УДК 316.485+159.923
СТИЛЕВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© Нина Анатольевна КАМНЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, e-mail: ni_kamneva @ mail.ru
Обсуждаются результаты исследования стилевых и индивидуально-личностных особенностей поведения и речевого воздействия оппонентов в конфликтных ситуациях, проведенного в Центре здоровья (Поликлиника № 5, г. Тамбов). Анализ индивидуально-личностных различий в конфликтном взаимодействии показывает, что обычно они проявляются в поведенческих паттернах и намерениях, установках и стилевых характеристиках, присущих конкретной конфликтной ситуации. Так как стилевые особенности поведения в семейном конфликте являются одним из значимых моментов ряда теоретических и эмпирических исследований в области психологии личности, общей и социальной психологии, сделан вывод о необходимости анализа содержания понятия «стиль» и связи стилевых составляющих семейного конфликта с индивидуально-личностными особенностями его участников. Показано, что понятие «стиль» неоднозначно по своему содержанию. Стиль поведения, характеризующий личность, интегрирует в себя тип власти, используемый ею, ее доминирующую направленность и мн. др. Таким образом, в узком смысле стиль можно трактовать как индивидуальную манеру воздействия на семейные отношения и поведение супруга.
Ключевые слова: индивидуально-личностные особенности конфликтующих сторон; детерминирующие ситуации конфликтного взаимодействия; степень удовлетворенности семейными взаимоотношениями.
Статья посвящена исследованию стилевых особенностей поведения и речевого воздействия оппонентов в конфликтных ситуациях, индивидуально-личностных, половых и гендерных различий конфликтующих сторон в регуляции конфликтного поведения, механизмов психологической защиты, используемых мужчинами и женщинами в конфликтном взаимодействии в семье [1, ^ 42].
Основной характеристикой психологического анализа, одной из переменных конфликта, а именно личности конфликтующих сторон, по-прежнему остается стиль поведения, или стиль конфликтного взаимодействия (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [2]), который строится на представлениях людей друг о друге и соответствующих обобщенных или специфических ожиданиях.
Методологической базой изучения индивидуального стиля, в т. ч. и стиля поведения в конфликте, является разработка данного понятия в работах Е.А. Климова, А.В. Либи-на, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и других
исследователей. Индивидуальный стиль поведения в конфликте - это способ поведения в конфликтной ситуации, учитывающий личностные особенности участников конфликта, обусловленный определенными свойствами, входящими в структуру индивидуальности (И.В. Грошев, Т.И. Марголина и др.) и проявляющийся как в индивидуальных чертах каждого участника конфликтного взаимодействия, так и непосредственно в самом процессе конфликта [3]. Данные свойства составляют сложные динамические образования - интегральные подструктуры, характер которых определяется особенностями конфликтной ситуации, целями участников конфликта, зависит от выполняемой роли и функций, от характеров участников конфликта и других не менее значимых факторов.
Рассмотрим результат исследования индивидуальных стилей поведения в конфликте в семье (табл. 1, рис. 1) и в системном конфликте (табл. 2, рис. 2).
Таблица 1
Исследование индивидуальных стилей поведения в конфликте в условиях современной семьи
№ Реакция (мс) Реакция, гр Описание
1 0 0,0 Опережение
2 0 0,0 Опережение
3 -1061 -191,0 Опережение
4 0 0,0 Опережение
5 -1061 -191,0 Опережение
6 -1222 -220,0 Опережение
7 -1222 -220,0 Опережение
8 -1222 -220,0 Опережение
9 -1222 -220,0 Опережение
10 -1222 -220,0 Опережение
11 -1222 -220,0 Опережение
12 -866 -156,0 Опережение
13 -866 -156,0 Опережение
14 -866 -156,0 Опережение
15 -866 -156,0 Опережение
16 -866 -156,0 Опережение
17 -866 -156,0 Опережение
18 0 0,0 Опережение
19 -1027 -185,0 Опережение
20 -1027 -185,0 Опережение
21 -1027 -185,0 Опережение
22 -1027 -185,0 Опережение
23 -666 -120,0 Опережение
24 -666 -120,0 Опережение
25 -666 -120,0 Опережение
26 -666 -120,0 Опережение
27 -666 -120,0 Опережение
28 -666 -120,0 Опережение
29 -1311 -236,0 Опережение
30 -1311 -236,0 Опережение
31 -1311 -236,0 Опережение
32 -1311 -236,0 Опережение
33 -1311 -236,0 Опережение
34 -1311 -236,0 Опережение
35 -1472 -265,0 Опережение
36 -1472 -265,0 Опережение
