Научная статья на тему 'СТЕННЫЕ ИЗРАЗЦЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ «БУКЕТА В ВАЗЕ» С ТЕРРИТОРИИ МОГИЛЕВСКОГО ПОДНЕПРОВЬЯ'

СТЕННЫЕ ИЗРАЗЦЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ «БУКЕТА В ВАЗЕ» С ТЕРРИТОРИИ МОГИЛЕВСКОГО ПОДНЕПРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Могилевское Поднепровье / типологическая классификация / стенной изразец / изображение «букета в вазе». / Mogilev Dniper region / typological classification / wall stove tile / image of a "bouquet in a vase"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шуткова Н.П.

В статье рассмотрены варианты стенных изразцов с изображением «букета в вазе» из коллекций, полученных исследователями в ходе археологических раскопок и работ в Барколабове (Быховский район), Быхове, Кричеве, Могилеве, Мстиславле, Радомле, Славгороде и Шклове, располагающихся на территории современного Могилевского Поднепровья. Все материалы представлены в рамках типологической классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WALL STOVE TILES WITH THE IMAGE OF A"BOUQUET IN A VASE" OF THE MOGILEV DNIPER REGION

The article considers options for wall stove tiles with the image of a "bouquet in a vase" from the collections obtained by researchers during archaeological excavations and works in Barkolabovo (Bykhov district), Bykhov, Krichev, Mogilev, Mstislavl, Radomlia, Slavgorod and Shklov, located on the territory of modern Mogilev Dnieper region. All materials are presented within the typological classification.

Текст научной работы на тему «СТЕННЫЕ ИЗРАЗЦЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ «БУКЕТА В ВАЗЕ» С ТЕРРИТОРИИ МОГИЛЕВСКОГО ПОДНЕПРОВЬЯ»

8. Милий Алексеевич Балакирев: Воспоминания и письма. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1962. - 477 с.

9. Милий Алексеевич Балакирев: Исследования и статьи. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1961. - 444 с.

10. Милий Алексеевич Балакирев: Летопись жизни и творчества / Сост. А.С. Ляпунова и Э.Э. Язовицкая. - Л.: Музыка, 1967. - 598 с.

11. Переписка М.А. Балакирева с В.В. Стасовым / Предисл. и коммент. В. Каренина; вступ. ст. Г.Л. Киселева. - М.: Музгиз, 1935. - 276 с.

12. Последние годы жизни и кончина Михаила Ивановича Глинки (Воспоминания сестры его Л.И. Шестаковой. 1854-1857) // Записки М.И. Глинки. -М.: Гареева, 2004. - С. 239-262.

13. Римский-Корсаков Н. Полное собрание сочинений. - Т. VIII6. Литературные произведения и переписка. - М.: Музыка, 1982. - 253 с.

14. Русская музыкальная газета. -1899. - № 1. 1 января.

15. Русская музыкальная газета. - 1910. - № 2223. 30 мая-6 июня.

16. Русская музыкальная газета. - 1910. - № 41. 9 октября.

17. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. -М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2018. -268с.

18. Стасов В.В. Цезарь Антонович Кюи. Биографический очерк. - URL: http://www.litmir.me/br/ (дата обращения: 05.02.2021).

19. Туманина Н.В. М.П. Мусоргский. Жизнь и творчество. - М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1939. - 240 с.

СТЕННЫЕ ИЗРАЗЦЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ «БУКЕТА В ВАЗЕ» С ТЕРРИТОРИИ МОГИЛЕВСКОГО ПОДНЕПРОВЬЯ

Шуткова Н.П.

Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, кандидат исторических наук,

доцент кафедры всеобщей истории

WALL STOVE TILES WITH THE IMAGE OF A"BOUQUET IN A VASE" OF THE MOGILEV

DNIPER REGION

Shutkova N.

Mogilev State A. Kuleshov University, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the department of world history

Аннотация

В статье рассмотрены варианты стенных изразцов с изображением «букета в вазе» из коллекций, полученных исследователями в ходе археологических раскопок и работ в Барколабове (Быховский район), Быхове, Кричеве, Могилеве, Мстиславле, Радомле, Славгороде и Шклове, располагающихся на территории современного Могилевского Поднепровья. Все материалы представлены в рамках типологической классификации.

Abstract

The article considers options for wall stove tiles with the image of a "bouquet in a vase" from the collections obtained by researchers during archaeological excavations and works in Barkolabovo (Bykhov district), Bykhov, Krichev, Mogilev, Mstislavl, Radomlia, Slavgorod and Shklov, located on the territory of modern Mogilev Dnieper region. All materials are presented within the typological classification.

Ключевые слова: Могилевское Поднепровье, типологическая классификация, стенной изразец, изображение «букета в вазе».

Keywords: Mogilev Dniper region, typological classification, wall stove tile, image of a "bouquet in a vase".

Печные изразцы относятся к распространенной категории археологического материала. Благодаря сюжетам лицевой пластины изделия имеют некоторую смысловую и художественную нагрузку для декора помещения.

Анализ изразцового материала с территории Могилевского Поднепровья позволил разработать типологическую классификацию для их описания (Рис. 1) [37, с. 11]. Печной пластинчатый изразец (Р) является таксоном первого ранга. Типы выделены в зависимости от формы яруса или печи, которую они облицовывали. Изразцы типа 1 (РГ) облицовывали ярус печи или печь с

прямоугольными углами, изразцы типа 2 (PII) -ярус печи или печь, по форме близкие цилиндру. Подтипы отражают положение изразца в системе печи и по отношению друг к другу. Они имеют следующее буквенное обозначение: А - стенной, В - поясок, С - карниз, D - коронка, E - угловой изразец, F - изразец для покрытия купола печи, G -составное изразцовое панно, H - навершие, J -перемычка. Для типа 1 выделяются изразцы, облицовывающие центральную часть зеркала (А1, В1, С1, В1, F1, G1, H1, J1), их угловые формы (А2, В2, С2, В2, G2, H2, J2), врезки (С3). Угловые изразцы использовались только для облицовки

углов, поэтому они дополнительного цифрового обозначения не имеют. Варианты изделий указывают на сочетание лицевой пластины и румпы (а), лицевой пластины и крепежного шипа (Ь). Сочетание букв аа, Ьа отражает описание лицевой пластины изделия, аЬ - румпы, ЬЬ -крепежного шипа. Далее следует комплекс описания лицевой пластины и анкера, включающий основные морфологические и технологические показатели и выбор из списка предложенных характерестик одного или нескольких пунктов, позволяющих данные показатели раскрыть.

