Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / МЕНТАЛЬ НЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ УСПЕШНОСТИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эксакусто Татьяна Валентиновн, Кибальченко Ирина Александровна

Статья посвящена систематизации научных данных об успешности на основе выделения кристаллизующего, стержневого основания ее актуализации в различных сферах жизнедеятельности. Системный анализ, проведенный в работе, показал, что успешность обеспечивается комплексом интеллектуально-личностных предпосылок от когнитивных структур (интеллект, когнитивный стиль, познавательная позиция и т. п.) до социально-психологических особенностей (коммуникативный ресурс, социальная активность и т. п.). При этом обнаружено противоречие между большим спектром интеллектуально-личностных предпосылок, факторов успешности, и недостатком научных фактов об универсальной/устойчивой интеллектуально-личностной структуре, которая является своеобразным стержнем, обеспечивающим реальную и потенциальную успешность. Мы предположили, что основой такой структуры могут стать ментальные репрезентации. Соответственно, были выдвинуты гипотезы о том, что в многозначности понятия «успешность» в разных контекстах будет выделяться тенденция взаимосвязей ее интеллектуальных и личностных маркеров и что отправной точкой моделирования картины успешности и результатом интеграции интеллектуальных и личностных возможностей ее достижения являются ментальные репрезентации успешности человека. Для проверки предположений был проведен контент-анализ 1043 публикаций по проблеме интеллектуально-личностных предпосылок успешности. Было выявлено три основные группы публикаций с достоверными отличиями частотности соответствующих маркеров успешности: 1) где предметом исследования дифференцированно выступают личностные и социально-психологические предпосылки успешности; 2) где описаны интегрированные группы интеллектуальных и личностных предпосылок и 3) где изучаются взаимосвязи разных признаков ментальных репрезентаций успешности с личностными и интеллектуальными характеристиками. В процессе контент-анализа и факторизации его результатов выявлена сонаправленная составляющая интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности в противовес дифференцированно представленным личностным и социально-психологическим предпосылкам успешности. Выявлено ограниченное количество исследований, в которых рассматриваются ментальные репрезентации как кристаллизующая основа успешности личности во взаимосвязи с ее интеллектуально-личностными предпосылками. В этой связи актуальным и научно значимым становится системное эмпирическое исследование интеллектуально-личностных предпосылок, которые отражаются в ментальных репрезентациях успешности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Эксакусто Татьяна Валентиновн, Кибальченко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL AND PERSONAL PREDICTORS OF SUCCESS: SYSTEM ANALYSIS AND RESEARCHES PROSPECTS

The article is devoted to the systematization of scientific data regarding success, based on the identification of the crystallised, core foundation of its actualization in various spheres of life. The system analysis carried out in the research showed that success is based on the complex of intellectual and personal predictors including cognitive structures (such as intelligence, cognitive style, cognitive attitude, etc.) to social and psychological peculiarities (e.g., communication resource, social activity, etc.). At the same time the research figures that a wide range of intellectual and personal predictors and success factors contravene the lack of scientific facts about universal/stable intellectual and personal structure which is studied from the point of view of being a core of real and potential success. We supposed that mental representations can become the basis of this intellectual and personal structure. Thus, hypotheses were put forward: in the diversity of the occurrence of the concept of “success” in different contexts, the tendency of the interrelationships of its intellectual and personal markers will stand out; and that the starting point of modeling the picture of success and the result of integrating the intellectual and personal capabilities of its achievement are mental representations of a person’s success. To test the suppositions the content analysis of 1043 studies on the subject of intellectual and personal predictors of success was held. Three main groups of publications with significant differences in the frequency of the corresponding success markers, where the subject of the study is differentiated between personal and socio-psychological prerequisites for success, where integrated groups of intellectual and personal prerequisites are described, and where the interrelationships of different signs of mental representations of success with personal and intellectual characteristics are studied, were identified. In the process of content analysis and factorization of its results, the co-directional component of intellectual and personal predictors and mental representations of success in contrast with incoherent/differentiated personal and social and psychological ones was revealed. Just a few researches (out of the analyzed ones) study mental representations as the crystallizing basis of personal success being closely interrelated with its intellectual and personal predictors. Consequently, the system empirical study of intellectual and personal predictors of success reflected in its mental representations is of great importance and scientifically significant nowadays.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.06

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Т. В. Эксакусто,

ЮФУ, Таганрог,

etv01@yandex.ru,

И. А. Кибальченко,

ЮФУ, Таганрог, kibal-irina@mail.ru

Статья посвящена систематизации научных данных об успешности на основе выделения кристаллизующего, стержневого основания ее актуализации в различных сферах жизнедеятельности. Системный анализ, проведенный в работе, показал, что успешность обеспечивается комплексом интеллектуально-личностных предпосылок от когнитивных структур (интеллект, когнитивный стиль, познавательная позиция и т. п.) до социально-психологических особенностей (коммуникативный ресурс, социальная активность и т. п.). При этом обнаружено противоречие между большим спектром интеллектуально-личностных предпосылок, факторов успешности, и недостатком научных фактов об универсальной/устойчивой интеллектуально-личностной структуре, которая является своеобразным стержнем, обеспечивающим реальную и потенциальную успешность. Мы предположили, что основой такой структуры могут стать ментальные репрезентации. Соответственно, были выдвинуты гипотезы о том, что в многозначности понятия «успешность» в разных контекстах будет выделяться тенденция взаимосвязей ее интеллектуальных и личностных маркеров и что отправной точкой моделирования картины успешности и результатом интеграции интеллектуальных и личностных возможностей ее достижения являются ментальные репрезентации успешности человека.

Для проверки предположений был проведен контент-анализ 1043 публикаций по проблеме интеллектуально-личностных предпосылок успешности. Было выявлено три основные группы публикаций с достоверными отличиями частотности соответствующих маркеров успешности: 1) где предметом исследования дифференцированно выступают личностные и социально-психологические предпосылки успешности; 2) где описаны интегрированные группы интеллектуальных и личностных предпосылок и 3) где изучаются взаимосвязи разных признаков ментальных репрезентаций успешности с личностными и интеллектуальными характеристиками. В процессе контент-анализа и факторизации его результатов выявлена сонаправленная составляющая интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности в противовес дифференцированно представленным личностным и социально-психологическим предпосылкам успешности. Выявлено ограниченное количество исследований, в которых рассматриваются ментальные репрезентации как кристаллизующая основа успешности личности во взаимосвязи с ее интеллектуально-личностными предпосылками. В этой связи актуальным и научно значимым становится системное эмпирическое исследование интеллектуально-личностных предпосылок, которые отражаются в ментальных репрезентациях успешности личности.

