Научная статья на тему 'СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА "УСПЕШНОСТЬ" У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ'

СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА "УСПЕШНОСТЬ" У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / КОНЦЕПТ / УСПЕШНОСТЬ / ОПЫТ ОТНОШЕНИЙ / РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В.

Обнаружен компонентный состав концепта «успешность», включающий когнитивно-смысловую, регулятивную, интенциональную и эмоционально-оценочную составляющие. Выявленные компоненты отражают содержание концепта «успешность»: она воспринимается студентами как результат определенных усилий, итог целенаправленной активности. В процессе дедуктивного варианта контент-анализа когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разными представлениями о родительской семье обнаружены специфические особенности семантического пространства концепта. В ходе квадрираспределения получены стили организации концепта «успешность»: «точный быстрый», «точный медленный», «неточный медленный» и «неточный быстрый». Обнаружено, что благоприятный опыт отношений в родительской семье, приводит к преобладанию «точных» стилей организации концепта «успешность», т. е. к когнитивной зрелости личности, умению быстро и точно распознавать ситуацию. Предположительно, семантический план в понимании собственной успешности у студентов выстраивается интегрированно с интеллектуально-личностным ресурсом. У студентов неблагоприятный опыт отношений в родительской семье способствует формированию «неточных» стилей организации концепта, когда понятие успешности искажается с точки зрения точности понимания и ясности путей ее достижения. Соответственно, студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье значимо (φ*эмп = 2,321, при р ≤ 0,01) отличаются от студентов из группы с неблагоприятным опытом по выраженности стиля определения признаков «точный быстрый», а также по стилю «точный медленный» (рефлексивный) (φ*эмп = 1,968, при р ≤ 0,05). Таким образом, когнитивная зрелость личности, точность принятия ею решений, умение быстро и точно распознавать ситуацию, отслеживать ход ее течения, выбирая правильный вариант решения задачи могут обеспечиваться (в том числе) благоприятным опытом отношений в родительской семье, адекватным стилем воспитания.The article is aimed at showing the «success» concept content, including cognitive, regulative and intentional, emotional and estimation components, reflecting the nature of the «success» concept content, i.e. students take it to mean the result of peculiar efforts and purposeful actions. The deductive content analysis of the «success» concept cognitive structure exemplified by the students with different understanding of the «parental fa mily» notion was used as the main method of the research. Specific peculiarities of the concept mental map were found out in the research. Following «success» concept organization styles were specified as a result of quadri classification: «Accurate fast», «Accurate slow», «Inaccurate fast», «Inaccurate slow». The research proves that the positive experience in parental family relations leads to an emphasis of the so called «accurate» organization styles, i.e. to the cognitive maturity of a person and the ability to identify any situation in a fast and accurate way. The «success» cognitive notion is integrated with the intellectual and personal resource in this case. On the contrar y, negative experience in parental family relations forms «inaccurate» organization styles, i.e. persons have distorted perception of the «success» notion and its achieving. Thus, the students with the positive experience in parental families differ significantly (φ*emp = 2,321, р ≤ 0,01) from the students with negative experience in such styles as «Accurate fast» and «Accurate slow» (reflexive one) (φ*emp = 1,968, р ≤ 0,05). That is why positive experience in parental family and correct upbringing promotes person's future cognitive maturity, his / her ability to make accurate decisions, detect different reality situations and make correct decisions to solve the problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА "УСПЕШНОСТЬ" У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ»

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.29.1.05

СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «УСПЕШНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ1

И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто, ЮФУ ИКТиИБ, Таганрог

Обнаружен компонентный состав концепта «успешность», включающий когнитивно-смысловую, регулятивную, интенциональную и эмоционально-оценочную составляющие. Выявленные компоненты отражают содержание концепта «успешность»: она воспринимается студентами как результат определенных усилий, итог целенаправленной активности. В процессе дедуктивного варианта контент-анализа когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разными представлениями о родительской семье обнаружены специфические особенности семантического пространства концепта. В ходе квадрираспределения получены стили организации концепта «успешность»: «точный быстрый», «точный медленный», «неточный медленный» и «неточный быстрый». Обнаружено, что благоприятный опыт отношений в родительской семье, приводит к преобладанию «точных» стилей организации концепта «успешность», т. е. к когнитивной зрелости личности, умению быстро и точно распознавать ситуацию. Предположительно, семантический план в понимании собственной успешности у студентов выстраивается интегрированно с интеллектуально-личностным ресурсом. У студентов неблагоприятный опыт отношений в родительской семье способствует формированию «неточных» стилей организации концепта, когда понятие успешности искажается с точки зрения точности понимания и ясности путей ее достижения. Соответственно, студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье значимо (ф* = 2,321, при р < 0,01) отличаются от студентов из группы с неблагоприятным опытом по выраженности стиля определения признаков «точный быстрый», а также по стилю «точный медленный» (рефлексивный) (ф* = 1,968, прир < 0,05). Таким образом, когнитивная зрелость личности, точность принятия ею решений, умение быстро и точно распознавать ситуацию, отслеживать ход ее течения, выбирая правильный вариант решения задачи могут обеспечиваться (в том числе) благоприятным опытом отношений в родительской семье, адекватным стилем воспитания.