В данной статье будут рассмотрены стенные изразцы с изображением «букета в вазе» из коллекций изразцов, полученных исследователями в ходе археологических раскопок и работ в Барколабове (Быховский район), Быхове, Кричеве, Могилеве, Мстиславле, Радомле, Славгороде и Шклове, располагающихся на территории современного Моги-левского Поднепровья24. Для подготовки статьи были использованы материалы из коллекций фондохранилищ археологической лаборатории имени В.Ф. Копытина МГУ имени А.А. Кулешова (далее

ФАЛ), Института истории НАН Беларуси (далее ФИИ), Кричевского исторического музея (далее КИМ), Музея древнебелорусской культуры (далее МДК), Музея истории Могилева (далее МИМ), Мо-гилевского областного краеведческого музея им. Е.Р. Романова (далее МОКМ), Мстиславского районного историко-археологического музея (далее МРИАМ), Национального исторического музея Республики Беларусь (далее НИМ), Шкловского районного историко-краеведческого музея (далее ШРИКМ).

Стенные изразцы (PIA) (еще одно их название по терминологии Л.Г. Паничевой - «зеркальные» [23, с. 6]) являются самой многочисленной находкой. Именно они создавали основу зеркала печи.

К одниму из самых распространенных сюжетов на лицевой пластине стенных изразцов относится «букет в вазе» (PIAaa1:1-2;2:4(v1-11); 3:3,4; 4:2,3; 5:1-4; 6:1-3; 7:3-4;8:1-3;9:1-2; 10:12; b1:1;2:1,3,6;3:1,2;4:2;5:1 -3;6:1,2; 7:1) (Рис. 2). Весь комплекс материала с такого рода изображениями разделен на варианты.

24 Автор выражает благодарность И.А. Марзалюку, А.А. Метельскому, О.Н. Левко, О.А. Трусову, Р.Д. Галын-скому за возможность работы с материалами археологи-

ческих раскопок и отчетами полевых исследований.

Также в публикации использованы материалы из археологических раскопок и отчеты полевых исследований М.А. Ткачева.

ТАКСОН ПЕРВОГО РАНГА

ТИП

ПЕЧНОЙ ПЛАСТИНЧАТЫЙ

И) РАЗЕ Ц

А

(стенной)

в

(поясок)

с

(карниз)

О

(коронка)

Е

(угловой изразец)

Е

(изразец для покрытия купола печи)'

в

(составное изразцовое панно)

И

(навершие)

(перемычка)

А1

А2

В1

В2 С1 С2 СЗ 1)1

[)2

Н

С1

сь

С2

С2х С2> С2,

Н1 Н2

Л

п

а а а Ь а Ь

аа аЬ аа аЬ аа аЬ Ьа ЬЬ аа аЬ Ьа ьь

а

аа аЬ

Ь Ь

Ьа ЬЬ Ьа ЬЬ

II

А (стенной) в (поясок) с (карниз)

а а а

аа аЬ аа аЬ аа аЬ

комплекс элементов для описания лицевой пластины (аа, Ьа), румпы (аЬ), крепежного шипа (ЬЬ)

I - и фаты, имеющие плоскую без и и и па по отношению к стенке печи лицевую пластину, служащие для облицовки всей печи или яруса с прямыми углами

II - изразцы, имеющие закругленный изгиб лицевой пластины по отношению к округлой (цилиндрической) в сечении стенке печи. Изразцы с таким изгибом изготавливались для облицовки всей печи или верхнего яруса, опиравшегося на ярус с прямыми углами.

А, В, С, О, I., Р, С, 11, ,1, К- указывают положение изразца в печном наборе и по отношению к другим изразцам.

А1, В1, С1, , П, С1, Н1, .11, К1 - изразцы, занимавшие не угловую часть в печном наборе.

А2, В2, С2,1)2, Р2, С2, Н2, Л, К2 - изразцы, занимавшие угловую часть в печном наборе.

сз - вкладыш.

С»ХХ - изразец, занимавший центральную часть составного изразцового панно вху - изразец, занимавший центральную часть рамки составного изразцового панно. (>Х2 - изразец, занимавший угловую часть рамки составного изразцового панно, (вместо X используется цифра 1 или 2)

И - сочетание структурных элементов изразца: лицевая пластина (ЗЯ) + румпа (нЬ) Ь - сочетание структурных элементов изразца: лицевая пластина (Ьа) + крепежный шип (ЬЬ) ? - крепежный элемент ни на одном из фрагментов не сохранился

* - Изразцы-перемычки имели отличия в технологии изготовления. Все изделие формовалось из глиняного валика, образующего в итоге лицевую пластину и крепежный шип.

** - комлекс эментов для лицевой пластины, румпы и крепежного представлен отдекьными таблицами для каждого типа, подтипа и варианта

Рис. 1 Типологическая классификация пластинчатых печных изразцов (составлена автором)

Г квадратная; 2. прямоугольная

1. рснессансныс мотивы

2. изразцы с изображением кованого металла (vl-vlO);

3. изразцы с геометрическими элементами;

4. изразцы с «букетом в вазе» в качестве центрального изображения (vl-vlO);

5. изразцы с изображением растений и растительных элементов;

6. изразцы, сочетающие растительные и геометрические элементы;

7. изразцы с геральдическими элементами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. изразцы с изображением религиозных символов, монограмм;

9. сюжетные (антропоморфные (светского, религиозного, мифологического характера). К категории сюжетных изразцов отнесены орнитологические (в том числе изображения двуглавых орлов без корон, скипетра и державы) и зооморфные изображения, их сочетания;

10. изображение картуша;

11. отсутствует

1. углублен по отношнию к пластине;

2. выступал над поверхностью пластины более 1 см;

3. на 0.1-0,3 см выступает над поверхностью лицевой пластины, рельеф мелкий, частый;

4. на 0,2-0,4 см выступает над поверхностью лицевой пластины, рельеф крупный;

5. рельеф отсутствует

А. А2

ШШ Д.К- ШЖ Si у , ■» у : < у . y¡* у .

* :. j№ «5*4 3?

•И «<» »'К ISütg ЙМ8

¿-* У : ■* У-i У 1 У-.-*

ч, JVX, ит мйчь

»¡Кг ЭцЦй ЯВН Sil

У . * У . « У :** * У i

Й*У S"** Bfc а?

.К-' Л <4,1, * к * >,

. * У . » У . * У » У . *

NÍ йЧ* UPfc

S».к- а.ю »в <¡».» 1.vk л

У : » У . " У : ■» У 1 « У ; J У

а&чу зЛ ¡йк 5л з

№ 5»,К- <J» К А> дек £|,ts

* У . * У ; * У: • У : -» У:*

» Ян Ив 5*4. «я! йчь.

