ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Woman in Russian Society 2020. No. 3. P. 92—102
DOI: 10.21064/WinRS.2020.3.8
Женщина в российском обществе
2020. № 3. С. 92—102
ББК 60.561.2
DOI: 10.21064/WinRS.2020.3.8
СТИЛЬ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ МАМАЛАНСЕРОВ Е. В. Кожевниковаа, В. С. Харченкоъ
а Детский сад № 5, г. Березовский, Свердловская область, Россия
Ь Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, verakharchenko@yandex.ru
Рассматривается специфическая группа фрилансеров — мамы-фрилансеры, или мамалансеры — с точки зрения особенностей стиля жизни и формирования стилежиз-ненных установок. Мамалансеры — это женщины с детьми, которые используют фри-ланс в качестве оплачиваемой занятости. Представлены методологические основания изучения стиля жизни мамалансеров, результаты эмпирического исследования, выполненного в стратегии «кейс-стади». Описаны мамы-фрилансеры (мамалансеры) как тип фрилансеров и их стилежизненные характеристики: занятость, трудовые ценности и ценностные ориентации, планы на будущее, представления мамалансеров об успехе в фрилансе и в роли матери, проанализирован баланс семьи и работы. Результаты исследования показали, что именно свободная занятость позволяет создавать баланс между работой и выполнением функций матери. Предпринята попытка дифференциации типов мам-фрилансеров на основе их мотивации и стратегий занятости: вынужденные, совместители, «декретные» и «чистые».
Ключевые слова: фриланс, фрилансеры, мамалансеры, стиль жизни, ценности, занятость, успех, мамы, женщины с детьми.
LIFESTYLE OF MAMA-LANCERS IN CONTEMPORARY SOCIETY
E. V. Kozhevnikovaa, V. S. Kharchenkob a Kindergarten № 5, Berezovsky, Sverdlovsk Region. Russian Federation
b Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation, \ c rakharclie nko a \ a ndc\. ai
The article considers a specific group of freelancers — mom freelancers, or mama-lancers — in terms of their lifestyle characteristics and the formation of lifestyle settings. Mama-lancers are women with children who use freelance as paid employment. The methodological foundations of studying the lifestyle of mama-lancers, the results of an empirical study performed in the case study strategy are presented. Mothers-freelancers (mama-lancers) are described as a type of freelancers and their lifestyle characteristics: employment, work values and value orientations, plans for the future, representations of mama-lancers about success
© Кожевникова E. В., Харченко В. С., 2020
in freelance and in the role of mother, the balance of family and work are analyzed. The results of the study showed that it is free employment that allows one to create a balance between work and mother functions. An attempt was made to differentiate the types of mom freelancers based on their motivation and employment strategies: forced, part-time, "maternity" and "clean".
Key words: freelance, freelancers, mama-lancers, lifestyle, values, employment, success. mothers, women with children.
Переход к информационному обществу обусловил развитие информационных технологий, появление новых профессий, форм занятости и изменение ценностей отдельных социальных групп и общностей. Сегодняшние изменения приводят к прекаризации, распространению нестандартных форм занятости, в частности фрилансу. Фрилансеры являются независимыми работниками, которые не состоят в штате организаций и не включены в традиционные трудовые отношения (постоянный найм), а самостоятельно реализуют свои услуги на рынке различным клиентам. Число фрилансеров постоянно увеличивается: в 2005 г. в пространстве Рунета появилась первая русскоязычная биржа удаленной работы FL.ru, которая до сих пор не теряет лидерских позиций по количеству пользователей, в настоящее время на бирже зарегистрировано более 1 млн человек [Русскоязычная биржа...]. Другая крупная русскоязычная биржа фрилан-са — Freelance.ru в 2018 г. насчитывала в «каталоге фрилансеров» более 857 тыс. пользователей [Сервис поиска...].
