Научная статья на тему 'Степень новизны как основополагающий классификационный признак инно ваций'

Степень новизны как основополагающий классификационный признак инно ваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1181
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ / РАДИКАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / УЛУЧШАЮЩАЯ ИННОВАЦИЯ / ПСЕВДОИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова Белла Дмитриевна

Анализируются классификации инноваций зарубежных и отечественных ученых. Автор статьи приходит к выводу, что степень новизны является основополагающим классификационным признаком и предлагает классификацию, которая объединяет однокритериальный и многокритериальный подходы к изучению инноваций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes innovations classifications of foreign and national scientists. The author of the article concludes that the depth of novelty is the basic classification feature and suggests one which integrates both one-criterion and multi-criteria approaches to studying innovations

Текст научной работы на тему «Степень новизны как основополагающий классификационный признак инно ваций»

»

Инновации и инновационная деятельность

УДК 338:001.895

Б.Д. Малахова

СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПРИЗНАК ИННОВАЦИЙ

Компании нового поколения сегодня успешно конкурируют, если имеют гибкое производство и систему быстрого реагирования на требования клиентов, а также широкий ассортимент и инновационную направленность. Поэтому мы считаем, что инновационная деятельность в таких компаниях должна быть не единичным случаем внедрения какого-либо нововведения, а целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств, процессом творчества и создания новшеств, реализуемых как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.

В экономической литературе представлены разные подходы к классификации инноваций, различающие нововведения, которые возникают на всех стадиях воспроизводственного цикла, по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, уровню распространения и воздействия на экономические процессы. Главными компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях.

Анализ литературных источников выявил большое разнообразие видов классификаций инноваций. Выделим два основных вида - одно-критериальные и многокритериальные.

Однокритериальные классификации инноваций. Все ученые в качестве признака классификации инноваций отмечают степень новизны. В соответствии с этим признаком различают ин-

новации базисные, улучшающие и псевдоинновации. Такая классификация впервые была предложена немецким экономистом Герхардом Мен-шем в книге «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию» [1]. Указанный классификационный признак, на наш взгляд, является фундаментальным, поэтому мы сочли необходимым представить подробное описание типов инноваций, различаемых по данному признаку.

Базисные (базовые, радикальные) - это инновации, которые возникают в результате научных открытий и служат основой для освоения новых поколений техники и технологий, для формирования и распространения новых технологических укладов. Такие инновации способствуют созданию новых отраслей и, как правило, появлению множества менее значимых инноваций. Г. Менш также разделил базисные инновации на технологические, образующие новые отрасли и новые рынки, и не технологические, представляющие собой изменения в культуре, управлении, общественных услугах.

Инкрементальные (добавочные) инновации представляют собой новые модели освоенных поколений техники или разновидности применения существующих технологий. Создание таких инноваций нацелено на распространение новых или преобладающих поколений новой техники и технологий, улучшение отдельных свойств выпускаемой продукции или параметров применяемых технологий в соответствии с требованиями рынка.

Псевдоинновации (несущественные) - инновации, которые предполагают незначительное обновление или улучшение параметров устаревшей в своей основе техники или технологий.

Такие инновации не дают существенного эффекта и закрепляют технологическое отставание.

За этим разделением стоят два различных инновационных процесса - пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает курс на достижение мирового первенства. Догоняющий -дешевле и может дать быстрый результат. На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с совершенствованием существующих процессов производства и продуктов.

Улучшающие и псевдоинновации, как правило, возникают в результате диффузии базовых инноваций, т. е. в процессе распространения уже однажды освоенных и использованных нововведений в новых условиях или местах применения.

Подход Г. Менша рассматривает исключительно технологические нововведения, используя при этом только один критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, т. е. уровень ее новизны, поэтому данный подход к классификации инноваций имеет достаточно ограниченный характер.

Развивая рассмотренную выше классификацию, чехословацкий экономист Франтишек Ва-лента [2] дополнил ее разделением инноваций по глубине вносимых изменений, что позволило более детально проследить переходы от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня.

Многокритериальные классификации инноваций. Вопросы многокритериального подхода к классификации нововведений исследованы достаточно глубоко, в том числе и в работах российских ученых: Р. А. Фатхутдинова [3], А.К. Казанцева и Л.Э. Миндели [4], И.Т. Балабанова [5], В.Ф. Гринева [6], С.Д. Ильенковой [7] и др.

Так, Р.А. Фатхутдинов [3, с. 37] считает основными критериями классификации следующие:

- комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;

- возможность количественного (качественного) определения критерия;

- научную новизну и практическую ценность предлагаемого признака классификации.

