника газа является низкорентабельной, и при организации процесса его добычи ГДО будет ориентироваться на наиболее рентабельные участки недр без привязки к потребностям угольной промышленности.
В этой связи в государстве должен быть создан организационно-экономический механизм добычи метана для осуществления заблаговременной дегазации угольных месторождений [14]. Целесообразно дополнить нормативную правовую базу актами, позволяющими осуществлять заблаговременную дегазацию угольных месторождений.
1. Необходимо разработать механизм перспективного лицензирования участков недр для подземной добычи угля на 10-15-летний период.
2. Следует дополнить Закон Российской Федерации «О недрах» нормой, в соответствии с которой в случае разработки угольного месторождения, содержащего метан в концентрации, превышающий 13 м3/т сухой беззольной массы, в пределах горного отвода возможно предоставление двух лицензий. Одна из таких лицензий будет предоставляться газодобывающей организации и должна удостоверять право на добычу метана из угольных пластов, другая - угледобывающей организации - на разработку месторождения угля. Необходимо предусмотреть нормы, устанавливающие процедурно-процессуальный порядок проведения работ, связанных с добычей различных по своим физико-химическим характеристикам полезных ископаемых, обеспечивая установленную последовательность действий по вводу месторождения в эксплуатацию.
3. Для создания действенного правового механизма, направленного на повышение безопасности и эффективности добычи угля, необходимо ввести механизм госу-
дарственного заказа на заблаговременную дегазацию высокогазоносных угольных пластов. Для этого необходимо разработать и утвердить:
- порядок взаимодействия специализированной газодобывающей организации и компании по добыче угля при осуществлении заблаговременной дегазации высокогазоносных угольных пластов;
- порядок учета и компенсации затрат газодобывающей организации при выполнении государственного заказа по заблаговременной дегазации высокогазоносных угольных пластов (в виде постановления Правительства Российской Федерации). Нормативно-правовой документ должен определять: порядок учета затрат; перечень затрат, подлежащих компенсации; порядок учета доходов от реализации добытого газа; норму рентабельности, при превышении которой затраты газодобывающей организации не подлежат компенсации; порядок последующей компенсации угледобывающей организацией затрат государства на осуществление заблаговременной дегазации высокогазоносных угольных пластов.
Формирование системы государственного заказа на заблаговременную дегазацию высокогазоносных угольных пластов значительно снизит риски внезапного выброса и взрыва метана в шахтах, в первую очередь Кузнецкого и Печорского угольных бассейнов, и позволит обеспечить дальнейшее инновационное развитие угольной промышленности. Специальная группа экспертов по шахтному метану Комитета по устойчивой энергетике ЕЭК ООН подтверждает технико-технологическую возможность 80-85%-ного извлечения метана при осуществлении заблаговременной дегазации угольных пластов [15, 16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По нашим, совместным со специалистами проектного института «Кузбассгипрошахт», оценкам решение проблемы заблаговременной дегазации высокогазоносных угольных пластов позволит на 80-84% повысить проектную мощность шахты, значительно повысить рентабельность работы и на 30-40% увеличить рост чистой прибыли КДУ (рис.3).
До 40%
на 0,77 млрд руб.
на 40 млрд руб.
1. Снижение метановыделения
*
м
Увеличение проектной мощности
2. Сокращение капитальных
вложений
3. Рост чистой прибыли
До 80%
на 119,7 млрд руб.
на 86,3 млрд руб.
Оплата подрядных работ за счет дополнительной эффективности от увеличения безопасности труда в размере 100 млн руб.
ЧДД = -3,15 млрд руб.
V
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСТОГО ДОХОДА КДУ
ЧДД = 8,05 млрд руб.
