Научная статья на тему 'Стелла Русчева - Пионер социальной психологии в Болгарии'

Стелла Русчева - Пионер социальной психологии в Болгарии Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
59
18
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGY / ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ / HISTORY OF BULGARIAN PSYCHOLOGY AND SOCIOLOGY / ПСИХИКА / PSYCHE / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ХАРАКТЕР / CHARACTER

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Няголова М.Д.

В статье рассмотрен вклад известного болгарского социолога и психолога Стеллы Андоновны Русчевой-Михайловой (1888-1964) в разработку проблем социальной психологии в болгарской науке первой половины ХХ века. Она автор трех книг и много статей, в ведущих болгарских журналах, как «Философское обозрение» и «Златорог». Отправным пунктом ее исследований является методология социологии и продвижение франкофильских научных идей в Болгарии. В основном, ее интересует исследование отношений социологии и психологии. Отличаясь особой оригинальностью, научное творчество С. Русчевой, во многом способствует становлению болгарской социальной психологии первой половины ХХ в.

STELLA RUSCHEVA - THE PIONIER OF THE SOCIAL PSYCHOLOGY IN BULGARIA

The article is dedicated to the contribution of the famous Bulgarian sociologist and psychologist Stella Andonova Ruscheva-Mihailova (1888-1964) in the elaboration of the problems of social psychology, in Bulgarian science from the first half of the XX century. S. Ruscheva is the author of three books and numerous articles in such magazines as "Philosophical Review" and "Zlatorog”. The starting point of her investigations is related to the methodology of sociology and the promotion of the Francophone scientific traditions in Bulgaria. Her principal research objective refers to the development of the issue of the relationship between sociology and psychology. The scientific work of S. Ruscheva gives an especially original character of the social psychology in Bulgaria from the first half of the 20 th century.

Текст научной работы на тему «Стелла Русчева - Пионер социальной психологии в Болгарии»

М.Д. Няголова

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, Великотърновский университет имени Святых Кирилла и Мефодия,

г. Велико Търново, Болгария

СТЕЛЛА РУСЧЕВА - ПИОНЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В БОЛГАРИИ

Аннотация. В статье рассмотрен вклад известного болгарского социолога и психолога Стеллы Андоновны Русчевой-Михайловой (1888-1964) в разработку проблем социальной психологии в болгарской науке первой половины ХХ века. Она автор трех книг и много статей, в ведущих болгарских журналах, как «Философское обозрение» и «Златорог». Отправным пунктом ее исследований является методология социологии и продвижение франкофильских научных идей в Болгарии. В основном, ее интересует исследование отношений социологии и психологии. Отличаясь особой оригинальностью, научное творчество С. Русчевой, во многом способствует становлению болгарской социальной психологии первой половины ХХ в .

Ключевые слова: социальная психология, история болгарской психологии и социологии, психика, индивид, личность, характер.

M.D. Nyagolova, University of Veliko Turnovo "St. Cyril and St. Methodius", Veliko Turnovo, Bulgaria

STELLA RUSCHEVA - THE PIONIER OF THE SOCIAL PSYCHOLOGY IN BULGARIA

Abstract. The article is dedicated to the contribution of the famous Bulgarian sociologist and psychologist Stella Andonova Ruscheva-Mihailova (1888-1964) in the elaboration of the problems of social psychology, in Bulgarian science from the first half of the XX century. S. Ruscheva is the author of three books and numerous articles in such magazines as "Philosophical Review" and "Zlatorog". The starting point of her investigations is related to the methodology of sociology and the promotion of the Francophone scientific traditions in Bulgaria. Her principal research objective refers to the development of the issue of the relationship between sociology and psychology. The scientific work of S. Ruscheva gives an especially original character of the social psychology in Bulgaria from the first half of the 20th century.

Keywords: social psychology, history of Bulgarian psychology and sociology, psyche, individual, personality, character.

Развитие социальной психологии в Болгарии связанно со становлением научной социологии в стране, в самом начале ХХ века. Первые болгарские социологи получают высшее образование в странах Западной Европы и защищают магистерские и докторские диссертации в ведущих научных центрах Германии и Франции. Накануне Первой мировой войны и во время войны, увеличивается число болгарских студентов в Швейцарии и сильно нарастает их интерес к изучению «социальных наук» в университетах Швейцарии и Бельгии. В отличии от социологической подготовки на философских факультетах, данная специальность готовила специалистов не только по социологии, но и по психологии, педагогики и социальной работе. Выпускники получали одновременно теоретические и прикладные знания.

В начале 20-х годов ХХ века, много болгарских ученых, получившие свои дипломы по социальным наукам, осуществили новый сдвиг послевоенной науки в стране. Именно в этот период, улучшаются условия проведения междисциплинарных исследований на стыке социологии и психологии. В науке и в обществе, возникает необходимость социально -психологического анализа болгарской действительности.

