анализ (и-критерий Уитни-Манна), который показал отсутствие значимых различий в этих группах выпускников по всем шкалам теста.
Подобным же образом было проведено исследование достоверности различий по уровням сформированности познавательных процессов МИОМ, а также результатов по шкалам ЛОО и шкалам ИТО, которое также выявило отсутствие значимых различий. Только по шкале экстраверсии ИТО достоверность различий результатов у уволившихся и продолжающих службу оказалась в зоне неопределенности.
Следует отметить, что проведенное исследование в целом не выявило достоверных принципиальных индивидуально-психологических отличий между уволившимися выпускниками и выпускниками, продолжающими службу. Достоверность данных подтверждена методом статистической корреляции.
Анализируя полученные данные, мы можем предположить, что на закрепление выпускников на службе в ОВД оказывают влияние многие причины, основными из которых являются престиж профессии сотрудника, адекватность представления выпускников о данной профессии, а также мотива-ционная готовность к службе.
Действительно, уже на начальном этапе курсанты образовательных учреждений проходят достаточно жесткий профессионально-психологический отбор. Кроме того, подобный "внутренний отбор" осуществляется и в процессе обучения, в основном на первом и втором курсах по различным причинам отчисляются курсанты с недостаточным личностно-адап-тационным и мотивационным потенциалом. Вероятно, более значимыми причинами увольнения из ОВД являются внешние социально-психологические условия.
Если воспринимать органы внутренних дел как группу, обладающую нормативно заданной структурой функций, ролей, статусов, нормативно организованную социальную среду, имеющую оформленные условия поведения, деятельности, проявлений личности, то основные процессы социального поведения в этой г руппе будут представлять собой отраженное в сознании следование нормам организации и деятельность личности в нормированных пределах.
Успешный процесс социальной адаптации молодого специалиста к новым условиям деятельности является процессом интериоризации новой для него системы отношений, новых правил. Если процесс адаптации протекает оптимально, новые нормы начинают в той или иной степени управлять поведением индивида и обеспечивать контекст для его ценностей, отношений, установок. Можно предположить, что одна из причин раннего увольнения молодых специалистов заключается в несовпадении сформировавшихся в процессе обучения представлений и ожиданий с условиями реальной профессиональной деятельности.
Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, отношениями с коллегами, условиями и оплатой работы.
Возможны два варианта разрешения кризиса:
- конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта);
-деструктивный (увольнение, смена специальности или неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).
Таким образом, хотя наша гипотеза не подтвердилась, проведенное исследование имеет большие перспективы в плане его продолжения в направлении изучения ценностно-мотива-ционной сферы и ситуационных факторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамчик Г. А., Степаненко Л. С., Белякова Г. Я. Рынок труда: современные тенденции и проблемы регулирования: Монография. - Красноярск: Сибирский гос. технолог, ун-т, 2001.
2. Брудный В. И. Профессиональная и социально-психологи-ческая адаптация студентов и молодых специатастов. - М., 1976.
3. Бреслав Л. Кадровый потенциал и пути его повышения // Человек и труд. - 2003. - № 4.
4. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Юнити, 1998.
5. Невирко Д. Д. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999.
6. Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. - М., 1988.
7. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. - М., 1997.
8. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
9. Подготовка выпускников образовательных учреждений МВД России к службе в органах внутренних дел: Сборник аналитических и методических материалов, - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
10. Рубцов Л. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная // Человек и труд. - 2002. - № 7.
11. СобчикЛ. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М.: Институт прикладной психологии, 1998.
12. Текучесть кадров в органах внутренних дел: Аналитический обзор. - М.: ГУК и КП МВД России, 2003.
СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРУДОСПОСОБНОСТЬ
О. М. Ешукова, преподаватель Омский государственный педагогический университет
Понятие "стиль" в психологии употребляется довольно часто, в настоящее время наблюдается тенденция целенаправленного изучения специфических стилей: эмоциональных, оценочных, волевых и др. За последние 40 лет изучения стиля деятельности выделяют четыре основных группы:
- когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении (в том числе способы восприятия, структурирования, категоризации, понимания и интерпретации происходящего);
- стили лидерства и руководства - устойчивая система способов поведения руководителя и лидера, определяющая его взаимодействие с подчиненными;
- индивидуальные стили деятельности - система приемов и способов деятельности, обусловленная типологическими особенностями личности;
- стили жизни - устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых индивидом способов достижения (6).
Эти стили можно рассмотреть в профессиональной деятельности. Они ярко проявляются и значимо влияют на эффективность профессиональной деятельности в системе "человек - человек", особенно велико их значение для антропо-центрированной профессии работников правоохранительных органов.
Стиль - есть "...индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности", - говорил Е. А. Климов (5).
Стиль - это устойчивая субъективно-специфическая система способов или приемов осуществления человеком разных типов активности, интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности. Стиль проявляется в предпочтении субъектом определенной формы
22
Исихопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №2(24)
взаимодействия с физической (предметной) и социальной (коммуникативно-символической средой) (6, 532).
От стиля деятельности во многом зависит трудоспособность людей.
Трудоспособность - психологическое образование, имеющее подвижный, динамический характер и сложную структуру, в нем рассматриваются такие качества личности, как активность, целеустремленность, постоянный поиск, общительность, которые составляют потенциальную характеристику трудоспособности.
