Научная статья на тему 'СТЕПЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА'

СТЕПЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
219
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чокан Валиханов / Степь / казахи / образ / Chokan Valikhanov / Steppe / image

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уразалиева Г.Б.

Чокан Валиханов был ученым и просветителем, хорошо знавшим историю и культуру казахского народа, который веками жил в степи. Поэтому образ степи занимает в творчестве Валиханова особое место. Он присутствует во многих его произведениях, в каждом из них раскрываясь с новой стороны. Органичность темы и образа степи для многогранного творчества Валиханова подтверждается его прямыми высказываниями в письмах и глубоким интересом к ней на различных этапах литературной и научной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEPPE IN THE WORKS OF CHOKAN VALIKHANOV

Shokan Ualikhanov was a patriot and educator. He perfectly knew the life of the Kazakh people, their way of life, manners, customs, centuries-old spiritual culture, perfectly understood the most complex political problems, the needs and aspirations of his people, deeply felt their need for development, in getting out of the darkness. The theme of the steppe occupies a special place in the works of Sh. Ualikhanov. Valikhanov's steppe permeates many works written on steppe material and saturated with cherished thoughts and soulful moods of the great Kazakh writer. In each work, to one degree or another, in one way or another, the steppe appears. The organic nature of the theme of the steppe for the work of Sh. Ualikhanov is confirmed by his direct statements in letters and his deep interest in this topic at various stages of literary and scientific activity

Текст научной работы на тему «СТЕПЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА»

СТЕПЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА

Уразалиева Г.Б.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

STEPPE IN THE WORKS OF CHOKAN VALIKHANOV

Urazalieva G.

Bashkir State Pedagogical University them. M. Akmulla

Аннотация

Чокан Валиханов был ученым и просветителем, хорошо знавшим историю и культуру казахского народа, который веками жил в степи. Поэтому образ степи занимает в творчестве Валиханова особое место. Он присутствует во многих его произведениях, в каждом из них раскрываясь с новой стороны. Органичность темы и образа степи для многогранного творчества Валиханова подтверждается его прямыми высказываниями в письмах и глубоким интересом к ней на различных этапах литературной и научной деятельности.

Abstract

Shokan Ualikhanov was a patriot and educator. He perfectly knew the life of the Kazakh people, their way of life, manners, customs, centuries-old spiritual culture, perfectly understood the most complex political problems, the needs and aspirations of his people, deeply felt their need for development, in getting out of the darkness. The theme of the steppe occupies a special place in the works of Sh. Ualikhanov. Valikhanov's steppe permeates many works written on steppe material and saturated with cherished thoughts and soulful moods of the great Kazakh writer. In each work, to one degree or another, in one way or another, the steppe appears. The organic nature of the theme of the steppe for the work of Sh. Ualikhanov is confirmed by his direct statements in letters and his deep interest in this topic at various stages of literary and scientific activity.

Ключевые слова: Чокан Валиханов, Степь, казахи, образ.

Keywords: Chokan Valikhanov, Steppe, image.

Степь - ключевой образ в творчестве Ч. Валиханова. Именно он способствовал формированию того научного и художественного образа степи, который ныне в значительной степени утрачен.

«Степной текст - одно из важнейших созданий русской мысли», пишет Ф.П. Федоров. Степь - это пространство, где взгляд не встречает препятствий, это простор, который манит, но, в то же время, наполняет душу неутолимой тоской. Вечное противостояние пустому, бескрайнему, томительному пространству - такова судьба русского человека, «ушибленного ширью». Невозможность вместить в свою душу весь этот бесконечный простор, гул веков, который слышится в вое ветра, порождает вековечную русскую тоску, сопряженную с непреодолимым страданием.

Языческая вера казахов сформировал в их картине мира набор образов и явлений. Казахский народ близок к природе. Его быт и уклад жизни был связан с природой. Народ, веками наблюдая за природой, опираясь на житейскую философию и мораль, создали натуралистическую энциклопедию, которая включает в себя, астрономические, метеорологические, астрономические знания [4, с. 56].

Прежде всего Степь является перифразой образа родины у Валиханова. Не случайно он подчеркивает, что Степь - родной «природный» дом для казахов, источник их силы. Сам Валиханов воспринимал ее как источник вдохновения и здоровья, место первозданной природы, мечтая вернуться в нее из «гиблого» Петербурга. Об этом он писал своему

другу Ф.М. Достоевскому 18 июня 1859 г. И действительно, Степь стала спасительным пристанищем для Валиханова. Он всегда чувствовал тягу к ней, в степи отдыхая после трудных путешествий.

Также в своих произведениях он ярко отобразил особенности степного пейзажа и пространства, подчеркивая его азиатский колорит, атрибутами которого являются юрта, конь, очаг и др. Степь в изображении Валиханова - это безбрежное, свободное пространство, не знающее не только внешних, но и внутренних границ. Такое, по сути, романтическое восприятие степи прослеживается, например, в заметках о Баян Ауле. Поэтическое отношение к ней дополнилось у Валиханова данными ее научного изучения.