Ключевые слова: стиль; концепт; успешность; опыт отношений; родительская семья.

Для цитаты: Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Стили организации концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье // Системная психология и социология. 2019. № 1 (29). С. 58-67.

Введение

Семья как основной институт социализации личности является на настоящий момент центром внимания многих исследовательских, социальных, экономических программ, осуществляемых на государственном уровне. Связано это, прежде всего, с серьезными изменениями, зафиксированными в сфере семьи и семейных отношений: деформация семейных ценностей, большое количество разводов, снижение числа официальных брачных отношений, демографические проблемы и т. п. Соответственно, данному институту требуется

поддержка со стороны государства, поскольку именно семья оказывает влияние на развитие личности, ее эффективность и успешность; является условием формирования мировоззрения личности; выступает предиктором интеллектуальных и личностных ресурсов человека и т. п. Можно сказать, что стабильность семьи и семейных ценностей — это стабильность общества.

Опыт, который приобретает человек в семье имеет большое значение для всей системы ценностных и смысловых ориента-ций, ментальных репрезентаций, представлений о себе, мире и других [12]. Любые

1 Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №2 18-013-00029 А. © Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В., 2019

деформации в семейных отношениях, системе родственных связей могут приводить к нарушениям в развитии личности в целом, системы ее экзистенциальных представлений, ментальных репрезентаций в частности.

Одним из аспектов таких представлений является понимание личностью успешности как экзистенциального концепта. Другими словами, чем в большей степени нарушаются семейные взаимоотношения (неполная семья, неблагоприятный семейный климат, диссонанс в эмоциональных связях, изменения в распределении семейных ролей и выполнении семейных функций, неадекватное воспитательное воздействие и т. д.), тем более искаженным становится восприятие личностью различных жизненных ситуаций, в том числе представление человека о себе и своей успешности [13].

Успешность личности понимается как социально-психологическая характеристика, отражающая удовлетворенность процессом и результатами собственной жизни, наличие в жизни человека социально признанных достижений [2; 4]. Успешность (с точки зрения различных исследователей) наделяется множеством переменных, отражающих личностную и социальную зрелость / компетентность субъекта (коммуникабельность, уверенность в себе и своих возможностях, возможность самореализации, мотивация достижения, способность планировать результативность своей будущей деятельности и т. п.) [7; 9-11; 18], а также интеллектуальный ресурс [21]. Она характеризуется достаточно четким семантическим пространством, включающим совокупность объективных (работа, семья, здоровье, образование и т. д.), субъективных (целеустремленность, общительность, волевая регуляция и т. д.) и экзистенциальных (самореализация, самоудовлетворение, самодостаточность и т. д.) признаков [1; 14]. При этом успешность способствует преобразовательной активности субъекта, направляя его деятельность на значимые для него объекты, оказывая влияние на выбор приемлемых моделей поведения [8]. Очевидно, что каждый субъект характеризуется своей (уникальной и специфической) системой представлений об успешности [5], ее ментальными

репрезентациями, что может выступать отражением реальной и потенциальной успешности человека. Таким образом, обладая определенным жизненным опытом в целом, опытом отношений в родительской семье в частности, каждый человек по-разному воспринимает жизненные ситуации, себя, свою успешность [15].

Соответственно, под стилем организации концепта понимается способ внутренней упорядоченности, согласованности его дифференцированных признаков, обусловленный когнитивной зрелостью субъекта и его представлением о когнитивно-семантическом составе и структуре концепта.

В связи с этим цель исследования — изучение способов системной организации и актуализации концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье. Гипотеза исследования: существуют особые стили организации концепта «успешность», отражающие когнитивную зрелость студентов с разным опытом отношений в родительской семье.