Ключевые слова: успешность; системный анализ; интеллектуально-личностные предпосылки; ментальные репрезентации успешности; характеристики концепта; контент-анализ.

Для цитаты: Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеллектуально-личностные предпосылки успешности: системный анализ и перспективы исследований // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 65-77. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.06

Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: etv01@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-6862-2063

© Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А., 2021

Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог. E-mail: kibal-irina@mail.ru ORCID: 0000-0001-7730-7172

UDC 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2021.38.2.06

INTELLECTUAL AND PERSONAL PREDICTORS OF SUCCESS: SYSTEM ANALYSIS AND RESEARCHES PROSPECTS

T. V. Ehksakusto,

SFedU, Taganrog,

etv01@yandex.ru,

I. A. Kibalchenko,

SFedU, Taganrog, kibal-irina@mail.ru

The article is devoted to the systematization of scientific data regarding success, based on the identification of the crystallised, core foundation of its actualization in various spheres of life. The system analysis carried out in the research showed that success is based on the complex of intellectual and personal predictors including cognitive structures (such as intelligence, cognitive style, cognitive attitude, etc.) to social and psychological peculiarities (e.g., communication resource, social activity, etc.). At the same time the research figures that a wide range of intellectual and personal predictors and success factors contravene the lack of scientific facts about universal/stable intellectual and personal structure which is studied from the point of view of being a core of real and potential success. We supposed that mental representations can become the basis of this intellectual and personal structure. Thus, hypotheses were put forward: in the diversity of the occurrence of the concept of "success" in different contexts, the tendency of the interrelationships of its intellectual and personal markers will stand out; and that the starting point of modeling the picture of success and the result of integrating the intellectual and personal capabilities of its achievement are mental representations of a person's success.

To test the suppositions the content analysis of 1043 studies on the subject of intellectual and personal predictors of success was held. Three main groups of publications with significant differences in the frequency of the corresponding success markers, where the subject of the study is differentiated between personal and so-cio-psychological prerequisites for success, where integrated groups of intellectual and personal prerequisites are described, and where the interrelationships of different signs of mental representations of success with personal and intellectual characteristics are studied, were identified. In the process of content analysis and factorization of its results, the co-directional component of intellectual and personal predictors and mental representations of success in contrast with incoherent/differentiated personal and social and psychological ones was revealed.

Just a few researches (out of the analyzed ones) study mental representations as the crystallizing basis of personal success being closely interrelated with its intellectual and personal predictors. Consequently, the system empirical study of intellectual and personal predictors of success reflected in its mental representations is of great importance and scientifically significant nowadays.

Keywords: success; system analysis; intellectual and personal predictors; mental representations of success; concept characteristics; content analysis.

For citation: Ehksakusto T. V., Kibal'chenko I. A. Intellectual and personal prerequisites of success: system analysis and researches prospects // Systems Psychology and Sociology. 2021. № 2 (38). P. 65-77. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.06

Ehksakusto Tatiana Valentinovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Psychology and Life Safety at the Institute of Computer Technologies and Information Security of the Southern Federal University, Taganrog, Russia.

E-mail: etv01@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-6862-2063

Kibal'chenko Irina Aleksandrovna, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor at the Department of Psychology and Life Safety at the Institute of Computer Technologies and Information Security of the Southern Federal University, Taganrog, Russia. E-mail: kibal-irina@mail.ru ORCID: 0000-0001-7730-7172

Введение

Успешность является одной из ведущих ценностей современного общества. Обеспечивающая уверенность личности, самореализацию, личностный рост, она является востребованной не только отдельным человеком, но и социумом. Множество социальных проектов на государственном уровне способствуют развитию успешности современного поколения (всероссийские конкурсы «Лидеры России», «Большая перемена» и др.). На этом фоне наблюдается рост исследовательского интереса в изучении успешности человека как предиктора его будущего от процессов антиципации до реализации в конкретных моделях поведения и действиях. При этом важно подчеркнуть, что большинство исследований успешности ведется по экстенсивному пути: обнаруживается все больше подходов к пониманию успешности, выделению видов и прикладных отраслей ее проявления, все шире спектр ее факторов и коррелятов. В данной статье представлена попытка не просто систематизировать имеющиеся данные об успешности, а выделить кристаллизующее основание ее проявления, базовый структурный элемент, который способствует актуальной и потенциальной успешности в различных сферах жизнедеятельности.

В настоящее время существует множество исследований, посвященных успешности и направленных на контент-анализ [28], выделение конструкта [4] и выявление семантических признаков данного концепта [11; 31]; изучение ее структуры [10] и видов [32]; выявление предикторов [22], дескрипторов [38], коррелятов успешности [30] и факторов, ее обусловливающих [23]; изучение ее модальности и направленности в различных сферах жизнедеятельности (экономической, социальной, личностной, профессиональной, трудовой, учебной и т. п.) [33; 39]; описание ее специфики у разных людей и в условиях различных групп (социальных, возрастных,

профессиональных) [24] и т. п. Большое многообразие отдельных исследований, посвященных успешности, тем не менее обнаруживает очень незначительное количество фундаментальных работ, вскрывающих механизмы успешности, ее структуру, условия формирования. В основном такие работы узкоспециализированны и посвящены отдельным областям успеха: профессионализм педагога [3], успешность учебной деятельности и обучения [7: с. 12], успешность социализации [15] и др. При этом остается открытым вопрос относительно универсальных структурных компонентов успешности, обеспечивающих ее моделирование и являющихся результатом интеграции интеллектуальных и личностных возможностей ее достижения. В этой связи актуальным и научно значимым становится вопрос информационно-аналитического обзора интеллектуально-личностных предпосылок успешности, которые отражаются в индивидуальной системе значений (в ментальных репрезентациях) успешности личности в соответствии с ее ресурсами.