37 -1472 -265,0 Опережение
38 -1472 -265,0 Опережение
39 -1472 -265,0 Опережение
40 -1472 -265,0 Опережение
41 -1116 -201,0 Опережение
42 -1116 -201,0 Опережение
43 -1116 -201,0 Опережение
44 -1116 -201,0 Опережение
45 -1116 -201,0 Опережение
46 -1116 -201,0 Опережение
47 -755 -136,0 Опережение
48 -755 -136,0 Опережение
49 -755 -136,0 Опережение
50 -755 -136,0 Опережение
Га(и{мц»
2 ♦ 6 В 10 12 Ч 16 13 Г 22 .4 36 2 Ж 32 34 36 38 « <2 « * 30 Нмфзмр
Рис. 1. Результат исследования индивидуальных стилей поведения в конфликте в семье
Таблица 2
Результаты исследования индивидуального стиля поведения в системном конфликте
№ | Название шкалы | Значение | Ед. изм. | Процент, % | Градация | Интерпретация
Статистические данные
1 Среднее время реакции -983,4 мс возбудит. Характер реакции на движущий объект указывает на преобладание возбудительного процесса
2 Среднеквадратичное отклонение 386,2 мс
3 Медиана -1061,0 мс
4 Мода -1076,4 мс
5 Асимметричность 1,06
6 Эксцесс 1,21
7 Энтропия 2,67 средняя Вероятность возникновения ошибки средняя
Оценка характера реакции на движущийся объект
8 Число точных реакций 0 0
9 Число опережений 50 100
10 Число запаздываний 0 0
11 Сумма времени опережений -49168
12 Сумма времени запаздываний 0
13 Количество отрицательных реакций 46 92
14 Количество положительных реакций 4 8
15 Общее количество стимулов 50
Оценка формы графика
16 К (25 %) -1266,5
17 К (75 %) -755,0
18 Оценка нормальности распределения Выборка отличается от нормального распределения
Примечание: 100 - абсолютное преобладание возбудительного процесса.
PacrpessiSH« leocsr-ocr»
Рис. 2. Распределение вероятности результата индивидуального стиля поведения в системном конфликте
Существуют разные точки зрения по поводу того, представляют ли стили конфликтного поведения стабильную характеристику личности или нет. Некоторые считают, что выбираемая стратегия - это относительно стабильный аспект личности, т. е. существуют личности, демонстрирующие в конфликте только кооперативную или соперничающую стратегию (А. Filley). Однако данные, полученные в ряде исследований, заставляют усомниться в такой позиции (А.Е. Личко, С.С. Arnold, J.W. Bowers, K.E. Jones, B.H. Melcher и др.) [4]. Понимание стиля конфликта как ориентации человека по отношению к конфликту, его установки на определенные формы и методы поведения в ситуации конфликта синтезирует, с одной стороны, признание существования относительно стабильных стилей конфликтного поведения, а с другой - возможность коррекции этих стилей. В таком случае стиль в контексте конфликтологии представляется как привычный способ поведения по отношению к участнику конфликта: то, каким образом оказывается влияние друг на друга и происходит побуждение к желательному типу поведения
[5].
Рассмотрим результат исследования стратегии поведения в конфликтной ситуации в семье (табл. 3, рис. 3).
Ведущая стратегия поведения в конфликтной ситуации - соперничество, т. е. ориентация на достижение своих интересов в
сочетании с пренебрежением интересами другого. Данная стратегия поведения наносит урон взаимоотношениям.
Стиль конфликтного взаимодействия мы рассматриваем как относительно устойчивую модель конфликтного взаимодействия, характеризующуюся особенностями динамики, спецификой реализуемых функций и своеобразием проявления формы данного взаимодействия. Для того чтобы понять, почему именно стилевые особенности поведения в конфликте являются одним из значимых моментов ряда теоретических и эмпирических исследований в области психологии личности, необходимо анализировать не только само понятие «стиль», но и попытаться «связать» стилевые составляющие с речевыми, индивидуально-личностными, характерологическими, поведенческими и иными особенностями участников конфликта. Поэтому реализация в процессе конфликтного взаимодействия стилей речевого воздействия была выбрана в качестве основания для дифференциации стилевых форм проявления конфликтного взаимодействия, которые рассматривались через призму половых и ген-дерных различий [6].
Речевое воздействие в ситуации конфликта играет первостепенную роль как действие, связанное с намерениями, желаниями и отношениями. Поэтому одной из целей исследования явился анализ процесса речевого воздействия оппонентов в конфликте, выде-
ление стилеи речевого воздействия в конфликтных ситуациях, их корреляция со стилями поведения в конфликте, а также выявление личностных и ситуационных детерминант данных стилей [7].
