Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРАРОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА: СКОЛЬКО ЭТО МОЖЕТ СТОИТЬ ГОСУДАРСТВУ?'

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРАРОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА: СКОЛЬКО ЭТО МОЖЕТ СТОИТЬ ГОСУДАРСТВУ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД / БАБУШКИ И ДЕДУШКИ / СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПРАРОДИТЕЛИ / УХОД ЗА ДЕТЬМИ / ЗАТРАТЫ ГОСУДАРСТВА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саитова Дарья Георгиевна

Во многих российских и зарубежных исследованиях стимулирование прародительского труда рассматривается как инструмент содействия повышению рождаемости, при этом важной научной задачей является оценки потенциальных затрат государства, связанных с возмещением затрат родительского труда людей старшего поколения в отношении их внуков. В статье предложены две методики оценки таких затрат, каждая из которых позволяет одновременно решать две задачи. В рамках первой методики рассчитаны расходы на формирование дополнительного человеческого капитала детей и продление активного долголетия прародителей. Расчеты произведены исходя из существующих государственных мер компенсации затрат на посещение различных типов социальных учреждений. Вторая методика предусматривает учет временных и трудовых затрат прародителей в процессе выполнения основных функций родительского труда по уходу и присмотру за внуками. Автором статьи предложен механизм назначения прародителю выплаты за помощь по уходу за детьми как альтернативы институтам профессиональной помощи семьям с детьми, которые становятся все более востребованными, а также формула по расчету потенциальных затрат государства на осуществление этой выплаты отдельно для бабушек и для дедушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF GRANDPARENTAL LABOR: HOW MUCH CAN IT COST TO THE STATE?

Russian and foreign studies consider the stimulation of grandparental labor as a tool to promote an increase in the birth rate, an important scientific task is to assess the potential state costs associated with the reimbursement of the older people’ parental labor costs to their grandchildren. The article proposes two methods for estimating such costs, that allows to solve simultaneously two problems. The first method allows to assess the costs for the formation of an additional child’s human capital and the prolongation of the active longevity of the grandparents. Calculations are made on the basis of existing state measures to compensate for the costs of visiting various types of social institutions. The second method takes into account the time and labor costs of the grandparents in the process of performing the basic functions of parental labor in caring for and looking after grandchildren. The author proposes a mechanism for assigning a payment to the grandparent for assistance in caring for children as an alternative to the institutions of professional assistance to families with children, which are becoming more and more popular, as well as a formula for assessing the potential costs of the state for the implementation of this payment for grandmothers and grandfathers separately.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРАРОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА: СКОЛЬКО ЭТО МОЖЕТ СТОИТЬ ГОСУДАРСТВУ?»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Саитова Д.Г. Стимулирование прародительского труда: сколько это может стоить государству? // Human Progress. 2022. Том 8, Вып. 4. С. 10. URL: http://progress-human.com/images/2022/Tom8_4/Saitova.pdf. DOI 10.34709/IM.184.10. EDN MQEWJT.

УДК 331.101.39

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРАРОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА: СКОЛЬКО ЭТО МОЖЕТ СТОИТЬ ГОСУДАРСТВУ?

^^^^ Саитова Дарья Георгиевна

кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры социологии и технологий ГМУ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

dgsaitova@gmail.com 19, ул. Мира,

г. Екатеринбург, Россия, 620002 +7 (343) 375-44-44

Аннотация. Во многих российских и зарубежных исследованиях стимулирование прародительского труда рассматривается как инструмент содействия повышению рождаемости, при этом важной научной задачей является оценки потенциальных затрат государства, связанных с возмещением затрат родительского труда людей старшего поколения в отношении их внуков. В статье предложены две методики оценки таких затрат, каждая из которых позволяет одновременно решать две задачи. В рамках первой методики рассчитаны расходы на формирование дополнительного человеческого капитала детей и продление активного долголетия прародителей. Расчеты произведены исходя из существующих государственных мер компенсации затрат на посещение различных типов социальных учреждений. Вторая методика предусматривает учет временных и трудовых затрат прародителей в процессе выполнения основных функций родительского труда по уходу и присмотру за внуками. Автором статьи предложен механизм назначения прародителю выплаты за помощь по уходу за детьми как альтернативы институтам профессиональной помощи семьям с детьми, которые становятся все более востребованными, а также формула по расчету потенциальных затрат государства на осуществление этой выплаты отдельно для бабушек и для дедушек.

