Научная статья на тему 'Степень адаптивности миграционного законодательства США, Канады, ФРГ, Швеции и Китая для России'

Степень адаптивности миграционного законодательства США, Канады, ФРГ, Швеции и Китая для России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МИГРАЦИИ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США / КАНАДЫ / ФРГ / ШВЕЦИИ И КИТАЯ / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радостева Юлия Валерьевна

Каждая страна уникальна по-своему, и поэтому экономические, политические и социальные процессы, происходящие в ней, также имеют свои особенности. Это касается, в том числе и процессов международной миграции. Только частичное заимствование положений законодательств других стран экономически оправдано для России, что позволит закрепить не только права, но главным образом обязанности как мигрантов, так и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Степень адаптивности миграционного законодательства США, Канады, ФРГ, Швеции и Китая для России»

УДК: 32

Радостева Юлия Валерьевна

аспирант кафедры экономики и управления народным хозяйством Уральского финансово-юридического института radosteva.iulia2012@yandex.ru Yulia V. Radosteva

Graduate student of department of economy and management of a national economy Ural financial and legal institute radosteva .iulia2012@yandex.ru

Степень адаптивности миграционного законодательства США, Канады, ФРГ, Швеции и Китая для России

The degree of adaptability of the immigration laws of the USA, Canada, Germany, Sweden and China to Russia

Аннотация. Каждая страна уникальна по-своему, и поэтому экономические, политические и социальные процессы, происходящие в ней, также имеют свои особенности. Это касается, в том числе и процессов международной миграции. Только частичное заимствование положений законодательств других стран экономически оправдано для России, что позволит закрепить не только права, но главным образом обязанности как мигрантов, так и работодателей.

Ключевые слова: адаптивность, международная миграция; отрицательные стороны миграции; миграционное законодательство США, Канады, ФРГ, Швеции и Китая; российское законодательство.

Annotation. Each country is unique in its own way, and therefore economic, political and social processes occurring in it as well, have their own characteristics. This concerns, including the processes of international migration. Only a partial borrowing provisions of the legislation of other countries economically justified for Russia, which will fix not only the right but mostly responsibilities of both migrants and employers.

Keywords: adaptability, international migration; the laws of the Russian Federation; negative aspects of migration; migration legislation United States, Canada, Germany, Sweden and China; Russian legislation.

Распад СССР явился главным потрясением для жителей России и союзных республик. Главные изменения связаны с формированием современных социально-экономических и культурных моделей развития страны, в которых важнейшей составной частью выступают процессы международной миграции.

Тема международной миграции особенно важна для сегодняшней России, т.к. от стратегически выверенной миграционной политики зависит ее будущее

экономическое и демографическое развитие [6]. Но, ввиду отсутствия единого подхода к потенциалу и инструментарию миграционной политики среди экспертов, политиков и законодателей, Россия не может в полной мере выстроить взаимовыгодные отношения со странами происхождения мигрантов.

С целью регулирования миграционных процессов Правительство России принимает соответствующие законы:

1. 1993 г. - законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», Указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы».

2. 1996 г. - ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

3. 2005 г. - постановление Правительства №413 «О миграционной карте».

5. 13 июня 2012г. Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г.

6. Приказ ФМС России от 30.10.2013 г. №430 «Об утверждении Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продления срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства»;

7. ФЗ № 186-ФЗ от 11.07.2011 года « О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей».

8. Приказ ФМС России от 21.01.2014 N 23 «О внесении изменений в нормативные правовые акты ФМС России» [5].

Таким образом, вышеперечисленные документы составляют нормативно-правовую основу для решения проблем, возникающих ввиду использования различных подходов в России к международной миграции.

Однако, при этом следует отметить следующие отрицательные стороны современного миграционного процесса для России. Во-первых, количество мигрантов растет из года в год. За 10 лет их количество выросло с 93 тыс. чел. до 418 тыс. чел. [3]. Во-вторых, их поселение в основном можно наблюдать в центральных городах России и отчасти на юге. В-третьих, большинство мигрантов имеют низкую квалификацию.

