Научная статья на тему 'СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРА Ф.ПУЛЕНКА'

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРА Ф.ПУЛЕНКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
282
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / фактура / ритмика / гармония / инструмент / произведение / фортепиано / композитор / мелодика. / music / texture / rhythm / harmony / instrument / work / piano / composer / melody.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муслимова Диляфруз Абдумуслим Кизи

типические черты фортепианного стиля композитора Ф.Пуленка — исключительная ясность, прозрачность изложения, доминирование мелодики и, как и во всем, блестящая изобретательность, умение находить новые фактурные приемы, освежающие течение музыкального повествования. Фортепианный стиль Пуленка — наиболее отчетливое выражение идей новофранцузского классицизма в сфере инструментального творчества. Композитор во многом исходит из манеры письма музыкантов XVIII века — клавесинистов и в еще большей мере авторов ранней фортепианной музыки. Но искусство старых мастеров служит ему лишь импульсом для собственных художественных исканий. Формы высказывания давно минувших времен оказываются настолько обновленными, что представляют собой уже принципиально иное, качественно новое явление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC FEATURES OF THE COMPOSER F.POULENC

the typical features of the piano style of the composer F. Poulenc are exceptional clarity, transparency of presentation, dominance of melody and, as in everything, brilliant ingenuity, the ability to find new textural techniques that refresh the flow of musical narration. Poulenc's piano style is the most distinct expression of the ideas of neo-French classicism in the field of instrumental creativity. The composer largely proceeds from the style of writing of the musicians of the 18th century – the harpsichordists and, to an even greater extent, the authors of early piano music. But the art of the old masters serves him only as an impulse for his own artistic quest. The forms of expression of bygone times turn out to be so renewed that they already represent a fundamentally different, qualitatively new phenomenon.

Текст научной работы на тему «СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРА Ф.ПУЛЕНКА»

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРА Ф.ПУЛЕНКА

Муслимова Д.А.

Муслимова Диляфруз Абдумуслим кизи - концертмейстер, кафедра «Академическое пение и оперная подготовка», Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: типические черты фортепианного стиля композитора Ф.Пуленка — исключительная ясность, прозрачность изложения, доминирование мелодики и, как и во всем, блестящая изобретательность, умение находить новые фактурные приемы, освежающие течение музыкального повествования. Фортепианный стиль Пуленка — наиболее отчетливое выражение идей новофранцузского классицизма в сфере инструментального творчества. Композитор во многом исходит из манеры письма музыкантов XVIII века — клавесинистов и в еще большей мере авторов ранней фортепианной музыки. Но искусство старых мастеров служит ему лишь импульсом для собственных художественных исканий. Формы высказывания давно минувших времен оказываются настолько обновленными, что представляют собой уже принципиально иное, качественно новое явление.

Ключевые слова: музыка, фактура, ритмика, гармония, инструмент, произведение, фортепиано, композитор, мелодика.

STYLISTIC FEATURES OF THE COMPOSER F.POULENC Muslimova D.A.

Muslimova Dilyafruz Abdumuslim qizi - concertmaster, DEPARTMENT "ACADEMIC SINGING AND OPERA TRAINING", STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the typical features of the piano style of the composer F. Poulenc are exceptional clarity, transparency of presentation, dominance of melody and, as in everything, brilliant ingenuity, the ability to find new textural techniques that refresh the flow of musical narration. Poulenc's piano style is the most distinct expression of the ideas of neo-French classicism in the field of instrumental creativity. The composer largely proceeds from the style of writing of the musicians of the 18th century - the harpsichordists and, to an even greater extent, the authors of early piano music. But the art of the old masters serves him only as an impulse for his own artistic quest. The forms of expression of bygone times turn out to be so renewed that they already represent a fundamentally different, qualitatively new phenomenon.

Keywords: music, texture, rhythm, harmony, instrument, work, piano, composer, melody.

Общей тенденцией, характерной для переосмысления Пуленком фактурных формул эпохи классицизма, была их динамизация путем различных структурных, мелодико-гармонических, ритмических, артикуляционных и темповых модификаций. Во многих сочинениях прозрачные краски «молоточковой» звучности инструмента уступают место педальным наплывам, свидетельствующим об интересе композитора к колористическим достижениям мастеров романтизма и импрессионизма.

Пуленк создал свой индивидуальный стиль, который привлекает теплотой и обаянием интонаций музыкальной речи. В лучших фортепианных произведениях Пуленка пианистов захватывает естественная непосредственность высказывания, глубокий лиризм, теплота и задушевность тона, порой окрашенного легкой усмешкой. Доступность достаточно современного музыкального языка композитора вызывает интерес к сочинениям. Отличное знание инструмента позволяло Пуленку писать удобно, «пианистично».

«Я восхищаюсь музыкантом и человеком, создающим естественную музыку, которая отличает тебя от других. В водовороте модных систем, догм, которые пытаются навязать сильные мира сего, ты остаешься самим собой — редкое мужество, достойное уважения» [1, 221] — эти слова Артура Онеггера могут служить ключом к пониманию творчества Франсиса Пуленка.

