МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№1/2016
ISSN 2410-6070
правосудие или следствие), ст. 340 (убийство сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего) и ст. 373 (геноцид) [3, с. 168]. Указанные статьи относятся к особо тяжким категориям преступления. Огромная практика следственных органов в собирании доказательств, их оценка перед направлением уголовного дела в суд и предварительное слушание уголовного дела по допустимости доказательств являются качественными показателями о возможности недопущения нуллификации закона присяжными. Поэтому, на наш взгляд, по сравнению с судами присяжных заседателей в РФ и РК, где подсудные им категории преступлений шире, в КР нуллификация уголовного закона присяжными в процессе рассмотрения дел будет значительно ниже.
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к заключению, что принятие Закона «О судах присяжных заседателей в Кыргызской Республике» в 2009 году ставит перед процессуалистами проблемы выявления этнических, религиозных, экономических и региональных отличий, допускающих при введении данного института возможность проявления актов нуллификации по отдельным составам преступлений. Необходимо не только исследовать его отличительные черты как новации, надо еще изучить элементы института суда присяжных заседателей дореволюционного и советского судопроизводства, учитывающих многонациональный состав населения страны и иные важные факторы, влияющие на «принятие» законодательства гражданами, соответствие его реалиям жизни. Список использованной литературы
1. Есаков, Г. А. "Нуллификация" уголовного закона в суде с участием присяжных заседателей [Текст] / Г. А. Есаков // Уголовное право. -2013. - № 2. - С. 121-129.
2. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек: Академия, 2010. -144 с.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики. - Бишкек: Кенеш, 2013. - 296 с.
4. URL:http://www.knews.kg/sudebnaya_reforma/11277_feruza_djamasheva_v_kyirgyizstane_nujno_vvodit_insti tut_prisyaj nyih_zasedateley/
5. URL: http://www.knews.kg/action/33202/
6. URL: http://kg.akipress.Org/news:573997
7. Шмелев, А. Н. О чем молчат судьи? или "Nullificatio legis" в правосудии, осуществляемом с участием присяжных заседателей // Мировой судья, 2013. - № 6. - С. 29-32.
© Батырбаев Б. С., 2016
УДК 349
А.Ю. Давыдов,
студент 2 курса напр. «Юриспруденция», НИУ Высшая школа экономики, г. Москва, РФ
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ
Аннотация
В работе рассматриваются актуальная проблема обеспечения высокой производительности педагогической деятельности посредством изменения системы оплаты труда.
Ключевые слова
Педагогическая деятельность, система оплаты труда, финансовое стимулирование.
В качестве главной стратегической цели государственной программы Российской Федерации «О развитии образования» на 2013-2020 гг. выступает «обеспечение высокого качества российского
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики» [1].
Таким образом, возникает задача с наименьшими затратами обеспечить высокую производительность педагогической деятельности посредством изменения системы оплаты труда. Опыт, накопленный в области стимулирования труда, до сих пор не позволял определить экономически выгодную систему выплат.
Основными стимулами принято считать простые финансовые (общий размер оплаты труда, гарантии и компенсации), однако действуют также и второстепенные - поощрение и наказание. К первому виду относятся установленные ст.129 ТК РФ «доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты». Сюда же относится так называемый эффективный контракт, который представляет собой трудовой договор с точными условиями поощрительных выплат [2]. Предполагается, что эти условия подлежат согласованию между работником и работодателем, что позволит создать прозрачную оплату труда.
Ко второму виду стимулирования относят систему ограничения убытками, при которой часть заработной платы оставляют за работником в случае отсутствия с его стороны нарушения определённых условий.
Несмотря на то, что эти виды стимулов просты и интуитивно понятны, в российской правовой доктрине ещё не было воспринято их осмысление в рамках когнитивной психологии, распространённое в англоязычной литературе. Согласно теории перспектив, поведение человека в схожих ситуациях различно в зависимости от того, воспринимает ли он взаимодействие со средой как приобретение или убыток [3]. Доказано, что одно и то же действие человек выполняет с большей производительностью, если им движет так называемое «неприятие убытков» - стремление избежать потери чего-то ценного. В связи с этим в течение последнего десятилетия к структурированию трудовых договоров применяют так называемое ограничение рамками (framing) - психологи пробуют спровоцировать когнитивное искажение, при котором человек действует наиболее эффективно [4].