1. высокая (не менее 1.5 см) с округлым завершением;

2. двухступенчатая;

3. одноступенчатая;

4. дополнительная (встречается вместе с одноступенчатой);

5. условная отстоит от края пластины;

6. отсутствует

1. оставался терракотовым;

2. белился;

3. покрывался поливой (монохромный),

4. покрывался поливой (полихромный),

5. расписывался_

1. засорка;

2. цек;

3. затек одной поливы на другую

Е имела округлый выступ из-за глубокого рельфа;

2. имела углубление, связанное с созданием выступающего рельефа;

3.плоская заглаживалась пальцами;

4. плоская имеет следы ткани;

5. имела углубление, связанное с созданием выступающего рельефа, и следы от ткани_

1. крупнозернистый (0,5-0.9 мм) песок;

2. грубозернистый песок (1-2 мм);

3. дресва;

1. форма лицевой пластины

2. орнамен галь-ный мотив

3. рельеф |- н

4. рамка |- -

декора i пиная обработка

—I 6. дефекты

7. тыльная стропа лицевой нласгины

— 8. примеси

А

(стенной)

1. способ крепления к лицевой пластине

а

аа ab

10. способы соединения лицевых пластин

1. после установки на лицевую пластину подбивалась деревянной плашкой;

2. после установки на лицевую пластину закреплялась дополнительно глиной;

3.вбивалась в пластину

2. жгутик (валик) для дополнительного креплении к лицевой пластине

3. ранз

ц. 5. примеси

1. равномерно растирался пальцами между румпой и лицевой пластиной по контуру всей румпы;

2. закреплялся большей частью на румпе;

3. частично растирался, частично вдавливался пальцами;

4. вдавливался пальцами, образуя «поясок» вмятин

5.«неаккуратно» накладывался между румпой и пластиной;

6. отсу тствует_

Г двойной;

2. одинарный;

3. имеющий валикообраз-ное утолщение за 1,5-2 см до края румпы

4. отверстия в румпе

1. справа и слева по отношению к лицевой пластине;

2. сверху и снизу по отношению к лицевой пластине;

3. только с одной стороны:

4. отсутствуют

6. обжит —

7. способы соедине-ним румп (1

1. крупнозернистый (0.5-),9 мм) песок;

2. грубозернистый песок 1-2 мм);

3. дресва;

4. шамот

1. черепок на изломе од-нослойный;

2. черепок на изломе трехслойный

1. под углом в 45 й;

2. накладывались одна на двугую(внахлест)

Рис. 2 Типологическая классификация стенных изразцов (составлена автором)

Вариант 1 (PIAaa1:1;2:4(v1)). Центральное место на изразце занимает ваза большого размера с Б-образными ручками. В вазе стоят растения, изображенные мастером по принципу двухчленной симметрии. Лицевая пластина квадратная, имеет высокий (0,2-0,3 см) и крупный рельеф. В зависимости от вида рамки по краю лицевой пластины выделены изразцы с двухступенчатой и одноступенчатой рамкой.

Изразцы с двухступенчатой рамкой встречены на памятниках археологии:

- Радомля (Рис. 1:1-2). По стратиграфии слоя и сопутствующим находкам изразцы датируются XVI в. [17, с. 33].

- Замковая гора Кричева (Рис. 1:3-4). Найдены в слое с материалом XVI - XVII вв. [6, с. 346].

- Нагорский и Покровский посады Могилева. Изразцы Нагорского посада терракотовые. Датируются второй половиной XVI в. [15, с. 10, А17:1]. Изразцы с аналогичным изображением собраны на территории Покровского посада в 2015 г. (подъемный материал). Изделия зеленополивные (ФАЛ инд.№414) и полихромные. У полихромных сохранилась рамка шириной 1,3-1,5 см и высотой 1 см (Рис. 1:5-8).

- «Место» Старого Быхова. Изделия были собраны из строительных траншей и датированы исследователями не ранее XVII в. [3, с. 27, Мал. 14:1, Фота 5:3; 26; 27, с. 3 (БИКМ 2013 г. инд.№812)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изразцы с одноступенчатой рамкой встречены на памятниках археологии:

- Замковая гора Кричева (Рис. 1:9-10). Изделия датированы исследователями XVI в. [22, с. 73].

- посадская территория Мстиславля (МРИАМ НВ695). Сохранился фрагмент. Привязки к культурному слою не имеет. Зеленополивной, с одноступенчатой рамкой шириной 0,8 см, высотой 0,20,3 см. Высота рисунка - 0,1-0,2 см.

Изделия с таким изображением получили широкое распространение. Изразцы из Заславля, Лид-ского, Логойского замков относятся ко второй половине XVI в., Кревского замка - концу XVI -началу XVII в. [1, № 19-20; 77, Мал. 222:8; 35, Рис. 88, 89]. Литовские изразцы с прямоугольной лицевой пластиной и двухступенчатой рамкой датированы третьей четвертью XVI в., с квадратной лицевой пластиной и двухступенчатой рамкой - концом XVI - началом XVII в. [46, s. 77]. Изразцы из Ту-райдского замка (Латвия) с одноступенчатой рамкой относятся к первой половине XVII в. [45, 1. 85, № 113]. Аналогичное изображение вазы использовалось немецкими мастерами во второй половине XVI в. [5, с. 50].

Рис. 3. 1-2 - фрагменты стенных изразцов XVI в. из Радомли по материалам И.А. Марзалюка (ФАЛ2007 г. инд.№854-855). Фотография сделана И.А. Марзалюком; 3 - фрагменты стенных изразцов вт.п. XVI -п.п. XVII в. из Кричева по материалам М.А. Ткачева (ФИИ инд.№13,14,32,57); 4 - фрагмент стенного изразца вт.п. XVI - п.п. XVII в. из Кричева по материалам А.А. Метельского (КИМКП 428/23); 5-8 -фрагменты стенных изразцов к. XVI - п.п. XVII в. из Могилева по материалам И.А. Марзалюка (ФАЛ 2015 г. инд.№1,2,17,18); 9-10 - фрагменты стенных изразцов вт.п. XVI- п.п. XVII в. из Кричева по материалам М.А. Ткачева (КИМКП 428/5, КП428/12). Фотографии 3-10 сделаны автором.

Вариант 2 (Р1Ааа1:2;2:4^2)). Букет в вазе изображен в восьмиугольной рамке. В качестве дополнительных выступали растительные элементы, изображения человеческих голов с крыльями (возможно, символ ангела, «путто»). Изразцы имеют прямоугольную лицевую пластину с одноступенчатой рамкой по краю пластины и высотой рельефа 0,1-0,4 см. Артефакты различаются в зависимости от заглубления части лицевой пластины в восьмиугольной рамке по отношению к основной части лицевой пластины изразца.