Несмотря на то что среди русскоязычных фрилансеров, работающих через Интернет, преобладают мужчины, доля женщин уверенно растет: если в 2009 г. мужчин было в 2 раза больше, чем женщин (67 и 33 % соответственно), то в 2014 г. диспропорция существенно сократилась (58 и 42 %). По данным 2014 г., почти 40 % женщин-фрилансеров имели несовершеннолетних детей [Стребков, и др., 2016: 104], мы их определяем как мамы-фрилансеры или мамалансеры
Термин «мамалансер» — неологизм, появление которого связано с обозначением новой реалии. Он широко распространен в среде независимых работников и представляет их профессиональный жаргон; он встречается в названиях десятков интернет-ресурсов — специализированных сайтов для мамалансеров; сайтах, посвященных поиску работы; на форумах, в сообществах в социальных сетях и др. (сообщество «Mamalancer. Работа в декрете и в Интернете» в «ВКон-такте» насчитывает почти 18 тыс. участников) (см., напр.: [Mamalancer. Работа в декрете... , MAMALANCER.RU... , Женский фриланс форум... , Сайт для поиска работы...]). Однако понятие «мамалансер» до сих пор почти не используется в научной литературе, что объясняется прежде всего ограниченным вниманием исследователей к категории работников, идентифицирующих себя подобным образом, и как следствие — недостаточной разработанностью самого понятия.
Появление этой группы фрилансеров показывает, что среди свободных занятых формируется особый тип занятых, для которых постоянный уход за детьми сочетается не только с оплачиваемой занятостью, но и с процессами прекаризации женского труда [Клименко, Посухова, 2017]. В фокусе анализа данной группы — определение причин, по которым женщины отказываются от стабильной работы и самостоятельно выстраивают трудовую биографию с ее рисками
и неопределенностью. Центральным понятием, раскрывающим особенности ма-малансеров, становится стиль жизни, понимаемый как тип жизнедеятельности, обусловленный социальным пространством, в котором действуют индивиды или группа, появлением и функционированием новых социальных институтов, складывающимися правилами и нормами действования, а также субъективными устремлениями — ценностями, социальным самочувствием, представлениями о жизненном успехе, потребностями, мотивами, социальным капиталом.
Для определения стилежизненных характеристик мамалансеров важно понять, при помощи каких механизмов и действий они выстраивают свою повседневную жизнь, каким образом проявляются их личностные изменения, находящие отражение в ценностных ориентациях, социальном самочувствии, трудовой занятости и жизненном успехе, и как мамалансеры сочетают свою работу с другими типами жизнедеятельности, особенно с семейными обязанностями и уходом за детьми. Отметим, что баланс между работой и заботой о детях выступает главным элементом анализа при определении стилежизненных характеристик мамалансеров; анализ родительских установок и сценариев стал одним из важных элементов в осмыслении их специфики. Для определения родительских сценариев, которых придерживались мамалансеры, использовался подход к анализу моделей родительства Ж. Черновой и Л. Шпаковской [Чернова, Шпаковская, 2013].
Целью нашего исследования является описание стиля жизни современных российских мамалансеров через анализ ценностей (в том числе трудовых), специфику занятости, представления об успехе и репрезентацию статуса в публичном пространстве (социальные сети).
Методы исследования
Для изучения стиля жизни мамалансеров была выбрана стратегия «кейс-стади», которая позволила соотнести полученные сведения о единичном объекте с информацией из различных источников об изучаемом явлении в целом, чтобы понять, как в уникальном реализуется социально типичное. В рамках кейс-стади в 2017—2018 гг. были проведены глубинные фокусированные интервью с 14 мамалансерами Свердловской области, контент-анализ и визуальный анализ информации с их страниц в социальной сети «ВКонтакте».
Типология мамалансеров
Фриланс может занимать различное место и роль в жизни мамалансеров. Для мам с детьми фриланс может являться единственным источником дохода, но может совмещаться с другими формами занятости. Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, мы выделили 4 различающиеся в зависимости от типа занятости группы мамалансеров:
1) вынужденные — имеющие небольшой материальный достаток при отсутствии возможности выйти на наемную работу из-за ухода за ребенком. Они могут быть официально трудоустроены, но после достижения ребенком 1,5 лет уже не получать декретное пособие (п = 2);
2) совместители — совмещающие наемную работу в штате организаций и фриланс (п = 2);
3) «декретные» — имеющие детей до 3 лет и находящиеся в официальном отпуске по уходу за ребенком по месту постоянной работы (п = 4);
4) «чистые» — те, для кого фриланс является основной занятостью и единственным источником дохода (п = 8).