Современное понимание успешности и ее ментальных репрезентаций

Теоретический анализ современных исследований показал, что успешность как результирующая способность личности, отражающая направленность человека на успех, а также наличие в его жизни социально признанных достижений, обусловлена множеством факторов и переменных от объективно-исторических [2; 21] до субъективно-психологических [6; 35]. Понятие успешности включает совокупность объективных [36], субъективных [19], экзистенциальных [37] признаков и имеет особую структуру, оказывающую влияние как на преобразовательную активность личности, так и на формирование личности в целом. Воздействие социального опыта и представлений индивида о себе как действующем субъекте ведут к трансформации

успешности, создавая видовое многообразие [12; 29].

Многообразие видов успешности определяется по различным основаниям:

• успешность в различных сферах жизнедеятельности: личностная, индивидуальная, социальная, жизненная, психологическая, деловая, карьерная, в общении и межличностных отношениях;

• успешность в разных видах деятельности: учебной, научной, интеллектуальной/ мыслительной, спортивной, предпринимательской, коммуникативной, служебной деятельности, педагогической, финансовой, трудовой и т. п.;

• успешность различных групп людей (социальных групп): предпринимателей, специалистов, родителей, руководителей, студентов, выпускников, подростков, детей и др.;

• успешность различных процессов: адаптации, исполнительских, соревновательных, инклюзивного процесса, социализации, переговоров, образования, сдачи экзамена и др.

Видовое многообразие успешности определяет и многообразие предпосылок отдельных ее видов. Она обеспечивается комплексом интеллектуально-лично стных предпосылок от когнитивных структур (интеллект, когнитивный стиль, познавательная позиция и т. п.) до социально-психологических особенностей (коммуникативный ресурс, социальная активность, функционально-ролевая позиция и т. п.).

Теоретический анализ показал, что, несмотря на обширные исследования успешности и ее предпосылок, обнаруживается ряд проблемных/дискуссионных зон:

1) бессистемное многообразие выявленных предпосылок успешности, локализованных на разных уровнях психологической структуры (психофизиологическом, индивидуально-типологическом, личностном, субъектном, социально-психологическом); экстенсивность путей их описания;

2) при наличии большого спектра переменных, определяющих успешность, не до конца ясна ее связь с интеллектуальной структурой и когнитивной зрелостью личности; соответственно, неясна роль интеллектуальных и когнитивных предпосылок как ведущих

факторов, определяющих образ мира человека, представление об успешности.

Все это затрудняет понимание ядерной структуры формирования успешности, ее предикторов и отражает необходимость сведения всех данных в единую психологически осмысленную систему. Можно предположить, что систематизация предпосылок успешности включает устойчивую структуру интеллектуально-личностных переменных, которые являются своеобразным скелетом, обеспечивающим реальную и потенциальную успешность. Кристаллизующим основанием такой системы могут стать ментальные репрезентации успешности в структуре ее интеллектуально-личностных переменных.

Ментальная репрезентация представляет собой форму опыта, которая трансформируется по мере изменения социальной ситуации, а также степени интеллектуального вклада самого субъекта в процесс формирования картины заданной реальности. Как показали результаты многочисленных исследований, особенностями ментальных репрезентаций является:

• многообразие их проявлений: от продукта познавательных процессов, интеллектуальной и умственной компетентности до умственного и мысленного образа, продукта психической деятельности [20: с. 115];

• их существование в виде целостных семантических единиц, которые не имеют четких, раз и навсегда заданных границ (из-за субъективности человеческого опыта) и являются непрерывно воспроизводимыми структурами, соотносящимися с изменениями в среде, что способствует адаптации человека посредством контроля информации [17];

• они представляют собой как процесс, так и результат познания; имеют структуру, включающую ассоциативные, оценочные, понятийные и образные составляющие [14];

• они являются актуальным субъективным представлением происходящего, которое инициируется извне, но функционирует внутри субъекта;

• они связаны с предшествующим опытом, зависят от целей деятельности и предопределяют характер и степень эффективности последующей деятельности [16: с. 335; 34].

Исследования ментальных репрезентаций показывают, что их изучение для моделирования процесса познания и формирования представлений человека о мире и о себе необходимо в контексте взаимодействия процессов восходящего и нисходящего движения в иерархическом семиотическом пространстве [25; 28]. Такая иерархическая организация ментальных репрезентаций рассматривается в том числе в контексте обеспечения психологического благополучия и успешности личности, которые обусловлены интеграцией высокоуровневых структур ментальных репрезентаций (абстрактных, глобальных, когерентных) [26]. Иерархическая организация ментальных репрезентаций тесно связана со знаниями и опытом, образуя триаду, которая позволяет человеку преобразовывать полученный опыт, сохранять и осмысливать имеющиеся знания с тем, чтобы в случае необходимости извлекать их из стабильных структур в форме схем, образов, слов и т. д., используя в практической деятельности [13].

Таким образом, ментальные репрезентации можно рассматривать в качестве прогнозирующего фактора успешности субъекта. Проведенный обзор показал довольно ограниченное количество исследований, направленных на выявление индивидуального ресурсного значения представлений и ментальных репрезентаций успешности для отдельно взятой личности. На этом фоне представляется интересным и закономерным провести достоверный статистический анализ современных исследований, который позволит выявить основные тенденции в изучении феномена успешности, факторов, его обусловливающих, а также в понимании ментальных репрезентаций как кристаллизующего основания успешности. Можно выдвинуть предположение о том, что в многозначности понятия «успешность» в разных контекстах будет выделяться тенденция взаимосвязей ее интеллектуальных и личностных частотных маркеров.

В качестве одного из кристаллизующих (стержневых) оснований интеллектуально-личностной структуры предпосылок успешности прогнозируется их ментально-репрезентативный компонент, который будет обусловливать целостность и гармоничность

этой структуры. Гипотетически наличие ментально-репрезентативного компонента интеллектуально-личностной структуры предпосылок успешности обусловлено его ролью в организации интеллектуального отражения человеком своей успешности.

Системный анализ интеллектуально-личностных предпосылок успешности

Для проверки предположений был проведен контент-анализ публикаций по проблеме интеллектуально-личностных предпосылок успешности. По ключевому слову «успешность» из научных электронных библиотек и реферативных баз (eLIBRARY.RU, Web of Science, Scopus) были выбраны полные тексты и фрагменты публикаций в количестве 1043. Это статьи по психологии, составившие 500 групп встречаемости понятия «успешность» в разных контекстах.

