Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальной рынке / Азии и Европы / факторы / Качественное образование / стабилизации / ресурс / экономического развития. / global market / Asia and Europe / factors / quality education / stabilization / resource / economic development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С А. Юлдашева, Р Ш. Собиров

Рынок образовательных услуг в Узбекистане имеет особенности, которые резко отличают его от мировых. Это связано не столько с уникальностью услуг, хотя это тоже не маловажно, сколько тем, что для его формирования осуществлялись различные подходы, в особенности с 1997 года, когда были приняты законы Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTING THE EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

The market of educational services in Uzbekistan has features that sharply distinguish it from the world. This is due not so much to the uniqueness of services, although this is also not unimportant, but to the fact that various approaches have been taken to form it, especially since 1997, when the laws of the Republic of Uzbekistan “On Education” and “On the National Program for the Training of Personnel of the Republic of Uzbekistan” were adopted. Uzbekistan".

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489

OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2022

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

С. А. Юлдашева, Р. Ш. Собиров

Ташкентский государственный транспортный университет

АННОТАЦИЯ

Рынок образовательных услуг в Узбекистане имеет особенности, которые резко отличают его от мировых. Это связано не столько с уникальностью услуг, хотя это тоже не маловажно, сколько тем, что для его формирования осуществлялись различные подходы, в особенности с 1997 года, когда были приняты законы Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан».

Ключевые слова: глобальной рынке, Азии и Европы, факторы, Качественное образование, стабилизации, ресурс, экономического развития.

PROMOTING THE EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

ABSTRACT

The market of educational services in Uzbekistan has features that sharply distinguish it from the world. This is due not so much to the uniqueness of services, although this is also not unimportant, but to the fact that various approaches have been taken to form it, especially since 1997, when the laws of the Republic of Uzbekistan "On Education" and "On the National Program for the Training of Personnel of the Republic of Uzbekistan" were adopted. Uzbekistan".

Keywords: global market, Asia and Europe, factors, quality education, stabilization, resource, economic development.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы высшего образования и его влияния на человеческий капитал в последние годы, в особенности, в период рассмотрения нового проекта закона об образовании, активно исследуются и обсуждаются как в Узбекистане, так и за рубежом. Выдвигаются разные концепции и прогнозы развития вышей школы, предлагаются все новые и новые механизмы реализации этих концепций.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Определение рейтинга любого ВУЗа показывает возможность данного вуза удовлетворять потребности общества в подготовке высококвалифицированных

314

UZBEKISTAN | www.caajsr.uz

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

кадров, отвечающих современным требованиям. Повышение уровня конкурентоспособности ВУЗа закономерно и позитивно сказывается на качестве и объеме человеческого капитала, что в конечном счете и является главной целью любого ВУЗа.

Конкурентоспособность высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития и конкретных регионов, и Узбекистана в целом. Внедрение технологий, опирающихся на высокий уровень интеллектуальных ресурсов, и тенденции глобализации становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику нашей страны. В своем Послании Олий Мажлису Президент нашей республики Ш.Мирзиёев отметил: «Мы не в праве забывать, что интеллектуальный и культурный потенциал нашего народа - поистине бесценное богатство, и воспитание на этой основе одаренной, талантливой молодежи имеет решающее значение. Именно благодаря такому подходу развитые страны достигли нынешнего высокого уровня» [1].

Бесспорно, система высшего образования является ведущим социальным институтом, который создает и воспроизводит интеллектуальный потенциал общества. При этом отправной точкой функционирования системы образования является высшая школа. Продвижение образовательных услуг на современном рынке имеет характерные особенности, обусловленные спецификой как самих подобных услуг, так и всей сферы образования, прежде всего, высшего образования. В текущих условиях без учета этих особенностей и использования специальных (маркетинговых, социологических и иных) инструментов ВУЗам сложно конкурировать на глобальной рынке и занять свою нишу. По результатом оценки организации по экономическому сотрудничеству и развитию, на данный момент в мире примерно 140 млн. студентов обучаются в 36 тыс. вузах. Считается, что через 10 лет количество студентов значительно возрастет, так как число получающих высшее образование в странах Азии и Европы увеличится, прежде всего за счет выходцев Китая, Индии, Южной Кореи и др. стран.

Традиционно выделяют восемь стран, которые принимают больше половины мирового совокупного иностранного набора студентов: США, Англия, Франция, Германия, Австралия, Канада, Россия, Япония. Но в последние годы на образовательном рынке услуг стали развиваться новые страны, такие как страны Латинской Америки, Карибского бассейна и Азии. Институт международного образования (IIE) в своем ежегодном отчете Open Doors report показал, что три года назад доля иностранных студентов в США составляет 19% от всех мобильных студентов мира. Данный удельный вес велик, но стоим отметить, что с начала нового столетия численность студентов, обучающихся в США,

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

уменьшилась на 6%, в связи с чем, что многие страны преуспели с развитием и совершенствованием своих образовательных систем, что привлекло внимание иностранных студентов. Следует отметить рост доли европейских стран, Австралии, Новой Зеландии, Индонезии, которые привлекают студентов путем предоставления грантов, стипендий, кредитов на обучение, оплачиваемых рабочих мест. При этом стоимость обучения в этих странах дешевле чем в США и других развитых странах.