1) Пластина в восьмиугольной рамке заглублялась по отношению к основной части лицевой пластины. Встречены на памятниках археологии:

- Замковая гора Кричева (Рис. 4:5-6). Данные изразцы со ссылкой на мстиславский аналог датированы второй половиной XVII - началом XVIII в. [22, с. 73, Мал. 68:6]. Однако, мстиславские аналоги датируются временем не позднее середины - второй половины XVII в., в некоторых случаях второй - третьей четвертью XVII в. [9, с. 103]. Глубина рельефа по отношению к кричевским экземплярам несущественна, что не позволяет полностью их сравнивать. Разность высот на лицевой пластине кри-чевских изразцов приводило к трещинам на тыльной стороне (Рис. 4:6), что, возможно, стало одной из причин прекращения использования углублений в лицевой пластине (Рис. 4:1-4). Значит, технология их изготовления более ранняя;

- посадская территория Мстиславля (Рис. 4:7). По расположению в культурном слое изделия датированы серединой - второй половиной XVII в. [32, Таблица 55].

2) Пластина в восьмиугольной рамке оставалась на одном уровне по отношению к основной части лицевой пластины. Встречены на памятниках археологии:

- посадская территория Мстиславля (Рис. 5:18). Реконструкция ряда сюжетов таких изразцов осуществлена О.А. Трусовым [34, с. 336]. Датируются изделия серединой - второй половиной XVII в. [31, с. 103];

- Замковая гора Кричева (Рис. 4:1-4). Изразцы найдены в культурном слое с материалами XVI -XVII в. [30, с. 26]; Аналогичны мстиславским изразцам подваринта 2 [32, Таблица 55];

- Шкловский замок (ШРИКМ КП2358). Изразцы представлены единичными экземплярами. Относятся к материалам XVII в.

Как видим, хронологические рамки изделий очень разбросаны. С учетом того факта, что изразцы, идентичные мтиславским, найдены и в культурном слое Смоленска первой половины XVII в. (Рис. 6:1-2), нижняя хронологическая граница может быть очерчена не позднее этого времени. Верхняя граница использования такого сюжета не должна выходить за пределы середины XVII в. Объяснить такое решение можно распространением с середины - второй половины XVII в. в печных наборах других вариантов «букета в вазе», имеющих большую стилизацию вазы.

Рис. 4. 1-4 - фрагменты стенных изразцов п.п. XVII в. из Кричева по материалам М.А. Ткачева (ФИИ 1973 г. инд№7а-10а); 5-6 - реконструкция стенного изразца п.п. XVII в. из Кричева по материалам М.А. Ткачева (МДК КП 3177); 7 - фрагмент стенного изразца XVII в. из Мстиславля по материалам О.А. Тру-сова (МРИАМНВ 444). Фотографии 1-7 сделаны автором.

0 1 2 3 4 5см 0 1 2 3 4 5см — — —

Рис. 5. 1 - фрагмент стенного изразца п.п. XVII в. из Мстиславля по материалам О.А. Трусова (МРИАМ КП101); 2-8 - фрагменты стенных изразцов п.п. - сер. XVII в. из Мстиславля по материалам О.А. Трусова (МРИАМКП 95; НВ 477/1-50; НВ 705/1-17; НВ 675/1-5; НВ 685). Фотографии 1-8 сделаны авто-

ром.

Рис. 6. Стенные изразцы с изображением букета в вазе из Мстиславля (№1, рисунок автора по материалам О.А. Трусова (МРИАМКП 101)) и Смоленска (№2 по Г.К. Патрик, М.А. Гусакову) [3].

Вариант 3 (Р]Лаа1:2;2:4^3)). Форма лицевой пластины прямоугольная. Ваза имеет небольшие размеры. Больше пространства оставлено для растительных элементов вокруг вазы, зооморфных изображений и изображений птиц. Изразцы с изображением птиц на ветках могут трактоваться как сюжет дерева жизни. Изделия терракотовые или зе-ленополивные. Имеют одноступенчатую рамку по краю пластины. Встречены на памятниках археологии:

- Замковая гора Кричева (Рис. 7). Удалось реконструировать орнаментальный мотив лицевой пластины (Рис. 7:1-2). Такие стенные изразцы еще сочетают в себе элементы кованого металла, что нашло отражение в форме изображения букета. По своей морфологии и технологии изготовления

очень близки изразцам с кованым металлом и одноступенчатой рамкой (вариант 1 подвариант 2 и вариант 2 подвариант 2), найденным на этом же памятнике, что позволяет датировать изделия первой половиной XVII в.;

- посадская территория Мстиславля (Рис. 8:18). По слою и сопутствующим материалам изделия датируются серединой - второй половиной XVII в. [31, с. 103; 33, с. 2-13];

- замок в Старом Быхове, «Место» Старого Быхова (Рис. 9:1-3). Изразцы датируются XVII в. [18, с. 23, Фота 120; 36, с. 60-61];

- Шкловский замок (Рис. 9:4). Представлены единичными экземплярами. Относятся к материалам XVII в. (ШРИКМ КП 005020).

®

Рис. 7. 1-2 - полный орнаментальный мотив стенных изразцов (реконструкция автора); фрагменты стенных изразцов п.п. XVII в. из Кричева по материалам М.А. Ткачева (ФИИ1973 г.). Фотографии 3-8

сделаны автором.

Рис. 8. 1,6-8 - фрагменты стенных изразцов XVII в. из Мстиславля по материалам О.А. Трусова (МРИАМНВ 457; НВ 445; НВ 470/1; НВ 477/1-50); 2-3 - фрагменты стенных изразцов сер. - вт.п. XVII в. из Мстиславля по материалам О.А. Трусова (МРИАМКП 102; КП 104; КП 38998; КП 1318). Фотографии 1-8 сделаны автором.

Рис. 9. 1-3 - реконструкция автора терракотового и зеленополивного стенных изразцов XVII в. из замка в Старом Быхове по материалам И.А. Марзалюка. 4 - фрагмент стенного изразца XVII в. из Шклова по

материалам О.Н. Левко (ШРИКМКП 005020).

