Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ'

СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СТИЛЬ РЕАГИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ / СТИЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ВЫБОР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается проблема личностного реагирования и принятия решений в ситуациях изменений и неопределенности. Рассмотрены сущность и процессуальные составляющие феномена принятия решений, его внешние и внутренние контексты. Представлены общие аспекты ситуаций изменения и неопределенности. Выявлены особенности и связь стиля принятия решений в ситуации неопределенности и стиля реагирования на изменения студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фоминых Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE CHARACTERISTICS OF RESPONDING TO CHANGE AND DECISION-MAKING IN A SITUATION OF UNCERTAINTY OF STUDENTS OF DEFECTOLOGY PROFILES

The article deals with the problem of personal response and decision-making in situations of uncertainty and change. The essence and procedural components of the phenomenon of decision-making, its external and internal contexts are considered. General aspects of situations of change and uncertainty are presented. The features and relationship of the decision-making style in a situation of uncertainty and the style of responding to changes of students studying in the direction of training 44.03.03 Special (defectological) education are revealed.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ»

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются особенности индивидуального стиля деятельности студентов как основы гуманизации взаимоотношений в субъект-субъектном образовательном пространстве.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, гуманизация, образовательное пространство, гражданская, познавательная и самообразовательная направленности.

SUMMARY

The article reveals the features of the individual style of activity of students as the basis for the humanization of relationships in the subject-subject educational space.

Key words: individual style of activity, hu-manization, educational space, civic, cognitive and self-educational orientations.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чупина В. А. Акмеология профессионального образования: учебное пособие. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. -97 с.

2. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2020. - 512 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.

4. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.

5. Лейтес Н. С. Ученый и Учитель. Проблема индивидуальных различий и одаренности: современный взгляд: материалы Круглого стола памяти Н. С. Лейтеса. - М.: ПИ РАО, 2014. - 102 с.

6. Митина Л. М. Психология труда учителя: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 337 с.

7. Шпунтова В. В. Психология индивидуальности: учебное пособие. - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. -112 с.

8. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. - 2017. - Vol. 44 (3). - P. 240-248.

9. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. - М.: НИИ Школьных технологий, 2005. - 144 с.

10. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: учеб. пособие -М.: Изд-во МПСУ, 2015. - 252 с.

11. Тюнников Ю. С., Афанасьева Т. П. Методологическое обоснование построения мониторинговых показателей инновационного развития образовательной организации // Отечественная и зарубежная педагогика. -2019. - Т. 1. - № 2 (59). - С. 128-138.

12. Ясюкова Л. А. Методика Л. А. Ясю-ковой: методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2022. - 215 с.

Е. С. Фоминых

УДК 159.9

СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

РЕАГИРОВАНИЯ

НА ИЗМЕНЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ

РЕШЕНИЙ В СИТУАЦИИ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОФИЛЕЙ

изненный путь в единстве разнообразных его проявлений и составляющих (персональных, профессиональных, семейных и др.) является своеобразной последовательностью принимаемых личностью решений и их реализацией. В условиях неопределенности, противоречивости и перманентной изменчивости особую востребованность приобретает гибкость

личности в принятии решении с учетом изменяющегося средового контекста, диапазона возникающих альтернатив и вариантов, собственных ресурсов. ШирокиИ спектр трансформации и инновации в сфере образования (непрерывное обновление и совершенствование нормативно-правовои базы, модернизация содержания, цифровизация и информатизация, активное внедрение инновационных педагогических средств) затрагивают процессы профессионального становления современных педагогов. Указанное реализуется на фоне социально-экономического кризиса и глобальных угроз, совокупность которых прямо или косвенно детерминирует эффективность лич-ностно-социального функционирования.

Выполнение профессиональных задач специалистами дефектологического профиля осуществляется в условиях, характеризуемых в категориях неопределенности и непрерывнои изменчивости. Сложность и длительность кор-рекционно-педагогических и психологических воздеиствии, отсроченныи результат деятельности, специфичность взаимодеиствия с родителями и командои специалистов, психоэмоциональная нагрузка и многие другие факторы опосредуют процессуальные характеристики принимаемых решении и эффективность деятельности дефектологов. В связи с этим актуальным направлением научного поиска является определение стилевых характеристик принятия решениИ с целью оптимизации профессионального и личностного функционирования будущих дефектологов в условиях неопределенности и новизны.

Цель исследования: выявление преобладающих стилеи принятия решении в ситуации неопределенности и изменении у студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, констатация связеи между психологическими конструктами.