Для проверки гипотезы поэтапно (1 и 2 этап) были решены задачи: изучение семантического пространства концепта «успешность» у молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье; изучение и дифференциация способов системной организации когнитивно-семантических признаков концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье.

Методика

Основными методами и методиками для реализации исследования выступили следующие.

1. Субтест «Когнитивный состав концепта "успешность"» (М. А. Холодная) использовался для выявления семантического (когнитивного) содержания концепта «успешность». Студентам предлагалось за три минуты написать как можно больше прилагательных, соответствующих слову «успешность».

2. Биографический опросник (BIV — Biographisches Inventarzur Diagnosevon Verhaltenstorungen; Bottscher, Jager, Lischer)

применялся с целью изучения особенностей отношений в родительской семье студентов. Основными выступили шкалы семья ^ат) и воспитание (Етеп), которые отражают соответственно субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, взаимодействие с родителями, отношение семьи к окружающим, а также воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц.

3. Метод контент-аналитического исследования использовался с целью изучения основных тенденций представлений студентов с разным опытом отношений в родительской семье относительно семантического состава концепта «успешность».

4. Угловое преобразование Фишера применялось для сопоставления результатов в группах студентов по частоте встречаемости разных стилей выбора признаков когнитивного состава концепта «успешность».

В исследовании приняли участие 122 студента Южного федерального университета в возрасте 18-23 лет, 46 девушек и 76 юношей. Было выделено четыре группы с разным отношением к родительской семье на основе двух шкал Биографического опросника (В1У) — семья ^ат) и воспитание (Етеп): студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье (низкие значения по каждой из шкал, причем чем ниже значение по шкалам, тем более благоприятным является показатель), N = 28; студенты со среднеблаго-приятным опытом отношений в родительской семье (средние значения по каждой из шкал), N = 30; студенты с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье (высокие значения по каждой из шкал), N = 40; студенты с противоречивым опытом отношений в родительской семье (по одной из шкал — высокие значения, по другой — низкие), N = 24.

Результаты и их обсуждение

Частотный анализ встречаемости категорий (всего 415 категорий с 555 признаками-маркерами), характеризующих основные признаки когнитивного состава концепта «успешность», позволяет отметить, что основную часть (62,65 %) составили положительные

признаки концепта, отражающие результат целенаправленных усилий субъекта. Успешность наделялась такими маркерами, как целеустремленный, трудолюбивый, гениальный, умный, требовательный, коммуникабельный, дружелюбный, богатый, красивый, рисковый, стильный, справедливый, ответственный, вовлеченный, честный, независимый и т. д. Другими словами, был выявлен результативный характер преобладающих маркеров, т. е. успешность воспринимается студентами как результат определенных усилий, итог направленной активности.

Группировка признаков концепта «успешность» в процессе контент-анализа позволила также выделить его компонентный состав. Обнаружены когнитивно-смысловой, регулятивный, интенциональный компоненты, которые соотносятся со структурой интеллектуально-личностного ресурса [3] и отражают степень интеграции когнитивных и личностных возможностей субъекта. В ходе контент-анализа была выявлена и эмоционально-оценочная составляющая концепта «успешность», характеризующаяся такими признаками, как красивый, стильный, нарядный, модный, блестящий, привлекательный, прекрасный, хариз-матичный, хороший, современный, большой, золотой, лучший, фантастический, своеобразный, обаятельный и т. п. Все это позволяет определить эмоционально-значимые признаки включенности студентов в процесс становления собственной успешности.

Было обнаружено, что выраженность когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разным опытом отношений в родительской семье представлена специфическим сочетанием семантических признаков. Так, в группе студентов с благоприятным опытом отношений в родительской семье обнаруженные маркеры в основном отражают механизм взаимодействия интеллектуальных и личностных ресурсов, обеспечивающих развивающую, смысловую направленность субъектов на успех (доминирующий маркер — «счастливый»). Можно предположить, что семантический план успешности у них строится интегрированно с интеллектуально-личностным ресурсом, а в когнитивно-смысловой сфере актуализируются интеллектуально-личностные семантические признаки.

У студентов со среднеблагоприятным опытом отношений в родительской семье когнитивный состав концепта «успешность», преобладающая негативная модальность (доминирующий маркер — «зависть»), а также отсутствие признаков когнитивно-смысловой направленности отражают низкую способность к концептуализации признаков этого понятия. Можно предположить, что такой результат обусловлен сложностями преодоления этими студентами неожиданных трудностей, чрезмерной акцентированностью на успехе (они более, чем другие студенты, нацелены на успех любой ценой и условно являются «заложниками» своей мечты).

