Научная статья на тему 'Стереотипно-культурологическая ориентация в иноязычном образовании: перспективы развития'

Стереотипно-культурологическая ориентация в иноязычном образовании: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGES EDUCATION / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC PERSONALITY / ПЕРСПЕКТИВА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / CULTUROLOGICAL ORIENTATION / POSSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булыгина Маргарита Викторовна

В статье дается анализ современных требований к иноязычному образованию с точки зрения мировых, общегосударственных, национальных тенденций развития, а также рассматривается культурологическая направленность содержания реализуемая в тематической направленности и формах работы. Применительно к различным ступеням обучения рассматривается перспективность использования отдельных проявлений иноязычной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stereotypically-culturological orientation in foreign language education: prospects for development

The article from the point of the world and national development tendencies analyzes the modern requirements the foreign languages education is to answer. The article also states the educational content is to bear the culturological orientation realized while teaching in the corresponding topics and methodic technics. As well it discusses the possibility to use some facts of a certain foreign culture while teaching students at different educational levels.

Текст научной работы на тему «Стереотипно-культурологическая ориентация в иноязычном образовании: перспективы развития»

УДК 811

М.В. Булыгина, г. Шадринск

Стереотипно-культурологическая ориентация в иноязычном образовании: перспективы развития

В статье дается анализ современных требований к иноязычному образованию с точки зрения мировых, общегосударственных, национальных тенденций развития, а также рассматривается культурологическая направленность содержания реализуемая в тематической направленности и формах работы. Применительно к различным ступеням обучения рассматривается перспективность использования отдельных проявлений иноязычной культуры.

Иноязычное образование, языковая личность, содержание образования, перспектива, культурологическая направленность.

M.V. Bulygina, Shadrinsk

The stereotypically-culturological orientation in foreign language education:

prospects for development

The article from the point of the world and national development tendencies analyzes the modern requirements the foreign languages education is to answer. The article also states the educational content is to bear the culturological orientation realized while teaching in the corresponding topics and methodic technics. As well it discusses the possibility to use some facts of a certain foreign culture while teaching students at different educational levels.

Keywords: foreign languages education, linguistic personality, possibility, culturological orientation.

Современный социум ставит перед подрастающим поколением новые задачи и предъявляет иные требования. В условиях глобализации, интеграции мирового сообщества, распространяющейся поликультурности и многоязычия выпускник школы должен, с одной стороны, знать общемировые культурные достижения и ценности, проявлять толерантность к представителям других культур, быть готовым и способным к межкультурной деятельности. С другой стороны, оставаясь представителем родной культуры, он будет социализироваться и самореализовываться в национальной культуре (культурах) своей страны, а значит должен интериоризировать ее достижения, сохранять традиции и преумножать культурное богатство путем собственного культурогенеза [3; 4; 8].

Одним из перспективных направлений в образовании, способном соединить вышеобозначенные тенденции выступает иноязычное образование. Говоря сегодня о таких важных функциях иноязычного образования как культурно-интегрирующая и культуросозидающая, имеют ввиду создание ключевых ресурсов для развития инновационной экономики, сплочение общества, развитие его социальной структуры,

дающих возможность интегрироваться в мировое сообщество и успешно функционировать в нем. Тесно связанная с ними аксиологическая функция формирует ценностные ориентации учащихся, меняет их мотивы, личностные позиции и оказывает тем самым существенное влияние на ценностные ориентации общества [2].

В общекультурном аспекте обучение языкам ориентировано на развитие общей культуры личности, расширение кругозора, формирование культуры мира, развитие культуры межличностных и межэтнических отношений. Уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов становится нормой поведения любого образованного человека и способствует воспитанию человека культуры, человека мира, поэтому за последние годы значительно возросли требования к иноязычному образованию выпускников современной школы. Модель выпускника предполагает подготовку вторичной языковой личности [2], характеризующуюся коммуникативными компетенциями в 3-4 языках (двух иностранных, русском как общегосударственном и родном языке (для нерусских национальностей), что дает возможность успешного включения в диалог культур, прохождения межкультурной социализации, расширения рамок академической мобильности и, в итоге, требуемой конкурентоспособности.

Ведущая цель обучения иностранному языку состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, понимаемой как способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, реальное практическое овладение иностранным языком в диалоге культур [1], что ставит особый акцент на усиление культурологического компонента содержания. Анализ действующих программ [5; 6; 7] и перспективных направлений развития, например, в дошкольном образовании [8] свидетельствует не только о наличии учебных материалов, знакомящих обучаемых с культурой страны изучаемого языка, раскрывающих национально-ментальные особенности, учащих толерантности, содействующих развитию взаимопонимания, но и определенном культурологическом потенциале в указанных направлениях.