Рис. 3. Возможные результаты КДУ при проведении заблаговременной дегазации
на 84%
Показатели экономической эффективности вариантов проведения работ по заблаговременной дегазации угольных пластов
| Значение по вариантам |
Показатели Вариант А (уровень дегазации 0%) Вариант Б (уровень дегазации 40%) Вариант В (уровень дегазации 80%)
Добыча угля, тыс. т. 54 400 71 000 85 500
Накопленная добыча метана угольных пластов, млн м3 0,00 120,70 255,52
Количество скважин, шт. 0 20 20
Чистый дисконтированный доход, млн руб. -12 753,0 -3 158,2 8 052,8
Индекс доходности 0,51 0,87 1,27
Дисконтированный срок окупаемости инвестиций, лет Не окупается Не окупается 19
Внутренняя норма доходности, % 3,37 8,58 13,2
Оценка вариантов экономической эффективности проведения работ по заблаговременной дегазации угольных пластов метанообильностью 20-25 м3/т с.б.м. на примере шахты «Распадская-Коксовая», выполненной при ставке дисконтирования 10%, представлена в таблице.
Кроме того, согласно Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда» и статье 428 НК РФ, за счет повышения уровня безопасности труда шахта может получать порядка 100 млн руб. в год дополнительной экономии от снижения страховых взносов.
Таким образом, долгосрочное эффективное развитие угольной промышленности находится в прямой зависимости от организации процессов заблаговременной дегазации высокогазоносных угольных пластов и может быть решена объединением усилий специалистов Министерства энергетики РФ, Федерального агентства по недропользованию, Администрации Кемеровской области.
Для комплексного решения проблемы заблаговременной дегазации высокогазоносных угольных пластов также необходимо на государственном уровне разработать и утвердить методику оценки газовыделения из подрабатываемых и надрабатываемых пластов. Комплексная оценка газовыделения из подрабатываемых и надрабатываемых пластов, а также диффузии метана разрабатываемого пласта позволит определить реальные объемы метана, поступающего извне и остающегося в горных выработках, для обеспечения развития их дегазации при производстве горных работ.
Список литературы
1. Подготовка и разработка высокогазоносных угольных пластов: Справочное пособие / под общ. ред. А.Д. Рубана, М.И. Щадова. М.: Издательство «Горная книга», 2010. 500 с.
2. A method of determining the permeability coefficient of coal seam based on the permeability of loaded coal / Bo Li, Jianping Wei, Kai Wang, Peng Li, Ke Wang // International Journal of Mining Science and Technology. September 2014. Vol. 24(5). Рр. 637-641.
3. Permeability distribution characteristics of protected coal seams duing unloading of the coal body / Haidong Chen, Yuanping Cheng, Tingxiang Ren, Hongxing Zhou, Qingquan Liu // nternational Journal of Rock Mechanics and Mining Sciences. October 2014. Vol. 71. Рр. 105-116.
4. Firanda E. Gas and Water Production Forecasting Using Semi-analytical Method in Coalbed Methane Reservoirs //
Search and Discovery. Article 80204 (2014). Posted January 17. 2014. Pp. 55-62.
5. Cone P. Prospects for developments of non-conventional hydrocarbons //Ernst and Young, 2011. URL: http://www. ey.com (дата обращения: 15.05.2019).
6. Мелехин Е.С., Кузина Е.С. Добыча метана угольных пластов как осознанная необходимость // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2016. № 6. С. 62-63.
7. Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 24.01.2012 г. № 14-р). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019).
8. Метан в шахтах и рудниках России: прогноз, извлечение и использование / А.Д. Рубан, В.С. Забурдяев, Г.С. За-бурдяев, Н.Г. Матвиенко. М.: ИПКОН РАН, 2006. 312 с.
9. Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.03.2013 № 436-р). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019).
10. Федеральный закон 26 июля 2010 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 14 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019).
11. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 455 «Об утверждении перечня видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 315 «О допустимых нормах содержания взрывоопасных газов (метана) в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве, при превышении которых дегазация является обязательной». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019).
14. Мелехин Е.С., Кузина Е.С. Заблаговременная дегазация высокогазоносных угольных пластов - задача государственная // Маркшейдерия и недропользование. 2016. № 2(82). С. 3-5
15. Концептуальные подходы к разработке высокогазоносных угольных месторождений. ЕЭК ООН, Комитет по устойчивой энергетике, специальная группа экспертов по шахтному метану / ECE/ENERDGY/GE.4/2007/7. 20 December 2006.
16. Михайлов Б.К., Кимельман С.А. О законодательной поддержке инновационных направлений развития минерально-сырьевого комплекса России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2010. № 1. С. 53-61.
