Научная статья на тему 'Стилистические приемы как инструмент когнитивного моделирования сознания'

Стилистические приемы как инструмент когнитивного моделирования сознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
472
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВОСТНЫЕ БЛОКИ СМИ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ЯЗЫКОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА / РЕЦИПИЕНТ / ИНФОРМАЦИЯ / АЛЛЮЗИЯ / МЕТАФОРА / COGNITIVE MODELING / MANIPULATIVE TECHNIQUES / NEWS BLOCKS / STYLISTIC DEVICES / LANGUAGE MANIPULATION / AUTHOR'S LANGUAGE PERSONALITY / RECIPIENT / INFORMATION / ALLUSION / METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кислицына Наталья Николаевна, Меленцова Мария Сергеевна

Когнитивное моделирование является одним из инструментов, который используется в различных научных сферах для конструирования потенциально возможных состояний в «слабоструктурированных системах», к которым с полным правом можно отнести и новостной англоязычный дискурс. «Слабоструктурированность» обусловлена вариативной природой языка и гибкой формой подачи новостного материала, которая отчасти вызвана манипулятивным обращением автора новостного блока с содержащейся в тексте информацией. В работе демонстрируются эксплицитные и имплицитные формы воздействия на аудиторию с помощью языковых средств с целью оказания влияния на реципиентов. Выявление манипулятивных фактов воздействия на сознание реципиентов проводится на материале новостных блоков современных интернет-СМИ: «BBC News», «Business Insider», «The Guardian», «Forbes», «Telegraph» и «Independent». В статье освещаются основные аспекты и условия использования таких стилистических приемов как метафора, аллюзия, а также манипулятивного приема «обращение к авторитету». Частое использование метафоры раскрывает одну из ее особенностей влияние на восприятие реальности искаженным образом. Именно это свойство метафоры позволяет избежать автору манипулятивных искажений обвинений в открытой пропаганде тех или иных идей, с одной стороны, а с другой латентно перейти к манипулированию на когнитивном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кислицына Наталья Николаевна, Меленцова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC DEVICES AS A TOOL OF COGNITIVE MODELING OF CONSCIOUSNESS

Cognitive modeling is one of the tools that are used in different research spheres to frame the potential states in «semi-structured systems». English news discourse belongs to those systems due to the facts that language is a variable system and that the news flows are characterized by high flexibility, which is partly determined by the news block author's information manipulation. The paper demonstrates explicit and implicit forms of manipulation used to make an impact on the audience with the help of language means. To reveal the cases of recipients' consciousness manipulation the material presented in the up-to-date news blocks of the Internet media: «BBC News», «Business Insider», «The Guardian», «Forbes», «Telegraph» and «Independent» was analyzed. The article highlights the main aspects and conditions of the use of stylistic devices such as metaphor, allusion, as well as the manipulative technique which is called «appeal to authority». Frequent use of metaphor is driven by one of its significant feature metaphor causes the altered perception of reality. This particular feature of metaphor allows the author of the manipulative distortion of meaning to use hidden propaganda of certain ideas and to avoid accusations of it, on the one hand, and on the other hand, switch latently to the manipulation at the cognitive level.

Текст научной работы на тему «Стилистические приемы как инструмент когнитивного моделирования сознания»

Kislitsyna Natalia Nikolaevna, Melentsova Maria Sergeevna STYLISTIC DEVICES AS A TOOL OF COGNITIVE ...

philological sciences -linguistics

УДК 81^22:38:42

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0019

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

© 2019

Кислицына Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков № 1 Института иностранной филологии Меленцова Мария Сергеевна, ведущий специалист по УМР кафедры иностранных языков № 1 Института иностранной филологии Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (295029, Россия, Симферополь, улица Нестерова 54, e-mail:marygaponov@gmail.com)

