Волкова Виктория Борисовна, Кривошлыкова Марина Владимировна, Малеко Елена Валерьевна СТЕРЕОТИП В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исследование посвящено проблеме функционирования стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия. В статье впервые комплексно использованы разработки в области социальной психологии, этнологии и лингвистики для анализа феномена стереотипа, его функций и значения в процессах социальной перцепции; сформулировано актуальное для исследования определение стереотипа. Авторы предлагают использовать данный подход для выявления и изучения стереотипов, бытующих в условиях культурных отношений между народами и культурами. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/1 /17.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 1(75) C. 67-70. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
9. Лесникова О. Кому не «светит» переселение // Известия. 2009. 27 марта.
10. Невинная И. Дорого и аварийно // Российская газета. 2007. 4 мая.
11. Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ № 1743-р от 26.09.2013 г. URL: http://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293778/4293778422.htm (дата обращения: 8.08.2016).
12. Першина Т. А., Калентьева Н. А. Особенности управления воспроизводством аварийного и ветхого жилищного фонда с позиций системного и процессного подходов в целях повышения комфортности проживания населения города // Фундаментальные исследования. 2016. № 5. С. 611-615.
13. Почти 4,5 тысячи человек уже расселены из аварийного жилья в Приморье [Электронный ресурс]. URL: http://www.primorsky.ru/news/120807/ (дата обращения: 24.11.2016).
14. Приморский край представил заявку в Фонд ЖКХ [Электронный ресурс]. URL: http://gkhprim.ru/news/interview/ primorskiy_kray_predstavil_v_fond_gkh/ (дата обращения: 20.11.2015).
15. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 23.11.2016).
16. Салков А. Капитальному ремонту недостает капитала // Золотой Рог. Дальневосточная деловая газета. Владивосток, 2015. 17 ноября.
LIQUIDATION OF DANGEROUS AND OLD HOUSING AS AN IMPORTANT FACTOR OF IMPROVING QUALITY OF LIFE OF POPULATION OF PRIMORSKY KRAI
Vlasov Sergei Aleksandrovich, Ph. D. in History Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences vlasov54@bk. ru
The article discusses implementation of the program on liquidation of dangerous and old housing in Primorsky Krai. The author proves connection of this problem solution with increase in quality of life of the population of the region. It is stated that initially the program was implemented with financial support of the Housing Services and Utilities Reform Fund, using means from the federal and regional budgets, from 2013 the means of the owners of housing have been involved. It is found out that the problem was solved everywhere throughout the region including average, small towns and workers' settlements.
Key words and phrases: quality of life; dangerous and old housing; relocation; communal services reform; heavy repair; small towns.
УДК 008:316.75 Культурология
Исследование посвящено проблеме функционирования стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия. В статье впервые комплексно использованы разработки в области социальной психологии, этнологии и лингвистики для анализа феномена стереотипа, его функций и значения в процессах социальной перцепции; сформулировано актуальное для исследования определение стереотипа. Авторы предлагают использовать данный подход для выявления и изучения стереотипов, бытующих в условиях культурных отношений между народами и культурами.
Ключевые слова и фразы: стереотип; социальные аспекты восприятия; взаимодействие культур; культурные контакты; идентичность.
Волкова Виктория Борисовна, д. филол. н. Кривошлыкова Марина Владимировна, к. культурологии Малеко Елена Валерьевна, к. филол. н.
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова kmv_01@mаil. т
СТЕРЕОТИП В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
В современном мире, отличительной особенностью которого выступают многообразие форм, видов, проявлений культуры и их перманентная трансформация, человек стремится свести сложное персонифицированное содержание к узнаваемым маркерам, схемам и знакам, которые, в свою очередь, соотносятся со стереотипными суждениями. Задачей исследования является выявление сущности, места и роли стереотипа в коммуникативных процессах. Очевидно, что стереотипные суждения во многом определяют поведенческие модели и установки, задают степень продуктивности межкультурной коммуникации, это и обусловливает актуальность их исследования, которая заключается в том, что в последние два десятилетия перед культурологами и социологами остро стоит задача повышения уровня эффективности межкультурного общения, толерантности и снижения конфликтности межкультурного общения.
Объектом исследования общественных и гуманитарных наук стереотип становится ещё в 20-е годы XX столетия на волне возросшего интереса к проблемам массового сознания. Термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот У. Липпманом; под ним ученый понимал упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» окружающей реальности «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценностные позиции и права [12].