Не случайно он стал первым казахским ученым, который обосновал принципы ландшафтове-дения как особой отрасли научных знаний, полученных посредством художественных описаний природных особенностей.

«Флора равнин та же, что в южных частях Киргизской степи, а горная - похожа, с небольшими исключениями, на алтайскую, но в зоологическом отношении действительно заметна некоторая особенность.» Очерк Джунгарии [1].

Развернутые картины степной жизни казахов Валиханов представил и в исторических трудах, рассказывая о бесстрашных воинах, защитниках родной земли, например, об Абылае, гордом и смелом батыре, с широкой душой и щедрым сердцем. «В предании киргизов Аблай носит какой-то поэти-

ческий ореол. Век Аблая у них является веком киргизского рыцарства. Его походы, подвиги его богатырей служат сюжетами эпическим рассказам. Большая часть музыкальных пьес, играемых на дудке и хонбе, относится к его времени и разным эпохам его жизни. Это народные песни «Пыльный поход», сложенная во время набега, в котором был убит храбрый богатырь Боян, «Тряси мешки», песня в память зимнего похода на волжских калмыков, во время которого киргизы голодали семь дней, пока не взяли добычи. Они разыгрываются до сих пор киргизскими музыкантами и напоминают потомкам поколения Аблая прежние славные времена» [3].

Внимание Валиханова привлекали разные аспекты жизни в Степи. Как учёный-географ он писал: «Озера Алакуль и Балхаш, по всей вероятности, еще в весьма недавнее время составляли одно общее водохранилище, потому что и теперь, во время весенних разливов, Алакуль, по словам киргиз, непосредственно сообщается с Балхашом через солончаковую полосу. Эту-то полосу г. Семенов считает естественной границей, где оканчивается Киргизская степь и начинается Средняя Азия, другая почва, другая флора и фауна. Но, сколько мне кажется, Джунгария не отличается большой своеобразностью растительности. Флора равнин та же, что в южных частях Киргизской степи, а горная похожа, с небольшими исключениями, на алтайскую, но в зоологическом отношении действительно заметна некоторая особенность» [3].

Во многом представления Валиханова о казахской степи, граничащей с Оренбургской, перекликаются с ее описанием у С. Т. Аксакова: «Слово степь имеет у нас особое значение и обыкновенно представляет воображению обширное пространство голой, ровной, безводной земной поверхности; многие степи таковы действительно, но в Оренбургской губернии... степи совсем не таковы: поверхность земли в них по большей части неровная, волнистая, местами довольно лесная, даже гористая, пересекаемая оврагами с родниковыми ручьями, степными речками и оврагами» [5].

Валиханов проявил себя и как выдающийся знаток животного мира Степи. Его описания степных животных стали ценным вкладом в развитие

науки: «В горной полосе Джунгарского Алатау и Тянь-Шаня водятся млекопитающие, свойственные горным странам южной Сибири и Киргизской степи, каковы: олень (Cervus elaphus [марал]), горный козел (Ibex sibiricus) [Capra sibirica]» [3].

Не обошел Валиханов вниманием социальную сторону жизни в Степи, отмечая, что живущие в ней «киргизы» делятся на сословия: «на белую кость и черную кость. Белую кость составляют только султаны, потомки монголов, завоевателей киргизской степи, производящие себя от одного из сыновей Джучи-Токай-Тимура, внука Чингисхана» [2].

Степь в сознании Валиханова была связана и с политической историей казахского народа, заставляя вспоминать о его прошлом и думать о будущем: «При разделении в 1854 году, по проекту нынешнего генерал-губернатора Западной Сибири, генерала от инфантерии Г. X. Гасфорта, киргизских округов Средней орды на две вышеупомянутые области степь приняла совершенно новый вид» [2].

У каждого народ есть свой «титульный» образ, наиболее показательный для национальной культуры. В творчестве Валиханова-казахского ученого и просветителя таким образом стала Степь.

Список литературы

1. Валиханов Ч. Ч.Собрание сочинений в пяти томах. т. 1 - Алма-Ата: Главная редакция Казахской энциклопедии, 1984 - С. 9-77.- 432 с.

2. История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. VIII т. Ч.1. 143-144, 342 с.- Алматы: Дайк-Пресс, 2006.- 716 с.

3. Источник: https://shoqan.kz/com-pleted/works_djungary. Дата обращения 15.10.2020

4. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедаго-гика: методология, теория, практика. - Алматы: ИПК Алатау, 1997. - 36 с., с. 56

5. Кошелев В.А. Аксаков Сергей Тимофеевич// Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.- Т.1. - С.39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.