По частоте встречаемости иерархически выделились такие виды успешности, как учебная и академическая (597 публикаций), профессиональная (516), социальная (124), успешность в разных видах деятельности (116), а также коммуникативная (36), спортивная (32), успешность личности (21) и другие виды, что согласуется с теоретическим анализом. Из основных типов качественно-количественного анализа содержания был выбран дедуктивный анализ, в процессе которого на этапе категоризации была выделена категория «предпосылки, предикторы, детерминанты успешности» из содержания 313 публикаций. Концептуальную схему исследования и составили предпосылки успешности, встречающиеся в этих публикациях дифференцированно и во взаимосвязи.

В рамках контент-анализа был проведен дедуктивный вариант анализа, основной задачей которого стало определение частотных характеристик концепта «успешность» для изучения тенденций во взаимосвязях таких предпосылок успешности, как интеллектуальные, личностные, а в их контексте — ментально-репрезентативные.

Перечень категорий, характеризующих основные признаки предпосылок (предикторов,

детерминант), позволил выявить группы публикаций.

Группа (категория) 1 — 152 публикации, в которых предметом исследования дифференцированно выступают личностные и социально-психологические предпосылки, предикторы, детерминанты успешности. Публикации, в которых выделяют ряд диагностических детерминант успешности: самооценку, уровень притязаний, активность и мобильность, настойчивость и целеустремленность; ориентации (ценностные и смысло-жизненные), адаптивность, жизнестойкость, психологическое благополучие, склонность к риску, устойчивость к профессиональному выгоранию и другие.

Группа (категория) 2 — 131 публикация. Публикации, в которых описаны предпосылки, влияющие на успешность комплексно, во взаимосвязи, которые составляют интегрированные группы интеллектуальных и личностных переменных: мотивационные и когнитивные детерминанты; интеллект и стрессоустойчивость, копинг-стратегии; система метарегуляции и мотивации; способы обработки информации; интеллект и межличностное взаимодействие; взаимосвязи регу-ляторных и интеллектуальных особенностей; креативность, дивергентность мышления, гибкость, беглость и низкий уровень ригидности; когнитивные стили и личностные характеристики и другие.

В процессе статистической обработки результатов по критерию «угловое преобразование Фишера» значимо (р < 0,05) отличается количество характеристик (маркеров) успешности в двух вышеуказанных категориях публикаций, а именно частота маркеров успешности категории 2 значимо превосходит частоту маркеров категории 1:

Ф*эмп = 1,761, прир < 0,05 (ф*кр = 1,64,р < 0,05 и ф*кр. = 2,31,р < 0,01).

Такой результат свидетельствует о том, что в разных контекстах понятия «успешность» значимо выделяется тенденция взаимосвязей ее интеллектуальных и личностных частотных характеристик (маркеров).

Отдельный блок составила группа (категория) 3, включающая всего 30 публикаций,

в которых изучаются взаимосвязи разных признаков ментальных репрезентаций успешности с личностными и интеллектуальными характеристиками. И это, на наш взгляд, не случайно, так как опыт представлений о реальной или потенциальной успешности применяется субъектом в той степени, в какой организован его актуальный умственный (ментальный) образ. Особенности ментальной репрезентации предопределяют и характер эффективности актуализации успешности. Сформированность ментально-репрезентативного компонента обусловлена жизненным опытом человека.

Проведенный обзор показал довольно ограниченное количество исследований, направленных на выявление индивидуального ресурсного значения представлений и ментальных репрезентаций успешности. Но тем не менее можно заключить, что каждый человек обладает характерным только для него комплексом ментальных репрезентаций успешности (образных, социальных, концептуальных и т. д.), которые задают процедуры действия, обеспечивающего эффективность и успешность в заданных обстоятельствах. Успешность в этом понимании соотносится с объективной реальностью и определенными актуальными интеллектуальными и личностными предпосылками человека.

Полученные выводы о довольно ограниченном количестве исследований такого характера, несмотря на их значимость, подтверждены статистически (по критерию «угловое преобразование Фишера»). Количество публикаций в категории (группе) 3 значимо отличается от количества публикаций в других категориях (группах):

Ф*эмп = 21,59, прир < 0,01 (ф*кр = 1,64, р < 0,05 и ф*кр. = 1,31,р < 0,01).

Такой результат свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы ментально-репрезентативного компонента в системе интеллектуальных и личностных предпосылок успешности.

Таким образом, особый научный интерес вызывают те публикации, в которых изучаются представления об успешности, образ успешности, субъективная картина успешности,

семантика представлений об успешности у молодых людей с разными личностными особенностями; репрезентации успешности и способы ее достижения, репрезентативные системы; представления студентов об успешности и способах преодоления рисков во взаимосвязи с ценностными и смысложизненными ориентациями, рефлексивностью, интерналь-ным локусом контроля, карьерным ростом, с интернальным локусом контроля, эмоциональной привлекательностью и перспективой личности и другие. Именно этот блок публикаций и был определен как категория (группа) 3.

Таким образом, каждая группа публикаций отличалась от предыдущей по принципу дополнения индикаторов (показателей) предпосылок успешности.

Факторизация содержательных характеристик контент-анализа предпосылок успешности

В процессе факторизации результатов контент-анализа мы предположили, что:

• факторные структуры выявленных в публикациях предпосылок успешности будут содержать диады индикаторов (показателей) интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности с положительным характером связей между ними;

• диада индикаторов (показателей) интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности будет устойчива при изменении количества переменных в процессе факторного анализа.

Для проверки гипотез контент-анализа дважды был проведен факторный анализ по индикаторам (показателям) интеллектуальных, личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности в трех категориях (группах) публикаций.

Для статистической обработки данных использован программный пакет SPSS Statistics 23.0, включающий факторный анализ (метод главных компонент с последующим Varimax-вращением) (см. табл. 1 и 2).

В факторном анализе (см. табл. 1) с тремя переменными суммарный процент совокупной

дисперсии факторной структуры предпосылок успешности (дифференцированных личностных, интеллектуально-личностных и ментальных репрезентаций) составил 71,238 %. Факторная структура включает один компонент, в нем содержатся все три указанные переменные, образующие одну плеяду. Особенность плеяды заключается в том, что по характеру связей в ней четко отделяется отрицательно направленная переменная «дифференцированные субъективно-специфические личностные предпосылки успешности» (-0,951) от положительно сонаправленной диады таких переменных, как «интеллектуально-личностные предпосылки успешности» (+0,942) и «ментальные репрезентации успешности» (+0,590).