Проблема принятия решениИ в современном социально-политическом и культурном контексте - активно разрабатываемое пространство научных исследовании, концентрирующихся в области организационно-управ-

ленческои деятельности, теории риска, лидерства, интеллектуально-личностного потенциала индивида и др. Процессуально последовательность принятия решения личностью включает несколько этапов, стадий [2, с. 87; 7, с. 116]:

- осознание и субъективное представление о проблеме (задаче, ситуации), необходимости ее решения и преобразования;

- прояснение решения проблемы и сбор информации, поиск возможных альтернатив и вариантов решения, алгоритмов деиствии, корректировка имеющихся;

- оценка информации и последствий каж-дои альтернативы;

- выбор оптимального варианта из альтернатив, отказ от наименее перспективных;

- реализация принятого решения.

В рамках даннои проблемы перспективны вопросы постоянства и изменчивости поведенческих реакции личности, деиствующих детерминант - личностных и ситуационных, реализуемых в совокупности либо автономно. В связи с этим анализ проблемы принятия решении предполагает включение в поле рассматриваемых вопросов контекста, то есть субъективных и объективных условии его осуществления. Современная литература описывает следующие контексты принятия решении [3, с. 39; 7, с. 122; 8, с. 97]:

- внешний: предметные, социокультурные и пространственно-временные характеристики ситуации, а также средовые факторы: изменяющееся окружение; дефицит или отсутствие времени на анализ информации; информационные ограничения или избыточность информации; ситуации объективного риска, ответственности, конфликта возможностей и требований и др.;

- внутренний: единство интеллектуально -личностного потенциала - мотивационно-цен-ностные, потребностные и диспозиционно-ус-тановочные составляющие; эмоциональное состояние; целевая значимость; знания и опыт личности и др.

Т. Ю. Базаров и М. П. Сычева определяют стиль реагирования на изменения как «предпочтение определенных способов взаи-

Ж)

улшиш^ные /к(//Ки

Таблица 1

Соотношение типов отношения к изменениям и стилей реагирования на изменения (Т. Ю. Базаров, М. П. Сычева)

ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ

Ориентация на стабильность Ориентация на инновационность

Отрицание Переживание Обоснование Принятие

Негативное отношение: когнитивное отрицание и акцентирование объективного отсутствия необходимости изменений, эмоциональное отстранение Смещение акцента на индивидуальные трудности в преодолении изменений, переживание их как стрессовых и эмоционально напряженных ситуаций Отношение к изменениям как к необходимости: когнитивное принятие, отсутствие ярко выраженных позитивных эмоций от изменений; поиск инструментов быстрого внедрения Позитивное отношение к изменениям, когнитивное и эмоциональное принятие, установка на самостоятельный поиск преимуществ и выгод от изменений

Рационализм Иррационализм Рационализм Иррационализм

СТИЛЬ РЕАГИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ

Консервативный Реактивный Реализующий Иннов ационный

Предупреждение изменений, сохранение стабильности Избегание изменений Освоение изменений и преодоление трудностей Стремление к изменениям, предпочтение неопределенности

модействия человека с ситуацией изменений, выражающееся в эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакциях» [2, с. 87]. Стиль реагирования на изменения как установка личности, ориентация на использование определенных способов взаимодействия с ситуацией изменений реализуется в комплексе эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакций, отражающих различные варианты перехода от негативного к позитивному полюсу отношения к переменам, изменениям, инновациям. В рассматриваемой концепции стиль реагирования на изменения образуется на пересечении двух континуумов: «инновацион-ность - стабильность» и «рационализм - иррационализм» (табл. 1).

В первом случае системообразующим признаком является уровень толерантности к неопределенности, определяющий меру осо-

знания и готовности к изменению поведенческих реакций в ответ на динамичные внешние вызовы. Во втором - степень рациональности / иррациональности в восприятии мира. Гибкость и стихийность восприятия внешнего мира, открытость вариантам выбора и альтернатив, готовность к преодолению установленных рамок и границ являются важными параметрами отношения к миру как к изменяющемуся и нестабильному [2, с. 87].

Конфликт, нервно-психическое напряжение и дискомфорт могут сопровождать личность не только в ситуациях изменений, но и неопределенности, коррелирующих с неизвестностью, противоречивостью, двойственностью и трудностями прогнозирования [7, с. 122]. Ситуации неопределенности проявляются в комплексе когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, которые усиливают:

- стагнирующие или регрессивные личностные тенденции, включающие деструктивные/ реконструктивные, реактивные и пассивные поведенческие стратегии (острое стрессовое реагирование, тревожно-фобические и невротические состояния, фиксацию на невозможности решения и выхода из сложившейся ситуации, реализацию стереотипных поведенческих стратегий с доминантой отрицания и избегания);

- прогрессивные тенденции с принятием ситуации неопределенности, поиском возможностей и разных вариантов решения, выступающих источником конструктивной, активной, проактивной самореализации и основой приобретения нового опыта и компетенций.