Аннотация. Когнитивное моделирование является одним из инструментов, который используется в различных научных сферах для конструирования потенциально возможных состояний в «слабоструктурированных системах», к которым с полным правом можно отнести и новостной англоязычный дискурс. «Слабоструктурированность» обусловлена вариативной природой языка и гибкой формой подачи новостного материала, которая отчасти вызвана манипулятивным обращением автора новостного блока с содержащейся в тексте информацией. В работе демонстрируются эксплицитные и имплицитные формы воздействия на аудиторию с помощью языковых средств с целью оказания влияния на реципиентов. Выявление манипулятивных фактов воздействия на сознание реципиентов проводится на материале новостных блоков современных интернет-СМИ: «BBC News», «Business Insider», «The Guardian», «Forbes», «Telegraph» и «Independent». В статье освещаются основные аспекты и условия использования таких стилистических приемов как метафора, аллюзия, а также манипулятивного приема «обращение к авторитету». Частое использование метафоры раскрывает одну из ее особенностей - влияние на восприятие реальности искаженным образом. Именно это свойство метафоры позволяет избежать автору манипулятивных искажений обвинений в открытой пропаганде тех или иных идей, с одной стороны, а с другой - латентно перейти к манипулированию на когнитивном уровне.

Ключевые слова: когнитивное моделирование, манипулятивные технологии, новостные блоки СМИ, стилистические приемы, языковое воздействие, языковая личность автора, реципиент, информация, аллюзия, метафора.

STYLISTIC DEVICES AS A TOOL OF COGNITIVE MODELING OF CONSCIOUSNESS

© 2019

Kislitsyna Natalia Nikolaevna, candidate of philological sciences, associate professor, the head of the department of foreign languages № 1 of Institute of Foreign Philology Melentsova Maria Sergeevna, leading specialist on educational and methodical work of the department of foreign languages №1 of Institute of Foreign Philology V.I. Vernadsky Crimean Federal University (295029, Russia, Simferopol, Nesterova street, 54, e-mail: marygaponov@gmail.com)

Abstract. Cognitive modeling is one of the tools that are used in different research spheres to frame the potential states in «semi-structured systems». English news discourse belongs to those systems due to the facts that language is a variable system and that the news flows are characterized by high flexibility, which is partly determined by the news block author's information manipulation. The paper demonstrates explicit and implicit forms of manipulation used to make an impact on the audience with the help of language means. To reveal the cases of recipients' consciousness manipulation the material presented in the up-to-date news blocks of the Internet media: «BBC News», «Business Insider», «The Guardian», «Forbes», «Telegraph» and «Independent» was analyzed. The article highlights the main aspects and conditions of the use of stylistic devices such as metaphor, allusion, as well as the manipulative technique which is called «appeal to authority». Frequent use of metaphor is driven by one of its significant feature - metaphor causes the altered perception of reality. This particular feature of metaphor allows the author of the manipulative distortion of meaning to use hidden propaganda of certain ideas and to avoid accusations of it, on the one hand, and on the other hand, switch latently to the manipulation at the cognitive level.

Keywords: cognitive modeling, manipulative techniques, news blocks, stylistic devices, language manipulation, author's language personality, recipient, information, allusion, metaphor.

Когнитивное моделирование, основной задачей которого является исследование процессов, происходящих в искусственно сконструированных системах, с целью изучения явлений, происходящих в реальных условиях, в последнее время является одним из наиболее востребованных и перспективных направлений научных исследований в когнитивной лингвистике (Л. С. Абросимова [1], Н. Н. Болдырев и А. М. Плотникова [2], Г. И. Берестнев [3], О. В. Кирина [4], В. З. Демьянков и Е. С. Кубрякова [5], Ю. С. Степанов [6], И. А. Стернин [7], В. А. Маслова [8], Л. С. Абросимова [9]); социолингвистике (Ю. И. Горбунов [10], О. К. Ирисханова [11], Е. А. Огнева [12]); филологии (О. С. Федотова [13], И. А. Минакова [14]), в сфере образования и науки (М. В. Гречко [15], А. Н. Целых [16], М. В. Петряева [16],); компьютерных науках (А. И. Панов [17]).