Поэтому ее регулирование с помощью научных подходов и практических наработок и заимствований из мирового опыта осуществляется путем своевременного формирования необходимой законодательной базы. Одновременно создаются специализированные органы управления с различным административно-правовыми статусами и организационно-структурным построением.

Самой важной проблемой научного обеспечения организации и правового регулирования данного процесса является формулирование современного понятийного аппарата. С этой целью изучается опыт правового регулирования деятельности миграционных служб зарубежных стран. Наибольшую степень адаптивности для России имеют миграционные законодательства США, Канады, ФРГ, Швеции и Китая.

Рассмотрим основные положения миграционных законодательств вышеперечисленных стран.

США. Каждый работодатель, желающий нанять иностранца на конкретное рабочее место, должен пройти процедуру «трудовой сертификации». В процессе ее он должен доказать МТ, что, нанимая иностранца, он не лишает рабочего места постоянного жителя или гражданина США. И, кроме того, предоставить МТ информацию о себе и своем предприятии и пройти процедуру трудовой аттестации.

Статус постоянного жителя предоставляют: лицам с выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса или спорта; выдающимся профессорам, исследователям и международным менеджерам; квалифицированным специалистам; лицам с дипломом степени бакалавра и священнослужителям; инвесторам (вклад от 1 млн. $).

Одновременно привлекают работающих по не иммиграционным визам (Н1В), большую часть из которых составляют квалифицированные специалисты. Н1В выдается сроком на 3 года и предусматривает возможность продления пребывания в США до 6 лет. Действует иммиграционная программа, направленная на увеличение этнического разнообразия въезжающих на постоянное жительство: ежегодное проведение специальной лотереи, выигрыш в которой дает возможность ее участникам получить иммиграционную визу в США. При этом наибольшие шансы победить имеют представители тех стран, из которых в предыдущие 5 лет въехало наименьшее число иммигрантов. Для борьбы с нелегальной иммиграцией применяются следующие методы контроля: система проверок в пунктах пересечения границ; карательные меры против работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов и организаторов нелегальной иммиграции и траффикинга - наложением штрафа и лишением свободы. Получение гражданства происходит через процесс натурализации: с 18 лет; 5 лет пребывания в США в статусе постоянного жителя (3 г. для супругов граждан США); проживание в течение 3-х месяцев на территории одного штата до даты подачи заявления в местный иммиграционный офис; владение английским языком; знание истории США и основ государственного устройства и законодательства; отсутствие судимости за совершение криминальных правонарушений, невыплаченных долговых обязательств; клятва на верность США.

ФРГ. Иностранные работники должны получить разрешение на работу, которое выдается после согласования общего контракта работодателем с РСЗ. Разрешения на работу выдаются до 3 лет. За каждого работника работодатель вносит плату - 1100 € в год. Для граждан стран, не входящих в ЕС, въезд на территорию Германии обусловлен получением визы. Визы, предусматривающие кратковременное пребывание в стране, исключающими трудовую деятельность, выдаются консульскими учреждениями ФРГ за рубежом до 3 мес. и действительны в государствах — участниках Шенгенского соглашения. Лица, прибывающие в ФРГ на более длительные сроки, обязаны получить разрешение на пребывание. Условия получение немецкого гражданства (можно с 16 лет):

1) на момент подачи заявления претендент имеет бессрочное право на пребывание в стране или разрешение на жительство; кроме лиц со студенческой визой или временным видом на жительство;

2) проживает в ФРГ уже 8 лет;

3) он не получает какой-либо материальной помощи от государства;

4) хорошо владеет языком для сдачи экзамена на уровне В1; имеет знание правовой системы, общественного устройства, условий жизни;

5) нет судимости, как за границей, так и на территории ФРГ;

6) подтверждает в письменном виде все свободы, демократические ценности и принципы;

7) заявитель должен выйти из своего прежнего гражданства.