Поскольку стереотип как феномен сознания оказывается в центре внимания представителей разных отраслей гуманитарного знания, то для его комплексного анализа необходимы междисциплинарные методы исследования. Междисциплинарный подход позволит проанализировать положения частных областей знания и раскрыть интегративную, комплексную природу этнокультурного стереотипа. Для этого рассмотрим основные концептуальные разработки проблемы стереотипов, сформировавшиеся в русле социально-психологического, этнологического и лингвистического направлений научной мысли.
Исследования приемов стереотипизации как феномена психологии индивида сводятся к изучению процессов отбора, восприятия и обработки информации об объектах окружающей человека действительности. Данные процессы основаны на определенных представлениях, или предзнании. В исследованиях социальных психологов стереотип выступает как явление, характеризующее индивидуально-личностный уровень психологических особенностей человеческого сознания. Данную позицию занимает Д. Мацумото, который утверждал, что стереотипы основываются на «таких психологических процессах, как избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категорий, атрибуция, эмоции и память» [4, с. 82].
Рассмотрение феномена стереотипа исключительно в психологическом ключе, без привязки его к групповому сознанию, на наш взгляд, не способно раскрыть социальную сущность данного феномена и обнаружить важнейшие функциональные особенности стереотипа. Доказательством правомерности позиции о детерминированности процессов формирования и бытования стереотипов психологическим и социальным уровнями познания окружающего мира являются исследования ученого Т. Шибутани. Он утверждал, что не существует индивидуальных стереотипов, что все они так или иначе функционируют в малых и больших социальных общностях. И в таком контексте стереотип можно определить как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-либо различимого признака; поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» [11, с. 101].
Корреляция психологических и социальных особенностей перцептивных процессов изучена исследователем В. Дуазом. В своих работах ученый объединил стереотип с рядом других явлений группового и общественного порядка в концептуальный комплекс. В. Дуаз выделил четыре уровня стереотипов - личностный, межличностный, социальный и идеологический [1].
Таким образом, синопсический анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что процесс стерео-типизации - это обязательный компонент рецептивных и перцептивных процессов психики человека, проявляющийся в процессах социального взаимодействия. В связи с этим важной является задача определения функциональных особенностей стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия.
Важную роль стереотипы восприятия играют в осуществлении когнитивной и межгрупповой социальной дифференциации. Так, например, попадая в ситуацию, требующую незамедлительной первичной оценки явления или объекта, представитель конкретной этнической общности делит их на «знакомые» («свои», «положительные») и «незнакомые» («чужие», «враждебные»). В данной ситуации собственная этническая атрибутика характеризуется позитивно, со знаком «плюс», а та, что не вписывается с имеющуюся систему представлений, - со знаком «минус». Этим объясняется жизнеспособность стереотипов восприятия, призванных оценивать представителей других социальных общностей по определенным схемам.
Таким образом, противопоставление «мы» - «они» основывается на процессах максимизации межгрупповых различий и минимизации межгруппового сходства [8, с. 247], тем самым способствует гомогенизации собственной референтной группы и большему обособлению гетерогенных сообществ.
В силу своих динамических характеристик - устойчивости, ригидности, консерватизма - стереотип выступает как один из способов трансляции культурно-исторического опыта. Стереотип способствует фиксации социально значимых элементов культуры народа, обеспечивая стабильность социальных практик, защищает групповые интересы и оправдывает межэтнические отношения. Стереотипы, сформированные какой-либо этнической группой, зачастую наполнены враждебностью и предрассудками, поскольку лежат в сфере эмоциональных переживаний и базируются на «этническом отталкивании» [9, с. 228].
Таким образом, формирование стереотипов осуществляется на основе атрибутивных процессов, когда объекту присваиваются характеристики, исходя из его группового членства, при этом становится более зримой граница между «своими» и «чужими». В этом смысле усвоение стереотипов выступает как способ социализации личности.
Итак, рассмотрев ряд теоретических концепций в области социальной психологии, можно сделать вывод о том, что стереотип есть механизм восприятия, некий специфический способ познания мира; устойчивое представление о предметах, объектах, явлениях, бытующее на уровне обыденного сознания людей как членов конкретной социальной общности.
В качестве такой социальной группы может выступать этнос. Исследования стереотипа в этнокультурном срезе сводятся к производной от дефиниции «социальный стереотип» к понятию «этнический стереотип» либо «этнокультурный стереотип». Следует отметить, что не существует особых, присущих исключительно этнокультурным стереотипам черт, свойств и функций. Все они в равной степени характерны и для социальных стереотипов как таковых.