Особую значимость когнитивное моделирование приобретает в аспекте изучения его влияния на сознание реципиентов, в частности, читательской аудитории средств массовой информации (СМИ). Глобализация СМИ, образование своеобразной инфосферы, подобной био- или ноосфере, количественное изменение источников информации и охватываемых ими территорий

привело к изменениям качественным, среди которых особо следует отметить возможность моделирования общественного мнения. Количество информации, которая ежедневно производится и передается через СМИ, перманентно растет и уже во много раз превосходит аналогичный текстовый поток прошлых лет. Данная ситуация сложилась из-за стремительного развития и совершенствования способов массового распространения информации, возникновения новых цифровых медиа-технологий. Одно из главенствующих мест во всем объеме текстов СМИ занимают новостные блоки. Именно новости являются базой всего медиапотока, обеспечивая содержание и структуру современного информационного пространства.

СМИ активно внедряются в общественную жизнь, формируя мнение самой широкой публики посредством истолкования новостного материала, находящегося в поле зрения журналистов. Манипулятивные технологии, оказывающие влияние на общественное сознание, всегда имеют определенную цель и мотив, а также обладают спецификой структурно-функционального воздействия на определённый объект. Таким образом, рассмотрение особенностей использования стилистических приемов

филологические науки -языкознание

Кислицына Наталья Николаевна, Меленцова Мария Сергеевна СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ...

как инструмента когнитивного моделирования, являющееся целью статьи, обуславливает актуальность данного исследования.

Помимо, так называемых «заказных» манипуляций, нельзя упускать из виду и языковую личность автора: интерпретация различных событий в новостных блоках СМИ осуществляется субъективно, через призму мировосприятия адресанта. Следует отметить, что в новостных блоках преднамеренно используются эмоционально-нагруженные тексты, а также не редко читателю предоставляется заведомо ложная информация, путем искажения реальных событий, придавая тому или иному тексту тенденциозность. Благодаря владению определёнными знаниями в сфере референции [18, с. 4], стоит учитывать такой важный критерий, как «презумпция». «Ложные презумпции - лингвистические конструкции, описывающие события, которые не имели места в реальности» [18, с. 19]. Подобный языковой прием может выступать в роли «основы» для использования конструкции с подменой аргумента. Т. И. Бекметова утверждает, что чаще всего этот прием используют для доказательства определенного суждения, которому необходимо обоснование [19, с. 89-93].

Рассматривая различные приемы воздействия, стоит учесть, что в случае, когда какой-либо прием манипулирования был употреблен один раз и используется одним журналистом, лингвист, проводящий экспертизу текста, еще не обладает твердыми основаниями для утверждения того, что данный прием применяется в целях воздействия на реципиента и проведения когнитивного моделирования его сознания. В подобном случае можно говорить об авторском сообщении, идиостиле [20], стилистической манере или мнении определенного публициста, соответственно, утверждать о манипулятивных действиях в данном случае не совсем корректно.

Т. В. Дьякова отмечает, что новостные блоки отличаются тщательно проработанной, организованной и достаточно устойчивой структурой, что в сочетании с определенными признаками на уровне языка позволяет анализировать данные тексты как глобально-клишированные тексты массовой информации. На уровне формата, новостным блокам присуща организация по принципу перевернутой пирамиды, которая означает, что самая важная информация показана в начальных предложениях, а именно в заголовке и вводке. Затем степень информативной насыщенности снижается. Доподлинно неизвестно кто был автором данной формы подачи информации, существует мнение, что данная организация текста появилась вследствие использования телеграфа и сокращения количества слов для уменьшения стоимости. Кроме того, форматное структурирование новостных материалов отвечает принципу максимального удобства для читателей («reader-friendly») [21, с. 102104]. Продуманная структурная организация новостного текста соответствует понятию композиции, которое, по мнению А. А. Даниловой представляет собой организованную соответствующим образом «группу языковых блоков в целях максимального воздействия на аудиторию» [18, с. 20].