Франсис Пуленк был крупный французский композитор XX века, участник знаменитой «Шестерки», признанный мастер вокальной, камерно-инструментальной, оперной и балетной музыки. Им написаны четыре концерта, две сонаты, масса миниатюр для фортепиано.

В своем творчестве композитор обращался преимущественно к романтическим жанрам. Фортепианное творчество Пуленка, начало которого совпало с концом Первой мировой войны, наиболее ярко отразило тот процесс обновления, который охватил послевоенную музыку. Фортепианный стиль Пуленка характеризует легкая лиричность образов, запоминающаяся мелодика, своеобразная

поэтичность, несущие на себе отпечаток динамичности XX века. I опубликованный цикл Пуленка «Вечные движения» созданный им в 1918 году, написан в стиле композиторов-романтиков, но с использованием некоторых новаций, например, повторение одних и тех же попевок придает несколько юмористичный тонус миниатюрам, а многочисленные авторские ремарки, типа: «в основном без нюансов», «равнодушно», «бесцветно», «однообразно» отображают своеобразие эпохи начала XX века.

Фортепианный стиль Пуленка — наиболее отчетливое выражение идей новофранцузского классицизма в сфере инструментального творчества. Композитор во многом исходит из манеры письма музыкантов XVIII века — клавесинистов и в еще большей мере авторов ранней фортепианной музыки. Но искусство старых мастеров служит ему лишь импульсом для собственных художественных исканий. Формы высказывания давно минувших времен оказываются настолько обновленными, что представляют собой уже принципиально иное, качественно новое явление. Общей тенденцией, характерной для переосмысления Пуленком фактурных формул эпохи классицизма, была их динамизация путем различных структурных, мелодико-гармонических, ритмических, артикуляционных и темповых модификаций. Во многих сочинениях прозрачные краски «молоточковой» звучности инструмента уступают место педальным наплывам, свидетельствующим об интересе композитора к колористическим достижениям мастеров романтизма и импрессионизма. Среди многочисленных фортепианных миниатюр Пуленка есть некоторое количество великолепных сочинений, отмеченных чертами подлинной новизны. Есть пьесы оригинальные, порой даже смелые по замыслу, но не слишком значительные в художественном отношении. И есть произведения, не выделяющиеся над уровнем традиционной бытовой музыки, той новосалонной литературы, которая быстро расцвела в послевоенное время.

К первому типу пьес следует отнести «Вечные движения» (1918). Подобно незадолго перед этим написанной «Негритянской рапсодии» для фортепиано, голоса и камерно-инструментального ансамбля, сочинение привлекло к молодому автору внимание и приобрело широкую известность.

С самого начала пьеса погружает слушателя в атмосферу веселых ярмарочных гуляний, балаганных представлений, катаний на каруселях. Сохранилась фотография Пуленка (ему самому очень нравившаяся!), где он запечатлен в одном из таких мест увеселений, с улыбкой восседающим на деревянном льве. Это, видимо, те минуты жизни композитора, которыми была вдохновлена его миниатюра и благодаря которым пьеса производит столь непосредственное впечатление, она кажется словно написанной с натуры.

Очень типична для Пуленка мелодика пьесы. Основой ее служит выразительный, легко запоминающийся песенный напев, сотканный из интонаций французских шансон — так и кажется, что его распевает на улицах Парижа какой-нибудь вихрастый гамен. В дальнейшем течении главного голоса возникают новые мелодические образования — иногда типа «развивающего» движения, а порой варианты первого:

Такой тип мелодического развития, как бы в виде смен отдельных фраз-кадров, типичен для Пуленка.

Мелодия развертывается на фоне остинатного сопровождения в басу, выдерживаемого с абсолютной точностью (в этом одна из «изюминок» пьесы!), вплоть до заключительного такта. По своей структуре ostinato отдаленно напоминает аккомпанементные фигурации венских классиков. Но широта используемых интервалов придает ему необычный облик. Совместно с восьмыми среднего голоса, написанными также в достаточной мере причудливо, оно передает особый тип движения, метко определенного ремаркой автора "Balance - Modere" («Балансируя — Умеренно»).

Примечательной особенностью пьесы, типичной для музыкального языка Пуленка и других композиторов «Шестерки», является использование политональных приемов письма. Тональная основа (B-dur) расцвечивается новыми ладотональными красками. К концу пьесы восстанавливается тональное единство пластов ткани.

Возросший интерес к ансамблевым формам исполнения, обозначившийся в XX веке, вызвал появление фортепианных дуэтов (иногда в сочетании с оркестром). Свой вклад в эту область инструментальной литературы внес и Пуленк. Внимание пианистов привлек Концерт для двух фортепиано с оркестром (1932), воплотивший многие ценные черты искусства композитора, хотя и менее значительный, чем «Сельский концерт» и «Утренняя серенада». Хочется выделить Сонату для двух фортепиано (1953).

Список литературы /References

1. Письмо Артура Онеггера Франсису Пуленку; цит. по книге: F.Poulenc. Correspondence, 1915—1963.

Paris, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.