Научная статья на тему 'СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И РУКОВОДСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И РУКОВОДСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Павел Владимирович, Белоусова Надежда Игоревна, Петрова Елена Владимировна

Для педагога высшей школы необходимо уметь формировать особенности своего поведения, свою «педагогическую индивидуальность», т.е. отношения с обучающимися, и выбирать стиль общения, а также использовать выразительные средства коммуникативного процесса для наиболее эффективного психолого-педагогического воздействия. Основным средством достижения эффективного педагогического общения является речь. Слово преподавателя высшей школы, особенно в медицинском университете, должно воздействовать на чувства и сознание обучающихся, стимулировать воображение, формировать клиническое мышление и обеспечивать поисковую деятельность. Попытка проанализировать стили общения и руководства преподавателей медицинского университета и предпочтения обучающихся в общении с преподавателями стала целью нашей работы. При оценке стиля преподавателей для 52% характерен демократический стиль общения, авторитарный стиль встречается в 39 % случаев, а либеральный - в 9%. Большинство преподавателей оставили комментарий, что в работе используют разностилевые формы общения, однако в данный момент преобладает именно такая форма коммуникации. Каждому педагогу высшей школы необходимо сформировать свой стиль общения и руководства. Он должен органически вытекать из индивидуальности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION STYLES AND LEADERSHIP OF A HIGH SCHOOL TEACHER

For a high school teacher, it is necessary to be able to form the characteristics of their behavior, their "pedagogical individuality", relationships with students, and choose a style of communication, as well as use expressive means of the communicative process for the most effective psychological and pedagogical impact. The main means of achieving effective pedagogical communication is speech. The word of a high school teacher, especially at a medical university, should affect the feelings and consciousness of students, stimulate imagination, form clinical thinking and provide search activity. An attempt to analyze the communication styles and leadership of teachers of the medical university and the preferences of students in communicating with teachers became the goal of our work. When assessing the style of teachers, 52% are characterized by a democratic style of communication, an authoritarian style is found in 39% of cases, and a liberal one - in 9%. Most of the teachers left a comment that they use different-style forms of communication in their work, but at the moment this form of communication prevails. Each higher school teacher needs to form his own style of communication and leadership. It should flow organically from the individuality of the individual.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И РУКОВОДСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

TKACHENKO Pavel Vladimirovich and others COMMUNICATION STYLES AND LEADERSHIP ..

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 1(28)

ISSN online: 2712-9780

V7TK" 19'^lii 77 /¡Wt\ l©2022 Контент доступен по лицензии СС ВY-NC 4.0

' ЛЛ J /O.IZ.JIO. / / |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. J (j 57145/27129780 2022 11 01 04 lfcae3MI^Mhttps://creanvecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

СТИЛИ ОБЩЕНИЯИ РУКОВОДСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ © Автор(ы) 2022

ТКАЧЕНКО Павел Владимирович, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии, директор научно-исследовательского института физиологии SPIN: 3813-8010 AuthorlD: 452040 Scopus ID:37075972700 ORCID: 0000-0002-2725-6482

БЕЛОУСОВА Надежда Игоревна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры

нормальной физиологии

SPIN: 3306-1212 AuthorlD: 917482 ORCID :0000-0001-5299-6100

ПЕТРОВА Елена Владимировна, ассистент кафедры нормальной физиологии

Курский государственный медицинский университет 305000, Россия, Курск, lepetra@mail.ru

SPIN: 6064-8858 AuthorlD: 918218 ORCID:0000-0002-2547-1701

Аннотация. Для педагога высшей школы необходимо уметь формировать особенности своего поведения, свою «педагогическую индивидуальность», т.е. отношения с обучающимися, и выбирать стиль общения, а также использовать выразительные средства коммуникативного процесса для наиболее эффективного психолого-педагогического воздействия. Основным средством достижения эффективного педагогического общения является речь. Слово преподавателя высшей школы, особенно в медицинском университете, должно воздействовать на чувства и сознание обучающихся, стимулировать воображение, формировать клиническое мышление и обеспечивать поисковую деятельность. Попытка проанализировать стили общения и руководства преподавателей медицинского университета и предпочтения обучающихся в общении с преподавателями стала целью нашей работы. При оценке стиля преподавателей для 52 % характерен демократический стиль общения, авторитарный стиль встречается в 39 % случаев, а либеральный - в 9 %. Большинство преподавателей оставили комментарий, что в работе используют раз-ностилевые формы общения, однако в данный момент преобладает именно такая форма коммуникации. Каждому педагогу высшей школы необходимо сформировать свой стиль общения и руководства. Он должен органически вытекать из индивидуальности личности.