Предложенная типология условна, женщина может быть отнесена к двум группам — вынужденным и «чистым» мамалансерам одновременно. Кроме того, мамы-фрилансеры могут переходить из одной группы в другую: при увольнении с наемной работы женщина становится «чистым» мамалансером или, наоборот, из «чистого» переходит в совместителя.
Трудовые ценности мамалансеров
Мамы-фрилансеры имеют определенные представления о значимости различных аспектов трудовой деятельности и трудовых ценностях. Они формируются под влиянием внутренних потребностей индивида, его жизненных обстоятельств и социально-культурной среды. Для изучения трудовых ценностей мамалансеров мы обратились к их набору, используемому в международном проекте «Всемирное исследование ценностей» [World Values Survey]; информантки составляли свой личный рейтинг трудовых ценностей. Мы сопоставили полученные результаты с данными всероссийской переписи фрилансеров Д. О. Стребкова и А. В. Шевчука 2014 г. [Стребков, Шевчук, 2014] и результатами национального репрезентативного опроса российского населения, проведенного в 2007 г. [Магун, 2009].
Сравнительный анализ ответов опрошенных нами мамалансеров и данных всероссийской переписи фрилансеров показал, что и у самозанятых профессионалов и у мамалансеров лидируют 3 позиции: интересная работа, хорошая оплата, удобный график работы. У мамалансеров слабее выражена материальная мотивация, «хорошая оплата», которая и у российского населения в опросе 2007 г., и у фрилансеров занимает первое место. Многие мамалансеры на первое место ставили «интересную работу».
Для более глубокого понимания причин выбора мамалансерами фриланса мы сформировали 3 группы — в зависимости от причин перехода информанток на фриланс.
1. Добровольное решение (п = 6). Основано на личном желании, интересе к той или иной деятельности, превращении хобби в оплачиваемую работу: С помощью вязания я расслабляюсь, мне это необходимо для того, чтобы не погрязнуть в бытовых делах. А то, что это приносит доход, — это является приятным бонусом (3)*.
2. Вынужденное обращение к фрилансу (п = 5). Мамалансеры начали заниматься фрилансом из-за потребности в дополнительном заработке или из-за рождения ребенка: Сподвигло пособие, потому что с полутора лет государство платит 57руб. 50 коп. Задуматься можно (5); Она (дочь) до сих пор часто болеет. <...> 12—14 дней в месяц мы сидим дома, это вообще-то как бы еще тоже такой пунктик, из-за которого вряд ли офлайн-работа мне подойдет (8).
* Здесь и далее цифра в круглых скобках после цитаты из интервью обозначает номер информантки в Приложении.
3. Стремление получить новый профессиональный опыт или найти себя (п = 6). Мамалансеры занялись фрилансом, когда не знали, какую сферу выбрать, и обратились к фрилансу «случайно», чтобы попробовать себя в той или иной деятельности, которая в результате стала постоянной: Я просто... случайно страничку у какого-то фотографа увидела (12); Пришел у меня муж с работы и говорит: «А ты не хочешь попробовать <позаниматъся> воздушными шарами? (4).
Отметим, для некоторых мамалансеров выбор карьеры фрилансера был одновременно добровольным и вынужденным, когда появилось спонтанное увлечение и родился ребенок
Преимущества и недостатки фриланса
Для мам-фрилансеров наиболее привлекательной чертой фриланса является возможность совмещения занятости с уходом за ребенком, а также организационная автономия (возможность работать дома, гибкий график). Среди недостатков свободной занятости мамалансеры так же, как и фрилансеры, отмечают нестабильность и непредсказуемость будущих доходов. Для того чтобы обезопасить себя от обмана со стороны заказчиков, многие мамалансеры минимизируют риски заключением договора или предварительной платой за работу. Оценивая работу по найму, мамалансеры выделили в качестве преимуществ стабильную заработную плату, общение и коллектив, наличие определенного распорядка дня. Недостатки найма мамы-фриласеры видят в графике работы, низкой заработной плате и наличии начальства.
