ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
PSYCHOLOGY: ASPECTS OF THEORY AND PRACTICE
ФЕНОМЕН КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ
КАК ДЕСКРИПТИВНОЕ ЯВЛЕНИЕ
НИНА АНАТОЛЬЕВНА КАМНЕВА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье обсуждаются результаты исследования конфликтного взаимодействия в молодых семьях. На основании данных, полученных в ходе социально-психологического исследования в Центре здоровья, установлено, что в условиях семейного конфликтного взаимодействия личность, ее эмоциональные и мотивационные особенности занимают важное место в конфликтно-поведенческих паттернах. Пристрастность, субъективный характер восприятия оказывают значительное воздействие на поведение в конфликте.
В статье обсуждаются результаты исследования, в которых относительно устойчивая модель изучения конфликта различными научными дисциплинами показывает сложный и многогранный характер данного явления:
Обобщая характеристики ситуации, изложенные в рамках различных дисциплин, можно дать следующее определение: ситуация это ограниченный пространственными, временными и информационными рамками фрагмент жизненного процесса, представляющий собой совокупность условий и обстоятельств, связанных с прошлыми, настоящими и будущими событиями, личностными характеристиками и поведением действующих лиц, служащий фоном межличностных отношений и побуждающий к действиям.
Данное определение с позиций системного подхода является дескриптивным. Сложившаяся практика системного анализа предполагает процессуальное определение исследуемого феномена.
Однако, прежде чем рассматривать процессуальные особенности конфликтной ситуации, определимся в сущностном понимании данного понятия.
Полученные, данные позволили сделать вывод, что актуальными и особенно важными становятся психологические исследования деструктивных вариантов поведения в конфликтном взаимодействии, позволяющие вскрывать закономерности конфликтного поведения.
В современной социальной психологии и социологии институт семьи представлен как макрообъект и как микрообъект исследования.
В первом случае изучаются принципы развития семьи в социальном пространстве и времени. При этом изменения в институте семьи рассматриваются как следствие социальной дифференциации, индустриализации и урбанизации. Особое внимание уделяется стабилизирующей функции семьи, значимость которой возрастает в условиях усиления тоталитарности общества и стремления личности к автономии. Отмечается, что утрата социокультурной целостности семьи вызывает негативные изменения в обществе. В связи с этим, подчеркивается необходимость сохранения института семьи как важнейшего посредника личности и общества.
Стабилизация эмоциональных внутрисемейных взаимоотношений зависит от равноправности ее членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяют брак и семейную жизнь в целом. Кроме того, в отношениях с самыми близкими людьми наиболее полно удовлетворяется потребность человека быть значимым для других.
Однако, семья - это взаимная признанность. И успешность взаимоотношений в семье зависит от того, в какой мере супругам удастся понять друг друга. И чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее быть понятым.
Ключевые слова: феномен конфликтной ситуации; дескриптивное определение.
Психолог Центра здоровья участвует в обследовании обратившихся в Центр здоровья в рамках комплексного скринингового обследования, применяя аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с комплектом оборудования для измерения параметров физического разви-
тия, в состав которого входит: персональный компьютер, программное обеспечение комплекса. В рамках комплексного обследования проводится исследование супружеских пар по методикам: «Личностная агрессивность и конфликтность» и «Тест Кэттелла (16-ти факторный опросник)».
Специалистами ООО «Нейрософт» был разработан аппаратно-программный комплекс (АПК)
«НС-ПсихоТест», включающий в себя множество разнообразных психологических и психофизических методик, которые позволяют реализовать многоуровневый подход к решению практических задач диагностики (И. Н. Мантрова). Компьютерный комплекс прошел практическую апробацию в Городской поликлинике № 5, в Центре социально-психологической реабилитации для супружеских пар и в Центре здоровья для оказания психологической помощи супругам. Нормативная система, встроенная в комплекс, надежно оценивает состояние супругов.
Исследованием конфликтной ситуации занимаются не только психологи. Вообще понятие «ситуация» является междисциплинарным [8]и в настоящее время широко используется в истории, социологии, управлении, лингвистике. Изучают ситуацию как таковую, начиная со времен античной философии [7].Однако трактовка понятия «ситуация» в разных дисциплинах имеет существенные отличия, обусловленные, в первую очередь, спецификой методологических подходов.