Когнитивный состав концепта «успешность» у студентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье характеризуется преобладанием противоречивых модальностей. Вероятно, студенты этой группы еще не выработали стиль формирования собственной успешности, что согласуется с выделением такого маркера успешности, как «исполнительный». Доминирующим маркером является «богатый», что позволяет говорить о значимости для этих студентов материальной составляющей успеха, внешних атрибутах успешности (слава, обеспеченность, признание и т. п.). При этом преобладание в данной группе студентов эмоционально-оценочных маркеров дает основание предположить, что организация актуальных интеллектуально-личностных ресурсов и проектирование новых ресурсов сопровождается у них трудностями. Другими словами, студентов этой группы можно охарактеризовать как недостаточно когнитивно-зрелых людей.

В группе студентов с противоречивым опытом отношений в родительской семье в когнитивном составе концепта «успешность» наблюдается многообразие маркеров, позитивные и негативные модальности встречаются в равной пропорции (доминирующие маркеры — «богатый» и «счастливый»). При этом наблюдаются признаки взаимодействия интеллектуальных и личностных ресурсов с учетом личностного смысла для студентов, что благоприятствует актуализации интеллектуально-личностных семантических признаков.

На основе обнаруженных специфических особенностей семантического пространства концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье мы предположили, что существуют особые стили организации данного концепта, отражающие когнитивную зрелость молодых людей. Выдвинутое предположение обусловлено пониманием стиля как способа системной организации и актуализации такой семантической единицы когнитивно-семантических структур, как концепт [19]. Человек реализует стиль как комплекс когнитивных процедур обработки знаний и, исходя из процессуально-результативного понимания содержания концепта, подбирает соответствующие семантические маркеры [17; 19]. Этот процесс взаимосвязан не только со стратегией обработки информации, но и с ее оценкой. Применение стиля организации концепта происходит в условиях системы ценностных и смысловых ориентаций студентов, наличия у них цели и намерений [16], в условиях их когнитивной зрелости, пространства семантических признаков когнитивного состава концепта (в данном случае «успешность»), что позволяет осуществить определенную технику его организации. Системообразующим фактором этого процесса является стиль, феномен которого характеризуется двуединством отношений со средой [6: с 208; 20], в которой студент воспитывался (родительская семья).

На следующем этапе эмпирического исследования целью стало изучение вариантов (стилей) организации когнитивно-семантических признаков концепта «успешность» в группах студентов с разными представлениями о родительской семье.

Для подтверждения и уточнения выдвинутого предположения целесообразно проанализировать результаты дедуктивного варианта контент-анализа когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разными представлениями о родительской семье.

По результатам контент-анализа было получено два интервала признаков, гипотетически выстраивающихся в квадриполярном измерении:

1) общее количество семантических признаков (ОКСП) концепта «успешность»,

предложенных в ответах респондентов (количественный интервал признаков — от 2 до 19);

2) количество положительных признаков (КПП), отражающих результаты целенаправленных усилий субъекта при его определяющей роли, социальном признании и внешней положительной оценке деятельности (количественный интервал признаков — от 0 до 10).

Данные признаки выступили соответственно осями квадрираспределения: ось 1 — ОКСП и ось 2 — КПП. Исходя из результатов были определены условные нули (УН) (точка пересечения осей квадрираспределения — «10» по оси 1, «5» по оси 2) и стили организации семантических признаков концепта «успешность» (рис. 1).

Что касается выделенных стилей, то они согласуются с известными когнитивными стилями по критериям импульсивность / рефлексивность [19: с. 33].

1. Стиль «точный быстрый» (ТБ). Студенты обладают точностью и высокой скоростью в трансляции признаков. Студенты предлагают много признаков, которые отражают положительные результаты их целенаправленных

усилий в достижении успешности, а также социальное признание и внешнюю положительную оценку деятельности субъекта.

2. Стиль «точный медленный» (ТМ). Студенты обладают точностью при низкой скорости трансляции признаков концепта. Студенты предлагают мало признаков, но они являются существенными признаками успешности.

3. Стиль «неточный медленный» (НтМ). Студенты предлагают мало признаков, и они не являются существенными признаками успешности.

4. Стиль «неточный быстрый» (НтБ). Студенты предлагают много признаков, однако они не отражают ни положительных результатов их целенаправленных усилий в достижении успешности, ни социального признания и внешней положительной оценки деятельности субъекта.