На вопрос о том, устраивает ли их сейчас работа, 8 мамалансеров ответили утвердительно, 5 — неоднозначно. Информантки отмечали, что им хотелось бы иметь больше клиентов (Я хочу, чтобы у меня было больше клиентов, потому что мне это нравится (2)), больший заработок (Пока сижу в декрете, для меня это нормально. Потом ребенок пойдет в садик, да, конечно, это будет уже ма-ловатый доход (5)). Как карьерное развитие мамалансеры планируют официально зарегистрировать свою деятельность — оформить индивидуальное предпринимательство, открыть свой офис и т. п.
Баланс семьи и работы в представлении мам-фрилансеров
В ходе глубинных интервью информанткам задавался вопрос о достаточности времени на работу и семью, который позволил определить не только особенности выстраивания баланса между работой и заботой о детях, но и модель родительской заботы. Мнения мамалансеров о балансе семьи и работы разделились: 6 ответили, что им удается совмещать работу и семейные обязанности, 8 — не всегда. Некоторые мамалансеры стараются приложить больше сил для выполнения семейных обязанностей и работают в ущерб своему отдыху, развлечениям и сну, а некоторые мамалансеры, наоборот, занимаются рабочими делами в ущерб каким-либо семейным делам и домашним обязанностям: Вот тут приходится чем-то поступаться, в том числе и чистым полом (1).
Анализируя выстраивание мамалансерами баланса между семьей, заботой о детях и работой, мы выделили 4 стратегии:
1) работа во время дневного сна ребенка либо пока ребенок в садике (п = 7): Я укладываю ребенка спать, и какой-то промежуток времени я могу уделить своей работе (7);
2) совмещение времяпрепровождения с ребенком/детьми и выполнения работы (п = 5): Я шарики надула, фонтан сделала, и мы в соседний дом вместе — все дружной семьей с двумя собаками и с двумя детьми — несли фонтан (4);
3) оставление на время работы ребенка с мужем или бабушками (п = 5): У меня муж на сутках — я сижу с детьми, это мой как выходной день получается... когда муж отдыхает; сутки через трое он работает — и три дня я работаю; получается, у меня каждый день расписаны клиенты (6):
4) выполнение заказов в ночное время суток, в ущерб своему сну (п = 5): С маленьким ребенком на руках — это очень сложно, поэтому работаешь по ночам, пока она спит (13).
Выделенные стратегии баланса между работой и заботой о детях могут у мамалансеров смешиваться — в зависимости от имеющихся в данный момент времени ресурсов (родственники, детский сад и др.). Родственники относятся к нестандартной занятости мамалансеров достаточно противоречиво. Они рады дополнительному заработку в семейный бюджет, но до тех пор, пока работа не начинает мешать семейному времяпрепровождению. В целом дискурс заботы о детях, представленный в интервью с мамалансерами, свидетельствует о том, что наиболее распространенной является модель «Родительство как один из жизненных проектов» [Чернова, Шпаковская, 2013: 21].
Все мамалансеры посещают какие-либо курсы для своего профессионального развития, занимаются обучением, повышают квалификацию: Именно повышение по маникюру получается... Для своего опыта больше (6); Я покупаю видео — мастер-классы в Интернете, я таким образом учусь вязать новые изделия (3); Я сейчас учусь еще на психолога арт-терапевта... Мне нравится это (4).