Вариант 4 (Р!Ааа1:2;2:4^4)). Изображение букета в вазе вписано в арку. Форма лицевой пластины прямоугольная. Терракотовые и зеленопо-ливные. Имеют рельефный рисунок высотой 0,1-0,3 см, одноступенчатую рамку по краю пластины. По форме букета в вазе и арки, наличию дополнительных элементов выделяются следующие подвари-анты:

Подвариант 1. Центральное место изображения занимает ваза с букетом из пяти цветов, вписанная в арку. В верхних углах таких изразцов могли изображать растительные элементы или ангелов. Встречены на памятниках археологии:

- замок Старого Быхова (Рис. 10:1). Датируются изделия XVII в. [18, с. 23; 16, с. 61];

- Нагорский, Шкловский, Покровский, Задне-провский посады Могилева (Рис. 10:2-7). Некоторые экземпляры не имеют привязки к культурному слою, являются подъемным материалом. В целом такие изделия датируются исследователями XVII в. или серединой - второй половиной XVII в. [25, с. 37-38; 12, с. 13, Фота 30:1-2, Фота 31:1, Фота 32:3, Фота 34];

- посадская территория Мстиславля. Датируются второй - третьей четвертью XVII в. [31, с. 103; 32, Таблица 53, 54; 34, Таблица 2:9, 11, 13];

- Замковая гора Кричева (Рис. 10:8).

Подвариант 2. В вазе центральное положение

занимает один цветок или букет из мелких цветков

и растительных элементов. В качестве дополнительного элемента использовалось изображение птиц(ы). Букет в вазе вписан в арку, состоящую из трех сегментов. Углы над аркой заполнены растительными элементами. Встречены на памятниках археологии:

- замок в старом Быхове (Рис. 11:1). Изразцы датируются сер. - вт.п. XVII в. [18, с. 23, Фота 128; 16, с. 62].

- Покровский посад Могилева (Рис. 11:2). Не привязан к культурному слою, подъемный материал.

- Замковая гора Кричева (Рис. 11:3). Изразцы найдены среди материалов XVII в. [22, с. 75, Мал. 68:3].

Изразцы с изображением букета в вазе, вписанного в арку, как часть панно или отдельными изразцами использовались при облицовке немецких печей XVI в., варшавских печей с конца XVI в., печей замка Фромборк - первой половины XVII в., печей Мальборка и Гданьска в XVII в., печей Витебска - конца XVI в. - первой половины XVII в. [5, с. 39, 46; 7, с. 16; 34, с. 336; 39, №189, 191, 192; 38, Яуе. 24-26; 41, Ryc. 10; 44, Ryc. 6; 47, Ryc. 33]. Для клайпедских изразцов с таким мотивом исследователи предложили широкие рамки бытования - конец XVI - XVIII в. [40, Pav.4].

Рис. 10. 1 - фрагмент стенного изразца XVII в. из Быхова по материалам И.А. Марзалюка (ФАЛ 2013 г. инд.№682); 2 - стенной изразец сер. - вт. п. XVII в. из Могилева по материалам О.А. Трусова (МОКМ КП 23099); 3 - фрагмент стенного изразца из Могилева 70-е гг. XVII в. по материалам И.А. Марзалюка (МИМ инд.№298); 4-8 - фрагменты стенных изразцов сер. - вт. п. XVII в. из Могилева по материалам И.А. Марзалюка (ФАЛ 2013 г. инд.№71,73; 2014 г. инд.№2, 209; 2015 г. инд.№435); 9 - фрагмент стенного изразца сер. - вт. п. XVII в. из Кричева по материалам М.А. Ткачева (ФИИ1973 г.). Фотографии 1 -

9 сделаны автором.

Рис. 11. 1 - фрагмент стенного изразца сер. - вт.п. XVII в. из Быхова по материалам И.А. Марзалюка (ФАЛ 2013 г. инд.№ 17); 2 - фрагмент стенного изразца сер. - в т.п. XVII в. из Могилева по материалам И.А. Марзалюка (ФАЛ 2015 г.); 3 - фрагмент стенного углового изразца XVII в. из Кричева по материалам А.А. Метельского (МДККП 3175). Фотографии 1-3 сделаны автором.

Вариант 5 (Р]Лаа1:2;2:4(у5)). Букет в стилизованной вазе вписан в крестообразную рамку. По углам пластины в качестве дополнительных декоративных элементов использованы растительные элементы. Лицевая пластина прямоугольная с одноступенчатой рамкой по краю. Высота рельефа -0,1-0,3 см. Встречены на памятниках археологии:

- Замковая гора Кричева (Рис. 12:1-2,4). Материалы исследователями датированы концом XVI -первой половиной XVII в. [22, с. 74, Мал. 68:4];

- Нагорский, Шкловский, Покровский посады Могилева (Рис. 12:5-8). Датируются серединой -

второй половиной XVII в. [8, Фота 13:2; 21, с. 10, Рис. 11:2];

- посадская территория Мстиславля (Рис. 12:911) [29, Таблица №75:2];

- «Место» Старого Быхова. Фрагменты изразцов были найдены среди материалов XVII в. [2, Фота 7:2; 27, с. 3].

Литовские материалы с изображением букета в вазе, вписанного в крестообразную рамку, также датируются XVII в. [40, Pav. 5]. Изразцы из замка в Мальборке отнесены к материалам первой половины XVII в. [44, П. 200].

0 1 2 3 4 5см

Рис. 12. 1-3 - фрагменты стенных изразцов XVII в. из Кричева по материалам М.А. Ткачева (ФИИ1976 г. инд.№ 80-82); 4 - фрагмент стенного изразца XVII в. из Кричева по материалам А.А. Метельского (КИМКП428/23); 5-8 - фрагменты стенных изразцов сер. - вт.п. XVII в. из Могилева по материалам И.А. Марзалюка (ФАЛ2014 г. инд.№214; МИМ2009 г.; МИМКП 528); 9-11 - фрагменты стенных изразцов сер. - вт.п. XVII в. из Мстиславля по материалам О.А. Трусова (МРИАМКП 81; КП 85; НВ 702/1-11) Фотография 8 сделана И.А. Марзалюком. Фотографии 1-7, 9-11 сделаны автором.

Вариант 6 (Р!Ааа1:2;2:4^6)). Среди материалов середины XVII в. Нагорного посада Могилева встречены зеленополивные стенные изразцы с изображением «букета в вазе», вписанного в овальную рамку. В нижних углах пластины изображены двуглавые орлы [20, с. 10].

Вариант 7 (Р]Лаа1:2;2:4^7)). Букет в вазе вписан в округлую рамку с дополнительными растительными элементами по углам. Изразец найден на посадской территории Мстиславля (Рис.13:1). Материалы характерны для середины - второй половины XVII в. [29, Таблица №66, №70; 31, с. 103; 32, Таблица 68:1-3; 34].

Вариант 8 (Р!Ааа1:2;2:4^8)). Представлен единичными находками изразцов. Букет в вазе располагается в центре композиции. С двух сторон от него изображены колонны с птицами (Рис.13:2) [31, с. 103; 32, Таблица №56:1; 34, Таблица №2:14].