Исходя из результатов и модели квадрираспределения признаков концепта «успешность» в группах студентов с разным опытом отношений в родительской семье получены разные варианты распределений (табл. 1).

ОКСП

НтБ 4 1 ТБ

КПП ■Щ- У Н КПП -

НтМ 3 2 ОКСП ТМ

Рис. 1. Модель квадрираспределения признаков когнитивного состава концепта «успешность»

Условные обозначения на рисунке: УН — условный ноль;

ОКСП — ось «Общее количество семантических признаков»; КПП — ось «Количество положительных признаков».

Таблица 1

Квадрираспределение признаков концепта «успешность» в группах студентов с разным опытом отношений в родительской семье

Стили Группы с опытом отношений в родительской семье

Благоприятный (кол-во в %) Средне-благоприятный (кол-во в %) Неблагоприятный (кол-во в %) Противоречивый (кол-во в %)

Точный быстрый 45,5 0 19 21,4

Точный медленный (рефлексивный) 27,3 0 9,5 14,4

Неточный медленный 9 100 52,5 64,2

Неточный быстрый 18,2 0 19 0

Студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье значимо отличаются от студентов из группы с неблагоприятным опытом по выраженности стиля определения признаков «точный быстрый» (ф*эмп = 2,321, при р < 0,01), а также по стилю «точный медленный» (рефлексивный) (ф*эмп = 1,968, при р < 0,05). И, напротив, такой стиль, как «неточный медленный», у них выражен в значимо меньшей степени, чем в группе с неблагоприятным опытом (ф*эмп = 3,876, при р < 0,01), в группе со среднеблагоприятным (ф*эмп = 8,03, при р < 0,01) и в группе с противоречивым опытом (ф*эмп = 4,159, прир < 0,01). Можно заключить, что благоприятный опыт отношений в родительской семье, адекватный стиль воспитания, когда дети и родители — равноправные партнеры по формированию благоприятного эмоционального климата в семье, приводит к когнитивной зрелости личности, точности принятия ею решений, умению быстро и точно распознавать ситуацию, отслеживать ход ее течения, выбирая правильный вариант решения задачи (преобладание «точных» стилей в данной группе — 72,8 %). Можно предположить, что такие студенты нацелены на успех и точно ориентируются в намеченных стратегиях, в решении сопутствующих задач, направленных на его достижение.

Неблагоприятный опыт отношений в родительской семье способствует формированию «неточного медленного» и «неточного быстрого» стилей организации концепта (его демонстрирует 71,5 % респондентов данной группы). Другими словами, можно предположить, что когда родители (или один из родителей) имеют завышенные требования к ребенку, часто конфликтуют, наказывают своих детей (по пустякам и незаслуженно), когда в семье отсутствуют

доверительные отношения или наблюдается низкая включенность в воспитание (отсутствие интереса к ребенку) со стороны родителей, это может приводить к когнитивной незрелости, к затруднениям в принятии решения, в построении стратегий, направленных на успех. Само понятие успешности искажается с точки зрения точности понимания и точности ее достижения (отсутствие планов, стратегий, интенций), что соотносится с преобладанием эмоционально-оценочных маркеров в этой группе, указывающих на внешнюю (яркую, презентабельную) и материальную составляющие в определении успешности у студентов.

Противоречивый опыт отношений в родительской семье, проявляющийся в разнонаправленном воспитательном воздействии со стороны родителей (поддержка и незаслуженные наказания, свобода и ограничения в отношении со сверстниками, доминирование одного из родителей и т. п.), приводит к формированию неуверенности личности в решении задач, к затруднениям в принятии решений, к тревоге относительно возможности сделать ошибку (преобладание в данной группе студентов с «неточным медленным» стилем организации концепта — 64,2 %). Вероятно, такой стиль будет создавать определенные трудности в развитии успешности личности, ее уверенности в своих возможностях.

Особое внимание вызывает результат, полученный в группе студентов со среднеблагоприятным опытом отношений в родительской семье. Все студенты демонстрируют «медленный и неточный» стиль в определении маркеров концепта «успешность», т. е. они испытывают трудности в точности выбираемых маркеров-признаков, в организации данного концепта.

Такой стиль может свидетельствовать о низкой когнитивной зрелости личности (что согласуется с отсутствием в данной группе признаков когнитивно-смысловой направленности), о низкой способности к концептуализации признаков, затруднениях в принятии решения, в организации концепта, ошибках в выборе когнитивных и поведенческих стратегий. Данные результаты требуют дальнейшего изучения и уточнения характеристик стилей организации концепта с точки зрения объяснительной базы.