А. Боднар рассматривает ситуацию как уклад социальных факторов, в качестве которых выступают действия индивидов или групп. Ситуация при этом характеризуется не только как состояние, вызванное какими-либо условиями, но и как исходная обстановка для принятия решения [9]. Необходимыми свойствами ситуации выступают «социальное пространство» и «социальное время».
К. Поппер, считающий, что анализ ситуаций «играет весьма важную роль в общественной жизни так же, как и в науках об обществе» заложил основы институционального подхода в изучении ситуации [8, а 115-116]. Он выделил три основные составляющие ситуации - индивидуалистическую, институциональную и экономическую. При этом институциональная составляющая является доминирующей, допуская, что «происхождение социальных норм и институтов» может быть «прослежено до состояния, когда их введение зависело только от психологических факторов». Кроме того, К. Поппер обращал внимание на противоположный процесс воздействия социальных институтов на психологию индивидуума.
С развитием теории систем оформился системный подход в изучении ситуации, ставший
одной из основ современного анализа. Системное толкование понятия «ситуация» дает А. И. Ракитов: «Ситуация есть подсистема, выделенная в объекте как предмет исследования, фиксированный в некотором интервале времени. Остальные подсистемы образуют фон ситуации, на котором она выделяется как особенно яркая или значительная деталь» [7, а 77]. Он рассматривает понятие «ситуация» в соотношении с понятием «событие», иногда эти понятия употребляются как синонимы, иногда одно из них служит контекстным фоном другого. «Событие», по мнению А. И. Ракитова, «выделяется внутри ситуации», оно «фиксирует те элементы, компоненты, преобразования, отношения и свойства, которые отсутствовали в момент времени ^ и появились в момент просуществовали до момента а затем исчезли или изменились» [7, с. 82].
Обобщая характеристики ситуации, изложенные в рамках различных дисциплин, можно дать следующее определение. Ситуация - это ограниченный пространственными, временными и информационными рамками фрагмент жизненного процесса, представляющий собой совокупность условий и обстоятельств, связанных с прошлыми, настоящими и будущими событиями, личностными характеристиками и поведением действующих лиц, служащий фоном межличностных отношений и побуждающий к действиям.
Данное определение с позиций системного подхода является дескриптивным. Сложившаяся практика системного анализа предполагает и процессуальное определение исследуемого феномена.
Рассмотрим личностную агрессивность и конфликтность молодой семьи в России, представленную нами в таблице 1.
Рассмотрим результаты теста «Кэттелла (16-ти факторный опросник)» у супругов в молодой семье на рисунке 1 и в таблице 2.
Таким образом, конфликтная семейная ситуация это фрагмент жизненного процесса, который состоит из события, системы координат, реакции действующих лиц, их решений и действий, рамок конфликтной семейной ситуации и фона (среды), на котором разворачивается событийный ряд конфликтной семейной ситуации, а также из интегрального фактора конфликтной семейной ситуации.
Таблица 1
Результаты шкал «Личностная агрессивность и конфликтность»
№ Название шкалы Значение Интерпретация
Шкалы
1 Шкала «Вспыльчивость» 8 Высокое значение. Высокий уровень вспыльчивости
2 Шкала «Наступательность» 8 Высокое значение. Высокий уровень наступательности
№ Название шкалы Значение Интерпретация
3 Шкала «Обидчивость» 7 Высокое значение. Высокая степень обидчивости
4 Шкала «Неуступчивость» 7 Высокое значение. Высокая степень неуступчивости
5 Шкала «Бескомпромиссность» 3 Низкое значение. Низкий уровень бескомпромиссности
6 Шкала «Мстительность» 7 Высокое значение. Высокий уровень мстительности
7 Шкала «Нетерпимость к мнению других» 5 Среднее значение. Средняя степень нетерпимости к мнению других
8 Шкала «Подозрительность» 7 Высокое значение. Высокая степень подозрительности
Итоговые показатели
9 Позитивная агрессивность 15 Высокое значение. Высокий уровень агрессивности, обусловленной уверенностью в себе
10 Негативная агрессивность 12 Среднее значение. Средний уровень агрессивности, обусловленной негативной установкой по отношению к окружающим
11 Конфликтность 25 Высокое значение. Высокий уровень конфликтности
Профиль личности
Шкала
Рис. 1. Профиль личности в семье
Таблица 2
Профиль личности в семье
№ Название шкалы Значение Ст. сумма Интерпретация
1 Фактор «А». Замкнутость (шизотимия) - общительность (аффектотимия) 6 3 Особо низкое значение. Социально-психологическая дезадаптация. Высокая степень интроверсии, вплоть до избегания людей и общения с ними. Склонность к уединению. Тестируемый не склонен к эмоциональ-
№ Название шкалы Значение Ст. сумма Интерпретация
ным переживаниям, характеризуется отсутствием сильных эмоциональных проявлений. Холоден и формален в контактах, критически настроен и, как правило, нелегко уживается с людьми. В делах обычно точен и аккуратен. Может быть ригидным (недостаточно гибким). Мало интересуется жизнью окружающих, общению предпочитает чтение книг
2 Фактор «В». Низкий интеллект - высокий интеллект 3 3 Особо низкое значение. Низкая способность к обучению. Склонность к конкретным и буквальным формам мышления, неспособность мыслить абстрактно.