SAFETY
UDC 558.063:47:622.411.332:533.17:622.831.325.3 © E.S. Melekhin, E.S. Kuzina, 2019
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, № 6, pp. 46-50
Title
STIMULATION OF MINING PROCESSES OF HIGH-GAS COAL SEAMS
DOI: http://dx.doi.org/! 0.18796/0041 -5790-2019--46-50
Authors
Melekhin E.S.', Kuzina E.S.2
1 Gubkin Oil and Gas University, Moscow, 119991, Russian Federation
2 "Gazprom promgaz" JSC, Vidnoe, 142702, Russian Federation
Authors' Information
Melekhin E.S., Doctor of Economic Sciences, PhD (Engineering), Professor, academician of Academy Mining sciences, Professor of Department"Economy of Oil and Gas industry", e-mail: [email protected] Kuzina E.S., PhD (Economic), Chief specialist of the scientific and technical center "Development of unconventional hydrocarbon resources", e-mail: [email protected]
Abstract
The paper discusses the state of safety in the coal industry, associated with the forced extraction of methane from the sources of its release. It has been substantiated that the technical re-equipment of the industry, envisaged by the Long-Term Program for the Development of the Coal Industry of Russia for the Period up to 2030, should be organically linked with the process of advance degassing of highly gas-bearing coal seams. The organizational-economic mechanism of methane production for the implementation of advance degassing of coal deposits has been proposed. The issues of improving the regulatory legal conditions for targeted degassing preparation of high-gas coal seams are considered. Solving the problem of proactive degassing of high-gas coal seams will increase the design capacity of the mine by 80-84%, significantly increase the profitability of work and increase the net profit by 30-40%. In addition, by increasing the level of occupational safety, the mine can annually receive about 100 million rubles. additional savings from lower insurance premiums. To implement the proposed organizational and economic mechanism, interaction of the executive authorities at all levels is necessary.
Keywords
Coal bed methane, Methane production, Highly gas-bearing coal seams, Advance degassing, Gas factor, Coal mining, Technical re-equipment, Safety level in the coal industry.
References
1. Podgotovka i razrabotka vysoko gazonosnykh ugol'nykh plastov: Spravochnoye posobiye [Preparation and development of highly gas-bearing coal seams: Reference Guide]. Under the general ed. A.D. Rubana, M.I. Shchadov. Moscow, Gornaya kniga Publ., 2010, 500 p.
2. Bo Li, Jianping Wei, Kai Wang, Peng Li & Ke Wang A method of determining the permeability coefficient of coal seam based on the permeability of loaded coal. International Journal of Mining Science and Technology, September 2014, Vol. 24(5), pp. 637-641.
3. Haidong Chen, Yuanping Cheng, Tingxiang Ren, Hongxing Zhou & Qingquan Liu Permeability distribution characteristics of protected coal seams duing unloading of the coal body. International Journal of Rock Mechanics and Mining Sciences, October 2014, Vol. 71, pp. 105-116.
4. Firanda E. Gas and Water Production Forecasting Using Semi-analytical Method in Coalbed Methane Reservoirs. Search and Discovery. Article 80204 (2014). Posted January 17, 2014, pp. 55-62.
5. Cone P. Prospects for developments of non-conventional hydrocarbons. Ernst and Young, 2011. Available at: http://www.ey.com (accessed 15.05.2019).
6. Melekhin E.S., Kuzina E.S. Dobycha metana ugol'nykh plastov kak osoznan-naya neobkhodimost' [Coal layer methane production as a perceived need]. Mineralnyye resursy Rossii. Ekonomika i upravleniye - Mineral resources of Russia. Economics and Management, 2016, No. 6, pp. 62-63.
7. Dolgosrochnaya programma razvitiya ugol'noy promyshlennosti Rossii na period do2030goda [Long-term program for the development of the coal industry in Russia for the period up to 2030]. Approved by the order of the Government
of the Russian Federation dated January 24, 2012, No. 14-p. Available at: http:// www.consultant.ru (accessed 15.05.2019).