Выводы

1. Успешность воспринимается студентами как результат определенных усилий, итог целенаправленной активности, что подтверждается результативным характером преобладающих маркеров. Обнаружен состав концепта «успешность», включающий когнитивно-смысловой, регулятивный, интенциональный компоненты, а также эмоционально-оценочный, что отражает признаки интеграции когнитивных и личностных возможностей субъекта.

2. Выявлено специфическое сочетание семантических признаков когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разным опытом отношений в родительской семье: наиболее зрелое, целостное, осмысленное понимание успешности характерно для студентов с благоприятным опытом отношений в родительской семье. Это дает основание предположить, что смысловой план успешности у них строится интегрированно с интеллектуально-личностным ресурсом.

3. Выявлены стили распределения когнитивно-семантических признаков концепта «успешность», которые соотносятся с известными когнитивными стилями: «точный быстрый» (он характеризуется точностью и высокой скоростью в трансляции признаков); «точный медленный» (высокая точность при низкой скорости трансляции признаков концепта); «неточный медленный» (характеризуется малым количеством признаков, которые при этом не являются существенными); «неточный быстрый» (наличие большого количества признаков, не отражающих существенные признаки концепта).

4. Когнитивная зрелость личности, точность принятия ею решений, умение быстро и точно распознавать ситуацию, отслеживать ход ее течения, выбирая правильный вариант решения задачи (умение быстро и точно определять существенные маркеры задачи) обеспечиваются (с высокой степенью вероятности) благоприятным опытом отношений в родительской семье, адекватным стилем воспитания.

Заключение

Таким образом, в результате контент-анализа выявлен когнитивный состав концепта «успешность», получена модель квадрираспределения признаков концепта «успешность» в группах студентов с разным опытом отношений в родительской семье. Выявленные особенности распределения свидетельствуют о том, что у студентов из групп с разным опытом отношений в родительской семье формируется разный стиль организации семантических признаков концепта «успешность». Продуктивные стили («точный быстрый» и «точный медленный» (рефлексивный)) свидетельствуют об интеграции интеллектуально-личностного ресурса у студентов из групп с благоприятным опытом отношений в родительской семье, а непродуктивные стили («неточный медленный» и «неточный быстрый») — о недостатках интеграции интеллектуально-личностного ресурса у студентов из групп с неблагоприятным, среднеблаго-приятным и противоречивым опытом отношений в родительской семье.

При изучении квадрираспределения когнитивно-семантических признаков концепта «успешность» у студентов с разным представлением о родительской семье закономерно определяется стиль организации этого концепта, имеющий спецификации в соответствии со скоростью и точностью подбора, структурирования, согласования признаков концепта. Перспективой исследования является продолжение контент-анализа когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разным опытом отношений в родительской семье на предмет выявления его качественных особенностей и закономерностей.

Литература

1. Андросенко М. Э. Тендерные особенности социальных представлений об успешности // Мир психологии. 2013. № 2. С. 240-246.

2. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Дескрипторы успешной предпринимательской деятельности // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5. № 3. C. 41-46. DOI: 10.12737/20936.

3. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Интеллектуально-личностный ресурс субъекта развития: теоретические основы: монография. Таганрог: ЮФУ 2017. 160 с.

4. Кыштымова Е. С. Семантика представлений о социальной успешности у молодежи // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 128-130.

5. Прохоров А. О., Алексеева Е. М. Имплицитная ассоциативная составляющая ментальных репрезентаций психических состояний // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 36-48. DOI: 10.17223/17267080/63/3.

6. Толочек В. А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Институт психологии РАН, 2013. 320 с.

7. Щербакова Т. Н., Тамасханова Х. Х., Кладько А. И. Социальные представления, компетентность и успешность адаптации студентов // Проблемы социологии. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 153-157.

8. Щербакова Т. Н., Киреев А. А. Ценностное отношение к успеху как акмеологический фактор профессионального роста психологов // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. 2013. № 12. С. 107-113.

9. Brigley B. J. Facilitating student performance conversations: Aframeworkfor success // Nurse Education Today (Ed). 2018. V. 68. P. 172-176. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.nedt.2018.06.008.

10. Cigrovski V., Radman I., Konter E. and et. al. Sport courage, worry and fear in relation to success of Alpine ski learning // Sports (Basel, Switzerland). 2018. № 6 (3). P. 96-108. URL: https://www.mdpi.com/ 2075-4663/6/3/96. DOI: https://doi.org/10.3390/sports6030096.