3 Фактор «С». Эмоциональная нестабильность (слабость эго) - эмоциональная стабильность (сила эго) 4 1 Особо низкое значение. Высокая вероятность развития невротических реакций. Социально-психологическая дезадаптация. Высокая степень эмоциональной неуравновешенности, низкая толерантность к стрессовым и фрустрирующим воздействиям. Импульсивность, лабильность, преобладание эмоций над разумом. Обследуемый склонен чувствовать собственную беспомощность, усталость, апатию. Вероятны чувства тревоги, вины, беспричинного страха, нарушения сна. Склонность к психосоматическим заболеваниям
4 Фактор «Е». Покорность - доминирование 10 4 Низкое значение. Пассивность и зависимость. Скромность, покорность, мягкость, уступчивость, податливость, конформность. Склонность подстраиваться под мнения и требования окружающих
5 Фактор «Р». Озабоченность (десургенсия) -беспечность (сургенсия) 9 3 Особо низкое значение. Социально-психологическая дезадаптация. Склонность к депрессивным реакциям; суицидальные тенденции. Обследуемый отличается чрезмерно серьезным и ответственным отношением к жизни. Склонен все усложнять, заботиться о будущем, переживая по поводу возможных неудач и несчастий. Для него характерны надежность, осторожность, тщательность, недостаточная гибкость и медлительность. Мрачность, пессимизм, осмотрительность. Низкая степень социальной активности
6 Фактор «О». Корыстный (слабость суперэго) -совестливый (сила суперэго) 4 1 Особо низкое значение. Низкий уровень моральной регуляции поведения. Обследуемый не проявляет особого интереса к общественным стандартам, не склонен прилагать особых усилий для выполнения общественных норм, соблюдения моральных требований. Может пренебречь ими в своих собственных интересах. Склонен к непостоянству, может отказаться от своих обязательств. Возможен серьезный недостаток внутренних регуляторов поведения. Тенденция к асоциальному поведению
7 Фактор «Н». Робость (тректия) - смелость (пармия) 4 2 Особо низкое значение. Социально-психологическая дезадаптация. Склонность к невротическим реакциям (фобиям) и психосоматическим заболеваниям, прежде всего, язвам. Тестируемый характеризуется высокой чувствительностью к любой угрозе. Отличается робостью, застенчивостью, неуверенностью в своих силах, возможно чувство собственной неполноценности. Испытывает затруднения в общении: предположительно, обследуемый боится людей и стремится избегать широких контактов с ними. Предпочитает иметь одного-двух близких друзей
8 Фактор «I». Жесткость (харрия) - мягкосердечность (премсия) 4 3 Особо низкое значение. Эмоциональная черствость, возможно, обусловленная внутренним запретом. Мужество, суровость, стойкость, практичность. Тестируемый склонен в большей степени доверять разуму, чем чувствам. Реалист, интуиции предпочитает расчет. С психологическими проблемами склонен справляться за счет рационализации. Скептицизм в отношении субъективных и культурных аспектов
№ Название шкалы Значение Ст. сумма Интерпретация
жизни. Возможны жестокость, безжалостность, самодовольство. Низкая социальная активность и чувствительность
9 Фактор «Ь». Доверчивость (алаксия) - подозрительность (протенсия) 4 2 Особо низкое значение. Положительное отношение к людям, отсутствие враждебности и подозрительности. Тестируемый отличается крайней доверчивостью, откровенностью, уживчивостью, не ожидает отрицательного отношения к себе со стороны окружающих, считает большинство людей добрыми и хорошими. Не склонен завидовать другим, не стремится к конкуренции, заботится о других. Возможны частые разочарования в людях, как правило, быстро проходящие и не приводящие к существенным изменениям в поведении личности
10 Фактор «М». Практичность (праксерния) -мечтательность (аутия) 4 1 Особо низкое значение. Приземленность, практичность, уравновешенность, здравомыслие, склонность руководствоваться объективной реальностью. Тестируемый хорошо ориентируется в житейских ситуациях, быстро и эффективно решает практические вопросы. Как правило, не имеет широких интеллектуальных и эстетических интересов. Может теряться в неожиданных ситуациях вследствие недостатка находчивости и воображения. Честность, добросовестность, твердость, склонность следовать определенным нормам и правилам. Возможны ограниченность кругозора и излишнее внимание к мелким деталям