Полученный результат частично подтверждает выдвинутое предположение о диаде индикаторов (показателей) интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности с положительным характером связей. Нетрудно заметить, что каждый блок этой диады представляет собой компонент интеллектуально-личностных предпосылок и ментально-репрезентативный компонент успешности.

В факторном анализе (см. табл. 2) был расширен охват переменных до четырех (дифференцированные личностные предпосылки успешности, интеллектуально-личностные предпосылки успешности, ментально-репрезентативный аспект предпосылок успешности, а также вся их совокупность), суммарный процент совокупной дисперсии факторной структуры составил 82,033 %. Факторная структура состоит из двух компонент.

Картина изменилась лишь в том, что добавился второй компонент с одной добавленной переменной «вся совокупность предпосылок успешности», показатель которого составляет 25,964. Первый компонент с суммарным процентом совокупной дисперсии 56,069 остался практически без изменения в сравнении с первым вариантом факторного анализа, т. е. те же переменные — «интеллектуально-личностные предпосылки успешности» и «ментальные репрезентации успешности» с очень близкими к первому варианту показателями (соответственно 0,962 и 0,599). Иначе говоря, в процессе факторизации при изменении

Таблица 2

Факторная структура предпосылок успешности, представленных дифференцированно, интегрированно, в ментально-репрезентативном аспекте и во всей совокупности

предпосылок успешности

Таблица 1

Факторная структура предпосылок успешности, представленных дифференцированно, интегрированно и в ментально-репрезентативном аспекте

№ Группы предпосылок успешности, представленные: Компонент

1 дифференцированно -0,951

2 интегрированно 0,942

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 в ментально-репрезентативном аспекте 0,590

Суммарный процент совокупной дисперсии 71,238

№ Группы предпосылок успешности, представленные: Компонент 1 Компонент 2

1 дифференцированно -0,962 0,196

2 интегрированно 0,962 -0,196

3 в ментально-репрезентативном аспекте 0,599 0,349

4 во всей совокупности предпосылок успешности 0,182 0,916

Суммарный процент совокупной дисперсии 56,069 82,033

количества переменных мы вновь наблюдаем в ней сонаправленную составляющую интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности в противовес дифференцированно представленным личностным предпосылкам успешности.

Полученный результат, на наш взгляд, подтверждает вторую часть выдвинутого предположения об устойчивости образования диады индикаторов (показателей) интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности при увеличении количества переменных факторного анализа.

Выводы

Таким образом, по результатам проведенного системного анализа и авторских исследований можно сделать следующие выводы.

В процессе контент-анализа и факторизации его результатов выявлена сонаправленная составляющая интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности в противовес дифференцированно представленным личностным предпосылкам успешности.

Существует ограниченное количество исследований, в которых рассматриваются ментальные репрезентации / представления /

образы успешности как кристаллизующая основа успешности личности во взаимосвязи с ее интеллектуально-личностными предпосылками.

Вероятно, выявленное содержание первых (кристаллизующих) факторов в двух вариантах факторного анализа представляют кристаллизующую основу успешности личности. Она может проявиться на ее разных уровнях:

- потенциальном (где ментальные репрезентации могут стать структурирующим основанием интеллектуально-личностных предпосылок успешности);

- актуальном и результативном (где ментальные репрезентации могут стать структурирующим основанием актуализации и сфор-мированности инте лле ктуально-личностных предпосылок успешности);

- перспективном (где ментальные репрезентации могут выполнять значимую роль в прогнозировании и планировании успешности).

Заключение

На основе полученных результатов можно предположить, что уровень сформированно-сти ментальных репрезентаций и интеллектуально-личностных предпосылок успешности могут представлять собой факторы

развития или, напротив, факторы риска актуализации успешности личности.

Основанием для такого предположения стали следующие результаты контент-анализа.

1. Ментальные репрезентации, представления субъекта о собственной компетентности и успешности формируются поэтапно: от процессов предвосхищения до конструирования будущего; от сенсорных перцептов до наиболее общих представлений на высоком уровне ментальных структур [28; 32].

2. В структуре социальных представлений об успешности сочетаются понятия, связанные как с собственной активностью субъекта, так и с внешними обстоятельствами. При этом более высокая интеллектуальная одаренность (успешность, образованность) способствует развитию представлений об успешности как результате собственных действий, интернальности, где роль случайных и внешних факторов минимальна [9].

3. Представления об успешности базируются на системе взаимосвязанных ценностных ориентаций, где наибольшее значение имеют ценности интериоризованного успеха [11].

4. Семантическое пространство концепта «успешность» (представления о ней) достаточно объемно и коррелирует со специфическими чертами различных социальных групп: гендерных, профессиональных, возрастных, образовательных и т. д. [1; 5; 8]. При этом две трети признаков когнитивного состава концепта «успешность» составляют позитивные модальности, отражающие связь достижения успеха с результатами целенаправленных усилий, которые проявляет субъект [18; 27]. При изучении квадрираспре-деления когнитивно-семантических признаков концепта «успешность» можно выделить стили организации этого концепта, различающиеся по скорости и точности подбора признаков концепта: «точный быстрый», «точный медленный», «неточный медленный» и «неточный быстрый»1.

Перспективой настоящего исследования может стать углубленное системное изучение ментальных репрезентаций как кристаллизующего основания успешности личности в структуре ее интеллектуально-личностного ресурса / предпосылок, что даст возможность прогностического понимания ресурсов личности с точки зрения ее жизненных достижений.

Литература

1. Беглова Э. И. Ценностное содержание образа «успешности» молодежи и старшего поколения в социально-культурной среде // Научные дискуссии о ценностях современного общества: сб. материалов XI-й Международной научно-практической конференции (Липецк, 27 февраля 2016 г.) / отв. ред. Е. М. Мосолова. Липецк: РаДуши, 2016. С. 47-51.

2. Будаева Е. С., Толочек В. А. Самореализация человека в разных сферах жизнедеятельности: факторы успешности // Институт психологии российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 2. С. 184-202.

3. Глузман Н. А. Горбунова Н. В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 314 с. DOI: 10.12737/monography_5b48b438b75148.79631598

4. Головина С. Г., Спирина Т. А., Корниенко А. В. Психологический конструкт жизненной успешности студенческой молодежи // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 412-415.

5. Дворецкая М. Я., Лощакова А. Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (дата обращения: 14.03.2021).