В этом отношении, первенство принадлежит специалисту по социальным наукам, преподавателю социологии Софийского университета - Стелле Андоновне Русчевой-Михайловой (1888-1964).

Она родилась в Софии, в семье болгарского государственного деятеля и журналиста Йордана Михайлова. Ее отец - уроженец города Сливена, получил высшее юридическое образование в Сорбонне Парижа. Занимал ответственные государственные должности и на протяжении почти 30 лет, издавал научно-популярный журнал «Иллюстрация Свет» [12].

С. Русчева изучает социальные науки в Женеве, Брюсселе и Льеже. По окончанию высшего образования, получает диплом «лисансие социальных наук» [1]. Возвращаясь на родину, выходит замуж за фабриканта Андона Русчева из города Сливена, где семья живет до

1945 г. В этом городе, С. Русчева проявляет вес свой талант ученого, культурного и общественного деятеля. Она сотрудник местного дома культуры «Заря», одна из организаторов Народного университета в Сливене и одновременно с этим - председатель городского общества женщин «Материнская обязанность», которое заботится о детях сиротского дома (Документы ГРА г. Сливена, 301 К, 925К, 97К). Поскольку супруг хорошо обеспечивает семью, С. Русчева выполняет все эти общественные обязанности по собственному желанию и конечно, не получает зарплату. Наряду с этим, она уделяет много времени своей научной деятельности и преподаванию социологии в Софийском университете, где работает по гонорару.

Она автор трех книг и целого ряда статей в ведущих научных журналах того времени. Благодаря ее владению западными языками, она публикует некоторые свои работы и на иностранных языках. Интерес представляет, например, ее работа, посвященная участию женщин-ученных в философской жизни Болгарии, опубликованная на немецком языке, в Берлине, в сборнике немецко-болгарского общества культурных отношений [4].

Своими учителями в социологии, С. Русчева считает бельгийских ученных Гийома дьо Греф (1842-1924) и Едмонда Пикара (1836-1924). Ее первоначальные исследования относятся к методологии социологии. В начале, она ставит себе задачу представить болгарским читателям принципы научной социологии [5]. Впоследствии, однако, разрабатывает проблему отношения между социологией и психологией.

В монографии «К вопросу об отношениях между социологией и психологией», С. Русчева уточняет предмет обеих наук, от которого зависят и их междисциплинарные отношения. В связи с этим, она считает неприемлемой точку зрения О. Конта и Э. Дюркгейма, согласно которой предмет социологии сводится к изучению порядка, организации и эволюции обществ. Она рассматривает предмет социологии в связи с изучением социального процесса и взаимоотношений людей [6, с. 6]. Она выявляет предмет психологии и социологии, следующим образом: если первая из них изучает внутренние проявления человеческой жизни, то вторая исследует ее «внешние», т. е. общественные стороны [6, с. 6].

Проявления психического являются неминуемой предпосылкой существования общества. Даже, социальная группа оказывается не что иным, чем «психическим процессом». Изучение общественных феноменов невозможно без изучения проявлений индивидуальной и коллективной человеческой психики [6, с. 8-9]. Все это приводит к пониманию общей проблематики обеих наук, из которой состоит социальная психология. Ее основной предмет -«изучение механизмов взаимных влияний душевной и социальной области» [6, с. 9].

Вопрос о метафизике - другое объединяющее звено двух наук. Согласно С. Русчевой, метафизика оказывается особенно необходимой и психологии, и социологии. Психику невозможно изучать только при помощи эксперимента, потому что она отличается непознанными силами и особой глубиной. Такая же ситуация и в социологии. Она изучает не только объективных явлений, к которым применимы неизменные «железные» законы, о которых можно говорить только относительно к физическому миру. Социологию тоже интересуют действия духовных сил, как например, силы духовного выбора [6, с. 15]. С. Русчева указывает, что различия социальной философии и социологии можно искать только в отношении методов, но область их исследований одна и та же. Ведущим принципом нового типа социологии является комплексное исследование психических факторов социальной жизни. Поэтому, развитие данной науки немыслимо без участия психологии [6, с. 11]. Таким образом, социология оказывается продолжением разработки психологической проблематики и ее отражением в социальных условиях.

В своей книге «Границы социальных принуждений», С. Русчева основывается на принцип социологического психологизма Габриеля дьо Тарда. В связи с этим, она вводит и понятие психосоциологии, как выражающее органического единства психологии и социологии.

Она высказывает сомнение в существовании социальной психологии в качестве самостоятельно обособленной науки. Ее задача состоит в изучении индивидуальной точки зрения, т. е. поведения конкретного человека во взаимоотношении индивида и общества.