11 Фактор «Ы». Наивность - проницательность 6 2 Особо низкое значение. Непосредственность, естественность и спонтанность поведения вплоть до наивности, грубоватости и излишней прямолинейности. Общительность, доверчивость, эмоциональность. Тестируемый не обладает социальной ловкостью и проницательностью, неопытен в анализе мотивов поступков других людей, не умеет хитрить. Откровенен, чувствителен, сентиментален, склонен к эмоциональной вовлеченности, не умеет мыслить холодно и рационально. Пользуется доверием и симпатией в групповых взаимоотношениях, особенно у детей
12 Фактор «О». Спокойствие (гипертимия) -тревожность (гипотимия) 7 4 Низкое значение. Самоуверенность, спокойствие, смелость, жизнерадостность, активность, безмятежность. Отсутствие тенденции испытывать чувство вины, нечувствительность к критике
13 Фактор «^1». Консерватизм - радикализм 6 3 Особо низкое значение. Подозрительность, склонность к сомнениям. Тестируемый отличается консерватизмом, ригидностью, не любит перемен. Предпочитает устоявшиеся идеи, мнения, способы действий. Уважает традиции, опыт старших поколений. К новому относится с большой осторожностью, иногда принимает в штыки. Может быть склонен к нравоучениям и «чтению морали»". Принимает позицию ведомого, соблюдает субординацию, не склонен проявлять инициативу и изобретательность
14 Фактор «^2». Зависимость от группы - самодостаточность 10 6 Среднее значение. Показатель по данной шкале соответствует статистической норме
15 Фактор «^3». Низкий самоконтроль поведения - высокий самоконтроль поведения 4 2 Особо низкое значение. Неспособность к регуляции собственного поведения. Слабая воля и недостаточный самоконтроль. Импульсивность, неорганизованность, непостоянство, непоследовательность. Обследуемый не стремится планировать свою жизнь, испытывает сложности с организацией собственного времени и установлением порядка выполнения дел. Небрежность и недисциплинированность приводят к затруднениям в профессиональной деятельности. Поведение определяется сиюминутными побужде-
№ Название шкалы Значение Ст. сумма Интерпретация
ниями
16 Фактор <^4». Низкая напряженность - высокая напряженность 10 5 Среднее значение. Показатель по данной шкале соответствует статистической норме
Литература
1. Грошев И. В., Камнева Н. А. Причинная детерминация и особенности супружеских конфликтных ситуаций в молодой семье // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2009. № 5 (19). С. 30-36.
2. Камнева Н. А. Эмпирическое исследование индивидуально-личностных и гендерных особенностей стилевых паттернов поведения в межличностном конфликтном взаимодействии // Научный диалог. Екатеринбург, 2013. С. 44.
3. Камнева Н. А. Гендерная обусловленность в межличностном конфликтном взаимодействии: монография. Германия, 2013. С. 45.
4. Камнева Н. А. Исследование индивидуально-типологических свойств личности // 5 International Conference on European Science and Technology October 3 - 4 Munich, Germany, 2013. С. 359.
5. Камнева Н. А. Исследование свойств личности супругов и их индекса жизненного стиля в молодой семье // III «Science, Technology and Higher Education» Westwood, Canada. October 16, 2013. С. 434.
6. Камнева Н. А. Исследование переживания свойств личности супругов в гендерном конфликтном поведении // V Междунар. науч.-практ. конф. 30-31 окт. 2013 г. Германия, Мюнхен. С. 307.
7. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания: пер. с англ. М., 2011. С. 40, 139.
8. Филонов Л. Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 31-34.
9. Шейн С. А. Типология стилей педагогического общения и анализ потенциала их развивающего воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989. С. 280-282.