6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной успешности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 4 (201). С. 100-114. DOI: 10.15826/izv1.2020.26.4.075

7. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. 3-е изд. М.: ФЛИНТА, 2019. 224 с.

1 Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Стили организации концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье // Системная психология и социология. 2019. № 1 (29). С. 58-67. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.29.1.05

8. Карнеева О. А., Карнеев Р. К. Представления об успешности и успешном человеке у старшеклассников // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 7 апреля 2017 г.) / ред.-сост. А. И. Савенков. М.: Перо, 2017. С. 119-124.

9. Кондратьев М. Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагруп-повым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество.

2017. Т. 8. № 2. С. 116-130. DOI: 10.17759/sps.2017080208

10. Лощакова А. Б. Психологическая структура личностной успешности // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сб. материалов VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 13 августа 2017 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 182-184.

11. Лукьянченко Н. В., Довыденко Л. В., Аликин И. А. Ценности успеха в представлении студенческой молодежи поколения Z // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 2. С. 82-94. DOI: 10.17759/sps.2019100207

12. Попкова Н. А. Феномен успешности в психологической науке // Мир человека. 2017. № 1 (45). С. 264-268.

13. Прохоров А. О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 2. С. 23-37. D0I:10.17759/exppsy.2016090203

14. Прохоров А. О., Алексеева Е. М. Имплицитная ассоциативная составляющая ментальных репрезентаций психических состояний // Siberia Psychological Journal. 2017. № 63. С. 36-48. DOI: 10.17223/17267080/63/3

15. Психолого-педагогические условия успешной социализации субъекта учебной деятельности: монография / под. ред. Г. А. Мелекесова. М.: ФЛИНТА, 2021. 157 с.

16. Селиванов В. В. Механизмы актуализации когнитивных и личностных ресурсов субъекта в виртуальной среде // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы Третьего Международного симпозиума (Москва, 20-21 октября 2016 г.) / отв. ред. М. А. Холодная, Г. В. Ожиганова. М.: Ин-т психологии РАН, 2016. С. 333-338. URL: https://znanium.com/catalog/ product/1060951 (дата обращения: 27.03.2021).

17. Сиповская Я. И. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности в структуре интеллектуальной компетентности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. 22 c.

18. Табала А. А. Образ успешности в подростковом возрасте // Россия: от стагнации к развитию (региональные, федеральные, международные проблемы): сб. материалов XI заочной Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников (Ставрополь, 21 апреля 2017 г.). Ставрополь: Ин-т дружбы народов Кавказа, 2017. С. 434-435.

19. Толочёк В. А. «Задатки - способности - ресурсы» в детерминации социальной успешности человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журвлев, В. А. Кольцова. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. С. 1265-1272.

20. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 334 с.

21. Шабунова А. А., Белехова Г. В. Социально-трудовой контекст успешности современного человека // Вестник ГСГУ 2019. № 2 (34). С. 49-54.

22. Bracci S., Caramazza A., Peelen M. V. View-invariant representation of hand postures in the human lateral occipitotemporal cortex // NEUROIMAGE. 2018. Vol. 181. P. 446-452. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2018.07.001

23. Brigley B. J. Facilitating student performance conversations: Aframeworkfor success // Nurse Education Today. 2018. Vol. 68. P. 172-176. DOI: 10.1016/j.nedt. 2018.06.008

24. Cigrovski V. Sport courage, worry and fear in relation to success of alpine ski learning / V. Cigrovski et al. // Sports (Basel, Switzerland). 2018. Vol. 6. Iss. 3. P. 96. DOI: 10.3390/sports6030096

25. De Haan A. M. Body representation does not lag behind in updating for the pubertal growth spurt / A. M. de Haan et al. // Journal оf Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 175. P. 48-66. DOI: 10.1016/j. jecp.2018.05.002

26. Horvath P. The relationship of psychological construals with well-being // Newideasinpsychology.

2018. Vol. 51. P. 15-20. DOI: 10.1016/j.newideapsych.2018.04.008

27. Kibal'chenko I. A., Eksakusto T. V. Modern students' mental representations of success // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2019. Vol. 7. № 1. P. 1-13. DOI: 10.5937/ijcrsee1901001K

28. Kuvich G., Perlovsky L. Cognitive mechanisms of the mind // New Mathematics and Natural Computation. 2013. Vol. 9 (3). P. 301-323. DOI: 10.1142/S1793005713400097

29. Lewis N. A. Jr., Yates J. F. Preparing disadvantaged students for success in college: Lessons learned from the preparation initiative // Perspectives on Psychological Science. 2019. Vol. 14 (1). P. 54-59. DOI: 10.1177/1745691618808515

30. Low R. S., Overall N. C., Hammond M. D., Girme Y. U. Emotional suppression during personal goal pursuit impedes goal strivings and achievement // Emotion. 2017. № 2. P. 208-223. DOI: 10.1037/emo0000218

31. Nanay B. Success semantics: The sequel // Philosophical Studies. 2013. Vol. 165. Iss. 1. P. 151-165. DOI: 10.1007/s11098-012-9922-7

32. Palmer C. E., Tsakiris M. Going at the heart of social cognition: Is there a role for interocep-tion in self-other distinction? // Current Opinionin Psychology. 2018. Vol. 24. P. 21-26. DOI: 10.1016/j.co-psyc.2018.04.008

33. Pirolli P. Implementation intention and reminder effects on behavior change in a mobile health system: A predictive cognitive model / P. Pirolli et al. // Journal of Medical Internet Research. 2017. 19(11). P. 397. DOI: 10.2196/jmir.8217

34. Schurz G., Hertwig R. Cognitive success: A consequentialist account of rationality in cognition // Topics in Cognitive Science. 2019. Vol. 11. P. 7-36. DOI: 10.1111/tops.12410

35. Seguin C. A survey of nurse leaders to explore the relationship between grit and measures of success and well-being // The Journal of Nursing Administration. 2019. March. Vol. 49. Iss. 3. P. 125-131. DOI: 10.1097/NNA.0000000000000725

36. Spurk D., Keller A. C., Hirschi A. Competition in career tournaments: Investigating the joint impact of trait competitiveness and competitive psychological climate on objective and subjective career success // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2019. Vol. 92. P. 74-79. DOI: 10.1111/joop.12238

