Научная статья на тему 'Стимулирование мусороперерабатывающей промышленности'

Стимулирование мусороперерабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
172
51
Поделиться
Ключевые слова
МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / GARBAGE RECYCLING INDUSTRY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / СТИМУЛИРОВАНИЕ / STIMULATION / ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / AMENDMENT OF LAW

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Гольцов Д.В., Шведова Я.Е., Каменкин М.В.

В статье рассматриваются правовые и экономические проблемы регулирования российской мусороперерабатывающей промышленности. На основе анализа статистических данных и актов нормативно-правового регулирования, изучения опыта зарубежных государств авторы приходят к выводу о недостаточной развитости данного сектора экономики Российской Федерации. В связи с этим авторы предлагают внести изменения в нормативные акты, в частности в Налоговый кодекс Российской Федерации, а впоследствии принять специальный федеральный закон, ориентированный на поддержку мусороперерабатывающей промышленности. По мнению авторов, это будет способствовать развитию данного сектора экономики, созданию большого количества новых рабочих мест и улучшению экологической ситуации в государстве в целом.In this article the authors consider economic and legal problems which exist in the garbage recycling industry of the Russian Federation. Upon the ground of statistical data analysis and the analysis of current legislation and also upon the study of advanced foreign experience the authors arrive at a conclusion that this industry is backward and undeveloped in the Russian Federation. Consequently the authors propose to amend a lot of different laws, in particular amend Tax Code of the Russian Federation, and also adopt special federal law about supporting of the Russian garbage recycling industry. All of this, in the authors’ opinion, will advance the concerned economic sector, will create new work places and also improve ecological situation in the country.

Текст научной работы на тему «Стимулирование мусороперерабатывающей промышленности»

УДК 346.7

Стимулирование

мусороперерабатывающей

промышленности

Аннотация. В статье рассматриваются правовые и экономические проблемы регулирования российской мусороперерабатывающей промышленности. На основе анализа статистических данных и актов нормативно-правового регулирования, изучения опыта зарубежных государств авторы приходят к выводу о недостаточной развитости данного сектора экономики Российской Федерации. В связи с этим авторы предлагают внести изменения в нормативные акты, в частности в Налоговый кодекс Российской Федерации, а впоследствии принять специальный федеральный закон, ориентированный на поддержку мусороперерабатывающей промышленности. По мнению авторов, это будет способствовать развитию данного сектора экономики, созданию большого количества новых рабочих мест и улучшению экологической ситуации в государстве в целом.

Ключевые слова: мусороперерабатывающая промышленность; правовое регулирование; экология; федеральный закон; стимулирование; изменение законодательства.

Abstract. In this article the authors consider economic and legal problems which exist in the garbage recycling industry of the Russian Federation. Upon the ground of statistical data analysis and the analysis of current legislation and also upon the study of advanced foreign experience the authors arrive at a conclusion that this industry is backward and undeveloped in the Russian Federation. Consequently the authors propose to amend a lot of different laws, in particular amend Tax Code of the Russian Federation, and also adopt special federal law about supporting of the Russian garbage recycling industry. All of this, in the authors' opinion, will advance the concerned economic sector, will create new work places and also improve ecological situation in the country.

Keywords: garbage recycling industry; legal regulation; ecology; federal law; stimulation; amendment of law.

В XXI в. проблема накопления мусора встала особенно остро. Большинство современных развитых стран сталкиваются с необходимостью утилизации и переработки миллионов тонн мусора и отходов. Многие западные страны (в первую очередь страны Западной Европы) для решения этой проблемы используют разнообразные технологии переработки и утилизации мусора,что позволяет создавать новые рабочие места и способствует улучшению экологической обстановки.

К сожалению, в России мусороперерабатывающая отрасль развита слабо: подавляющая часть отходов просто «складируется» на многочисленных мусорных полигонах, многие из которых не удовлетворяют минимальным стандартам экологической безопасности. В лучшем случае мусор «утилизируется» на мусоросжигательных заводах, что сложно назвать переработкой из-за огромного ущерба, наносимого окружающей среде.

Научный руководитель: Курилюк Ю. Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры «Конституционное и муниципальное право».

Гольцов Д. В.,

студент юридического факультета Финансового университета Н Dmitriy.goLtsov@maiL.ru

Шведова Я. Е.,

студентка юридического факультета Финансового университета Н orchidss@maiL.ru

Каменкин М. В.,

студент юридического факультета Финансового университета Н maks0493@maiL.ru

Обратимся к официальным данным. По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в 2013 г. в Российской Федерации образовалось 5152,8 млн т отходов производства и потребления. И подавляющая часть (4897,7 млн т) была размещена для хранения на полигонах [1].

Удручающе выглядит картина «свалочной» жизни российской столицы: по информации Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в 2013 г. в главном городе страны образовалось примерно 32,6 млн т отходов, что на 5,6 млн т больше, чем за весь 2012 г. [2]. При этом больше половины отходов было отправлено на свалки или мусоросжигательные заводы. В переработку попали в основном только твердые бытовые отходы жилого сектора: стекло, стеклобой, металлолом, макулатура, алюминиевые банки, полиэтилен-терефталатовая тара и пр.