В современных условиях экспорт образовательных услуг - достаточно значимое направление в экономики страны. Качественное образование определяет конкурентоспособность страны на мировом образовательном рынке. Многие страны в условиях инновационной экономики используют высшее образование, как ресурс оздоровления и стабилизации экономического роста. Что же мешает развивать и стимулировать экспорт образовательных услуг в Узбекистане? Постараемся дать свое видение в разрешении этой проблемы.

Прежде всего надо ввести изменения в Закон «Об образовании», это касается форм, видов и сроков обучения в ВУЗах. Следует внедрить систему дистанционного образования, определить круг прав и обязанностей участников образовательного процесса, в особенности, предприятий и представителей частного предпринимательства, которые являются основными потребителями этих услуг. Пока, к сожалению, только редкие предприятия оплачивают целевую подготовку кадров, выделяют стипендии и используют другие стимулирующие рычаги для успешной подготовки кадров.

Действующая система подготовки специалистов в силу излишней бюрократизированности и загруженности количеством часов и предметов не может готовить качественных специалистов. В этой связи следует пересмотреть образовательные стандарты, хотя они каждый год пересматривается, что недопустимо, причем, не учитывая предметы по выбору, количество предметов не должно превышать 30. Большое количество предметов сказывается на качестве самих студентов, у них нет времени самостоятельную подготовку, что является основой современного высшего и профессионального образования.

Следует ввести систему стимулирования для привлечения ведущих иностранных специалистов и студентов для обучения в ВУЗах республики. Для этого следует из вновь образованных фондах при министерстве Инновационного развития, Высшего и среднего специального образования, а также из средств самих вузов и предприятий партнеров, участников образовательного процесса выделять на эти целевые средства. Прием иностранных абитуриентов возложить на самих вузов. Только таким образом можно отвечать мировым стандартам по

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

образовательным услугам. В этой связи следует напомнить об отчете Всемирного банка, где говорится о том, что самостоятельность вузов, является необходимым условием для их адаптации к быстроменяющейся сфере. Для объективности надо заменить, что в этой области уже делаются первые шаги, например, специализированные советь при ведущих ВУЗах могут самостоятельно присваивать ученую степень PhD (докторе философии).

Как нам представляется, следует изменить отношение к магистратуре, которая сейчас присваивает степень магистра, при чем академическую. На наш взгляд, в ВУЗах следует их подразделить на три группы, т.е. готовить магистров для управленческих кадров, научно-исследовательской и преподавательской деятельности, а также для ведения бизнеса. При чем, для ведения бизнеса получения диплома магистра может быть ограничиться одним годом. По опыту развитых стран, магистратура может быть сроком от одного до трех лет. Такое положение может заинтересовать иностранных студентов, продолжать обучение в Узбекистане, так как у нас и дешевле, и более благоприятные культурные, этнические и гастрономические условия для выходцев из Китая, Индии, Индонезии, откуда наибольший поток желающих учиться.

Исходя из вышеуказанных моментов, мы можем сделать ряд выводов:

— Основополагающими причинами получения высшего образования для желающих, являются его желание стать хорошим специалистом в той или иной сфере, получить диплом престижного ВУЗа;

— Наиболее важными критериями при выборе ВУЗа являются: бесплатное обучение, государственная форма собственности ВУЗа, узнаваемость бренда ВУЗа, его рейтинг;

— Официальный сайт ВУЗа, социальные сети, реклама на радио, TV, интернете являются наиболее популярными источниками информации для абитуриентов и их родителей;

— Если на первом по значимости месте оказываются факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства на престижную работу, подходящее направление), то на втором - связанные с удобством обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение ВУЗа). Причем также большую роль играем стратегическая ориентация абитуриентов на престижность ВУЗа и качество образования, по основным акцентом остаётся возможность успешного трудоустройства после окончания ВУЗе.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

ВЫВОД

В современных условиях экспорт образовательных услуг - достаточно значимое направление в экономике страны. Качественное образование в экономике страны. Качественное образование определяет конкурентоспособность страны на мировом образовательном рынке. Многие страны в условиях кризиса используют высшее образование, как ресурс посткризисного оздоровления и стабильного экономического развития (например, Япония, Южная Корея, в настоящее время Китай, Индия, Индонезия). Таким образом, наиболее важными приоритетами в государственной политике стран выступают развитие и стимулирование экспорта образовательных услуг.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису / «Народное слова», 23 декабря 2017 года.

2. Мировые лидеры внешней торговли на рынке услуг высшего образования: текущее состояние и перспективы // Креативная экономика. -2013. -№ 1 (13)-с. 7783.

3. Социально - экономическое положение РУз. / Гос. Комитет РУз по Статистике. - Т., 2018г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.