37. Thompson T. Re-examining the effects of noncontingent success on self-handicapping behaviour // British Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 74. Iss. 2. P. 239-260. DOI: 10.1348/000709904773839860

38. Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Vande Grift W. J. C. M. First-year university students' academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33 (4). P. 749-767. DOI:10.1007/s10212-017-0347-8

39. Welsch D. M., Zimmer D. M. Do high school gifted programs lead to later-in-life success? // Journal of Labor Research. 2018. Vol. 39 (2). P. 201-218. DOI: 10.1007/s12122-017-9252-9

References

1. Beglova E\ I. Cennostnoe soderzhanie obraza «uspeshnosti» molodezhi i starshego pokoleniya v so-ciaFno-kurtumoj srede [The value content of the image of "success" of youth and the older generation in the socio-cultural environment] // Nauchny'e diskussii o cennostyax sovremennogo obshhestva: sb. materialov Xl-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Lipeczk, 27 fevralya 2016 g.) [Scientific discussions about the values of modern society. Collection of materials of the XI International Scientific and practical Conference] / otv. red. E. M. Mosolova. Lipeczk: RaDushi, 2016. P. 47-51.

2. Budaeva E. S., Tolochek V. A. Samorealizaciya cheloveka v raznyx sferax zhiznedeyateFnosti: fak-tory' uspeshnosti [Self-realization of a person in different spheres of life: success factors] // Institut psixologii rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psixologiya i psixologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology]. 2019. T. 4. № 2. P. 184-202.

3. Glu/man N. A. Gorbunova N. V. Professionalizm pedagoga: uspeshnost' i karera: monografiya [Professionalism of the teacher: success and career: monograph]. M.: INFRA-M, 2020. 314 p. DOI: 10.12737/ monography_5b48b438b75148.79631598

4. Golovina S. G., Spirina T. A., Kornienko A. V. Psixologicheskij konstrukt zhiznennoj uspeshnosti studencheskoj molodezhi [Psychological construct of life success of student youth] // Ucheny'e zapiski univer-siteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University]. 2018. № 11 (165). P. 412-415.

5. Dvoreczkaya M. Ya., Loshhakova A. B. Obraz uspeshnosti v sovremennyx psixologicheskix issledo-vaniyax [The image of success in modern psychological research] // Mir nauki: internet-zhurnal [Online magazine "World of Science"]. 2016. T. 4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (accessed: 14.03.2021).

6. Zeer E\ F., Symanyuk E\ E\ Samorealizaciya cheloveka v vozraste pozdnej zrelosti kak prediktor obespecheniya professional'noj uspeshnosti [Self-realization of a person at the age of late maturity as a predictor

of ensuring professional success] // Zeer E'. F., Sy'manyuk E'. E'. Samorealizaciya cheloveka v vozraste pozdnej zrelosti kak prediktor obespecheniya professional'noj uspeshnosti // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy' obrazovaniya, nauki i kul'tury' [Proceedings of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, science and culture]. 2020. T. 26. № 4 (201). P. 100-114. DOI: 10.15826/ izv1.2020.26.4.075

7. Ishkov A. D. Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psixologicheskie faktory' uspeshnosti: monografiya [Student's educational activity: psychological factors of success: monograph]. 3-e izd. M.: FLINTA, 2019. 224 p.

8. Karneeva O. A., Karneev R. K. Predstavleniya ob uspeshnosti i uspeshnom cheloveke u starshe-klassnikov [Ideas about success and a successful person in high school students] // Rebenok v sovremen-nom obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: materialy' IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (Moskva, 7 aprelya 2017 g.) [A child in the modern educational space of a megalopolis. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference] / red.-sost. A. I. Savenkov. M.: Pero, 2017. P. 119-124.

9. Kondratev M. D. Social'ny'e predstavleniya ob uspeshnosti podrostkov s razny'm intragruppovy'm statusom i razny'm urovnem intellektual'noj uspeshnosti [Social representations of the success of adolescents with different intragroup status and different levels of intellectual success] // Social'naya psixologiya i obshhest-vo [Social psychology and society]. 2017. T. 8. № 2. P. 116-130. DOI: 10.17759/sps.2017080208

10. Loshhakova A. B. Psixologicheskaya struktura lichnostnoj uspeshnosti [Psychological structure of personal success] // Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy' razvitiya: sb. materialov VI Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheboksary', 13 avgusta 2017 g.) [Scientific and educational space: development prospects. Collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference]. Cheboksary': Interaktiv plyus, 2017. P. 182-184.

11. Lukyanchenko N. V., Dovydenko L. V., Alikin I. A. Cennosti uspexa v predstavlenii studencheskoi molodezhi pokoleniya Z [Values success in the representation of student's youth-generation Z] // Social'naya psixologiya i obshhestvo [Social psychology and society]. 2019. T. 10. № 2. P. 82-94. DOI: 10.17759/ sps.2019100207

12. Popkova N. A. Fenomen uspeshnosti v psixologicheskoj nauke [The phenomenon of success in psychological science] // Mir cheloveka [The world of man]. 2017. № 1 (45). P. 264-268.

13. Proxorov A. O. Mental'ny'e reprezentacii psixicheskix sostoyanij: fenomenologicheskie i e'ks-perimental'ny'e xarakteristiki [Mental representations of mental states: phenomenological and experimental characteristics] // E'ksperimental'naya psixologiya [Experimental psychology]. 2016. T. 9. № 2. P. 23-37. D0I:10.17759/ exppsy.2016090203

14. Proxorov A. O., Alekseeva E. M. Implicitnaya associativnaya sostavlyayushhaya mental'ny'x reprezentacii psixicheskix sostoyanii [Implicit and associative components of psychological states mental representations] // Siberia Psychological Journal. 2017. № 63. P. 36-48. DOI: 10.17223/17267080/63/3

15. Psixologo-pedagogicheskie usloviya uspeshnoj socializacii sub''ekta uchebnoj deyatel'nosti: monografiya [Psychological and pedagogical conditions of successful socialization of the subject of educational activity: monograph] / pod. red. G. A. Melekesova. M.: FLINTA, 2021. 157 p.