Ключевые слова: прародительский труд; бабушки и дедушки; старшее поколение; прародители; уход за детьми; затраты государства; стимулирование труда.

JEL коды: J14; J32; J38.

Введение

Отрицательная динамика абсолютных показателей рождаемости последних пяти лет1 требует поиска новых механизмов стимулирования репродуктивного поведения, ориентированного на рождение детей. В научной среде все чаще звучит предложение рассматривать прародительский труд в качестве такого возможного механизма [1, а 82-83; 2, с. 66]. Результаты исследования, проведенного среди 500 родителей Свердловской области, свидетельствуют о том, что, по мнению родителей, бабушки и дедушки способствуют передачи опыта, развитию ребенка, организации его отдыха и досуга, оказывают финансовую и материальную помощь, а также проводят с ребенком время и сопровождают в детский сад или школу [3, с. 69]. В целом российские и зарубежные исследования подтверждают, что активное вовлечение прародителей в деятельность по уходу за внуками во многом позволяет решить следующие задачи:

1) обеспечение постоянной занятости молодых родителей [3, с.123-124] и высвобождение времени родителей благодаря помощи с выполнением ежедневных рутинных операций, связанных с уходом за внуками;

2) компенсация выпадающих доходов старшего поколения в связи с его выбором в пользу прародительства как альтернатива сокращению времени ухода за внуками в условиях повышения пенсионного возраста [4, с. 143];

3) дополнительное развитие внуков и накопление ими дополнительного капитала здоровья и образования [2, с. 69];

4) продление активной жизни прародителей и улучшение состояния их здоровья [5, с. 166-167]и др.

Эти потенциальные положительные результаты подтверждают важность стимулирования прародительского труда со стороны государства, однако отсутствие в России официальных статистических данных о численности пожилых граждан, которые имеют внуков, а также о численности бабушек и дедушек, которые активно вовлечены в прародительский труд, не позволяет оценить, какой объем средств потребуется направить на эти цели. В статье предложены две методики оценки потенциальных затрат государства на стимулирование прародительского труда, направленные на решение указанных выше задач.

1 Естественное движение населения. Официальная статистика [Электронный ресурс]. URL: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/# (дата обращения: 01.11.2022).

1. Потенциальные затраты государства на развитие внуков и прародителей

Бабушки и дедушки могут вносить дополнительный вклад в формирование человеческого капитала здоровья и образования внуков, на который не хватает времени и возможностей у родителей. Например, подавляющее большинство опрошенных нами родителей посещают с детьми медицинских специалистов в целях профилактики не чаще одного раза в год и изредка или совсем не занимаются с детьми утренней гимнастикой и закаливанием (62,3% и 73,5% соответственно), вместе с тем только 19% опрошенных родителей хоть раз посещали с детьми санаторно-курортные учреждения [6, ^1273-1274]. Стимулирование совместного с внуками участия бабушек и дедушек в спортивной, образовательной и культурной жизни будет способствовать решению двух задач: 1) дополнительное развитие внуков и накопление ими дополнительного капитала здоровья и образования; 2) продление активной жизни прародителей и улучшение состояния их здоровья. Именно поэтому такие затраты государства могут быть включены в программы активного долголетия или, например в федеральный проект «Старшее поколение», который входит в национальный проект «Демография».

В рамках предлагаемого подхода расчет затрат, которые может понести государство с целью стимулирования прародительского труда, должен, в первую очередь, строиться из расчета доли прародителей, которых необходимо перевести из категории «пассивные» прародители, (то есть бабушки и дедушки, которые формально имеют внуков, но не участвуют в уходе за ними), в категорию прародителей, активно включенных в прародительский труд. «Комплексное наблюдение условий жизни населения» Росстата 2018 г.2 позволяет оценить долю прародителей, участвующих в родительском труде на ежедневной основе. В среднем доля таких бабушек в России составляет 19%, а дедушек - 11%. При этом результаты кластерного анализа, проведенного для оценки региональной неоднородности и специфичности прародительского труда [7, с. 884-887] показывают, что только в 6 из 55 регионов, которые попали в выборку, доля бабушек, активно вовлеченных в прародительский труд, составляет в среднем 20,4%. В остальных 49 регионах среднее значение показателя активности родительского труда бабушек составляет 14,7%. Эти данные позволяют нам сделать некоторые выводы о целевом приросте численности активных прародителей, который может быть предусмотрен в программах активного долголетия с целью стимулирования прародительского труда.

