Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / стили / профессиональное / педагог / взаимодействие / современная школа / communication / styles / professional / teacher / interaction / school / modern

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Е. О.

В статье рассматривается актуальность и стили профессионального общения педагога в образовательном процессе современной школы, с позиций гуманистического подхода. Рассмотрены основные аспекты общения педагога во взаимодействии с обучающимися, стили педагогического общения. Представлена авторская анкета и результаты гугл-опроса педагогов по стилям профессионального общения в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNICATION OF A TEACHER IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MODERN SCHOOL

The article examines the relevance and styles of professional communication of a teacher in the educational process of a modern school, from the standpoint of a humanistic approach. The main aspects of the teacher's communication in interaction with students, the styles of pedagogical communication are considered. The author's questionnaire and the results of a Google survey of teachers on the styles of professional communication in a modern school are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙШКОЛЫ

Трофимова Е.О. (Москва, РГСУ).

Аннотация. В статье рассматривается актуальность и стили профессионального общения педагога в образовательном процессе современной школы, с позиций гуманистического подхода. Рассмотрены основные аспекты общения педагога во взаимодействии с обучающимися, стили педагогического общения. Представлена авторская анкета и результаты гугл-опроса педагогов по стилям профессионального общения в современной школе.

Ключевые слова: общение, стили, профессиональное, педагог, взаимодействие, современная школа.

PROFESSIONAL COMMUNICATION OF A TEACHER IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MODERN SCHOOL

Trofimova E.O. (Moscow, RSSU)

Abstract. The article examines the relevance and styles of professional communication of a teacher in the educational process of a modern school, from the standpoint of a humanistic approach. The main aspects of the teacher's communication in interaction with students, the styles of pedagogical communication are considered. The author's questionnaire and the results of a Google survey of teachers on the styles of professional communication in a modern school are presented.

Keywords: communication, styles, professional, teacher, interaction, school, modern.

Общения педагога в образовательном пространстве современной школы в современных условиях приобретает качественно новое прочтение в связи с переходом на ФГОС, одним из направлений реализации которого является поиск эффективных средств взаимодействия в диаде «учитель - ученик».

А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» (А.А.Бодалев,2018, с.116).

А.А. Леонтьев понимает «общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолировано» (А.А.Леонтьев,2008, с.16).

Педагогическая и психологическая наука располагает современными исследованиями (АС. Белкин (2003), Е.В. Коротаева(2009), А.В. Веденов(2018), А.К. Маркова (2014), и др.), подтверждающими корреляционную зависимость эффективности взаимодействия в диаде «учитель - ученик» и педагогического стиля общения педагога. Можно сказать, что общение — это связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

В современном образовании основной акцент делается на гуманистическую направленность педагогического процесса. Это предполагает, в частности отношение к школьнику не как к объекту обучения и воспитания, а как к субъекту общения и требует развития в учениках самостоятельности, самоорганизованности, способности вступать в диалог с другими людьми.

Рассмотрим психологическую характеристику понятия общения. Общение — важнейший инструмент социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

Также это связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение - главная потребность личности как фактор её самоформирования.

Содержание общения может быть различным: передача информации, восприятие друг друга, взаимооценка партнерами друг друга, взаимовлияние партнеров, взаимодействие партнеров, управление деятельностью и т.д. Функций общения можно выделить целое множество: коммуникативная, информационная, когнитивная, эмотивная, конативная, креативная, инструментальная, синдикативная, функция самовыражения, трансляционная, экспрессивная, функция социального контроля, социализации и др. Функции общения можно разделить на психологические, социальные и инструментальные группы.

Согласно гуманистическому подходу по К. Роджерсу выделяются шесть основных и универсальных правил общения: эмпатия, подлинность, уважение, конфронтация, конкретность и непосредственность во времени (К.Роджерс,2002, с.165). Правила общения могут применяться на разных уровнях. Так, в отечественной и зарубежной психологии существуют различные взгляды также и на уровни общения. Три подхода к определению уровней общения: уровни общения по Б.Г. Ананьеву: микроуровень (семья, друзья); мезо-уровень (сверстники, коллеги), макроуровень (управление) (Б.Г.Ананьев,2001, с 87).