Исследуя когнитивные особенности новостных блоков, прежде всего, необходимо указать, что тексты новостных блоков, относятся к компонентам инфосферы и, по словам Ю. В. Шемелиной, имеют три важных свойства: отражающее, организующее и формирующее [22]. Соответственно, новости регулируют поступление и получение определенной информации читателями, а также формирование определенного отношения лингвосоциу-ма к представленным в новостном тексте событиям. На начальном этапе, компоненты информации проходят структуризацию, это происходит в момент, когда некая информация проходит через сознание журналиста, обрабатывается и зашифровывается в языковых единицах. На конечном этапе подготовки новостного текста читатели получают медиатекст - результат когнитивной

и языковой деятельности автора. Новостные блоки в СМИ тематически разбиты и передаются читателю для восприятия и интерпретации. Информация, данная в новостном блоке, которую получил реципиент, остается организованной в соответствии с ее же структуризацией в печатной газете/интернет-издании. Соответственно, полученный материал, не является «сухим» изложением фактов, а представляет собой текст, имеющий некую часть информации, которая в той или иной степени была проинтерпретирована автором блока.

Таким образом, мы можем говорить об определенной доле искажения информации в новостном блоке. Умышленное искажение фактов является манипулированием сознанием читателя. Чем частотнее освещение определенной тематики в новостном блоке, тем чаще можно проследить манипуляции в контексте данной темы.

С целью выявления манипулятивных фактов воздействия на сознание реципиентов, были выбраны новостные блоки из современных интернет-СМИ: «BBC News», «Business Insider», «The Guardian», «Forbes», «Telegraph» и «Independent». Постоянное обновление информации предоставляет все больше примеров использования тех или иных манипулятивных приемов в тематически соответствующих новостных блоках. Наиболее частотным приемом, используемым с целью когнитивного моделирования мировосприятия реципиента, является метафора. Суть использования метафоры заключается в замене рационального объяснения какой-либо точки зрения иррациональным. Значительная часть метафор, которые используются в новейших западных публицистических изданиях, соответствует архетипической дихотомии «добро» - «зло» («свет» - «тьма»); на этом базируется выстраивание оппозиции «свой» - «чужой», «мы» - «враги». Иногда метафоричность высказывания достигается при помощи аллюзий. Например, в одной из популярных зарубежных газет, редакция публикует обращение президента П. А. Порошенко: ««New Russia» is like «Mordor»» [23] - «Новая Россия» - это «Мордор» (перевод авторов). Используя данную аллюзию, автор апеллирует к личному опыту слушателей/читателей, к общеизвестному роману-эпопее «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина. Украинский президент умело играет на восприятии данного высказывания читателями, придавая очевидную отрицательную коннотативную окраску данной отсылке.

В следующем примере экс-президент США Б. Обама нравоучительно заявляет: «There's another path available, and we hope that President Putin is willing to seize that path» [24] - Существует иной путь, и мы надеемся, что президент Путин готов пойти этой дорогой (перевод авторов). Весь этот отрывок построен на метафоре о «пути», и такая метафора используется для того, чтобы воздействовать на опыт общества, «сыграть» на ассоциации к ситуациям, которые происходили в жизни каждого (сложный выбор): «Какой путь выбрать?», «Какое принять решение?». В данном контексте экс-президент представляется как исследователь, который готов помочь открыть неизведанные территории дипломатического урегулирования напряжения в отношениях с Россией.

Частое использование метафоры раскрывает одну из ее особенностей - влияние на восприятие реальности искаженным образом. Именно это свойство метафоры позволяет избежать автору обвинений в открытой пропаганде тех или иных идей, с одной стороны, а с другой - латентно перейти к манипулированию на когнитивном уровне: «The crash of Malaysia Airlines flight MH17 has cast a web of grief around the globe, as communities from the Netherlands to Australia struggle to come to terms with the losses in their minds» [25] - Крушение Боинга Малазийских Авиалиний, рейс MH 17, опутало паутиной горя весь мир, в то время как жители Голландии и Австралии пытаются найти в себе силы смириться с

Kislitsyna Natalia Nikolaevna, Melentsova Maria Sergeevna philological sciences -

STYLISTIC DEVICES AS A TOOL OF COGNITIVE ... linguistics

потерями (перевод авторов). Данная метафора, построенная на символике паутины, апеллирует к психокогнитивным ассоциациям реципиента, так как большинство людей не переносят вида паукообразных и всего, что с ними связанно. Казалось бы, ничего общего с авиакатастрофой, но умелые манипуляторы играют даже на таких необычных ассоциациях. Паутина ассоциируется у обывателей, с чем-то вязким, неприятным, чем-то, из чего трудно «выпутаться».