В качестве целевого показателя прироста численности активных прародителей в региональных программах активного долголетия может быть предусмотрен прирост численности

2 Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения [Электронный ресурс]. URL: Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/itog_inspect (дата обращения: 01.11.2022).

бабушек и дедушек, активно участвующих в прародительском труде до среднероссийского уровня. С учетом результатов кластерного анализа в среднем по России необходимые темпы прироста данного показателя можно прогнозировать на уровне 5,7% процентов. С учетом того, что прогнозная численность активных прародителей в 2023 году будет составлять от 8,52 до 8,66 млн человек по разным вариантам прогноза [8, с.63-68], используя этот показатель в качестве целевого показателя, можно зафиксировать рост численности активно вовлеченных в прародительский труд до уровня от 9 до 9,15 млн бабушек и дедушек.

Зная численность активных прародителей, прародительский труд которых планируется стимулировать, представляется возможным рассчитать удельные затраты на осуществление мер, стимулирующих прародительский труд, а именно посещение прародителем и ребёнком учреждений: культуры, физической культуры и спорта, дополнительного образования и санаторно-курортное лечение. Предлагаемая нами методика оценки потенциальных затрат государства, связанных с возмещением затрат родительского труда людей старшего поколения в отношении их внуков в целях развития внуков и прародителей, представлена на рисунке 1.

Рис. 1: Методика оценки потенциальных затрат государства на стимулирование прародительского труда (развитие внуков и прародителей)3

TC=

Численность активных прародителей,

регулярно посещающих учреждения:

Целевой показатель _1_ прироста численности активных прародителей

дополнительного образования

санаторно-курортного лечения

X

Удельные затраты на совместное посещение прародителем и ребёнком учреждений:

Предложенная нами модель предусматривает не только возмещение затрат активных прародителей, но и стимулирование роста их численности. Что касается удельных затрат прародителей на совместное с внуками развитие и досуг, то, с учетом их высокой дифферен-

3 Авторская разработка

циации и отсутствия данных о частоте совместного посещения рассматриваемых учреждений, предлагаем на первоначальном этапе взять за основу расчета затраты по существующим схожим по принципу мерам государственной поддержки детей и их родителей. Среднегодовые удельные затраты по таким мерам поддержки, действие которых можно распространить на прародителей с учётом их совместного с внуками посещения учреждений культуры, спорта, образования, здравоохранения, представлены в Таблице 1.

Табл. 1: Государственные меры компенсации затрат на посещение различных типов социальных учреждений4

Тип учреждения Действующие государственные меры компенсации затрат Получатели меры государственной поддержки Размер среднегодовой компенсации со стороны государства в 2022 г., р.

Культура Пушкинская карта Молодежь в возрасте от 14 до 22 лет 5 000

Физическая культура и спорт Налоговый вычет Официально работающие граждане 15 600

Санаторно-курортное лечение Налоговый вычет Официально работающие граждане

Дополнительное образование Сертификат на дополнительное образование Родители/Законные представители детей от 5 до 18 лет 8 800

Налоговый вычет предусмотрен для компенсации лишь 13% затрат официально работающих граждан на санаторно-курортное лечение, занятие фитнесом и ряд других услуг. Он выплачивается только в случае наличия таких затрат и достаточного объема налогов, уплаченных гражданином за год. Однако фактически государством предусмотрена возможность выплаты до 15 600 рублей в год на одного обратившегося гражданина. Принцип предоставления налогового вычета не получится распространить на неработающих бабушек и дедушек, большая часть которых как раз относится к числу прародителей, активно вовлеченных в прародительский труд, поэтому для них нужно будет предусмотреть иной механизм, однако в этом случае объем затрат государства, предусмотренный для компенсации затрат прародительского труда, не может быть меньше, чем для работающих прародителей.