Вариант 9 (Р!Ааа1:2;2:4^9)). На изразцах этого варианта «букет в вазе» входит в состав сюжетной композиции с зооморфными и растительными элементами (Рис.13:3-4) [28, с. 29; 29, Лист 34].

0 12 3 4 5см

0 1 2 3 * 5си

Рис. 13. 1 - фрагмент стенного изразца сер. - вт. пол. XVII в. из Мстиславля по материалам О.А. Тру-сова (МРИАМНВ 610/1-17); 2-4 - фрагменты стенных изразцов XVII в. из Мстиславля по материалам О.А. Трусова (МРИАМКП 532; НВ -4731/1-2). Фотографии 1-4 сделаны автором.

Вариант 10 (Р!Ааа1:2;2:4^11)). К изображениям букета со стилизованной вазой относятся изображения валошек, вписанных в рамку сложной формы. Изделия не имеют рамки по краю пластины, относятся к изразцам с ковровым расположением орнамента. Высота рельефа - 0,2-0,3 см, крупный. При нечетком рисунке высота рельефа составляет 0,1-0,2 см. Орнаментальные мотивы имеют различия в расположении сюжета. Изображение, вписанное в рамку, занимает центральное место на пластине, % части изображения расположены по углам (Рис. 14: 1-4,7), или лицевая пластина разбивалась на четыре части, каждую из которых заполняла '/2 часть целого изображения (Рис. 14: 5-6). Подварианты в данном случае не выделяются, поскольку изразцы с такими отличиями в изображении входили в состав одного печного набора. Встречены на памятниках археологии:

- Нагорский, Покровский, Шкловский посады Могилева (Рис. 14:1-5). Материалы датируются второй половиной XVII - началом XVIII в. [10, с. 13, 31-32; 11, с. 11, 32; 13, Фото 19:2; 14, с. 4, 6; 16, с. 17; 19, с. 8; 21, с. 10, Рис. 10:2];

- замок в Старом Быхове (Рис. 14:6,9). Использовались в облицовке печи конца XVII - начала XVIII в. [18, с. 25];

- посадская территория Мстиславля (Рис. 14:7). Изразцы с ковровым орнаментом валошек

единичны в Мстиславле. Близким к нему является изображение с другим видом растения, вписанным в такую же форму рамки (Рис. 14:8). Аналогичные орнаментальные мотивы использовались при декорировании лицевых пластин изразцов из Витебска, Радома первой половины XVII в. [43, Ryc. 24]. Мстиславские экземпляры по описанным выше аналогам памятников Могилевского Поднепровья могут быть датированы второй половиной XVII -началом XVIII в.

В замке в Ратенжке изразцы с близким изображением и идентичной цветовой гаммой датируются второй половиной XVI в., в первой половине XVI в. такие изразцы использовались в печных наборах Варшавы [42, s. 95 П. 38-40; 47, Ryc. 42-43].

К варианту 10 относятся некоторые находки изразцов печей типа 2 из Могилева. Найдены такие артефакты на территории Покровского посада (Рис. 15). Изразцы с прямоугольной формой лицевой пластины, без рамки по ее краю. Изделия имеют рельефное (0,2-0,3 см) изображение букета с валош-ками в стилизованной вазе. Размеры лицевой пластины - 19х16 см. В коллекции имеются только зе-ленополивные экземпляры. Хронологически соотносятся с материалами второй половины XVII - начала XVIII в. [14, с. 26].

О 1 2 3 4 5см

Рис. 14. 1-5 - фрагменты стенных изразцов вт. пол. XVII - нач. XVIII в. из Могилева по материалам И.А. Марзалюка (МИМКП 138, КП 117, КП 1055; ФАЛ2015 г. инд.№19-20); 6,9 - фрагменты стенных изразцов вт. пол. XVII - нач. XVIII в. из Быхова по материалам И.А. Марзалюка (ФАЛинд.№1352, инд.№385); 7-8 - фрагменты стенных изразцов вт. пол. XVII - нач. XVIII в. из Мстиславля по материалам О.А. Тру-сова (МРИАМНВ 477/1-50, НВ 704/1-6). Фотографии 1-9 сделаны автором.

ш

1. квадратная;

2. прямоугольная

. изразцы с геометрическими элементами;

2. изразцы с «букетом в вазе» в качестве центрального изображения;

3. изразцы с изображением растений и растительных элементов;

4. изразцы, сочетающие растительные и гсомстричсские элементы;

5. изразцы с геральдическими элементами;

1. форма .пшеном пластины

2. орнамеша.п,-ный МОI ПН

1. на 0,1-0,3 см выступает над поверхностью лицевой пластины, рельеф мелкий, частый;

2. на 0,2-0.4 см выступает над поверхностью лицевой пластины, рельеф крупный;

3. рельеф отсутствует_

1. одноступенчатая;

2. отсутствует

3. рельеф"

4. рамк;Г

1. оставался терракотовым;

2. белился;

3. покрывался поливой (монохромный) по рельефу

4. покрывался поливой (полихромный) по рельефу,

расписывался

5. декоративная обработка

1. засорка;

2. цек;

3. затек одной поливы на другую

—I 6. дефекты

1.плоская заглаживалась пальцами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. плоская имеет следы ткани

7. тыльная сторона лицевой пластины

1. крупнозернистый (0.5-0.9 мм) песок; грубозернистый песок (1-2 мм);

3. дресва;

4. шамот.

К. примеси

1. черепок на изломе однослойный;

2. черепок на изломе трехслойный.

— 9. обжиг

1. способ крепления к лицевой пластине

3. ран I

1. после установки на ли-цевую пластину подбивалась деревянной плашкой;

2. после установки на лицевую пластину закреплялась дополнительно глиной;

3.вбивалась в пластину

2. жгушк (валик) для дополнительного крепления к лицевой пластине

Рис. 15. Типологическая классификация стенных изразцов (составлена автором).

1. равномерно растирался пальцами между румпой и лицевой пластиной по контуру всей румпы;

2. закреплялся большей частью на румпе;

3. частично растирался, частично вдавливался пальцами;

4. вдавливался пальцами, образуя «поясок» вмятин ^.«неаккуратно» накладывался между румпой и пластиной;

6. отсутствует_

4. о I вере I ни в румпе

. 5. примеси 1_

I- 6. обжиг _

1. двойной;

2. одинарный;

3. имеющий валикообраз-нос утолщение за 1.5-5 см до края румпы

1. справа и слева по отношению к лицевой пластине;

2. сверху и снизу по отношению к лицевой пластине;

3. только с одной стороны

4. отсутствуют

1. крупнозернистый (0,5-0.9 мм) песок;

2. грубозернистый песок (1-2 мм);

3. дресва;

4. шамот_

1. черепок на изломе од-нослойный;

2. черепок на изломе трехслойный

СП

о

"м о м

Анализ изразцового материала с территории Могилевского Поднепровья позволил выделить 10 вариантов стенных изразцов с изображением «букета в вазе». Изразцы с данными изображениями охватывают хронологические рамки XVI - начала XVIII в. Варианты изразцов 1-9 относятся к типу I. Вариант 10 представлен изразцами типа I и типа II. Наибольшее распространение получили варианты 1-5, 10. Они имеют идентичное изображение в разных населенных пунктах или небольшие отличия. Варианты 6-9 представлены единичными изразцами и найдены только на территории одного населенного пункта (вариант 6 - Могилев, варианты 79 - Мстиславль).

