Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В РАБОТЕ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В РАБОТЕ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИНИЦИАТИВА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ / ДОСУГ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бувина Н.В.

Рассматривается молодежь, как особая социальная группа, выполняющая функцию будущего «преобразователя общества». Исследовано противоречие между социальной потребностью и реализацией этой потребности относительно стимулирования молодежных инициатив в работе сельского дома культуры. Обоснована потребность создания благоприятных условий для организации досуга молодежи с использованием инновационных форм и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATING YOUTH CREATIVE INITIATIVES IN THE WORK OF VILLAGE HALL

The article considers young people as special social group that performs the function of the future “social reformer”. The contradiction between the social need and the realization of this need regarding the stimulation of youth initiatives in the work of the village hall is investigated. The need to create favorable conditions for organizing the leisure of young people using innovative forms and methods is justified.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В РАБОТЕ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ»

УДК 304.442

СТИМУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В РАБОТЕ

СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ

Н. В. Бувина

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассматривается молодежь, как особая социальная группа, выполняющая функцию будущего «преобразователя общества». Исследовано противоречие между социальной потребностью и реализацией этой потребности относительно стимулирования молодежных инициатив в работе сельского дома культуры. Обоснована потребность создания благоприятных условий для организации досуга молодежи с использованием инновационных форм и методов.

Ключевые слова: молодежь, инициатива, социальная активность, сельский дом культуры, досуг, культурно-досуговая сфера.

STIMULATING YOUTH CREATIVE INITIATIVES IN THE WORK OF VILLAGE HALL N. V. Buvina

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article considers young people as special social group that performs the function of the future "social reformer". The contradiction between the social need and the realization of this need regarding the stimulation of youth initiatives in the work of the village hall is investigated. The need to create favorable conditions for organizing the leisure of young people using innovative forms and methods is justified.

Keywords: young people, initiative, social activity, village hall, leisure, cultural and leisure sphere.

Введение. В настоящее время современное информационное общество претерпевает глобальные изменения в социокультурной сфере. Такие изменения происходят благодаря личностному вкладу людей, проживающих в этом обществе, их ответственности и включенности в процессы. Именно подобным образом формируется интерес к пониманию запросов и возможностей, проблем и противоречий личности, запускается процесс развития инициатив со стороны молодого поколения и активизации его жизненной позиции.

Молодое поколение представляет собой особую социальную группу, которая в будущем может и должна стать «преобразователем общества».

Для того чтобы молодой человек достиг достаточного уровня готовности к социальной активности в будущем, важно всеми доступными средствами развивать его способность проявлять инициативу. Задача учреждений социокультурной сферы на селе, в том числе, сельских домов культуры — оказывать в этом подрастающему поколению всестороннюю поддержку [1]. Таким образом, актуальность проблемы исследования обозначается высоким социальным статусом молодежи.

Проблема исследования выражается в противоречии между социальной потребностью и уровнем реализации этой потребности относительно стимулирования молодежных инициатив в работе сельского дома культуры.

Цель исследования — в ходе теоретико-эмпирического исследования выявить состояние и наиболее оптимальные технологии стимулирования молодежных инициатив в работе сельского дома культуры на примере территории Большелогского сельского поселения Ростовской области.

Российские ученые И. П. Иванов, А. З. Иоголевич, Э. Ш. Камалдинов, А. Г. Кирпичник, М. Б. Коваль, В. В. Лебединский, Р. А. Литвак, Е. Н. Сорочинская, Е. М. Харланова и др. провели исследования молодежных общественных объединений, рассмотрели в каких областях наиболее часто проявляется молодежная инициатива и разработали теоретическую базу исследования подобных инициатив.

Однако вышеперечисленные авторы затронули лишь часть проблем, связанных со стимулированием молодежных инициатив, в то время как количество вопросов, возникающих на практике, растет в геометрической прогрессии и остается без ответов. На наш взгляд, институт поддержки инициатив молодежи должен рассматриваться в качестве стратегической линии развития социального воспитания в современных условиях.