С учетом прироста численности активных прародителей [8, с.63-68] потенциальные затраты государства на возмещение затрат родительского труда людей старшего поколения в отношении совместного с внуками посещения учреждений культуры, спорта, образования и здравоохранения могут составлять от 264,6 до 269,01 млрд. рублей. Это максимальный объем годовых расходов государства на компенсацию затрат всех активных прародителей, он может быть скорректирован с учетом численности активных прародителей, которые в насто-

4 Справочно-правовая система «Консультант Плюс» © Д.Г.Саитова 5

ящее время уже регулярно посещают учреждения культуры, образования, физкультуры и спорта. Численность таких прародителей, вероятно, невысока, поскольку, по итогам Комплексного наблюдения условий жизни населения Росстата в 2020 г., в среднем доля граждан в возрасте 45 лет и старше которые регулярно посещают театры, концерты или художественные выставки составляет менее 1,5%; спортивные тренировки в течение года - около 29%; проходили обучение по программам дополнительного образования в течение последних 12 месяцев - менее 2%5.

2. Потенциальные затраты государства на обеспечение занятости родителей и компенсацию выпадающих доходов прародителей

Особенность прародительского труда состоит в том, что часть прародителей не просто выполняют дополнительные функции по развитию внуков, но и во многом заменяет родителей, выполняя их основные функции во время: совместного отдыха без участия родителей в период праздников и каникул ребенка, продолжительного отсутствия родителей, болезни ребенка или закрытия образовательного учреждения на каникулы или карантин, сопровождения ребенка в/из медицинского или образовательного учреждения и другие, высвобождая тем самым время родителей, в том числе для обеспечения их занятости. Выполняя такие функции продолжительное время, прародители могут столкнуться с необходимостью выбора в пользу своей занятости или прародительского труда. В этом случае прародители, которые еще не достигли пенсионного возраста, окажутся в ситуации отсутствия постоянного дохода.

В рамках второй предлагаемой нами методики оценки затрат государства на стимулирование прародительского труда, такой труд бабушек и дедушек рассматривается нами как альтернатива субсидиям, государственным [9] и частным услугам по уходу за детьми. Компенсация затрат труда и времени прародителей на осуществление основных функций родителей может производиться через назначение новой выплаты для прародителей за помощь в уходе за детьми. Поскольку в основу механизма положен принцип обеспечения занятости родителей до наступления самостоятельности ребенка, то основания назначения выплаты в разных возрастах могут отличаться и представлены в Таблице 2.

Поскольку предложенная мера содействует обеспечению занятости родителей, ее выплата может производиться на принципах софинансирования государства и бизнеса, например, с привлечением средств Фонда социального страхования.

5 Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения [Электронный ресурс]. URL: Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/itog_inspect (дата обращения: 01.11.2022).

Табл. 2: Механизм назначения прародителю выплаты за помощь по уходу за ребенком6

Возраст ребёнка Основания назначения выплаты Периоды времени для расчета выплаты Документы, необходимые для получения выплаты

от 0 до 1,5 лет • один родитель в семье • сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и ежемесячной выплаты на детей до 1,5 лет ниже величины двух прожиточных минимумов 24 часа 1. Заявление родителя о привлечении прародителя к помощи по уходу за ребенком; 2. Справка о размере пособия по уходу за ребенком и ежемесячной выплаты на детей до 1,5 лет; 3. Копия заявления о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком с отметкой работодателя или копия трудового договора (для безработных); 4. Согласие прародителя на оказание помощи по уходу за ребенком; 5. Сертификата о прохождении прародителем обучения.

от 1,5 до 3 лет • один или оба родителя в семье работают полный день • ребенок не посещает детский сад • отсутствие компенсации за детский сад в регионе На период рабочего времени родителя (ей) и времени перемещения от дома до работы 1. Заявление родителя о привлечении прародителя к помощи по уходу за ребенком; 2. Справки с места работы родителей; 3. Справка о том, что ребенок стоит на учете на получение места в детском саду; 4. Согласие прародителя на оказание помощи по уходу за ребенком; 5. Сертификата о прохождении прародителем обучения.