Ключевые слова: стили педагогического общения, демократический стиль общения, либеральный стиль общения, авторитарный стиль общения, психолого-педагогическое воздействие.

COMMUNICATION STYLES AND LEADERSHIP OF A HIGH SCHOOL TEACHER

© The Author(s) 2022

TKACHENKO Pavel Vladimirovich, doctor of medical sciences, associate Professor, head of the department of normal physiology, director scientific-research Institute of physiology BELOUSOVA Nadezhda Igorevna, candidate of medical sciences, assistant of the department

of normal physiology PETROVA Elena Vladimirovna, assistant of the department of normal physiology Kursk State Medical University 305000, Russia, Kursk, lepetra@mail.ru Abstract. For a high school teacher, it is necessary to be able to form the characteristics of their behavior, their "pedagogical individuality", relationships with students, and choose a style of communication, as well as use expressive means of the communicative process for the most effective psychological and pedagogical impact. The main means of achieving effective pedagogical communication is speech. The word of a high school teacher, especially at a medical university, should affect the feelings and consciousness of students, stimulate imagination, form clinical thinking and provide search activity. An attempt to analyze the communication styles and leadership of teachers of the medical university and the preferences of students in communicating with teachers became the goal of our work. When assessing the style of teachers, 52% are characterized by a democratic style of communication, an authoritarian style is found in 39% of cases, and a liberal one - in 9%. Most of the teachers left a comment that they use different-style forms of communication in their work, but at the moment this form of communication prevails. Each higher school teacher needs to form his own style of communication and leadership. It should flow organically from the individuality of the individual.

Keywords: pedagogical communication styles, democratic communication style, liberal communication style, authoritarian communication style, psychological and pedagogical impact

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальные проблемы в области педагогики и психофизиологии общения демонстрируют, что большая часть трудностей преподавателя высшей школы зачастую связаны с деформацией сферы профессионально-педагогического общения, а также с недостаточностью методической и научной базы преподавателя. Ключевым моментом в отношении педагог-обучающийся являются личностные качества самого преподавателя и уровень его педагогического мастерства. Основным этапом педагогической компетентности в психолого-педагогической сфере имеют закономерности взаимодействия со студентами и об-

щения в группе [1-3]. Именно педагогическое общение обеспечивает целостность психолого-педагогического воздействия на обучающихся. На занятии при помощи коммуникативного процесса преподавателю необходимо быть максимально чутким к изменениям в настроении группы студентов, постоянно меняя стиль своего общения для максимально эффективного педагогического воздействия на данном этапе [4; 5].

Соответственно для педагога высшей школы необходимо уметь формировать индивидуальную коммуникативную систему общения, а также свой «индивидуальный педагогический стиль» в отношениях со студентами для наиболее эффективного психолого-педагогического воздействия [6; 7]. Основным средством

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 1(38)

ISSN online: 2712-9780

ТКАЧЕНКО Павел Владимирович и другие СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И РУКОВОДСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ...

достижения эффективного педагогического общения является речь. Педагогические коммуникативные навыки преподавателя высшей школы, особенно в медицинском университете, должны формировать компетентностное сознание студентов, а также стимулировать воображение для развития клинического мышления и приобретения навыка поисковой деятельности. У профессионала педагогическое вербальное воздействие сопровождается невербальными (жесты, мимика) средствами общения, которые являются немаловажной составляющей педагогической коммуникации. Основной особенностью педагогического общения является приложение усилий со стороны преподавателя высшей школы для эффективности такого рода общения. Также значимой составляющей преподавательской деятельности является имидж преподавателя, который способен заметно влиять на настрой аудитории и имеет большое воспитательное значение в процессе обучения [8-12].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В.А. Канн-Калик выделил следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

• стиль общения преподавателя и обучающегося;

• система коммуникации, сформированная для определенного этапа педагогической деятельности;

• ситуативные коммуникации [2].

