Научная статья на тему 'СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АНТОНИМОВ'

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АНТОНИМОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
930
94
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТОНИМЫ / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ / КОНТРАРНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ / КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ / АНТИТЕЗА / ОКСЮМОРОН / КАЛАМБУР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Син Яньна, Фазлыева З. Х.

Антонимы, или слова с противоположным смыслом, всегда были предметом лингвистического анализа, и интерес к изучению русской антонимии не угасает. Стилистические функции антонимов находят выражение в особых фигурах речи, которые широко используются при реализации эстетической функции языка. Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АНТОНИМОВ»

Ф И Л О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 80

Син Яньна, З.Х. Фазлыева СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АНТОНИМОВ

Антонимы, или слова с противоположным смыслом, всегда были предметом лингвистического анализа, и интерес к изучению русской антонимии не угасает. Стилистические функции антонимов находят выражение в особых фигурах речи, которые широко используются при реализации эстетической функции языка. Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера.

Ключевые слова: антонимы, стилистический прием, противопоставление, контрарная противоположность, комплементарная противоположность, антитеза, оксюморон, каламбур.

Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений (Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Некрасов); то серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, - он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (Твардовский)) [3. с. 124].

Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антонимия лежит в основе многих афоризмов: Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майков); Дома новы, но предрассудки стары (Грибоедов); Мне грустно потому, что весело тебе (Лермонтов); То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Есенин); Двери настежь у вас, а душа взаперти (Высоцкий).

Логическая основа антонимии заключается в противопоставлении видовых понятий, которые представляют собой предельное выражение свойства (признака, качества), определяемого родовым понятием.

© Син Яньна, Фазлыева З.Х., 2020.

Вестник магистратуры. 2020. № 5-5 (104)

ISSN 2223-4047

Например, видовые понятия «больший» - «маленький» (родовое понятие - «размер»), «молодой» - «пожилой» («возраст человека»), «дорогой» - «дешёвый» («ценность») и т.п. [2. с. 416]

Противоположность видовых понятий, образуемая логическую основу антонимии, может быть двух видов: контрарная противоположность; комплементарная противоположность.

Контрарная противоположность встречается для таких видовых понятий, между которыми можно вставить некоторые промежуточные, средние понятия. Например, «бедный» - «небогатый», «среднего класса», «небедный», «зажиточный» - «богатый», а также противоположности «трудный» - «лёгкий», «горячий» - «холодный» и тому подобные.

Комплементарная противоположность выражается видовыми понятиями, которые по своему характеру являются предельными и, тем самым, дополняют друг друга до родового понятия. Ключевым отличием комплементарных понятий от контрарных является отсутствие промежуточного, среднего понятия. В качестве примера комплементарных понятий можно привести пары «истинный» - «ложный», «можно»

- «нельзя», «конечный» - «бесконечный» и тому подобные.

Стилистические функции антонимов разнообразны. В одном случае они организуют текст, в другом

- оттеняют характеры героев произведений, в третьем - выступают в уточняющей функции. В нашей статье мы рассмотрим такие стилистические приемы как антитеза, оксюморон и каламбур. Чаще всего антонимы используются в стилистическом приеме антитезы.

Антитеза - это оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли [8. с. 274]: Дома новы, но предрассудки стары (Грибоедов). Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в поговорках: Умный научит, дурак наскучит. Ученье — свет, а неученье — тьма. Тише едешь, дальше будешь.

Особенно богаты приемами антитезы художественные произведения:

- Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин)

- Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов)

Проявление антонимии находится в основе оксюморона - эффектного стилистического способа образной речи, заключающегося в формировании нового определения сочетанием диаметрально противоположных по значению слов, какие показывают двойственность описываемого: плохой хороший человек, начало конца, живой труп, оптимистическая трагедия, пышное природы увяданье [9. с. 84].

На антонимах возводятся каламбуры. Каламбур - игра слов, где неоднозначность, омонимия либо звуковое сходство слов применяются с целью свершения комического эффекта [7]. К примеру: - «Она была тяжела на подъем, однако легка на падение. Каламбур образуют две пары антонимов: «тяжелый» - «легкий», «подъем» - «падение».

Либо - «Пчелы сначала садятся, но затем берут взятки в отличие от определенных людей, которые взятки берут, однако не садятся.

Таким образом, стилистические функции антонимов многообразны. Они выражают сопоставление, означают двойственную суть явлений, диалектику жизни, и эта конфронтация увеличивает эмоциональность речи, в некоторых случаях может помочь в создании иронических оттенков. Употребление антонимов делает разговор живее и семантически богаче.

Библиографический список

1. Абдулазимова, Т.Х. Синонимы и синонимические отношения / Т.Х. Абдулазимова. - Махачкала: Логос, 2015. - 69 с.

2.Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - М.: Логос, 2015. - 528 с.

3.Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б.Голуб. - М.: Наука, 2015. - 263 с.

4.Дунеев, А.И. Русский язык и культура речи / А.И. Дунеев, М.Я. Дымарский. - М.: Высшая школа, 2019. - 496

с.

5.Клюева, В.Н. Антонимы русского языка / В.Н. Клюева // Ученые записки 1-го МГПИИЯ, 2016. - Т. 6. - С.

81-90.

6. Львов, М.Р. Словарь антонимов русского языка / М.Р. Львов. - М.: Аст-Пресс Книга, 2016.

7. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советской энциклопедия, 1987. - 752 с.

8.Максимов, В.И. Русский язык и культура речи / В.И. Максимов. - М.: Гардарики, 2017. - 416 с.

9.Павлович, Н. В. Семантика оксюморона / Н.В. Павлович // Лингвистика и поэтика / отв. ред. В. П. Григорьев; АН СССР, Ин-т рус. лит. - М.: Наука, 1979. - 285 с.

10.Солганик, Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. -М.: Академия, 2018. - 256 с.

11.Трофимова, Г.К. Русский язык и культура речи / Г.К. Трофимова. - М.: Флинта, 2016. - 160 с.

12Шемилева, Р.З. Понятие антонимов и синонимов / Р.З. Шемилева, Н.М. Яяева // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2018. - № 1-2 (13). - С. 35-37.

СИН ЯНЬНА - магистрант кафедры Русский язык как иностранный Института Филологии и Межкультурной Коммуникации КФУ, Россия.

ФАЗЛЫЕВА ЗУЛЬФИЯ ХАНИФОВНА - доцент кафедры контрастивной лингвистики Института Филологии и Межкультурной Коммуникации КФУ, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.