С. Русчева понимает психику человека как единство биологических и социальных факторов ее развития. Человеческая жизнь - часть общей биологической эволюции и поэтому, в ее развитии, возможен не только прогресс, но и регресс [5, с. 51-52]. Рефлексы и инстинкты сближают человека с общим биологическим характеристикам животных [5, с. 1024]. К собственно человеческим проявлениям психической жизни С. Русчева относит «1) чувства; 2) наследственость и подсознание; 3) подражание и внушение» [10, с. 117]. Чувства и прежде всего любовь, составляют ядро конкретной индивидуальности человеческой психики. Другая отличительная черта индивидуальности человека - это воля. Именно воле подчиняется интеллект, потому что посредством воли, каждая отдельная личность получает свободу.

В творчестве С. Русчевой, важный аспект социально-психологических исследований составляет проблема психологической характеристики болгарского народа. Главные особенности проявления «болгарской души», Русчева видит в стереотипах межличностного общения, которые основываются на способности терпеть, на религиозной вере, на любви к труду. К негативным чертам болгарского характера, она относит растерянность, застенчивость, пессимизм, неудовлетворенность жизнью.

Для исследования национальных особенностей. Русчева применяет термины «болгарская душа» и «болгарский дух». Она указывает, что характерологические особенности болгар настолько противоречивые, что невозможно судить с полной уверенностью о существовании единого «основного ядра болгарской души». По ее словам, «индивидуально-специфические черты не коррелируют с общими характерологическими основами, относящиеся к болгарскому народу, в целом» [11, с. 358]. Подобные выводы объясняются тем, что С. Русчева подходит к изучению «болгарской души», всегда с позиции индивидуального подхода, основываясь на наблюдениях характерологических особенностей конкретных личностей.

В своем исследовании «болгарской души», она применяет принципы «интерпсихологии» Габриеля дьо Тарда. Социальные факты - это действия конкретных людей в процессе межличностного общения. Человеческим действиям присуща подражательность, а и сам характер формируется в условиях подражания. Согласной Русчевой, формирование характера «болгарской души» осуществляется в условиях общения. Конктерный субъект формирует свой характер, подражая известным личностям - «воспитателям народа».

Таким образом, Русчева последовательно сближает свою научную позицию с методологией интеракционизма. В ее творчестве находят свое оригинальное место новейшие подходы социальных и гуманитарных наук. Современным историкам психологии предстоит трудная работа по восстановлению целостного портрета жизни и деятельности этой замечательной женщины и талантливого ученного.

Список документов Государственного регионального архива г. Сливена о Стелле Андоновне Русчевой-Михайловой:

Фонд 301 К, опис 1, а. е. 3, 4, 6. Преписка с Областния инспектор по обществени грижи в

Бургас.

Фонд 925 К, опис 7, а. е. 146. Снимки от посещението на княгиня Евдокия в Сливенското сиропиталище с председателя на ЖБД «Майчина длъжност» - Сливен - Стелла Русчева.

Фонд 97 К, опис 1, а. е. 14, л. 11, 12, 13, 14, 15. Стелла А. Русчева. Читалища и провинциален живот. Сливен, 31 май 1030.

Фонд 97 К, опис 2, а. е. 6, л. 24, 28г и л. 56. Протокол, държан на Общото събрание на членовете на Б. Н. Читалище «Зора», Сливен, състояло се на 23 март 1930 год.

Список литературы:

1. Антология на българската социологическа мисъл / под ред. на М. Бъчваров. С., 1979.

Т. 2.

2. Бояджиев, А. Будна памет за Сливен. Сливен: Агенция Компас ООД, 2011. Т. II.

3. Гидиков, Ст. Рецензия на книгата на Стела А. Русчева: Границите на социалните принуди. Психосоциологически етюд // Философски преглед. 1936. Кн. 4. С. 378-380.

4. Димитрова Н. Жените в българската философска култура-първата половина на ХХ век // Философски алтернативи. 2010. № 6. С. 65-79.

5. Русчева-Михайлова, С. Устройство, еволюция и проблеми на обществения живот. Сливен, 1924.

6. Русчева, С.А. Опит върху отношенията между социологията и психологията. Сливен,

1929.

7. Русчева, С.А. Симпатията и антипатията в отношенията между хората // Философски преглед. 1941. Кн. 3. С. 222-228.

8. Русчева, С.А. Размишления върху учтивостта // Философски преглед. 1930. Кн. 1. С. 4347.

9. Русчева, С.А. Размишления върху искреността // Философски преглед. 1930. Кн. 5. С. 492-499.

10. Русчева-Михайлова, С. Границата на социалните принуди. Сливен, 1936.

11. Русчева, С.А. Върху българската душа // Философски преглед. 1937. Кн. 4. С. 358-371.

12. Симидчиев, Б. Имената, които помним. Портрети на 70 видни сливенци. Сливен, 2002.

13. Цонев, М. Научно-биографичният жанр в историографията на науката. Изследването на науката. Поглед към методологията / под ред. на К. Симеонова; Изд. на БАН. С. 86-103.

14. Tarde, G. Psychologie sociale. Paris: V. Giard & E. Briere, 1898.