Анализируя обучение и развитие детей мамалансеров, мы заметили разницу в оценке его необходимости. Обычно не посещали никаких занятий дети мам-фрилансеров, которым меньше 3 лет, и дети школьного возраста (мамалансеры объясняют это тем, что у них высокая нагрузка в школе); все дети мам-фрилансеров детсадовского возраста посещают различные кружки (танцы, бассейн, футбол). Мы пришли к выводу, что для мам-фрилансеров в одинаковой мере важно развитие своих детей и свое собственное.
Репрезентация семьи и работы в публичном пространстве
В рамках контент-анализа страниц мамалансеров в социальной сети мы выяснили, как они репрезентируют семью и работу, что сообщают аудитории через изучение публикуемых на страницах постов и списка сообществ, в которых они состоят.
Мамы-фрилансеры охотнее демонстрируют свою профессиональную деятельность, нежели личную жизнь: среднее число проанализированных постов на стене мамалансеров, посвященных теме семьи, — 22 %, посвященных работе — 30 %. Только у 5 информанток больше половины записей связаны с работой, остальные крайне редко пишут о работе и семье. Лишь у одного мамалансе-ра большинство постов (53 %) были связаны с темой семьи.
Анализ сообществ, в которых состоят мамалансеры, показал, что они посвящены преимущественно нейтральным темам, не связанным ни с семьей, ни с работой. Редко встречались случаи, когда сообщества связаны только с работой
или только с семьей. Среднее количество сообществ с семейной проблематикой — 11%, связанных с профессиональной деятельностью — 29 %. Число нейтральных записей и сообществ — 48 и 60 % соответственно.
Результаты изучения репрезентации мамалансеров в социальной сети показали, что профессиональная деятельность отображается на их страницах гораздо чаще, чем тема семьи и материнства. Репрезентация в публичном пространстве не совпадает с высказываниями мамалансеров в интервью о балансе. Так, для многих информанток семья важнее работы, но упоминаний о семье на страницах пользователей меньше, чем о работе. Мы объясняем этот факт тем, что мамы-фрилансеры не хотят демонстрировать свою личную жизнь и детей, а публикация информации о своей профессиональной деятельности в социальных сетях может привлечь новых клиентов.
Жизненные ценности мам-фрилансеров
В ходе глубинных интервью мамам-фрилансерам задавался вопрос о жизненных ценностях. Большинство мамалансеров назвали главной ценностью семью (дети, отношения в семье, здоровье ее членов). После семейных ценностей информантки называли работу, самореализацию и саморазвитие, общественное признание, материальный достаток, свободу и творчество: Семья — это главная жизненная ценность, и здоровье, и благополучие какое-то семейное и душевное. Ну, а дальше — это, конечно, как и всем нам хочется, материальный достаток, целеустремленность, саморазвитие (7); Семья, самое главное — здоровье семьи, а потом уже и работа, успешность, бизнес, потому что все идет от семьи (12).
У некоторых мамалансеров была четко выражена трансформация ценностей, связанная с рождением детей: если до рождения ребенка у них преобладали ценности занятости и работы, то после рождения детей стали превалировать семейные. Встречалась обратная трансформация, когда семейные ценности сменялись на важность самореализации и карьерного роста. Такие изменения были связаны с взрослением детей: они не нуждались в постоянном уходе, и мамалан-серы все больше отдавали приоритет своему развитию в работе, карьере.
Жизненные ценности мамалансеров в целом не отличаются от «общероссийских». Сравнив результаты опроса ВЦИОМ о ценностных ориентациях россиян [Жизненные приоритеты россиян... , 2017] с информацией из интервью, мы обнаружили совпадения. Прежде всего они касались важности здоровья, отношений в семье и безопасности. Большинство мам-фрилансеров ставили эти ценности в первую тройку рейтинга. Мнения о наименее важных ценностях также совпали: в конце рейтинга оказались такие позиции, как участие в общественной и политической жизни и продвижение по карьерной лестнице.
