ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА В ТВОРЧЕСТВЕ МУХАММАДЖОНА АТАДЖАНОВА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА "НОКТЮРНА" ДЛЯ ФОРТЕПИАНО)
Кан Л.Г.
Кан Людмила Геннадьевна - педагог по общему фортепиано, Колледж музыки и искусств, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Мухаммаджон Атаджанов - один из первых и единственных композиторов в Узбекистане, который обратился к жанру "ноктюрна" для фортепиано. Среди его сочинений встречаются различные жанры: музыкально-сценические, симфонические, ансамблевые, камерные инструментальные и вокальные произведения, музыка для кино, эстрадные песни, хоры, музыкальные сказки для детей. Но благодаря любви к фортепиано проявляется его яркий талант профессионального пианиста. В фортепианном творчестве М. Атаджанов написал прелюдии, сонатину, четыре сонаты, цикл "Фортепианные зарисовки", этюды, среди которых наиболее известны "Вояж" и "Арал", сборник пьес "Гулдаста", масштабный цикл "Соприкосновение", программные миниатюры, дуэты для двух фортепиано, "Ноктюрн". Ключевые слова: музыка, фортепиано, дуэт, звук, мелодия, композитор, ноктюрн, предложение.
PIANO MINIATURE IN THE WORK OF MUHAMMADJON ATAJANOV (ON THE EXAMPLE OF THE ANALYSIS OF "NOCTURNE" FOR PIANO)
Kan L.G.
Kan Lyudmila Gennadievna - General Piano Educator, COLLEGE OF MUSIC AND ARTS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Muhammadjon Atajanov is one of the first and only composers in Uzbekistan who turned to the genre of "nocturne" for piano. Among his compositions there are various genres: stage music, symphonic, ensemble, chamber instrumental and vocal works, film music, pop songs, choirs, musical fairy tales for children. But thanks to his love for the piano, his bright talent as a professional pianist manifests itself. In his piano work, M.Atajanov wrote preludes, a sonatina, four sonatas, the cycle "Piano Sketches", etudes, among which the most famous are "Voyage", and "Aral", a collection of pieces "Guldasta", a large-scale cycle "Contact", program miniatures, duets for two pianos, "Nocturne ".
Keywords: music, piano, duet, sound, melody, composer, nocturne, sentence.
В типологических классификациях явлений музыкального искусства жанровые признаки нередко рассматриваются недифференцированно, в одном ряду с признаками стилевыми. Тем важнее проанализировать взаимоотношение между данными категориями.
В наиболее общей форме это взаимоотношение можно сформулировать следующим образом. Жанр -один из существенных компонентов стиля. Обе эти категории тесно связаны друг с другом. Стиль не существует вне этих или иных жанров, через посредство которых он находит свое выражение. Аналогично жанры немыслимы вне их конкретной стилевой реализации. По этой причине жанр в процессе развития музыкального искусства в конечном счете представляет собой категорию все же не столько определяющую, сколько определяемую этим процессом. Эволюция стиля неизбежно накладывает отпечаток на эволюцию жанров, во многих случаях вовсе ликвидируя некоторые из них выдвигая взамен другие новые. С этой точки зрения стиль представляет собой более фундаментальную эстетическую категорию, чем жанр. Однако для уточнения этого положения необходимо попытаться выяснить ряд вопросов, Эволюция стиля неизбежно накладывает отпечаток на эволюцию жанров, во многих случаях вовсе ликвидируя некоторые из них выдвигая взамен другие новые. С этой точки зрения стиль представляет собой более фундаментальную эстетическую категорию, чем жанр.
Стиль один из типологических подходов к различным явлениям действительности. В наиболее общем значении понятие стиля определяется в Философской энциклопедии как "характерное физиономическое единство какого-либо явления человеческой жизни и деятельности, типическая форма его внешнего выражения". Там же отмечается, что понятие стиля соотносимо только с человеком и его созданиями и не может быть отнесено, например к природе. Художественный стиль есть объективно существующее выражение типологической общности, объединяющей некоторое множество произведений искусства.
Подобно всякому явлению, понятие стиля можно рассматривать под разными углами зрения. Прежде чем излагать нашу интерпретацию понятия стиля в музыке, остановимся предварительно не нескольких общих положениях.