1. Потребность в труде (невозможность находиться без дела, любовь к труду).
2. Трудовая активность (инициативность, интерес к новому в труде).
3. Трудовая выносливость (устойчивость к утомлению).
4. Трудовое усилие (преодоление трудностей, неудач) (1).
Трудоспособность рассматривается, в первую очередь,
относительно профессиональной деятельности.
В последнее время наблюдается снижение трудовой активности, потребности в труде, трудовой выносливости и трудового усилия в связи с накоплением переутомления, усталости, фрустрации, напряжения, стресса. Особенно это проявляется у сотрудников милиции, так как их профессиональная деятельность связана с повышенным риском для жизни, является стрессогенной, следствием чего становится развитие дезадаптивных состояний, оказывающих влияние на все уровни биологического и социального функционирования и приводящих к возникновению нервно-психических и психосоматических заболеваний, в результате чего и возникает нетрудоспособность. Состояние здоровья сотрудников правоохранительных органов, выполняющих служебно-оператив-ные задачи, затрагивает не только трудоспособность, но и проблему сохранения здоровья населения страны в целом. Межведомственной Комиссией Совета Безопасности РФ 23 июля 1997 г. было принято решение № 4, провозгласившее психическое здоровье населения страны проблемой национальной безопасности (2).
Формирование стиля имеет смысложизненное значение с точки зрения исключения реадаптации к профессии в ситуациях стресса. Необходимо формировать стили деятельности с учетом стрессовых факторов, индивидуальной типологии, саморегуляции.
Типология индивидуальных стилей, предложенная Л. Г. Дикой и П. Г. Щедровым, имеет в основе психическую саморегуляцию. Они рассматривают психофизиологический и психодинамический уровень индивидуальности, регулирующий затраты и восстановление психофизиологических ресурсов: тип вегетативной регуляции и уровень вертирован-ности. Авторы выделяют четыре устойчивых индивидуальных стиля: гармонический, экономный, затратный, накопительный (4,29-32). Их можно соотнести с типами синдрома эмоционального "выгорания":
1. Гармонический - здоровый, активный, способный к решению сложных проблем, контролирующий энергетические затраты. Положительная установка на выполнение деятельности, усиленная мобилизация положительных эмоций.
2. Экономный - средний уровень мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, дистанция по отношению к профессиональной деятельности. Экономная стратегия эффективна в ограниченных временных рамках, в длительных вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности.
3. Затратный - низкая устойчивость к стрессам и высокий уровень энергетических затрат негативных эмоций являются следствием психической перегрузки, неудовлетворенности своей деятельностью, отсутствия эмоциональной поддержки.
4. Накопительный - слабая устойчивость к стрессам, низкий субъективный уровень деятельности, ограниченная способность к релаксации, тенденция к отказу в грудных ситуациях, постоянное чувство беспокойства, страха.
Как видим, наиболее благоприятные стили - гармонический и экономный. В профессиональной деятельности сотрудникам правоохранительных органов желательно формировать стили, связанные с положительной установкой, контролирующие энергетические затраты, мобилизирующие эмоции, сохраняющие здоровье и ведущие к эффективной и успешной профессиональной деятельности (7; 8).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б. Г. Избранные труды. - М., 1980.
2. Безчасный К. В. Психическое здоровье внутренних органов // Всероссийская психологическая газета. - 2004. - № 7-8.
3. Горелова Г. Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Кадры науки, культуры, образования. -2002. - № 6.
4. Дикая Л. Г. Итоги и перспективы направления исследований // Психологический журнал. - 2002. - № 6.
5. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.
6. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смена, 1999.
7. Толочек В. А. Стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология, - 1995,- №3.
8. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов // Там же.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖАНИЯ БОЕСПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
А. В. Жуланов, преподаватель
Волгоградская академия МВД России
Экстремальные ситуации предъявляют особые, повышенные требования к адаптационным возможностям человека, находящегося в измененных, непривычных для него условиях. Поэтому они могут быть опасны для его жизни и здоровья. Основные психологические реакции человека в экстремальных условиях могут быть положительными и отрицательными: например, мобилизация психологических возможностей и проявление беспокойства, неуверенности, тревоги. Наличие ситуаций, чреватых потенциальными угрозами не только срыва решаемой задачи, но и жизни граждан и самих сотрудников, требует от сотрудника ОВД постоянной бдительности и готовности в любой момент действовать, в том числе с применением оружия. Помимо дискомфорта и лимитированного времени нормальное выполнение функциональных обязанностей в экстремальной ситуации у сотрудника ОВД осложняется чувством повышенной ответственности, возникающим в результате того, что ошибки, промедления, отсрочки и отказы, им допущенные, могут повлечь тяжелые последствия.
Совокупность морально-психологических качеств сотрудников ОВД, которые позволяют им в любой момент и в любой обстановке выполнять возложенные на них функции по обеспечению законности, безопасности и правопорядка, называется внутренней (психологической) боевой готовностью. Чтобы обеспечить высокую боевую готовность и бдительность, надо понимать, из чего она складывается, от чего зависит, как на нее влиять.
Внутренняя боевая готовность сотрудника - это личностное проявление. Для ее понимания следует вспомнить, что
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Nя2(24)
23