Представление мамалансеров об успехе
Определяя «успех», никто из мамалансеров не связывал его только с семьей, а половина считают, что баланс профессиональной деятельности и семьи — и есть успех: Это, наверное, такой баланс всего и сразу: это и хорошая атмосфера в семье и самореализация, когда ты добился того, чего ты хотел
действительно (7). Некоторые мамы-фрилансеры связывали успех с личной самореализацией, профессионализмом и финансовым благосостоянием, никак не связывая с семейной жизнью и детьми. Редко мамалансеры определяли успех как достижение поставленных целей, но сами цели могут быть связаны только с профессиональной деятельностью или с балансом семьи и работы.
Для мамалансеров в целом успехом в жизни являются семейные, личностные и профессиональные аспекты жизни в совокупности: Это то, что у меня есть, — семья ; это то, что есть возможность развиваться и как специалисту, и как человеку; признание людей, друзей и клиентов; признание членами семьи (1).
Говоря обобщенно, успех определяется мамалансерами как достижение поставленных целей, направленных на семью, определенный финансовый достаток, саморазвитие и профессионализм, при сохранении баланса между этими составляющими. Успешный фрилансер, по их мнению, это опытный специалист, который занимается любимым делом и отвечает за качество своих услуг, обладает высоким заработком и большой клиентской базой, при этом у него достаточное количество свободного от работы времени. Успешная мама — это та, которая занимается детьми и работой, не забывая про себя как личность, и у нее счастливые дети, которым она может помочь реализоваться в будущем.
Изучение ценностных ориентаций и успешности мамалансеров мы связали с анализом планов на будущее. Все озвученные участницами исследования планы мы разделили на 3 группы:
1) семейные (новая или дополнительная жилплощадь, рождение еще одного ребенка, совместный семейный отпуск);
2) профессиональные (расширить и официально оформить бизнес, развиваться как специалист, повысить заработок, иметь финансовую стабильность);
3) личные (самореализация, получение высшего образования, занятия спортом, получение водительских прав и покупка автомобиля).
У некоторых мамалансеров профессиональные планы пересекаются с семейными: в будущем они планируют организовать со своими супругами совместный бизнес. Отметим, что у многих мамалансеров нет личных планов на будущее, которые не касаются работы и семьи, а половина информанток не рассказали о своих профессиональных планах вообще.
Основные выводы
Мы предприняли попытку описать особый тип фрилансеров — мамы-фрилансеры, или мамалансеры — женщин, имеющих детей и сочетающих фри-ланс как оплачиваемую занятость с уходом за детьми. Зачастую мамалансеры пришли в фриланс в результате добровольного решения, но для некоторых это было вынужденной мерой — способом заработка. Для мамалансеров фриланс является возможностью сделать свои увлечения источником дохода, способом освоить новую профессию, создать собственный проект. Важное преимущество свободной занятости, по мнению мам-фрилансеров, — возможность создавать баланс между оплачиваемой работой и заботой о детях, но, несмотря на это, им не всегда хватает времени на семейные обязанности.
Недостатками фриланса мамалансеры традиционно, как и фрилансеры, считают нестабильность и непредсказуемость будущих доходов, но в целом
их устраивает работа, поэтому они планируют официально зарегистрировать свою деятельность.
Трудовые ценности мамалансеров отличаются от ценностей российских фрилансеров (по данным их всероссийской переписи): они в большей степени ценят интересную работу с удобным графиком и хорошей оплатой. Главная жизненная ценность современных мамалансеров — семья и дети. Представления об успехе у мам-фрилансеров связаны в основном с субъективными факторами — счастливой семьей, ребенком, самореализацией и др.
Установленные в стиле жизни мам-фрилансеров различия позволили выявить типологию мамалансеров: вынужденные, совместители, «декретные» и «чистые».
Полагаем, что представленные результаты и выводы являются одной из первых попыток осмыслить сформированный сегодня тип занятых и социальную группу — мамалансеров. Продолжение исследований образа жизни мам-фрилансеров, способов работы, стратегий материнства и пр., а также детальный анализ типов мамалансеров позволит понять, как социетальные, социальные, институциональные и локальные изменения отражаются на положении женщины в российском обществе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список информанток
1. Альбина, 33 г. Два ребенка, 5 и 7 лет. Оказывает юридические услуги для онлайн-бизнеса: помогает выстраивать безопасные и защищенные интернет-проекты. Фрилансер.