Список литературы

1 Беларуская кафля: [альбом-каталог] / аут.-склад.: В. Е. Собаль, М. А. Ткачоу, А. А. Трусау. -Мнск : [б. в.], 1989. - 161 с.

2 Галынсш Р.Д. Справаздача аб археалапч-ным наглядзе на аб'екце «Строительство сетей теплоснабжения к зданию прихода храма Святой Жи-воначальной Троицы г. Быхова» у 2013 г.: дамова 1н-та пст. НАН Беларуа з настаяцелем храма Святой Жываначальнай Тройцы г. Быхава ад 26 снежня 2013 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 3156.

3 Галынсш Р.Д. Справаздача аб археалапчных разведках i раскопках у пстарычным цэнтры г. Быхава Магшёускай вобласщ у 2013 г. Магшёу, 2014 / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 3155.

4 Заяц Ю.А. Кафля i кафляныя печы / Ю. А. Заяц // Археалогiя Беларуа: у 4 Т. / под науч. ред. П. Ф. Лысенко. - Мшск: Беларус. навука, 2001. - Т. 4: Помнш Х^-Х^УШ стст. - С. 319-348.

5 Козлов А.В. Кафельные печи и печная декоративная керамика. - М. : АНКО ; СПБ. : Эксклюзив Стиль, 2014. - 200 с.: ил. - (Камины и печи)

6 Крычау //Археалопя i нумiзматыка Беларуси энцыкл. / рэдкал.: В. В. Гетау р шш.]. - Мiнск: БелЭн, 1993. - С. 346.

7 Левко О.Н. Витебские изразцы Х^-ХУШ вв. - Минск: Наука и техника, 1981. - 120 с.

8 Марзалюк 1.А. Справазадача аб археалалч-ным наглядзе на аб'екце «Будаунщтва кабельных лiнiй электраперадачы 0,4 кВ у раёне вул. Камса-мольская (участак ТП-122-д. № 10/14 па вулщы Камсамольскай)» у горадзе Магiлёве у 2014 г. / Дамова 1нстытута Псторьн НАН Беларусi з Лукашы-кам Аляксандрам Паулавiчам. - [Рукапiс].

9 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапч-ным наглядзе на аб'екце «Рэканструкцыя з рэс-таурацыяй помнiка архиэктуры 19 ст. па вулiцы Леншскай, 24 у г. Магiлёве» у 2007 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 2525. - Тэкст с. 3-11, кал. воп. с. 12-13, стс с. 15, ш. с. 17-46, даведка с. 47.

10 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапч-ным наглядзе на аб'екце «Рэканструкцыя помтка архггэктуры XVIII ст. дома № 7 па вул. Леншскай. 1 этап. Рэстаурацыя фасадау» у г. Магшёве у 20072008 гг. / Дамова 1нстытута Гiсторыi НАН Беларуа

з iндывiдуaльным прадпрымальнiкам Аборынай Антaнiнaй Аляксееунай ад 27.11.2007 г. // ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 2589. - Тэкст с. 314, кал. воп. с. 15-20, стсы с. 21-22, мал i фота с. 23-32, даведка с. 33.

11 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапч-ным наглядзе на аб'екце «Рэканструкцыя з рэс-таурацыяй крамы непрадуктовых таварау па вулiцы Ленiнскaй 21, з добраупарадкаваннем квартала пстарычнай забудовы у межах вулiц Летнская-Камсамольская-Шянерская-Болдзша у г. Мaгiлёве» / Дамова 1нстытута Гiсторыi НАН Белaрусi з фiрмaй Святлана-Плюс» ад 21.02.2008 г.) у 2008 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 2588. - Тэкст с. 3-12, кал. воп. с. 13-18, стсы с. 19-20, мал. i фота с. 21-34, даведка с. 35.

12 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапч-ным наглядзе на аб'екце «Шматкватэрны жылы дом у раёне перакрыжавання вулщы Вялжая Чавус-ская i вулщы Чыгрынава у горадзе Магшёве» у 2012-2013 гг. /Дамова 1нстытута Гiсторыi НАН Беларуа з Спажывецшм жыллёва-будаутчым каапе-ратывам «ПРОМЖИЛСТРОЙ -2» ад 03 снежня 2012 г. - [Рукатс]

13 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапч-ным наглядзе на аб'екце «Пабудова адштстра-цыйна-гандлёвага прызначэння» па вул. Леншскай, 9 з добраупарадкаваннем прылеглай тэрыторш у г. Мaгiлёве у 2009 годзе / Дамова 1нстытута гiсторыi НАН Белaрусi з ААТ «Велес-К» ад 9 сaкaвiкa 2009 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 2649. -Тэкст с. 3-18, кал. воп. с. 19-31, стсы с. 32-34, мал. с. 35-64, фота с. 65-95, даведка с. 96.

14 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапчных даследаваннях у пстарычнай частцы г. Магшёва (Замчышча, Пакроуск пасад) у маь верасш 1993 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 1475. - 34 с., 6 с. кал. воп., 18 фота, 29 арк. граф. ш.

15 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапчных раскопках на Магшёусшм замчышчы (парк iмя М. Горкага) i Пакроусшм пасадзе (Пaдмiколле, МaгiлёУ) у 2005 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. -Арх. № 2304. - 19 с., 11 с. кал. воп., 1 с. стс умоун. пазнач., 79 с. мал., 1 даведка.

16 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапчных раскопках на тэрыторыi Магшёускага замчышча (парк М. Горкага) у 1994 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 1535. - 32 с., 3 с. кал. воп., 15 с. ш.

17 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапчных раскопках на тэрыторыi вёсш Радамля (Зaмковiшчa, Гарадзшча № 2) Чавускага раёна Магшёускай вобласщ у 2007 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 2520. - Тэкст с. 3-37, кал. воп. с. 38-84, стс. с. 85, ш. с. 86-158, даведка с. 159

18 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапчных раскопках на тэрыторыi замка у г. Быхаве Магшёускай вобласщ у 2013 годзе / I. А. Мара-залюк. - 354 с. - [Рукашс]

19 Марзалюк 1.А. Справаздача аб археалапчных раскопках у Магшёве у 1998 г. (тэрыторыя

Магшёускага замчышча) / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 1778. - 9 с., 1 с. кал. воп., 22 с. ш.