По информации Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в 2013 г. в главном городе страны образовалось примерно 32,6 млн т отходов

По данным Еврокомиссии, в Европейском Союзе (ЕС) в среднем на одного человека приходится порядка 16 т отходов в год. В целом же на территории ЕС за 2010 г. было произведено более 2,5 млрд т различного мусора, и этот показатель год от года увеличивается [3]. Согласно информации Европейского агентства окружающей среды, в 2013 г. было переработано около 39% мусора и отходов. В наиболее промышленно развитых странах, таких как Германия, Нидерланды, Бельгия и не входящая в Европейский Союз Швейцарская Конфедерация, показатель переработки превышает 50%. Конкретно в Германии - 62% [4].

Именно переработка, а не утилизация мусора и отходов, является сегодня не только жизненно необходимой деятельностью, но и экономически перспективной отраслью экономики, характеризующей уровень развития государства и общества

Несмотря на очевидные успехи, работа в данной области не прекращается. В соответствии с Седьмой программой действий Европейского сообщества в области окружающей среды, Дорож-

ной картой по эффективности ресурсов, а также на основании отдельных директив и иных нормативных актов страны - участницы ЕС к 2020 г. должны достичь уровня переработки отходов 50% или выше.

По данным того же Агентства окружающей среды, Европейской Комиссии и Европейского статистического агентства (Евростат), количество рабочих мест в Европейском Союзе, связанных с переработкой мусора, увеличилось в период с 2000 по 2007 г. на 45%, что является феноменальным показателем роста. Общий оборот отрасли во всех странах ЕС приближается к 24 млрд евро в год [5].

Итак, именно переработка, а не утилизация мусора и отходов, является сегодня не только жизненно необходимой деятельностью, но и экономически перспективной отраслью экономики, характеризующей уровень развития государства и общества.

Рассмотрим пути и способы стимулирования развития данной отрасли промышленности в Российской Федерации. Для этого проанализируем текущее российское законодательство, в том числе и региональное, касающееся переработки мусора и регулирования отдельных отраслей экономики, а также рассмотрим проблемы, препятствующие развитию отрасли.

Итак, обозначим проблемы.

Во-первых, слабость законодательной базы, которая ведет к неопределенности правоотношений в сфере переработки отходов. Фактически в данной сфере действует лишь один федеральный закон - «Об отходах производства и потребления», который объективно является недостаточным для полноценного регулирования рассматриваемой области.

Во-вторых, медленная окупаемость затрат, вызванная чрезмерным налоговым бременем и отсутствием государственной поддержки субъектов му-соропереработки, к примеру информационной или консультационной.

В-третьих, высокий уровень рисков данной деятельности. Ни один предприниматель, желающий начать свое дело в рассматриваемой области, не может быть уверен, что получит прибыль. В стране нет развитой сети сбора мусора и отходов. На всех уровнях не принято сортировать мусор и отходы, что крайне важно для их успешной переработки. Вышеперечисленные и другие причины определяют крайне низкую инвестиционную привлекательность этого вида бизнеса.

С учетом увеличивающейся с каждым годом экологической нагрузки, ростом важной социальной функции мусоропереработки необходимо ис-

кать пути выхода из ситуации, которая превращается в проблему уже в масштабах всей страны. Так какие же шаги необходимо сделать, чтобы переломить, а затем и преодолеть негативное развитие и его последствия?

Вероятно, первым шагом должно стать уменьшение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в сфере мусоропере-работки:

• во-первых, освобождение от уплаты абсолютно всех налогов в период выхода на окупаемость (приблизительно 5 лет), но не более 7 лет;

• во-вторых, предоставление в дальнейшем различных преференций и привилегий по налогам и сборам, а также по иным платежам, например по сбору за негативное воздействие на окружающую среду [6].

Следующим шагом должно быть создание комплексной системы государственной поддержки субъектов мусороперерабатывающей индустрии в Российской Федерации. Данная система должна содержать такие виды поддержки, как:

• финансовая помощь (за счет средств бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий или бюджетных инвестиций и пр.);

• имущественная помощь (в виде передачи во владение и/или в пользование государственного либо муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной,безвозмездной основе или на льготных условиях);

• информационная помощь и консультационная поддержка;

• поддержка предпринимателей в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

• поддержка в области инноваций и современных технологий.

Важно отметить, что подобные виды помощи уже предусматривались законодателем. Например, они доступны субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [7].

Третьим шагом, необходимым для понижения рисков и повышения привлекательности этой области бизнеса для частных инвесторов, может стать обеспеченность обязательств по кредитам субъектов мусороперерабатывающей промышлен-

ности государственными гарантиями Российской Федерации, что приведет к снижению банковских процентных ставок по кредитам до минимума. Также это приведет к тому, что банки будут с гораздо большей готовностью выдавать кредиты для любого начинания в этой сфере, в том числе и для особо рискованных проектов.