Стиль речевого воздействия понимается как система ближайших коммуникативных целей и способов их достижения в процессе конфликтного взаимодействия. В своем развитии конфликт проходит несколько этапов (стадий), характеризующихся специфическими особенностями речевой коммуникации.
Предпочтение участником конфликта определенной стратегии, способа поведения и речевого воздействия в относительно ти-
пичных конфликтных ситуациях может им осознаваться, а может и не осознаваться, но в любом случае этот выбор опирается на индивидуально-личностные, гендерные, характерологические, возрастные и иные особенности участников конфликта [8]. Следовательно, установление закономерностей проявления индивидуально-личностных различий в поведенческом репертуаре, в т. ч. и в конфликтном взаимодействии, является значимым фактором исследовательского поля конфликтологии. Результаты исследования индивидуально-личностных различий представлены в табл. 4.
Таблица 3
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Позиция Название шкалы Значение Интерпретация
1 Соперничество 8 высокий уровень
2 Компромисс 6 средний уровень
2 Сотрудничество 6 средний уровень
3 Приспособление 5 низкий уровень
3 Избегание 5 низкий уровень
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Баллы
Рис. 3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Таблица 4
Индивидуально-личностное развитие в семейном конфликте
№ Название шкалы Значение Интерпретация
Шкалы
1 Шкала «Вспыльчивость» 7 Высокое значение. Высокий уровень вспыльчивости
2 Шкала «Наступательность» 4 Среднее значение. Средний уровень наступательности
3 Шкала «Обидчивость» 8 Высокое значение. Высокая степень обидчивости.
4 Шкала «Неуступчивость» 6 Среднее значение. Средняя степень неуступчивости
5 Шкала «Бескомпромиссность» 6 Среднее значение. Средний уровень бескомпромиссности
6 Шкала «Мстительность» 6 Среднее значение. Средний уровень мстительности
7 Шкала «Нетерпимость к мнению других» 4 Среднее значение. Средняя степень нетерпимости к мнению других
8 Шкала «Подозрительность» 6 Среднее значение. Средняя степень подозрительности
Итоговые показатели
9 Позитивная агрессивность 10 Среднее значение. Средний уровень агрессивности, обусловленной уверенностью в себе
10 Негативная агрессивность 10 Среднее значение. Средний уровень агрессивности, обусловленной негативной установкой по отношению к окружающим
11 Конфликтность 27 Высокое значение. Высокий уровень конфликтности
Анализ индивидуально-личностных различий в конфликтном взаимодействии выявляет то, что они обычно проявляются в поведенческих паттернах и намерениях, установках и стилевых характеристиках личности. Осуществлению как конфликтного, так и речевого коммуникативного поведения предшествует анализ ситуации конфликтного взаимодействия (иногда развернутый, сознательный, иногда практически неосознанный). По мнению ряда зарубежных ученых @.Ь. СоМш§, Ы18сЬе1 и др. [9, с. 23]), индивидуальные различия в конфликтном поведении и речевом воздействии связаны с индивидуальными различиями в восприятии конфликтной ситуации. Именно в речевой коммуникации конфликтных ситуаций личностные и гендерные особенности часто и проявляются.
Относительно гендерных различий в склонности к эскалации конфликта, стилях реагирования на конфликт и т. д. в обыденном сознании существует определенная путаница. Мнения по этому вопросу и в научной литературе тоже неоднозначны, из чего можно предположить, что проявление ген-дерных различий в этом случае зависит от обстоятельств и способа реакции.
Изучение взаимосвязи фактора пола / гендера и использования психологических защитных механизмов в конфликтном взаимодействии также является значимой проблемой. Существующие исследования показывают противоречивость и неоднозначность
взглядов на эту проблему (Н.А. Осипова, Ю.В. Курбаткина, О.С. Серемягина, Н.В. Смирнова, А.И. Тащева, N. Dvoriantchi-kov, S. Nosov [10]). В различных исследованиях половые и гендерные различия в защитных механизмах, прежде всего, рассматриваются на основании направления действия защиты (вовне или вовнутрь). Защита, направленная на других людей, которая выводит во внешний план и конфликт, и его переживание, более характерна для мужчин. И наоборот, защита, которая подразумевает изменения во внутреннем восприятии происходящих событий, более характерна для женщин. Однако при этом в исследованиях не рассматривается возможность того, что гендерные различия в свойствах личности могут приводить к возникновению гендер-ных различий в использовании механизмов психологических защит в конфликтном взаимодействии.
1. Камнева Н.А. Гендерная обусловленность в межличностном конфликтном взаимодействии: монография. Берлин, 2013.