Экспериментальное исследование стиля реагирования на изменения и принятия решений в условиях неопределенности у обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профилям Логопедия, Дошкольная дефектология (с основами логопедии), Специальная психология позволило установить специфические связи между конструктами. Выборку исследования составили 73 обучающихся 4-5 курсов заочной формы отделения (средний возраст - 28 лет; экспериментальная выборка однородна по параметрам профессиональной занятости и семейного положения). Психодиагностический комплекс включал опросники: «Стили реагирования на изменения» (Т. Ю. Базарова, М. П. Сычевой) [1], позволивший выявить и описать типы отношения испытуемых к изменениям, инновациям и нововведениям; «Мельбурнский опросник принятия решений» (L. Mann, P. Burnett, M. Radford, S. Ford; адаптация Т. В. Корниловой) [6] для определения индивидуального стиля принятия решений в условиях неопределенности. Связь между изучаемыми параметрами оценивалась на основе корреляционного анализа.

Исследование стиля реагирования на изменения позволило установить преобладание у студентов-дефектологов установки на сохранение стабильности и постоянства, избегание и предубеждение изменений, что реализуется в консервативном (44 % испытуемых) и ре-

активном стилях (25 % испытуемых). Представители консервативного стиля опираются на рациональную оценку изменений: предпочтение отдают стандартным схемам, стабильным правилам и порядкам, изменения принимают с затруднениями, после аргументации и детализации. Для реактивного стиля характерной чертой является иррациональность восприятия изменений: выраженная негативная эмоциональная реакция, сопровождаемая переживанием стресса, дискомфорта и напряжения, открытым сопротивлением, избеганием.

Ориентация на инновационность, характеризуемая стремлением к изменениям, принятием, направленностью усилий на их освоение, выявлена у 30 % испытуемых, среди которых 14 % относятся к инновационному стилю, 16 % - реализующему. В первом случае доминанта принадлежит иррациональным составляющим оценки ситуации, во втором - рациональным. В связи с этим представители инновационного стиля открыты к изменениям, видят и находят возможности даже в самых сложных задачах. Для реализующего стиля потребность в инновациях сопряжена с объективной необходимостью, личной выгодой. В данном случае готовность к новому будет подкреплена высоким потенциалом реализации принятых решений.

Специфика интерпретации ситуации неопределенности и принятия решений студентами-дефектологами, диагностируемая с помощью «Мельбурнского опросника принятия решений» (L. Mann, P. Burnett, M. Radford, S. Ford; адаптация Т. В. Корниловой), заключается в преобладании свойств, способствующих продуктивному принятию решений. Экспериментальные данные демонстрируют преимущество рациональных способов принятия решений - бдительности - у 70 % выборки. Данная стилевая характеристика личности связана с уточнением целей и задач в ситуации принятия решения, поиском информации и альтернатив, их оценкой перед выбором. Перечисленные особенности коррелируют с когнитивной сложностью, потребностью в познании, готовностью к принятию условий неопределенности и гибким стратегиям принятия решений [10].

Ж)

Л-

.ц«лит<(/>ные шщКл,

Таблица 2

Связь стилей реагирования на изменения и стилей принятия решений

Стиль реагирования Бдительность Избегание Прокрастинация Сверхбдительность

Консервативный 0,306 0,23 0,15 0,001

Реактивный 0,3 0,18 0,02 0,12

Инновационный 0,21 0,01 0,13 0,19

Реализующий 0,2 0,1 0,008 0,15

Примечание: полужирным выделены значения, значимые при p<0,01; курсивом - при р<0,05.

В 30 % случаев выявлены непродуктивные (иррациональные) способы принятия решений в ситуациях неопределенности - избегание, прокрастинация, сверхбдительность. Игнорирование информации о рисках, продолжение следованию выбранному курсу, избегание самостоятельного принятия решения, перекладывание ответственности и рационализация сомнительных альтернатив характерны для 25 % выборки. Откладывание решения, защитное избегание в виде прокрастинации -для 2 % выборки. В 3 % установлена сверхбдительность - неоправданное «метание» между разными альтернативами, импульсивное принятие решения, обещающее избавление от ситуации; в экстремальных формах - «паника» в выборе между альтернативами.