Несмотря на значительный объем научных публикаций, острота проблем организации и стимулирования культуротворческого потенциала молодежи и повышения ее инициативности в настоящее время приобретает все большую значимость.

Характеристика ценностных ориентаций молодого поколения. Подростковый и молодой возраст вот уже больше ста лет привлекает внимание исследователей психологического развития личности. В рамках культурно-исторического подхода общепринятым считается представление Л. С. Выготского о пубертатном периоде как о фоне, который лишь сопутствует подростковому возрасту, но не определяет его психологического содержания [2]. Таким образом, среди разнообразных подходов выделяются два ключевых переломных момента:

— половое созревание, относящееся к важнейшим, во многом определяющим всю дальнейшую жизнь психофизиологическим сторонам человеческого развития;

— включение в мир «взрослости» с её обязанностями и ответственностями, имеющими социокультурный характер.

Интеллектуальное развитие подрастающей личности, по мнению Ж. Пиаже, является центральной линией развития этой самой личности [3].

Материально-экономические ценностные ориентации в современном мире занимают особое положение. Экономически активные субъекты и сообщества уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности [3].

Уже несколько десятилетий в общественном сознании российской молодежи «гуляют» идеи так называемых естественных законов природы, где выживает сильнейший (а понимается еще хуже — бездушный, беспринципный, жестокий). С другой стороны, существует равнодушие к государству, чиновникам, политической, финансовой элите, которое приобретает показной характер. Отсюда выходят современные проблемы молодежи в духовно-нравственной сфере. Происходит размывание нравственных ориентиров и основ. У молодого поколения теряется интерес к культурным традициям, национальной истории и общественным интересам. Таким образом, в самореализации личности наступает застой. Именно отсюда проистекает низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем [4].

Исходя из этого, основными становятся следующие задачи социально-культурной деятельности по отношению к юношеству:

— не допускать изменения ценностей культуры, помогать в сохранении культурной преемственности поколений;

— повышать досуговую культуру каждого человека в отдельности через создание условий для творческого досуга и реализацию права на творческое образование;

— создавать любительские объединения и самодеятельные формирования, оказывать им всестороннюю помощь, стимулируя, таким образом, развитие общественной активности и инициативы;

— использовать в социально-культурной деятельности инновационные формы и средства, которые наиболее популярны у населения, например, экранные искусства, технологии интернета и сетевого взаимодействия.

Отличительной чертой современного этапа развития социокультурной активности человечества является то, что глобальная сеть Интернет предоставляет огромное количество возможностей для проявления социокультурных молодежных инициатив [5].

Интернет-среда формирует принципиально новую, специфическую культуру не только на личностном, но и на общесоциальном уровне. «Масс-медиа «соответствуют» ускоренному внутреннему движению других функциональных систем — экономики, науки и политики, которые постоянно ставят общество перед новыми проблемами» [6].

Трансформации и традиции в деятельности учреждений социокультурной сферы на селе. При реализации культурно-досуговой деятельности в сельской местности возникают различные проблемы, одной из которых является организация досуга молодежи.

Это связано с различными факторами, такими как недостаточная ресурсная база, недостаточная квалификация специалистов культурно-досуговой сферы, малое количество молодых людей, по сравнению с людьми пожилого возраста и т.п.

Характеризуя социальное развитие молодежи на территории Большелогского сельского поселения Ростовской области, необходимо обратиться к организационно-педагогическим условиям сельской культурно-досуговой среды. Основными задачами пяти домов культуры Большелогского сельского поселения (СДК х. Пчеловодный, СДК п. Реконструктор, СДК п. Водопадный, СДК п. Российский, СДК х. Большой Лог) являются удовлетворение культурных запросов населения Большелогского поселения, создание условий для развития творческой инициативы и организации отдыха людей, проживающих на обслуживаемой территории. Реализуя эти задачи, учреждение активно использует все средства и формы организации досуга.

