Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ НОВАЦИИ ПЕРВОЙ ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ МУХАММАДА АТАДЖАНОВА'

СТИЛЕВЫЕ НОВАЦИИ ПЕРВОЙ ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ МУХАММАДА АТАДЖАНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
соната / фортепиано / стиль / монодия / музыкальная форма / кластеры / фактура. / sonata / piano / style / monody / musical form / clusters / texture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миршохидзода Гулрух Миршохид Кизи

современная музыка Узбекистана представлена многообразием жанров и форм, стилевых направлений. В творчестве композиторов республики активизируется жанр инструментальной сонаты, дающий палитру для самых новейших экспериментов. В статье в аспекте стилевого обновления жанра анализируется одно из ранних сочинений для фортепиано современного узбекского пианиста и композитора М. Атаджанова Первая соната для фортепиано. Автор выявляет связи данного сочинения с национальными традициями и концентрирует внимание на стилевых новациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE INNOVATIONS OF MUHAMMAD ATAJANOV'S FIRST PIANO SONATA

modern music of Uzbekistan is represented by a variety of genres and forms, styles. In the work of the composers of the republic, the instrumental sonata genre is activated, providing a palette for the latest experiments. In the article, in the aspect of stylistic renewal of the genre, one of the early works for piano by the modern Uzbek pianist and composer M. Atajanov, the First Piano Sonata, is analyzed. The author reveals the connections of this composition with national traditions and focuses on stylistic innovations.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ НОВАЦИИ ПЕРВОЙ ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ МУХАММАДА АТАДЖАНОВА»

СТИЛЕВЫЕ НОВАЦИИ ПЕРВОЙ ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ МУХАММАДА

АТАДЖАНОВА Миршохидзода Г.М.

Миршохидзода Гулрух Миршохид кизи - базовый докторант (PhD), Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: современная музыка Узбекистана представлена многообразием жанров и форм, стилевых направлений. В творчестве композиторов республики активизируется жанр инструментальной сонаты, дающий палитру для самых новейших экспериментов.

В статье в аспекте стилевого обновления жанра анализируется одно из ранних сочинений для фортепиано современного узбекского пианиста и композитора М. Атаджанова Первая соната для фортепиано. Автор выявляет связи данного сочинения с национальными традициями и концентрирует внимание на стилевых новациях.

Ключевые слова: соната, фортепиано, стиль, монодия, музыкальная форма, кластеры, фактура.

STYLE INNOVATIONS OF MUHAMMAD ATAJANOV'S FIRST PIANO SONATA

Mirshohidzoda G-М.

Mirshohidzoda Gulrukh Mirshohid kizi - Basic doctoral Student (PhD), STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: modern music of Uzbekistan is represented by a variety of genres and forms, styles. In the work of the composers of the republic, the instrumental sonata genre is activated, providing a palette for the latest experiments. In the article, in the aspect of stylistic renewal of the genre, one of the early works for piano by the modern Uzbek pianist and composer M. Atajanov, the First Piano Sonata, is analyzed. The author reveals the connections of this composition with national traditions and focuses on stylistic innovations. Keywords: sonata, piano, style, monody, musical form, clusters, texture.

УДК 078

Плодотворно работает в этом жанре композитор и пианист М. Атаджанов, находящийся ныне в расцвете творческих реалий. Он создаёт интересные и самобытные произведения, которые становятся востребованными в репертуаре исполнителей. Пропаганде его содействуют узбекская пианистка Мадина Файзиева, виолончелист Галиаскар Бигашев, а также сам композитор, являющийся первым исполнителем многих своих сочинений.

Фортепианная музыка - важнейшее, яркое и широкомасштабное творческое направление Мухаммада Отаджонова. Именно в этой области искусство и оригинальность фортепиано и композиции находятся в гармонии друг с другом.

Эти два качества всегда помогали друг другу, мотивируя композитора на открытие новых направлений в музыкальном искусстве. Такие проблемы, как секреты исполнения, культура и техническое владение инструментом, очень важны в композиции. Не секрет, что одинаково исполняющих композиторов очень мало.

Деятельность по созданию произведений различных форм для любимого инструмента М. Отажонова тесно связана с исполнением инструментов и концертами.

Каждое из сочинений Атаджанова интересно и оригинально стилевыми исканиями, новациями, современными приёмами письма. Весьма активно работает композитор в жанре фортепианной сонаты, которых у него на сегодня четыре. Каждое из его фортепианных сонат своеобразно по творческой идее и её решений. В связи с этим особый интерес представляет Первая фортепианная соната.