Таким образом, деятельностный стиль преподавателя представляет собой совокупность приемов и способов работы, поведенческого типа общения в процессе обучения [13; 14]. По определению большинства авторов, стиль - это индивидуально-своеобразная манера действования преподавателя (психолог А.А. Бодалев), является категорией социально и нравственно насыщенной [1; 9; 15-20].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование цели статьи. Попытка проанализировать стили общения и руководства преподавателей медицинского университета и предпочтения обучающихся в общении с преподавателями стала целью нашей работы.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для сравнительной характеристики и установления стиля общения и руководства преподавателям Курского государственного медицинского университета было проведено анкетирование «Самооценка стиля управления» [21]. В исследовании приняли участие 56 преподавателей Курского государственного медицинского университета (36 женщин и 20 мужчин).

При опросе 400 студентов лечебного факультета (на основе добровольного информированного согласия), использовалась авторская анкета для определения стиля общения преподавателя по основным дисциплинам в медицинском университете, которая также включала мнение обучающихся по выбору предпочитаемого для них стиля общения. Анкета включала в себя 29 вопросов, на 25 вопросов из которых необходимо было ответить да\нет, а в 26-29 вопросах описать идеальный и наиболее эффективный по мнению обучающегося стиль деятельности и общения преподавателя.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. При оценке стиля преподавателей для 52 % характерен демократический стиль общения, авторитарный стиль встречается в 39 % случаев, а либеральный - в 9 %. Большинство преподавателей оставили комментарий, что в работе используют разностилевые формы общения, однако в данный момент преобладает именно такая форма коммуникации.

На основании полученных результатов анкетирования нами выделены основные черты и особенности преподавателей с разным стилем общения.

Так, преподавателя с демократическим стилем общения и руководства обучающиеся характеризуют в 46,8 % случаев как неконфликтного, уравновешенного, справедливого. 35,9 % опрошенных отмечают отсутствие фамильярности в общении и обращение на «Вы». Основополагающим для этого стиля является сочетание высокого уровня компетентности педагога и его нравственных и моральных качеств.

Преподавателя с авторитарным стилем 87,6 % опрошенных описали как агрессивного, тревожного и независимого, 13,8 % опрошенных добавляют импульсивность, грубый тон в общении, 18 % считают такого преподавателя конфликтным. При описании идеального стиля руководства обучающимися только 30,8 % считают авторитарный стиль приемлемым в обучении, большинство опрошенных против такого стиля общения с преподавателем. 28,6 % отметили наличие «любимчиков» в группе у такого преподавателя, а также появление узкого круга обучающихся, с которыми работают индивидуально.

При описании либерального преподавателя 56,7 % респондентов выделили следующие черты: непосредственность, простота в общении, но несмотря на это 24,7 % обучающихся в описании добавляют импульсивность, эмоциональность и нестабильность в поведении. Такой стиль общения с преподавателем предпочли 18,2 % студентов.

Опрошенными были выделены и негативные стили общения. К ним можно отнести:

а) устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, отсутствии творческой деятельности (19,3 % обучающихся описали подобный стиль);

б) заигрывание, свойственное молодым в силу отсутствия профессионального и коммуникативного опыта (описаны 5,9 % студентов);

в) превосходство, характеризующееся самолюбованием и отстраненностью от процесса обучения (описано 2,6 % обучающихся).

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Воплощение различных стилей руководства и педагогического мастерства в характерных формах организации педагогического процесса и коммуникативных отношений «педагог-обучающий-ся» имеют определенные способы реализации межличностных отношений и связаны с достижением высокого уровня профессионально-педагогической деятельности [1; 5; 13].

Традиционно выделившиеся стили: авторитарный, либеральный и демократический, которые и были предложены для анализа студентам и преподавателям в нашем исследовании.

Как установлено при демократическом стиле общения отношения строятся на творческом сотрудничестве, характеризующимся широким контактом со всеми обучающимися в группе. Проявление доверия и уважения к студентам, в свою очередь, устанавливает благоприятный эмоциональный контакт со студентами, в таком тандеме не доминирует строгость и наказание, превалируют положительные оценки. «Педагог-демократ», и таковых большинство, испытывает потребность в обратной связи с характеристикой эффективности совместной деятельности и качества восприятия полученной информации. Положительно-эмоциональная атмосфера взаимодействия, характерная для данного стиля педагогической деятельности, сопровождается большим доверием со стороны обучающихся, обладает организующей стимуляцией к саморазвитию и самовыражению. Именно поэтому большинство студентов высшего учебного заведения предпочитает данный стиль коммуникационной деятельности с педагогом, т.к. основная форма обращения - совет, просьба, рекомендация, напутствие, что обеспечивает преемственность и наставничество

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 5.8.1.; 5.8.2.