16. Selivanov V. V. Mexanizmy' aktualizacii kognitivny'x i lichnostny'x resursov sub''ekta v virtual'noj srede [Mechanisms of actualization of cognitive and personal resources of the subject in a virtual environment] // Mental'ny'e resursy' lichnosti: teoreticheskie i prikladny'e issledovaniya: materialy' Tret'ego Mezhdunarodno-go simpoziuma (Moskva, 20-21 oktyabrya 2016 g.) [Mental resources of personality: theoretical and applied research: proceedings of the Third International Symposium] / otv. red. M. A. Xolodnaya, G. V Ozhiganova. M.: In-t psixologii RAN, 2016. P. 333-338. URL: https://znanium.com/catalog/product/1060951 (accessed: 27.03.2021).

17. Sipovskaya Ya. I. Ponyatijny'e, metakognitivny'e i intencional'ny'e sposobnosti v strukture intellektual'noj kompetentnosti: avtoref. dis. ... kand. psixol. nauk [Conceptual, metacognitive and intentional abilities in the structure of intellectual competence: abstract of the dissertation]. M., 2016. 22 p.

18. Tabala A. A. Obraz uspeshnosti v podrostkovom vozraste [The image of success in adolescence] // Rossiya: ot stagnacii k razvitiyu (regional'ny'e, federal'ny'e, mezhdunarodny'e problemy'): sb. materialov XI zaochnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molody'x ucheny'x, aspirantov, studentov, shkol'nikov (Stavropol', 21 aprelya 2017 g.) [Russia: from stagnation to development (regional, federal, international problems). Collection of materials of the XI Correspondence International Scientific and Practical Conference of Young Scientists, Postgraduates, Students, Schoolchildren]. Stavropol': In-t druzhby' narodov Kavkaza, 2017. P. 434-435.

19. Tolochek V. A. «Zadatki - sposobnosti - resursy'» v determinacii social'noi uspeshnosti cheloveka ["Makings-abilities-resources" in the determination of social success of a person] // Fundamental'ny'e i priklad-ny'e issledovaniya sovremennoi psixologii: rezul'taty' i perspektivy' razvitiya [Fundamental and applied research of modern psychology: results and prospects of development] / otv. red. A. L. Zhurvlev, V. A. Kol'czova. M.: In-t psixologii RAN, 2017. P. 1265-1272.

20. Xolodnaya M. A. Psixologiya intellekta. Paradoksy' issledovaniya [Psychology of intelligence. Paradoxes of research]. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yurajt, 2019. 334 p.

21. Shabunova A. A., Belexova G. V. Social'no-trudovoj kontekst uspeshnosti sovremennogo cheloveka [Social and labor context of modern human success] // Vestnik GSGU [Bulletin of the GSGU]. 2019. № 2 (34). P. 49-54.

22. Bracci S., Caramazza A., Peelen M. V. View-invariant representation of hand postures in the human lateral occipitotemporal cortex // NEUROIMAGE. 2018. Vol. 181. P. 446-452. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2018.07.001

23. Brigley B. J. Facilitating student performance conversations: Aframeworkfor success // Nurse Education Today. 2018. Vol. 68. P. 172-176. DOI: 10.1016/j.nedt. 2018.06.008

24. Cigrovski V. Sport courage, worry and fear in relation to success of alpine ski learning / V. Cigrovski et al. // Sports (Basel, Switzerland). 2018. Vol. 6. Iss. 3. P. 96. DOI: 10.3390/sports6030096

25. De Haan A. M. Body representation does not lag behind in updating for the pubertal growth spurt / A. M. de Haan et al. // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 175. P. 48-66. DOI: 10.1016/j. jecp.2018.05.002

26. Horvath P. The relationship of psychological construals with well-being // Newideasinpsychology. 2018. Vol. 51. P. 15-20. DOI: 10.1016/j.newideapsych.2018.04.008

27. Kibal'chenko I. A., Eksakusto T. V. Modern students' mental representations of success // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2019. Vol. 7. № 1. P. 1-13. DOI: 10.5937/ijcrsee1901001K

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Kuvich G., Perlovsky L. Cognitive mechanisms of the mind // New Mathematics and Natural Computation. 2013. Vol. 9 (3). P. 301-323. DOI: 10.1142/S1793005713400097

29. Lewis N. A. Jr., Yates J. F. Preparing disadvantaged students for success in college: Lessons learned from the preparation initiative // Perspectives on Psychological Science. 2019. Vol. 14 (1). P. 54-59. DOI: 10.1177/1745691618808515

30. Low R. S., Overall N. C., Hammond M. D., Girme Y. U. Emotional suppression during personal goal pursuit impedes goal strivings and achievement // Emotion. 2017. № 2. P. 208-223. DOI: 10.1037/emo0000218

31. Nanay B. Success semantics: The sequel // Philosophical Studies. 2013. Vol. 165. Iss. 1. P. 151-165. DOI: 10.1007/s11098-012-9922-7

32. Palmer C. E., Tsakiris M. Going at the heart of social cognition: Is there a role for interocep-tion in self-other distinction? // Current Opinionin Psychology. 2018. Vol. 24. P. 21-26. DOI: 10.1016/j.co-psyc.2018.04.008

33. Pirolli P. Implementation intention and reminder effects on behavior change in a mobile health system: A predictive cognitive model / P. Pirolli et al. // Journal of Medical Internet Research. 2017. 19(11). P. 397. DOI: 10.2196/jmir.8217.

34. Schurz G., Hertwig R. Cognitive success: A consequentialist account of rationality in cognition // Topics in Cognitive Science. 2019. Vol. 11. P. 7-36. DOI: 10.1111/tops.12410

35. Seguin C. A survey of nurse leaders to explore the relationship between grit and measures of success and well-being // The Journal of Nursing Administration. 2019. March. Vol. 49. Iss. 3. P. 125-131. DOI: 10.1097/NNA.0000000000000725

36. Spurk D., Keller A.C., Hirschi A. Competition in career tournaments: Investigating the joint impact of trait competitiveness and competitive psychological climate on objective and subjective career success // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2019. Vol. 92. P. 74-79. DOI: 10.1111/joop.12238

37. Thompson T. Re-examining the effects of noncontingent success on self-handicapping behaviour // British Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 74. Iss. 2. P. 239-260. DOI: 10.1348/000709904773839860

38. Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Vande Grift W. J. C. M. First-year university students' academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33 (4). P. 749-767. DOI:10.1007/s10212-017-0347-8

39. Welsch D. M., Zimmer D. M. Do high school gifted programs lead to later-in-life success? // Journal of Labor Research. 2018. Vol. 39 (2). P. 201-218. DOI: 10.1007/s12122-017-9252-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.