от 3 до 7 лет • оба родителя в семье работают полный день • ребенок не посещает детский сад • отсутствие компенсации за детский сад в регионе или • один родитель в семье • родитель работает полный день На период рабочего времени родителя (ей) и времени перемещения от дома до работы или на период сопровождения в/из ДОУ, ЛПУ, учреждения дополнительного образования, болезни ребенка 1. Заявление родителя о привлечении прародителя к помощи по уходу за ребенком; 2. Справки с места работы родителя (ей); 3. Согласие прародителя на оказание помощи по уходу за ребенком; 4. Сертификата о прохождении прародителем обучения; 5.1. Справка о том, что ребенок стоит на учете на получение места в детском саду - в случае, когда оба родителя работают полный день. или 5.2. Справка о том, что ребенок посещает ДОУ -в случае, когда в семье один родитель, который работает полный день.

от 7 до 14 лет • один родитель в семье • родитель работает полный день На период сопровождения в/из школы, ЛПУ, учреждения дополнительного образования, болезни ребенка 1. Заявление родителя о привлечении прародителя к помощи по уходу за ребенком; 2. Справка с места работы родителя; 3. Согласие прародителя на оказание помощи по уходу за ребенком; 4. Сертификата о прохождении прародителем обучения.

Если распространить данную выплату только на тех прародителей, которые не имеют постоянно дохода, то есть не работают и пока не являются пенсионерами, то с её помощью можно стимулировать прародительский труд, занятость молодых родителей и компенсировать выпадающие доходы молодых прародителей, которые еще не достигли пенсионного возраста.

6 Авторская разработка

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 8 Выпуск 4 (октябрь-декабрь 2022) redactor@progress-human.com

В отношении конкретного прародителя затраты государства на такую выплату будут складываться исходя из заявлений родителей и фактического количества затрачиваемого прародителями времени, которое можно учитывать с помощью дневников времени и специальных временных трекеров. До момента практической реализации этого механизма рассчитать фактические затраты государства представляется затруднительным, особенно с учетом того, что статистические данные о количестве времени, которое активные бабушки и дедушки ежедневно проводят с внуками, отсутствуют. Для расчета мы использовали имеющиеся данные Росстата о средней доле незанятых в экономике лиц, обычная деятельность которых включает занятия по уходу за детьми (своими или чужими) без оплаты7.

На текущий момент оценить максимальный объем потенциальных затрат государства на выплату прародителям за помощь по уходу за детьми можно исходя из имеющихся данных о численности потенциальных прародителей [8], распределения суточного фонда времени мужчин и женщин (по занятости)8, а также среднечасовой заработной платы работников, оказывающие услуги по индивидуальному уходу9. В результате максимальные потенциальные годовые затраты государства на выплату прародителям за помощь в уходе за детьми можно рассчитать по следующей формуле:

= * ( рпрародит._ ^.прародит.^ ^.уход за детьми „.^индив. уход^ где (1)

ТС - общие потенциальные затраты, рублей; прародит.

г£ - численность населения в возрасте вступления в прародительство;

прародит.

С - численность занятых в возрасте вступления в прародительство;

K - коэффициент активности прародительства, %;

уход за детьми

Ц - среднесуточное время на оказание услуг по уходу за детьми и воспитание де-

тей неработающими, часов;

^инд™. уход - среднечасовая заработной платы работников, оказывающие услуги по индивидуальному уходу, рублей/час; / - пол прародителя.

Предложенная методика учитывает неработающих бабушек и дедушек, активно вовлеченных в прародительский труд, с учетом тех, кто является получателями пенсионных выплат. Нами проведен расчет потенциальных затрат государства по указанной формуле с ис-

7 Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения [Электронный ресурс]. URL: Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/itog_inspect (дата обращения: 01.11.2022).

8 Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения [Электронный ресурс]. URL: Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/itog_inspect (дата обращения: 01.11.2022).

9 Труд и занятость в России. 2021. Стат.сб./Росстат. M. 2021. 177 с.

пользованием рассчитанного О.М. Шубат возраста вступления в прародительство [10] и статистических данных Росстата за 2019 год. Исходные данные для расчета в разрезе бабушек и дедушек представлены в Таблице 3.