2. Шейн С.А. Типология стилей педагогического общения и анализ потенциала их развивающего воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989. С. 77-83.
3. Грошев И.В., Камнева Н.А. Причинная детерминация и особенности супружеских конфликтных ситуаций в молодой семье // Вопросы современной науки и практики. Уни-
верситет им. В.И. Вернадского. 2009. № 5 (19). С. 30-36.
4. Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 296-318.
5. Камнева Н.А. Исследование индивидуально-типологических свойств личности // 5 International Conference on European Science and Technology. Munich, 2013. P. 359.
6. Камнева Н.А. Эмпирическое исследование индивидуально-личностных и гендерных особенностей стилевых паттернов поведения в межличностном конфликтном взаимодействии // Научный диалог. Екатеринбург, 2013.
7. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания: пер. с англ. М., 2011.
8. Камнева Н.А. Исследование переживания свойств личности супругов в гендерном конфликтном поведении // Наука и образование: материалы 5 Международной научно-практической конференции. Мюнхен, 2013.
9. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. М., 2011.
10. Камнева Н.А. Исследование свойств личности супругов и их индекса жизненного стиля в молодой семьи // 3 Science, Technology and Higher Education Conference. Westwood, 2013.
1. Kamneva N.A. Gendernaja obuslovlennost' v mezhlichnostnom konfliktnom vzaimodejstvii: monografija. Berlin, 2013.
2. Shejn S.A. Tipologija stilej pedagogicheskogo obshhenija i analiz potenciala ih razvivajushhego
vozdejstvija // Psihologija vozdejstvija (problemy teorii i praktiki). M., 1989. S. 77-83.
3. Groshev I.V., Kamneva N.A. Prichinnaja determinacija i osobennosti supruzheskih konfliktnyh situacij v molodoj sem'e // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vemadskogo. 2009. № 5 (19). S. 30-36.
4. Filonov L.B. Strategija kontaktnogo vzaimo-dejstvija i projavlenija lichnosti // Psihologi-cheskie problemy social'noj reguljacii povedeni-ja. M., 1976. S. 296-318.
5. Kamneva N.A. Issledovanie individual'no-tipologicheskih svojstv lichnosti // 5 International Conference on European Science and Technology. Munich, 2013. P. 359.
6. Kamneva N.A. Jempiricheskoe issledovanie individual'no-lichnostnyh i gendernyh osobennostej stilevyh patternov povedenija v mezhlichnostnom konfliktnom vzaimodejstvii // Nauchnyj dialog. Ekaterinburg, 2013.
7. Chiksentmihaji M. Potok: psihologija optim-al'nogo perezhivanija: per. s angl. M., 2011.
8. Kamneva N.A. Issledovanie perezhivanija svojstv lichnosti suprugov v gendernom konfliktnom povedenii // Nauka i obrazovanie: materialy 5 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mjunhen, 2013.
9. Linde N.D. Psihologicheskoe konsul'tirovanie. Teorija i praktika. M., 2011.
10. Kamneva N.A. Issledovanie svojstv lichno-sti suprugov i ih indeksa zhiznennogo stilja v molo-doj sem'i // 3 Science, Technology and Higher Education Conference. Westwood, 2013.
Поступила в редакцию 20.12.2013 г.
UDC 316.485+159.923
STYLE AND INDIVIDUAL PERSONAL FEATURES OF THE CONFLICTING PARTIES, DETERMINING THE SITUATION OF CONFLICT INTERACTION IN THE CONDITIONS OF MODERN RUSSIA
Nina Anatolyevna KAMNEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Senior Teacher of Management and Marketing Department, e-mail: [email protected]
The results of the study of style and individual personal features of the behavior and oral interaction of opponents in conflict situations conducted in the Health Center (Clinic № 5, Tambov) are considered. The analysis of individual personal differences conflict interaction shows that usually they are disclosed in behavior patterns and desires, installations and stylistic characteristics associated with a particular conflict situation. Since the stylistic features of behavior in family conflict is one of the most significant moments of a number of theoretical and empirical research in the field of personality psychology, general and social psychology, it is concluded that there is a the need to analyze the concept of "style" and communication style components of family conflict with individual and personal peculiarities of his participants. It is shown that the concept of "style" is ambiguous in its content. The style of behavior that characterizes a person integrates a type of power used by it, and its dominant orientation, and much more. Thus, in a narrow understanding the style refers to the individual manner of influence on family relationships and behavior of a spouse.
Key words: individual personal features of conflicting parties; determining situations of conflict interaction; degree of satisfaction with family mutual relations.