Помимо метафоры, одним из наиболее частотных манипулятивных приемов является апелляция к авторитету. Данный прием предполагает определение, характеристику, оценку значимого события (псевдо) известной личностью: «Some observers hoped that Putin only intended to use Crimea as a bargaining chip» [26] - Некоторые наблюдатели надеялись, что Путин собирается использовать Крым всего лишь в качестве разменной монеты (перевод авторов). В данном высказывании журналиста можно проследить одновременно два манипулятивных приема. Во-первых, это введение так называемого эксперта - «some observers», когда автор не уточняет, на чье мнение он ссылается, но учитывая, что в начале новостного блока были приведены некие факты и цифры, у читателя может сложиться полная уверенность в верности суждений автора. Второй прием в данном предложении - это метафора «bargaining chip», то есть «разменная монета», что означает обесценивание чего-либо, таким образом, в сознание читателя вводится определенная информация, не подкрепленная фактами.

По мнению лингвистов, (А. А. Волкова [27], Г. Гусейнова [28], В. И. Аннушкина [29] и других), введением эксперта можно назвать вид риторической отсылки к некоему человеку, который обладает авторитетными знаниями в той, или иной области. При помощи данного приема, высказывания наделяются большей значимостью, это - «весьма изящный прием, позволяющий эффективно маскировать самую пышную пропаганду в строгих формах «авторитетного мнения» какого-нибудь эксперта» [30, с. 40].

Публицистическое понятие «эксперта» создается специфическим подбором слов, которые имеют определенные коннотации: достоверность, точность, правильность. Одно из обязательных условий этого приема - это отсутствие имен, достоверных источников и т.п. То есть, манипулирование происходит при использовании определенных лексем или клише, таких как: «специалист», «советник», «участник», «свидетель», «высокопоставленное лицо»; либо вводных слов или фраз: «как полагают», «очевидно», «скорее всего» и т.п. «This is the fourth edition of our monthly power rankings of Democrats most likely to get their party's presidential nomination in 2020» [31] - Это четвертый выпуск нашего ежемесячного рейтинга среди демократов, которые, скорее всего, получат президентскую номинацию в 2020 году (перевод авторов). «The head of U.S. European Command said Thursday that the military believe that "it's highly likely" that Russia was involved in the chemical weapons attack in the United Kingdom» [32] - Глава объединённого командования вооружённых сил США в Европе заявил в четверг, что военные считают, «весьма вероятным», причастие России к атаке химическим оружием в Великобритании (перевод авторов).

Прием «введение эксперта» имеет тесную связь с «приемом опущения экспериенцера, в котором безличная конструкция используется для представления определенного суждения общепризнанной истиной, однако при неназванном эксперте субъект в предложении формально присутствует» [18, с. 124]. Категория «эксперта» определяется, как уже было отмечено выше, специфическим подбором слов, которые имеют соответствующее семантическое содержание: авторитетность, правильность, широкую распространенность и поддержку в обществе:

1) «The aircraft is widely believed to have been downed

by a surface-to-air missile... consistent with an engagement by a Buk-type missile. The crucial question remains who fired the weapon — Russian-backed separatists or even the Russian military itself» [33] - Авиакатастрофа, как полагают, была вызвана ракетой «земля-воздух»...что подтверждает использование ракеты типа «Бук». Важнейшим вопросом остается, кто же все-таки использовал это оружие - поддерживаемые Россией сепаратисты или даже сами российские военные (перевод авторов). В данном предложении, формально предоставляющем читателю право выбора, на самом деле экспериенцеру предлагают ограниченный, смоделированный диапазон вариантов -в любом случае ответ будет связан с Россией.

2) «Independent aviation experts have agreed a missile was the likely cause, but so far, there's been no proof» [34] - Независимые авиационные эксперты сошлись во мнении, что ракета была вероятной причиной (взрыва), но до сих пор нет никаких прямых доказательств (перевод авторов).