2. Виктория, 36 лет. Один ребенок, 2 г. 4 мес. На 4-м месяце беременности. Парикмахер-колорист, делает женские прически, стрижки и окрашивание у себя на дому. Совместитель. Официально трудоустроена в ювелирном магазине. Находится в отпуске по уходу за ребенком.
3. Екатерина, 30 лет. Два ребенка, 5 с половиной лет и 1 г. 7мес. Занимается вязанием на заказ, считает это больше своим хобби. Официально работает инженером в военной организации. Находится в отпуске по уходу за ребенком.
4. Екатерина, 33 г. Два ребенка, 6 лет и 4 г. Аэродизайнер (создает фигуры из воздушных шаров). Учится на арт-психолога. Фрилансер.
5. Елена, 28 лет. Один ребенок, 1 г. 4 мес. Лэшмейкер (мастер по ресницам). Совместитель. Официально трудоустроена в банке. Находится в отпуске по уходу за ребенком.
6. Анастасия, 25 лет. Два ребенка, 7 лет и 4 мес. Мастер маникюра. Фрилансер.
7. Анастасия, 23 г. Два ребенка, 8 лет и 2 г. Занимается вязанием игрушек на заказ. Фрилансер.
8. Наталья, 41г. Два ребенка, 16 и 6 лет. Занимается транскрипцией аудио в текст, заполнением групп в соцсетях и др. Фрилансер.
9. Наталья, 30 лет. Один ребенок, 5 лет. Куратор сообщества для мам в социальной сети «ПЫайгат». Запускает новый онлайн-проект о развитии детей (вебинары, он-лайн-семинары и т. д.). Фрилансер.
10. Наталья, 22 г. Один ребенок, 2 г. 8 мес. Менеджер смс-флешмобов — поздравлений с помощью смс-рассылки. Совмещает официальную работу психологом в отделении временного проживания с фрилансом. Фрилансом начала заниматься во время декретного отпуска.
11. Ольга, 32 г. Один ребенок, 2 г. 10 мес. Автор онлайн-школы развития способностей у детей и их родителей. Креативный психолог. Занимается написанием на заказ статей для журналов в рамках развития творческих способностей. Официально трудоустроена в университете. Находится в отпуске по уходу за ребенком.
12. Ольга, 27 лет. Один ребенок, 1 г. 11 мес. Фотограф. Официально трудоустроена в банке менеджером. Находится в отпуске по уходу за ребенком.
13. Роза, 26 лет. Один ребенок, 1 г. 8 мес. 8ММ-специалист, занимается маркетингом и продвижением различных проектов в соцсетях. Фрилансер.
14. Татьяна, 26 лет. Один ребенок, 4 г. Визажист-парикмахер и мастер маникюра. Фрилансер.
Библиографический список
Жизненные приоритеты россиян: семья, деньги или творчество?: опрос ВЦИОМ 7 июня
2017 г. 2017. URL: htlps://wciom.ru/index.php?id=236&uid=l 16264 (дата обращения: 12.01.2018).
Женский фриланс форум «Мама-фрилансер». URL: https://freelancemama.ru/ (дата
обращения: 12.01.2018). Клименко JI. В., Посухова О. Ю. Тендерные аспекты прекариатизации труда в
российском обществе // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 29—40. МагунВ.С. Динамика трудовых ценностей российского населения (1991—2007) // Социально-трудовые отношения: проблемы и перспективы: материалы Первого германо-российского форума «Формирование социальной политики». М., 2009. С. 88—101.
Русскоязычная биржа удаленной работы Fl.ru. URL: https://www.fl.ru (дата обращения:
09.10.2017).
Сайт для поиска работы Jooble. URL: https://ra.jooble.org/ (дата обращения: 12.01.2018). Сервис поиска удаленной работы Freelance.ru. URL: https://freelance.ru/ (дата обращения:
12.01.2018).