11. Horvath P. The relationship of psychological construals with well-being // New ideas in psychology. 2018. № 51. P. 15-20. DOI: https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2018.04.008.

12. Kuvich G., Perlovsky L. Cognitive mechanisms of the mind // New Mathematics and Natural Computation. 2013. № 9 (3). P. 301-323. DOI: 10.1142/S1793005713400097.

13. Low R. S. T., Overall N. C., Hammond M. D., Girme Y. U. Emotional suppression during personal goal pursuit impedes goal strivings and achievement // Emotion. 2017. № 17 (2). Р. 208-223. DOI: 10.1037/ emo0000218.

14. Nanay B. Success semantics: Thesequel // Philosophical Studies. 2013. № 165 (1). Р. 151-165. DOI: 10.1007/s11098-012-9922-7.

15. Palmer C. E., Tsakiris M. Going at the heart of social cognition: Is there a role for interoception in self-other distinction? // Current Opinion Psychology. 2018. № 24. Р. 21-26. DOI:10.1016/j.copsyc.2018.04.008.

16. Pirolli P., Mohan S., Venkatakrishnan A., Nelson L., Silva M., Springer A. Implementation intention and reminder effects on behavior change in a mobile health system: A predictive cognitive model // Journal of Medical Internet Research, 2017. № 19 (11). Р. 397-414. DOI:10.2196/jmir.8217.

17. Rassaei E. Computer-mediated textual and audio glosses, perceptual style and L2 vocabulary learning // Language Teaching Research. 2018. № 22 (6). Р. 657-675. DOI: 10.1177/1362168817690183.

18. Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Vande Grift W. J. C. M. First-year university students' academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. № 33 (4). Р. 749-767. DOI: 10.1007/s10212-017-0347-8.

19. Volkova N. N., Gusev A. N. Cognitive styles: Controversial issues and research problems // National Psychological Journal. 2016. № 2. Р. 28-37. DOI: 10.11621/npj.2016.0203.

20. Wang C., Lu H. Mediating Effects of Individuals' Ability Levels on the Relationship of Reflective-Impulsive Cognitive Style and Item Response Time in CAT // Educational Technology & Society. 2018. V. 21. № 4. P. 89-99.

21. Welsch David M., Zimmer David M. Do High School Gifted Programs Lead to Later-in-Life Success? // Journal of labor research. 2018. № 39 (2). Р. 201-218. DOI: https://doi.org/10.1007/s12122-017-9252-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«SUCCESS» CONCEPT ORGANIZATION STYLES EXEMPLIFIED BY THE STUDENTS WITH DIFFERENT EXPERIENCE IN PARENTAL FAMILY RELATIONS2

I. A. Kibal'chenko, T. V. Eksakusto, SFU ICT and IS, Taganrog

The article is aimed at showing the «success» concept content, including cognitive, regulative and intentional, emotional and estimation components, reflecting the nature of the «success» concept content, i.e. students take it to mean the result of peculiar efforts and purposeful actions. The deductive content analysis of the «success» concept cognitive structure exemplified by the students with different understanding of the «parental family» notion was used as the main method of the research. Specific peculiarities of the concept mental map were found out in the research. Following «success» concept organization styles were specified as a result of quadri classification: «Accurate fast», «Accurate slow», «Inaccurate fast», «Inaccurate slow». The research proves that the positive experience in parental family relations leads to an emphasis of the so called «accurate» organization styles, i.e. to the cognitive maturity of a person and the ability to identify any situation in a fast and accurate way. The «success» cognitive notion is integrated with the intellectual and personal resource in this case. On the contrary, negative experience in parental family relations forms «inaccurate» organization styles, i.e. persons have distorted perception of the «success» notion and its achieving. Thus, the students with the positive experience in parental families differ significantly (^*emp = 2,321, p < 0,01) from the students with negative experience in such styles as «Accurate fast» and «Accurate slow» (reflexive one) (^*emp = 1,968, p < 0,05). That is why positive experience in parental family and correct upbringing promotes person's future cognitive maturity, his / her ability to make accurate decisions, detect different reality situations and make correct decisions to solve the problems.

Keywords: style; concept; success; experience in relations; parental family.

For citation: Kibal'chenk I. A., Eksakusto T. V. «Success» concept organization styles exemplified by the students with different experience in parental family relations // Systems psychology and sociology. 2019. № 1 (29). P. 58-67.

References

1. Androsenko M. E. Gender peculiarities of the success concept social acceptance // The world of Psychology. 2013. V. 2. P. 240-246.