На основе приведенных критериев он предложил весьма детальную классификацию инноваций, которая, по его мнению, охватывает все аспекты инновационной деятельности.

И.Т. Балабанов [6, с. 20] в качестве системы классификационных признаков выделяет следующие:

целевой признак - дает ответ на вопрос, что является целью инновации - решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической);

внешний признак - указывает на форму реализации инновации;

структурный признак - определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства.

Подход С.Д. Ильенковой [7, с. 19] к классификации инноваций определенным образом перекликается с рассмотренными подходами Г. Менша и Ф. Валенты. Это связано с тем, что С.Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации. В то же время в данном случае указанный критерий классификации имеет более широкую сферу применения, поскольку не предназначается для характеристики исключительно технологических нововведений.

Основное отличие между однокритериаль-ными и многокритериальными классификациями заключается в том, что последняя предусматривает выделение групп прогрессивных нововведений не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии, сфера деятельности и т. д.

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения.

На основе результатов проведенного сопоставительного анализа литературных источников мы предлагаем классификацию, которая объединяет два вышеизложенных подхода к рассмотрению инноваций (см. рисунок). В представленной классификации за основу

4

Инновации и инновационная деятельность

элементарные или микролокальные развивающие существующие потребности псевдоинновации

регенерирующие первоначальные свойства неучтенные

- улучшающие

- второстепенные

- регулярные

- продолжительные

■ создающие новые потребности

- локальные

значительные несущественно глубокие принципиально новые

эволюционно-технические микрорадикальные нишеобразующие несущественно глубокие прорывные технологии

базовые значительные

■ фундаментальные

- радикальные

- периодические

■ дискретные

- прорывные

■ архитектурные

- технический прогресс

- кластеры инноваций

- группы инноваций

■ системы инноваций

■ системы новых технологий

изменения технико-экономических парадигм изменения технических парадигм кластеры систем новых технологий революционные технологические режимы научно-технические революции

Классификация инноваций

принята однокритериальная классификация нововведений, а определяющим признаком классификации является глубина новизны инноваций.

Данная классификация отражает постепенный переход инноваций от незначительных новшеств к радикальным изменениям и объединяет то множество классификаций, представленное в экономической литературе, в котором различные виды инноваций называются одинаково или аналогичные нововведения классифицируются различно. В классификации показано, что инновации - это не только кардинальные изменения в уже существующих технологиях и технике или внедрение новых решений, но и незначительные улучшения в них.

Также следует отметить, что степень новизны носит субъективный характер и зависит от компании, разрабатывающей и реализующей инновацию (новатора). Необходимо понимать, что инновации - это такие изменения, которые являются новшествами для новатора, но не обязательно новшествами для общества в целом.

Мы считаем, что признак классификации, такой как степень новизны инновации, позволяет определить место каждого нововведения в общей совокупности потенциальных или происходящих изменений, обозначить стратегические возможности каждого типа инноваций, а также сравнить разнообразные инновации, что невозможно при использовании классификаций, рассматриваемых в многочисленных литературных источниках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Mensch, G. Stalemate in technology: innovations overcome the depression [Text] / G. Mensch. - Cambridge (Mass.), 1979. - 241 p.

2. Klimova, V. Innovation processes [Text] / V. Kli-mova. - Ed. Brno: Masaryk University, 2006. - 181 s.

3. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. / Р.А. Фатхутдинов. - 2-е изд. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 624 с.

4. Инновационный менеджмент [Текст] : справ. пособие / под ред. П.И. Завлина, А.К. Казанцева,

Л.Э. Миндели. - 2-е изд. - М.: ЦИСН, 1998. - 568 с.

5. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2000. - 278 с.

6. Гринев, В.Ф. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие [Текст] / В.Ф. Гринев. - 2-е изд. - Киев: МАУП, 2001. - 152 с.

7. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 343 с.

УДК 338.12; 338.24

А.И. Сарыгулов

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

И ИННОВАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ

Отличительной особенностью мировой экономики сегодня стало то, что нематериальные активы - интеллектуальный (человеческий) капитал в различных формах (знания, ноу-хау, технологии, программные продукты) - существенно сократили инновационные циклы и уско-

рили темпы обновления как самих технологий, так и скорость их диффузии на потребительский и промышленный рынки.

Опыт ведущих индустриальных стран с высокой долей современных технологий (США, Япония Швеция, Финляндия, Сингапур, ФРГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.