Табл. 3: Исходные расчетные показатели для оценки потенциальных затрат государства, связанных с возмещением затрат родительского труда людей старшего поколения в отношении их внуков, в 2019 г.10

Показатель Бабушки Дедушки Итого

Средний возраст вступления в прародительство, лет 48,3 53,1 -

Численность прародителей 33 438 229 18 067 536 51 505 765

Численность занятых прародителей 12 098 500 7 935 500 20 034 000

Средняя доля лиц, в обычную деятельность которых входят обязанности по уходу за детьми (среди неработающих), % 39,2 24,4 -

Средесуточные затраты времени на уход за детьми и воспитание детей (среди неработающих), час 1,03 0,15 -

Среднечасовая заработная плата работников, оказывающие услуги по индивидуальному уходу, руб/час 112 136 -

Потенциальные затраты государства, связанные с возмещением затрат прародительского труда, руб. 353 367 247,1 18 408 126,2 371 775 373,3

Так, с учетом показателей за 2019 г., потенциальные затраты государства, связанные с возмещением затрат прародительского труда, будут составлять до 371,8 млн рублей. Поскольку среди бабушек существенно больше активных прародителей, которые более продолжительное время посвящают уходу за детьми, потенциальные затраты государства в отношении бабушек будут существенно выше даже несмотря на существующую на данный момент разницу в стоимости одного часа оказания услуг по индивидуальному уходу в зависимости от пола работника.

Заключение

В статье предпринята попытка оценить потенциальные затраты государства на стимулирование прародительского труда. Оценка таких затрат затрудняется отсутствием официальных статистических данных о численности прародителей, активности их участия в деятельности по воспитанию и уходу за внуками, однако имеющиеся расчетные данные о возрасте вступления в прародительство, а также численности активных и пассивных прародителей позволяют укрупненно оценить возможные затраты государства, связанные с возмещением затрат родительского труда людей старшего поколения в отношении их внуков. Компенсация таких затрат возможна благодаря назначению прародителям выплаты за помощь по

10 [10]; Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения [Электронный ресурс]. URL: Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/itog_inspect (дата обращения: 01.11.2022).; Труд и занятость в России. 2021. Стат.сб./Росстат. M. 2021. 177 c.

уходу за ребенком, механизм которой конкретизирован автором статьи. Формула для расчета максимальных потенциальных годовых затраты государства на выплату прародителям за помощь в уходе за детьми, предложенная в статье, учитывает все население, начиная с возраста вступления в прародительство, которое при этом не входит в категорию занятых, то есть тех, кто в связи с прародительским трудом вынуждены будут полностью или частично потерять официальный постоянный доход, выполняя основные функции родителей. Потенциальные годовые затраты государства на стимулирование таких прародителей активнее помогать молодым родителям могут составлять до 371,8 млн рублей. Если говорить о развитии внуков и прародителей и более активном включении бабушек и дедушек в дополнительное формирование человеческого капитала детей, что на эти цели в рамках программы активного долголетия необходимо будет предусмотреть от 269 млрд рублей. Безусловно, более точные данные о численности и активности прародителей, а также о численности занятых пенсионеров и прародителей позволят детализировать оценки потенциальных затрат государства, что является целью наших дальнейших исследований.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00280.

Литература

1. Sear, R.; Coall, D. How much does family matter? Cooperative breeding and the demographic transition // Population and Development Review. 2011. Том 37. С.: 81-112.

2. Багирова, А.П.; Бледнова, Н.Д. Содержание и результаты прародительского труда в оценках уральских родителей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 1(65). С.: 66-73.

3. Aparicio-Fenoll, A.; Vidal-Fernandez, M. Working Women and Fertility: the Role of Grandmothers' Labor Force Participation // Cesifo Economic Studies. 2015. Том 61. № 1. С.: 123-147.

4. Кулькова, И.А. Как повышение пенсионного возраста может повлиять на рождаемость: мнение экспертов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 12-1. С.: 141-145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gessa, G.D.; Glaser, K.; Tinker, A. The impact of caring for grandchildren on the health of grandparents in Europe: A lifecourse approach // Social Science & Medicine. 2016. Том 152. С.: 166-175.

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 8 Выпуск 4 (октябрь-декабрь 2022) redactor@progress-human.com

6. Багирова, А.П.; Быкова, Д.Г. Менеджеристский подход к родительскому труду: методы и технологии управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Том 15. № 7(376). С.: 1262-1279.

7. Шубат, О.М. Социально-демографические характеристики российских бабушек: вариативность или устойчивость во времени? // Весенние дни науки: сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых. 22-24 апреля 2021 г. ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Екатеринбург. 2021. С.: 884-887.

8. Bagirova, A.; Shubat, O. Models for forecasting the number of Russian grandparents // Communications of the ECMS. 2021. Том 35. Вып. 1 (июнь). С.: 63-68.

