Научная статья на тему 'Стенограмма межрегионального круглого стола «Историко-педагогическое осмысление теории и практики образования: достижения, проблемы, перспективы»'

Стенограмма межрегионального круглого стола «Историко-педагогическое осмысление теории и практики образования: достижения, проблемы, перспективы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стенограмма межрегионального круглого стола «Историко-педагогическое осмысление теории и практики образования: достижения, проблемы, перспективы»»

Стенограмма межрегионального круглого стола «историко-педагогическое осмысление теории и практики образования: достижения, проблемы, перспективы»

25 апреля 2012 года

25 апреля 2012 года в Москве кафедра педагогики ФГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» при информационной поддержке «Историкопедагогического журнала», выпускающегося на базе ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия», провела заседание межрегионального круглого стола на тему «Историкопедагогическое осмысление теории и практики образования: достижения, проблемы, перспективы».

Руководитель круглого стола — Корнетов Григорий Борисович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Академии социального управления, председатель редакционного совета « Историко-педагогического журнала».

В работе круглого стола приняли участие:

Астафьева Елена Николаевна,

старший преподаватель кафедры педагогики Академии социального управления.

Баранникова Наталья Борисовна, кандидат педагогических наук,

доцент, начальник отдела науки и проектов кафедры педагогики Академии социального управления.

Бим-Бад Борис Михайлович, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор кафедры педагогики Московского психолого-социального университета.

Днепров Эдуард Дмитриевич, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор Государственного университета — Высшая школа экономики, научный руководитель Государственной научной библиотеки им. К. Д. Ушинского, в 1990—1992 гг. министр образования Российской Федерации (Москва).

Лизинский Владимир Михайлович, кандидат педагогических наук, директор центра «Педагогический поиск», главный редактор журнала «Классный руководитель», профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва).

Лукацкий Михаил Абрамович, доктор педагогических наук, профес-

сор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией теоретической педагогики Института теории и истории педагогики РАО, заведующий кафедрой педагогики Московского психолого-социального университета, главный редактор журнала «Новое в психолого-педагогических исследованиях», член Экспертного совета по педагогике и психологии вАК РФ.

Моисеев Александр Матвеевич, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе и инновационной деятельности Академии социального управления.

Пичугина Виктория Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Полякова Мария Александровна, кандидат педагогических наук, декан факультета дополнительного профессионального образования Института управления, бизнеса и технологий (Калуга).

Рогачева Елена Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Владимирского государственного университета.

Романов Алексей Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогического образования Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, главный редактор журнала «Психолого-педа-гогический поиск».

Савин Михаил Викторович, доктор педагогических наук, профессор

кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Уткин Анатолий Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по информационнотехническому обеспечению образовательного процесса Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, заместитель главного редактора периодического педагогического издания «Историкопедагогический журнал».

Шевелев Александр Николаевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и андрогогики Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.

Ямбург Евгений Александрович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, заслуженный учитель РФ, директор центра образования № 109 (Москва).

Участниками круглого стола было отмечено, что современная образовательная ситуация в России имеет специфические особенности, среди которых не прекращающийся поиск образовательных моделей адекватных запросам общества и государства, наукоемкость и информационная насыщенность педагогических систем, новые подходы к оценке качества образования и его результативности. В этой связи резко возрастает степень ответственности за принимаемые на всех уровнях управления решения, обеспечивающие выполнение стратегии развития российского образова-

ния. Историко-педагогическое знание как важнейший элемент педагогической и общей культуры позволяет прогнозировать возможные степени рисков этих решений в образовательной практике, учитывая динамично меняющиеся социокультурные условия.

В данном контексте, отметил Е. А. Ямбург, педагогика как отрасль, развивающая человеческий потенциал сегодня более важна, чем технология, развивающая потенциал экономический. Только педагогика занимаясь воспитанием подрастающего поколения, может сформировать будущее страны. Поэтому изучение педагогики, культурно-исторического наследия педагогического прошлого — не ностальгия, не выдумка рафинированных интеллигентов, а основа новых подходов к развитию общества.

В. М. Лизинский обратил внимание на то, что только педагогическая история, историко-педагогические произведения сегодня могут дать представление о происходящих в стране процессах, позволяя осуществить историко-генетическую реконструкцию событий, имеющих в жизни страны и общества непреходящее актуальное значение. Педагогика, по его мнению, является единственной отраслью, где существует двойственное управление: административное и педагогическое. Поэтому только история педагогики позволяет осмыслить происходящие процессы, познать и понять их в двух важнейших ракурсах педагогической действительности. Прошлое, порождая настоящее, обуславливает будущее.

Попытки понять и исследовать историческое наследие, педагогическую культуру — «вечная» задача не только историков педагогики, но и практических педагогов. Изучение истории педагогики позволяет осмыслить педагогические проблемы — теории и практики, вступить в своеобразный диалог между прошлым и настоящим.