С учетом увеличивающейся с каждым годом экологической нагрузки, ростом важной социальной функции мусоропереработки необходимо искать пути выхода из ситуации, которая превращается в проблему уже в масштабах всей страны

Реализовать вышеуказанные идеи можно, только правильно урегулировав их законодательно. В связи с этим мы считаем целесообразным, помимо уже упомянутых изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и иных нормативно-правовых актах, принятие отдельного, специального федерального закона, посвященного поддержке и стимулированию мусороперерабатывающей промышленности в Российской Федерации.В данном нормативно-правовом акте должны быть определены:

• понятия и термины, используемые в сфере переработки отходов (мусора);

• основополагающие положения (принципы) переработки мусора в Российской Федерации;

• субъекты мусороперерабатывающей промышленности в Российской Федерации, а также их правовое положение (статус);

• меры государственной поддержки в сфере мусоропереработки в Российской Федерации, а также органы, на которые возложена их реализация;

• меры государственной поддержки отдельных видов мусоропереработки в Российской Федерации, а также органы, на которые возложена их реализация.

Переработка мусора, в отличие от его сжигания или утилизации на полигонах, серьезно улучшает общую экологическую обстановку, сохраняет окружающую среду от загрязнения, нанесения значимого вреда и уничтожения

В Москве на региональном уровне предоставляются определенные налоговые льготы организациям и предпринимателям, занятым мусоропереработкой

Помимо вышеуказанного, необходимо внести определенные изменения в российское налоговое законодательство, предусмотрев там соответствующие привилегии и преференции, порядок их предоставления, и перечень субъектов, которые на них могут претендовать. Наряду с этим необходимо внести поправки и в законодательство об охране окружающей среды, изменив для субъектов мусороперерабатывающей промышленности размер платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это обусловлено тем, что переработка мусора, в отличие от его сжигания или утилизации на полигонах, серьезно улучшает общую экологическую обстановку, сохраняет окружающую среду от загрязнения, нанесения значимого вреда и уничтожения. Соответственно потребуются изменение, принятие либо отмена сопутствующих подзаконных нормативно-правовых актов.

По данным Еврокомиссии, в Европейском Союзе (ЕС) в среднем на одного человека приходится порядка

16 т отходов в год

Что может дать реализация предложенных авторами мер:

• серьезно улучшится экологическая обстановка в целом по стране;

• будет внесен существенный вклад в охрану окружающей среды и, что наиболее важно, в охрану здоровья граждан;

• принятые меры будут способствовать формированию совершенно новой, инновационной отрасли промышленности, что вызовет секторальный экономический рост при минимальных бюджетных затратах;

• формирование новой отрасли промышленности приведет к созданию тысяч, а возможно, и десятков тысяч новых рабочих мест и улучшению социальной обстановки - повышению уровня жизни и среднего уровня заработной платы, увеличению объема средств, вносимых в пенсионные и страховые фонды, и пр.;

• произойдет ускорение окупаемости, снижение рисков и рост прибыли инвесторов и предпри-

нимателей, вкладывающих и/или занимающихся переработкой мусора и отходов, что позволит им в перспективе вкладывать новый капитал в развитие других отраслей российской экономики.

Хотя не всегда последовательно и не вполне успешно, но уже делаются шаги в обозначенном авторами направлении. Например, в Москве на региональном уровне предоставляются определенные налоговые льготы организациям и предпринимателям, занятым мусоропереработкой [8].

Авторы считают необходимым отметить, что выдвинутые предложения соответствуют общим принципам и целям обращения с отходами. Они лишь развивают и показывают возможные пути реализации уже намеченных направлений в области их переработки [9].

Сформулированные в настоящей статье предложения, по нашему мнению, будут способствовать развитию инновационной для России мусороперерабатывающей промышленности, что благотворно скажется на всей экономике Российской Федерации и экологической ситуации в стране, а также на благосостоянии граждан.

Литература

1. Отходы производства и потребления [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://www.gks.ru/ (дата обращения: 06.12.2014).

2. Доклад о состоянии окружающей среды в Москве в 2013 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://www.dpioos. ru/eco/ru/report_result/o_199309 (дата обращения: 06.12.2014).

3. Waste // Official website of the European Commission [Электронный ресурс] // URL: http://ec.europa.eu/environment/waste/ (дата обращения: 14.12.2014).

4. Recycling rates in Europe // Official website of The European Environment Agency (EEA) [Электронный ресурс] // URL: http://www.eea.europa.eu/about-us/competitions/waste-smart-competition/recycling-rates-in-europe/view (дата обращения 14.12.2014).

5. Там же.

6. Статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

7. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.07.2007. № 31.

8. Пункт 10.2 части 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» // Ведомости Московской городской Думы, 17.12.2003. № 11.

9. Статья 3 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления // Собрание законодательства Российской Федерации. № 26. 29.06.1998.