9. Biegel, N.; Neels, K. Uptake of Childcare Arrangements-Grandparental Availability and Availability of Formal Childcare // Social Sciences-Base. Том 10. № 2. DOI 10.3390/socsci10020050.

10. Шубат, О.М.; Багирова, А.П. Продолжительность прародительства в России: статистические оценки и возможности управления в рамках национального проекта «Демография» // Вопросы управления. 2020. №. 6. 147 с.

STIMULATION OF GRANDPARENTAL LABOR: HOW MUCH CAN IT COST TO THE STATE?

Daria Saitova

PhD in Economics, Associate Professor at the Sociology and of Public Administration Technologies Department in Ural Federal University Yekaterinburg, Russia

Abstract. Russian and foreign studies consider the stimulation of grandparental labor as a tool to promote an increase in the birth rate, an important scientific task is to assess the potential state costs associated with the reimbursement of the older people' parental labor costs to their grandchildren. The article proposes two methods for estimating such costs, that allows to solve simultaneously two problems. The first method allows to assess the costs for the formation of an additional child's human capital and the prolongation of the active longevity of the grandparents. Calculations are made on the basis of existing state measures to compensate for the costs of visiting various types of social institutions. The second method takes into account the time and labor costs of the grandparents in the process of performing the basic functions of parental labor in caring for and looking after grandchildren. The author proposes a mechanism for assigning a payment to the grandparent for assistance in caring for children as an alternative to the institutions of professional assistance to families © flT.CaHTOBa 11 DOI 10.34709/IM.184.10

with children, which are becoming more and more popular, as well as a formula for assessing the potential costs of the state for the implementation of this payment for grandmothers and grandfathers separately.

Key words: grandparental labor; grandmothers and grandfathers; older generation; grandparents; care for children; government spending; labor stimulation. JEL Codes: J14; J32; J38.

Acknowledgements

The reported study was funded by RFBR, project number 20-011-00280.

References

1. Sear, R.; Coall, D. (2011) How much does family matter? Cooperative breeding and the demographic transition // Population and Development Review. Vol. 37. P.: 81-112.

2. Bagirova, A.P.; Blednova, N.D. (2022) Contents and Results of Grandparental Labour in the Assessments of Ural Parents // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. No. 1(65). P.: 66-73.

3. Aparicio-Fenoll, A.; Vidal-Fernandez, M. (2015) Working Women and Fertility: the Role of Grandmothers' Labor Force Participation // Cesifo Economic Studies. Vol. 61. No. 1. P.: 123-147.

4. Kulkova, I.A. (2020) How the Retirement Age Increase Can Affect Fertility: Expert Opinion // Humanities, socio-economic and social sciences. No. 12-1. P.: 141-145.

5. Gessa, G.D.; Glaser, K.; Tinker, A. (2016) The impact of caring for grandchildren on the health of grandparents in Europe: A lifecourse approach // Social Science & Medicine. Vol. 152. P.: 166-175.

6. Bagirova, A.P.; Bykova, D.G. (2019) Managerial Approach to the Parental Labor: Methods and Technologies // National interests: priorities and security. Vol. 15. No. 7 (376). P.: 1262-1279.

7. Shubat, O.M. (2021) Socio-demographic characteristics of Russian grandmothers: variability or stability over time? // Spring days of science: collection of reports of the international conference of students and young scientists. April 22-24, 2021. Ural Federal University: Yekaterinburg. P.: 884-887.

8. Bagirova, A.; Shubat, O. (2021) Models for forecasting the number of Russian grandparents // Communications of the ECMS. Vol. 35. Issue 1 (June). P.: 63-68.

9. Biegel, N.; Neels, K. (2021) Uptake of Childcare Arrangements-Grandparental Availability and Availability of Formal Childcare // Social Sciences-Base. Vol. 10 No. 2. DOI 10.3390/socsci10020050.

10. Shubat, O.M.; Bagirova, A.P. (2020) Duration of Grandparenthood in Russia: Statistical Assessments and Management Capabilities in the Framework of the National Project "Demography" // Management Issues. № 6. 147 p.

Contact

Daria Saitova

Ural Federal University

19, str. Mira, 620002, Yekaterinburg, Russia

dgsaitova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.