References
1. Groshev I. V., Kamneva N. A. Prichinnaya dterni-natsiya i osobennosti supruzheskikh konfliktnykh situatsiy v molodoy semye // Voprosy sovremenoy nauki i praktiki. Un-iversitet im. V. I. Vernadskogo. 2009. № 5 (19). S. 30-36.
2. Kamneva N. A. Empiricheskoye issledovaniye indi-vidual'nykh i gendernykh osobennostey stilevykh patternov povedeniya v mezhlichnostnom konfliktnom vzaimodeystvii // Nauchniy dialog. Yekaterinbourg, 2013. S. 44.
3. Kamneva N. A. Gendernaya obuslovlennost' v mezhlichnostnom konfliktnom vzaimodeystvii: monogra-fiya. Germaniya, Германия, 2013. S. 45.
4. Kamneva N. A. Issledovaniye individual'no-tipologicheskikh svoystv lichnosti // 5 International Conference on European Science and Technology October 3 - 4 Munich, Germany, 2013. S. 359.
5. Kamneva N. A. Issledovaniye svoystv lichnosti suprugov i ikh indeksa zhiznennogo stilya v molodoy semye // III «Science, Technology and Higher Education» Westwood, Canada. October 16, 2013. S. 434.
6. Kamneva N. A. Issledovaniye perezhivaniy svoystv lichnosti suprugov v gendernom konfliktnom po-vedenii // V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 30-31 okt. 2013 g. Germaniya, Myunkhen. S. 307.
7. Chiksentmikhayyi M. Potok: psikhologiya optim-al'nogo perezhivaniya: per. s angl. М., 2011. S. 40, 139.
8. Filonov L. B. Strategiya kontaktnogo vzaimodeyst-viya i proyavleniya lichnosti // Psikhologicheskiye problem sotsial'noy rsgulyatsii povedeniya. М., 1976. S. 31-34.
9. Sheyn S. A. Tipologiya stiley pedagogicheskogo obshcheniya i analiz potantsiala ikh razvivayushchego vozdeystviya // Psikhologiya vozdeystviya (problem teorii i praktiki). М., 1989. S. 280-282.
* * *
PHENOMENON OF THE CONFLICT SITUATION IN THE RUSSIAN FAMILY AS THE DESCRIPTIVE PHENOMENON
NINA ANATOLYEVNA KAMNEVA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article discusses results of research of conflict interaction in young families. On the basis of the data obtained during social and psychological research in the Center of health, we established that in the conditions of family conflict interaction the personality, its emotional and motivational features take an important place in conflict and behavioural patterns. Partiality, subjective nature of perception make considerable impact on behaviour in the conflict.
H. A. KAMHEBA
151
The article discusses results of research in which rather steady model of studying of the conflict various scientific disciplines stands on difficult and many-sided hind legs of this phenomenon.
Generalizing the characteristics of a situation stated within various disciplines, it is possible to give the following definition: the situation is a fragment of the vital process representing set of conditions and circumstances limited to spatial, time and information frames, connected with last, real and future events, personal characteristics and behaviour of the characters, serving as a background of the interpersonal relations and inducing to actions.
This definition from positions of system approach is descriptive. The established practices of the system analysis assume procedural definition of a studied phenomenon.
However, before considering procedural features of a conflict situation, we should define an intrinsic understanding of this concept.
Received, data allowed to draw a conclusion that actual and especially important there are psychological researches of destructive options of behaviour in the conflict interaction, allowing to open regularities of conflict behaviour.
In modern social psychology and sociology the institute of a family is a macroobject and a microobject of research.
In the first case we study principles of development of a family in social space and time. Thus changes in institute of a family are a result of social differentiation, industrialization and an urbanization. The article pay the special attention to stabilizing function of the family which importance increases in conditions of strengthening of totalitarianism of society and aspiration of the personality to an autonomy. We note that loss of sociocultural integrity of a family causes negative changes in society. In this regard, we emphasize need of preservation of institute of a family as most important intermediary of the personality and society.
Stabilization of emotional intra family relationship depends on aT equivalence of its members, individual requirements which satisfy marriage and family life as a whole. Besides, in the relations with the closest people the need of the person to be significant for others satisfies.
However, the family is a mutual recognition. And success of relationship in a family depends on what measure spouses will manage to understand each other. And the more difficult for the person to express itself, the more important, vitally necessary to be understood.
Key words: phenomenon of a conflict situation; descriptive definition.