17

TKACHENKO Pavel Vladimirovich and others COMMUNICATION STYLES AND LEADERSHIP ..

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 1(28)

ISSN online: 2712-9780

в профессиональной медицинской деятельности [9]. Несомненно, это благотворно сказывается на эмоциональном и психологическом аспекте сотрудничества обучающегося в совместной деятельности с преподавателем, а также развивает адекватную самооценку, способствует саморазвитию и самоуправлению, что в свою очередь является ключевым моментом в освоении профессиональных умений и навыков.

Авторитарный стиль общения педагога высшей школы проявляется основными педагогическими средствами, такими как строгость и наказание, индивидуальная избирательность в отношении студентов, частое использование приказного, начальственного тона общения. Авторитарный преподаватель требует только послушания; характеризуется большим количеством воспитательных воздействий при их однообразии, что ведет к конфликтам, недоброжелательности в отношениях и создает неблагоприятные условия для педагогического процесса в целом. Исключение индивидуального подхода снижает темпы развития студентов, формирует чувство незащищенности и тревоги, что способствует развитие неуверенности в себе и повышенной тревожности [17; 19]. Несмотря на это, данный вид общения, как установлено в нашем исследовании, достаточно часто встречается у преподавателей высшей школы в медицине, что возможно связано с авторитетом педагога в научной деятельности, высокими достижениями в медицине. Часто опыт профессиональной деятельности врача-педагога связан со спасением жизни человека, что не терпит ошибок и свободы в действиях.

Для педагога с либеральным стилем деятельности характерны отсутствие контроля выполнения своих же требований и последовательности в действиях и принимаемых решениях, нерешительность в трудных ситуациях. Часто такой педагог пускает дело на самотек, перекладывая ответственность на студентов, допускаются «панибратские» взаимоотношения, что приводит к падению авторитета педагога в глазах обучающихся. Тон обращения характеризуется желанием исключить сложные ситуации, а форма общения сводится к уговорам и увещеваниям [8; 9]. Как показало анкетирование, данный стиль не рассматривается большинством обучающихся медицинского вуза, т.к. халатное отношение к профессии может привести к непоправимым последствиям.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Формирование собственного стиля руководства для педагога высшей школы вытекает из индивидуальных личностных особенностей. Несомненно, совокупность элементов различных стилей руководства позволяет сформировать собственную индивидуальную педагогическую модель, в которой объединены, в основном, элементы демократического и авторитарного стилей руководства, но не исключаются или же допустимы либеральные элементы общения в различных ситуациях.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Несмотря на сформировавшиеся модели педагогического общения и руководства, педагог должен моделировать собственный стиль руководства, учитывая научно-исследовательские разработки, а также постоянно меняющиеся нормативно-правовые и про-фессионально-компетентностные требования, что, несомненно, будет способствовать и дополнять стили педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варыханова, К. В. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей технического вуза, способствующая выбору стилей педагогического общения / К. В. Варыханова, И. А. Сергеева, В. Кустова //Высшее образование сегодня. — 2018. — № 1. — С. 45-49. — DOI 10.25586/RNU.HET.18.01.P.45.

2. Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения /В.А. Кан-Калик.-Грозный: ЧИГУ, 1979. -138с.

3. Mehrabian A., Wiener M. Decoding of Inconsistent Communications// Journal of Personality and Social Psychology. 1967. Vol. 6(1). P. 109-114

4. Lazarus, R. S. Emotions: a Cognitive Phenomenological Analysis / R. S. Lazarus, A. D. Kanner, S. Folkman // Emotion. Theory, Research and Experience. - 1980. - Vol. 1. - Pp. 185-217. - Tekst: neposredstvennyj.

5. PoManenKo, Н. M. Пoлuваpuатuвнoсть ^ммуникац^нных mo-делей и тбственный ebi6op претдавателем вуза uндuвuдуальнoгo стиля oбщенuя co студентамu /Н. М. Рoманенкo //Mupунuвеpcumеm-скай науки: культуpа, o6pa3oeanие. - 2019. - № 2. - С. 79-86.

6. Brown, G. and G. Yule, 1983. Discourse Analysis. Cambridge: Cambridge University Press.

7. Graumann, C.F., 1972. Interjektion und Kommunikation. In: Handbuch der Psychologie, 7. Band: Forschungsbereiche (S. 30-34). Goettingen: Verlag fur Psychologie.