В Большелогском поселении востребованы как клубные формирования, так и формирования самодеятельного народного творчества для молодежи. Среди них — вокально-инструментальный ансамбль «Второй перекресток», хореографический коллектив «Очарование», танцевальный коллектив «ПХ», вокальная группа «Южный ветер» и другие.

В Большелогском поселении ведется разнообразная работа с молодежью. На территории поселения работают молодежные клубы, в творческих коллективах принимает участие молодежь от 14 до 30 лет. Так, в 2019 году в МБУК БСП «Реконструкторский СДК» проведено 212 мероприятий для молодежи, которые посетили 19 219 человек.

В рамках реализации данного направления деятельности в муниципальном бюджетном учреждении культуры Большелогского сельского поселения в 2019 году была разработана и внедрена в работу «Программа работы СДК п. Реконструктор по организации досуга молодежи с использованием инновационных форм и методов».

Диагностика потребностно-мотивационных особенностей молодежи как целевой аудитории социокультурного проекта. Основным средством изучения социальных процессов в настоящее время является эмпирическое социологическое исследование. Такое исследование необходимо для получения достоверных сведений об изучаемом процессе или явлении. Получаемая в процессе исследования информация считается надежной, достоверной и в последующем используется на практике.

Как метод сбора информации авторами был использован метод анкетирования, который представляет собой опрос жителей поселения, а именно молодежи, для выявления интересов и предпочтений подрастающего поколения Большелогского сельского поселения, а также его социальной активности. Для проведения исследования было выбрано раздаточное (курьерское) анкетирование, позволяющее одному человеку одновременно опрашивать большое количество респондентов путем раздачи индивидуальных бланков анкет.

В исследовании участвовали 66 % девушек и 34 % молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет. При этом 66 % от общего числа опрошенных — это молодежь от 15 до 20 лет, а 34 % — в возрасте от 21 до 25 лет.

При проведении исследования был поставлен вопрос: «Чему вы посвящаете свое свободное время?». Основные из полученных ответов таковы:

— просмотр телепередач, кинофильмов, посещение кинотеатров — 39 чел.;

— компьютер: общение в сети, игры, посещение компьютерных клубов — 82 чел.;

— декоративно-прикладное и художественное творчество, посещение кружков — 35 чел.;

— чтение книг, журналов, посещение библиотеки — 34 чел.;

— спорт, здоровый образ жизни, посещение спортивных секций — 50 чел.;

— общение с друзьями, посещение дискотек, диско-клубов, кафе-баров — 60 чел. (рис. 1).

100 80 60 40 20 0

</' ✓ /"' / / уу* </

с/

I просмотр телепередач

I Компьютер: общение в сети и т.п.

Посещение кружков

I Чтение книг, журналов

I Спорт, здоровый образ жизни

Общение с друзьями, посещение дискотек и т.п.

Рис. 1. Досуговое времяпрепровождение

На вопрос «Удовлетворены ли Вы работой клубных учреждений поселения?», респонденты отвечали:

— полностью удовлетворены — 41чел.;

— частично удовлетворены — 43 чел.;

— частично не удовлетворены — 42 чел.;

— полностью не удовлетворены — 55 чел.;

— затрудняюсь ответить — 119 чел. (рис. 2).

14QQ/J

I Полностью удовлетворены

Частично удовлетворены

Частично не удовлетворены

I Полностью неудовлетворены

Рис. 2. Удовлетворенность молодежи работой клубных учреждений

Возникла заинтересованность о причине большого количества отрицательных ответов. Поэтому были заданы еще несколько вопросов.

При ответе на вопрос: «В каких мероприятиях Вы хотели бы принять участие?», молодым людям было предложено выбрать один или несколько вариантов. Как видно из ответов, современная молодежь предпочитает активный досуг (рис. 3). Если речь идет о музыкальных мероприятиях, то большинство высказалось за проведение концертов, посвященных альтернативной музыке.