3) «A senior Russian officer has claimed that a Ukrainian militaryjet wasflying just a few kilometers from the Malaysia Airlines plane minutes before it was downed, while also refuting allegations that it had provided separatists with BUK missile launchers» [35] - Высокопоставленный российский офицер утверждает, что перед крушением Боинга украинский военный самолет пролетал всего в нескольких километрах от него, а также отвергает обвинения о том, что Россия предоставила сепаратистам Бук с ракетницами (перевод авторов).

Таким образом, фразы «independent aviation experts», «a senior Russian officer», а также безличная конструкция «widely believed», которая используется для того, чтобы «заставить» реципиента думать, что «так считают все» определяют категорию «эксперт» и придают неподдающимся проверке данным большую достоверность. Манипулятивные технологии в СМИ представляют собой способы управления большой аудиторией при помощи создания условий для формирования иллюзий и контроля над мышлением и поведением того или иного индивида. Такое воздействие подчинено цели оказывать влияние на поведение и отнять свободу выбора у субъекта при помощи изменения его взглядов, мнений, мотивов и целей. Манипуляция сознанием масс при помощи языковых средств включает в себя комплекс лингво-ког-нитивных приёмов, качественно-количественный состав которых постоянно модифицируется, соответственно, изучение формы, содержания и других характеристик и особенностей данных приемов является перспективным направлением для дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абросимова Л. С. Проблемы этапа «детства» в когнитивной лингвистике // Когнитивные исследования на современном этапе. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.confcognresearch.ru/ index.php/annotatsii (дата обращения: 19.10.2018).

2. Когнитивные аспекты семантической деривации социальных глаголов [Текст] / А. М. Плотникова //Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. материалов 26-28 сентября 2006 г. / Отв. ред. Н. Н. Болдырев. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. С. 217-220.

3. Берестнев Г. И. К философии слова (лингвокультурологиче-ский аспект) //Вопр. языкознания. 2008. № 1. С. 37-65.

4. Кирина О. В. Когнитивное моделирование как метод познания в лингвистике //Вестник научных конференций. 2016. № 11-6 (15). С. 93-96.

5. Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. Когнитивная модель // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. С.56-57.

6. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] /Ю.С. Степанов. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

7. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание. — Воронеж, 2001. С.58-65.

8. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику, учеб., пособие Текст. /В. А. Маслова. — М.: Флинта: Наука, 2006. С.296.

9. Абросимова Л. С. Теоретико-методологические установки когнитивного подхода к изучению словообразования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. № 2. С. 7-14.

филологические науки -языкознание

Кислицына Наталья Николаевна, Меленцова Мария Сергеевна

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ...

10. Горбунов Ю. И. Тезаурусное моделирование метаязыка современной лингвистики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 3-2 (33-2). С. 188-191.

11. Ирисханова О. К. О понятии лингвокреативности и ее роли в метаязыке лингвистических описаний // Когнитивные исследования языка. Вып. V. Исследование познавательных процессов в языке / Сб. науч. тр. — М.: Ин-т яз-я РАН, ТГУ, 2009. С.7-13.

12. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. 2-е изд. дополн. - М.: Эдитус, 2013. 282 с.

13. Федотова О. С. Когнитивное моделирование как метод познания и изучения объекта в научных исследованиях // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 4 (46): в 2-х ч. Ч. II. С. 199-202.

14. Минакова И. А. Когнитивное моделирование художественного текста (на примере пространственно-временных отношений) //В мире научных открытий. 2012. № 2. 3 (26). С. 201.

15. Гречко М. В. Когнитивное моделирование как инструмент адаптивного управления качеством образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 4. С. 725-735.

16. Целых А. Н., Петряева М. В. Применение когнитивного моделирования к управлению в слабоструктурированных системах // Альманах современной науки и образования. 2015. № 9 (99). С. 138-140.

17. Панов А. И. Когнитивное компьютерное моделирование и искусственный интеллект // 2018. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mathnet.ru/php/seminars.phtml?presentid=19555&option_lang= (дата обращения: 19.10.2018).

18. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. 2-е изд. — М.: «Добросвет», «Издательство КДУ», 2011

C. 234.

19. Бекметова Т. И. Проблема аргумента ad hominem в логике и политике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1 (3). С. 89-93.

20. Либерман Я. Л. Идиостиль и идеостиль, как объекты художественного перевода // Филология и литературоведение. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2012/05/240 (дата обращения: 16.12.2018).

21. Дьякова Т. В. Основные принципы и структура новостных сообщений //Lingua Mobilis. 2011.№ 2 (28). С. 102-104.

22. Шемелина Ю. В. Лингвокогнитивные аспекты английских новостных текстов: на материале британской качественной прессы // [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/ content/lingvok-ognitivnye-aspekty-angliiskikh-novostnykh-tekstov-na-materiale-bri-tanskoi-kachestvenn (дата обращения: 16.01.2019).

23. Stern D. Ukraine's Poroshenko: 'New Russia' is like 'Mordor' /

D. Stern // BBC.com. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc. com/news/av/world-europe-34037743/ukraine-s-poroshenko-new-russia-is-like-mordor (дата обращения: 13.12.2018).

24. LoGiurato B. The West Will 'Be Forced To Apply A Cost' If Russia Continues Crimea Annexation, Obama Warns / B. LoGiurato // Business Insider. //[Электронный ресурс]. URL: https://www.businessinsider.com/ obama-ukraine-pm-yatsenyuk-russia-putin-crimea-2014-3 (дата обращения: 01.10.2018).

25. Oltermann Ph. Malaysia Airlines crash: across globe, prayers said as grief turns to despair / Ph. Oltermann // The Guardian.com. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/ 2014/ jul/20/malaysia-airlines-crash-prays-grief-despair-flight-mh17-ukraine (дата обращения: 01.10.2018).

26. Adesnik D. How Russia Rigged Crimean Referendum /D. Adesnik // Forbes.com. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/ sites/davidadesnik/%202014/03/18/%20how-russia-rigged-crimean- referendum/# 6d3b56c56d41 (дата обращения: 28.10.2018).

27. Волков А. А. Теория риторической аргументации. Риторический аргумент. [Электронный ресурс]. URL: https://www. portal-slovo.ru/philology/46961.php (дата обращения: 01.12.2018).

28. Гусейнов Г. Риторика и новая техника представления знания // НЛО. 2016. № №2 (138).

29. Аннушкин В. И. О современном состоянии русской риторики как науки и учебной дисциплины // Записки Горного института. 2005. № 2. С. 10-14.

30. Миронов А. С. Раздувай и властвуй. Практическое руководство по технологиям «мягкой» пропаганды //М., Эксмо, 2001. С. 40.

31. Cillizza Ch., Enten H. Why Elizabeth Warren is #1 in our new 2020 rankings / H. Enten, Ch. Cilizza // CNN politics. // [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2018/10/15/politics/2020-democrats-rank-ings/index.html (дата обращения: 15.01.2019).

32. Mitchell E. US European Command head: 'Highly likely' Russia was involved in UK chemical attack / E. Mitchell // The Hill.com. // [Электронный ресурс]. URL: https://thehill.com/policy/defense/378590-us-european-command-head-highly-likely-russia-was-involved-in-uk-chemical (дата обращения: 14.01.2019).

33. BBC.com. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/ news/world-europe-33865420 (дата обращения: 23.11.2018).

34. Ensor J. MH17 plane crash: follow the latest developments / J. Ensor // Telegraph.co.uk. // [Электронный ресурс]. URL: https://www. telegraph. co. uk/news/worldnews/europe/ukraine/10977644/MH17-what-we-know-two-days-after-Malaysia-Airlines-crash-over-Ukraine.html (дата обращения: 05.10.2018).

35. Culzac N. Malaysia Airlines MH17 crash: Ukrainian military jet was flying close to passenger plane before it was shot down, says Russian officer /N. Culzac // Independent.co.uk. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk/news/world/europe/malaysia-airlines-mh17-crash-ukrainian-military-jet-was-flying-close-to-passenger-plane-before-it-9619143.html (дата обращения: 27.11.2018).

Статья поступила в редакцию 02.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.