В своем выступлении Г. Б. Корнетов акцентировал внимание на практической проблеме: как сделать так, чтобы историю педагогики учили? Ситуация осложняется тем, что в вузах курсы по истории педагогики находятся в подвешенном состоянии. И не потому, что они плохие, а потому, что на их изучение не отводится необходимого количества часов, они не заложены в новом образовательном стандарте. Вместе с тем, история педагогики — это не только педагогическая культура, позволяющая осмысливать прошлое и настоящее, это еще и важнейший элемент методологической грамотности каждого педагога-ис-следователя. Таким образом, отметил Г. Б. Корнетов, история педагогики содержит в себе два ракурса: первый — традиционный, историко-педагогический, второй — теоретико-педагогический.

В научно-педагогическом сообществе возникает потребность создания центра по истории педагогики на базе одного из крупных вузов с развитой научной школой, который бы занимался разработкой проблем реализации историко-педагогического компонента в содержании педагоги-

ческого образования.

Участники «круглого стола» обсудили проблему создания учебной литературы по истории педагогики. Они отметили, что структура учебников может быть разной, но она должна быть подчинена решению тех задач, которые ставит перед собой автор учебника. Два возможных подхода к структуре и логике составления такого учебника следующие: первый — показать процесс развития истории педагогики, педагогического знания; другой

— актуализировать историко-педагогический материал с точки зрения решения современных задач. Например, книга Э. Д. Днепрова «Ушинский и современность», построена на изучении работ великого педагога. Данный учебник можно использовать в системе подготовки учителя, так как в нем представлен большой объем материала, который позволяет выявить проблемы организации образования, обоснования педагогической теории, место антропологической проблематики в педагогике. Наличие информационного блока, показывающего эволюцию историко-педагогического процесса, станет значимым только тогда, когда историко-педагогическое знание будет интегрировано в содержание педагогического образования. Именно историко-педагогический материал позволяет решать проблемы формирования культуры как базы компетенции, заинтересованности и мотивации на профессиональное совершенствование.

В этом году в Нижнетагильской государственной социально-педагогичес-

кой академии было издано двухтомное учебное пособие «История образования и педагогической мысли» (56,0 п. л.), под редакцией доктора педагогических наук, профессора В. И. Смирнова. В нем представлены авторские материалы и фрагменты учебников, учебных пособий, монографий и статей, раскрывающих в предлагаемой авторами-составителями системе и в их редакционном оформлении основные события и факты, характеризующие развитие образования в России и за рубежом с древнейших времен до настоящего времени, а также характеризуются важнейшие философско-педагогические концепции и учения, определившие путь и логику развития педагогической науки и образовательной практики.

При использовании данного пособия, отметил А. В. уткин, задача студентов сопоставить, проанализировать разные точки зрения, взгляды тенденции, направления и системы. Весь представленный в книге материал работает не только на формирование культуры педагогического мышления, но и позволяет формировать ценностное отношение к фактам, явлениям, событиям педагогической действительности .

А. Н. Шевелев обратил внимание на то, что история педагогики требует сегодня актуализации и популяризации, учета интересов потребителей. С точки зрения ученого, существует четыре темы, на которые обязаны откликнуться исследователи. Первая — новейшая политическая история в российском образовании, вторая — собственно педаго-

гическое образование, которое находится на пороге реформирования и требует историко-педагогического объяснения, третья — вопросы школьной психологии, четвертая — альтернативная история, помогающая сопоставить разные исторические периоды. Интересен проект, который сейчас реализуется в Петербурге, предлагающий массовой аудитории экскурсии по педагогическому Санкт-Петербургу. Краеведческий, регионоведческий материал связан с малоизвестными именами и запоминающимися страницами истории: в результате для 5—10 процентов аудитории такая форма стимулирует изучение историко-педагогического материала. Только историко-педагогическое краеведение может показать, каким богатством мы располагаем на региональном уровне, может актуализировать сегодняшние проблемы. Практически неразработанной областью остаются проблемы источниковедения и историографии истории педагогики.

Г. Б. Корнетов обозначил еще одну проблему — проблему историков в истории педагогики. Как, при каких условиях педагогическая идея обретает дискурсивную силу? Почему одни идеи овладевают массами, другие, спустя долгое время, возвращаются в практическую педагогику, а третьи умирают? Почему канонизуется деятельность одних педагогов, и игнорируется других? Насколько прочно те или иные идеи входят в духовно-педагогические традиции?

Участники «круглого стола» пришли к выводу о необходимости обоб-

щения продуктивного опыта тех, кто занимается разработкой структуры и содержания историко-педагогического компонента, определив среди актуальных задач анализ учебных пособий, изданных в регионах и апробированных практикой. Среди главных задач педагогической общественности

— поддерживать издание такой литературы, которая бы способствовала сохранению и развитию национальных педагогических традиций, формированию педагогической культуры.

Завершая работу круглого стола, М. А. Лукацкий, М. В. Савин и Е. Ю. Рогачева внесли предложения по содержанию работы планируемой Восьмой национальной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: задачи, методы, источники и проблематика истории педагогики», которая состоится 15 ноября 2012 года. Основой обсуждения станут вопросы методологии и методики историко-педагогического исследования и общих требований к его проведению, анализ деятельности зарубежных ассоциаций историков педагогики и характеристика направлений историко-педагогической науки в европейском образовательном пространстве, определение перспективных линий исследований в истории отечественного образования и педагогической мысли.

Текст к печати подготовлен А. В. Уткиным и О. В. Романовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.