Швеция. Для оформления визы необходимо иметь медицинскую страховку. Она выдается до 3 мес. и полгода. Иностранные граждане должны получить разрешение на работу до въезда в страну. Швеция имеет один из самых низких уровней нелегальной иммиграции среди европейских стран. Меры противодействия включают: визовые требования, пограничный контроль, запрет использования труда иностранцев, не имеющих разрешения на работу, задержание и депортация нелегальных иммигрантов. Особенность системы - применение программ добровольного возвращения иммигрантов, которым было отказано в пребывании. Условия получения гражданства: имеет разрешение на постоянное пребывание, прожил в стране 5 лет и не имел судимости. Иностранный гражданин, получивший разрешение на постоянное пребывание, регистрируется как резидент и имеет те же права и обязанности, что и граждане Швеции. Однако только шведские граждане могут участвовать в парламентских выборах и быть избранными в Парламент, а также служить в вооруженных силах и полиции.

Китай. Важнейшим направлением миграционной политики является привлечение из-за рубежа нужных специалистов. Для этого Правительство активно призывает к возвращению тех своих граждан, которые учились за границей, и стимулирует иммиграцию иностранных специалистов. Другое направление -борьба с незаконной миграцией. Активно развивается международное сотрудничество по предупреждению незаконной миграции; совершенствуется национальное законодательство.

Условия получение гражданства заявителем:

1. Гражданством данной страны обладают все лица, которые относятся к любой из национальностей Китая, проживающих на территории страны.

2. Ребенок, родившийся в КНР, станет ее гражданином в том случае, если хотя бы один из родителей имеет гражданство страны. Если ребенок родился на территории Китая, но его родители не имеют гражданства ни одной из стран мира и проживают на территории КНР долгое время, он автоматически становится гражданином КНР.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства для натурализации должны иметь близкого родственника, обладающего гражданством КНР.

5. Иностранцы, длительное время находились под китайской юрисдикцией, пользовались правовой защитой, соблюдали все законы страны, тоже могут подать заявление на китайское гражданство.

6. Если вы являетесь другом китайского народа, вносите огромный вклад в строительство и процветание Китая, то тоже сможете стать гражданином.

7. После подачи заявления и его удовлетворения автоматически будет потеряно гражданство другой страны.

Условия получения Green Cart:

1. Проработать > 4-х лет в исследовательских организациях в качестве исследователей более высокого уровня или на руководящих должностях крупных иностранных предприятий

3. Зарегистрировать иностранную инвестиционную контору вложить в ряд проектов > 3-х - 5-ти млн. юаней или 5 млн. дол. в развитие Китая.

Однако только в Китае для въезда на его территорию мигрант должен оформить одну из 12 виз, в зависимости от цели посещения:

С - члена экип D- постоянного проживания деловой визит

F - социальный визит В И З А S -частного визита

G транзитная <- -► V учебная

J - для журналистов Z - рабочая

L - туристическая R - специалистов

О - посещение родственников

Рис 1. Категории виз

Однако, методы борьбы с нелегальной миграции резко отличаются от методов в других странах.

Во-первых, зарубежным студентам предписывается после получения разрешения от своих учебных заведений на временную работу или практику предоставлять эту информацию в миграционные органы Китая.

Во-вторых, иностранные граждане в случае смены места работы или места учебы должны сообщить об этом в органы МС КНР.

В-третьих, полиция вправе задерживать иностранных граждан для проведения проверки. Во время ее иностранного гражданина могут заключить под стражу или оставить под подпиской о невыезде.

В-четвертых, в случае нарушения правил нахождения на территории КНР органы общественной полиции вправе вынести предписание о самостоятельном выезде иностранного гражданина (<15 дней) или депортировать иностранного гражданина. При депортации иностранный гражданин в течении до 5 лет не может въехать на территорию КНР.