8. Ruban A.D., Zaburdyayev V.S., Zaburdyayev G.S. & Matviyenko N.G. Metan v shakhtakh i rudnikakh Rossii: prognoz, izvlecheniye i ispol'zovaniye [Methane in mines and mines in Russia: forecast, extraction and use]. Moscow, IPKON RAS Publ., 2006, 312 p.
9. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii "Vosproizvodstvo i ispol'zovaniye prirodnykh resursov" (utverzhdena Rasporyazheniyem Pravitel'stva RF 26.03.2013 g. N 436-r) [The state program of the Russian Federation "Reproduction and use of natural resources" (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on March 26, 2013, No. 436-p)]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 15.05.2019).
10. Federalnyy zakon 26 iyulya 2010 goda N 186-FZ "O vnesenii izmeneniy v stat'i 1 i 14 Federal'nogo zakona "O gosudarstvennom regulirovanii v oblasti dobychi i ispol'zovaniya uglya, ob osobennostyakh sotsial'noy zashchity rabotnikov orga-nizatsiy ugol'noy promyshlennosti" i otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of July 26, 2010 No. 186-FZ"On Amendments to Articles 1 and 14 of the Federal Law" On State Regulation in the Field of Coal Mining and Use, on the Social Protection of Workers of Coal Industry Organizations "and certain legislative acts of the Russian Federation"]. Available at: http:// www.consultant.ru (accessed 15.05.2019).
11. Federalnyy zakon ot 28 dekabrya 2010 goda N 425-FZ "O vnesenii izmeneniy vglavy 25 i 26 chasti vtoroy Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of December 28, 2010 No. 425-FZ "On Amendments to Chapters 25 and 26 of Part Two of the Tax Code of the Russian Federation"]. Available at: http:// www.consultant.ru (accessed 15.05.2019).
12. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 10 iyunya 2011 g. N 455 "Ob utverzhdenii perechnya vidov raskhodov, svyazannykh s obespecheniyem bezopasnykh usloviy i okhrany truda pri dobyche uglya, prinimayemykh k vychetu iz summy naloga na dobychu poleznykh iskopayemykh" [Decree of the Government of the Russian Federation of June 10, 2011 No. 455 "On Approving the List ofTypes of Expenditures Related to Ensuring Safe Conditions and Occupational Safety in Extraction of Coal Acceptable for Deduction from the Mineral Extraction Tax"]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 15.05.2019).
13. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 25 aprelya 2011 g. N 315 "O dopustimykh normakh soderzhaniya vzryvoopasnykh gazov (metana) v shakhte, ugol'nykh plastakh i vyrabotannom prostranstve, pri prevyshenii kotorykh degazatsiya yavlyayetsya obyazatel'noy" [Decree of the Government of the Russian Federation of April 25, 2011, No. 315 "On the permissible norms for the content of explosive gases (methane) in the mine, coal seams and the space developed, above which degassing is mandatory"]. Available at: http://www. consultant.ru (accessed 15.05.2019).
14. Melekhin E.S. & Kuzina E.S. Zablagovremennaya degazatsiya vysoko gazonosnykh ugol'nykh plastov - zadacha gosudarstvennaya [Advance degassing of highly gas-bearing coal seams is a state task]. Marksheyderiya i nedropol-zovaniye - Mine surveying and subsoil, 2016, No. 2(82), pp. 3-5
15. Kontseptual'nyye podkhody k razrabotke vysoko gazonosnykh ugol'nykh mes-torozhdeniy. YEEK OON, Komitet po ustoychivoy energetike, spetsial'naya gruppa ekspertov po shakhtnomu metanu [Conceptual approaches to the development of high-gas coal deposits. UNECE, Committee on Sustainable Energy, ad hoc expert group on coal mine methane]. ECE/ENERDGY/GE.4/2007/7. 20 December 2006.
16. Mikhaylov B.K. & Kimelman S.A. O zakonodatel'noy podderzhke innovatsi-onnykh napravleniy razvitiya mineralno-syryevogo kompleksa Rossii [About legislative support of innovative areas of development of the mineral resource complex of Russia]. Mineralnyye resursy Rossii. Ekonomika i upravleniye - Mineral resources of Russia. Economics and Management, 2010, No. 1, pp. 53-61.