Уровни общения по Э. Берну: ритуалы (стереотипы), индивидуальные времяпрепровождения, игры (коммуникация без определенного продукта, близость (интимные отношения); деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира.

Поскольку педагогическая деятельность по своей сути деятельность совместная, она строится по законам общения и чаще всего идет рассмотрение не столько стилей педагогической деятельности, а, в первую очередь, педагогического общения. В данном случае стиль педагогического общения - это совокупность приемов, способов коммуникации, характерная манера поведения педагога, ориентированная на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Кроме того, в педагогической литературе встречается описание стилей преподавания, также можно представить модели позитивного и негативного педагогического общения в образовательном процессе:

- диктаторская (авторитарная) модель - учитель как бы отстранен от обучающихся, они лишь слушатели, как следствие - отсутствие фидбэка, пассивность обучающихся, - негативная модель педагогического общения не применима в условиях современного образовательного пространства;

- модель дифференцированного общения - учитель ориентирован не на весь состав класса, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров (влечет неравные условия обучения, как следствие - активность одних и пассивность других;

- гиперрефлексная модель - учитель озабочен не столько содержательной стороной педагогического общения и взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими, как следствие - ведомая позиция в отношениях (отсутствие дисциплины, заинтересованности предметом, конфликтность общения со стороны обучающихся);

- модель негибкого реагирования - идеально выстроенная программа и метода, которые абсолютно нивелируются отсутствием учета особенностей, потребностей и интересов обучающихся (влечет снижение результативности педагогического взаимодействия и результатов учебной деятельности, может приводить к конфликтным ситуациям в общении с обучающимися);

- модель активного взаимодействия (общения) - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Это наиболее позитивный тип организации педагогического общения с обучающимися, приводящий к высоким образовательным результатам и позитивным взаимоотношениям в системе учитель-ученик, ученик-ученик, класс-учитель.

Педагогическое общение и учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S>On. В этой модели преподаватель выступал как активный субъект, инициирующий обучающее общение во взаимодействии, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Обучающийся рассматривался как объект обучения и воспитания. Несмотря на то, что инициирующая и активная роль педагогического общения учителя в современной школе остается таковой, и в некоторых своих фазах образовательное взаимодействие в школе остается субъект-объектным процессом, современные стандарты предполагают организацию взаимодействия в формате общения-сотрудничества, который можнопредставить через схему Sl<=>S2. Такое взаимодействие приобретает характер субъект-субъектного, где Sl (учитель) и S2 (обучающийся) образуют новый совокупный субъект, характеризующийся общностью цели этого общения в обучении и взаимодействия. С учетом того, что учитель, как правило, работает с классом, в круг его задач входит также создание и в рамках этого класса такого коммуникативного пространства, которое было бы нацелено на достижение общих и индивидуальных задач в процессе обучения. Основные организационные формы сотрудничества - деловые и ролевые игры, работа в группах, тренинг-классах и т. д.

Профессия педагога относится к соционическому типу, то есть предполагает тип общения и взаимодействия человек-человек. В то же время педагогика - это часть культуры, которая интегрирует в себе три слагающих элемента: науку (в том смысле, что у педагогики есть все характерные для науки признаки: предмет, категориальный аппарат, собственные методы исследований и т. д.), искусство (ибо содержит в себе творческое начало) и мастерство (то есть практическую деятельность по организации учебно-воспитательного процесса).

Современное образовательное пространство школы характеризуется следующими особенностями педагогического взаимодействия:

1. Переход от обучения к самообразованию.

2. Связь обучения с жизнью и практикой.

3. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.

4. Положительный эмоциональный фон обучения.

5. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей обучающихся.

6. Гуманизация и гуманитаризация обучения.

7. Информатизация (компьютеризация) обучения.

8. Интегративность обучения, учет межпредметных связей.

9. Инновативность обучения.

Также, нередко, к таким принципам относят и демократизацию образования

Одним из ключевых принципов современного педагогического взаимодействия учитель-ученик стоит назвать гуманизацию. Проще всего описать этот принцип через противопоставление трех моделей общения педагога: концентрацией на себе, концентрацией на другом и центрацией на взаимодействии «я-другой» (гуманистическая центра-ция). В отличии от концентрации на обучающемся, гуманистическая центрация совсем не означает подчинение учебного процесса исключительно нуждам и желаниям обучающегося, а, напротив, стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.