В-пятых, расходы на депортацию возлагаются на самого иностранного гражданина. Если он не в состоянии оплатить эти расходы, они оплачиваются работодателем.

В-шестых, в случае серьезного нарушения законодательства иностранный гражданин выдворяется за пределы КНР с запретом на въезд в течение 10 лет. Если нарушение образует состав преступления, то иностранный гражданин привлекается к уголовной ответственности [7].

Россия. Российское миграционное законодательство значительно отличается из вышеприведенных законодательств. Для получения гражданства РФ необходимо предоставлять в ФМС сведения о наличии постоянного источника доходов и подтверждать знание русского языка. Но можно получить граждан-

ство по упрощенной схеме: наличие родственников с гражданством РФ. Причем бывшие граждане СССР, не имеющие гражданства, получают гражданство по упрощенной схеме [4]. Согласно последним изменениям в законодательстве, для того, чтобы стать гражданином РФ, иностранец должен: отказаться от уже имеющегося гражданства, получить статус носителя русского языка, для чего придется пройти собеседование в специальной комиссии. Чтобы пройти тест, иностранец должен «регулярно использовать» русский язык. Еще одно условие заключается в том, чтобы родственники «по прямой восходящей линии» постоянно проживали в России или на территории бывшего СССР. При соблюдении всех этих условий срок рассмотрения заявления о получении гражданства будет сокращен до 3 мес. [1]. В общем, сравнительный анализ миграционных законодательств представленных стран показал следующее. Некоторые положения имеют высокую степень адаптивности и вполне приемлемы для России. К таким положениям относятся: знание языка, истории и законодательства, а также выдворение из страны мигрантов, нарушивших законодательства, за счет работодателя. В Китае, к примеру, предусмотрена даже уголовная ответственность.

Таким образом, в российском законодательстве нет очень важных положений. По мнению экспертов, качественное изучение основных вех России и основ его законодательства привело бы к снижению количества правонарушений среди иммигрантов, т.к. каждое пятое преступление совершается с их участием. Растет число разбоев и преступлений сексуального характера. Повышение ответственности мигрантов, и в особенности работодателей, но в тоже время предоставление пакета льгот изменили бы их социальное поведение в обществе, а значит и отношение к самому государству - России.

Литература

1. Asia-Plus Акмал Маннонов от 25/03/2014

2. Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России»). М., 2011. - С. 43 — 52. Регент Т.М. Иммиграция в Россию: проблемы регулирования. М.: Гуманитарий, 1997. -С. 7-8.

3. Данные сайта Госкомстат РФ http://www.gks.ru

4. Денисенко М.Б., Хараева О.С., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003

5. Ивахнюк Ирина Валентиновна. Формирование и функционирование Евразийской миграционной системы: диссертация д.э.н. 08.00.05 / Ивахнюк Ирина Валентиновна; [Место защиты: МГУ].- Москва, 2008.- 388 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-8/280

6. «РГ» - Федеральный выпуск №6346 от 2 апреля 2014 г.

7.http://cnlegal.ru/china-tourism/foreigners-exit-entry-administration statute

Literature

1. Asia-Plus Акмал Маннонов от 25/03/2014

2 Vorobyov OD Migration of the population . MY . 6: Migration policies . ( Supplement to the journal «Migration in Russia»). M., 2011 - Р. 43 - 52 Regent TM Immigration to Russia : problems of regulation . M.: humanitarians , 1997, -Р. 7-8.

3 Data Site Goskomstat http://www.gks.ru/

Denisenko 4 MB, Kharaeva OS, OS Chudinovskikh Immigration policy in the Russian Federation and the countries of the West. Moscow, 2003

5 Ivakhniuk Irina V. . The formation and functioning of the Eurasian migration system : PhD dissertation 08.00.05 / Ivakhniuk Irina V. ; [A protection Place : MSU] .- Moscow, 2008.- 388 .: silt. RSL OD, 09-8 71 /280

6 «WP» - Federal Issue №6346 on April 2, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.