Открытые экции(флеш-моб и др.)

Музыкальные

Инф.-просветительские, диалоговые(диспуты, беседы)

Спортивные

Сюжетно-ролевые

О 50 100 150

Рис. 3. В каких мероприятиях молодежь хотела бы принять участие

На вопрос «Какой вид или форму досуга Вы хотели бы получить при посещении дома культуры?», вариантов ответов не предлагалось. Ответить нужно было в свободной форме. При обработке анкет выяснилось, что достаточно большое количество молодых людей дали схожие между собой ответы. Юноши и девушки хотели бы получить какое-либо свободное пространство, в границах которого они смогли бы проявить и развить свои интересы без видимого давления со стороны взрослых.

Основное количество респондентов говорит о том, что современному обществу не хватает специальных молодежных программ, что важно взять под специальный контроль решение молодежных проблем. Опрашиваемые молодые люди полагают, что основная причина увлечения алкоголем и наркотиками — «безделье, отсутствие занятий». Именно в этой связи авторы попытались понять, как молодые люди проводят свое свободное время. Выяснили, что юноши и девушки готовы принимать участие в мероприятиях, проводимых на территории Большелогского поселения, но только в тех, которые им интересны, обладают новизной и соответствуют следующим потребностям: удовольствие, самореализация, общение, яркие впечатления.

Меняющаяся социокультурная среда, появление новых компьютерных технологий предъявляют к квалификации специалистов социокультурной сферы повышенные требования. Эти требования, в первую очередь, касаются области интернет-технологий. Работники дома культуры должны не просто интересоваться данными вопросами, а постоянно повышать свою информационную грамотность, то есть «быть в теме».

Заключение. Осуществление системы программных мероприятий поможет создать благоприятные условия для успешного функционирования организации досуга молодежи с использованием инновационных форм и методов, а также четко планировать и координировать деятельность учреждений культуры в рамках того или иного культурного проекта, прогнозировать динамику культурных процессов на территории района [7].

В разрабатываемых для молодежи программах и проектах важно не навязывать ребятам чужое мнение, а позволить свободно общаться как в пространстве интернет-сообщества, так и непосредственно в социокультурном пространстве поселения, что позволит наглядно анализировать и узнавать предпочтения, мотивировать собственные инициативы современной молодежи.

Библиографический список

1. Потемкина, Р. А. Субъекты культуры и объекты в культуре / Р. А. Потемкина // Аналитика культурологии. — 2011. — №1. — С. 26.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Д. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1991. — 420 с.

3. Воронков, С. Г. Молодежь и перспективы развития молодежной политики / С. Г. Воронков, С. П. Иваненков. — Оренбург, 2013. — 127 с.

4. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — Москва : МГУКИ, 2001. — 43 с.

5. Михайлов, С. Интернет как социальное явление: дис. канд. филос. наук / С. Михайлов. — Ульяновск, 2003. — 169 c.

6. Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. — Москва : Праксис, 2006 — 47 с.

7. Кизилова, И. Н. Программно-проектный метод как инновационная технология управления в сфере культуры / И. Н. Кизилова // Креативная экономика. — 2010. — №9. — С.108-114.

Об авторе:

Бувина Надежда Владимировна, директор муниципального бюджетного учреждения культуры Большелогского сельского поселения «Реконструкторский сельский дом культуры» (346711, РФ, п. Реконструктор, ул. Гагарина, 1а), магистрант кафедры «Медиапроизводство» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1) nadezhda-buvina@mail.ru

About the Author:

Buvina, Nadezhda V., Director, Municipal Budget Cultural Institution of the Bolshelogsky rural settlement "Reconstructor Village Hall" (1a, Gagarina str, Reconstructor village, 346711, RF), Master's degree student, Department of Media Production, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), nadezhda-buvina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.