Стереотип восприятия в исследовании этнологов определяется как устойчивое, упрощенное и обобщенное представление о той или иной этнической общности. Являясь фрагментом концептуальной картины мира, неким ментальным образом, стереотип есть культурно детерминированное отображение окружающей действительности. Процесс стереотипизации протекает на бессознательном уровне, при этом индивидуальные представления и образы выступают индикаторами массовых, принятых в данной конкретной этнокультурной группе.
В исследованиях, посвященных функционированию стереотипов различного уровня, обнаруживается взаимосвязь стереотипов с процессами самоопределения. Стремление к уподоблению, готовность отождествлять себя с неким признанным образцом, по мнению Э. Фромма, являются важнейшими экзистенциональными потребностями человека [10]. В хаосе социального бытия человек нуждается в системе ориентаций, которые позволили бы ему дать автохарактеристику, убедиться в тождественности тех, кого он маркирует понятием «свои», и безошибочно определять «чужих». Таким образом, идентичность можно определить как «процесс выделения себя из среды других, чуждых, многих, отчетливое разделение "своего" и "чужого"» [7, с. 7].
Исследователь В. М. Капицын подчеркивает, что сознание человека, будучи включенным в область исторической памяти и информационных потоков, погружаясь в процессы самоопределения, создает социально-когнитивные системы, «из которых люди получают социальное "знание", где идет постоянная циркуляция (воспроизводство, хранение, обработка, интерпретация и обмен) знаний, отложение этих знаний в коллективном и индивидуальном бессознательном» [2, с. 31].
Процесс отождествления индивида с референтной группой происходит не только и не столько с совокупностью определенных людей, но и с идеальными образами или системой взаимосвязанных образов и стереотипов, репрезентирующих данную группу людей.
Неосознаваемая в обычной жизни проблема идентичности, самоотождествления личности с конкретным коллективом проявляется по мере возникновения контактов с представителями инокультур. Это приводит к осознанию своей принадлежности к определенной культурной общности, самобытные черты которой становятся более четкими и рельефными при сопоставлении с другой. Процессы самоопределения, самоорганизации носят нормативно-оценочный характер, в ходе которых формируется определенная «сетка координат» в пространстве сознания и культуры. Немаловажное значение в данных процессах выполняют стереотипы. В силу резистентности и кумулятивной природы стереотипы способствуют консервации культурно значимой информации и ее трансляции из поколения в поколение.
Подобные наблюдения позволяют утверждать, что этнокультурные стереотипы являются структурообразующей основой этнической идентичности, поскольку играют определяющую роль в ее конструировании и функционировании.
Исследование стереотипа в контексте коммуникативного (вербального) поведения нашло отражение в работах лингвистов. В когнитивной лингвистике понятие «стереотип» связано с содержательной стороной языка и культуры, т.е. рассматривается как ментальная картинка, которая связана с картиной мира. Так, В. В. Красных рассматривает стереотип как «некое "представление" фрагмента окружающей действительности, как фиксированную ментальную "картинку", являющуюся результатом отражения в сознании личности "типового" фрагмента реального мира, некий инвариант определенного участка картины мира» [3, с. 231].
Исследователь В. А. Рыжков отмечает, что «стереотипом является единица языка, вызывающая на психовербальном уровне в сознании представителей определенной национально-культурной общности некоторый минимум сходных ассоциативных реакций по ряду семантических признаков оценочного характера» [6, с. 13].
Изучению стереотипа в процессах речевого общения посвящены исследования Ю. Е. Прохорова. В них автор характеризует стереотип как социокультурно маркированную единицу «ментально-лингвального комплекса представителя определенной этнокультуры», комплекса, реализуемого в вербальном общении «в виде нормативной локальной ассоциации к стандартной для данной культуры ситуации общения» [5, с. 98]. Таким образом, стереотип выступает как ментальный образ, который коррелирует с «наивной картиной мира». При этом лингвисты полагают, что в основе формирования и функционирования стереотипов лежат когнитивные процессы, неразрывно связанные с механизмами, с помощью которых разум человека постигает и ка-тегоризирует окружающую действительность. В процессе речевого общения человек склонен опираться на обобщения, упрощения и оценку, именно поэтому стереотипы по своей природе нейтральны.