В то же время практика обнаруживает разные стили выстраивания педагогического взаимодействия со стороны преподавателя. Свести разнообразные стили педагогического общения можно к трем основным (см. табл.1):

Таблица1

Стили педагогического общения (по Н.И.Мазурчук,2017, с.62)

Вариант стиля

Демократический

Авторитарный

Либеральный

Цели использования стиля

Стимулирует самостоятельность обучающихся

Предъявляет к обучающимся требования и осуществляет жесткий контроль

Непоследовательность в решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях

На протяжении веков обучение реализовалось непосредственно во взаимодействии человек-человек, но последние десятилетия все большую роль в образовании начинает играть опосредованное взаимодействие человек-машина-человек, осуществляемое в рамках электронного обучения и посредством дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, для эффективного взаимодействия в условиях современной школы, в условиях реализации гуманистического подхода во взаимодействии учитель-ученик, современный учитель должен руководствоваться демократичным стилем общения, учитывающим индивидуальные особенности как обучающихся, в котором преподает, так и индивидуальные психологические свойства обучающихся. Только это обеспечит решение образовательных задач и обеспечит конструктивное взаимодействие в образовательном пространстве школы.

Для изучения актуального предпочтения современных учителей в стилях педагогического общения, было проведено гугл-анкетирование по нескольким вопросам, касающимся стиля педагогического общения в современной школе. В анкетировании приняли участие 170 гугл-респондентов, возрастом от 25 до 50 лет, в данный момент преподающих в школе. Из них 145 женщин и 25 мужчин.

Анкета

Дорогой учитель! Просим вас ответить на несколько вопросов, относительно педагогического общения с обучающимися, это не займет у вас много времени.

1. Сколько вам лет

2. Отметьте свой пол ж/м

3. Вы учитель?

4. Вы сейчас преподаете в школе?

5. Какой стиль общения с обучающимися вы считаете наиболее актуальным в современной школе? (выберите) а). Авторитарный. б). Либеральный в) Демократический.

6. Какой стиль общения используете вы на уроках чаще всего? (выберите): а) Авторитарный. б) Либеральный. в) Демократический.

Результаты опроса показали, что большинство респондентов считают, что в современной школе предпочтительным является демократический стиль общения (рис.1).

Какой стиль общения с обучающимися вы считаете наиболее актуальным в современной

школе?

■ Авторитарный

■ Либеральный

■ Демократичный

Рисунок 1. Результаты ответов респондентов на вопрос «Какой стиль общения с обучающимися вы считаете наиболее актуальным в современной школе?»

В то же время, оценили свой стиль педагогического общения не столь единогласно (рис.2).

Какой стиль общения используете вы на уроках чаще

всего?

■ Авторитарный

■ Либеральный

■ Демократичный

Рисунок 2. Результаты ответов респондентов на вопрос «Какой стиль общения используете вы на уроках чаще всего?»

Большинство учителей указали, что используют демократический стиль общения с обучающимися, но все же велика доля авторитарного и либерального стиля общения, потому перед педагогами в современном образовательном пространстве школы стоит задача коррекции своего педагогического стиля общения в пользу демократического, тем более, что большинство понимают необходимость его освоения в условиях современной гуманной школы.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. 260 с.

2. Белкин А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / А.С. Белкин, В.В. Нестеров. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. 217с.

3. Бодалев А. А. Психология общения. М.; Воронеж, 2018. 356 с.

4. Веденов А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 2018. 145 с.

5. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. 112с.

6. Леонтьев А. А. Психология общения. Академия. Смысл. М., 2008.217 а

7. Мазурчук Н.И. Ценности будущих педагогов - представителей студенческих отрядов в условиях системных изменений в педагогическом образовании / Н.И. Мазур-чук Е.О. Мазурчук, С.Ю. Боровиков // Педагогическое образование в России. 2017. №7. С. 103-107.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2014. С. 57-59.

9. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться / пер. с англ. М.: Смысл, 2002. 527 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.