Стиль представляет собой одно из необходимых проявлений системной организованности искусства. Художественный (и, следовательно, также музыкальный) стиль находится в неразрывной двусторонней связи с художественно-творческим мышлением. С одной стороны, он обусловлен мышлением, являясь его
порождением и внешним выражением. С другой стороны, сам играет активную роль в формировании творческого мышления.
Музыкальный стиль - выражение особенностей музыкального мышления как специфической художественно-творческой формы мышления (в отличие от научно-творческой). Музыкальное мышление -мышление музыкально-образными представлениями, усвоенными посредством музыкально-интонационного слухового опыта - результата повторных музыкальных восприятий.
Фортепианные произведения М. Атаджанова характеризуются особым типом взаимодействия тенденций, проявляющихся и в других жанрах - это национального начала и современного мышления. Тематизм и драматургия его сочинений сформированы в индивидуальном понимании. Во многом этому способствовали условия жизни, в которых происходило становление и развитие таланта композитора.
Учась на фортепианном факультете Ташкентской государственной Консерватории в классе Н.Б. Гиенко, Атаджанов играл множество фортепианных произведений различных жанров и стилей, но особое предпочтение отдавал музыке композиторов романтиков. Здесь он продолжил приобретать знания и навыки композиторской техники; от несложных миниатюр для фортепиано до значительных симфонических произведений.
Изучая методы письма в "ноктюрне" М. Атаджанова, явно возникает влияние ноктюрнов Глинки, Чайковского, Филда и особенно ноктюрнов Шопена.
Схожесть "ноктюрна" Атаджанова с ноктюрнами Шопена выражается прежде всего во внутреннем содержании музыкального образа, мечтательный или поэтичный, строгий или скорбный, бурный или страстный. В ноктюрне наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики. Здесь проявляется его особая склонность к орнаментальности мелодического рисунка. Тонко выписанная, филигранно отделанная мелизматика непрестанно варьирует, обновляет звучание мелодии. Характерно соотношение лирической мелодии и сопровождения. Сопровождение представляет собой гармоническую фигурацию, которая охватывает широкий диапазон. В том и в другом случае трехчастность формы логически вытекает из противопоставления медленных крайних частей с кантиленной мелодикой подвижным и неспокойным средним частям.
Что касается детального разбора ноктюрна, то в первую очередь ощущается его эстрадное звучание. С другой стороны, форма придерживается в классических традициях простой трехчастной формы. Общий план тональности и гармонии размыты, хотя аккомпанемент разложен по звукам трезвучия, и вместе с правой рукой, которая ведет мелодию, создают впечатление национального своеобразия.
I часть - представляет собой период из двух предложений. Триоли, пунктирный ритм в мелодии и квинтоль в конце второго предложения, придают характер неустойчивости, размытости и взволнованности на протяжении всей пьесы. Второе предложение более насыщенно фактурно и диссанантное в гармонии, динамика уже не "p" как в первом предложении, а на "f".
II часть - это середина развивающегося типа. В ней переизлагается мелодика первой части. Середина имеет разработочный характер, где тема постоянно варьируется, видоизменяется. Во втором разделе середины, ровный поступенный аккомпанемент сменяется аккордовой многозвучностью триолями, введение трезвучий, малых и больших септ аккордов, расширяется диапазон между правой и левой рукой, усиливается применение полигармонии, полиладовости, полиритмии, все это показывает на кульминационную вершину всей пьесы.
В репризе полностью повторяются первые четыре такта I-го предложения первой части, дальше мелодия развивается триолями в аккордовом изложении в верхним регистре. Мелодика второго предложения переносится в малую октаву где длительности мелодии уже не шестнадцатые, а восьмые, после триольных фигураций проясняется неполное трезвучие си минора.
Подытоживая анализ, можно сказать, что одухотворенный лиризмом Шопена, М. Атаджанов нашел в этом сочинении свои собственные специфические средства выражения, синтезировав новый образ мышления с национальным восприятием.
Для данной стилистики характерны следующие черты: достаточно свободная агогика, в том числе значительное rubato, богатство динамической нюансировки, некоторая экзальтированность фразировки, в частности, чувственные «придыхания» и люфтпаузы, густые педальные эффекты, использование приема намеренного несовпадения звукоизвлечения левой и правой рукой на сильной доле (так называемый «опережающий бас») и т. п. Эти черты были присущи исполнительской манере почти всех шопенистов того времени.
Список литературы /References
1. Джурабекова С. Композитор Мухаммад Отажонов. Ташкент, 2021.