2. Kibal'chenko I. A., Eksakusto T. V. Descriptors of successful entrepreneurial activity // Social and humanitarian researches and technologies. 2016. V. 5. № 3. P. 41-46. DOI: 10.12737/20936.

3. Kibal'chenko I. A., Eksakusto T. V, Istratova O. N. Intellectual and personal resource of the subject of development: theoretical bases. Taganrog: Southern Federal University Publ, 2017. 160 p.

4. Kishtimova E. S. Semantics of young people success in social life perception // Psychology in Economics and Management. 2013. V 2. P. 128-130.

5. Prokhorov A. O., Alexeeva E. M. Implicit and associative components of psychological states mental representations // Siberia Psychological Journal. 2017. V. 63. P. 36-48. DOI: 10.17223/17267080/63/3.

6. Tolochek V. A. The problem of psychological styles: historic and theoretical analysis. M.: The Institute of psychology of the Russian Acadamy of Sciences. 2013. 320 p.

7. Shherbakova T. N., Tamaskhanova Kh. Kh., Klad'ko A. I. Students' social perceptions, competence and adaptation success // Problems of Sociology. State and Municipal Management. Records of South-Caucasian Academy of Government Services. 2015, V. 4. P. 153-157.

8. Shherbakova T. N., Kireev A. A. Axiological attitude to success as an acmeological factor of psychologists professional growth // The News of Southern Federal University: Pedagogical sciences. 2013. № 12. P. 107-113.

2 The article is published with financial support of the Russian Foundation of Basic Research under the scope of the scientific project № 18-013-00029 A.

9. Brigley B. J. Facilitating student performance conversations: A framework for success // Nurse Education Today (Ed). 2018. V. 68. P. 172-176. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.nedt.2018.06.008.

10. Cigrovski V., Radman I., Konter E. and et. al. Sport courage, worry and fear in relation to success of Alpine ski learning // Sports (Basel, Switzerland). 2018. № 6 (3). P. 96-108. URL: https://www.mdpi.com/ 2075-4663/6/3/96. DOI: https://doi.org/10.3390/sports6030096.

11. Horvath P. The relationship of psychological construals with well-being // New ideas in psychology. 2018. № 51. P. 15-20. DOI: https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2018.04.008.

12. Kuvich G., Perlovsky L. Cognitive mechanisms of the mind // New Mathematics and Natural Computation. 2013. №9 (3). P. 301-323. DOI: 10.1142/S1793005713400097.

13. Low R. S. T., Overall N. C., Hammond M. D., Girme Y. U. Emotional suppression during personal goal pursuit impedes goal strivings and achievement // Emotion. 2017. № 17 (2). P. 208-223. DOI: 10.1037/ emo0000218.

14. Nanay B. Success semantics: Thesequel // Philosophical Studies. 2013. № 165 (1). P. 151-165. DOI: 10.1007/s11098-012-9922-7.

15. Palmer C. E., Tsakiris M. Going at the heart of social cognition: Is there a role for interocep-tion in self-other distinction? // Current Opinion Psychology. 2018. № 24. P. 21-26. DOI:10.1016/j.copsyc. 2018.04.008.

16. Pirolli P., Mohan S., Venkatakrishnan A., Nelson L., Silva M., Springer A. Implementation intention and reminder effects on behavior change in a mobile health system: A predictive cognitive model // Journal of Medical Internet Research, 2017. № 19 (11). P. 397-414. DOI: 10.2196/jmir.8217.

17. Rassaei E. Computer-mediated textual and audio glosses, perceptual style and L2 vocabulary learning // Language Teaching Research. 2018. № 22 (6). P. 657-675 DOI: 10.1177/1362168817690183.

18. Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Vande Grift W. J. C. M. First-year university students' academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. № 33 (4). P. 749-767. DOI: 10.1007/s10212-017-0347-8.

19. Volkova N. N., Gusev A. N. Cognitive styles: Controversial issues and research problems // National Psychological Journal. 2016. № 2. P. 28-37. DOI: 10.11621/npj.2016.0203.

20. Wang C., Lu H. Mediating Effects of Individuals' Ability Levels on the Relationship of Reflective-Impulsive Cognitive Style and Item Response Time in CAT // Educational Technology & Society. 2018. V. 21. № 4. P. 89-99.

21. Welsch David M., Zimmer David M. Do High School Gifted Programs Lead to Later-in-Life Success? // Journal of labor research. 2018. № 39 (2). P. 201-218. DOI: https://doi.org/10.1007/s12122-017-9252-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.