8. Бopucoва, Э. Г. Сoвеpшенcтвoванuе uндuвuдуальнoгo стиля oбщенuя npетдавателя выcшегo вoеннoгo медuцuнcкoгo oбpазoва-тельнoгo учpежденuя / Э. Г. Бopucoва, В. В. Никитент // Вестник Рoccuйcкoй Вoеннo-медuцuнcкoй академии. - 2017. - № 3(59). - С. 249253.

9. Гoлoванoва, Н. Э. Оcнoвные качества ^етдавателя no мнению cтудентoв медицинских факультетoв / Н. Э. Гoлoванoва, О. А. Лoбанoва, И. В. Аcтpатенкoва // Вестник Санкт-Петеpбуpгcкoгo унuвеpcuтета. Медицина. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 103-113. - DOI 10.21638/11701/spbu11.2017.109.

10. Канина, Е. Н. Стили nедагoгuчеcкuх кoммунuкацuй в oбpазoва-тельнсш cpеде coвpеменнoгo вуза /Е. Н. Канина, О. Л. Пoдлuняев, Н. Н. Mалахoва // Сиб^ский учитель. - 2020. - № 2(129). - С. 48-51.

11. Hoff man, E., 2008. Abraham Maslow: A biographer's refl ections. Journal of Humanistic Psychology, 48 (4): 439-443.

12. Domysheva, S. A. Overcoming non-linguistic barriers to effective speaking in Russian adult ESP classroom / S. A. Domysheva, N. V. Kopylova // Vestnik of Samara University. History, Pedagogics, Philology. - 2021. - Vol. 27. - No 1. - P. 87-94. - DOI 10.18287/2542-0445-202127-1-87-94.

13. Сuдopенкo, И. О. Лuчнocть npетдавателя с noзuцuu студента агpаpнoгo вуза / И. О. Сuдopенкo, Н. Г. Баpuнoва // Вестник mo-лoдежнoй науки Алтайcкoгo гocудаpcтвеннoгo агpаpнoгo унuвеpcumе-та. - 2020. - № 1. - С. 230-234.

14. Ищенш, В. В. Пoнятuе «культуpа nедагoгuчеcкoгo oбщенuя npеnoдавателей и cтудентoв» /В. В. Ищенш //Вonpocы nедагoгuкu. -2021. - № 2-2. - С. 85-88.

15. Алимсакаева, Р. К. Mетoдoлoгuчеcкuеуcлoвuя эффектuвнocтu nедагoгuчеcкoгo oбщенuя в системе npoфеccuoнальнoй noдгoтoвкu будущих учителей /Р. К. Алимсакаева //Mup науки, культуpы, oбpазoва-ния. - 2018. - № 3(70). - С. 217-218.

16. Сupoтюк, А. Л. Неocoзнанная кoммунuкатuвная шмпетент-нocть npетдавателя вуза какуcлoвuе эффектuвнoгo nедагoгuчеcкoгo oбщенuя /А. Л. Сupoтюк //Вестник Твеpcкoгo гocудаpcmвеннoгo уни-веpcumеmа. Сеpuя: Педагoгuка и ncuхoлoгuя. - 2018. - № 2. - С. 70-75.

17. Darawsheh, I. Behavior of elementary school students / I. Darawsheh //Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. - 2017. - No 5(66). - P. 123-125.

18. Littljohn, S.W., 1992. Theories of human communication. Belmont: Wadsworth Publishing.

19. Гoлубев, В. Ю. Moделu nедагoгuчеcкoгo oбщенuя / В. Ю. Гoлубев, M. А. Геmманoв // Научный вестник Вoльcкoгo вoеннoгo института маmеpuальнoгo oбеcnеченuя: вoеннo-научный жуpнал. -2017. - № 2(42). - С. 144-146.

20. Belmaz, Ya. M. Constructive communication in teaching foreign languages to the generation z / Ya. M. Belmaz, S. B. Belyaev, I. S. Sergieieva //East European Scientific Journal. - 2021. - No 1-5(65). - P. 13-18.

21. Ильин Е.П. Дuффеpенцuальная ncuхoфuзuoлoгuя. - СПб: Пumеp, 2001. - 464 с.

ÀGmopbi заявляют o6 втсутствии квнфликта инте-pеcoв.

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 2022.07.13 Approved date: 2022.08.19 Accepted date: 2022.08.29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.