Каждая ступень обучения имеет связанные с возрастом, интересом и мотивацией особенности реализации культурологического компонента содержания. Перспективным выступает развитие профильной подготовки школьников на старшей ступени обучения, особенно применительно к углубленному изучению иностранного языка, что ориентируется на его использование в дальнейшем образовании после окончания школы и на выбранную сферу будущей профессиональной деятельности. Это позволяет использовать широкий спектр культурологически ориентированных учебных материалов (от прагматической наглядности до средств массовой информации, кино, телевидения и т.д., с обязательным чтением малоадаптированной или оригинальной литературы). Важное место занимает возможный личный и витагенный опыт общения обучаемых с инофонами, возможность их личного участия в знакомстве с проявлениями иной культуры. Специфика отражается в используемых формах работы, ориентированных на опыт межкультурного общения, креативность школьников и навыки автономизации: создание презентаций на иностранном языке, индивидуальных или коллективных проектов, участие в вебинарах, телемостах.

Содержание обучения иностранному языку на средней ступени обучения направлено на реализацию его основных целей, на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех составляющих иноязычной коммуникативной

компетенции [6]. Перспективным на этом этапе является расширение интегративности предмета «Иностранный язык» в плане использования его не только как инструмента общения, но и познания. Расширение познавательной функции иностранного языка (предоставление информации из любой другой познавательной области - гуманитарной, естественнонаучной и, естественно, культурной) неизменно ведут к повышению мотивации изучения и результативности.

На младшей ступени обучения предусмотрены: коммуникативно-психологическая адаптация к новому языковому миру, преодоление психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком [5]. Поэтому перспективным представляется расширение использования нетрадиционных форм обучения (уроки-экскурсии, представления и т.д.) с использованием иноязычного фольклора, представленного считалками, песнями, сказками, активным использованием игровых методик.

В настоящее время усилился интерес к раннему обучению иностранным языкам в дошкольный период развития ребенка. Доказано, что в это период язык способен выполнять важные социально-коммуникативные функции. Родители видят необходимость сформировать у ребенка интерес к учению, к познанию окружающего мира, людей, отношений и культур. Все это происходит, с одной стороны, на основе овладения иноязычной речью, с другой, с учетом ведущей психолого-педагогической характеристики детства - игровой деятельности. Именно игра позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, поддерживать интерес, вовлекать всех детей в обучение [8]. Педагоги-практики часто используют народные игры, типичные для определенных праздников.

Таким образом, перспективным выступает внедрение в процесс обучения иностранным языкам и культурам проявлений праздничной традиции страны изучаемого языка. Этот культурный пласт при всей его аксиологической значимости, аттрактивности, подлинной народности еще недостаточно используется в процессе соизучения языков и культур. Праздничная культура многообразна, но понятна, она может быть представлена на разных ступенях обучения как в деятельностно-практической деятельности (у младших школьников и дошкольников), так и в научно-теоретическом исследовании (старший школьный возраст).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим, И.Л. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция) [Текст] / И.Л. Бим, М.З. Биболетова А.В. Щепилова, В.В. Копылова // Иностранный язык в школе. - 2009. -№ 1. - С. 4-8.

2. Гальскова, Н.Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения [Текст] / Н.Д. Гальскова // Иностранный язык в школе. - 2012. - № 9. - С. 2-9.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 26 с.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Высшее образование сегодня. - 2001. - № 2. - С. 42-44.

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2010. - 98 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы [Текст] : проект. - 3 изд., дораб. - М. : Просвещение, 2010. - 144 с.

7. Программы по иностранным языкам [Текст] // Иностранный язык в школе. - 2005. - № 6. - С. 2-30.

8. Протасова, Е.Ю. Методика обучения иностранному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е.Ю. Протасова, Н.М Родина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 210 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://81аМаП.е^.ги/са1а^.а8рх?Са1а^Ы=2588. - 21.10. 2015.

УДК 371.13

А.В. Дубаков, Т.В. Хильченко, г. Шадринск

Возможности внеаудиторной работы в системе профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка

В статье рассматриваются возможности внеаудиторной работы в системе профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка. Авторы обозначают несколько видов внеаудиторной работы по методике обучения иностранному языку, анализируют их характерные особенности и возможности.

Профессионально-методическая подготовка будущих учителей иностранного языка, внеаудиторная работа.

A.V. Dubakov, T. V. Khilchenko, Shadrinsk

The functions of extracurricular activity in the system of future foreign language teachers' professional teaching methods training

The article considers the analysis of extracurricular activity in the system of future foreign language teachers' professional training in teaching methods. The authors define several types of extracurricular activity, examine their peculiarities and functions.

Keywords: future foreign language teachers' professional training in teaching methods, extracurricular

activity.

Современный учитель иностранного языка должен обладать не только достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, но и знать, как наиболее эффективно организовать процесс обучения в различных типах образовательных учреждений, т.е. быть методически компетентным. Достижение данной цели осуществляется в условиях профессионально-методической подготовки, которая характеризуется отличительными признаками и, в самом общем структурном плане, состоит из аудиторной и внеаудиторной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.