На Западе данный подход уже неоднократно применяли как в промышленности, так и в образовании. Один из социальных экспериментов был проведён в девяти школах Чикаго: учителям выплатили заработную плату авансом при условии возврата части денег в случае провала учеников на экзамене, что увеличило итоговые достижения студентов [5]. Успех метода ограничения рамками был достигнут также в отношении студентов [6], заводских рабочих [7] и в целом считается закреплённым.
Исследователи отмечают несомненную целесообразность внедрения каких-либо стимулов в трудовые договоры, однако отмечают необходимость индивидуального подхода к выбору стимулирующих выплат [8].
В числе систематических проблем российского рынка труда, которые препятствуют введению любого стимула, зависящего от показателей производительности труда, исследователи Института статистических исследований и экономики знания ВШЭ указывают следующие: 1) малый размер окладов, 2) многочисленные формальные показатели производительности труда, часто утверждаемые произвольно и неясные 3) низкая академическая мобильность и разрыв между сферами образования и науки, а также 4) значительная роль личных связей в карьерном развитии и замещении высокооплачиваемых должностей [9, с.58-69].
К сожалению, в российских вузах стимулирующие выплаты носят нечёткий и формализованных характер («интенсивность», «высокие результаты работы»), отсутствуют конкретные показатели эффективности произведенной работы и их связь с размером поощрения [10]. В условиях крайне низких должностных окладов и уже описанных систематических проблем работники образовательных учреждений с недоверием относятся к поощрительным стимулам. Обещание награды само по себе не производит эффекта, но требует также, чтобы работник мог рассчитывать на получение премии. Если же работник мало доверяет этой возможности, то затрата лишних усилий представляется ему убытком и лишь снижает производительность.
Разумеется, производительность труда не должна быть единственным критерием оценки труда. Это способно вызвать технократический перекос, недопустимое нарушение равенства работника и работодателя в пользу последнего. Тем не менее, защита социальной справедливости - дело профессиональных союзов, а также системы контроля и надзора. Кроме того, противостояние работника и работодателя, как и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
соперничество между работниками, уместны на развитом рынке труда. В случае с образованием в РФ имеет место нехватка рабочей силы, поэтому работодателям свойственно защищать работников от нововведений, навязываемых государством, путём установления фиктивных условий стимулирования [11, с.7].
Высокая производительность педагогической деятельности во многом зависит от финансового стимулирования. Любое изменение системы оплаты труда вызывает определённый сдвиг в восприятии профессиональной деятельности и, безусловно, влияет на её результат. В условиях дефицита доверия к государственным реформам и относительно бедного рынка труда в сфере образования наиболее выгодным представляется стимул через ограничение убытками. Стабильная ответственность за результаты труда способна оказать положительное влияние на педагогический процесс и, следовательно, преумножить интеллектуальный потенциал нашего общества. Список использованной литературы:
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 17, ст. 2058.
2. Приложение № 3 распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190р «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
3.Tversky A., D. Kahneman, Rational Choice and the Framing of Decisions // The Journal of Business, Vol. 59, No.
4. Part 2: The Behavioral Foundations of Economic Theory, 1986. pp. S251-S278.
4.Plous, Scott. The Psychology of Judgment and Decision Making. New York: McGraw-Hill, 1993. Print.
5.Fryer, R., S. Levitt, J. List, and S. Sadoff, Enhancing the Efficacy of Teacher Incentives through Loss Aversion: A Field Experiment // NBER Working Paper 18237, 2012.
6.Levitt, S., J. List, S. Neckermann, and S. Sadoff, The Behavioralist Goes to School: Leveraging Behavioral Economics to Improve Educational Performance // NBER Working Paper 18165, 2013.
7.Houssain, T., J. List, The Behavioralist Visits the Factory: Increasing Productivity Using Simple Framing Manipulations // Management Science, 58(12), 2012. 2151-67.
8.Armantier, O., A. Boly, Framing of Incentives and Effort Provision. Mimeo, Federal Reserve Bank of New York, 2011.
9. Gershman M., Kuznetsova T. Performance -related Pay in the Russian R&D Sector // Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no 3, pp. 58-69.
10.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 г. № 818 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gosfinansy.ru/docs/22501/ (дата обращения 01.12.2015).
11.Боровская, М.А. Эффективные контракты с научно-педагогическими сотрудниками: отечественный опыт // Инженерный вестник Дона, №2, ч.2, 2015.
© Давыдов А. Ю., 2016 г.
УДК 340.12
А.В. Демидов
К.ю.н., старший преподаватель, кафедры ТГП, Санкт-Петербургский университет МВД Россия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Статья посвящена анализу одного из важнейших принципов правового государства - принципу разделения властей. Автор освещает различные точки зрения на выделение и обоснование указанного