Анализ данных концепций, разрабатывающих проблему функционирования стереотипов в языковом пространстве, позволяет сделать вывод о том, что стереотипы - это представления, имеющие национально-культурную маркированность, ассоциативную природу и языковую форму выражения. Материалом для исследования в данном случае могут выступать произведения литературы и публицистики, где суждения о себе (автостереотипы) и других (гетеростереотипы) обнаруживают себя наиболее зримо и ярко.
Таким образом, проанализировав теоретические разработки в области социальной психологии, этнологии и лингвистики, можно дать определение актуальному для данного исследования понятию стереотипа. Стереотип - это схематичный, упрощенный ментальный образ этнической общности, сформированный на основе сравнения «чужого» с внутренними идеалами и образцами в процессе межкультурного взаимодействия.
Стереотипы в ситуациях объективного существования различий между культурами и этносами выполняют важные задачи, связанные с регуляцией процессов межгрупповой дифференциации. Они способствуют повышению эффективности когнитивных процессов, аккумуляции и трансляции социально значимого опыта, защите групповых интересов, а также оправданию существующих межэтнических отношений. Особое значение при этом имеет социально-культурная обстановка, в которой осуществляются межкультурные контакты.
В ситуации негативного развития взаимодействия стереотипы имеют тенденцию к схематичности и утрированию. В случае позитивного развития сценария коммуникативного акта оценочное суждение или образ при сохранении своей стереотипной природы характеризуется большей сложностью и многогранностью.
Значимость подхода, предложенного и апробированного авторами, заключается в развитии теоретического уровня исследований процессов стереотипизации в концептуальном поле проблем социального и культурного взаимодействия. Практическое значение работы заключается в возможности использования ее результатов в компаративных исследованиях межкультурного (в т.ч. межэтнического) взаимодействия.
Список литературы
1. Дуаз В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 19-27.
2. Капицын В. М. Социальная идентификация (жизнь, политика, право) // Проблема идентичности российского социума в условиях глобализации: коллективная монография / под ред. Н. Р. Балынской; Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. Магнитогорск, 2011. С. 30-44.
3. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. М.: Гнозис, 2003. 375 с.
4. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 414 с.
5. Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 224 с.
6. Рыжков В. А. Национально-культурные аспекты ассоциативного значения интернациональных стереотипов: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 1983. 22 с.
7. «Своё» и «чужое»: межкультурная коммуникация в полипарадигмальном аспекте: коллективная монография / под ред. Л. А. Шкатовой. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. 185 с.
8. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 242-250.
9. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1983. С. 227-284.
10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 446 с.
11. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 544 с.
12. Lippmаn W. Public Opinion. N. Y., 1922. 427 p.
STEREOTYPE IN SOCIAL PERCEPTION PROCESSES
Volkova Viktoriya Borisovna, Doctor in Philology Krivoshlykova Marina Vladimirovna, Ph. D. in Culturology Maleko Elena Valer'evna, Ph. D. in Philology Nosov Magnitogorsk State Technical University kmv_01@mаil. ru
The study is devoted to the problem of the stereotype functioning in cross-cultural interaction. The article for the first time uses modern achievements in the sphere of social psychology, ethnology and linguistics to analyze the stereotype phenomenon, its functions and importance in social perception; a relevant stereotype definition is introduced. The authors propose this approach to identify and study cultural stereotypes.
Key words and phrases: stereotype; social aspects of perception; interaction of cultures; cultural contacts; identity.
УДК 930.23
Исторические науки и археология
В статье дана характеристика познавательной ситуации в среде профессионального сообщества советских историков в свете высказываний И. В. Сталина о «революции рабов», сокрушившей Рим. Обозначены факторы, определившие положение и функции советских историков древности того периода, обеспечивших столь непротиворечивое вхождение сталинской концепции в научную среду. Дана характеристика исследовательских задач советских историков, поставленных перед необходимостью вскрыть механику исторических переходов от древности к Средневековью в русле идей, озвученных И. В. Сталиным в 1933-1934 гг.
Ключевые слова и фразы: сталинизм в исторической науке; Римская империя; рабы; варвары; «теория революции рабов»; историография; познавательная ситуация.
Волошин Дмитрий Алексеевич, к.и.н.
Армавирский государственный педагогический университет voloschindim@mail. т
СТАЛИНСКИЙ КОНЦЕПТ «РЕВОЛЮЦИИ РАБОВ» И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ В 1933-1934 ГГ.
Познавательная ситуация в отечественной исторической науке, пожалуй, как никакая другая, с неизменным постоянством и в разные периоды характеризуется как кризисная, либо посткризисная и переходная. При этом