Таким образом, результаты исследования показали, что обучающиеся заочной формы обучения по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование демонстрируют готовность к оценке альтернатив и возможностей, продуцируемых ситуацией неопределенности, но при этом склонны рационально подходить к выбору иннова-тивных решений. Уточнение специфики связи между изучаемыми параметрами на основе корреляционного анализа позволило обнаружить значимые тенденции (табл. 2).

Статистически достоверные связи установлены между показателями консервативного и реактивного стилей реагирования на изменения и бдительностью как стилем принятия решений (при р < 0,01), а также между консервативным стилем и избеганием (при р < 0,05). Ориентация студентов-дефектологов на сохра-

нение стабильности, направленность на поддержание постоянства демонстрирует прямую связь с рациональным способом принятия решений. Вероятнее всего данное обстоятельство связано с трудностями динамичного внедрения инноваций в практику работы с лицами с отклонениями в развитии, определяемые дизонтогенетическими особенностями, объективной необходимостью проверки эффективности предлагаемых инноваций и трудностями их практической реализации. Значимая корреляция между консервативным стилем и избеганием подчеркивает приверженность стандартным и стереотипным схемам, отработанным приемам на основе игнорирования информации, избегания самостоятельного решения, анализа аргументов относительно сомнительных альтернатив.

Полученные в исследовании данные о характерных стилях принятия решений в ситуации неопределенности и изменений могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки дефектологов при формировании дискриптов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Толерантность к неопределенности и принятие изменений являются важными психологическими составляющими самоорганизации, самоэффективности и жизнестойкости современной личности, позволяя выстраивать траекторию профессионального развития, вносить необходимые коррективы без психоэмоциональных потерь. Формирование навыков анализа и оценки противоречивой информации, ресурсов и ограничений, прогнозирования и выбора оптимальных вариантов и путей ре-

шения проблемы могут стать частью реализуемых дисциплин по выбору или факультативных дисциплин образовательных программ. Перспективным является использование представленных в исследовании результатов при разработке программ психолого-педагогического сопровождения и поддержки личности, тренинговых занятий, информационно-просветительских и методических материалов.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема личностного реагирования и принятия решений в ситуациях изменений и неопределенности. Рассмотрены сущность и процессуальные составляющие феномена принятия решений, его внешние и внутренние контексты. Представлены общие аспекты ситуаций изменения и неопределенности. Выявлены особенности и связь стиля принятия решений в ситуации неопределенности и стиля реагирования на изменения студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Ключевые слова: принятие решений, неопределенность, студенты, стиль реагирования на изменения, стиль принятия решений, выбор.

SUMMARY

The article deals with the problem of personal response and decision-making in situations of uncertainty and change. The essence and procedural components of the phenomenon of decisionmaking, its external and internal contexts are considered. General aspects of situations of change and uncertainty are presented. The features and relationship of the decision-making style in a situation of uncertainty and the style of responding to changes of students studying in the direction of training 44.03.03 Special (defectological) education are revealed.

Key words: decision-making, uncertainty, students, style of responding to changes, style of decision-making, choice.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базаров Т. Ю., Сычева М. П. Создание и апробация опросника «Стили реагирования на изменения» // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5. - № 25. - С. 12.

2. Болдырев А. С. Основные понятия теории принятия решений // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2013. - № 1 (57). - С. 87-91.

3. Булавина В. Н. Исследование личностных особенностей процесса принятия решений // Интерактивная наука. - 2022. -№ 4 (69). - С. 39-41.

4. Вашурина Е. Д., Базаров Т. Ю. Особенности принятия решений и лидерства в условиях неопределенности // Организационная психология. - 2020. - Т. 10. - № 3. - С. 185-206.

5. Ерзин А. И., Епанчинцева Г. А. Самоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) // Современное образование. - 2016. - № 2. - С. 65-83.

6. Корнилова Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация // Психологические исследования. - 2013. -Т. 6. - № 28. - С. 5

7. Корнилова Т. В. Психология выбора как мыслительное и личностное опосредование преодоления неопределенности // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37. - № 3. -С. 113-124.

8. Сайфулина К. Э. Принятие решения в условиях неопределенности: стратегии исследования и использования [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Современная зарубежная психология». - 2020. - Т. 9. -№ 2. - С. 93-106.

9. Фоминых Е. С. Толерантность к неопределенности в проблематике функционирования психологических границ личности на этапе юности // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 5 (33). - С. 175-181.

10. Ходак Н. А. Гендерные социально-психологические особенности процесса принятия решения о покупке у студентов высших учебных заведений // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. - 2018. -Т. 7. - № 2 (23). - С. 408-412.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.