Стребков Д. О., Шевчук А. В. Мониторинг рынка удаленной работы — масштабный количественный онлайн-опрос независимых профессионалов (фрилансеров) и заказчиков их услуг: исследование в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 г.: проект ТЗ-156. 2014. URL: https://www.lise.ru/ org/projects/124122620 (дата обращения: 12.01.2018). Стребков Д. О., Шевчук А. В., Спирина М. О. Самостоятельная занятость на рынке удаленной работы: распространение инновационной трудовой практики // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 6. С. 89—106. Чернова Ж. В., Шпаковская JI. JI. Дискурсивные модели современного российского
родительства // Женщина в российском обществе. 2013. № 2. С. 14—26. Mamalancer. Работа в декрете и в Интернете. Сообщество в социальной сети
«В контакте». URL: https://vk.com/mamalancer (дата обращения: 12.01.2018). MAMALANCER.RU — первая в Рунете профессиональная биржа, предназначенная для
мам-фрилансеров. URL: http://mamalancer.ru/ (дата обращения: 12.01.2018). World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp (дата обращения: 15.01.2018).
References
Chernova, Zh. V., Shpakovskaia, L. L. (2013) Diskursivnye modeli sovremennogo rossiiskogo roditel'stva [Discursive models of modern Russian parenting], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 2, pp. 14—26.
Klimenko, L. V., Posukhova, O. Iu. (2017) Gendernye aspekty prekariatizatsii trada v rossiiskom obshchestve [Gender aspects of precarization of labour in Russian society], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 1, pp. 29—40.
Magun, V. S. (2009) Dinamika tradovykh tsennostel rossiiskogo naseleniia (1991—2007) [Dynamics of labor values of the Russian population (1991—2007)], Sotsial'no-trudovye otnosheniia: problemy i perspektivy. Materialy Pervogo Germano-Rossilskogo foruma "Formirovanie sotsial'noi politiki", Moscow, pp. 88—101.
Mamalancer. Rabota v dekrete i v Internete. Soobshchestvo v sotsial'noi seti "V kontakte" (2018) [Mamalancer. Work on maternity leave and on the Internet. Community in the social network "In Contact"], available from https://vk.com/mamalancer (accessed 12.01.2018).
MAMALANCER.RU — pervaia v Runete professional'naia birzha, prednaznachennaia dlia
mam-frilanserov (2018) [MAMALANCER.RU — the first professional exchange in Runet designed for freelance moms], available from http://mamalancer.ru/ (accessed 12.01.2018).
Strebkov, D. O., Shevchuk, A. V. (2014) Monitoring rynka udalennoi raboty — masshtabnyi
kolichestvennyi onlain-opros nezavisimykh professionalov (Jrilanserov) i zakazchikov ikh uslug [Remote work market monitoring — a large-scale quantitative online survey of independent professionals (freelancers) and customers of their services], available from https://www.hse.ru/org/projects/124122620 (accessed 12.01.2018).
Strebkov, D. O., Shevchuk, A. V., Spirina, M. O. (2016) Samostoiatel'naia zaniatost' na rynke udalennoi raboty: rasprostranenie innovatsionnoi trudovol praktiki [Self-employment in the remote work market: spreading innovative labor practices], Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny, no. 6, pp. 89—106.
Zhiznennye prioritety rossiian: sem'ia, den'gi ili tvorchestvo? (2017) [Life priorities of Russians: family, money, or creativity?], available from https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=l 16264 (accessed 13.02.2020).
Статья поступила 15.06.2020 г.
Информация об авторах /Information about the authors
Харченко Вера Сергеевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, verakharchenko@yandex.ru (Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor at the Department of Labor Economics and Personnel Management, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation).
Кожевникова Елена Валерьевна — бакалавр социологии, магистр педагогического образования, воспитатель детского сада № 5, г. Березовский, Свердловская область, Россия, lenakozhevnikoval994@gmail.com (Bachelor of Sociology, Master of Pedagogical Education, Teacher of the Kindergarten № 5, Berezovsky, Sverdlovsk Region, Russian Federation).