Свою Первую сонату для фортепиано Атаджанов посвятил талантливой узбекской пианистке, лауреату международных конкурсов М. Файзиевой, которая является не только исполнителем или интерпретатором данной сонаты, но и многих других его сочинений. Большим успехом пользуется у слушателей виртуозный концертный этюд «Арал» в исполнении М. Файзиевой, как правило, требующий бисирования. Композитор посвятил пианистке изумительно красочный по стилю концертный этюд «Мелодия ветра». Изучая фортепианное творчество композитора, М. Файзиева опубликовала содержательное учебное пособие для высших образовательных учреждений «Концерты М. Атаджанова в классе специального фортепиано» [1].

Соната представляет собой одночастную структуру поэмного типа. Она характеризуется активной энергетикой, волевым жизненным импульсом, богатством фортепианной фактуры яркими контрастами. Прекрасно знающий специфику фортепиано, композитор мастерски использует технические и выразительные возможности этого инструмента, используя различные виды фортепианного письма, крупную и мелкую фортепианную технику, аккорды кластеры, виртуозные пассажи.

В сонате ощущается влияние фортепианного стиля А.Скрябина творчеством, которого увлекался композитор в годы учебы в ташкентской консерватории в классе фортепиано у известного педагога

H.Б. Гиенко, а в классе по специальности композиции он обучался у её отца, профессора консерватории Б.Ф. Гиенко.

Соната открывается вступлением (Allegro), построенным на агрессивных аккордах кластерах. Буквально с первого же звука сонаты создаётся устойчивая платформа и яркой фортепианной звучности. Композитору удалось найти широко-объёмную фактуру, что, создает ощущение звучания не одного фортепиано, а целого инструментального ансамбля. В связи с этим следует заметить, что М. Атаджанов является автором ряда замечательных инструментальных ансамбля участием фортепиано и в смысле насыщенности фортепианной фактуры разнообразными инструментальными тембрами данная соната особенно привлекательна.

С началом главной партии происходят смены размера 6/8 в сонате. Композитор учитывал свои индивидуальные способности, которые присущи ему и сейчас. В сонате обнаруживаются ладовые особенности с традиционной узбекской музыкой, в данном случае, с «миксолидийской» основой.

Новизна стиля сонаты заключается в звуковом комплексе, подчёркивающем её монодическую природу. Развитие темы происходит за счёт постепенного подключения разнообразных фактурных приёмов. Соната построена на динамизации звуковых структур и на концентрации внимания на виртуозном концертном и динамическом началах. В активном движении интенсивного развития образов ощущается влияние фортепианного стиля А. Скрябина - «В творчестве Скрябина, динамичном и беспокойном, сфера образов движения занимает одно из важнейших мест» [2, 34].

Творчески используя стилевые особенности фортепианных сонат Скрябина, а также фортепианной музыки В. Лютославского «Вариации на тему Паганини» для двух фортепиано, композитор оригинально претворяет в своем сочинении не только традиции этих композиторов, которые представляют для него большой интерес с точки зрения познания фортепианного мышления, но и глубокие истоки национальной узбекской музыки, в частности - монодийного искусства, что является характерной стилевой чертой творческого мышления композитора. Следует отметить, что используя стилевые элементы музыки А. Скрябина и В. Лютовславского, М. Атаджанов органично синтезирует их с узбекскими национальными традициями, современными технологиями музыкального письма, «Различные стилевые направления объединяются обычно определёнными национальными традициями, а также неизбежной печатью времени» [3, 208].

Первая фортепианная соната М. Атаджанова открывает неисчерпаемые ресурсы узбекской национальной монодии, оригинально притворённый средствами современного фортепианного письма, его ресурсов. В этом заключается высокое духовно-эстетическое ценность данной сонаты, новации, которые получают развития в его последуюших фортепианных сонатах. В этом смысле фортепианное творчество композитора подтверждает высказанную узбекским исследователем монодии в её отражении в узбекском композиторском творчестве доктором искусствоведения профессором Тухтасином Гафурбековым: «Узбекская монодия - это всеобъемлющая художественная ценность. Ее образцы - всеобщее достояние, которое не может произвольно раствориться даже в самых современных средствах композиторской техники, скорее наоборот, достояние это должно стать прочным гарантом последующих подлинно национальных сочинений»[4, с. 109]. Несомненно, что Первая фортепианная соната, как и другие сочинения М. Атаджанова, является подлинно национальным сочинением современной узбекской музыки.

Список литературы /References

I. Файзиева М.М. Концерты М. Атаджанова в классе специального фортепиано. Учебное пособие для высших образовательных учреждений. Ташкент, 2011.

2. Николаева А.И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина на примере произведений малой формы. Москва, 1983.

3. МихайловМ.К. Стиль в музыке. Исследование. Ленинград: Музыка, 1981.

4. Гафурбеков Т. Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке. Ташкент, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.