20 Марзалюк 1.А. Справаздача аб архггэк-турна-археалапчных даследаваннях будынка па вул. Леншскай № 4 г. Магшёва у 1994 г. // ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 1537. - 9 с., 15 с. ш.

21 Марзалюк, I. А. Справаздача пра археалапчныя даследаванш на тэрыторьп Магшёва у 2004 г. // ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 2174. - 15 с., 9 с. кал. воп., 1 с. ум. пазн., 28 с. мал

22 Мяцельсш А.А. Старадауш Крычау: псто-рыка-архелалапчны нарыс горада ад старажытных часоу да канца XVIII ст. / А. А. Мяцельсш. - Мшск : Беларус. навука, 2003. - 167 с.

23 Паничева Л.Г. Белорусские изразцы XIV-XVII вв. Как исторический источник: автореф. дис... канд. ист. наук - 07.00.06 - археология / Л. Г. Паничева. - Л., 1980. - 16 с.

24 Патрик Г.К. Уникальный изразец из Смоленска // Археология Подмосковья : материалы науч. семинара. - М. : Ин-т археологии РАН, 2009.

- Вып. 5. - С. 358-363.

25 Ратомск У. Дом на былым Макавецшм завулку у г. Магшёве: (з псторын комплекснага навуковага вывучэня помшка) // Магшёушчына. -Магшёу, 1992 - Вып. 4 / Магшёу. абл. краязнаучы музей, Абл. краязнаучае тав-ва. - 1993. - С. 36-41.

26 Сшчук I.I. Такой вулщы няма // Маяк Прыдняпроуя. -№75 - 1988. - С. 3

27 Сшчук I.I. Там дзе быу Быхоу // Маяк Прыдняпроуя. -№ 94 (7630) от 9 августа 1988 г. -С. 3.

28 Ткачев М.А. Археологический отчет о проведении археологических раскопок на территории б. Кармелитского монастыря в г. Мстиславле в июле 1987 года / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. -Арх. № 1022а. - Кн.1.

29 Ткачев М.А. Археологический отчет о проведении археологических раскопок на территории б. Кармелитского монастыря в г. Мстиславле в июле 1987 года / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. -Арх. № 1022б. - Кн. 2.

30 Ткачев М.А. Отчет о полевых исследованиях сезона 1973 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. -Арх. № д. 445.

31 Трусов О.А. Археологический отчет о проведении археологических раскопок в г. Мстиславле в июне-июле 1983 г. // ЦНА НАН Беларуси. ФАНД.

- Арх. № 829. - Кн. 1.

32 Трусов О.А. Археологический отчет о проведении археологических раскопок в г. Мстиславле в июне-июле 1983 г. / ЦНА НАН Беларуси. ФАНД.

- Арх. № 829. - Кн. 2.

33 Трусов О.А. Археологический отчет о проведении археологических раскопок в г. Мстиславле а августе-сентябре 1984 г. // ЦНА НАН Беларуси. ФАНД. - Арх. № 878г. - Кн.1.

34 Трусов О.А. Мстиславльские изразцы // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник, 1989. - М., 1990. - С. 334-340.

35 Трусов О.А. Памятники монументального зодчества Белоруссии XI-XVII вв.: архитектурно -археологический анализ. - Минск: Наука и техника, 1988. - 157 с.

36 Шуткова Н.П. Изразцы с изображением «букет в вазе» из коллекции материалов археологических раскопок Быховского замка в 2013 г. // Бы-ховские краеведческие чтения: тезисы докладов научно-исследовательской конференции. - Могилев: [б. и.], 2015. - С. 60-62.

37 Шуткова Н.П. Изразцовые печные наборы XV - XVIII вв. с территории Могилевского Подне-провья и Посожья (технология изготовления, типология, хронология). Автореф. на соискание ученой степени канд. ист. Наук по специальности 07.00.06

- Археология. / Н.П. Шуткова. Могилев, 2017 - 23 с.

38 Busko C. Forma i omamentyka srednio-wiecznych kafli z terenu Sl^ska i Czech // Srednio-wieczne i Nowozytne Kafle. Regionalizmy-Podobienstwa- Roznice / pod red. Marii D^browskiej, Haliny Karwowskiej. - Bialystok, 2007 - S. 37-43.

39 D^browska M. Kafle i piece kaflowe w Polsce do konca XVIII w. // Studia i materialy z historii kul-tury mateuialnej. - Wroclaw, 1987. - T- LVIII. - 270 s.

40 Genys J. Klaipedos kokliaiij gamyba XVI-XVII amziuje // Architekturos paminklai: Paminkty is-torij osir architekturos tyrimas. Paminkfy tvarkymo-darbai / LTSR kulturosm-jairkt.; red. kol.: R. Kamin-skas (ats. red.) irkt. - Vilnius: Mokslas, 1984. - V. T. 9: Is respublikos senamiesci^ kompleksinio regenera-vimo praktikos. - P. 43-53.

41 Kilarscy E., Kilarscy М. Gdanskie piece kaflowe w XVII wieku // Porta Aurea. - Gdansk : Wydawnictwo Uniwersytetu Gdanskiego, 1994. - Т. 3.

- S. 91-120.

42 Nadolska K. Kaflez zamkubiskupowwro clawskichw Raci^zkuna Kujawach // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Arhaelogica - 9. - Lodz : Wydawnictwo Uniwersytetu Lodzkiego, 1985. - S. 85-136.

43 Olejnik J. Kafle z zamku Radomskiego // Acta Universitatis Lodzensis Folia archaeologica. - 2010. -№ 27. - S. 49-75.

44 Pospieszna B. Kafle piecowe z wiezy przy kaplicy sw. Wawrzynca w Malborku // Archaeologia et historia urbana. - Elbl^g, 2004. - S. 435-440.

45 Stove Tile Ceramics of theTuraida Castle, 16th-18th century: the Catalogue - Turaidas muzej rezervats., Latvij asvesture sinstituta apgad, 2013. -117 s.

46 Striskienie Ё. Archaeological Finds at the Palace of the Grand Dukes of Lithuania // The history and collections of the Palace of the Grand Dukes of Lithuania. - Vilnius, 2015. - 208 s.

47 Swiechowska A. Kafle warszawskie // Szkice staromiejskie. - Warszawa: Sztuka, 1955. - S. 163173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.